ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Б. Ж. Мухаммадиев
В статье обосновывается актуальность интегративного подхода и его функции, представляются компоненты структуры интегративного подхода. Выделяются аспекты, функции, принципы и цели интегративного подхода к обучению иностранного языка. Также автором описаны методы, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на основе интегративного подхода.
The article explains the relevance of integrative approach and its functions, represents the components of integrative approach structure. It highlights aspects, functions, principles and objectives of integrative approach to foreign language learning. The author also describes the methods applicable to foreign language teaching based on an integrative approach.
Ключевые слова: интегративный подход, обучение иностранному языку, методы обучения иностранному языку.
Key words: integrative approach, foreign language learning, foreign language teaching methods.
Интеграция является сегодня одним из самых значительных инновационных явлений в образовании. Она превосходит все другие явления «по широте экспериментального воплощения, глубине творческого замысла, продолжительности и диалектичности исторического развития» [2, c. 26]. Главной функцией интеграционных процессов является достижение синергетического эффекта на основе кооперации и сотрудничества, которые преобладают над дифференциацией и обособлением. Интегративный подход, сформировавшийся в современной системе образования, представляется в этой связи наиболее продуктивным и эффективным. Он может решать задачу целостной подготовки будущих специалистов благодаря не только интегрированию дисциплин, но и слиянию методов, форм и организации учебного процесса. Как справедливо отмечает В. Ф. Тенищева, «интеграция обеспечивает движение педагогической системы к ее большей целостности и как результат, приводит к повышению уровня образовательного процесса, что выражается в формировании необходимых компетенций/компетентностей обучающихся» [3, с. 69].
Согласно И. А. Зимней и Е. В. Земцовой, интегративный подход - это «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, объединяемых общностью как минимум одной из характеристик, в результате чего создается его новое качество» [1, c. 14-19]. Рассмотрим компоненты интегративного подхода: методический, организационно-деятельностный и содержательный. Методический аспект включает в себя интегрирование методик обучения различных дисциплин. Например, следует использовать такие педагогические технологии, как метод проектов, ролевые игры, кейстехнологии. Особое значение, по нашему мнению, имеют проблемные задания, благодаря анализу которых учащиеся пытаются глубже понять суть явлений, что ведет к более глубокому пониманию себя. А понимая себя, зная свои потребности, будущий учитель еще больше стремится к саморазвитию.
335
Организационно-деятельностный компонент предполагает интеграцию форм обучения различных предметов, что будет способствовать использованию большего количества творческих заданий, направленных на формирование креативности и разрушение стереотипов будущих учителей. Содержательный компонент включает в себя учебную деятельность (использование методов, описанных выше, качественный отбор материала, способствующего достижению целей интегративного курса) и внеучебную деятельность (межкультурное взаимодействие, самостоятельное изучение материала).
Мы считаем, что необходимо выделить следующие основные принципы интегративного подхода при изучении педагогических дисциплин: (а) принцип культуросообразности, (б) принцип креативности, (в) принцип ориентации на саморазвитие и самообразование, (г) принцип вариативности, (д) принцип поликультурного самоопределения и самоактуализации личности; (е) принцип толерантности, (ж) принцип диалога культур.
Среди основных целей интегративного подхода при изучении педагогических дисциплин нам представляется важным выделить следующие: (1) формирование целостной картины мира; (2) формирование новых навыков и умений благодаря взаимопроникновению и взаимообогащению системы элементами различных систем; (3) становление нового типа личности, свободного от стереотипов и свободного в выборе действий, что является немаловажным в связи с формированием личности, готовой к конструктивному межкультурному общению; (4) формирование толерантной личности, что на данном этапе развития общества является одной из приоритетных задач образовательной системы; формирование (путем создания проблемных ситуаций) творческой личности, готовой к поиску решений в нестандартных ситуациях; (5) формирование нравственных ценностей учащихся.
Результатом применения интегративного подхода при изучении педагогических дисциплин являются: (а) интенсификация процесса обучения; (б) систематизация учебно-познавательной деятельности; (в) формирование ключевых компетенций и формирование личности, готовой к эффективной межкультурной коммуникации; (г) формирование профессиональных навыков учащихся и всестороннее развитие личности; (д) формирование вариативности мышления и становление нового типа личности учащегося.
В результате анализа научно-исследовательской литературы нами были выделены три группы методов при изучении педагогических дисциплин: (1) познавательно-исследовательские (исследовательский, метод формирования культурного самоопределения, рефераты, метод проекта); (2) коммуникативно-проблемные (культуроведчески-ориентированные дискуссии проблемного характера, культуроведчески-ориентированные ролевые игры, деловые игры); (3) проблемно-поисковые (использование информационных технологий: слайд-презентации, веб-квесты, блоги). Проведенное нами исследование практики изучения педагогических дисциплин студентов высшей школы подтверждает эффективность выбранных методов. Таким образом, нами был сделан вывод, что использование данного комплекса методов дает возможность выполнения всех задач и целей интегративного обучения.
336
Итак, благодаря интегративному подходу появляется возможность самореализации и самоидентификации личности будущего учителя. Меняется мышление учащихся, привыкших мыслить по одной схеме. Также особенно важным направлением, которое необходимо отметить, является активизация нравственной сферы сознания. За счет интеграции знаний возможно формирование новых образовательных курсов, удовлетворяющих потребностям современного общества.
Список литературы
1. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социальнопрофессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. - № 5. - С. 14-19.
2. Каримов З. Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Уфа, 2009.
3. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.
337