Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/35ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Зюзин Д.И. Интегрированный подход к аудиту бизнеса групп компаний // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/35ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Ziuzin D.I. (2019). An integrated approach to business audit of groups of companies. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https://esj.today/PDF/35ECVN219.pdf (in Russian)
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант E-mail: [email protected]
Аннотация. В современных условиях наблюдается развитие методологических подходов к проведению и анализу аудита бизнеса. Объектом исследования настоящей статьи являются группы компаний, аудит которых обладает рядом принципиальных отличий, непосредственным образом отражающихся на методике проведения проверки. Ключевой характеристикой группы компаний является наличие большого количества заинтересованных в ее деятельности сторон. Аудит групп компаний является неотъемлемым элементом системы учета и контроля, благодаря которому заинтересованные стороны могут получить объективную оценку текущей деятельности, а также перспектив развития. Его комплексный характер позволяет оценить не только адекватность отчетности организаций, выстроить действенную внутреннюю систему контроля, но и дать характеристику эффективности деятельности всей группы компаний.
В статье обосновывается необходимость интеграции подходов и методик к проведению аудита бизнеса группы компаний как особого объекта, требующего комплексного подхода. В исследовании представлен авторский взгляд на проблему интеграции внутреннего и внешнего аудита на основе теории заинтересованных сторон, определены функции и задачи каждого из них. Автором также предложена модель внутреннего аудита для группы компаний, соответствующая принципам международных стандартов аудита и ведущим концепциям внутреннего контроля, которая позволит повысить результативность деятельности организаций в долгосрочной перспективе. Предложенное методическое обеспечение проведения внутреннего и внешнего аудита группы компаний позволит повысить эффективность этих процессов, как в отдельности, так и в их согласованном единстве. Статья является частью диссертационного исследования автора.
Ключевые слова: аудит бизнеса; аудит групп компаний; стейкхолдеры; модель внутреннего аудита групп компаний; группы компаний; система внутреннего контроля; стандарты аудита
For citation:
УДК 657.6 ГРНТИ 06.35.31
Зюзин Дмитрий Игоревич
Интегрированный подход
к аудиту групп компаний
35ECVN219
Процесс глобализации затрагивает все отрасли экономики и предъявляет высокие требования к стандартам функционирования групп компаний. В этих условиях аудит становится неотъемлемой частью экономической действительности российского бизнеса. При этом система финансового контроля усложняется, поскольку заинтересованные в развитии стороны ожидают от нее удовлетворения своих специфических запросов. Становится очевидным, что традиционный внешний аудит, представленный исключительно как внешняя функция контроля, отдельная от системы управления группой компаний, не способен полноценно выполнить эти задачи. Важным становится разработка интегрированного подхода к аудиту групп компаний, позволяющего учитывать динамику изменений требований стейкхолдеров, с одной стороны, и необходимость формирования системы контроля устойчивого развития бизнеса групп компаний, с другой. Данная статья является частью диссертационного исследования автора, посвященного развитию методики аудита консолидированной финансовой отчетности групп компаний.
Аудит бизнеса не регламентированное понятие в российском законодательстве. Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует общепринятое понятие «группа компаний», и не определено понятие «аудит бизнеса групп компаний». Т. е. мы сталкиваемся с отсутствием четкого определения, как предмета, так и объекта.
Группа компаний представляет собой «несколько юридических лиц (коммерческих организаций), добровольно признающих себя группой и объединенных общим кругом контролирующих владельцев» [1]. Это определение кажется, наиболее логичным и четко описывающим российскую экономическую действительность. Аудит как специфическая деятельность по контролю за бизнесом в России стал развиваться по пути интеграции мирового опыта. Обратимся к основным теориям современного аудита для оценки их применимости к группе компаний. Сравнительный анализ теорий и концепций аудита представлен в таблице 1.
Таблица 1
Базовые теории современного аудита
Теория Подход / Исследователи Описание Преимущества / Недостатки
1. Теория адекватности Подтверждающий аудит Исследователи: Ф. Пикслей, Л. Дикси, А.Т. Ватсон, И.Ф. Шерр, Р. Монтгомери Предполагает прямой последовательный подход -подтверждения старались получить путем прямого сравнения бухгалтерской отчетности. Задачи аудита: подтверждение отчетности, анализ ее адекватности. + Аудитор отвечает на вопрос, какова ситуация на данный момент. - Аудит проводится исключительно в интересах собственников. На момент ознакомления с мнением аудитора потенциального инвестора, это мнение уже устаревает.
2. Теория контроллинга Системно-ориентированный аудит Исследователи: В. Бринк Теория контроллинга предполагает оценку наемной администрации для собственника. + В рамках данной теории раскрывается механизм управления предприятием, она позволяет вскрыть неиспользованные резервы. - Степень объективности отчетных данных при реализации аудита снижается поскольку аудитору приходится использовать выборку.
3. Теория консалтинга Риск-ориентированный аудит Исследователи: М. Шерер, Д. Кент Теория напрямую связана с эффективностью деятельности предприятия. Аудит понимается как одна из форм консалтинга собственников относительно качества работы наемной администрации. + Теория устремлена не в прошлое, а в будущее. - Теория исходит из субъективных оценок, высокая ориентация на математические дисциплины (линейное программирование, теорию игр, теорию вероятности и т. д.).
Составлено по [2;3; 4]
Развитие теорий аудита не ограничивается только рассмотренными тремя. Также современная наука предлагает к рассмотрению теорию «подтверждения кредитоспособности», теорию модератора, квазикритическую теорию и т. д. [5].
Тем не менее, сложно не согласиться с мнением российских исследователей Л.И. Ворониной [6], Кизилова А.Н., Богатой И.Н. [2] о том, что «развитие аудита идет от подтверждающего аудита к системно ориентированному и к риск-ориентированному» [2]. В настоящий момент для групп компаний могут применяться все три вида аудита, что связано с многоаспектностью аудиторской деятельности и с различными запросами к ней (рис. 1).
Подтверждающий аудит
• внешний, независимый, вневедомственный финансовый контроль деятельности группы компаний
• проводится в организациях, подпадающих под обязательный аудит в соответствии с ФЗ N 307-ФЗ) «Об аудиторской деятельности»
Системно-ориентированный аудит
• наблюдение систем, контролирующих операций систем внутреннего контроля (СВК)
• проводится при совмещении аудита и консалтинговых услуг, предусматривающих выработку рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля
Риск-ориентированный аудит
• анализ рисков компании и защищенности организации от них
• проводится при оценке областей с более высоким возможным риском, предполагает оценку квалификации людей,
контролирующих систему и принимаемых ими управленческих решений, нацелен на организацию рационального взаимодействия внутреннего и внешнего аудита
Рисунок 1. Возможности применения классических подходов к аудиту групп компаний (составлено автором)
Как видно из рисунка 1 в процессе аудита консолидированной финансовой отчетности групп компаний можно совмещать все три подхода в зависимости от целей и задач аудита. Кроме того, данные подходы целесообразно использовать также при оказании широкого спектра аудиторско-консалтинговых услуг в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Для полноты исследования возможностей оказания аудиторско-консалтинговых услуг группам компаний необходимо рассмотреть новые объекты и виды аудита. Это связано с запросами современного бизнеса, которые не ограничиваются только определением
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, а ориентированы на оценку и управление эффективностью компаний.
Связь эффективности и целевого компонента компании подчеркивается и в Системе сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) приверженцы [7], которой также подчеркивают необходимость рассматривать эффективность как многокомпонентную конструкцию, включающую экономический, социальный, экологический и другие элементы. В результате возникают «новые модификации обработки экономической информации креативный учет, социальный учет, учет человеческих ресурсов, что влечет за собой появление новых форматов отчетности, в частности социальной» [8]. Это требует расширения границ аудита и подтверждается возникновением относительно новых его видов, актуальных для групп компаний. Рассмотрим несколько наиболее распространенных: стратегический аудит, аудит эффективности, социальный аудит, экологический аудит, инновационный аудит (рис. 2). Развитие теории и практики аудита свидетельствует о том, что этот перечень не является конечным и может расширяться в зависимости от запросов стейкхолдеров.
Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности
А |
Инновационный аудит - оценка инновационных возможностей инноватора: инновационного потенциала, инновационной среды, инновационной позиции и инновационной активности предприятия
Рисунок 2. Современные виды аудита, используемые в группах компаний (составлен автором по [8; 9; 10; 11], в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ)
В соответствии с рисунком 2 были выделены 5 перспективных направлений аудита, которые могут быть реализованы в группе компаний. При этом все обозначенные процессы имеют пересечения и за исключением экологического аудита их определения не четко регламентированы. Это ставит перед современными исследователями задачу определить как систему аудиторско-консалтинговых услуг, оказываемых группам компаний с учетом ее особенностей на основе сформированных подходов, так понятие аудита бизнеса группы компаний.
Под аудитом бизнеса групп компаний мы понимаем комплексную, независимую, документированную процедуру диагностирования экономических, социальных и экологических аспектов финансово-хозяйственной деятельности групп компаний в различных направлениях, включая ретроспективное и перспективное (оперативное, тактическое, стратегическое).
Аудит бизнеса групп компаний представляет собой независимый контроль эффективности и результативности деятельности организации, достоверности и своевременности бухгалтерской и иной отчетности, соблюдения законодательства. И говоря об этом процессе, мы в первую очередь говорим о внешнем аудите. При этом базой для проведения внешнего аудита часто выступает внутренний аудит, который позволяет получить дополнительную, расширенную внутреннюю оценку экономической, социальной, инновационной и др. составляющих деятельности компонентов и группы компании в целом. С этой точки зрения целесообразно рассмотреть особенности формирования и развития внутренней системы контроля, поскольку рекомендациями внешних аудиторов могут быть улучшающие мероприятия в первую очередь именно этой подсистемы управления. Мы предполагаем, что система внутреннего контроля группы компаний должна стать эффективным инструментом поддержки руководства компании в процессе принятия управленческих решений, а также способом защиты прав внутренних и внешних стейкхолдеров с одной стороны, и информационной платформой для проведения процедуры внешнего аудита, с другой.
Т. е. мы предполагаем, что аудит бизнеса групп компаний (внутренний и внешний) представляет собой систему взаимосвязанных процессов, подчиненных общим целям и направленный на совершенствование управления в стратегической и оперативной перспективах. Схематично данную гипотезу можно представить следующим образом (рис. 3).
Из рисунка видно, что процесс аудита бизнеса должен быть встроен в систему управления через включение в него элементов других функций менеджмента, отличных от контроля. В частности, результаты аудиторской деятельности используются в функциях планирования и организации при принятии и реализации решений руководством группы компаний. Предполагается, что в большей степени это будут корректирующие решения в случае использования результатов внутреннего аудита, и предупреждающие - в случае, если в качестве информационной основы принятия решений используется заключение внешних аудиторов. При этом рекомендации внешних аудиторов должны иметь конструктивный и прогностический характер, что позволит снизить вероятность возникновения различных видов рисков и/или уменьшить их последствия.
Из рисунка видно, что процесс оказание аудитороко-консалтинговых услуг аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами должен быть встроен в систему управления через включение в него элементов других функций менеджмента, отличных от контроля. В частности, результаты оказания аудиторско-консалтинговых услуг могут быть использованы в целях качественной реализации таких важнейших функций управления как: планирование, контроль, организация при принятии и реализации управленческих решений руководством группы компаний. Предполагается, что в большей степени это будут
корректирующие решения в случае использования результатов внутреннего аудита, и предупреждающие - в случае, если в качестве информационной основы принятия решений используется аудиторское заключение внешних аудиторов. При этом рекомендации внешних аудиторов должны иметь конструктивный и прогностический характер, что позволит снизить вероятность возникновения различных видов рисков и/или уменьшить их последствия.
Рисунок 3. Интегрированный подход к аудиту бизнеса групп компаний (составлено автором)
Внутренний аудит решает преимущественно функциональные задачи управления группы компаний и ее компонентов, а внешний аудит - задачи, связанные с институциональными аспектами экономической деятельности, а именно взаимоотношениями со стейкхолдерами, при этом ключевыми из них являются государство, собственники и топ-менеджмент (руководство) группы компаний. Важная роль в системе услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, принадлежит аудиту, и прежде всего аудиту консолидированной отчетности. Решения, принятые на основе аудиторских заключений должны вести к повышению удовлетворенности стейкхолдеров.
Внутренний аудит в России существует относительно недавно около 20 лет. Но особую актуальность этот процесс получил из-за появления корпоративных форм организаций, когда произошло разделение собственности и управления. Организация служб внутреннего аудита путем выделения его из системы внутреннего контроля обусловлена также и необходимостью дополнительного контроля. Скандалы, связанные с непрофессионализмом аудиторских фирм в США, наглядный пример необходимости двойного контроля за деятельностью компании.
Определение внутреннего аудита (ВА) дано Международным Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) в соответствии с которым под внутренним аудитом понимается «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности компании. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления» [12].
В соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита1 нами были уточнены его цели для группы компаний (рис. 4). С точки зрения функционального подхода основными целями внутреннего аудита являются высокий уровень качества системы внутреннего контроля, совершенствование процессов управления рисками, повышение результативности и эффективности управления группой компании в целом и ее компонентами в частности.
Внутренний аудит группы компаний
Рисунок 4. Цели внутреннего аудита бизнеса группы компаний с точки зрения функционального подхода (составлено автором)
Рассмотрим возможную модель внутреннего аудита бизнеса для группы компаний (рис. 5). При этом мы опираемся на гипотезу, что лучшей организационной моделью внутреннего аудита группы компаний будет организация самостоятельного подразделения внутреннего аудита на уровне центрального аппарата управления группы компаний одновременно с организацией подразделений внутреннего аудита в каждом отдельном компоненте. Это даст возможность создания системы полноценного анализа и оценки системы внутреннего контроля, возможных рисков, а также непрерывного совершенствования деятельности группы компаний и ее компонентов за счет своевременной реализации корректирующих и предупреждающих действий. На рисунке представлены 4 основных этапа проведения аудита, соответствующих риск-ориентированной модели COSO (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission), которые детализируются в процессе адаптации к процедурам внутреннего контроля компании.
Фактически требования стейкхолдеров формируют систему критериев, необходимых для проведения аудита, которая должна быть отражена в плане аудита. Рассмотрим требования заинтересованных сторон, а также критерии, необходимые для проведения внутреннего аудита в разрезе финансового и организационного аспектов более детально (см. табл. 2).
1 Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита «Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://na.theiia.org/translations/PublicDocuments/IPPF-Standards-2017-Russian.pdf - Загл. с экрана. - Яз. рус.
Страница 7 из 13
35БСУШ19
Центральный аппарат управления ГК
Требования стейкхолдеров, в т. ч. собственники,
инвесторы,
кредиторы,
менеджмент,
персонал,
поставщики,
покупатели,
государство,
налоговые органы
Служба внутреннего аудита ГК
г/
Компонент 1 (К1) Подразделение ВАК1
Компонент 2 (К2) Подразделение ВА К2
Компонент ... (К...) Подразделение ВАК...
Компонент n (Kn) Подразделение ВА Кп
Высокий уровень качества системы внутреннего контроля, совершенствование процессов управления рисками, повышение результативности и
эффективности управления группой компании в целом и ее компонентами в частности
Рисунок 5. Модель внутреннего аудита для группы компаний (составлено автором)
Страница 8 из 13
35ECVN219
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
Таблица 2
Система критериев, необходимая для проведения аудита (финансовый и организационный аспект)
Заинтересо ванные стороны Интересы Критерии
Финансовые Организацио нные
Собственники Дивиденды, цена акции, надежность инвестиций Рыночная добавленная стоимость компании; рентабельность инвестиций; рентабельность активов; полная доходность акционеров; цена акции; прибыль на акцию Соблюдение и защита прав субъектов; полнота требований к основным фигурантам; информационная прозрачность; надежность системы внутреннего контроля и результативность деятельности контрольных органов; социальная ответственность корпорации и наличие программ по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия на нее со стороны корпорации
Инвесторы Доход на вложенные инвестиции, надежность инвестиций Рыночная добавленная стоимость компании; экономическая добавленная стоимость; рентабельность инвестиций; рентабельность активов; чистый денежный поток на единицу инвестиций
Менеджмент Оплата труда, карьерный рост, престиж, власть Экономическая добавленная стоимость; полная доходность бизнеса; рентабельность инвестиций; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала; рентабельность продаж; валовая прибыль; чистая прибыль; объем продаж; себестоимость продукции соблюдение и защита прав субъектов; полнота требований к основным фигурантам; информационная прозрачность; результативность системы внутреннего контроля и деятельности контрольных органов; социальная ответственность ГК и наличие программ по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия на нее со стороны ГК; лидерство ГК, ее место на рынке, узнаваемость продукта и бренда, деловой имидж; качество инициатив в области корпоративного управления; эффективность принимаемых управленческих решений; степень отклонения от бюджетов и планов ГК и ее компонентов; соблюдение сроков реализации поставленных задач, указаний и предписаний; наличие ошибок в действиях работников компонентов/подразделений, их характер
Заинтересо ванные стороны Интересы Критерии
Финансовые Организацио нные
Персонал Заработная плата, безопасность, занятость, социальные гарантии, удовлетворение работой Оплата труда; средства на социальную защиту и обеспечение Соблюдение и защита прав субъектов; полнота требований к основным фигурантам; информационная прозрачность; надежность системы внутреннего контроля и результативность деятельности контрольных органов; социальная ответственность ГК и наличие программ по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия на нее со стороны корпорации; текучесть кадров; наличие материальной и нематериальной мотивации труда; наличие программ обучения персонала, повышения квалификации; реальность и скорость продвижения по карьерной лестнице
Поставщики Цена ресурсов, сроки контрактов, своевременность расчетов Чистый денежный поток; рентабельность продаж; цена ресурсов, сроки контрактов, своевременность расчетов Соблюдение и защита прав субъектов; полнота требований к основным фигурантам; информационная прозрачность; лидерство ГК; характер взаимоотношений с партнерами; качество сервиса и послепродажного обслуживания
Покупатели Качество продукции и ее цена, соотношение цена/качество, дополнительный сервис Цена продажи; транспортные издержки соблюдение и защита прав субъектов; полнота требований к основным фигурантам; информационная прозрачность; лидерство ГК, ее место на рынке, узнаваемость продукта и бренда, деловой имидж; характер взаимоотношений с партнерами; качество сервиса и послепродажного обслуживания
Государство Ответственное управление организацией, инфорсмент Чистая прибыль; наличие рабочих мест и прочие финансовые показатели Соблюдение и защита прав субъектов; полнота требований к основным фигурантам; информационная прозрачность; надежность системы внутреннего контроля и результативность деятельности контрольных органов; социальная ответственность корпорации и наличие программ по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия на нее со стороны ГК; лидерство ГК, ее место на рынке, узнаваемость продукта и бренда, деловой имидж; характер взаимоотношений с партнерами
Налоговые органы Налоговые платежи Налоговые отчисления
Составлено автором на основе Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита «Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита», Методике COSO, а также исследований [13; 14; 15].
Как видно из таблицы 2 требования стейкхолдеров к компании различны и чем сложнее и более многоаспектна организация, тем большее количество заинтересованных сторон влияют на ее деятельность. Соответственно группе компаний необходимо точно идентифицировать наиболее значимые для нее группы стейкхолдеров и обеспечить их баланс интересов, в том числе и при реализации процедур аудита. Можно сказать, что аудит бизнеса группы компании и должен отражать основные требования именно этих заинтересованных групп, которые обладают большим влиянием, как правило, это собственники, топ-менеджмент, государство, инвесторы и кредиторы. Но в отдельных ситуациях другие заинтересованные стороны могут быть более приоритетны. Так, например, в ситуации банкротства, когда у организации сформирована значительная задолженность по заработной плате, персонал и его требования станут ключевой заинтересованной стороной.
Таким образом использование системы интегрированного контроля за деятельностью группы компаний позволит приблизиться к балансу интересов стейкхолдеров за счет, в том числе, и рекомендательного компонента аудиторского заключения, повысить эффективность деятельности как компонентов, так и группы компаний в целом, а также обеспечить более высокий уровень качества процессов внутреннего и внешнего аудита.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большунов Д., Файнштейн О. Что такое «группа компаний» с практической точки зрения? Консалтинговая компания «ОВФ Консалт». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ovf.ru/articles/o-gruppah-kompaniy/chto-takoe-gruppa-kompaniy-s-prakticheskoy-tochki-zreniya-opredelenie.htm, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 10.02.2019).
2. Кизилов А.Н. Эволюция аудита как науки и практической деятельности / А.Н. Кизилов, И.Н. Богатая // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 34. -С. 43-57.
3. Никольская Ю.П., Мерзликина Е.М. Аудит. Часть 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook086/01/eabout.htm, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 12.03.2019).
4. Соколов Я.В. Роль теории аудита в процессе подготовки кадров / Я.В. Соколов, С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости, 1998. п 2., Бычкова С.М. Доказательства в аудите. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с.
5. Бычкова С.М. Доказательства в аудите [Текст]. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с.
6. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие: В 2 частях. Ч. 2. Основы аудита [Текст]. - М.: 1999. - 304 с.
7. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / - 2-е изд., испр. и доп. / Пер.с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 320 с.
8. Кизилов А.Н. Исследование экономической сущности социального аудита и его места в системе аудиторско-консалтинговых услуг / А.Н. Кизилов, И.Н. Богатая // Международный бухгалтерский учет. 3 (345) - 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-ekonomicheskoy-suschnosti-sotsialnogo-audita-i-ego-mesta-v-sisteme-auditorsko-konsaltingovyh-uslug (Дата обращения: 20.01.2019).
9. Кизилов А.Н. Стратегический аудит в системе аудиторско-консалтинговых услуг / А.Н. Кизилов, И.Н. Богатая // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). п1 - 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskiy-audit-v-sisteme-auditorsko-konsaltingovyh-uslug (Дата обращения: 20.03.2019).
10. Петрова А.Т. Методологические аспекты проведения стратегического аудита как услуги [Текст] / А.Т. Петрова, Е.А. Покивайлова // Проблемы современной экономики, 2012, № 4 (44) - С. 385-389.
11. Керимов В.В. Сущность, значение и отдельные аспекты инновационного аудита // Транспортное дело России, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-znachenie-i-otdelnye-aspekty-innovatsionnogo-audita (Дата обращения: 10.03.2019).
12. Филатова Н.Г. Институциональные аспекты экономической реализации форм собственности // Экономика. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/334/image/334-125.pdf, свободный - Загл. с экрана. - Яз. рус.
13. Богатая И.Н. Анализ состояния и современные проблемы регулирования рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России [Текст] / И.Н. Богатая // Научный результат. Серия «Экономические исследования». - 2017. - № 3. - Т.3. - С. 4762.
14. Панфилова Е.А., Шульга С.А. Организационное проектирование риск-ориентированной системы внутреннего контроля предприятия [Текст] / Е.А. Панфилова, С.А. Шульга // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. -№ 2(4). - С. 397-402.
15. Филевская Н.А. Основные направления внутреннего аудита корпоративного управления [Текст] / Н.А. Филевская; под ред. Н.П. Абаевой. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 163 с.
Ziuzin Dmitrii Igorevich
Rostov state university of economics, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
An integrated approach to business audit of groups of companies
Abstract. In modern conditions, there is a development of methodological approaches to conducting and analyzing a business audit. The object of the study of this article are groups of companies, the audit of which has a number of fundamental differences that directly affect the method of conducting the audit. A key characteristic of a group of companies is the presence of a large number of parties interested in its activities. Audit of groups of companies is an integral element of the accounting and control system, through which stakeholders can get an objective assessment of current activities, as well as development prospects. Its comprehensive nature makes it possible to evaluate not only the adequacy of the organizations 'accounts, to build an effective internal control system, but also to characterize the performance of the entire group of companies. The article substantiates the need to integrate approaches and methodologies for conducting an audit of a group of companies as a special object requiring an integrated approach. The study presents the author's view on the problem of integrating internal and external audits based on the theory of stakeholders, identifies the functions and tasks of each of them. The author also proposed a model of internal audit for a group of companies that complies with the principles of international auditing standards and leading concepts of internal control, which will improve the performance of organizations in the long term. The proposed methodological support for the internal and external audit of a group of companies will improve the efficiency of these processes, both individually and in their coordinated unity. The article is part of the author's dissertation research.
Keywords: business audit; audit of groups of companies; stakeholders; model of internal audit of groups of companies; groups of companies; internal control system; auditing standards