Научная статья на тему 'Интегрированные сети развития малого и среднего агробизнеса'

Интегрированные сети развития малого и среднего агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированные сети развития малого и среднего агробизнеса»

жения. Хотя очевидно, что единовременной поддерж- вование законодательной базы для поддержки сверх-

ки недостаточно для сохранения ЛПХ в районе с не- малых хозяйств на всех уровнях федеральном, регио-

благоприятным климатом. Необходимо совершенст- нальном и муниципальном.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СЕТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО АГРОБИЗНЕСА

О.В. Медведев, к.т.н., доц., ст. науч. сотр. Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, фермер

В данной работе предлагается комплексный подход к развитию малого и среднего агробизнеса (МСА), важнейшим принципом которого является приоритетная поддержка и интеграция успешных (состоявшихся) его субъектов с целью увеличения их количества. Под субъектами агробизнеса понимаются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сельской местности (сельскохозяйственные и не сельскохозяйственные организации, фермерские и личные подсобные хозяйства, предприниматели, занимающиеся строительством, ремонтом техники и т.д.). МСА является источником предпринимательского духа и инноваций, конкурентоспособности экономики страны. В странах ЕС на его долю приходится около двух третей рабочих мест и добавочной стоимости. При этом учитывается, что развитие малого и крупного агробизнеса более успешно при рациональном сочетании их деятельности [1].

Для развития МСА важнейшее значение имеют обеспечение его квалифицированными кадрами, инвестиционное, информационное и правовое обеспечения, инновационная деятельность, кооперация субъектов МСА и их взаимодействие с крупным агробизнесом. Комплексное развитие МСА предлагается осуществить путем создания локальных сетей развития МСА и их интеграции на региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

Локальные сети развития МСА сочетают производственную, учебную и информационно-инновационную деятельность на поселковом, районном или межрайонном уровнях. Основу таких сетей составляют агробизнес-инкубаторы, локальный сетевой центр (ЛСЦ) и локальная информационная система (ЛИС). Они могут включать демонстрационные и аттестованные производственные субъекты МСА, а также подразделения крупного агробизнеса.

Основное назначение агробизнес-инкубатора - практическое обучение и выявление способностей практикантов для успешной деятельности в МСА, например для создания и ведения фермерского хозяйства. Агробизнес-инкубаторы организуются, как правило, на основе успешных (состоявшихся) субъектов МСА (организацией сельскохозяйственного и иного профилей, фермерских хозяйств и т.д.), руководители их должны иметь специальную аттестацию. Возможно создание их на основе подразделений крупного агробизнеса.

Локальный сетевой центр координирует и поддерживает деятельность агробизнес- инкубаторов и локальной информационной системы (ЛИС), инновационную деятельность и кооперацию субъектов МСА, их взаимодействие с крупным агробизнесом, их инвестирование, сбыт продукции и материальное обеспечение. Локальные сетевые центры могу создаваться на основе существующих центов развития МСА, информационно-консультационных центров, учебных заведений, научных учреждений, сельских администраций, успешных субъектов МСА и подразделений

крупного агробизнеса. Локальный сетевой центр может состоять из нескольких территориально разделенных составных частей, объединённых информационно-коммуникационными связями.

Локальная информационная система (ЛИС) предназначена для создания удобных информацион-но-коммуниционных связей субъектов локальной сети развития МСА между собой и внешними субъектами, а также для информационно-консультационной деятельности в данной сельской местности. Основу её составляют информационно-консультационные пункты, создаваемые на основе вышеупомянутых агробизнес-инкубаторов, и группа локальных консультантов. В состав её могут также входить информационные пункты, создаваемые на базе почтовых отделений, учебных заведений, местных администраций. Деятельность её координирует и поддерживает информационный отдел локального сетевого центра. Она использует Интернет и другие современные информационнокоммуникационные технологии. Локальные информационные системы также служат основой для создания интегрированных поселковых информационно-

консультационных систем и нижнего (производственного) уровня системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [2].

Локальные сети развития МСА интегрируются в региональную сеть развития МСА, включающую также региональный центр развития МСА, региональную информационную систему и специальные учебные заведения (СУЗ).

Региональный центр развития МСА служит для координации и поддержки деятельности локальных сетей развития, а также для связи их с другими субъектами развития МСА. Он включает информационный отдел, который координирует и поддерживает деятельность локальных информационных систем и локальных информационных пунктов, обеспечивая их нужной информацией и связями на региональном уровне. Он создается на основе действующих центров развития МСА, информационноконсультационных центров, учебных заведений, научных учреждений, администраций региона и подразделений крупного агробизнеса.

Региональная информационная система (РИС) объединяет локальные информационные системы при помощи информационного отдела регионального центра развития МСА. В состав её входят также региональная группа консультантов и отдельные информационно-консультационные пункты, действующие на основе агробизнес-инкубаторов, учебных заведений, почтовых отделений и научных учреждений. Данные пункты могут рассматриваться как частный (вырожденный) вид локальных информационных систем. Региональная группа консультантов состоит из специалистов по определенным разделам знаний, имеющих надежную двухстороннюю связь с информационным отделом регионального центра развития МСА. Данная группа должна со временем войти в состав единой сети консультантов АПК России.

Специальные учебные заведения (СУЗ) дают обучающимся теоретические знания на всей стадии подготовки, включая период практики в агробизнес-инкубаторах, а также выполняют информационноконсультационное сопровождение выпускников на начальной стадии их деятельности. Они создаются на основе имеющихся учебных заведений (высших, средних, специальных) с учетом сочетания теоретического обучения с практикой в агробизнес-инкубаторах [3].

Региональные сети развития МСА интегрируются в межрегиональные и федеральные сети. Это ускорит масштабное развитие МСА и позволит рациональнее использовать имеющиеся ресурсы. В частности, хозяйство пожилого фермера, не имеющего преемника, может принять на стажировку и для управления фермой предпринимателя, прошедшего подготовку в другом регионе.

Региональные сети развития МСА могут также входить в состав международных сетей. Такая международная сеть может быть создана на основе опыта создания Северной Информационной Сети на территориях северо-восточных губерний Финляндии и Северозападного округа России. В ходе создания этой сети основное внимание уделялось совместному развитию субъектов МСА, их кооперации и взаимодействию с крупным бизнесом. В рамках международных сетей развития МСА возможно использование зарубежных агробизнес-инкубаторов для стажировок российских предпринимателей на завершающей стадии подготовки. Для этой цели, например, подходят учебнопроизводственные фермы в Германии, руководители которых имеют статус мастера [3]. Возможно также создание совместных агробизнес - инкубаторов и взаимодействие зарубежных субъектов крупного агробизнеса с российскими субъектами МСА.

В Новгородской области проведены исследования условий для комплексного развития МСА. В результате этих исследований изучались заделы для создания локальных и региональной сетей развития МСА.

В частности, такая локальная сеть может быть создана на основе взаимодействия группы компаний «Адепт» с субъектами МСА. В эту группу входят ООО «Бекон» (производство свинины и говядины, молока, комбикормов, разведение на продажу племенного скота), ОАО «Великоновгородский мясной двор» (убой скота и переработка мяса) и ЗАО «Адепт» (сеть магазинов оптовой и розничной торговли). Субъекты МСА, организованные в виде крестьянских хозяйств или обществ с ограниченной ответственностью (далее подрядчики) работают с группой компаний «Адепт» по договорам (подрядам) на выращивание свиней. ООО «Бекон» поставляет им поросят, комбикорма, оказывает им помощь в строительстве, ветеринарном обслуживании, в информационном, техническом и технологическом обеспечении. Подрядчики выращивают поросят до продуктивного веса (100-110 кг), сдают их на «Великоновгородский мясной двор» и рассчитываются с ООО «Бекон». Первым подрядчиком стало хозяйство И.А. Мазутина (ООО «Прогресс»), содержащее на откорме 500 гол. свиней. Для этого на кредитные средства выполнена реконструкция старого свинарника на 300 голов. Период выращивания свиней составляет три месяца, доход от их продажи позволяет рассчитываться с кредиторами и развивать производство. В текущем году хозяйство планирует выращивать тысячу голов свиней, всего будет действовать не менее пяти таких хозяйств. Группа компаний «Адепт» имеет специалистов по животноводству, ветеринарии, растениеводству, экономике и правовым

отношениям. Она принимает на практику учащихся Новгородского государственного университета и Новгородского аграрного техникума. Связь с подрядчиками осуществляется через центр компьютерной поддержки при помощи электронной почты, а также по стационарным и мобильным телефонам. Нужную информацию они могут также получить на сайте www.adept.ru в сети Интернет. Обсуждается создание на их базе агробизнес-инкубаторов.

Аналогичная локальная сеть может быть создана на основе взаимодействия с субъектами МСА потребительского кооператива «Новоблпотребсо-юз», имеющего 86260 пайщиков.

В сельском поселении «Лесное» Новгородского района имеется около десяти успешных фермерских хозяйств, занимающихся выращиванием овощей (картофеля, моркови, свеклы, капусты). Эти хозяйства организуют совместные хранение и реализацию продукции, принимают активное участие в социальном развитии поселения, на их основе возможно создание агробизнес-инкубаторов. Они получают информацию через сеть Интернет и от поселковой администрации, имеющей веб-сайт и ведущей активную информационно-консультационную деятель-

ность. На базе данной администрации возможно организовать центр локальной сети развития МСА.

Центр региональной сети развития МСА может быть создан на основе Новгородского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК, Новгородского центра сельскохозяйственного консультирования, Новгородского государственного университета. Первый из них имеет 14 базовых хозяйств (12 сельскохозяйственных организаций и 2 фермерских хозяйства), в которых проводятся практические занятия обучающихся. На их основе также возможно создание агробизнес-инкубаторов.

Проведенные исследования показали, что в Новгородской области и в других регионах России имеется значительный задел для создания рассматриваемых сетей. При их проектировании и внедрении следует разработать ряд правовых положений, в частности права и обязанности субъектов МСА в зависимости от их статуса, процедуры присвоения статусов, правовое положение сетей.

В результате внедрения интегрированных сетей развития МСА в регионах создается устойчивая, расширяющаяся основа развития МСА. Надежность функционирования этой основы создают входящие в ее состав успешные (проверенные временем) субъекты МСА. Информационные системы, входящие в состав рассматриваемых сетей качественно улучшают связи между субъектами МСА, что существенно содействует их объединению в ассоциации и союзы, повывшая их значимость на местном и федеральном уровнях. При этом повышается доверие к МСА со стороны государственных органов и частных лиц, что способствует привлечению инвестиций и ускоряют его развитие.

Создание надежной основы развития МСА требует существенных инвестиций, в частности для создания и деятельности агробизнес-инкубаторов (на базе успешных субъектов МСА) требуется государственная поддержка, соизмеримая с аналогичной поддержкой фермерских хозяйств в развитых странах. Однако в целом по нашей стране размеры этой поддержки относительно не велики из-за малочисленности успешных субъектов МСА.

Таким образом, создание интегрированной сети развития МСА на федеральном уровне являет-

ся длительным, но надежным путем развития МСА при относительно малых финансовых затратах. Развитие МСА неразрывно связано с социальным развитием сельской местности, повышает занятость сельского населения и содействует преодолению создавшегося экономического кризиса.

Источники

1. Узун В.Я. Крупный и малый бизнес в сельском хозяйстве России: адаптация к рынку и эффективность. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - С. 166-176.

2. Медведев О.В. Интегрированные поселковые информационно-консультационные системы. // В сборнике «Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса». М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2008. - С. 504-507.

3. Медведев О.В. Системное развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве. //В сборнике «Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски». М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2009. - С. 210-211.

ИНТЕГРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АПС В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

А.А. Пахомова, к.э.н., доц., Донской государственный аграрный университет

Анализ проведенных исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых показал, что формы и методы государственного регулирования структур крупного и малого предпринимательства сельского хозяйства и агропромышленного сектора не могут быть универсальными и одинаковыми для всех стран, округов, регионов и для разных этапов эволюции рынка. Для эффективного регулирования и управления предпринимательскими структурами необходимо учитывать, на каком этапе развития находиться агропромышленный сектор, какова степень насыщенности потребностей, уровень и динамика спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию. Исходя из этого, целесообразно решать текущие и стратегические цели и задачи, как всего предпринимательства агропромышленного комплекса страны, так и отдельных подкомплексов региона.

В последнее время, в научных исследованиях ведущее место занимают вопросы традиционных и новых форм объединения в АПК. К традиционным формам объединения, на наш взгляд, необходимо отнести интеграцию как форму объединения экономических объектов, углубления их взаимодействия, развития связей между ними [1]. Многочисленность видов интеграции характеризуется специфическими характеристиками для каждой конкретной цели создания данной формы интеграции.

Кластер как новый тип объединения в агропромышленном комплексе только начинает развиваться и требует научных исследований. В то же время для экономики в целом данное направления не является инновационным. Во многих аналитических документах мирового масштаба кластерам уделяется серьезное внимание, так, например, только в обзоре Европейской экономической комиссии ООН 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов» кластерам посвящен самостоятельный раздел [2]. В России так же есть опыт создания и использования кластерного подхода в развитии экономики отдельных регионов, отраслей и различных предпринимательских структур. Так в 2006 г. Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым была поставлена задача развития кластерного подхода в управлении промышленностью. В соответствии с ней в республике формируются пять экономических кластеров: нефтегазохимический, энергетический, автомобильный, авиационный и агропромышленные кластеры [4]. Идет процесс формирования туристического кластера в Республике Карелия, Владимирской, Самарской и Свердловских областях.

В агропромышленной сфере Российской Федерации также уже накоплен определенный опыт межхозяйственного саморегулирования: широкое

развитие получила сеть АККОР, потребительских (особенно кредитных) кооперативов, создан Российский Агропромышленный союз, имеющий свои отделения во всех субъектах Федерации, более 23 отраслевых продуктовых союзов.

Вместе с тем, существенность территориального фактора в сфере агробизнеса обусловливает необходимость согласования управленческих решений и формирования эффективного механизма в сфере государственного регулирования и межхозяйственного самоуправления АПК не только на отраслевом, но и на территориальном уровне.

Разработанные научные основы, модели, проекты создания и функционирования агропромышленного кластера позволят сформировать на районном уровне дееспособные органы межхозяйственного саморегулирования, способные обеспечить повышения эффективности государственного управления, прирост прибыли, а также доходов бюджета за счет совершенствования внутриотраслевых взаимоотношений и внешних связей предприятий и субъектов предпринимательства АПК. Опыт реализации уже есть, так в Белгородской области на основе государственночастного партнерства формируются и имеют тенденцию к дальнейшему развитию три кластера АПК с замкнутым циклом производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть: кластер по развитию птицеводства; кластер по развитию свиноводства; кластер по развитию молочного животноводства.

Создание и функционирование кластеров подтверждают коэффициенты, рассчитанные по данным Территориального органа Росстата по Белгородской области [3].

В то же время многие теоретические и методологические проблемы формирования кластеров АПК, как организации системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства, формирования и развития предпринимательских сетей, пока не нашли научного решения.

При этом на наш взгляд целесообразно делать акцент на углубление уровня и повышение комплексности переработки сельскохозяйственной продукции за счет модернизации производственных мощностей и увеличение объемов экспорта, чему в немалой степени будет способствовать прямая и косвенная государственная поддержка различных предпринимательских структур АПС.

Создание системы взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства, формирование и развитие сетей, которые позволят модернизировать, расширить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.