Научная статья на тему 'Интегрированные курсы по выбору как один из путей подготовки выпускников к ЕгЭ'

Интегрированные курсы по выбору как один из путей подготовки выпускников к ЕгЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС ПО ВЫБОРУ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / INTEGRATED TRAINING PATTERN / INTEGRATION OF KNOWLEDGE / INTEGRATED ELECTIVE COURSE / UNIFIED STATE EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепкова Н. М.

В статье обозначена проблема подготовки выпускников школы к итоговой аттестации, рассматривается создание интегрированных курсов как одного из путей решения указанной проблемы, рассматривается необходимость создания модели интегрированного обучения для формирования основ профессионально значимых компетенций старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цепкова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrated elective courses as one of the ways of the Unified State Examination preparation

Т h е article deals with the problem of high school graduates’ State Final Certification preparation. The article considers the creation and application of integrated courses as one of the ways of solvin g this problem and proves the necessity of creating an integrated training pattern aiming at forming basic professionally significant competences of senior pupils.

Текст научной работы на тему «Интегрированные курсы по выбору как один из путей подготовки выпускников к ЕгЭ»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 371.214.272

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КУРСЫ ПО ВЫБОРУ КАК ОДИН из ПУТЕЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ

© н. М. ЦЕПКОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

e-mail: [email protected]

Цепкова Н. М. - Интегрированные курсы по выбору как один из путей подготовки выпускников к ЕГЭ // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1107-1110. - В статье обозначена проблема подготовки выпускников школы к итоговой аттестации, рассматривается создание интегрированных курсов как одного из путей решения указанной проблемы, рассматривается необходимость создания модели интегрированного обучения для формирования основ профессионально значимых компетенций старшеклассников.

Ключевые слова: модель интегрированного обучения, интеграция знаний, интегрированный курс по выбору, единый государственный экзамен.

Tsepkova N. M. - The integrated elective courses as one of the ways of the Unified State Examination preparation // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1107-1110. - Ше article deals with the problem of high school graduates’ State Final Certification preparation. The article considers the creation and application of integrated courses as one of the ways of solving this problem and proves the necessity of creating an integrated training pattern aiming at forming basic professionally significant competences of senior pupils.

Keywords: integrated training pattern, integration of knowledge, integrated elective course, Unified State Examination.

Проблема, появившаяся в современной школе особо остро несколько лет назад, может быть сформулирована следующим образом: что важнее - дать знания ученикам или научить их находить и отбирать необходимые знания; дать знания на всю жизнь или знания для жизни. Каждый учитель решает эту проблему по-своему, но, к сожалению, часто вне зависимости от потребностей учащегося.

Новиков А. М. указывает, что «если раньше в основе содержания образования лежали исключительно научные знания, то теперь научные знания должны стать лишь одним из компонентов содержания образования, равноправно и рядоположено с другими формами человеческого сознания» [6].

Школьные занятия перенасыщены всевозможной и разнообразной информацией, довольно часто не являющейся необходимой не только для изучения конкретного предмета, но и для общего развития. Задача современного учителя - подойти к изучению своего предмета с точки зрения важности его для жизни выпускников и применимости получаемых учащимися знаний при изучении других предметов. Здесь одним из важнейших показателей и критериев необходимости знаний выступает ЕГЭ.

Изменение формы итоговой аттестации выпускников средней школы влечет за собой и изменение подходов к изучению учебных дисциплин в старших

классах, а также к подготовке к экзаменам. Особую значимость, на наш взгляд, приобретает интегрированное обучение. Интеграция, с точки зрения Н. П. Депен-чук, - это общий и многогранный способ организации и развития знаний, особый вид познавательной деятельности, формирующий целостное восприятие предмета или объекта изучения.

В старших классах интегрированные уроки приобретают иную значимость, чем повышение познавательного интереса учащихся к предметам или определение взаимосвязей изучаемого материала, как это было в средних классах. Основная цель интеграции знаний в старших классах на пороге выпуска из школы - показать взаимопроникновение наук, возможность использования знаний, полученных на одном предмете, при сдаче ЕГЭ по другим дисциплинам.

Анализ контрольных измерительных материалов 2011 года по различным предметам (русский язык, география, биология, математика и др.) показал, что для успешной сдачи ЕГЭ необходимо знание логики, элементов статистики, арифметики [6]. Эти знания учащиеся получают на уроках математики.

Трудности на единых государственных экзаменах у выпускников возникают в связи с тем, что знания, полученные на уроках математики, учащиеся не научились применять при изучении географии, биологии, химии и, прежде всего, в процессе жизнедеятель-

ности. Поэтому им, также как и на ЕГЭ по математике, решить показательное или иррациональное уравнение оказывается значительно легче, чем решить задачу о покупке в магазине какого-либо товара.

Отсутствие взаимосвязи получаемых знаний и жизнедеятельности выпускников школы создает потребность в создании модели интегрированного обучения учащихся в старших классах средней школы и дальнейшей ее реализации в работе по формированию основ профессионально значимых компетенций старшеклассников, суть которых в единстве теоретических знаний, полученных на уроках и дополнительных занятиях, и умении пользоваться этими знаниями на практике.

Так, например, в философском энциклопедическом словаре модель определяется как аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и тому подобного - оригинала модели. Как упрощенный прототип объекта, модель не может быть тождественной, аналогичной ему во всех отношениях. В то же время, благодаря упрощению и схематизму, модель допускает точный анализ и математическое описание, перенос полученных выводов на реальные условия.

Моделирование является признанным научным методом познания и широко применяется как в педагогической науке, так и в педагогической практике (С. И. Архангельский, И. Б. Новик и др.). Слово «модель» произошло от лат. modulus - мера, образец, норма. Так называют «любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель - представитель, заместитель оригинала в познании или на практике» [2, 24].

Модель - представление, как правило, абстрактное, какого-либо явления или системы. Или паттерн поведения, который может быть кем-то скопирован [5, 17].

Сосуществование на уроке различных интерпретаций рассматриваемого объекта, разных версий его устройства, их согласование между собой в процессе диалога творит единую модель окружающего мира, которая в своей целостности объективно выражает возможности человека в познании мира.

В теории познания под моделированием понимается умственный эксперимент - некоторые мысленные операции над воображаемым объектом, замещающим реальный в целях его изучения и способствующим постижению сущности предмета посредством наблюдения и изучения его существенных связей [1, 384].

Простейшая модель формирования основ профессионально значимых компетенций старшеклассников в процессе интегрированного обучения описывает три этапа:

1. предварительный этап формирования (постановка цели, определение готовности учащихся, выбор стратегий формирования и сбор необходимых материалов, планирование оценки результатов). Данная модель формирования основ профессионально зна-

чимых компетенций старшеклассников рассматривает первый этап как определение наиболее значимых компетенций для профессионального определения и профессиональной деятельности, а также определение интегрированного обучения как наиболее эффективной стратегии формирования выбранных компетенций;

2. непосредственно этап формирования (применение выбранных стратегий);

3. заключительный этап (оценка эффективности выбранных стратегий формирования основ профессионально значимых компетенций старшеклассников, определение степени достижения цели, корректировка оценки готовности ученика).

Более сложную модель формирования основ профессионально значимых компетенций старшеклассников в процессе интегрированного обучения можно представить в виде тетраэдра, основанием которого является треугольник, символизирующий интегрированное обучение, со сторонами «знания», «умения», «навыки», а высота тетраэдра определяет профессиональную, практическую направленность знаний старшеклассников. Тогда объем данного тетраэдра будет рассматриваться в качестве уровня сфор-мированности основ профессионально значимых компетенций старшеклассников. Объем пирамиды будет постепенно увеличиваться. Это может происходить 1) за счет роста площади основания, т. е. увеличения и углубления интеграции знаний; 2) за счет увеличения высоты тетраэдра, т. е. профессионального определения старшеклассника, и, таким образом, выбора необходимых для деятельности профессиональных знаний и качеств; 3) за счет и роста площади основания, и увеличения высоты тетраэдра.

В первом варианте увеличение уровня сформи-рованности профессионально значимых компетенций старшеклассников происходит за счет работы педагога. Это не всегда приводит к формированию именно тех компетенций, которые значимы для выпускника школы.

Во втором случае формирование основ профессионально значимых компетенций старшеклассников происходит в процессе накопления ими жизненного опыта, профессионального самоопределения.

В третьем случае увеличение объема тетраэдра будет идти наиболее быстрым темпом. Здесь усилия педагогов и стремления учащихся совпадают. Этот способ видится нам наиболее оптимальным.

для формирования профессионально значимых компетенций учащихся старших классов в процессе интеграции знаний мы разработали модель, которая будет служить основой организации экспериментальной работы.

Одной из форм работы мы видим организацию в школе новых курсов (по выбору, факультативных, профильных, элективных), имеющих интегративную направленность и способствующих формированию у учащихся умений применять знания, полученные на разных уроках. Необходимо разработать новые подходы в подготовке к ЕГЭ через интегрированные образовательные занятия. Такие занятия не только учат детей видеть единую научную картину мира, критиче-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

ски относиться к получаемым знаниям, думать, анализировать, но и экономят учебное время.

Например, задания В2 по математике и В6 по географии дублируют друг друга: учащиеся работают с готовыми графиками зависимостей величин.

Совместный курс подготовки к ЕГЭ «математика-география» смог бы сэкономить время на уроках вдвое. Аналогично, решение некоторых заданий и в материалах ЕгЭ по математике, и в материалах ЕгЭ по географии требует знаний по статистике и статистическому отбору величин (В5 - математика, В8, В9, С2,

С5 - география). Значит, упомянутый курс должен содержать занятия по статистике.

Таким образом, можно представить следующее содержание интегрированного курса по математике и географии в 11 классе:

1. Работа с готовыми графиками зависимостей величин. 3 часа.

2. Решение задач, использующих пропорциональные величины. 3 часа.

3. Масштаб. 3 часа.

4. Статистическая обработка данных. 4 часа.

БД | Ощжзижтй ою грабш-7.' зелнчнну мшрглшохнсто природе, шселеина Ргсаш б 2007 г.

«л

ЗОН

ИЛ

им

№жДунарйДн4А мм Граций

]?9 нт ]£

*

\ 1 йн 19? 13 г т

Ыь .т- г* 115

11: ЮГ Я Вй 1 - *- и —|<Г

зон* -ам -ч»; .пли ¡як ¡«к г-да

-*— Прибыла

Отнет:

ты:, чел

Курс разработан на 13 часов и имеет целью подготовить старшеклассников к успешному решению рассмотренных задач, включенных в материалы ЕГЭ по математике и географии. Ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков, развития логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формируются навыки самоконтроля. интегрированные курсы способствуют компактному повторению достаточно больших информационных блоков на уроке или самостоятельной работе по решению какой-либо интегральной проблемы.

Помощь в подготовке и успешной сдаче ЕГЭ по математике и географии может сыграть деловая игра-путешествие, проводимая в рамках предметной недели, когда все задания сформулированы в виде задач из ЕГЭ. Путешествия полезны не только в старшем школьном возрасте. У учащихся 5-8 классов такие игры вызывают большую заинтересованность и способствуют повышению познавательного интереса по предметам. Учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. именно в среднем звене общеобразовательной школы учитель может объяснить ученикам интегрирующую составляющую математики и географии.

Фрагмент 1.

Путешествие в прошлое.

(Из истории возникновения города Пензы.)

Учитель географии.

• Какова цель любого путешествия?

Новые знания и приобретаемые навыки.

• Предположите цель нашего путешествия. Узнать, каким был наш город почти четыре века назад,

увидеть в облике современного города черты минувших столетий.

Учитель математики. А я, как учитель математики, в первую очередь хочу выяснить, с какой скоростью мы должны двигаться, чтобы успеть за 45 минут обойти вокруг крепости Пензы и посмотреть ее достопримечательности.

Задача. Крепость Пенза имела форму квадрата, стороны которого совпадали с современными улицами Белинского, Карла Маркса, Советской и Лермонтова. Длина каждой стороны приблизительно равнялась 204 м.

3

0,204 • 4 :— = 1,088 (км/ч) - необходимая скорость.

4

Фрагмент 2.

По следам пропавшей экспедиции.

К каким горам по высоте относится этот вулкан Килиманджаро?

Ответ ученика: Высочайшим.

А лежит ли снег на ее вершине, ведь вулкан расположен в экваториальных широтах, где круглый год лето?

Учитель математики. Сформулируем возникшую проблемную ситуацию в виде задачи и решим ее.

Задача. Температура у подножия горы +28 градусов. Высота 3895 м. Известно, что каждые 1000 м температура падает на 6 градусов. Будет ли снег на вершине горы Килиманджаро?

интегрированные занятия в старших классах решают не только общеобразовательные задачи, формирующие у учащихся целостную картину мира, но и позволяют обеспечивать компетентностный подход в обучении. Сопровождая учащихся в учебной деятельности, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля, таким образом формируя основы профессионально значимых компетенций старшеклассников, таких, как коммуникативные компетенции, социальные, познавательные [4]. Это происходит за счет творческого использования содержания учебного материала интегрируемых предметов, организации целесообразного общения, в процессе которого создаются условия для проявления учениками толерантных позиций по отношению друг к другу, чужому мнению.

Таким образом, анализ значимости интегрированных курсов по выбору как одного из путей подготовки выпускников средней школы к сдачи ЕГЭ, позволяет сделать вывод о том, что эффективность интегрированных курсов обеспечивается субъектной позицией их участников.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишнякова С. А. Диалог лингводидактики и гносеологии // Философия образования: сб. материалов конф. Сер. «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 23.

2. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. 248 с.

3. Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по географии и математике // Федеральный институт педагогических измерений. 2011.

4. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. (Б-ка учителя и воспитателя). 144 с.

5. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология // Ги Лефрансуа. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 576 с.

6. Сайт академика РАО Новикова А. М. [Электронный ресурс]. Статьи. Бремя традиций. На пути от школы знаний к школе дела. Режим доступа: http://www. anovikov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.