УДК 338.24; 338.4
А. А. Фаррахова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК НЕФТЕПРОДУКТОВ В СФЕРЕ УГЛУБЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ
Ключевые слова: цепь поставок, логистика, потоки, промышленность, интеграция, нефтепродукты, интегрированное управление, углеводородное сырье, нефтегазохимический комплекс.
В статье представлен аналитический обзор развития рынка нефтепродуктов в Республике Татарстан. Раскрыто содержание интегрированного управления потоками в цепях поставок нефтепродуктов в сфере углубленной переработки углеводородного сырья. Систематизированы преимущества и актуальность интегрированной модели цепи поставок нефтепродуктов.
Key-words: supply chain, logistics, flows, industry, integration, oil products, integrated management, hydrocarbon raw materials,
petrochemical complex.
The article represents analytical review of oil product's market in the Republic of Tatatrstan. The point of integrated management of oil product's flow in the supply chain in the sphere of deep processing of hydrocarbon raw materials is disclosed. The benefits and relevance of integrated models in the supply chain of oil products are systematized.
В настоящее время интегрированное управление потоками в цепи поставок рассматривается как базовая стратегия бизнеса, позволяющая повысить конкурентоспособность предприятия и эффективности цепи в целом. Чтобы соблюсти «золотое правило логистики» - доставить продукцию покупателю в нужное время, в требуемом количестве, должного качества и с оптимальными затратами, менеджеры компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с организациями, входящими в их цепь поставок.
Произошедшие изменения в экономике привели к пересмотру подходов к управлению логистическими системами различного уровня, произошел переход от маркетинговой логистической концепции к концепции интегрированной логистики. Интегрированный подход предполагает комплексное управление материальными, финансовыми, информационными и сервисными потоками с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния.
С возрастанием роли логистики непрерывно повышался уровень интеграции логистической деятельности, как в рамках самой организации, так и между компаниями, входящими в одну цепь поставок [1].
Изучением потоков и возможностей их эффективного управления посвящены работы таких российских ученых, как Б. А. Аникин, Д. Д. Бауэрсокс, Г.Л. Бродецкий, В.В. Дыбская, Е.А. Королева, Д.Д. Костоглодов, В.С. Лукинский, Л.Б. Миротин, В.П. Мешалкин, Ю.И. Рыжиков, В.И. Сергеев, А.П. Тяпухин, С.А. Уваров, А.И. Федоренко, А.И. Шинкевич и другие.
Применение интегрированной модели цепи поставок способствует реализации таких ключевых принципов бизнеса, как снижение времени функционального цикла поставок новой продукции и услуг и обеспечивает:
- повышение качества (ценности) обслуживания клиентов;
- улучшение процесса продаж;
- снижение операционных и производственных издержек;
- сокращение издержек по управлению запасами.
Методология интегрированного управления цепью поставок создает дополнительную ценность для потребителя. В модель интегрированного управления заложено снижение издержек, повышение качества продукции, гибкая поставка и послепродажное обслуживание. Применение новых логистических методов и инструментов позволяет снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в итоге -получить конкурентные преимущества на рынке.
Таким образом, сущность интегрированного управления потоками продукции в цепях поставок в условиях стратегического взаимодействия заключается в согласовании всеми участниками процесса создания, производства, сбыта, обслуживания и потребления конечного продукта всеми участниками жизненного цикла изделия, процессов продаж, производства, закупок, разработки и сервисного обслуживания.
Интегрированное управление цепями поставок связано с функциональной интеграцией закупок, производства, транспортировки и складской деятельности. Оно также имеет отношение к пространственной интеграции этих видов деятельности среди географически разбросанных поставщиков, объектов
инфраструктуры и рынков. Кроме того, оно рассматривает межвременную интеграцию этих видов деятельности в рамках стратегического, тактического и оперативного управления.
Межвременная интеграция требует взаимосвязи и логической последовательности решений о цепи поставок на различных уровнях управления. Межвременная интеграция является ключевым аспектом для получения устойчивого конкурентного преимущества компании.
Другим аспектом межвременного планирования в процессе интегрированного управления является необходимость оптимизации
цепи поставки продукта с учетом его жизненного цикла, т. е. на стадиях проектирования, внедрения, роста, зрелости и спада. Это в свою очередь требует планирования жизненного цикла и внедрения управления цепями поставок и управления спросом.
Растет интерес к интеграции деятельности компаний, создающих компоненты единой цепи поставок. Очевидно, что такая интеграция повысит эффективность деятельности двух компаний, объединившихся путем слияния. Другим примером может служить совместная деятельность нефтедобывающих компаний и предприятий по первичной и вторичной переработке углеводородного сырья [2]. Это пример сложной интеграции, так как обе компании имеют различных поставщиков и потребителей, т. е. их цепи поставок частично совпадают, но совсем не идентичны. Усовершенствованная интеграция предполагает также активный обмен конфиденциальной информацией как о затратах и мощностях, так и об управлении бизнес-процессами [3].
Таким образом, интегрированное управление потоками в цепях поставок нефтепродуктов можно рассматривать как интеграцию восьми ключевых бизнес-процессов:
- управление взаимоотношениями с потребителями;
- обслуживание потребителей;
- управление спросом;
- управление выполнением заказов;
- поддержка производственных процессов;
- управление снабжением;
- управление разработкой продукции и ее доведение до коммерческого использования;
- управление возвратными материальными потоками [4].
Рынок нефтепродуктов в сфере углубленной переработки углеводородного сырья
характеризуется сложностью и высоким уровнем неоднозначности процесса управления [5]. Интегрированное управление потоками продукции в цепи поставок нефтепродуктов в сфере углубленной переработки углеводородного сырья может быть определено как конфигурация, координация и непрерывное улучшение управления последовательных организованных наборов операций. Целью такого управления является обеспечение максимально качественного обслуживания клиентов при минимальных возможных затратах. При этом компания должна максимизировать выгоды и минимизировать затраты по всей цепи поставок, соотнеся преимущества по сравнению с затратами для каждого решения, которое производится в цепи поставок.
В настоящее время основной проблемой, стоящей перед нефтехимической промышленностью является минимизация затрат на производство и поставку готовой продукции потребителям, а также переход от производства нефтепродуктов низкого к более высокому ровню передела. Таким образом, интегрированное управление потоками продукции в цепях поставок нефтепродуктов повысит
эффективность и конкурентоспособность нефтехимического предприятия и цепи в целом.
В общем виде цепь поставок в нефтехимической промышленности можно представить следующим образом: «исследование» ^ «добыча» ^ «переработка низкого передела» «переработка более высокого передела» ^ «маркетинг» ^ «потребитель».
Данная схема иллюстрирует цепь поставок в нефтехимической промышленности. Соединение представляет интерфейс между компаниями, а также основные и сопутствующие потоки, которые протекают в цепи поставок. Следовательно, нефтяным компаниям необходимы услуги поставщиков, чтобы развивать отраслевую систему и непрерывно участвовать во всей цепи поставок.
На каждом этапе интегрированной цепи поставок осуществляется множество операций. Например, исследование включает в себя сейсмические, геофизические и геологические операции. Добыча включает бурение, производство водохранилищ и инженерных сооружений. Целью переработки нефти является производство нефтепродуктов, прежде всего различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.) и сырья для последующей химической переработки. Первичные процессы переработки не предполагают химических изменений нефти и представляют собой ее физическое разделение на фракции. Сначала промышленная нефть проходит первичный технологический процесс очистки добытой нефти от нефтяного газа, воды и механических примесей - этот процесс называется первичной сепарацией нефти. Целью вторичных процессов является увеличение количества производимых моторных топлив, они связаны с химической модификацией молекул углеводородов, входящих в состав нефти, как правило, с их преобразованием в более удобные для окисления формы. По своим направлениям, все вторичные процессы можно разделить на 3 вида:
1. Углубляющие: каталитический крекинг, термический крекинг, висбрекинг, замедленное коксование, гидрокрекинг, производство битумов и т.д.
2. Облагораживающие: риформинг, гидроочистка, изомеризация и т.д.
3. Прочие: процессы по производству масел, МТБЭ, алкилирования, производство ароматических углеводородов и т.д. [6].
Переработка нефти одновременно является входным потоком для маркетинга. Маркетинг включает в себя розничную продажу бензина, моторного масла и других нефтепродуктов. На каждом этапе соединение цепи предполагает функционирование самостоятельной компании или подразделения корпораций [7].
В рамках цели данного исследования представляется целесообразным рассмотреть основные тенденции вида экономической деятельности «производство нефтепродуктов» на примере Республики Татарстан. Сектор нефтедобычи и нефтепереработки Республики
Татарстан занимают ведущие позиции в структуре российского производства и реализации, активно участвуют в мировой системе товарооборота. Особенно значимы позиции республики на российском и международных рынках нефти, нефтепродуктов, полимеров, синтетических каучуков, шин.
Российский рынок составляет важную рыночную нишу для продукции
нефтегазохимического комплекса (НГХК) Республики Татарстан. В структуре реализации базовых предприятий комплекса удельный вес поставок в регионы России составляет порядка 17%, в том числе на предприятиях химии и нефтехимии - 33%. Среди продукции комплекса наибольший удельный вес отгрузки в регионы России имеют (в стоимостном выражении): шины для легковых автомобилей (76%), полипропилен (73%), полистирол (67%), шины для грузовых автомобилей (31%), полиэтилен (52%), дизельное топливо (32%).
Предприятия НГХК Республики Татарстан производят порядка 6,5% общего объема продукции, отгружаемой российскими предприятиями нефтедобычи, нефтепереработки, химии и нефтехимии.
Внешнеэкономическая деятельность
традиционно занимает важную роль в развитии НГХК Республики Татарстан, способствуя продвижению производимых предприятиями комплекса товаров, развитию внешних экономических связей, увеличению валютных, налоговых, инвестиционных поступлений для последующей модернизации экономики.
Основными предприятиями-экспортерами являются ОАО «Татнефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО
«Казаньоргсинтез» - на них приходится порядка 97% всех экспортных поставок. Существенна доля экспорта в стоимости реализации и на таких предприятиях, как ОАО «Нижнекамсктехуглерод», шинный комплекс ОАО «Татнефть», ОАО «Казанский завод синтетического каучука».
Республика Татарстанзанимает
значительный удельный вес в российском экспорте нефти, нефтепродуктов, каучуков, стирола, полистирола, полиэтилена, полипропилена, поликарбоната, технического углерода, шин, синтетических моющих средств.
В мировом производстве наиболее высокие позиции Татарстан занимает по синтетическим каучукам, тиоколу, неонолу. География экспортных поставок продукции НГХК Республики Татарстан охватывает страны СНГ, Европы, Азии, США [8].
На рынке нефтепродуктов Республики Татарстан в 2013 г. относительно 2012г. был отмечен рост объемов производства дизельного топлива, при этом сократились объемы производства топочного мазута и автомобильного бензина.
Для реализации нефтепродуктов характерно увеличение продаж топочного мазута и дизельного топлива, при снижении объемов продаж автомобильного бензина.
Индекс промышленного производства нефтепродуктов в 2013г. по сравнению с 2012г. составил 97,9%, в декабре 2013г. по сравнению с ноябрем 2013г. - 104,6%, относительно декабря 2012г. - 104,3% (рис. 1).
У О. О. О. О. й
Г Ш Ш Щ Щ л
¡с р р г га ш
" I I ° т 1
» в 1 5- 5
■к соответствующему периоду предыдущего года
г 0. 0. 0.
С Ш ® щ Ш
2013г.
■к предыдущему периоду
Рис. 1 - Индекс промышленного производства (в процентах) [9]
Объем нефти, поступившей на переработку, в 2013г. составил 103% к 2012г. В 2013г. производство дизельного топлива в республике составило 106,7% к уровню 2012г., автомобильного бензина 99,6%, топочного мазута - 96,6%.
Предприятиям и организациям Республики Татарстан в 2013 г. отгружено дизельного топлива на 4,9% больше чем в 2012г., топочного мазута - в 5,8р., автомобильного бензина - на 3,8%. В общем объеме отгрузки данных видов нефтепродуктов на долю грузополучателей, расположенных на территории Татарстана, приходилось,
соответственно, 36,1%, 86,4% и 4,9% (рис. 2).
Рис. 2 - Темпы роста (снижения) объемов отгрузки нефтепродуктов нефтеперерабатывающими предприятиями потребителям (в процентах) [9]
Сравнительная характеристика
производства и отгрузки по видам нефтепродуктов Республики Татарстан, регионов Приволжского Федерального округа и России в целом представлены в табл. 1,2.
Таблица 1 - Производство нефтепродуктов [9]
2013г. в % к 2012г. Декабрь 2013г. в % к
ноябрю 2013г. декабрю 2012г.
Россия
Топочный мазут 103,3 105,2 107,7
Дизельное топливо 103,1 98,7 107,6
Автомобильный
бензин 101,3 96,6 102,5
ПФО
Топочный мазут 100,1 х 100,3
Дизельное топливо 103,3 х 93,2
Автомобильный
бензин 98,4 х 91,7
Татарстан
Топочный мазут 96,6 104,3 113,7
Дизельное топливо 106,7 120,0 107,0
Автомобильный
бензин 99,6 103,3 97,5
Таблица 2 - Отгрузка нефтепродуктов нефтеперерабатывающими предприятиями в декабре (в процентах) [9]
К
К предыдущему соответствующему
месяцу месяцу
предыдущего года
2012г. 2013г. 2012г. 2013г.
Россия
Топочный
мазут 101,8 108,2 98,9 110,3
Дизельное
топливо 106,6 110,2 98,5 108,0
Автомобиль-
ный бензин 108,6 107,1 93,8 112,4
Татарстан
Топочный
мазут 92,1 101,0 165,8 115,9
Дизельное
топливо 100,5 107,8 99,6 108,8
Автомобиль-
ный бензин 128,0 100,2 117,7 82,0
В регионы Российской Федерации в 2013 г. поставлено топочного мазута в 2,4 раза больше по сравнению 2012г. Объем отгрузки дизельного топлива регионам России составил 78,6% к уровню 2012г., автомобильного бензина - 75,6%. Удельный вес поставок основных видов нефтепродуктов российским регионам (без учета Республики Татарстан) в 2013г. составил: автомобильного бензина - 3,3%, дизельного топлива - 6,2% и топочного мазута - 8%.
География поставок нефтепродуктов в регионы Российской Федерации в 2013 г. сложилась следующим образом: основной объем поставок автомобильного бензина и дизельного топлива был реализован внутри Республики Татарстан (соответственно, 96,4% и 85,4% от общероссийского объема).
В 2013 г. по сравнению с 2012г. наблюдалось увеличение объемов отгрузки дизельного топлива в Южный федеральный округ на 95,4%, в Сибирский федеральный округ на 26,4%, значительное увеличение объемов продажи
топочного мазута по сравнению с 2012г. наблюдалось в Южный федеральный округ - в 12,8р. и в Северо-Западный федеральный округ - на 88,6%. Объемы продаж автомобильного бензина по сравнению с 2012г. снизились во все регионы Российской Федерации.
В 2013г. нефтеперерабатывающими организациями республики было поставлено на экспорт 87,1% всего объема топочного мазута, 57,7% дизельного топлива и 10,3% автомобильного бензина. В 2013 г. по сравнению с 2012г. возросли экспортные поставки дизельного топлива на 14,2%, топочного мазута - на 19,4%. Экспортные поставки автомобильного бензина за аналогичный период сократились на 20,4%.
В декабре 2013г. по сравнению с ноябрем 2013 г. в Республике Татарстан индекс цен производителей топочного мазута составил 104%, дизельного топлива- 98,1% и автомобильного бензина - 94,7%.
В декабре 2013г. относительно декабря 2012г. индекс цен производителей автомобильного бензина составил 96,4%, топочного мазута - 115% и дизельного топлива - 102,3% (рис. 3).
А
\
1 у
1
1 а
1 а 1
I и 1 ! Й Л А 1, А 1
\ 2 ['.1 1 I 1 1 , г г V А
1 шпиыинп 1ШГШЫ1 сълныииии
■ и * 1 \ , ¥
и 1 и
*
1 2 3 4 5 6 7 8 5 10 11 1! 1 2 3 4 5 6 1 8 9 1С 11 12 2012г.
--¿-•топочный мазут | дшыюетаимю V автомобильный бензин
Рис. 3 - Динамика индексов цен производителей нефтепродуктов (в процентах к предыдущему периоду) [9]
Сравнение с регионами ПФО показало, что снижение индекса цен производителей нефтепродуктов в декабре 2013 г. в Республике Марий Эл - 98,46% и Оренбургской области -91,92%. При этом наибольший рост индекса цен производителей нефтепродуктов наблюдался в Саратовской области - 113,95% (табл. 3).
Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних предприятий по виду деятельности «производство нефтепродуктов» в 2013 г. сформировался положительно в сумме 13134,45 млн. рублей (в 2012г. - положительно в сумме 15207,59 млн. рублей).
Рентабельность проданных товаров по виду деятельности «производство нефтепродуктов» составила в 2013 г. 11,7%, увеличившись по сравнению с 2012г. на 0,5 процентных пункта (табл. 4).
Таблица 3 - Индексы цен производителей нефтепродуктов по регионам Приволжского федерального округа в декабре 2013г. (в процентах к декабрю предыдущего года) [9]
Обрабатывающие производства из них: производство нефтепродуктов
Республика Татарстан 101,78 103,41
Республика Башкортостан 106,08 109,38
Оренбургская область 100,64 91,92
Нижегородская область 104,73 108,65
Республика Мордовия 101,81
Республика Марий Эл 101,63 98,46
Самарская область 103,26
Кировская область 103,69
Саратовская область 98,46 113,95
Пермский край 98,88 102,11
Ульяновская область 102,32 103,06
Удмуртская Республика 105,77
Пензенская область 101,26
Чувашская Республика 100,66
Таблица 4 - Рентабельность проданных товаров [9]
Уровень рентабельности
продаж
по виду деятельности
производство нефтепродуктов, в процентах
2013г. 2012г.
Всего по республике 10,7 11,3
Обрабатывающие
производства 7,7 9,6
Производство нефтепродуктов 11,7 11,2
Таким образом, сильными сторонами НГХК Республики Татарстан с точки зрения мировой конкурентоспособности являются:
- географическая диверсификация экспорта;
- сильные экспортные позиции по нефти, нефтепродуктам, каучукам, полимерам, техническому углероду, шинам и некоторым другим продуктам.
В то же время слабыми сторонами НГХК Республики Татарстан остаются:
- преобладание в экспорте продукции низкой и средней степени передела;
- высокая доля импорта химической и нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, а также оборудования и
технологий, используемых в данном секторе промышленности.
Среди основных угроз для развития НГХК Республики Татарстан следует отметить усиление конкуренции со стороны стран Персидского залива. В частности, усиливается угроза импорта продукции с более низкой по сравнению с отечественной продукцией себестоимостью. Производители нефтехимической продукции Ближнего Востока и Китая пользуются значительными преференциями своих
правительств, в результате чего их продукция получает значительные ценовые преимущества на российском рынке.
Усиление протекционистской политики США, Бразилии, Индии, Турции, Китая и других стран также могут привести к росту поставок на российский рынок, и тем самым - к ослаблению позиций отечественных предприятий на занимаемой ими рыночной нише.
К возможностям развития НГХК Республики Татарстан следует отнести усиление позиций на химическом и нефтехимическом мировом рынке путем производства высокотехнологичной инновационной продукции, соответствующей по качеству и ассортименту спросу российского и мирового рынков, повышения эффективности научно-исследовательской
деятельности и инновационной активности предприятий НГХК Республики Татарстан.
В качестве системного ограничения и проблемы развития НГКХ рассматривается потеря значительной части потенциальной добавленной стоимости Республики Татарстан вследствие прерывания «цепочки» переработки
углеводородного сырья на его экспорте [8].
Одной из слабых сторон цепи поставок нефтепродуктов является локальный подход к оптимизации прибыли каждой из компаний, входящих в цепь, слабо учитывающих влияние на систему в целом. Однако интегрированное управление цепями поставок нефтепродуктов позволяет ликвидировать многие «узкие места». Например, если поставщик более надежен, то нет необходимости в дополнительных запасах сырья, материалов, системе контроля качества, доработки и другой деятельности без добавленной стоимости в результате использования принципов бережливого производства.
Совершенствование управления цепями поставок нефтепродуктов требует непрерывной оценки и включает в себя изменение, конфигурацию координацию в целях повышения эффективности работы всей цепи. Следовательно, целью интегрированного управления является обеспечение максимального обслуживания клиентов при минимально возможных затратах.
Цепи поставок нефтепродуктов,
построенные на принципах интегрированной логистики, должны быть использованы как комплексная и скоординированная система. Это позволит снизить затраты за счет ликвидации нерентабельного использования, которое
«перегружает» цепи поставок нефтепродуктов. Координация и сплоченность всей цепи поставок позволит сократить расходы, что приведет к повышению эффективности и
конкурентоспособности всего нефтехимического комплекса.
Литература
1. Карпунин С. А. Модели интегрированного управления потоками в цепях поставок: автореф дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Карпунин Сергей Александрович. -СПб., 2012. - 18 с.
2. Шинкевич А.И. Модернизация инфраструктуры подготовки научно-иннвоационных кадров для отраслей глубокой переработки углеводорода / А.И. Шинкевич, И.А. Зарайченко // Вестник Казанск. технол. ун-та. -2014. - № 3. - С. 358-360.
3. Управление цепями поставок, интегрированное планирование и модели [Электронный ресурс] / Издательский дом Питер. - Режим доступа: http://artlib.osu.ru/Docs/piter/bookchap/978527200183.html
4. Сергеев В.И. Новое видение системы контроллинга логистических бизнес-процессов в цепи поставок //
Логистика и управление цепями поставок. - 2007. - №5. - С. 9-21.
5. Шинкевич М.В. Инновационные модели промышленного аутсорсинга в сфере углубленной переработки углеводородных ресурсов и технологий полимерных и композиционных материалов / М.В. Шинкевич, А.А. Фаррахова // Вестник Казанск. технол. ун-та. - 2011. - № 23. - С. 259-263.
6. Промысловый сбор и подготовка нефти, газа и воды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oilloot.ru/82-transportirovka-i-khranenie-gaza-nefti-i-nefteproduktov/192-promyslovyj-sbor-i-podgotovka-nefti-gaza-i-vody.
7. Мухамбетов А. М. Управление поставками в нефтегазовой промышленности / А. М. Мухамбетов, И. В. Богдашкина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - С. 118-120.
8. Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-region3.rU/2/151505/.
9. Материалы сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/.
© А. А. Фаррахова - канд. экон. наук, доц. КНИТУ, [email protected].
© A. A. Farrakhova - candidate of economic sciences, an associate professor of the department of logistics and management, Kazan National Research Technological University, [email protected].