Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ'

ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ / ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / СУБЪЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ФАКТОРЫ / КОТОРЫЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустаева Е. Р., Андреева И. В.

В статье представлены особенности интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях деятельности центров развития. Одним из направлений деятельности системы дополнительного образования является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Рассмотрены субъекты и принципы психолого-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования. Описаны основные факторы, которые следует учитывать при составлении программы психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мустаева Е. Р., Андреева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ»

УДК 376

Мустаева Е.Р., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики и психологии,

Андреева И.В., магистрант ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены особенности интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях деятельности центров развития. Одним из направлений деятельности системы дополнительного образования является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Рассмотрены субъекты и принципы психолого-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования. Описаны основные факторы, которые следует учитывать при составлении программы психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ.

Ключевые слова: интегрированное обучение детей с ОВЗ; психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; субъекты психолого -педагогического сопровождения; факторы, которые учитываются при составлении программы психолого-педагогического сопровождения для учащихся с ОВЗ.

Современная система образования включает в себя обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной интеграции, которая представляет собой адаптацию и интеграцию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду.

Интегрированное обучение представляет собой обучение детей с ограниченным возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками, а также создание адекватной их возможностям образовательной среды, поддерживающей и стимулирующей дальнейшее их развитие.

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что обучение и воспитание совместно со здоровыми детьми позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в более широкий круг социальных взаимосвязей, лучше познать и реализовать свой личностный потенциал, почувствовать себя равноправными партнерами в обществе. Взаимодействие со здоровыми сверстниками в различных сферах деятельности позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья вырабатывать более адекватную самооценку, обеспечивает профилактику инвалидизации их личности, способствует необходимости развивать компенсаторные способности, самостоятельность и социальную мобильность.

В ходе теоретического обзора проблемы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования мы предположили, что социализация и развитие детей с ОВЗ будет проходить эффективнее при осуществлении интегрированного обучения в условиях деятельности центров развития.

Изучение специальной литературы ряда авторов, в частности методологических исследований Л.С. Выготского, Р. Дименштейн, И. Лариковой, Н.Н. Малофеева, позволило определить основные принципы, лежащие в основе интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями и выделить наиболее значимые для реализации социальной интеграции при осуществлении обучения в условиях деятельности центров развития.

Основной целью работы системы дополнительного образования с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для их социальной интеграции и самореализации.

Направления деятельности детских объединений в центрах развития разнообразны: музыка, хореография, изобразительное искусство, прикладное творчество, эстетика быта и др. Занятия различными видами деятельности позволяют максимально реализовать возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Целью работы с такими детьми является социализация и развитие их личностных качеств в детских объединениях совместно со здоровыми сверстниками.

В центрах развития для детей данной категории создаются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, которые направлены на оказание помощи и поддержки обучающимся в имеющихся трудностях при взаимоотношении с окружающими (педагогами, сверстниками, родителями), на коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы и психических процессов детей.

Таким образом, одним из направлений деятельности системы дополнительного образования является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которое направлено на формирование устойчивой потребности в познании, творчестве и социализации.

Субъектами психолого-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования являются учащиеся и их родители, специалисты учреждений дополнительного образования детей - руководители, методисты, педагоги.

Психолого-педагогическое сопровождение данного контингента детей осуществляется с учетом современных подходов к реабилитации, социальной адаптации, обучению и воспитанию ребенка с особыми образовательными потребностями и

125

предполагает выявление особенностей развития и уровня потенциальных возможностей детей с ОВЗ. В основе психолого-педагогической работы с такими детьми лежит принцип единства диагностики и коррекции развития. Важным компонентом сопровождения, который определяет его содержание, является мониторинг динамики развития детей.

На основе вышеизложенного можно определить цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях деятельности центров развития - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в коллективе здоровых сверстников, формирование у родителей навыков сотрудничества со своим ребенком, при условии полного взаимопонимания, в выработке единых требований к его воспитанию [5].

При разработке программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования учитывается:

- характер инвалидности (нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания);

- психофизиологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов и др.);

- недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность организма);

- ограниченные возможности детей с ОВЗ, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации;

- ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности и независимости, условия воспитания) [4].

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья потребностями осуществляется в несколько этапов:

1) Мотивационно-целевой этап - выяснение мнения родителей о проблемах ребенка и создание положительной установки на совместную работу; определяется содержание предстоящей работы, определяются роли и профессиональные позиции взрослых относительно ребенка с ОВЗ, распределяются функциональные обязанности между участниками сопровождения.

2) Операционально-деятельностный этап - предполагает реализацию программы психолого-педагогического сопровождения.

3) Оценочно-рефлексивный этап - включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами, рефлексию. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее.

126

Подведение итогов может послужить основой для дальнейшей работы. Учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подводятся итоги, которые служат основой для дальнейшей работы.

Таким образом, в ходе организации коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями основной задачей специалистов центров развития становится организация внешкольной деятельности детей для их успешного обучения, социализации и развития личности. Такие специалисты службы сопровождения, как логопед и дефектолог, акцентируют свою деятельность на выработке системы мер, необходимых для совершенствования психических и физических возможностей ребенка, повышения успешности в обучении, общении и поведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буланова О.Е., Поликашева Н.В. Проектирование системы дополнительного образования детей с ОВЗ в учреждениях различных типов и видов // Сб. науч. -метод. материалов / Под ред. О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой - М.: «Федеральный институт развития образования». 2012. - 221 с. // Макаренко С.А. Развитие успешности у ребенка.

2. Малофеев Н.Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации / Н.Н. Малофеев // Специальное образование: традиции и инновации: материалы II межд. науч.-практ. конф., Минск, 8-9 апр. 2010. /Бел. гос. пед.ун-т им. М. Танка. - Минск, 2010.

3. Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102с.

4. Федорова С.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра как фактор их успешности в условиях рыночной экономики // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. - М.: МАРТИТ, 2006. - № 6(28). - С. 73-80.

5. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. -404 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.