Научная статья на тему 'Интегрированное партнёрство промышленности и образования'

Интегрированное партнёрство промышленности и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС / МОЛОДЁЖЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич

Рассматриваются положительпые и отрицательные факторы концепции социального партнёрства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное партнёрство промышленности и образования»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378 В. В. ЕФИМОВ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПАРТНЁРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются пололсительные и отрицательные факторы концепции социального партнёрства. Ключевые слова: образование, бизнес, молодёжь, сотрудничество.

Мировой кризис достаточно сильно ударил и по российской экономике, что привело к серьёзным сокращениям как выпускаемой продукции, так и материальных и человеческих фондов промышленных предприятий. Резко сократилась рабочая неделя, увеличилась безработица в промышленных отраслях, связанных с обрабатывающей промышленностью. Кризис особенно сильно ударил по негосударственному сектору, в котором трудится более 40 млн человек.

Очевидно, что период регрессии будет продолжаться не менее 2-3 лет, что значительно сократит научно-технический корпус, отбросит назад сделанный ими задел разрабатываемых новых изделий и комплектующих.

К сожалению, и до кризиса деловые связи вуза с предприятиями были невелики, а в процессе регрессии и они могут значительно сократиться. Тем не менее без вливания вузовской науки в промышленность процесс выздоровления экономики будет проходить значительно меньшими темпами.

Так, например, наш университет в начале года (до экономического кризиса) по инициативе областного Центра качества и с согласия ректора вышел с обращением к ряду предприятий о создании Корпоративных Центров (КЦ). Под понятием КЦ мы подразумеваем сотрудничество не всего вуза со всем предприятием, а создание отдельных центров, объединяющих по интересам отдельные вузовские кафедры с отдельными заводскими цехами или службами качества, или конструкторскими и технологическими бюро и другими подразделениями, имеющими одинаковые интересы. Союз работодателей и промышленников также согласен примкнуть к этой идее. На сегодняшний день откликнулись положительно следующие предприятия: «Контактор»,

© В. В. Ефимов, 2009

УАЗ, УКПБ, ДААЗ. К сожалению, несколько предприятий высказало просьбу отодвинуть работы по созданию КЦ на конец года в связи с кризисом, что на сегодняшний день логично.

Многие ведущие российские вузы считают весьма актуальным разработать законопроект, цель которого - юридически закрепить складывающий альянс высшей школы, промышленников и бизнеса. Основанная проблема - сделать так, чтобы опыт социального партнёрства поддержало государство [1]. Этот закон должен обеспечивать решение следующих первоочередных задач:

- разработка профессиональных стандартов в системе целевой подготовки квалифицированных кадров,

- определение критериев профессиональной компетенции специалистов,

- формированием государственного заказа на подготовку профильных специалистов с учётом реальной потребности рынка труда,

- заключение трёхстороннего договора между работодателями, бизнесом, вузом и студентами на обучение, трудоустройство и дальнейшее по-

- вышение квалификации специалиста,

- обеспечение участия бизнеса в соучредительстве образовательных учреждений, в том числе вузов,

- развитие системы государственного образовательного кредитования,

- поощрение участников бизнеса в поддержке профессиональной школы,

- вовлечение бизнеса в равноправное партнерство с высшей школой и др.

Рассмотрим отдельные задачи более подробно.

Заключение трёхстороннего договора, несомненно, является одним из базовых положений, которые обеспечивают расширение заинтересованного участия бизнеса в профессиональном образовании. Тогда вуз берёт на себя обязательства по подготовке квалифицированного сотрудника (менеджера, экономиста, маркетолога.

инженера др.), а они в свою очередь, получив диплом, обязуются работать в компании, оплатившую их обучение. Баланс прямых интересов субъектов договора очевиден.

В рамках рыночной экономики в настоящее время обсуждается проблема формирования договорных и контрактных отношениях между бизнесом, студентом и вузом, но это ни в коем случае не является «обязаловкой», то есть осуществляется по желанию студента.

Можно пойти по пути образовательного кредита или просто по пути возврата средств. В этом случае молодёжь получает гарантированные и высокооплачиваемые места. Эта форма перспективного будущего и нормального социального старта молодых.

При обеспечении участия бизнеса в соучредительстве можно говорить не о спонсорстве, а заинтересованном партнёрстве. С этим предложением согласны и предприниматели, которые обоснованно считают сведение их роли в образовательной сфере именно к партнёрству, но не к благотворительности.

Что касается развития государственного образовательного кредитования, то Министерство образования и науки в своё время направило в Правительство на утверждение концепцию о сотрудничестве государства и бизнеса в выдаче образовательных кредитов. Как ни странно, соответствующие документы подписаны, и эксперимент этой концепции начат. В 2008

году студентам выданы кредиты, а дальше пошли обещания.

Вовлечение бизнеса в равноправное партнёрство потянет за собой налоговые преференции, льготы для работодателей и т. д. В предлагаемом законопроекте предусмотрены налоговые льготы для предпринимателей, оказывающих серьёзную финансовую помощь вузам в деле подготовки квалифицированных кадров.

В настоящее время необходимо совместными усилиями бизнеса и образовательного сообщества искать компромисс в решении комплекса существующих вопросов. Это поможет более рационально распределить бюджетные средства и реально укрепить трудовые ресурсы страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Социальное партнёрство как механизм формирования социальной политики // Материалы IX всероссийской конференции по дополнительному образованию. - Казань : Изд-во «Центр инновационных технологий», 2008. - С. 354-356.

Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Управление качеством» УлГТУ.

УДК 378 : 808.2 В. Н. АРТАМОНОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

V.

Обобщается опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» кафедрой русского языка Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова.

Ключевые понятия: гуманитаризация образования в техническом вузе, русский язык и культура речи.

Говоря о развитии гуманитарного образования в технических вузах России в перестроечное и постсоветское время, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета В. И. Максимов выделяет три этапа. На 1 -м этапе (со 2-й половины 80-х гг. XX в.) произошло изменение содержания общественно-политических

© В. Н. Артамонов, 2009

дисциплин в плане отхода от политизации, очевидной идеологизированности, в результате чего историю КПСС заменила история России, марксистско-ленинскую философию - философия, основы научного коммунизма - политология. На втором этапе (с начала 90-х гг. XX в.) расширился реестр гуманитарных дисциплин за счёт появления таких элективных курсов (спецкурсов), как история религии, живописи, архитектуры, культура делового общения, ораторская речь и искусство слова, язык делового общения, культура русской речи, русский язык и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.