ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378 В. В. ЕФИМОВ
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПАРТНЁРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются пололсительные и отрицательные факторы концепции социального партнёрства. Ключевые слова: образование, бизнес, молодёжь, сотрудничество.
Мировой кризис достаточно сильно ударил и по российской экономике, что привело к серьёзным сокращениям как выпускаемой продукции, так и материальных и человеческих фондов промышленных предприятий. Резко сократилась рабочая неделя, увеличилась безработица в промышленных отраслях, связанных с обрабатывающей промышленностью. Кризис особенно сильно ударил по негосударственному сектору, в котором трудится более 40 млн человек.
Очевидно, что период регрессии будет продолжаться не менее 2-3 лет, что значительно сократит научно-технический корпус, отбросит назад сделанный ими задел разрабатываемых новых изделий и комплектующих.
К сожалению, и до кризиса деловые связи вуза с предприятиями были невелики, а в процессе регрессии и они могут значительно сократиться. Тем не менее без вливания вузовской науки в промышленность процесс выздоровления экономики будет проходить значительно меньшими темпами.
Так, например, наш университет в начале года (до экономического кризиса) по инициативе областного Центра качества и с согласия ректора вышел с обращением к ряду предприятий о создании Корпоративных Центров (КЦ). Под понятием КЦ мы подразумеваем сотрудничество не всего вуза со всем предприятием, а создание отдельных центров, объединяющих по интересам отдельные вузовские кафедры с отдельными заводскими цехами или службами качества, или конструкторскими и технологическими бюро и другими подразделениями, имеющими одинаковые интересы. Союз работодателей и промышленников также согласен примкнуть к этой идее. На сегодняшний день откликнулись положительно следующие предприятия: «Контактор»,
© В. В. Ефимов, 2009
УАЗ, УКПБ, ДААЗ. К сожалению, несколько предприятий высказало просьбу отодвинуть работы по созданию КЦ на конец года в связи с кризисом, что на сегодняшний день логично.
Многие ведущие российские вузы считают весьма актуальным разработать законопроект, цель которого - юридически закрепить складывающий альянс высшей школы, промышленников и бизнеса. Основанная проблема - сделать так, чтобы опыт социального партнёрства поддержало государство [1]. Этот закон должен обеспечивать решение следующих первоочередных задач:
- разработка профессиональных стандартов в системе целевой подготовки квалифицированных кадров,
- определение критериев профессиональной компетенции специалистов,
- формированием государственного заказа на подготовку профильных специалистов с учётом реальной потребности рынка труда,
- заключение трёхстороннего договора между работодателями, бизнесом, вузом и студентами на обучение, трудоустройство и дальнейшее по-
- вышение квалификации специалиста,
- обеспечение участия бизнеса в соучредительстве образовательных учреждений, в том числе вузов,
- развитие системы государственного образовательного кредитования,
- поощрение участников бизнеса в поддержке профессиональной школы,
- вовлечение бизнеса в равноправное партнерство с высшей школой и др.
Рассмотрим отдельные задачи более подробно.
Заключение трёхстороннего договора, несомненно, является одним из базовых положений, которые обеспечивают расширение заинтересованного участия бизнеса в профессиональном образовании. Тогда вуз берёт на себя обязательства по подготовке квалифицированного сотрудника (менеджера, экономиста, маркетолога.
инженера др.), а они в свою очередь, получив диплом, обязуются работать в компании, оплатившую их обучение. Баланс прямых интересов субъектов договора очевиден.
В рамках рыночной экономики в настоящее время обсуждается проблема формирования договорных и контрактных отношениях между бизнесом, студентом и вузом, но это ни в коем случае не является «обязаловкой», то есть осуществляется по желанию студента.
Можно пойти по пути образовательного кредита или просто по пути возврата средств. В этом случае молодёжь получает гарантированные и высокооплачиваемые места. Эта форма перспективного будущего и нормального социального старта молодых.
При обеспечении участия бизнеса в соучредительстве можно говорить не о спонсорстве, а заинтересованном партнёрстве. С этим предложением согласны и предприниматели, которые обоснованно считают сведение их роли в образовательной сфере именно к партнёрству, но не к благотворительности.
Что касается развития государственного образовательного кредитования, то Министерство образования и науки в своё время направило в Правительство на утверждение концепцию о сотрудничестве государства и бизнеса в выдаче образовательных кредитов. Как ни странно, соответствующие документы подписаны, и эксперимент этой концепции начат. В 2008
году студентам выданы кредиты, а дальше пошли обещания.
Вовлечение бизнеса в равноправное партнёрство потянет за собой налоговые преференции, льготы для работодателей и т. д. В предлагаемом законопроекте предусмотрены налоговые льготы для предпринимателей, оказывающих серьёзную финансовую помощь вузам в деле подготовки квалифицированных кадров.
В настоящее время необходимо совместными усилиями бизнеса и образовательного сообщества искать компромисс в решении комплекса существующих вопросов. Это поможет более рационально распределить бюджетные средства и реально укрепить трудовые ресурсы страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Социальное партнёрство как механизм формирования социальной политики // Материалы IX всероссийской конференции по дополнительному образованию. - Казань : Изд-во «Центр инновационных технологий», 2008. - С. 354-356.
Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Управление качеством» УлГТУ.
УДК 378 : 808.2 В. Н. АРТАМОНОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
V.
Обобщается опыт преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» кафедрой русского языка Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова.
Ключевые понятия: гуманитаризация образования в техническом вузе, русский язык и культура речи.
Говоря о развитии гуманитарного образования в технических вузах России в перестроечное и постсоветское время, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета В. И. Максимов выделяет три этапа. На 1 -м этапе (со 2-й половины 80-х гг. XX в.) произошло изменение содержания общественно-политических
© В. Н. Артамонов, 2009
дисциплин в плане отхода от политизации, очевидной идеологизированности, в результате чего историю КПСС заменила история России, марксистско-ленинскую философию - философия, основы научного коммунизма - политология. На втором этапе (с начала 90-х гг. XX в.) расширился реестр гуманитарных дисциплин за счёт появления таких элективных курсов (спецкурсов), как история религии, живописи, архитектуры, культура делового общения, ораторская речь и искусство слова, язык делового общения, культура русской речи, русский язык и