f|4— АРХИТЕКТУРА ЗДНПЙ И СООРУЖЕНИЙ.
TKOI»IIXKIIE К01П1111Ш1Н АРХН'ТЕКТУШОН IIUmil.lHKTII
УДК 72.021
А.О. Акатьева - аспирант, старший преподаватель
E-mail: akatyeva@ gmail.com
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ИНТЕГРИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РАМКАХ КУРСА «АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрен процесс развития курса «Архитектурная презентация» и интегрирование в него опыта профессиональной проектной практики. В статье также отражен процесс практического внедрения междисциплинарного подхода к архитектурной презентации, интерактивного подхода к работе со студентами и интенсивного обучения инновационным компьютерным технологиям.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: курс «Архитектурная презентация», архитектурное образование, интегративный подход, междисциплинарный подход, интерактивный подход, компьютерные технологии, презентация курсового проекта.
А.О. Akatyeva - post-graduate student, senior lecturer
Kazan State University of Architecture and Engineering
INTEGRATION OF DESIGN PRACTICE IN EDUCATIONAL PROCESS IN THE ARCHITECTURAL PRESENTATION COURSE
ABSTRACT
The article describes the Architectural presentation course’s development and integration of professional design practice’s experience in it. The article also reflects the process of practical implementation of an interdisciplinary approach to Architectural presentation, interactive approach to work with students and intensive training of innovative computer technology.
KEYWORDS: Architectural Presentation course, architectural education, integrative approach, interdisciplinary approach, interactive approach, computer technology, student presentation, teaching.
Умение всесторонне и позитивно представлять свою работу является важным аспектом современной архитектурной деятельности. В процессе проектной практики архитектор сталкивается с профессиональными ситуациями, когда необходимо презентовать себя и свои работы с целью получения заказа, разработки и продвижения проекта, а также участия в публичных событиях (общественных слушаниях, градостроительных советах, выставках, конкурсах, проектных семинарах и «перфомансах»).
Развитие презентационных навыков архитектора происходит на протяжении всего творческого и профессионального пути специалиста, однако многие базовые знания и навыки закладываются еще на стадии профессионального обучения в вузе. Архитектурные фирмы, работающие в условиях высокой внутриотраслевой конкуренции, уделяют значительное внимание презентации своей деятельности и заинтересованы в молодых специалистах, способных квалифицированно представлять работу. В связи с этим возникает необходимость комплексного рассмотрения вопросов развития навыков презентации в архитектурной школе.
В рамках современных дискуссий о стратегиях развития архитектурного образования очень остро стоит вопрос об увеличивающейся дистанции между процессом обучения студентов архитектурной специальности и последующей практикой. Отечественный исследователь профессор Метленков Н.Ф. говорит о том, что архитектурное образование, отделившееся от процесса производства (как это было в средневековых артелях), в целом развивает у студентов определенные навыки проектирования, но не дает комплексного представления о процессе проектирования в том виде, как оно реализуется в современной практике [1]. Та же мысль нашла свое отражение в книге
«The Learning Organization and the Evolution of Practice Academy Concepts» исследователя архитектурного образования и практики Марвина Малеха, который поднимает вопросы интегрирования образовательного процесса в проектный, и наоборот [2]. Вопросы, связанные c интеграционными процессами в архитектурном образовании, не могут быть рассмотрены в отрыве от того факта, что современная архитектурная деятельность реализуется в рамках бизнеса, а одной из ключевых позиций успешной его реализации является презентация и активная пропаганда своей деятельности на рынке. Архитекторам в целом не свойственно обращаться к услугам специалистов в области рекламы и PR, поэтому, когда мы говорим о «квалифицированном специалисте», нужно вкладывать в этот образ и умение успешно себя позиционировать как такового.
До недавнего времени в программе профессиональной подготовки архитекторов отсутствовал курс, специально ориентированный на изучение вопросов архитектурной презентации. Традиционно студенты учились презентации своих работ на примерах мастеров в рамках курсов истории архитектуры, дизайна и изобразительных искусств. Также они изучали методы графической подачи (в рамках курсов по рисунку, колористике и объемному моделированию) и приобретали основные практические навыки презентации в рамках разработки курсовых и дипломных проектов [3]. Однако ни один из перечисленных курсов не давал студентам-архитекторам комплексного и системного знания о презентации в архитектурной деятельности.
Курс «Архитектурная презентация»
Чтобы помочь студентам-архитекторам в развитии презентационных навыков, на кафедре архитектурного проектирования Казанского государственного архитектурно-строительного университета с 2006 года внедряется специальный курс, посвященный архитектурной презентации. Данный курс реализуется в рамках специализации по кафедре под названием «Новейшие компьютерные технологии в архитектурном проектировании». Программа рассчитана на два семестра: осенний семестр 5 года обучения и весенний семестр 6 года.
Основной целью курса является всестороннее знакомство с явлением архитектурной презентации и развитие у студентов навыков устного, письменного и графического представления. Особое внимание уделено процессу изучения инновационных компьютерных технологий в области архитектурной визуализации и презентации ввиду их востребованности на архитектурном рынке [4].
Работа со студентами проходит в форме семинарских занятий, которые состоят из трех частей: обсуждение домашнего задания, обзор новой темы, выполнение практического упражнения в ручной графике (15-35 мин.). В процессе работы студенты знакомятся с такими темами, как «резюме и портфолио архитектора», «выставочная экспозиция проекта», «компьютерная презентация в формате слайд-шоу, ролика и интерактивной презентации». По каждой теме студенты выполняют краткосрочные практические задания и (или) обзор мирового опыта. В завершение семестра студенты представляют компьютерную презентацию текущего проекта (в формате Power Point или видеоролика длительностью 2-3 мин.) с устным докладом. Тема создания компьютерной презентации рассмотрена в курсе наиболее подробно, и работа над ней реализуется в несколько стадий: написание сценария и раскадровки, дизайн слайда, подготовка содержательной части, настройка видео- и аудиоэффектов, «сведение» и запись финальной презентации.
Специфика курса
Изучение презентации затрагивает широкий спектр смежных дисциплин: графический дизайн, компьютерные технологии, маркетинг, реклама, связи с общественностью, теория и практика коммуникаций. Развитие этих областей приводит к постоянной эволюции и модернизации понимания роли, задач и способов презентации в архитектурной деятельности. В связи с этим происходит постоянное обновление и коррекция курса. В концептуальную основу преподавания архитектурной презентации заложен принцип «адаптации», который подразумевает его открытость к развитию современных технологий и научно-практических знаний.
При работе над курсом параллельно развиваются его теоретические и практические аспекты. Теоретический базис курса разрабатывается автором под руководством заведующего кафедрой архитектурного проектирования Новикова Н.М. в рамках диссертационного исследования по теме «Архитектурная презентация как средство коммуникации». Практические наработки формируются в процессе работы со студентами КазГАСУ и профессиональной практики. Существенным стимулирующим фактором развития и совершенствования курса является сотрудничество с Научнопроизводственной лабораторией ГУП «Татинвестгражданпроект» под руководством архитектора
Евсеева Е.С. Данное подразделение, созданное на базе ГУП «Татинвестгражданпроект» в рамках договора о творческом сотрудничестве с КазГАСУ,
специализируется на разработке архитектурных презентаций и архитектурно-планировочных концепций, а также подготовке архитектурных кадров [5].
Опыт Научно-производственной лаборатории, наработанный в процессе подготовки профессиональных презентаций и изучения данной области, адаптируется для студентов в виде разрабатываемых учебнометодических пособий, семинаров и мастер-классов (рис. 1).
Предпосылки коррекции курса
В процессе трехлетней работы автора над курсом в КазГАСУ, научно-практической
деятельности в области архитектурной презентации в ГУП «Татинвестгражданпроект» и стажировки в США (2008-2009 гг.) были сделаны определенные выводы и выявлены некоторые предпосылки для коррекции курса «Архитектурной презентации».
Из работы со студентами в КазГАСУ:
- в процессе обсуждения тем курса выявлено, что студенты достаточно осведомлены в общих вопросах и объем времени по некоторым темам может быть сокращен;
- в процессе разработки компьютерной презентации выявлено, что знаний программных продуктов в области визуализации и презентации недостаточно для подготовки законченных презентаций высокого уровня;
- в процессе разработки компьютерной презентации выявлено, что сроки разработки архитектурной презентации опережали сроки проектирования презентуемого объекта.
Из работы Научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект»:
- в процессе работы над компьютерными презентациями и посещения мастер-классов «1сиЬе» (Москва) и «Яа^ешойош» (Москва) выработалась цельная модель работы над подготовкой презентации в условиях параллельной разработки архитектурно-планировочной концепции;
- с развитием технических ресурсов произошли определенные изменения стратегии работы с программными пакетами в области архитектурной визуализации и видеомонтажа.
Из международного опыта обучения за рубежом по гранту Правительства Республики Татарстан:
- в процессе изучения подхода к архитектурной презентации удалось познакомиться с общим опытом работы со студентами в архитектурной школе США;
- проведено персональное интервьюирование директоров американских архитектурных фирм об архитектурных презентациях в их практике. Это дало возможность сбора и анализа «частных случаев» архитектурных презентаций;
- проведено изучение англоязычных источников по презентации и другим смежным областям знаний, а также анализ сайтов архитектурных фирм, что дало возможность углубления теоретической базы курса.
Стратегия коррекции курса
Основной целью коррекции курса является оптимизация работы со студентами на основе современных теоретических и практических наработок в области архитектурной презентации и методики преподавания для студентов старших курсов [3].
Среди основных задач по коррекции курса были обозначены:
1) оптимизация внутреннего баланса тем курса;
2) интеграция разработки архитектурного проекта и его презентации;
3) дополнительное обучение техническим навыкам при создании компьютерной презентации;
Рис. 1. Мастер-класс сотрудника Научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» Гиниятова И. по подготовке компьютерной презентации
4) привлечение практикующих архитекторов - сотрудников Научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект» к работе со студентами;
5) мотивация активной групповой и индивидуальной работы студентов;
6) внедрение общих понятий архитектурной презентации и изучение частных случаев.
Примененный комплексный метод оптимизации структуры курса и методики работы со
студентами включил в себя следующие базовые компоненты: интеграционный подход к
архитектурному образованию, междисциплинарный подход к явлению архитектурной презентации, интерактивный подход к работе со студентами и внедрение современных компьютерных технологий в учебный процесс.
Использование интеграционного подхода определяется общим стремлением интегрирования научных, образовательных и производственных процессов. На примере курса архитектурной презентации данный подход выражается в том, что при изучении того или иного вопроса от студента ожидается умение научно определить понятие, практически его применить в своей учебной работе и последующей профессиональной практике.
Междисциплинарный подход к презентации обусловлен тем, что презентация относится к различным областям гуманитарных знаний. В рамках курса междисциплинарный подход выражается в анализе областей знаний, которые затрагивают явление презентации, и изучении специфики именно архитектурной деятельности. Автор обозначает основные направления (бизнес организацию, маркетинг и РИ, психологию, ораторское искусство, графический дизайн и медиа-технологии) и дает обзор данных областей, адаптированный для студентов-архитекторов.
Принцип интерактивности проявляется в том, что студенты проявляют значительную самостоятельность в организации собственной групповой и индивидуальной деятельности и процесс обучения происходит в форме «сотрудничества» [6]. В работе по курсу сделан акцент на интеракции «студент-студент» (рис. 2). Роль преподавателя ориентирована на координацию групповой и индивидуальной работы. Важную мотивационную роль играет процесс публичной презентации и коллективного обсуждения проектов самими студентами и приглашенными специалистами. Приглашение специалистов Научно-производственной лаборатории ГУП «Тативестгражданпроект» для обсуждения технологии и техники подготовки презентации является средством реализации интенсивного обучения современным компьютерным программам при решении практических задач.
Рис. 2. Групповая работа студентов в рамках занятия по архитектурной презентации (гр. 01-501)
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactorv.com
СОВМЕЩЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И АРХИТЕКТУРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ {НКТ в ЛП)
< АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ «мостоптельнал рэбста л: ■14 Z АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ самострятдпьнзя работа
1 Бьдача задания на проэктирсвание выезд на место 1 вицей презентации/ вон курсы, дыстзнки и гтанты обзор
2 Клэу.эуря концепция (Э влрмлнтд) гтэдгц-оЕкз дэкладз
3 Обсужденип- кпаузур, состава а налит части Разработка качцзп цик/разработка анализа Разработка кснцепцич/раэрэботка анализа ион цепция у а на п ил концепция*анализ подготовка к клэуэуре г резюме-, портфолио оезюмс, портфолио
4
5 3 ппаншетнэя экспозиция, ианет к брошюра эеспланшетовка
0 Клэузурв распланшетовкз подготовке дзклада
7 і Ерезентаци* +і осуждение клаузур Раэкмбэткз «онцепции^азработка анализа 3 МАРТА Презентация аналитической части приепа Разработка концепции/разработка анализа НОнцеПиИЯ-1-ЭНЭПИЭ концепция+анэпиз подготовка презентации концепциям нал иа подготовка к ииузурв і компьютерная презентация сценарий сценарий
9
0 6 компьютерная презентация. раалдроока заскадровка
10
11 ь компьютерная презентация анимагик/дизайн ан^мэтик. дизайн
12 Клфаура эЬа*5 проекта (3 варианта) подгатоекэ доклада
13 Презентация и обсуждение клаугур (быбор вар.) Разработка юнцепцииУраэработжа анализа концепция*анализ концепция+анэлиз 7 презентация аяиматика с докладом атіґіматик. доклад
14
1й СПЛОШНЯК Н» 1. 2 планшета, ПЗ. і рафорефераї ГгодгйтОВШ прОЗСшац. маїЬриіііиь & диск С анимл икОм подготовка ире-лсш ац. маюрналое
16
17 Презентация и обсуждение сплошняка Ряпрлботкя прснжтл подготовка доішада рядгкяо пт кя прпвктл 9 презентация э сети обзор
13
19 ГСр&вКТНый Семинар Арііи-вкжн раадв&огка проект сі 10 презентация. КЙНТЙИТ юцгйтоьмй мйтериалбб
20 Разработка проекта Разработка проекта Разработка проста раззаэотка проекта разэаэотка проекта подготовка к клегувуре
21 11 презентация, контент подготовка материалов
гг
23 Клауэурл сборочлая подготовка. доклада п прел фи паленая преяантация сшивка материалов
24 Презентация и обсуждение клаузур Разработка проекта Разработка проекта разоаботка проекта разработка проекта разработка проекта
25 13 устный доклад, собеседование и интервью доклад
26
27 СПЛОШНЯК №>2 1-3 плзнистэ, ПЗ+брошчра-, гр^форсфсрзт подготовка орезвчтэц, материалов 14 ДИСК С презентацией, уст 111,1 и доклад подготовка пр«с«тац- матпри.іллі)
28
29 оцеша за курс оценка зе курс
н
о\
и
К
я
Архитектура зЭаний и сооружений. Творческие концепции архитектурной Эеотепьности
Другим нововведением является внедрение широко используемой в передовых западных образовательных системах программы «он-лайн» класса (arch-studio-akatyeva.wikispaces.com). Под руководством преподавателя студенты создали и постоянно обновляют интернет-страничку группы, размещая свои клаузуры и участвуя в их обсуждении. Мини-сайт находится в открытом доступе, так что все желающие могут оставить свои комментарии по работам и проследить динамику развития проектов. Активное участие в обсуждении студенческих достижений принимают и сотрудники Научно-производственной лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект».
Согласно описанным выше принципам и задачам коррекции курса в конце 2009 г. была отредактирована рабочая программа на первый из двух семестров курса (таблица).
В программе произошли следующие изменения:
- программа курса была увязана с графиком разработки курсового проекта (в экспериментальной подгруппе);
- темы объединились в логические блоки: «представление архитектора», «представление проекта» и «компьютерная презентация проекта»;
- уменьшилось количество часов по темам «портфолио», «выставочная двухмерная
композиция» и увеличилось количество часов по теме «компьютерная презентация проекта»;
- добавились темы «представление на конкурс, грант и выставку», «макет», «брошюра», «устный доклад, собеседование и интервью», «презентация в сети».
В настоящее время начата стадия эксперимента, и по ее результатам будет откорректирована программа всего курса и доработана вторая половина курса.
Заключение
Несмотря на незавершенность эксперимента, уже можно говорить, что нововведения были восприняты студентами позитивно. Активное участие большинства студентов в занятиях дает возможность судить о реализации концепции интерактивного обучения. Кроме того, значительный интерес у студентов вызвали мастер-классы с участием приглашенных специалистов, на которых студенты смогли не только научиться, но и продемонстрировать собственные творческие наработки по отдельным аспектам подготовки архитектурных презентаций. Более детальные результаты эксперимента будут проанализированы по окончании семестра и положены в структуру разрабатываемого методического пособия по курсу.
В целом, следует отметить, что внедрение курса архитектурной презентации позитивно сказывается на результатах и самого архитектурного проектирования студентов, а также частично выполняет роль адаптера к последующей проектной практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Метленков Н.Ф. Моделирование учебного архитектурного процесса // Архитектура и строительство России, 2009, № 6. - С. 4-8.
2. Malecha M. The Learning Organization and the Evolution of Practice Academy Concepts. - USA: NC State University College of Design, 2005.
3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат, 1982. - 230 с.
4. Новиков Н.М., Валеев Э.Г. Визуализация архитектурных и градостроительных решений как средство диалога архитектора с заказчиками и общественностью // Известия КГАСУ, 2005, № 1(3).
- С. 12-13.
5. Евсеев Е.С. Положение о Научно-производственной лаборатории. - Казань: ГУП
«Татинвестгражданпроект», 2007.
6. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. -СПб.: Изд-во Экономическая школа, 2001.