ББК 78.34(аРос-4Аст)8в01:74.584с51
С. А. Сергеева Астраханский государственный технический университет
ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ УНИВЕРСИТЕТА
Состояние и эволюция информационно-образовательной среды (ИОС) технического университета определяется уровнем развития его информационных ресурсов (традиционных и электронных), прежде всего на базе библиотеки. Вузовская библиотека развивается как элемент системы высшего образования, ее цели и задачи определяются приоритетами образовательной системы. Типовой нормативный документ «Примерное положение о библиотеке высшего учебного заведения» определяет библиотеку вуза как «одно из ведущих структурных подразделений вуза, обеспечивающих литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центр распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры» [1, а 63].
Интегрированная информационная система вуза может обеспечить доступность информации, разнообразие форм и качества информационных услуг, полноту, оперативность и достоверность получаемой информации.
Информационная среда научной библиотеки - это часть информационно-образовательной среды вуза и вполне логично их взаимодействие, которое делает работу учебного заведения более эффективной по следующим направлениям:
— информационный обмен и информационное обеспечение структурных подразделений вуза;
— сокращение дублирования работ по вводу и актуализации данных и информации;
— информация о контингенте (зачисление и отчисление студентов), учебных планах, обеспеченности учебных дисциплин и т. д.
В инфраструктуре информационной деятельности технических университетов научные библиотеки занимают доминирующее положение как основные держатели документных и электронных ресурсов, как универсальные информационные подразделения вуза, ориентированные на своевременное удовлетворение информационных потребностей студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей и специалистов этих вузов.
Фактическое интегрирование вузовских библиотек в информационно-образовательную среду университета ставит перед ними качественно новые организационные и управленческие задачи, в частности задачи по организации и структурированию работы, приобретению новых навыков измерения, контроля и интерпретации достигнутых результатов. «Поступательное развитие вузовской библиотеки с началом процесса информатизации образования должно оцениваться по степени ее интеграции в ИОС. От того, насколько органично и быстро вузовские библиотеки войдут в ИОС, зависит их будущее в структуре высшей школы и сохранение ведущей роли в информационном обеспечении потребностей вузовского сообщества» [2, с. 41].
Высокая информационная значимость собранных в фонде материалов, использование имеющихся и поиск новых средств передачи сконцентрированной в них информации позволяют рассматривать библиотеку как информационный центр, в задачу которого входит обслуживание не только преподавателей и студентов данного вуза, но и абонентов города и региона. Естественными составляющими трансформации научной библиотеки технического университета в основной информационный центр ресурсной поддержки образовательного процесса в университете являются:
— постепенное создание и наращивание информационной базы;
— наполнение контентом (создание портфеля учебно-методических комплексов по изучаемым в вузе дисциплинам, систематизация и каталогизация Web-ресурсов по профилю вуза;
— создание предметно-ориентированных баз данных;
— обеспечение удаленного доступа обучаемых к информационным образовательным ресурсам;
— развитие электронных сервисов (каталогизация, распределенный поиск, заказ, электронная доставка документов (ЭДД);
— повышение эффективности использования информационных ресурсов в образовательном процессе на основе новых принципов взаимодействия библиотеки и университета;
— создание единой системы управления информационными образовательными ресурсами университета.
Учебный процесс и научные исследования не могут быть успешными без всестороннего и оперативного обеспечения информацией. Для такого обеспечения необходим поиск источников информации, ее отбор, классификация, хранение, а также возможность свободного доступа к ней. Эта задача наиболее успешно решается научными библиотеками вузов, которые обеспечивают создание мощного массива документных и электронных ресурсов научной и учебной направленности, соответствующих профилю образовательных программ. «Библиотека, помимо генерирования внешних информационных ресурсов, упорядочивает имеющиеся внутренние ресурсы, выполняя при этом посредническую функцию между генерируемым информационным потоком и потребителем» [3, с. 14]. Только библиотека, как единственное профильное специализированное подразделение вуза, способна организовать эффективное использование информационных ресурсов, в том числе доступ к информации, аккумулированной в различных службах вуза.
Под информационными ресурсами университета понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса с гарантированным уровнем качества.
Одним из основных информационных ресурсов информационно-образовательной среды университета является библиотечный фонд. Содержание работы библиотеки Астраханского государственного технического университета (АГТУ) по комплектованию фонда с целью оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса и научных исследований изданиями, другими документами и информацией о них определяет «Положение о формировании единого фонда научной библиотеки АГТУ». Открытие новых специальностей, значительное увеличение контингента, устаревание литературы по большинству экономических, гуманитарных, информационных, правовых дисциплин требует своевременного обновления фонда библиотеки. Заседания ученых и методических советов факультетов, кафедр помогают уточнить тематику информационных потребностей читателей, позволяют делать коррективы в профиле комплектования фонда, формировать активно используемый фонд, т. к. именно преподаватели заинтересованы в полноценном обеспечении своей научно-педагогической работы необходимой литературой, способны дать ей экспертную оценку и апробировать в учебном процессе.
Книжный фонд научной библиотеки АГТУ на 01.01.2006 г. составляет 747 673 экз. печатных изданий; объем фонда имеет тенденцию к постоянному увеличению. С 2000 по 2005 г. приобретено 289 469 экз., из них 55 457 экз. научных изданий (19 %) и 218 086 экз. учебных изданий (75 %). Максимальное обеспечение литературой учебного процесса всегда было приоритетным принципом комплектования фондов, большую часть которых составляли и продолжают составлять собрания учебников и учебных пособий различных видов.
Начиная с 2001 г. растет число поступающих в фонд библиотеки АГТУ внутривузовских изданий: в 2001 г. получено 31 131 экз. (53 % от числа всех поступающих ежегодно изданий), в 2002 г. - 25 608 экз. (40 %), в 2003 г. - 21 103 экз. (49 %), в 2004 г. - 27 395 экз. (56 %), в 2005 г. -34 375 экз. (67 %), что составляет в среднем 53 %. За счет внутривузовских изданий удается оперативно удовлетворять потребность в узкоспециальной литературе и обеспечивать учебный процесс по вновь открытым специальностям и новым дисциплинам.
Библиотека университета постоянно анализирует состояние учебного процесса по той или иной специальности, дисциплине, подготавливает аналитические справки о состоянии обеспеченности учебного процесса в начале каждого учебного года. В рабочем состоянии поддерживается автоматизированная «Картотека книгообеспеченности учебного процесса», содержащая информацию об учебных дисциплинах, контингенте студентов и формах их обучения, изданиях, рекомендуемых к использованию в учебном процессе, независимо от вида документов.
Другой не менее важной составляющей информационной образовательной среды университета является электронная библиотека образовательных ресурсов. Электронная библиотека потенциально доступна любому пользователю сети и открывает неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся.
В электронной библиотеке находят отражение:
— научные работы студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университетов, а также публикации сторонних авторов по направлениям и темам научных исследований и интересов вуза;
— комплекс учебно-методических пособий;
— оцифрованные книги повышенного спроса, необходимые в учебном процессе;
— авторефераты диссертаций, диссертации, защищенные в диссертационных советах университета;
— СБ-ЯОМ, БУБ-ЯОМ и т. д.
Электронные информационные ресурсы библиотеки АГТУ представлены электронным каталогом и проблемно-ориентированными базами данных, состав которых постоянно расширяется и на 01.01.2006 г. насчитывает 75 475 записей, что на 43 953 записи больше по сравнению с 2000 г. В электронном каталоге отражено 35 % всего библиотечного фонда. В этой связи библиотеке необходимо наращивать темпы ретроконверсии фонда собственными силами или путем заимствования библиографических записей у библиотек-партнеров.
Библиотекой созданы и постоянно актуализируются базы данных: «Книги», «Статьи», «Диссертации и авторефераты диссертаций», «Иностранная литература», «Книгообеспечен-ность дисциплин учебной литературой» и др.
С 1996 г. научная библиотека АГТУ, как и большинство вузовских библиотек страны, начала активное освоение Интернета, организовав доступ к его ресурсам. Перед пользователями открылись возможности получения библиографической, реферативной и полнотекстовой информации в режиме онлайн.
Расширяется ассортимент электронных версий учебной, методической и научнопроизводственной литературы по всем отраслям знаний. В библиотеке университета формируется фонд собственных электронных ресурсов и полнотекстовых баз данных, осуществляется систематизация внутривузовских и удаленных электронных ресурсов, их предоставление и дальнейшее эффективное использование пользователями университета. При этом не только количественно возрастает число доступов, но и сами доступы значительно диверсифицируются. Комплектование электронных ресурсов начиналось в библиотеке с баз данных периодических изданий, сейчас доступны полнотекстовые электронные книги, диссертации, статистические базы данных, энциклопедии, реферативные ресурсы и пр. На 01.01.2006 г. научная библиотека АГТУ имела доступ к 20 информационным ресурсам, содержащим более 312 тыс. книг и журналов.
Библиотека АГТУ обеспечивает доступ как к базам данных собственной генерации, так и онлайновым научно-образовательным ресурсам Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Российской книжной палаты (РКП), Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), Научной электронной библиотеки Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Национального электронного информационного консорциума (НЭИКОН) и др. Главной своей задачей библиотека считает получение и предоставление своим пользователям доступа к ресурсам единого информационнообразовательного пространства страны и мира.
Библиотека АГТУ взаимодействует с библиотеками технических университетов Южного федерального округа в рамках Ассоциации технических университетов Северного Кавказа, созданной в 2000 г., в состав которой вошли 18 ведущих технических университетов Северного Кавказа. Между вузами было заключено соглашение о взаимодействии и информационном обмене, предполагающее создание единой корпоративной электронной библиотечной системы. Основными задачами Ассоциации являются:
— объединение существующих информационных ресурсов библиотек-участников в единую корпоративную библиотечную систему;
— организация доступа к объединеннным ресурсам всех участников Ассоциации;
— повышение эффективности использования объединенных ресурсов библиотек Ассоциации в учебной, научной, научно-методической, производственной, культурно-просветительской деятельности всех участников проекта и др.
Наиболее востребованной пользователями и сотрудниками научной библиотеки АГТУ стала корпорация Межрегиональной аналитической росписи статей (МАРС). Цель проекта -устранение дублирования в работе вузовских библиотек по росписи периодических изданий [4].
На 2006 г. в состав корпорации входят 124 библиотеки, из них 79 библиотек высших учебных заведений, в том числе и научная библиотека АГТУ. Количество наименований расписываемых журналов за время существования проекта увеличилось с 245 в начале 2000 г. до 1 104 наименований в 2006 г. [http://www.mars.udsu.ru]. Каждая библиотека-участник расписывает от 5 до10 журналов, а в обмен получает результаты работы всех участников объединения. Положительным является то, что расписываются научные периодические издания вузов, в том числе и технических - эти издания становятся реально доступными научному сообществу страны и мира. Тематическое разнообразие электронной базы данных статей позволяет библиотекам обслуживать читателей различных специальностей.
Заметное влияние на библиотеку, ее реформирование и поддержание престижа оказывают профессиональные библиотечные ассоциации и консорциумы. Научная библиотека АГТУ, являясь членом Ассоциации региональных библиотечно-информационных консорциумов (АРБИ-КОН), стала частью крупной корпоративной сети российских библиотек, которая насчитывает около 200 библиотек, включая крупнейшие федеральные библиотеки (БЕН, ГПНТБ, ИНИОН, РГБ, РНБ и др.). Пользователи библиотеки АГТУ получили бесплатный и неограниченный доступ к ресурсам партнеров АРБИКОН и электронным сервисам (более 25 млн библиографических описаний, доступных через единую точку доступа на портале АРБИКОН, более 50 тыс. полнотекстовых ресурсов: учебники, монографии, учебные пособия, авторефераты диссертаций и диссертации, периодика и пр.) [5].
Опыт научной библиотеки АГТУ позволяет констатировать, что использование баз данных сторонних организаций позволяет вузам и их научным библиотекам получить следующие преимущества:
— внедрение новых информационных технологий в процесс образования;
— оперативный доступ к базам данных с компьютеров, расположенных в помещениях университета,
— решение проблемы дефицита библиотечных площадей для хранения литературы;
— обеспечение эффективности и полноты поиска информации;
— расширение спектра дополнительного платного библиотечно-информационного обслуживания;
— развитие сопутствующего сервиса в библиотеках и т. д.
Возможность найти информацию, находясь на рабочем месте или дома, т. е. не посещая непосредственно библиотеку, способствует расширению исследовательского инструментария пользователей, более полному использованию и эффективному планированию рабочего и учебного времени, совершенствованию информационного обеспечения учебного процесса. Это, в свою очередь, на наш взгляд, положительно отражается на качестве образования.
Эффективность использования информационных ресурсов достигается путем минимизации времени выполнения вспомогательных операций при обработке фондов и исполнении запросов пользователей, повышения точности и охвата информационного поиска, предоставления доступа к различным типам информационных ресурсов.
Наряду с электронными информационными ресурсами библиотека предлагает пользователям комплекс сопутствующих дополнительных платных услуг. По их желанию предоставляются все виды информационно-библиотечных услуг: заказ и подбор литературы по тематике, индексирование работ, составление или редактирование библиографического списка литературы, ксерокопирование, сканирование, набор текста и т. д. Это также способствует повышению роли библиотеки как информационного центра технического университета.
Под влиянием изменений информационного пространства вуза библиотека вынуждена менять технологию своей работы, сложившиеся подходы, понятия, термины и соглашения, по-новому моделировать и организовывать свое библиотечное пространство. Появились новые организационно-содержательные ориентиры в развитии научных библиотек технических университетов, в их числе:
— согласованность стратегии развития библиотеки с общей стратегией развития вуза;
— эффективное содействие образовательным и научным программам вуза на основе сотрудничества с пользователями-студентами, преподавателями, аспирантами, учебновспомогательным персоналом;
— свободное использование информационных ресурсов в самой библиотеке и реальный доступ к распределенным ресурсам на основе сетевых технологий и др.
В комплексе мер, осуществляемых библиотекой, должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение пользователей основам информационной грамоты.
Слабая информационная подготовка пользователей является сдерживающим фактором для использования информационных ресурсов, поэтому формирование соответствующего уровня информационной культуры будущих специалистов является важной составляющей информационной поддержки образовательного процесса современного университетского технического образования. Библиотекой АГТУ традиционно проводятся со студентами 1 курсов специальные библиотечно-библиографические занятия по основам информационного поиска. Специалисты библиотеки АГТУ разработали практическое пособие «Основы информационной культуры», задача которого - помочь в овладении библиотечно-библиографическими знаниями, необходимыми для учебной и научной работы, формировании навыков самостоятельного поиска информации, ее анализа и синтеза.
Для динамичного функционирования информационно-образовательной среды технического университета необходимо обеспечение устойчивого развития всех элементов этой системы в целях более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Таким образом, превращение вузовских библиотек в интегральные информационные центры способствует удовлетворению многообразных потребностей в необходимой учебной и научной информации, оказывая тем самым позитивное влияние на поступательное развитие всех форм обучения в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения): одобрено Центр. библ.-информ. Комиссией Мин-ва образования России, 2000 г. // Нормативные документы для библиотек высших учебных заведений: Сб. -М., 2002. - 114 с.
2. Еременко Т. В. Вузовская библиотека в современной информационно-образовательной среде: Опыт сравнительного библиотековедческого исследования: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 421 с.
3. Паршукова Г. Б. Информационно-библиографическое обеспечение научной деятельности потребителя в условиях высшего учебного заведения как фактор повышения качества образования: Дис. . канд. пед. наук. - М., 2003. - 213 с.
4. Межрегиональная аналитическая роспись статей / Г. Н. Зеленина, И. В. Крутихин, Л. П. Бесклинская, А. В. Дасилов // Науч. и техн. б-ки. - 2003. - № 9. - С. 51-60.
5. Племнек А. И. Российские библиотечные консорциумы для совершенствования электронных сервисов // http:copeter.ruslan.ru/plm.doc.
Получено 20.12.2006
INTEGRATION OF INFORMATION RESOURCES OF A LIBRARY INTO INFORMATION-EDUCATIONAL SPHERE OF THE UNIVERSITY
S. A. Sergeeva
Dominating role of a scientific library as a universal information centre of resource support of an educational process and scientific researches at a university oriented towards comprehensive and operative satisfaction of the users information requirements is considered in the paper. The information concerning the activity of a library on the formation of documentary and electronic resources, electronic library of educational resources, providing an access to data base of domestic generation, and to online resources of information about the sphere of university educational programs, to the participation in different corporative projects of the library, to enlargement of the spectrum of informational services, and to the formation of users informational culture is given there.