УДК 378.02+008:379.85
И.В.Кузьмина
ИНТЕГРАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье рассматривается интеграция взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи на основе компетентностного подхода. Педагогическая интеграция предназначена для функционирования системы управления развитием взаимодействия учреждений культуры и туризма. Процесс интеграции взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи проходит в условиях ситуации, при которой дезинтеграция старого выступает на первый план, в то время как интеграция новой системы еще не ставится на повестку дня.
Ключевые слова: интеграция, взаимодействие, учреждения культуры и туризма, патриотическое воспитание, молодежь, компетентностный подход.
Irina Valentinovna Kuzmina INTEGRATION OF INTERACTION OF INSTITUTIONS OF CULTURE AND TOURISM IN PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH ON THE BASIS COMPETENCE APPROACH
The article discusses the integration of the interaction of culture and tourism in the patriotic education of youth on the basis of competence approach. Teaching is designed for integration of the system of management of development of interaction of culture and tourism. The integration process is the interaction of culture and tourism in the patriotic education of youth takes place in a situation in which the disintegration of the old comes to the fore, while the integration of the new system has not yet been placed on the agenda.
Keywords: integration, interaction, cultural institutions and tourism patriotic education of youth, the competence approach.
Процесс интеграции взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи проходит в условиях ситуации, при которой дезинтеграция старого выступает на первый план, в то время как интеграция новой системы еще не ставится на повестку дня. В интегративном результате необходимо в должной мере учитываться опыт прошлого. Например, построение интегрированного содержания по патриотическому воспитанию молодежи на основе компетентностного подхода не может дать соответствующего результата без соблюдения принципа преемственности. Существование прямой и обратной связи между элементами образуемой интегративной системы делает возможной компенсацию недостатков, обусловливаемых ее конкретными характеристиками.
Одновременный рост упорядоченности содержания интегративного подхода к патриотическому воспитанию молодежи в учреждениях культуры и туризма способствует повышению уровня значения кооперированных элементов, что и является следствием их трансформации в ходе осуществления интеграционного процесса. В то же время интегрированное новообразование в целом приобретает черты организованности и уравновешенности процесса патриотического воспитания молодежи в учреждениях культуры и образования.
Интегральное качество представляет собой совокупность свойств данного множества педагогических явлений, образующих собой новое свойство, предметно непредставляемы и ненаблюдаемы. Поэтому велика роль интегральной информации, следующей единицей понятия «взаимодействия учреждений культуры и туризма» по патриотическому воспитанию молодежи. Здесь интеграция подразумевает воспитательное воздействие, позволяющее взаимодействующим компонентам вступать в интеграционные связи. Данная позиция близка точке зрения, имеющей место в педагогической литературе, Этими свойствами обладают обе контактирующие стороны. В рамках организационно-управленческого и творческого образования интеграции знания обусловливается таким их общим свойством, как способность выполнять взаимообусловленные функции при осуществлении учебно-творческой деятельности учреждений культуры и туризма.
Интегральная часть - это существенная часть целого, без которого оно немыслимо. В отличие от акцидентальныых (несущественных) частей, не выражающих сущность целого и поэтому имею-щих вариативный характер, интегральные части являются необходимыми, инвариантным атрибутами целого, без которого оно не может состояться как специфическая качественная определенность. Например, возможны различные модификации взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи строится в ситуации
отношений специалист - аудитория. Возможна односторонняя направленность информационного потока. На уровне взаимосвязи возникают взаимные отношения. Углубление связей можно охарактеризовать как взаимодействие. Причем на этом этапе допускаем переход духовных отношений в совместную деятельность по усвоению информации. В свою очередь взаимодействие может стать базой для перехода к следующим интегративным ступеням. Это произойдет в том случае, если информация приобретет личностно-значимую ценность.
В рамках представленной парадигмы понятий допустимы различные варианты, логики про-текания интегративного процесса. Взаимодействие не всегда ведет неминуемо к органическому синтезу. Взаимодействие учреждений культуры и туризма на уровне межпредметных связей отнюдь не означает автоматического сведения их в единую целостность. Даже самые слабые межпредметные связи могут стать исходным пунктом для патриотического воспитания молодежи. И не обязательно это касается образования качественно новых предметов. Взаимодействие знаний из различных областей в сознании молодежи дает органический синтез патриотического воспитания, что имеет свои уровни и ступени. Иногда целесообразней отграничивать системы знаний друг от друга, чем соединять их, или же ограничиваться установлением межпредметных связей между ними.
Педагогическая интеграция предназначена для функционирования системы управления развитием взаимодействия учреждений культуры и туризма. Попытки определения понятия «сущность интеграции» через понятие «патриотическое воспитание молодежи в учреждениях культуры и туризма», характеризуемое как построенная программа интегрирует взаимодействие в данном контексте, скорее выражает сущность научной интеграции в целом, нежели педагогической интеграции в частности. Точнее это вид взаимодействия систем, концепций, понятий, идей, методов деятельности учреждений культуры и туризма по патриотическому воспитанию, которое осуществляется в разных плоскостях: психологической, педагогической, технологической и т.д. Имеют место и другие подходы к определению интеграции. Это прежде всего как «взаимопроникновение и взаимообогащение всех основных сфер труда и общественной деятельности на базе патриотического воспитания».
Большую долю истины здесь несет в себе специфику предмета познания. «Использование в определениях педагогической экстраполяции и аналогий из внепедагогической сферы -явление вполне допустимое, ибо «развитие педагогической науки подчинено тем же закономерностям, которые присущи процессу познания любых социальных явлений». Вследствие чего вряд ли возможно достичь «сугубо педагогического осмысления» [1] интеграции: сколько бы ее не педагогизировали, она не станет полностью свободной от инородных (философских, общенаучных, социокультурных и др.) наслоении.
Однако не следует игнорировать проблему идентификации педагогической интеграции. Точнее речь идет о проявлении инвариантных характеристик педагогической интеграции в специфической деятельности учреждений культуры и туризма.
Анализ состояния педагогической интеграции позволяет указать на три пути взаимодействия учреждений культуры и туризма по патриотическому воспитанию молодежи «через понятие укрупненных педагогических единиц». Тогда педагогическая интеграция деятельности учреждений культуры и туризма предстает как «создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов в рамках сложившейся социокультурной ситуации на основе компетентностного подхода.
Сегодня моделирование позволяет найти своего рода вариант понятия интеграции путем «прикрепления» его к тому или иному уровню педагогической деятельности. На уровне содержания патриотического воспитания педагогическая интеграция предстает как «процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающихся ростом системности воздействия на молодежь при взаимодействии учреждений культуры и туризма.
Другой вариант педагогизации интеграции - это поиск теоретического основания патриотического воспитания молодежи в учреждениях культуры и туризма. «Поскольку педагогика изучает прежде всего отношения между людьми, то интеграция в процессе патриотического воспитания изу-чает не только «отношения между людьми», но и другие стороны сознания молодежи. Тогда предметом объявляются «исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием личности молодого человека и воспитанием. Другие источники подчеркивают, что педагогика имеет «своим объектом исследования развитие и становление «человека разумного». Тогда предметом педагогики выступает раскрытие
(реконструкция) внутреннего потенциала личности молодого человека, его «свойств и способностей».
В данном контексте деятельность учреждений культуры и туризма включает в себя все многообразие онтогенетических и филогенетических характеристик молодого человека, выходит далеко за рамки отдельной личности. Она вбирает в себя всего человека: и как личность, и как индивида, и как вида.
Учреждения культуры и туризма рассматривают молодого человека в процессе патриотического воспитания как многомерную целостность, взятого во всем богатстве своих отношений и связей. Поэтому учреждения культуры и туризма в первую очередь интересуют психические свойства, функции, качества личности молодого человека. Соответственно, педагогическая интеграция имеет дело с многомерноцелостным молодым человеком и как «биосоциоприроднокосмическое существо» (В.С. Шубинский). Следовательно, основываясь на выше проведенном анализе интеграции взаимодействия учреждений культуры и туризма в патриотическом воспитании молодежи на основе компетентностного подхода в широком значении слова - это процесс и результат становления, развития, воспитания и формирования многомерной человеческой целостности. При этом, становление - возникновение физических, душевных и духовных новообразований в молодом человеке; развитие - это процесс поступательного изменения молодежи; воспитание - системное воздействие средств художественности и искусства; формирование - обретение физическими, душевными и духовными новообразованиями относительной устойчивости, определенности и законченности. Все это в качестве своих конечных следствий имеет в широком и узком смысле масштабность и индивидуализацию патриотического воспитания молодежи. Патриотизм отражает наличие связи молодого человека с внешним миром (молодой человек - мир). Это значит приобретение молодым человеком видовых качеств; приобретение им ценностных ориентаций, норм и форм поведения, востребуемых данным обществом, культурой, группой. Индивидуализация выражает момент связи молодого человека с другими людьми (молодой человек - человек) и означает приобретение молодым человеком качеств, способствующих признанию другими людьми. «Подобно тому, - пишет АВ.Петровский, - как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически... личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив индивидуальную представленность, свое «инобытие» в других людях». Индивидуализация представляет внутренний аспект человеческих отношений (человек - собственное «Я») и означает в нашем случае приобретение человеком самого себя «для себя». Пользуясь интегративной терминологией, можно заключить: социализация - это интеграция молодежи с внутренним миром, персонализация - интеграция человека с другими людьми, индивидуализация - интеграция человека с самим собой» [3, С. 46].
Следовательно, исходным специфическим признаком педагогической интеграции по патриотическому воспитанию молодежи является ее направленность на молодого человека, что и есть ее цель, ее абсолютный системообразующий фактор, который порождает и направляет ее движение.
Эта концепция реализуется в интеграции взаимодействия учреждений культуры и туризма Брянской области. В программах 2013-2014 года в деятельности ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» (в том числе мемориальный комплекс «Хацунь») и ГАУК «Мемориальный комплекс «Партизанская поляна».
Так, Брянский государственный краеведческий музей, где отдел «Мемориальный комплекс «Хацунь» ГБУК «Брянский государственный краеведческий музей» был преобразован в филиал «Мемориальный комплекс «Хацунь». А в структуре Брянского государственного краеведческого музея был создан отдел - «Базовая стоянка партизанского отряда АИ.Виноградова «Озеро Круглое».
Совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга и Межрайонной централизованной библиотечной системой имени М.Ю.Лермонтова была проведена программа «В гостиной А.К.Толс-того» на базе библиотеки им. Н.А.Некрасова - литературный вечер «Тютчев в гостях у АКТолстого».
Всероссийская генеалогическая выставка в Брянском государственном краеведческом музее была посвящена 400-летию Дома Романовых и включена оргкомитетом «Сочи-2014» в программу Года Музеев Культурной Олимпиады.
Во исполнение «майского указа» Президента Российской Федерации с целью обеспечения
доступа посетителей в музеи в вечернее время в Брянском государственном краеведческом музее и во всех филиалах установлен график работы один раз в неделю в летний период до 21.00 часа, в осенне-зимне-весенний период - до 20.00 часов.
В 2014 году Брянский государственный краеведческий музей провел серию выставок, посвященных 70-летию образования Брянской области «Люди, события, достижения»; 100-летию начала Первой мировой войны «Забытая война»; 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского «Игумен Всея Руси».
В Литературно-мемориальном музее А.К.Толстого было проведено второе заседание всероссийского организационного комитета по подготовке к 200-летию со дня рождения А.К.Толстого. Приобретена коллекция антикварных предметов (78 предметов): мебели, бронзы, гравюр 19 века для экспозиции Литературно-мемориального музея А.К.Толстого. Проведена XVIII Межгосударственная историко-археологическая конференция «Заверняевские чтения» и V Международный конгресс «Уничтожение городов и деревень в Европе в годы Второй мировой войны» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в г. Москве 24-25 октября 2014 года.
В Мемориальном комплексе «Партизанская поляна» была проведена выставка боевой техники, которая пополнилась новыми экспонатами: трактор-М-804, авиационные бомбы различной модификации в количестве 4 штук. Проведена молодёжная акция «Зажги свечу Памяти» в ночь с 21 на 22 июня и День призывника с участием 400 призывников. Программа, посвящённая 25-летию вывода советских войск из Афганистана с участием ветеранов боевого содружества «Бадахшан», участники «Марша Памяти», акции «Наша общая Победа», музыкального марафона «Солдаты Отечества».
В день празднования 70-й годовщины со дня освобождения Брянщины организована встреча трёх поколений с участием 3 тыс.чел.
В Мемориальном комплексе «Партизанская поляна» было проведено открытие Аллеи Героев с участием родственников Героев Советского Союза и Героев России, увековеченных в бюстах на Аллее, выставка под открытым небом «Твои герои, Брянщина».
Выставка боевой техники пополнилась новыми экспонатами: самолет АН-2, самоходный 240-мм миномет 2С4 «Тюльпан», 57-мм зенитная автоматическая пушка АЗП-57 зенитно-артиллерий-ского комплекса С - 60, зенитный ракетный комплекс 9А34А «Гюрза», зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», боевая машина 9А33Б зенитно-ракетного комплекса 9К33 «Оса», зенитный пушечно-ракетный комплекс 2С6 «Тунгуска».
Проведена серия программ в рамках Международного автопробега «За нашу великую Родину!», социально-патриотической акция «День призывника», акции «Зажги свечу Памяти».
Литература
1. Безрукова, B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / отв. ред. В.С.Безрукова. - Свердловск: Свердловск, инж.-пед. ин-т, 1990. - С. 5-26.
2. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Учебник. - М.: МГУКИ, 2012. - 456 с.
3. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982. — 256 с.
4. Рогачев Г.М. Патриотизм и общественный прогресс. М.: Политиздат, 1997. - 269 с.
5. Росенко М.Н. Роль нравственно-патриотического воспитания в целостном развитии личности. Улан-Уде, 1997.-226 с.
1. Bezrukova, B.C. Pedagogicheskaja integracija: sushhnost', sostav, mehanizmy realizacii // Integracionnye processy v pedagogicheskoj teorii i praktike / otv. red. V.S.Bezrukova. - Sverdlovsk: Sverdlovsk, inzh.-ped. in-t, 1990. - S. 5-26.
2. Zharkov A.D. Teorija, metodika i organizacija social'no-kul'turnoj dejatel'nosti. Uchebnik. - M.: MGUKI, 2012. - 456 s.
3. Petrovskij A.V. Lichnost'. Dejatel'nost'. Kollektiv. M., Politizdat, 1982. — 256 s.
4. Rogachev G.M. Patriotizm i obshhestvennyj progress. M.: Politizdat, 1997. - 269 s.
5. Rosenko M.N. Rol' nravstvenno-patrioticheskogo vospitanija v celostnom razvitii lichnosti. Ulan-Ude, 1997.-226 s.