УДК 614.8:656.1: 614.255.5
ИНТЕГРАЦИЯ В ПРАКТИКУ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В 2006-2012 гг.»
Александр Григорьевич Кузьмин1*, Елена Изосимовна Джеджелава2,
Николай Иванович Вишняков3, Наталья Алексеевна Мартынова4
‘Вологодская областная больница №1,2 Северное морское пароходство, г. Архангельск, 3Санкт-Петербургский государственный медицинский университет,
4Северный (Арктический) Федеральный университет, г. Архангельск
Реферат
Рассмотрено значение участия муниципальных учреждений здравоохранения в софинансировании федеральных целевых программ социального характера в условиях существования дефицита бюджетного финансирования на примере реализации программы «Повышение безопасного дорожного движения в 2006-2012 гг.» на территории Вологодской области. Показаны особенности подобных программ, имеющих инвестиционную направленность.
Ключевые слова: федеральная целевая программа, программно-целевой метод, безопасность дорожного движения, бюджетное финансирование.
INTEGRATION INTO THE PRACTICE OF MEDICAL INSTITUTIONS OF THE VOLOGDA REGION OF THE FEDERAL TARGET-ORIENTED PROGRAM “IMPROVING ROAD SAFETY IN 2006-2012”
A.G. Kuzmin1*, E.I. Dzhedzhelava2, N.I.Vishnyakov3, N.A. Martynova4
‘Vologda Regional Hospital № 1,2North Shipping Company, Arkhangelsk city, 3St. Petersburg State Medical University, 4North (Arctic) Federal University, Arkhangelsk city
Summary
Considered was the significance of involvement of municipal health institutions in co-financing federal target-oriented social programs in the conditions of an existing budgeting deficit on the example of the program «Improving road safety in 2006-2012» on the territory of the Vologda region. Shown were the features of such programs with investment options. Key words: federal target-oriented program, program-target method, road safety, budgetary financing.
Даже в период экономического кризиса в здравоохранении постоянно поддерживался процесс обновления медицинской техники в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Наиболее известная из них — приоритетный национальный проект «Здоровье», включающий два основных направления: развитие первичной медико-санитарной помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов 21 декабря 2005 г. были утверждены основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта “Здоровье”. Помимо этого крупномасштабного государственного проекта, финансирование которого непосредственно осуществляется через Минздравсоцразвитие, существует долгосрочная ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» с участием министерства (далее «Программа»). Данная программа носит ярко выраженный социальный характер, результаты её реализации должны оказывать влияние на различные стороны жизни общества на протяжении длительного
* Автор для переписки: [email protected]
времени. Уменьшение числа лиц, пострадавших в результате ДТП, приведет к снижению как бюджетных расходов всех уровней, направляемых на стационарное и амбулаторное лечение, так и заболеваемости, инвалидности и смертности.
В настоящее время в России действуют 46 различных ФЦП, финансируемых за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, и только две вышеназванные программы можно рассматривать в качестве дополнительных надёжных источников для обновления материальной базы ЛПУ [3]. При планировании ресурсного обеспечения программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, состояние аварийности, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, а также реальная возможность её решения при федеральной поддержке [2]. Общий объём финансирования программы в 2006-2012 гг. составляет 54,3 млрд руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета — 23,1 млрд руб., бюджетов субъектов РФ — 30,6 млрд руб., внебюджетных источников — 0,5 млрд руб.
Таблица 1
Распределение средств федерального бюджета между государственными заказчикам ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 гг.»
При софинансировании мероприятий программы, предусматривающих строительство (реконструкцию, модернизацию) объектов, приобретение оборудования и специальных транспортных средств, применяется соотношение 70%:30%, где доля финансирования из федерального бюджета не может превышать 70% таких мероприятий. Оставшиеся 30% оплачиваются за счёт средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и организаций. Поскольку организа-
ция безопасности дорожного движения носит межотраслевой и межведомственный характер, в качестве государственных заказчиков выступают пять министерств и ведомств. Основная нагрузка по реализации программы ложится на МВД России (62% от объёма целевого финансирования), однако социально-экономическая эффективность программы оценивается исходя из уменьшения числа лиц, погибших в результате ДТП, что напрямую связано с обеспечением срочной квалифицированной медицинской помощи пострадавшим на всех её этапах. Таким образом, выделенные правительством 2,1 млрд руб. бюджетных средств, должны быть направлены на развитие экстренной системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП на всех дорогах России независимо от админи-268
стративного деления.
Программа содержит методику расчёта эффективности, что гарантирует обоснованность расчётов и реальность изложенных проектов. Финансирование программы на территории Вологодской области производится в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 09 сентября 2008 г. (№177). Паспортом программы определено финансирование в сумме 957 млн рублей, из них средств регионального фонда софинансирования социальных расходов (РФССР) — 511 млн рублей ( табл. 2).
Финансирование расходов, контролируемых департаментом здравоохранения Вологодской области, включает следующие мероприятия:
• за счёт бюджета РФ: оснащение медицинским оборудованием, медицинской аппаратурой и санитарным автотранспортом муниципальных медицинских учреждений здравоохранения;
• непосредственно за счёт областного бюджета: дооснащение травматологического отделения Вологодской областной больницы №1 современной диагностической, анестезиологической, реаниматологической аппаратурой и реанимобилями отделения экстренной и планово-консультативной медицинской помощи; дооснащение областного центра медицины
катастроф компьютерной техникой для осуществления мониторинга оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Таким образом, направление расходов программы связано в основном со статьёй бюджетной классификации 310 «Увеличение стоимости основных средств», что указывает на её инвестиционный характер. В соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к инвестиционным проектам, изложенными в методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждённых Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, ГК РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 г. №ВК 477 рассматриваемая программа содержит расчёт бюджетной и социально-экономической
Государственные заказчики Сумма, млн руб. Доля, %
МВД России 14487 62.5
МЧС России 1902 8.2
Минздравсоцразвития России 2077 9.0
Министерство образования и науки 1997 8.6
Росавтодор 2714 11.7
Итого 23178 100.0
Таблица 2
Распределение средств ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 -2012 гг.» на территории
Вологодской области
Учреждения Всего Областной бюджет, млн руб. Региональный фонд софинансирования социальных расходов, млн руб. Доля участия в программе, %
УВД по Вологодской области 217 97 120 22,7
Департамент образования 6 2 4 0,6
Департамент дорожного хозяйства 646 293 353 67,6
Управление гражданской защиты и пожарной безопасности 23 23 2,4
Департамент здравоохранения 65 31 34 6,8
Итого 957 446 511 100
эффективности с применением коэффициентов дисконтирования [2]. Поток стоимости определяется как увеличение валового внутреннего продукта в текущем и будущих периодах в результате ее реализации. В связи с тем, что программа имеет взаимосвязь ресурсного обеспечения лечебных учреждений и итогов их деятельности, со стороны государственных органов, осуществляющих контроль использования бюджетных средств, будет регулярно осуществляться аудит эффективности выделенных средств по целевому назначению [1, 2].
Таким образом, руководители крупных государственных медицинских учреждений регионального значения, финансирование которых осуществляется сегодня из различных источников (стандартных и внешних с привлечением целевых средств государства), обязаны уделять особое внимание изучению всех процессов, связанных с организацией межбюджетных взаимоотношений. Чёткое исполнение важнейших
целевых показателей федеральных программ, освоение выделенных финансовых ресурсов позволит не только обеспечить социально-экономическую эффективность конкретной программы, но и усилить материальную базу ЛПУ на долгосрочный период.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковалевский С.С., Кульба В.В. Создание систем мониторинга реализации Федеральных целевых программ. — М.: Синтег, 2006. — 140 с.
2. Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я ред.). — М.: Экономика, 2000. — 421 с.
3. Жданчиков П.А. Структурный анализ оценки эффективности федеральных целевых программ // Эконом. анал. теор. практ. 2009. — № 34. — С. 25 — 35.
4. Мацнев Д.А. Программно-целевой метод планирования.— М.: Экономика, 2004.- 435с.
УДК 616.155.32:578.828.6: 615.281: 616-036.22 ( 470.23)
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Татьяна Николаевна Виноградова1, Аза Гасановна Рахманова2*, Ольга Николаевна Леонова‘,
Вадим Владимирович Рассохин‘
‘Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, г. Санкт-Петербург, 2Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
Реферат
Представлены данные о заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Санкт-Петербурге за 15-летний период и проанализированы особенности ее распространения в последние годы. Основной причиной смерти больных СПИДом является генерализованный туберкулез, а из сопутствующих заболеваний — хронический вирусный гепатит в цирротической стадии. Показана целесообразность расширения показаний к скринингу на ВИЧ-инфекцию для своевременного назначения антиретровирусной терапии.
Ключевые слова: высокоактивная антиретровирусная терапия, скрининг на ВИЧ, генерализованный туберкулез, хронический гепатит.
HIV INFECTION IN ST. PETERSBURG
T.N. Vinogradova1, A.G. Rakhmanova2*, O.N. Leonova1, V.V. Rassokhin1 ‘Center for Prevention and Control of AIDS, Saint-Petersburg, 2St. Petersburg State Medical University
Summary
Presented was the data on the incidence of HIV infection in St. Petersburg for a 15-year period and analyzed were the features of its dissemination in recent years. The main cause of death of AIDS patients is generalized tuberculosis, and out of concomitant disease - chronic viral hepatitis in a cirrhotic stage. Shown was the expediency of expanding the indications for screening for HIV for the timely administration of antiretroviral therapy.
Key words: active antiretroviral therapy, HIV screening, generalized tuberculosis, chronic hepatitis.
В настоящее время во всем мире наблюдается рост распространенности ВИЧ-инфекции: на сегодняшний день проживают около 40 миллионов ВИЧ-инфицированных людей, а согласно данным Глобальной программы по СПИДу (UNAIDS), ежедневно в мире появляется 7 тысяч новых случаев ВИЧ-инфекции. По темпам прироста этого показателя Россия занимает одно из ве-
* Автор для переписки: [email protected]
дущих мест в мире [5]. Число людей с диагностированной ВИЧ-инфекцией превышает 500 тысяч, но реально их больше [5]. Распространенность (по-раженность) и заболеваемость ВИЧ-инфекцией в РФ [5] приведены на рис.1.
Наиболее высокие показатели заболеваемости и пораженности ВИЧ-инфекцией выявлены в Самарской, Иркутской, Ленинградской и Московской областях. Всего за все годы наблюдения за эпидемией ВИЧ-инфекции среди жителей