Важнейшим компонентом формирования правового пространства ДОУ является реализация прав и свобод всех частников образовательного процесса. Взаимное наделение воспитателей, родителей, детей, как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры. Педагог обязан соблюдать права и свободы детей, обеспечивать охрану его жизни, здоровья, уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства. Он вправе осуществлять обучающее и воспитывающее воздействие на ребенка, но лишь в рамках определенных нормами действующего законодательства
Поскольку большинство выпускников педагогического вуза будут не только преподавателями-предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, воспитателями, им придется вести работу по просвещению родителей в деле соблюдения и защиты прав ребенка.
Таким образом, особенностью профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать четкое осознание условий реализации и защиты прав ребенка в образовательной организации, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка и учителя в современном мире, а также овладение навыками и технологиями деятельности по защите и обеспечению прав ребенка.
Библиографический список
1. Лебедев, О.Е. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: Доклад. - СПб., 2010.
2. Маллаев, Д.М. Методика преподавания прав ребенка: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Д.М. Маллаев, Д.И. Гасанова, Д.М. Абдуразакова. - Махачкала, 2008.
3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
4. Шнекендорф, З.К. Конвенция о правах ребенка: программа и материалы спецкурса. - М., 1996.
5. Певцова, Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003.
Bibliography
1. Lebedev, O.E. O soblyudenii prav deteyj v obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh Rossiyjskoyj Federacii: Doklad. - SPb., 2010.
2. Mallaev, D.M. Metodika prepodavaniya prav rebenka: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / D.M. Mallaev, D.I. Gasanova, D.M. Abdurazakova. - Makhachkala, 2008.
3. Verbickiyj, A.A. Aktivnoe obuchenie v vihssheyj shkole: kontekstnihyj podkhod. - M., 1991.
4. Shnekendorf, Z.K. Konvenciya o pravakh rebenka: programma i materialih speckursa. - M., 1996.
5. Pevcova, E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. - M., 2003.
Статья поступила в редакцию 20.11.14
УДК 377.112-057.85
Vaganova N.O. THE INTEGRATION OF LEVELS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN A UNIVERSITY COMPLEX INTO THE SYSTEM OF MARKS. The object of the work is to research possibilities of integration being understood as a union of material, intellectual resources, scientific potentials, achievements and technologies of multilevel professional educational institutions, being a part of the university complex structure. The methods of the paper include research in scientific-pedagogical literature, analysis of standard documents and functioning university complexes practice. The results of the project are actualized in recommendations for applying the general system of credit-test units as one of the integration conditions of university complex in secondary and higher professional education levels. The scientific novelty is realized in the attempt to fill in methodological gaps in university complex activity, to reveal conditions, which promote integration within the university complex. The author considers the introduction of the students' achievements evaluating universal system as practical importance, as it will promote the effective integration of professional education of multilevel institutions within a university complex structure.
Kew words: university complex, credit-test units, secondary and higher professional education levels.
Н.О. Ваганова, канд. пед. наук, зам. директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта - структурного подразделения ФГБОУ ВПО «Сибирский гос. университет путей сообщения», г. Новосибирск, E-mail: [email protected].
ИНТЕГРАЦИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель работы - исследование возможностей интеграции, которая понимается как объединение материальных, интеллектуальных ресурсов, научных потенциалов, достижений и технологий разноуровневых профессиональных образовательных организаций, входящих в структуру университетского комплекса. Описаны методы исследования, разработаны рекомендации по применению единой системы зачетных единиц как одного из условий интеграции высшего и среднего уровней профессионального образования университетского комплекса. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии деятельности университетских комплексов, выявить условия, способствующие интеграции внутри университетского комплекса. Предолагается, что внедрение предлагаемой авторами универсальной системы оценки достижений студентов будет способствовать эффективной интеграции разноуровневых организаций профессионального образования в структуре университетского комплекса.
Ключевые слова: университетский комплекс, зачетные единицы, средний и высший уровни профессионального образования.
В выступлении министра образования РФ Д. Ливанова на VII съезде директоров средних специальных учебных заведений в апреле 2013 года отмечено, что новые требования экономики способствовали инновационному развитию университетов (ака-
демий) и образованию на их базе университетских комплексов, включающих разноуровневые образовательные организации. Необходимость изменений в структуре и деятельности организаций профессионального образования связана с необходимо-
стью повысить эффективность ресурсов экономического роста, а также с возросшими требованиями работодателей к качеству профессионального образования и эволюционным характером современного образовательного процесса [1].
Одна из основных задач функционирования университетских комплексов - обеспечение интеграции образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между образовательными организациями [2].
С точки зрения философии понятие интеграции рассматривается как «единство функциональное и структурное, культурное и организационное всех элементов общества, требующее развития ответственности за целое» [3].
В настоящее время ученые понимают интеграцию как результат (продукт) объединения каких-либо элементов в единое целое через установление взаимоотношений (связей), а также процесс объединения [4].
Интеграция как результат объединения профессиональных образовательных структур направлена на создание российской системы образования, способной обеспечить конкурентоспособность государства на мировом рынке труда, выявить новые возможности подготовки специалистов, готовых работать в высокотехнологичном производстве XXI в.
В Постановлении Правительства РФ «Об университетских комплексах» ставится задача «обеспечения интеграции образования и науки в рамках университетского комплекса за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе, установления тесных связей между образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями».
Термин «интеграция» является общенаучным понятием, которое прочно вошло в науку в конце ХХ века. Осмысление проходило от понятий «связь», «отношения», «система», «целостность».
Однако в теории и практике функционирования университетских комплексов, как и в нормативно-программных и законодательных документах, отсутствует понятие «педагогическая интеграция», которая предстает в следующих формах:
- форма взаимосвязи содержания, технологий, средств, этапов образования, которые формируют новые структуры, функции находящихся во взаимодействии объектов;
- форма выражения единства целей, принципов деятельности, результатов процесса обучения, осуществляемых в нескольких разделах образования.
Ученые (В.С. Безрукова, Н.Г. Хохлов, И.П. Яковлев и др.) отмечают, что интеграция как принцип развития педагогической теории и практики обусловливает развитие многих образовательных явлений и руководствуется следующими правилами:
- определение объектов интегрирования;
- выделение факторов, способствующих и мешающих интегрированию;
- прогнозирование результата интегрирования с учетом потребностей и особенностей участников образовательного процесса.
Для нашего исследования важно, что, по мнению В.С. Без-руковой и других ученых, педагогическая интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом, и как метод объединения объектов в единое целое.
Таким образом, педагогическая теория и практика свидетельствуют о потребности в научно-теоретической и практической разработке условий процесса педагогической интеграции в структуре университетского комплекса.
На наш взгляд, одним из условий интеграции образовательных организациях университетского комплекса является единая система оценивания результатов достижений студентов в процессе обучения на основе зачетных единиц как универсальных критериев [5].
Следует отметить, что для организаций среднего профессионального образования данный критерий оценки достижений студентов не является обязательным в отличие от организаций высшего образования [6].
Причина несоответствия критериев оценки в разных уровнях профессионального образования в России в том, что система зачетных единиц как мера трудоемкости дисциплин (модулей) используется за рубежом в организациях высшего образования и вызвана желанием России выполнить обязательства в рамках
Болонского процесса. (Исмагилов Ф.Р, Бадамшин РА. и др.) [7].
Исследование нормативной литературы и практики применения зачетных единиц как критериев оценки результатов обучения студентов организаций высшего образования позволило выработать и предложить рекомендации по внедрению этой системы в организации среднего профессионального образования.
Трудоемкость подготовки специалистов задана федеральными государственными образовательными стандартами по каждому профессиональному уровню высшего образования: бакалавр - 240 зачетных единиц (зач. ед.), магистр - 120 зач. ед., специалист - 300 зач. ед. Трудоемкость основной образовательной программы высшего образования за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Для использования зачетных единиц в системе среднего профессионального образования принято: 36 часов - одна зачетная единица. Общего количество зачетных единиц за год или весь срок обучения не определено.
В связи с этим первоначально при разработке программы подготовки специалистов среднего звена необходимо уточнить суммарную трудоемкость программы по примеру профессиональных уровней высшего образования. В результате перевода суммарных часов программы подготовки специалистов среднего звена (специальность Техническое обслуживание подвижного состава железных дорог - 4536 часов) в зачетные единицы получим общее количество зачетных единиц - 126. Трудоемкость одного учебного года в отличие от уровней высшего профессионального образования - 28 зачетных единиц.
Далее следует конкретизировать перечень дисциплин, профессиональных модулей учебного плана (в том числе междисциплинарных курсов). Затем следует распределить заданную учебными планами суммарную трудоемкость программы и циклов дисциплин по дисциплинам и профессиональным модулям в часах: выделить аудиторные часы, часы для самостоятельной работы студентов, определить вид и время промежуточной аттестации.
Расчеты базисного учебного плана рекомендуется производить согласно методике Минобразования России (Письмо Минобразования России от 28.11.2002 № 14-52-988 ин\13) , поскольку для организаций среднего профессионального образования отдельно не определены требования к различным видам учебной деятельности.
В соответствие с указанной методикой одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам; одна неделя практики - 1,5 зачетных единицы. Один экзамен в период промежуточной аттестации - 1 зачетная единица. Трудоемкость одной недели итоговой аттестации соответствует 1,5 зачетным единицам.
Основными преимуществами системы зачетных единиц являются следующие:
- создание и использование семестровых модулей, каждый из которых выражен в определенном количестве зачетных единицах, соответствующих установленному объему педагогических часов;
- выстраивание индивидуальной (групповой) образовательной траектории, регламентирующей последовательность и сроки освоения образовательной программы в семестровых (годовых) зачетных единицах;
Перевод академических часов в зачетные единицы будет способствовать реализации следующих возможностей:
- переходу студентов СПО для обучения на уровень бакалавра;
- проектированию индивидуальной образовательной траектории;
- моделирование образовательных программ в университетском комплексе с целью удовлетворения потребностей общества в специалистах.
Зачетная единица как критерий оценивания работы студентов высшего образования и среднего профессионального образования дает возможность моделировать пространство университетского комплекса.
Учебные планы, устанавливающие трудоемкость студентов разноуровневых образовательных организаций университетского комплекса в зачетных единицах, можно использовать как модули для подготовки специалистов по заказу работодателя, позволяющие комплектовать циклы дисциплин,
междисциплинарных курсов и профессиональных модулей в образовательные программы. При составлении модульных образовательных программ следует соблюдать следующие требования:
- общая трудоемкость дисциплин, циклов дисциплин, профессиональных модулей в зачетных единицах должна соответствовать требованиям ФГОС;
- общая трудоемкость образовательной программы подготовки бакалавра должна равняться 240 зач. ед. (4 года); специалиста - 300 зач. ед. (5 лет), магистра - 120 зач. ед. (2 года); техника - 126 зач. ед.
- трудоемкость дисциплин, профессиональных модулей учебного плана, выраженная в зачетных единицах, должна соответствовать трудоемкости, выраженной в академических часах;
- трудоемкость модульных учебных планов должна учитывать время выполнения студентами всех видов учебной деятельности: лекции, семинары, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Использование зачетных единиц в качестве единого в университетском комплексе критерия оценки промежуточных результатов деятельности студентов даст возможность планировать, моделировать подготовку специалистов требуемого уровня
Библиографический список
профессионального образования, а взаимодействие педагогических работников обеспечит реализацию намеченных планов и разработанных моделей.
В рамках интеграции в период подготовки и внедрения система зачетных единиц для педагогических работников необходимо обеспечить возможности:
• совместного составления и анализа согласованных учебных планов и программ;
• своевременного, объективного учета деятельности и результатов деятельности;
• выполнение общих требований к оцениванию студентов в системе зачетных единиц;
• доступность расписания занятий для преподавателей университетского комплекса.
Важно, что в системе зачетных единиц педагогические работники университетского комплекса в целом, а не по уровням профессионального образования приобретают взаимозаменяемость как интегративное качество, что мотивирует к повышению качества предоставляемых ими образовательных услуг, развитию профессионально-педагогических компетенций, приобретению педагогического опыта и как признак интеграции образовательных организаций в его структуре.
1. Ливанов, Д.В. Новой экономике - новое профессиональное образование // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 8.
2. Ваганова, Н.О. Модульная структура университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).
3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., - 2001.
4. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Екатеринбург, 1994.
5. Блинов, В.И. Что ждут в России от профессионального образования // Вопросы образования. - 2012. - № 1.
6. Силкина, Н.В. Особенности педагогической деятельности работников среднего и высшего профессионального образования в структуре университетского комплекса / Н.В. Силкина, Н.О. Ваганова // Образование и наука. - 2013. - № 4.
7. Сазонов, Б.А. Зачетные единицы и концепции ГОС третьего поколения. - СПб., 2005.
Bibliography
1. Livanov, D.V. Novoyj ehkonomike - novoe professionaljnoe obrazovanie // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2013. - № 8.
2. Vaganova, N.O. Moduljnaya struktura universitetskogo kompleksa // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).
3. Filosofskiyj slovarj / pod red. I.T. Frolova. - M., - 2001.
4. Bezrukova, V.S. Integracionnihe processih v pedagogicheskoyj teorii i praktike. - Ekaterinburg, 1994.
5. Blinov, V.I. Chto zhdut v Rossii ot professionaljnogo obrazovaniya // Voprosih obrazovaniya. - 2012. - № 1.
6. Silkina, N.V. Osobennosti pedagogicheskoyj deyateljnosti rabotnikov srednego i vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v strukture universitetskogo kompleksa / N.V. Silkina, N.O. Vaganova // Obrazovanie i nauka. - 2013. - № 4.
7. Sazonov, B.A. Zachetnihe edinicih i koncepcii GOS tretjego pokoleniya. - SPb., 2005.
Статья поступила в редакцию 20.11.14
УДК 378.1+378.048.2
Vanchakova N.P., Telnyuk I.V., Khudik V.A. THE REFLEXIVE EXPERIENCE OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY IN ASSESSMENT AND OPTIMIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TEACHING SPACE. In the
work the data of empirical research of graduate students of a medical school connected with possibility of optimization of educational process are discussed. By results of a questionnaire of the closed type the main determinants that define efficiency of the organization of various studies, and their influence on emotional and personal and cognitive field of the activity of disciplines, which are trained in the course of development, are allocated (on the example of subjects of department of surgery). It is noted that the vocational education in the conditions of a medical school has the specifics that it is necessary to consider at designing and modeling of the educational environment of a medical school. The questionnaire work involved 380 students of the sixth year of studies. The data in a block of reflexive assessment of the studied discipline tell that the students have association about a discipline connected with a professor that teaches it (49.8% of the answers).
Key words: students of a medical school, educational environment, questioning, reflexive experience of estimation, teaching disciplines.
Н.П. Ванчакова, д-р мед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии Первого Санкт-Петербургского гос. медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]; И.В. Тельнюк, канд. пед. наук, доц. каф. Педагогики и психологии Первого Санкт-Петербургского гос. медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; В.А. Худик, д-р психол. наук, проф. каф. педагогики и психологии Первого Санкт-Петербургского гос. медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]