УДК 796.011
ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ СИЛОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО
П.П. Николаев, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Е.Д. Грязева
Рассмотрены вопросы совершенствования процесса подготовки студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО. Разработан комплекс упражнений силового характера, адаптированный к использованию в условиях вуза. Экспериментально обоснована эффективность влияния разработанной методики на результативность выполнения норм комплекса ГТО.
Ключевые слова: комплекс ГТО, студенты, учебно-тренировочные занятия, исследование, педагогический эксперимент, показатели.
Формирование современного специалиста, сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство невозможно без постоянной и кропотливой работы по улучшению здоровья и повышению работоспособности студенческой молодежи. Достижению перечисленных выше критериев способствуют регулярные занятия физической культурой и спортом. Однако, наблюдающиеся в последние годы сокращение физических усилий, уменьшение двигательной активности, механизация способов передвижения, компьютеризация производственных процессов, создают условия, в которых превалирующей становится умственная деятельность. Ограничение двигательной активности приводит к упадку сил, затруднению психической деятельности, отрицательно сказывается на состоянии здоровья и физической подготовленности молодых людей. Следствием указанных выше факторов является значительное отставание степени подготовленности студентов от уровня, необходимого будущим специалистам в различных сферах профессиональной деятельности [1—4].
В целях ликвидации создавшегося негативного положения в 2014 г. Правительством РФ было принято решение о возрождении комплекса ГТО [5-7]. При этом следует отметить, что применяемые в настоящее время средства и методы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО не в полной мере соответствуют современным условиям [8, 9]. Особенно это касается использования средств силовой направленности в учебном процессе со студентами вуза, о чем свидетельствует низкий уровень собственно силовой и скоростно-силовой подготовленности занимающихся. В то же время, именно на основе силовой подготовке базируется большинство норм комплекса ГТО. В настоящей работе предпринята попытка экспериментально обосновать положительное влияние занятий с силовой направленностью на формирование готовности студентов к сдаче норм комплекса ГТО.
Цель исследования - совершенствование процесса подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО.
Задачи исследования:
1) изучить современное состояние вопроса исследования по данным, представленным в специальной литературе;
2) разработать комплекс упражнений силового характера, адаптированный к использованию в учебно-тренировочном процессе со студентами вуза;
3) экспериментально обосновать целесообразность применения разработанной методики в целях повышения эффективности сдачи норм комплекса ГТО.
Методы и организация исследования. Исследование осуществлялось при помощи следующих методов:
1) анализ и обобщение данных специальной литературы. Данный метод позволил сформировать теоретическую базу исследования;
2) педагогический эксперимент - основной метод исследования -по направленности был сравнительным, по условиям проведения -естественным. Эксперимент был организован и проведен на базе Института систем управления Самарского государственного экономического университета в период с сентября по декабрь 20172018 уч.г. с целью проверки выдвинутого предположения. В нем приняли участие 30 студенток основного учебного отделения 11-го курса, из которых были сформированы две группы по 15 чел. - экспериментальная и контрольная. Возраст и уровень общей физической подготовленности студентов обеих групп существенно не отличался [10]. В ходе педагогического эксперимента занимающиеся опытной группы подвергались воздействию специально организованного фактора -программы, представляющей из себя комплекс упражнений силового характера [11]. Данные упражнения предлагалось выполнять в подготовительной части учебного занятия. Объем таких упражнений составлял 70 % от общего объема упражнений подготовительной части. Студентки контрольной группы занимались по традиционной методике;
3) тестирование применялось для оценки динамики физической подготовленности студенток. В ходе педагогического эксперимента в качестве тестов были предложены четыре упражнения комплекса ГТО. Фоновые данные по всем исследуемым параметрам были сняты до начала педагогического эксперимента. Затем обследование было повторено после его окончания;
4) математическая статистика. Обработка материалов исследования осуществлялось методами, общепринятыми в спортивной практике [12].
Результаты исследования и их обсуждение. Статистический анализ результатов первоначального педагогического тестирования показал, что между уровнем силовой подготовленности студенток, имеющих различный двигательный режим, существуют достоверные различия. Это
свидетельствует о том, что силовые способности в максимальной степени зависят от двигательного режима девушек.
Динамика показателей физической подготовленности была наиболее выраженной в третьей группе, таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтверждают целесообразность организации силовых тренировок для студенток высших учебных заведений.
Основным критерием уровня физической подготовленности студенток является выполнение комплекса ГТО. Как показал констатирующий педагогический эксперимент, с выполнением контрольных упражнений наиболее успешно справляются девушки, занимающиеся силовыми видами спорта, то есть силовые тренировки способствуют не только росту силовых показателей, но также благоприятно влияют на другие физические качества.
Рассмотрим результаты педагогического эксперимента. После окончания эксперимента в опытной группе обнаружилось существенное повышение уровня подготовленности студентов в трех и четырех исследуемых показателях и носило достоверный характер. Наиболее значительное влияние экспериментальная программа оказала на выполнение испытаний: «Поднимание туловища из положения лежа на спине» (^.набл. = 9,052 > tst.кр.), «Бег на 100 м» (^.набл. = 8,283 > tst.кр.), «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» (жнабл. = 8,268 > tst.кр.). Сдвиги, обнаруженные при беге на 2000 м, были менее существенными, хотя и носили достоверный характер. У студенток контрольной группы по окончании эксперимента произошли достоверно значимые изменения лишь в беге на 2000 м ^.набл. = 2,738 > tst.кр.). В остальных трех случаях изменения были несущественные и носили случайный характер.
Таким образом, сопоставление результатов выполнения норм комплекса ГТО студентками экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о значительных различиях в динамике исследуемых показателей. Это позволяет констатировать, что использование в учебно -тренировочном процессе экспериментальной методики с силовой направленностью, способствует повышению эффективности выполнения комплекса норм ГТО.
Обобщение результатов сдачи норм комплекса ГТО показало, что студентки, не занимающиеся дополнительно физкультурно-спортивной деятельностью, сдали нормативы на золотой знак в 8 % случаев, 19 % результатов - на серебряный знак, 24 % - на бронзовый. Половина студенток (49 %) не выполнили нормативов ГТО, что указывает на недостаточный уровень физической подготовленности девушек, занимающихся физическими упражнениями в рамках академических занятий.
Результаты тестирования студенток, занимающихся фитнесом, оказались значительно выше. В этой группе 28 % испытуемых выполнили
нормативы на золотой знак, 19 % результатов - на серебряный знак, 20 % - на бронзовый, третья часть студенток (33 %) не выполнили нормативов ГТО.
Максимальные результаты по выполнению норм ГТО оказались в группе студенток, занимающихся силовыми видами спорта. В этой группе на золотой знак сдали нормативы 68 % испытуемых, на серебряный знак -19 %, на бронзовый - 9 %, не выполнили нормативы ГТО 2 % студенток.
С дидактической точки зрения определенный интерес представляют результаты корреляционного анализа показателей, полученных до и после экспериментального воздействия. Использование более рациональной, по сравнению с традиционной, методики подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО повлекло за собой увеличение числа статистически значимых коэффициентов корреляции, отражающих взаимосвязь исследуемых параметров. Это обстоятельство положительно отразилось на качестве обучающей деятельности преподавателя, сделало процесс подготовки к сдаче норм комплекса ГТО более целенаправленным и управляемым.
Заключение:
1) в специальной литературе отмечается необходимость коррекции методики подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО в соответствии с изменяющимися условиями современного общества;
2) разработан комплекс упражнений силового характера, адаптированный к условиям высшей школы, который необходимо включать в подготовительную часть учебных занятий по физической культуре;
3) экспериментально установлено, что использование упражнений с силовой направленностью в учебном процессе со студентами вуза способствует повышению эффективности выполнения норм комплекса ГТО.
Список литературы
1. Приказ Министерства спорта РФ от 29 августа 2014 г. № 739 «Об утверждении Порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: https://user.gto.ru/ files/uploads/documents/56ea8a165cc9e.pdf (дата обращения: 01.12.2018).
2. Губа В.П., Пресняков В.В. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учеб.-метод. пособие. М.: Человек, 2015. 288 с.
3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 128 с.
4. Мудриевкая Е.В., Ковалева О.С., Осипов С.В. Анализ результатов тестирования студентов высшего учебного заведения по комплексу ГТО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2(156). С. 148-151.
5. Айдаров Р.А., Исханов И.С., Гжемская Н.Х. Уровень выполнения обязательных тестов ГТО студентами различных курсов и перспективные направления решения данной проблемы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1(143). С. 9-14.
6. Николаев П.П., Николаева И.В. Интегральный анализ модельных морфофункциональных характеристик девушек - представительниц массовых разрядов в силовом троеборье // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. С. 104.
7. Воложанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007. 24 с.
8. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: https://user.gto.ru/ files/uploads/documents/56ea7 8e5e5b19 .pdf (дата обращения: 01.12.2018).
9. Попова А.О., Иванова Л.А., Савельева О.В. Мотивация студентов - эффективный способ выполнения нормативов комплекса ГТО // Науковедение. 2015. Т. 7. № 3(28). С. 174.
10. Савельева О.В., Иванова Л.А., Звонова Т.А. Сравнительный анализ физкультурно-спортивных комплексов ГТО // Olym Plus. Гуманитарная версия. 2017. № 1(4). С. 43-47.
11. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / сост. Е.Е. Ачкасов, Е.В. Машковский, О.Б. Добровольский. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 208 с.
12. Николаев П.П., Николаева И.В., Шиховцов Ю.В. Система подготовки спортсменов в высшей школе: пауэрлифтинг (силовое троеборье): учеб. пособие. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2016. 112 с.
Николаев Петр Петрович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный экономический университет,
Шиховцов Юрий Владимирович, канд. пед. наук, доц. [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный экономический университет,
Николаева Ирина Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный экономический университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, ed.gryazeva@ gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
INTEGRATION OF MEANS OF POWER TRENIRVKA FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION BY STUDENTS OF STANDARDS OF THE GTO COMPLEX
P.P. Nikolaev, Yu.V. Shikhovtsov, I.V. Nikolaeva, E.D. Gryazeva
The issues of improving the process of preparing students for the delivery of standards of the TRP complex are considered. Developed a set of exercises of power nature, adapted for use in the conditions of the university. The effectiveness of the developed methodology for the performance of the standards of the TRP complex is experimentally substantiated.
Key words: GTO complex, students, educational and training occupations, research, pedagogical experiment, indicators.
Nikolaev Pyotr Petrovich, senior lecturer., [email protected], Russia, Samara, Samara State Economic University,
Shikhovtsov Yury Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Samara, Samara State Economic University,
Nikolaeva Irina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Samara, Samara State Economic University,
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of technical sciences, head of Department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ 40-45 ЛЕТ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ
Т.В. Новикова
Разработана и апробирована программа физической реабилитации лиц 40-45 лет с хронической обструктивной болезнью лёгких на поликлиническом этапе, направленная на повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
Ключевые слова: физическая реабилитация, хроническая обструктивная болезнь легких, средства и методы физической реабилитации.
По данным Европейского респираторного общества примерно 25 % случаев хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) выявляют своевременно. В Европе смертность от этого заболевания колеблется от 2,3 % (Греция) до 41,4 % (Венгрия) на 100 тыс. населения [2]. В России по результатам исследований с использованием эпидемиологических маркеров предположительно 11 млн больных, а по официальной медицинской статистике - около 1 млн. Такая разница связана с тем, что заболевание диагностируется на поздних стадиях, когда лечение не поз-