Научная статья на тему 'Интеграция регионов стран - членов ЕЭП: стратегии развития и дорожная карта'

Интеграция регионов стран - членов ЕЭП: стратегии развития и дорожная карта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СЦЕНАРИЙ / СУБНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертинская Татьяна

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов включения субнационального уровня управления (регионального и местного) в формирование регионального объединения на евразийском пространстве. Сформулированы концептуальные положения интеграции на уровне регионов. Показана необходимость многоуровневого подхода к обеспечению евразийской интеграции, повышения региональной конкурентоспособности и ориентации на уменьшение существующих неравенств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional integration of the CES member states: Strategy of development and road map

The article considers theoretical and practical issues of sub-national management (regional and local) included to regional integration on the Eurasian space. Conceptual basics of integration at the regional level have been formed. There is shown the necessity of multilevel approach to ensure the Eurasian integration, increase the regional competitiveness and decrease the existing regional inequalities.

Текст научной работы на тему «Интеграция регионов стран - членов ЕЭП: стратегии развития и дорожная карта»

Интеграция регионов стран - членов ЕЭП:

стратегии развития и дорожная карта

< гл

и

Резюме. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов включения субнационального уровня управления (регионального и местного) в формирование регионального объединения на евразийском пространстве. Сформулированы концептуальные положения интеграции на уровне регионов. Показана необходимость многоуровневого подхода к обеспечению евразийской интеграции, повышения региональной конкурентоспособности и ориентации на уменьшение существующих неравенств. Ключевые слова: дорожная карта, интеграция, конкурентоспособность, регион, региональное объединение, сценарий, субнациональный уровень.

Татьяна Вертинская,

заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики НАН Беларуси,

кандидат экономических наук

Интеграционные взаимодействия между странами в условиях функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) и создающегося Евразийского союза в определенной мере реализуются в виде приграничных связей на внутренних границах государств-партнеров и межрегионального сотрудничества. Однако следует признать, что в интеграционной политике ЕЭП системные меры по включению субнационального уровня управления (регионального и местного) в формирование евразийского объединения практически отсутствуют.

Между тем в региональном разрезе ЕЭП остается неоднородным. Проведенный автором сравнительный анализ участников интеграции по уровню социально-экономического развития и внешнеэкономической активности, результаты которого изложены в ряде работ, показывает наличие тенденций к значительной территориальной концентрации экспорта на уровне только нескольких регионов стран ЕЭП, а также слабую вовлеченность в международные связи большей части областей Беларуси, Казахстана и России. В числе лидеров по внешнеэкономическим отношениям выступают крупные агломерации, территории, примыкающие к большим городам, а также регионы -экспортеры сырьевых ресурсов. В итоге формирование Единого экономического пространства в региональном контексте происходит очагами и фрагментарно, при этом существует незадействованный интеграционный потенциал на уровне отдельных территорий стран -членов ЕЭП [1, 2].

Концептуальные положения интеграции

Разработка мер по более активному включению регионов в интеграционный процесс требует обоснования общей Концепции евразийской интеграции регионов, ее ключевых принципов, движущих сил, используемых на субнациональном уровне механизмов объединения и т.п. Наиболее важные и принципиальные положения предлагаемой концепции заключаются в следующем.

Достижение двуединой цели политики региональной интеграции, которая выражается в усилении взамосвя-занности экономик регионов в рамках ЕЭП и одновременно выравнивании уровней их социально-экономического развития, смягчении существующей дифференциации и устранении фрагментарности Единого экономического простраства, предполагается осуществлять на основе повышения региональной конкурентоспособности как основной установки субнациональных органов управления, а также создания условий для распространения этого процесса «вширь» как главной задачи наднационального и национального уровней управления.

Конкурентоспособность регионов рассматривается как комплексная категория, включающая экономическую, экологическую, социальную, инновационную и институциональную составляющие. Она характеризует способность местного сообщества с участием органов государственного управления наднационального, национального и субнационального (регионального и местного) уровней воспроизводиться на новой качественной основе. Причем речь идет о задействовании внешнеэкономического фактора для формирования более привлекательных по сравнению с другими территориями условий для экономической деятельности, а также проживания и отдыха населения. Конкурентоспособность включает принцип соперничества хозяйствующих субъектов, проявление инициативы и состязательности членов местного сообщества и органов управления, а также самоуправления одного административно-территориального и территориального образования по сравнению с другим за лучшие ресурсы, производственные факторы и фирмы, расположенные в регионе.

Важнейший принцип механизма евразийской интеграции заключается в многоуровневом подходе к его построению, где каждое из управленческих звеньев имеет свои цели и интересы, специфическую область управления, в рамках которой применяются соответствующие методы и инструменты. Интеграционные связи на субнациональном уровне ориентированы на достижение не только экономических, но и социальных, экологических и других интересов местного сообщества. Поэтому механизм управления ими выражается в обеспечении тесной увязки функционирования экономики регионов и их внешнеэкономических связей, включении в интеграцию не только крупных предприятий, но более широкого круга хозяйствующих субъектов, а также региональной экономики в целом. Содержательно механизм интеграции на субнациональном уровне можно определить как участие в формировании и взаимопроникновении различных видов единых пространств (экономического, информационого, технологического, социального и т.п.) на основе реализации управленческих функций в рамках обозначенной специфической области. В конечном итоге стоит задача создания регионального интегрированного социально-эколого-экономического пространства на базе наиболее активных регионов, обладающих высоким интеграционным потенциалом. И наконец, формирова-

ние Евразийского союза - это, как известно, поэтапный процесс. На уровне регионов стран-участниц данный принцип воплощается в возможности использования различных типов стратегий, выбор которых обусловлен общей интеграционной и учитывает угрозы и вызовы, существующие на пути активизации субнационального уровня управления евразийской интеграцией.

Дорожная карта интеграции

Практичекая реализация предложенной Концепции требует разработки Дорожной карты по обеспечению участия регионов стран - членов ЕЭП в дальнейшем процессе евразийской интеграции и формировании Евразийского союза. Главная ее цель - изыскание дополнительных резервов использования интеграционного потенциала регионов, повышение вклада внешнеэкономического фактора в устойчивое инновационное социально-экономическое развитие территорий, а также более равномерное включение их экономик в интеграционные связи. В Дорожную карту целесообразно включить меры, которые наиболее полно отражают ключевые концептуальные положения интеграционной политики на субнациональном уровне.

Во-первых, в подписанном на уровне глав государств в настоящее время Договоре о создании Евразийского союза вопросы межрегиональных связей стран-членов как один из аспектов формирования Союза не нашли отражения. С учетом этого предлагается включить в другие законодательные акты раздел «Интеграция регионов стран - членов Евразийского союза и координация национальных региональных политик». Здесь может быть отражен многоуровневый подход к управлению экономической интеграцией в рамках ЕЭП, включая субнациональный. Кроме этого, целесообразно внести положение о необходимости обеспечения согласованного подхода к формированию и реализации национальных региональных политик стран - членов путем координации и контроля за национальными режимами региональных дотаций и субсидий, предоставляемых регионам. Это важно, чтобы не допустить искажения конкуренции на евразийском рынке, не нарушить единство экономического пространства, обеспечить скоординированность действий в области формирования общей инфраструктуры.

Во-вторых, на наднациональном уровне на этапе формирования Евразийского союза существует необходимость образования структур (например, Комитет регионов и специальные финансовые фонды), которые стимулировали бы различные формы международного экономического сотрудничества, особенно на территориях, имеющих невысокий интеграционный потенциал, но заинтересованных в углублении межрегиональных связей.

В-третьих, включение в интеграцию целостной экономики административно-территориальных единиц трех стран с учетом механизма функционирования Единого

Синергия знаний

экономического пространства и в дальнейшем формирование Евразийского союза предполагают увязку внешнеэкономической деятельности и региональной экономики. Применительно к таким инструментам, как прогнозирование, стратегическое планирование и программирование, Дорожная карта должна предусматривать следующие меры:

■ взаимосвязь региональных стратегий социально-экономического развития и комплекса мер по усилению межрегионального сотрудничества в наиболее активных в экономической интеграции регионах;

■ разработку и включение в действующие совместные программы производственной кооперации региональной составляющей (социальное и кадровое сопровождение, обеспечение иными территориальными ресурсами и факторами, в том числе инфраструктурными объектами);

■ согласованный подход к реализации национальных и региональных стратегий развития экспорта стран -участниц евразийской интеграции;

■ осуществление территориальных программ в сфере жизнеобеспечения местных сообществ, нацеленных на формирование на совместной основе сектора общественных услуг, особенно на приграничной зоне;

■ подготовку межгосударственной Схемы комплексной территориальной организации приграничной территории Беларуси и России, предполагающей согласованное пространственное устройство и градостроительное проектирование и т.п.

В-четвертых, создание разнообразных институтов интеграции на региональном уровне: объектов межрегиональной внешнеторговой инфраструктуры, совместных центров трансфера технологий, универсальных агентств межрегионального сотрудничества, единой информационно-маркетинговой системы, образовательных центров для повышения квалификации специалистов регионов в области внешнеэкономической деятельности и др.

В-пятых, для расширения интеграционных связей на субнациональном уровне необходимо развитие новых форм локальной интеграции, обеспечивающих включение в нее всех участников регионального процесса. Речь идет об активном использовании института международных ассоциаций по различным направлениям совместной деятельности и кластерном механизме приграничного и межрегионального сотрудничества.

Виды стратегий интеграции

В зависимости от состава субъектов экономической интеграции регионов, приоритетов в объединяющихся сферах, степени участия различных уровней управления, используемых механизмов и распространения процесса «вширь» могут реализовываться различные сценарии интеграции регионов, которые в свою очередь представляют собой последовательные этапы политики по ее углублению.

Сценарий «Сдержанная интеграция»

В межрегиональных и трансграничных связях, программах и проектах упор делается на внешнюю торговлю и гуманитарную сферу (образование, культура, туризм). Приоритет отдается экологическим проектам и совместному освоению природных ресурсов. В экспортной деятельности регионов участвуют крупные предприятия, расположенные на соответствующей территории. Инсти-туционализация связей воплощена в работе совместных комиссий, внешнеторговой инфраструктуры. Поддерживается сеть культурных центров в регионах трех стран, ориентированных на интеграцию. Но наднациональная составляющая ее механизма практически отсутствует. В интеграционные процессы включена небольшая часть регионов-лидеров стран - партнеров ЕЭП. Этот сценарий практически не учитывает новые возможности для экономической интеграции территорий, которые формируют условия функционирования ЕЭП. Ситуация скорее отражает действующую практику межрегионального и приграничного взаимодействия, исключение составляют только приграничные связи на внутренних границах ЕЭП, где с учетом отмены таможенно-тарифного регулирования они могут значительно активизироваться. В итоге интеграция регионов в пространственном аспекте развивается как «очаговая» или «точечная», а в функциональном - связана с внешнеторговыми связями.

Сценарий «Мягкая интеграция»

Этот сценарий предполагает создание институтов развития межрегионального сотрудничества, которые носят «точечный» характер. Речь идет о различного рода ассоциациях регионов, региональных центрах информационной, организационной и финансовой поддержки субъектов хозяйствования, в том числе малого и среднего бизнеса. Используется механизм совместного финансирования проектов интеграционного характера с участием национального и субнационального уровней управления с преобладанием программного метода. Правовое поле формируется на наднациональном уровне без учета необходимости гармонизации условий экономической деятельности на субнациональном уровне. При этом наибольшие управленческие импульсы исходят от субнацинального и национального уровней, а упор делается на регионы, имеющие высокий интеграционный потенциал. В функциональном аспекте взаимодействие опирается не только на внешнюю торговлю, но и на производственные связи, в том числе инновационного характера. Активизируются миграционные отношения между регионами ЕЭП.

Сценарий «Многоуровневая евразийская интеграция»

Субнациональный уровень органов управления становится равнозначным участником интеграционной

политики, наряду с наднациональным, национальным и первичным (предприятия). Формируется механизм их взаимодействия для обеспечения интеграции регионов. Активным участником этих процессов в дополнение к крупным субъектам хозяйствования становится малый и средний бизнес. Приоритетными направлениями интеграции определены элементы инфраструктуры, способствующие внешнеторговому, научно-техническому сотрудничеству, а также производственной кооперации на уровне регионов (торговые дома, внедренческие предприятия, элементы транспортно-логистической системы и др.). Субнациональные органы управления обеспечивают увязку целей и используемых методов регионального развития и экономической интеграции регионов. Активизируется общественная составляющая интеграционной политики. Стратегия межрегионального и приграничного сотрудничества стран - членов ЕЭП на этом этапе предполагает формирование «точек роста», в ряде случаев образующих международные функциональные регионы в рамках ЕЭП.

Сценарий «Формирование региональных интегрированных пространств евразийской интеграции»

Инновационное сотрудничество на всех уровнях управления становится приоритетом в политике интеграции регионов. На совместной основе создаются инновационные предприятия, специальные технико-внедренческие зоны (зоны опережающего развития), формируются межрегиональные инновационные системы. В механизм этих связей включены все участники процесса: крупный и малый бизнес, государственные предприятия, общественные организации, местные органы власти, объекты коммунальной собственности. Осуществляется финансовая и организационная поддержка со стороны специально созданных структур на наднациональном уровне. Производственная интеграция и кооперирование осуществляются на кластерной основе. Формирование интеграционных «точек роста» в рамках ЕЭП дополняется механизмом диффузии интеграции на другие регионы. Это достигается через усиление межрегиональной мобильности трудовых ресурсов, инвестиций, внедрение информационно-коммуникационных сетей и т.п. Интеграция приобретает комплексный характер, охватывая экономические, социальные, экологические, инновационные отношения, а ее механизм становится системным.

Между тем следует понимать, что в данном случае представлены теоретические выкладки. В то время как в реальности процесс активного включения в евразийскую интеграцию субнационального уровня сопряжен с угрозами и рисками. Во-первых, существует опасность реализации преимущественно имитационной модели интеграции на уровне регионов стран - членов ЕЭП, которая в значительной мере отражает сложившуюся до сих пор схему участия территорий во внешнеэкономических связях. Это означает недостаток системообразующих интеграционных

проектов, охватывающих экономику региона в целом, его ресурсы, инфраструктурные объекты. Во-вторых, развитие международных экономических связей регионов может пойти по пути преобладания лишь экономической составляющей, причем ориентированной на краткосрочные эффекты. В то время как социальные, экологические, человеческие выгоды, связанные с реализацией интересов местных сообществ стран-партнеров, не обеспечиваются и, как следствие, повышения конкурентоспособности экономик регионов не происходит. В-третьих, серьезной угрозой для экономической интеграции может стать отсутствие политики по сплочению и взаимодействию экономик регионального блока на наднациональном уровне и, следовательно, недоучет интересов каждого из участников объединения. Это произойдет, если действующая «повестка дня» евразийской интеграции будет оставаться без участия регионального и местного уровней управления. В-четвертых, негативным последствием может стать усиление как существующих социально-экономических неравенств, так и появление новых видов региональных диспропорций в результате более активного включения в процесс интеграции регионов-лидеров, обладающих высоким внешнеэкономическим потенциалом. В итоге -рост числа территорий, отстающих от мировых стандартов уровня жизни, и общественное непринятие евразийского объединения. В-пятых, практическая реализация концепции интеграции «конкурентоспособные экономики регионов стран - членов ЕЭП» может привести к усилению конкуренции между регионами в ущерб их интеграции. Например, стремление к расширению рынков сбыта высококонкурентной продукции может переориентировать отдельных производителей на рынки третьих стран с высоким уровнем доходов населения. Возможно также, что регионы, обладающие высоким социально-экономическим потенциалом, начнут ориентироваться на наращивание конкурентных преимуществ на базе собственных ресурсов и «уходить» от налаживания межрегиональных кооперационных связей.

5ее: http://innosfera.org/2014/07/ces

Литература

1. Вертинская Т.С. Международное региональное сотрудничество в рамках ЕЭП // Внешняя торговля Республики Беларусь в условиях вступления в ВТО и евразийской интеграции.- Мн., 2013. С. 245-289.

2. Вертинская Т.С. Методические основы разработки комплекса индикаторов для оценки экономической интеграции регионов стран - членов ЕЭП // Евразийская интеграция. № 2. С. 21-44.

3. Вертинская Т.С. Концептуальная модель механизма управления внешнеэкономическими связями на региональном уровне в Республике Беларусь: моногр. под ред. В.С. Фатеева.- Мн., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.