Интеграция регионов стран - членов ЕЭП:
стратегии развития и дорожная карта
< гл
и
Резюме. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов включения субнационального уровня управления (регионального и местного) в формирование регионального объединения на евразийском пространстве. Сформулированы концептуальные положения интеграции на уровне регионов. Показана необходимость многоуровневого подхода к обеспечению евразийской интеграции, повышения региональной конкурентоспособности и ориентации на уменьшение существующих неравенств. Ключевые слова: дорожная карта, интеграция, конкурентоспособность, регион, региональное объединение, сценарий, субнациональный уровень.
Татьяна Вертинская,
заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики НАН Беларуси,
кандидат экономических наук
Интеграционные взаимодействия между странами в условиях функционирования Единого экономического пространства (ЕЭП) и создающегося Евразийского союза в определенной мере реализуются в виде приграничных связей на внутренних границах государств-партнеров и межрегионального сотрудничества. Однако следует признать, что в интеграционной политике ЕЭП системные меры по включению субнационального уровня управления (регионального и местного) в формирование евразийского объединения практически отсутствуют.
Между тем в региональном разрезе ЕЭП остается неоднородным. Проведенный автором сравнительный анализ участников интеграции по уровню социально-экономического развития и внешнеэкономической активности, результаты которого изложены в ряде работ, показывает наличие тенденций к значительной территориальной концентрации экспорта на уровне только нескольких регионов стран ЕЭП, а также слабую вовлеченность в международные связи большей части областей Беларуси, Казахстана и России. В числе лидеров по внешнеэкономическим отношениям выступают крупные агломерации, территории, примыкающие к большим городам, а также регионы -экспортеры сырьевых ресурсов. В итоге формирование Единого экономического пространства в региональном контексте происходит очагами и фрагментарно, при этом существует незадействованный интеграционный потенциал на уровне отдельных территорий стран -членов ЕЭП [1, 2].
Концептуальные положения интеграции
Разработка мер по более активному включению регионов в интеграционный процесс требует обоснования общей Концепции евразийской интеграции регионов, ее ключевых принципов, движущих сил, используемых на субнациональном уровне механизмов объединения и т.п. Наиболее важные и принципиальные положения предлагаемой концепции заключаются в следующем.
Достижение двуединой цели политики региональной интеграции, которая выражается в усилении взамосвя-занности экономик регионов в рамках ЕЭП и одновременно выравнивании уровней их социально-экономического развития, смягчении существующей дифференциации и устранении фрагментарности Единого экономического простраства, предполагается осуществлять на основе повышения региональной конкурентоспособности как основной установки субнациональных органов управления, а также создания условий для распространения этого процесса «вширь» как главной задачи наднационального и национального уровней управления.
Конкурентоспособность регионов рассматривается как комплексная категория, включающая экономическую, экологическую, социальную, инновационную и институциональную составляющие. Она характеризует способность местного сообщества с участием органов государственного управления наднационального, национального и субнационального (регионального и местного) уровней воспроизводиться на новой качественной основе. Причем речь идет о задействовании внешнеэкономического фактора для формирования более привлекательных по сравнению с другими территориями условий для экономической деятельности, а также проживания и отдыха населения. Конкурентоспособность включает принцип соперничества хозяйствующих субъектов, проявление инициативы и состязательности членов местного сообщества и органов управления, а также самоуправления одного административно-территориального и территориального образования по сравнению с другим за лучшие ресурсы, производственные факторы и фирмы, расположенные в регионе.
Важнейший принцип механизма евразийской интеграции заключается в многоуровневом подходе к его построению, где каждое из управленческих звеньев имеет свои цели и интересы, специфическую область управления, в рамках которой применяются соответствующие методы и инструменты. Интеграционные связи на субнациональном уровне ориентированы на достижение не только экономических, но и социальных, экологических и других интересов местного сообщества. Поэтому механизм управления ими выражается в обеспечении тесной увязки функционирования экономики регионов и их внешнеэкономических связей, включении в интеграцию не только крупных предприятий, но более широкого круга хозяйствующих субъектов, а также региональной экономики в целом. Содержательно механизм интеграции на субнациональном уровне можно определить как участие в формировании и взаимопроникновении различных видов единых пространств (экономического, информационого, технологического, социального и т.п.) на основе реализации управленческих функций в рамках обозначенной специфической области. В конечном итоге стоит задача создания регионального интегрированного социально-эколого-экономического пространства на базе наиболее активных регионов, обладающих высоким интеграционным потенциалом. И наконец, формирова-
ние Евразийского союза - это, как известно, поэтапный процесс. На уровне регионов стран-участниц данный принцип воплощается в возможности использования различных типов стратегий, выбор которых обусловлен общей интеграционной и учитывает угрозы и вызовы, существующие на пути активизации субнационального уровня управления евразийской интеграцией.
Дорожная карта интеграции
Практичекая реализация предложенной Концепции требует разработки Дорожной карты по обеспечению участия регионов стран - членов ЕЭП в дальнейшем процессе евразийской интеграции и формировании Евразийского союза. Главная ее цель - изыскание дополнительных резервов использования интеграционного потенциала регионов, повышение вклада внешнеэкономического фактора в устойчивое инновационное социально-экономическое развитие территорий, а также более равномерное включение их экономик в интеграционные связи. В Дорожную карту целесообразно включить меры, которые наиболее полно отражают ключевые концептуальные положения интеграционной политики на субнациональном уровне.
Во-первых, в подписанном на уровне глав государств в настоящее время Договоре о создании Евразийского союза вопросы межрегиональных связей стран-членов как один из аспектов формирования Союза не нашли отражения. С учетом этого предлагается включить в другие законодательные акты раздел «Интеграция регионов стран - членов Евразийского союза и координация национальных региональных политик». Здесь может быть отражен многоуровневый подход к управлению экономической интеграцией в рамках ЕЭП, включая субнациональный. Кроме этого, целесообразно внести положение о необходимости обеспечения согласованного подхода к формированию и реализации национальных региональных политик стран - членов путем координации и контроля за национальными режимами региональных дотаций и субсидий, предоставляемых регионам. Это важно, чтобы не допустить искажения конкуренции на евразийском рынке, не нарушить единство экономического пространства, обеспечить скоординированность действий в области формирования общей инфраструктуры.
Во-вторых, на наднациональном уровне на этапе формирования Евразийского союза существует необходимость образования структур (например, Комитет регионов и специальные финансовые фонды), которые стимулировали бы различные формы международного экономического сотрудничества, особенно на территориях, имеющих невысокий интеграционный потенциал, но заинтересованных в углублении межрегиональных связей.
В-третьих, включение в интеграцию целостной экономики административно-территориальных единиц трех стран с учетом механизма функционирования Единого
Синергия знаний
экономического пространства и в дальнейшем формирование Евразийского союза предполагают увязку внешнеэкономической деятельности и региональной экономики. Применительно к таким инструментам, как прогнозирование, стратегическое планирование и программирование, Дорожная карта должна предусматривать следующие меры:
■ взаимосвязь региональных стратегий социально-экономического развития и комплекса мер по усилению межрегионального сотрудничества в наиболее активных в экономической интеграции регионах;
■ разработку и включение в действующие совместные программы производственной кооперации региональной составляющей (социальное и кадровое сопровождение, обеспечение иными территориальными ресурсами и факторами, в том числе инфраструктурными объектами);
■ согласованный подход к реализации национальных и региональных стратегий развития экспорта стран -участниц евразийской интеграции;
■ осуществление территориальных программ в сфере жизнеобеспечения местных сообществ, нацеленных на формирование на совместной основе сектора общественных услуг, особенно на приграничной зоне;
■ подготовку межгосударственной Схемы комплексной территориальной организации приграничной территории Беларуси и России, предполагающей согласованное пространственное устройство и градостроительное проектирование и т.п.
В-четвертых, создание разнообразных институтов интеграции на региональном уровне: объектов межрегиональной внешнеторговой инфраструктуры, совместных центров трансфера технологий, универсальных агентств межрегионального сотрудничества, единой информационно-маркетинговой системы, образовательных центров для повышения квалификации специалистов регионов в области внешнеэкономической деятельности и др.
В-пятых, для расширения интеграционных связей на субнациональном уровне необходимо развитие новых форм локальной интеграции, обеспечивающих включение в нее всех участников регионального процесса. Речь идет об активном использовании института международных ассоциаций по различным направлениям совместной деятельности и кластерном механизме приграничного и межрегионального сотрудничества.
Виды стратегий интеграции
В зависимости от состава субъектов экономической интеграции регионов, приоритетов в объединяющихся сферах, степени участия различных уровней управления, используемых механизмов и распространения процесса «вширь» могут реализовываться различные сценарии интеграции регионов, которые в свою очередь представляют собой последовательные этапы политики по ее углублению.
Сценарий «Сдержанная интеграция»
В межрегиональных и трансграничных связях, программах и проектах упор делается на внешнюю торговлю и гуманитарную сферу (образование, культура, туризм). Приоритет отдается экологическим проектам и совместному освоению природных ресурсов. В экспортной деятельности регионов участвуют крупные предприятия, расположенные на соответствующей территории. Инсти-туционализация связей воплощена в работе совместных комиссий, внешнеторговой инфраструктуры. Поддерживается сеть культурных центров в регионах трех стран, ориентированных на интеграцию. Но наднациональная составляющая ее механизма практически отсутствует. В интеграционные процессы включена небольшая часть регионов-лидеров стран - партнеров ЕЭП. Этот сценарий практически не учитывает новые возможности для экономической интеграции территорий, которые формируют условия функционирования ЕЭП. Ситуация скорее отражает действующую практику межрегионального и приграничного взаимодействия, исключение составляют только приграничные связи на внутренних границах ЕЭП, где с учетом отмены таможенно-тарифного регулирования они могут значительно активизироваться. В итоге интеграция регионов в пространственном аспекте развивается как «очаговая» или «точечная», а в функциональном - связана с внешнеторговыми связями.
Сценарий «Мягкая интеграция»
Этот сценарий предполагает создание институтов развития межрегионального сотрудничества, которые носят «точечный» характер. Речь идет о различного рода ассоциациях регионов, региональных центрах информационной, организационной и финансовой поддержки субъектов хозяйствования, в том числе малого и среднего бизнеса. Используется механизм совместного финансирования проектов интеграционного характера с участием национального и субнационального уровней управления с преобладанием программного метода. Правовое поле формируется на наднациональном уровне без учета необходимости гармонизации условий экономической деятельности на субнациональном уровне. При этом наибольшие управленческие импульсы исходят от субнацинального и национального уровней, а упор делается на регионы, имеющие высокий интеграционный потенциал. В функциональном аспекте взаимодействие опирается не только на внешнюю торговлю, но и на производственные связи, в том числе инновационного характера. Активизируются миграционные отношения между регионами ЕЭП.
Сценарий «Многоуровневая евразийская интеграция»
Субнациональный уровень органов управления становится равнозначным участником интеграционной
политики, наряду с наднациональным, национальным и первичным (предприятия). Формируется механизм их взаимодействия для обеспечения интеграции регионов. Активным участником этих процессов в дополнение к крупным субъектам хозяйствования становится малый и средний бизнес. Приоритетными направлениями интеграции определены элементы инфраструктуры, способствующие внешнеторговому, научно-техническому сотрудничеству, а также производственной кооперации на уровне регионов (торговые дома, внедренческие предприятия, элементы транспортно-логистической системы и др.). Субнациональные органы управления обеспечивают увязку целей и используемых методов регионального развития и экономической интеграции регионов. Активизируется общественная составляющая интеграционной политики. Стратегия межрегионального и приграничного сотрудничества стран - членов ЕЭП на этом этапе предполагает формирование «точек роста», в ряде случаев образующих международные функциональные регионы в рамках ЕЭП.
Сценарий «Формирование региональных интегрированных пространств евразийской интеграции»
Инновационное сотрудничество на всех уровнях управления становится приоритетом в политике интеграции регионов. На совместной основе создаются инновационные предприятия, специальные технико-внедренческие зоны (зоны опережающего развития), формируются межрегиональные инновационные системы. В механизм этих связей включены все участники процесса: крупный и малый бизнес, государственные предприятия, общественные организации, местные органы власти, объекты коммунальной собственности. Осуществляется финансовая и организационная поддержка со стороны специально созданных структур на наднациональном уровне. Производственная интеграция и кооперирование осуществляются на кластерной основе. Формирование интеграционных «точек роста» в рамках ЕЭП дополняется механизмом диффузии интеграции на другие регионы. Это достигается через усиление межрегиональной мобильности трудовых ресурсов, инвестиций, внедрение информационно-коммуникационных сетей и т.п. Интеграция приобретает комплексный характер, охватывая экономические, социальные, экологические, инновационные отношения, а ее механизм становится системным.
Между тем следует понимать, что в данном случае представлены теоретические выкладки. В то время как в реальности процесс активного включения в евразийскую интеграцию субнационального уровня сопряжен с угрозами и рисками. Во-первых, существует опасность реализации преимущественно имитационной модели интеграции на уровне регионов стран - членов ЕЭП, которая в значительной мере отражает сложившуюся до сих пор схему участия территорий во внешнеэкономических связях. Это означает недостаток системообразующих интеграционных
проектов, охватывающих экономику региона в целом, его ресурсы, инфраструктурные объекты. Во-вторых, развитие международных экономических связей регионов может пойти по пути преобладания лишь экономической составляющей, причем ориентированной на краткосрочные эффекты. В то время как социальные, экологические, человеческие выгоды, связанные с реализацией интересов местных сообществ стран-партнеров, не обеспечиваются и, как следствие, повышения конкурентоспособности экономик регионов не происходит. В-третьих, серьезной угрозой для экономической интеграции может стать отсутствие политики по сплочению и взаимодействию экономик регионального блока на наднациональном уровне и, следовательно, недоучет интересов каждого из участников объединения. Это произойдет, если действующая «повестка дня» евразийской интеграции будет оставаться без участия регионального и местного уровней управления. В-четвертых, негативным последствием может стать усиление как существующих социально-экономических неравенств, так и появление новых видов региональных диспропорций в результате более активного включения в процесс интеграции регионов-лидеров, обладающих высоким внешнеэкономическим потенциалом. В итоге -рост числа территорий, отстающих от мировых стандартов уровня жизни, и общественное непринятие евразийского объединения. В-пятых, практическая реализация концепции интеграции «конкурентоспособные экономики регионов стран - членов ЕЭП» может привести к усилению конкуренции между регионами в ущерб их интеграции. Например, стремление к расширению рынков сбыта высококонкурентной продукции может переориентировать отдельных производителей на рынки третьих стран с высоким уровнем доходов населения. Возможно также, что регионы, обладающие высоким социально-экономическим потенциалом, начнут ориентироваться на наращивание конкурентных преимуществ на базе собственных ресурсов и «уходить» от налаживания межрегиональных кооперационных связей.
5ее: http://innosfera.org/2014/07/ces
Литература
1. Вертинская Т.С. Международное региональное сотрудничество в рамках ЕЭП // Внешняя торговля Республики Беларусь в условиях вступления в ВТО и евразийской интеграции.- Мн., 2013. С. 245-289.
2. Вертинская Т.С. Методические основы разработки комплекса индикаторов для оценки экономической интеграции регионов стран - членов ЕЭП // Евразийская интеграция. № 2. С. 21-44.
3. Вертинская Т.С. Концептуальная модель механизма управления внешнеэкономическими связями на региональном уровне в Республике Беларусь: моногр. под ред. В.С. Фатеева.- Мн., 2006.