Научная статья на тему 'Интеграция психологии и обществознания в основной школе'

Интеграция психологии и обществознания в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ / БАЗОВЫЙ ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР / РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ "ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басик Наталья Юрьевна, Савина Ольга Олеговна, Смирнова Ольга Михайловна

Авторы статьи раскрывают возможности педагогической интеграции психологии и обществознания через восстановление целостности восприятия учащимися многомерных объектов действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция психологии и обществознания в основной школе»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Авторы статьи раскрывают возможности педагогической интеграции психологии и обществознания через восстановление целостности восприятия учащимися многомерных объектов действительности.

Басик Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории обществознания Института содержания методов обучения, Савина Ольга Олеговна, кандидат психологических наук доцент кафедры экстремальной психологии и психологической помощи МГУ им. Ломоносова Смирнова Ольга Михайловна, педагог-психолог ГОУ Гимназии № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Каковы возможности интеграции психологии и обществознания как учебных предметов?

Ключевые слова: предпосылки и условия педагогической интеграции; базовый интегрирующий фактор; развиваемые компетентности; структура программы «Человек в обществе»

Общая тенденция в развитии человековедческих дисциплин - тенденция к интеграции. Одновременно каждая из наук, участвующая в междисциплинарном подходе, имеет свой собственный аспект изучения, в чем и проявляется ее монодисциплинар-ность. При этом науки неразрывно связаны между собой. В основе интегративного подхода к обучению лежит интеграция всех компонентов процесса обучения: его содержания, средств, методов и форм. Цель педагогической интеграции - восстановление целостности восприятия учащимися многомерных объектов действительности [5]. Ориентация на комплексные исследования, характерная для современной науки в целом, становится объективной базой для интеграции психологии, социологии, педагогики и других наук о человеке, его воспитании и развитии [2].

Наш подход предполагает, что обществознание представляет собой целостный учебный цикл. Межпредметные и внутрипредметные связи являются проверенным дидактическим средством интеграции и систематизации знаний учащихся. Линейная структура интегрированного курса позволяет распределить без неоправданного повторения все темы, предусмотренные Стандартом основного общего образования по обществознанию, между психологическим блоком данного курса с 6 по 8 класс и «Введением в обществознание» в 8-9 классе. Наряду с линейным используется концентрический принцип развертывания содержания, проявляющийся в двух моментах. С одной стороны, в психологическом блоке интегрированного курса пред-

усмотрено повторное обращение к некоторым темам под другим ракурсом, в ином обществоведческом контексте, на базе расширенного понятийного багажа и в соответствии с рефлексивными возможностями возраста. С другой стороны, тесные межпредметные связи в рамках интегрированного курса позволяют преподавателям в любой точке курса использовать уже пройденный в других его блоках материал.

Интеграция психологии и обществознания способствует решению двух групп задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную самостоятельность:

1. Общечеловеческие (личностные) задачи, определяющие содержание и технологии познания, развития и актуализации собственного “Я” человека в различных областях жизнедеятельности.

2. Профессиональные (специфические) задачи, позволяющие изучить особенности педагогической, социальной, психологической деятельности, возможности развития и реализации профессионального “Я”.

Школа для подростков - это место, где обеспечивается взросление ребенка, т. е. место, где в наиболее развернутом виде ставится и решается педагогическими средствами задача нормального проживания возраста - приобрести опыт собственной проектной работы, научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего «проекта» [6]. Наиболее общим содержанием подросткового возраста является развитие самосознания, т.е. центром для самого

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

63

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

подростка оказывается его особое внимание к собственному Я. Поэтому одними из самых «подростковых» могут стать социально-гуманитарные предметы. На их материале ребенок закрепляет свое место среди других людей, обнаруживает специфику ситуаций взаимодействия с другими людьми как исходную модель всех социальных ситуаций, особенно если возможна социальная проба, эксперимент (хотя бы и мысленный).

Условиями педагогической интеграции служат, с одной стороны, целостность процесса познания (что отражает целостность его объектов), а, с другой стороны, потребность в скорейшей социализации личности учащегося (важнейшая задача современной школы). В таком аспекте интеграция - это характерный для культуры в целом и образования в особенности способ работы с информацией, знаниями, обеспечивающий развитие обучающегося сознания.

В качестве базового интегрирующего фактора в обществознании, педагогике и психологии может выступать, в первую очередь, личность ученика: ее самоценность, идея развития, объединяющая в себе все человеческие ценности [1], «реальный педагогический процесс в его сложной и многоплановой специфике, в его реально человеческом (субъектном) исполнении и обусловленности» [4]. Таким образом, интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи наук, но и понимания обществознания как средства воспитания личности, цель которого - помощь в социализации подростков и юношей в современных социально-экономических условиях. Тогда в основе построения интегрированного курса будет лежать логика психологического (в первую очередь личностного и познавательного) развития ученика, знание зон актуального и ближайшего развития подросткового и юношеского возрастов. При этом воспитание гражданина пойдет не через усвоение готовых знаний, а через развитие самосознания ученика, самоопределение в морально-этической, ценностной, правовой и других сферах, т.е. он станет полноправным субъектом, а не объектом развития в процессе обучения. Таким образом, интеграция обществознания и психологии базируется на следующих положениях:

1. Главной ценностью для преподавателей интегрированного курса является личность ученика, ее развитие (в первую очередь саморазвитие). Соответственно преемственность свойственна не только содержанию отдельных блоков интегрированного курса, но и формам и методам работы при его реализации.

2. Взаимодействие принципов системности, интеграции, дифференциации в процессе познания. Это способствует переносу усвоенной системы психологопедагогических, социально-экономических и правовых знаний в реальную деятельность ученика.

3. Определение логических связей и критериев интеграции изучаемых предметов в целостном педагогическом процессе, что позволяет раскрыть значение психолого-педагогических знаний для развития личности учащегося и его готовности к профессиональной деятельности.

4. Включение в процесс обучения интегративных блоков, что преодолевает изолированность и относительную замкнутость курсов психологии, обществознания, педагогики, философии и др.

5. Систематическое и согласованное взаимодействие всех преподавателей дисциплин человековед-ческого цикла в решении общих и профессиональных задач развития специалиста: совместное обсуждение комплексных проблем, составление планов и программ, конструирование и совершенствование технологий личностного и профессионального образования, совместная подготовка, проведение и анализ занятий, взаимодействие в руководстве практикой учащихся и т.п.

6. Разработка «пересекающихся» тем в рамках курсов психологии и обществознания, позволяющая учащимся понимать особенности подачи материала и осуществлять его анализ с точки зрения разных научных областей и подходов.

Развиваемые компетентности

К важным интегрирующим факторам можно отнести и компетентностью подход [2]. К формирующимся в интегрированном курсе компетентностям относятся:

• компетентность в сфере самостоятельной познавательной и совместной учебной деятельности. Интегрированный курс «Человек в обществе» знакомит школьников с основными механизмами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знаний из различных источников социальной информации: житейских, философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.; способствует приобретению умений социального взаимодействия, эффективному информационному обмену;

• социальная компетентность - интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Социальная компетентность человека включает в себя:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

- коммуникативная компетентность и навыки активного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения; умениями презентации, аргументации и дискуссии и т.д.).

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.

• компетентность, связанная с возникновением информационного общества (курс дает философско-социологическую характеристику современного общества, развивает интерес к социальной информации, основы ориентировки в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• компетентность в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей - гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию моральных и правовых норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими номами в своей повседневной жизни);

• компетентность в семейно-бытовой сфере (характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени, развивает взаимопонимание представителей разных поколений в семье, усвоение социальных нории и требований к осуществлению гендерных ролей в семейном общении; профилактика проявлений агрессии, насилия и виктимности во внутрисемейных отношениях);

• компетентность, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

• компетентность в проектировании своей социальной деятельности: анализ условий деятельности, понимание ее целей, задач и способов осуществления, планирование, прогнозирование и оценивание предполагаемых конкретных действий и их результатов, принятие решений, их осуществление и понимание ответственности за собственные и групповые действия, контроль собственных действий и при необходимости их корректировка.

Очевидно, что формирование компетентностей означает освоение важнейших элементов культуры. Компетентность выпускника среднего звена гимназии должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять различные виды социальной деятельности, опыт применения полученных знаний и умений в познавательной и практической деятельности, в повседневной жизни (Концепция обществоведческого образования в современной школе, 2008).

Структура программы интегрированного курса «Человек в обществе» для основной школы (5-9 класс) включает в себя два крупных взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: 1) Программа преподавания

психологии (5-9 классы); 2) Программа преподавания «Введения в обществознание» (8-9 классы). В интегрированном курсе для основной школы выделяются два взаимосвязанных этапа.

I этап - 5-7 классы. Учитывая характеристики младшего подросткового возраста, важно в большей степени обращать внимание на уроках курса «Человек в обществе» на проблемы жизни человека в обществе, социальной ориентации, добра и зла, справедливости и несправедливости, рефлексии, самосознания и саморазвития.

Преподавание интегрированного курса предваряется адаптационно-развивающим психологическим курсом «Развитие познавательных процессов» для учащихся 5 класса [3], направленного на развитие умения логически рассуждать, осознанно пользоваться понятиями, выстраивать социальные разнообразные взаимодействия, эффективно работать в группе.

Курс «Мир человека» в 6 классе направлен на обучение решению проблем и организации группового взаимодействия сопровождает участие шестиклассников в проектной деятельности.

Курс «Человек в мире людей» в 7 классе дает представления об основных видах и способах коммуникации, законах перцепции, правилах эффективного выступления и слушания, отрабатывает коммуника-цитвные и перцептивные умения подростков.

II этап - 8-9 классы. Выпускные классы основной школы более обстоятельно останавливаются на всех содержательных компонентах курса (морально-этических, правовых, экономических, политических, социально-психологических), получают знания о многообразных видах деятельности человека в обществе, в том числе профессиональной, что должно способствовать осмыслению личной самореализации и фа-силитации построения индивидуального жизненного пути. Таким образом, одной из задач интегрированного курса в 8-9 классе является сопровождение процесса социализации - через развитие самосознания и умений совершать обоснованный выбор, в том числе выбор индивидуальной образовательной траектории в старшем звене школы.

Список литературы

1. Вахтеров В. П. О новой педагогике: Избранное. Серия Педагогика детства [Текст] / В. П. Вахтеров. М., 2009.

2. Вьюнова Н. И. Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по психологии и педагогике [Текст] / Н. И. Вьюнова // Психология и жизнь. Сборник научных трудов. Выпуск №1. - М.: МОСУ РПО, 2000.

3. Савина О.О. Программа психолого-педагогических дисциплин в среднем и старшем звене гимназии [Текст] / О. О. Савина, О. М. Смирнова. - М.: УЦ «Перспектива», 2007.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, Л. С. Подымов. М., 1997.

5. Окольников Ф.Б. Интеграция экспериментальных химических умений учащихся [Текст] / Ф. Б. Окольников / Ав-тореф. диссер. на соискание ученой степени кандидата пед наук. - М., 2008.

6. Хасан Б.И. Методическое пособие по курсу «Общество и Я»: Для учителя 5-6 классов. В 2-х частях [Текст] / Б.И. Хасан, К.Н. Поливанова /Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Начала права». - 2-е изд. - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.