Научная статья на тему 'Интеграция потенциала нефтедобывающих стран СНГ на пространстве шельфа Каспия'

Интеграция потенциала нефтедобывающих стран СНГ на пространстве шельфа Каспия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ / НЕФТЕСЕРВИСНЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ / АССОЦИАЦИЯ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / НЕФТЕСЕРВИСНЫЕ КОМПАНИИ / ПРЕМИУМ5СЕГМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухсинова Лейла Хасановна, Жуков Павел Иванович

Цель статьи состоит в обосновании и обеспечении институциональных условий, благопри5 ятствующих развитию интеграции потенциала компаний нефтяного бизнеса стран СНГ на шельфе Каспия, что будет иметь первостепенную важность в повышении эффективности добычи нефти, сохранении его биоресурсов и экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция потенциала нефтедобывающих стран СНГ на пространстве шельфа Каспия»

Мухсинова Л.Х.1, Жуков П.И.2

1Оренбургский государственный университет 2ООО «Газпром добыча Оренбург», генеральный директор ООО «Наш городок»

E-mail: meneg @ mail.osu.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАН СНГ НА ПРОСТРАНСТВЕ ШЕЛЬФА КАСПИЯ

Цель статьи состоит в обосновании и обеспечении институциональных условий, благоприятствующих развитию интеграции потенциала компаний нефтяного бизнеса стран СНГ на шельфе Каспия, что будет иметь первостепенную важность в повышении эффективности добычи нефти, сохранении его биоресурсов и экологии.

Ключевые слова: нефтегазовые ресурсы, нефтесервисный бизнес, интеграция, институциональный, ассоциация, бизнес-сообщество, нефтесервисные компании, премиум-сегмент.

Нефтегазовые ресурсы, являясь продуктом первоочередной необходимости, стимулируют производство, качество и технический прогресс, способны обеспечить энергетическую, экономическую безопасность и надежность. С другой стороны, увеличиваются затраты на прирост добычи и разработку новых запасов. Поэтому для обеспечения глобальной энергетической безопасности страны идут по созданию региональных интегрированных систем управления разведкой, добычей и транспортировкой нефти и газа на взаимовыгодной основе, создавая благоприятные условия своего существования.

В мире всего 99 стран ведут добычу нефти и 102 страны располагают запасами природного газа [1]. Странам - продуцентам нефти и газа необходимо увеличивать производственные мощности, учитывая свои потребности, истощение месторождений (в странах ОПЕК оно составляет 2 - 3%, в других странах - 7 - 8%, в мире - 4 - 5%) и рост потребления энергоресурсов в мире. В течение 2008-2015 гг. некоторые аналитики прогнозируют возможное увеличение мировых затрат на новые проекты до 400 млрд. долл. Установившиеся на мировых рынках с середины 2008 г. высокие цены на нефть (рубеж 147 долл./барр.) стимулировали реализацию дорогостоящих проектов, а затем нефть резко подешевела, сделав нерентабельной ее добычу в сложных условиях. Вряд ли можно ожидать в ближайшем будущем старта нефтяных проектов на восходящем направлении. В условиях нынешнего экономического принципа в большинстве стран остро стоит вопрос координации региональных структур содействия развитию инновационной деятельности в нефтедобыче. В условиях продолжающегося

спроса на нефтяные ресурсы страны-потребители стараются для подъема добычи нефти предложить полный пакет опыта, навыков и технологий в целях установления контроля над перспективной ресурсной базой [2]. В этих целях развитые страны создают организации по ускорению развития промышленных технологий для нефтегазовой промышленности [3]. И нефтяная отрасль России, как основной фактор развития экономики, в самые короткие сроки должна быть преобразована в активно развивающуюся инновационную.

Из стран-продуцентов большое значение для развития мирового рынка нефти имеет деятельность ОПЕК с тринадцатью членами за счет уникальных объемов запасов (обладают 75,9% мировых запасов нефти) и экспорта нефти (более 50%) [4]. Весьма серьезным конкурентом для стран Персидского залива стали Азербайджан и Казахстан, как наиболее нефтеносные страны Каспийского бассейна. Все это усиливает конкурентную борьбу за сферы геополитического влияния на глобальном энергетическом пространстве. Для решения вопросов рационального использования энергоресурсов прикаспийские страны должны развивать экономическое сотрудничество в области совместных действий и совместного освоения нефтегазовых ресурсов Каспия, где отсутствие конструктивных технологий морской добычи создает неблагоприятную ситуацию национальным компаниям (Азербайджан). Необходимо более широко использовать возможности стран в освоении ресурсов шельфа, учитывая ухудшение состояния сырьевой базы, сокращение объемов геологоразведочных работ (Азербайджан, Россия). Экономический потенциал стран СНГ в

развитии интеграционных процессов на пространстве Каспия, несомненно, будет возрастать, ибо они изначально обладают условиями и предпосылками для партнерства. Однако реализовать его необходимо уже сейчас.

Нефть, добываемая из недр Каспия, является высококачественной (среди 150 сортов нефти в мире), пользующейся большим спросом у развитых стран [5]. Это достигается тем, что иностранные участники располагают самыми высокими технологиями, капиталом, культурой менеджмента. И еще сюда следует добавить заинтересованность иностранных компаний в усилении влияния интересов государств в данном регионе. Судя по осуществляемым контрактам, схемы развития добычи нефти на шельфе еще долго могут зависеть от деятельности иностранных компаний. И чем быстрее прикаспийские страны осознают необходимость создания и развития качественной системы интеграции нефтегазового сервисного бизнеса, существенно оснастив его современной техникой и технологиями, тем быстрее смогут выйти на новый уровень управления нефтедобычей силами своих национальных компаний. На это указывает и опыт ведущих мировых не только нефтедобывающих компаний, но и союза в обрабатывающей промышленности по организации бизнеса [6]. Через сервис добывающие компании стремятся надежно и на длительный срок вести бизнес. Правда, иностранные нефтегазодобывающие компании в структуре не содержат ремонтные, буровые и прочие сервисные подразделения, как принято в странах СНГ. Западные компании выполнение вспомогательных функций передают на контрактной основе своим же национальным сервисным компаниям, как это можно видеть и в ряде стран содружества. Страны СНГ для оздоровления макроэкономики стараются использовать главное налаженное конкурентное преимущество - наличие огромных углеводородных ресурсов, их добычу (силами иностранных компаний) и экспорт. Сегодня нефтегазовые ресурсы Каспия играют решающую роль в развитии экономик стран. Если в советский период добычу нефти на Каспии вел один Азербайджан (силами и средствами СССР), то сейчас в одиночку ни одно государство не способно самостоятельно обеспечить реализацию морских проектов освоения нефтяных ресурсов. Работы на шельфе, как правило, требуют значительных материальнотехнических ресурсов - комплекс сложнейшей

техники - морские платформы, с которых осуществляется бурение поисково-разведочных и эксплуатационных скважин, оборудование - и финансовых ресурсов. Отсутствие необходимых средств для ведения добычи на шельфе отразилось на решении государств допустить иностранные компании в стратегическую отрасль. Отсутствовала и политика противостояния иностранному капиталу в нефтяном секторе. Такое явление сложно назвать позитивным, однако доминирование иностранных компаний свойственно всем нефтедобывающим странам, для которых нефть и газ - основной экспортный ресурс. Это при том, что себестоимость добычи нефти на шельфе Каспия равна 44 долл./тонну, а на шельфах Восточно-Арктического района - 170 долл./тонну [7]. Среди остро стоящих проблем для всех нефтедобывающих стран выступает высокая доля иностранных нефтяных компаний, являющихся инициаторами проектов по разработке нефтяных месторождений. Иностранные нефтяные компании в большей степени ориентированы на изъятие активных запасов углеводородных ресурсов. Так, нефтяные компании, ведущие работы в азербайджанском секторе Каспия, основную часть инвестиций направляют только на высокорентабельные проекты, а там, где обнаруженные запасы нефти коммерчески не эффективны, они прекращают работы по контракту. По этой причине иностранные компании только в Азербайджане закрыли на шельфе 10 контрактов, т.е. они развивают проекты на выгодных для себя условиях. Однако разработка исключительно эффективных месторождений приводит к повышению доли трудноизвлекаемых запасов, снижению нефтеотдачи. Это означает, что национальным компаниям в среднесрочной перспективе придется пополнять запасы и потребности для обеспечения собственных нужд слишком дорогой нефтью. Развитие рынка сервисного бизнеса способно существенно повлиять на ослабление зависимости от участия «дорогих» иностранных компаний - крупных и средних - в разработке и добыче углеводородных ресурсов, работающих в данном секторе и не испытывающих потерь. И как не раз было замечено о деятельности иностранных компаний, сегодня экологическая безопасность не стала для них обязательным элементом всех процессов по поиску, разведке и разработке месторождений углеводородов.

Комплексным решением этих задач может стать разработка системно организованной, научно обоснованной межгосударственной программы, которая должна создаваться на основе взаимодействия прикаспийских государств и нефтяного бизнеса. Сейчас положение стран СНГ иное, чем было в момент распада СССР. Они могут выправить ситуацию, обеспечивая совместное взаимодействие в вопросах разведки, добычи и транспортировки углеводородов. Национальные нефтяные компании имеют необходимые элементы для создания инновационных сервисных компаний, способных расширить собственное участие в разработке месторождений углеводородных ресурсов, либо по принципу формирования крупных конгломератов из предприятий сервисных услуг и предприятий - производителей оборудования.

Между тем качество сервисного бизнеса между странами не всегда очевидно. Из стран СНГ Азербайджан за столь длительный срок пребывания здесь иностранных нефтяных компаний (с 1994 г.) не смог создать с помощью иностранного капитала, технологии собственную передовую технику морской нефтедобычи, а также высококвалифицированный управленческий персонал. Государство, гарантируя, с одной стороны, защиту собственности иностранных компаний, инвестировавших средства в нефтедобычу, не увязало это с национальными интересами задействовать иностранные инвестиции в технологические возможности предприятий нефтегазового комплекса. Поэтому столь необходимым является создание системы управления сервисом нефтедобывающих предприятий стран СНГ путем координации их деятельности по развитию инноваций в сфере сервисного бизнеса на основе создания межгосударственной ассоциации «Кас-пийшельф», объединяющей предприятия самого широкого спектра деятельности - судоремонтные, судостроительные, сервисные и консалтинговые компании, предприятия, занимающиеся производством и поставкой нефтегазового оборудования, а также инновационные компании по разработке новых технологий и оборудования для добычи. Именно такая ассоциация может стать формой реализации потенциала прикаспийских стран, координатором изменений в добыче энергоресурсов и состояния окружающей среды. Сегодня недра Каспия в наименьшей степени служат интересам населения стран.

Основными бизнес-сообществами в разработке нефтегазовых ресурсов должны выступать хозяева Каспия. Так, кстати, формируются в мире региональные группировки по эксплуатации энергоресурсов.

Главный принцип такого взаимодействия - оздоровление экологической обстановки в этом бассейне, сохранение уникальности Каспийского моря, запасы биоресурсов которого ощутимо подорваны уже сейчас, и обеспечение максимально возможного экономически целесообразного извлечения сырьевых ресурсов. Цель консолидации бизнес-сообществ - сохранение экологии Каспия. Старт к масштабному освоению ресурсов Каспия со строжайшим соблюдением его экологии осуществила российская нефтяная компания «Лукойл». При бурении на шельфе (российский сектор Каспия) компания применила так называемый принцип «нулевого сброса» - утилизация всех видов отходов бурения с буровой платформы на береговой полигон-хранилище. Специалисты утверждают, что на сегодня из российских нефтяных холдингов только компания «Лукойл» имеет сертификат соответствия стандарту 180 14001. Необходимо создание системы межгосударственного регулирования - формирование норм и правил недропользования, мониторинг и контроль за их исполнением. Наука и высокотехнологические процессы стран СНГ могут свести потери и ущерб от интенсивных разработок каспийских ресурсов к минимуму.

Документов по охране ресурсов Каспия было множество. Последний - Каспийская экологическая программа. Вашингтонский институт содействия общественным инициативам официально провозгласил 1 октября Днем Каспия. Идея Дня Каспия была выдвинута в апреле 1999 года в Баку на конференции «Установление и расширение партнерства неправительственных организаций в решении экологических проблем». Но единства как не было, так и нет. Опасения вызывает и нестабильность в регионе. До сих пор не решен вопрос статуса Каспия. Скорейшее решение этого вопроса могло бы обеспечить большие возможности для укрепления и расширения соглашений о международном сотрудничестве в области разведки и добычи углеводородных ресурсов Каспия. При существующих обстоятельствах некоторые страны-кредиторы ограничивают приток средств. Долгое вре-

мя обсуждается вопрос, будет ли это проводиться на основе учета Каспийского моря как внутреннего водообразования и, следовательно, деления его на сектора методом срединной линии в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права между пятью государствами, имеющими выход к Каспию. Есть другой вариант, который предлагает Россия. Это разграничение дна по срединной линии, вода общая. Либо на основе принятия его как внешнего водообразования и, следовательно, раздела по 45-мильной зоне с правом прибрежных государств на безраздельное пользование и освоение месторождений только этой прибрежной полосы. Остальные водные просторы, расположенные вне ее, осваивать совместно. Как бы то ни было, но отдельные государства начали принимать согласованные действия для решения проблемы Каспия. Так, Россия, Азербайджан и Казахстан - за разграничение дна по срединной линии. Иран тоже согласен на раздел Каспия на национальные сектора, но при условии, что все пять стран получат равную долю. Туркменистан выражает свою позицию по вопросу об определении срединной линии на основе равноудаленных точек по широтам. Прикаспийские страны должны найти консенсус в вопросах объема добычи нефти в шельфе Каспия, в определении интересов взаимодействующих сторон. Достижение его часто трудно, но редко - невозможно. Механизмом, определяющим повышение эффективности нефтяного бизнеса, может стать новая общенациональная политика в сфере сервисного бизнеса. Страны уже сейчас способны активизировать сотрудничество по повышению конкурентоспособности нефтегазодобычи и укреплению позиций отечественного производства в развитии инновационной деятельности, организации сервисного бизнеса в добыче глубоко-погруженных углеводородных ресурсов Каспия. Благодаря консолидации сервисных компаний страны могут обеспечить реализацию масштабных проектов освоения нефтяных ресурсов Каспия. Если учитывать претензии Туркменистана к Азербайджану по ряду приграничных месторождений за право их разработки, то создание консолидированных сервисных компаний и совместных инновационных компаний способствовало бы хорошему взаимодействию государств для сотрудничества и получения оптимальных результатов. Это, кстати, оправдано с точки зре-

ния того, что Каспий - замкнутый водоем с подвижностью дна. Это свидетельствует о необходимости принятия совместных управленческих и организационных решений по освоению приграничных месторождений, о согласованном использовании пространства и ресурсов его. И, наконец, надо вспомнить прошлые отношения между странами, в которых было много хорошего. Прикаспийские страны не смогут развивать недра шельфа, если каждая из сторон будет намеренно придерживаться меркантильного интереса, противоречащего интересам потенциального каспийского партнерства.

Учитывая значимость нефтегазового комплекса для экономик стран СНГ, эффективное внедрение современных инновационных процессов и прогрессивных технологий в нефтегазодобычу требует повышения роли сервисных компаний. Такое сотрудничество несет в себе меньше рисков, позволяет национальным компаниям самим расширять поле своей деятельности, осуществлять поисково-разведочные работы, направленные на наращивание нефтегазового потенциала стран, прежде всего путем увеличения капитализации сервисных компаний. Цель создания интегрированной системы управления нефтегазодобычей Каспийского бассейна - это и способ определения последовательности шагов, чтобы лучше добиться желаемого. Это и способ по принятию совместных решений об объемах транспортировки нефти и газа на мировые рынки. Кроме того, прикаспийские страны смогут проводить систематическое диагностирование технического состояния оборудования добывающих компаний на надежность, работоспособность и безопасность.

В последние годы ряд прикаспийских стран (Казахстан, Азербайджан) начинают серьезно беспокоиться из-за усилившегося влияния на нефтяных промыслах иностранных компаний. В политических кругах этих стран утверждается мнение о возможности разработки морских месторождений собственными силами. В этом важную роль сыграет применение нефтедобывающими компаниями новых технических решений и новых технологий, развивая совместный нефтяной сервис, обеспечивающий саму возможность нефтяным компаниям вовлечения в народнохозяйственный оборот трудноизвле-каемых запасов нефти шельфа. Сейчас нефтяные компании прикаспийских стран могут сво-

ими силами проводить эксплуатационный и средний ремонты скважин, а также и другие операции, ибо эти компании имеют в своем составе сервисные подразделения. В особенности это характерно для России, успешно проводящей нефтесервисную реформу. Уже более десяти лет назад несколько ведущих вертикально интегрированных нефтяных компаний («Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Славнефть» и др.) вывели из своего состава сервисные подразделения. Сейчас нефтяные компании заключают с ними контракты, но привлекают к сервисным работам и сторонние организации, обладающие современными технологией и оборудованием для таких работ [8]. Выведенные из структуры сервисные подразделения образовали специализированный сектор. Сформировался рынок этого сектора с выходом на мировой сервис, где на иностранные сервисные компании приходится порядка 30% от общего размера рынка. Но, как считают российские аналитики, эта доля может быть снижена до уровня 3-5%. Однако может произойти и обратное, если конкурентоспособность услуг в нефтяном бизнесе будет характеризоваться низким качеством, несоблюдением поставщиками условий и сроков поставок, тогда они могут быть поглощены работающими на российском рынке мировыми сервисными компаниями. Сегодня на российском рынке наблюдается тенденция расширения влияния в освоении нефтегазовых месторождений таких транснациональных гигантов, как «Шлюмберже», «Халлибертон», «Бейкер Хьюз», пользующихся мировой известностью. Стоимость услуг этих компаний уже сейчас оценивается в несколько млрд. долл. Специализированные нефтесервисные компании оказывают услуги по бурению, освоению скважин национальным нефтяным компаниям. Однако для реализации возможностей сервисных предприятий отношения с заказчиками, а также с поставщиками материалов и оборудования должны строиться на основе формирования динамично организованной системы, приспособленной для скорейшей доставки нужной продукции на рынок. Главное - они должны иметь современный технологический уровень сервиса, новые технологии морской добычи, которые ныне имеют повышенную востребованность. Только в этом случае сервисные компании смогут содействовать наиболее пол-

ной реализации нефтегазового потенциала территории. Отсутствие должного уровня соответствия нуждам нефтяных компаний вынудит нефтяников пренебречь их услугами. Одновременно будет усиливаться конкуренция со стороны транснациональных гигантов.

В России парк буровых установок устарел в среднем на 70% [9]. Многие станки имеют большой физический и моральный износ и при этом не обладают мобильными качествами и не соответствуют новым требованиям промышленной безопасности. В такой ситуации единственный способ - скорейшее создание альянса сервисных компаний с обязательным использованием достижений научно-технического прогресса в целях кардинального увеличения нефте- и газоотдачи.

Азербайджан располагает всем необходимым для успешного выполнения предстоящих широкомасштабных работ на шельфе собственными силами, не привлекая иностранные компании. Ученые этой республики ведут разработки по созданию новых видов оборудования, новых технологий, новых способов воздействия на пласт. Большая часть продукции, выпускаемая предприятиями нефтепромыслового оборудования, соответствует международным стандартам. Но тем не менее значительную долю инвестиционных ресурсов иностранные нефтяные компании расходуют на приобретение техники, оборудования, ингредиентов на внешнем рынке. Это во многом определяется содержанием подписанных соглашений по разделу продукции, где не было отражено обязательное использование местного оборудования, материалов. Поэтому контракты не дали больших ожидаемых результатов в экономическом и социальном развитии республики в отличие от Казахстана (иностранные нефтяные компании здесь с 1990 г.), где значительная часть затрат иностранных компаний осваивается местными предприятиями. Свою роль сыграла и низкая оперативность государственных мер по переориентации национальной системы технического регулирования в сравнении, например, с тем, что делает Казахстан. Усиления влияния самих национальных компаний можно добиться в направлении прозрачного и справедливого процесса консолидации прикаспийских государств по оказанию услуг в деле разработки и добычи нефти.

Сегодня для усиления концентрации собственных финансовых, технологических ресурсов многие мировые сервисные компании объединяются, происходит процедура слияния и поглощения, обеспечивающая современный технологический уровень сервиса. За рубежом история развития сервисных нефтяных компаний имеет столетнюю историю. Сервисные компании есть и в Китае. В нефтегазовом секторе Казахстана работают сервисные компании со всего мира, в том числе и Китая, от которых республика требует жестких норм - эффективности, оптимальных цен, безупречного качества, соответствия стандартам.

Принципиально важным вопросом является повышение конкурентоспособности нефтепромыслового оборудования. Нефтяные компании стран СНГ для реализации своих программ закупают импортное оборудование. В России в структуре сервисных компаний на долю импортного оборудования приходится 25%. Хотя такой сценарий для развития нефтегазодобычи в условиях рынка можно считать оправданным, но, закупая сложные машины и устройства, страна подтверждает то, что не хватает своего потенциала, чтобы произвести что-то подобное. В прошлом, в эпоху СССР, отдельные регионы специализировались на производстве нефтепромыслового машиностроения, а поставлялись они во все уголки обширной страны. Но распад исключил возможности взаимовыгодного сотрудничества. Россия и Азербайджан могут выиграть на возврате своей позиции как основных производителей и экспортеров нефтепромыслового оборудования. Это дало бы возможность достичь долгосрочного синергетического эффекта, основываясь на оперативном принятии аргументированно оптимальных управленческих решений цепями поставок, ибо только при наличии должного объема инвестиций и научных мыслей возможно создание наукоемкого высокотехнологического оборудования.

В складывающейся на мировых рынках ситуации в области обеспечения ресурсами нефти и газа расширение экспорта энергоносителей на внешние рынки тесно связано с необходимостью координации национальных стратегий развития нефтегазодобычи. Крупнейшие компании сегодня получают максимальную выгоду за счет конкуренции между поставщиками энергоресурсов. Деятельность нацио-

нальных нефтяных компаний в мире зависит от двух обстоятельств. Во-первых, это наличие инвестиционного капитала компаний, обусловливающее развитие производственных и технологических баз, трубопроводов. Во-вторых, от геополитических интересов государств. Наличие мощной ресурсной базы и транспортной инфраструктуры определяет возможности для расширения экспорта энергоресурсов.

Создание межгосударственного сотрудничества в области повышения конкурентоспособности нефтегазового комплекса стран путем их участия в проведении геологоразведочных работ, инфраструктурных и добычных проектах направлено и на усиление позиций прикаспийских государств СНГ в экспорте энергоресурсов. Если потребляющие страны каждое решение по импорту энергоресурсов тщательно взвешивают и сравнивают с альтернативными вариантами и могут выбрать из нескольких вариантов поставщиков выгодный вариант, более экономичный, то для нефтедобывающих стран расширение присутствия на международных рынках представляется делом весьма нелегким. Наличие ресурсов еще не означает возможность их реализации. Назовем несколько причин. Во-первых, прикаспийским государствам, кроме решения противоречия по статусу Каспия, необходимо создать модель функционирования и развития нефтегазового сектора, ориентированную на передовую технологию и технику морской нефтедобычи, собственный высококвалифицированный управленческий и технический персонал.

Одним из самых важных вопросов в развитии нефтегазовой отрасли является знание тенденции развития мирового нефтегазового оборудования - развитие мировых морских буровых технологий, установок, разновидностей и конструкций скважин, применяемых на шельфе, эффективных методов воздействия на пласт, что могло бы кардинально изменить политику производства нефтегазового оборудования странами СНГ. И соответственно необходимо внимательно изучить рынок нефтегазового оборудования в целях приобретения более совершенного, уникального, принадлежащего к премиум-сегменту (к примеру, за счет поставки нефти), заключения соглашений на разработку месторождений с иностранными компаниями. На сегодня в России 90% нефтегазового оборудования

и технологии премиум-класса представлены иностранными компаниями-производителями.

Ключевой проблемой для активизации работ на шельфе Каспия для всех стран в ближайшие годы будет оставаться проблема активизации инвестиционной деятельности. Однако решение такой многоплановой задачи требует повышения понимания значения и проблем конкурентоспособности нефтегазового сектора. А пока создаваемое нефтепромысловое оборудование - либо аналог зарубежного образца, либо модернизация устаревшего отечественного оборудования. Так, на российском рынке в бурении ежегодно участвует 1000 буровых установок, из них 800 - это оборудование, устаревшее морально и физически [10]. Конкурентоспособность для российского нефтегазового

оборудования остается одной из нерешенных проблем. Из 5000 стандартов продукции машиностроения лишь 1500 гармонизированы с международными в сфере нефтегазохимического оборудования - менее 10%. [11].

У государства есть немало рычагов, позволяющих повысить качество выпускаемого оборудования. Выход из создавшегося положения, по оценкам аналитиков, есть: государство должно руководить наукой вместе с бизнес-сообществом. Это демонстрирует и мир: США, Китай, Европа и другие страны. Думается, в полной мере это справедливо и для стран СНГ. Именно этот процесс будет определять конкурентоспособность, прибыльность, инновационность, а также перспективность национальных компаний, работающих на шельфе.

16.05.2011

Список литературы: .. .. ..

1. Die Probleme der Roh olversorgung liegen u ber der Erd ol -Erdgas -Kohle. 2008,124, №7-8, с. 294. Ergasreserven der Welt.

Erd ol -Erdgas -Kohle. 2008.124, №3, c. 106.

2. Kalter Kampf und hei?e Lieb. Rosenkranz Clemens Umweltschutz. 2008, №11, с. 20-30.

3. Джессен Роб. Международные majors ищут пути взаимодействия с национальными нефтяными компаниями // Нефть и газ. 2009, №3, с. 13-16.

4. UK industry technology facilitator reaching out to the global market. Poxon Neil. Scand. 0il-GasMag.2007. 35, №9-10,

С.18,20,22. ..

5. Roholsorten Welches darfs denn sein? Buchmann Helmut F. Brennstoffspiegel und Mineral olrdsch. 2008. №7. c.12-13.

6. Wirtschaftsverband Industrieservice gegru ndet. Erdol-Erdgas Kohle. 2008. 124, №439.

7. Дякин Б.Г., Дякин Д.Б., Дякин С.Б. Россия и глобальная энергетическая безопасность // Мировая экономика и международный бизнес. Сборник научных трудов. Ч. 2. М.: МИЭП, 2006. С. 5-28.

8. Марков Н. Свой сервис - не лишний? // Нефть России. 2008, №1, с.50-53.

9. Нуриев Р. Модернизация буровых: все только начинается // Нефтегаз. вертикаль. 2007, №8, с. 44-45.

10. Колесников И. Модернизация: будьте осторожны // Нефтегазовая вертикаль. 2007, №8, с. 48-49.

11. Кершенбаум В. Стандартизация - значимый фактор конкурентоспособности нефтегазового оборудования. Управление качеством. 2007, №12, с. 52-54.

Сведения об авторах:

Мухсинова Лейла Хасановна, профессор кафедры менеджмента Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент 460000, г. Оренбург, пр-т. Победы, 13, тел. (3532) 37-24-45, ауд. 6101, e-mail: [email protected] Жуков Павел Иванович, генеральный директор ООО «Наш городок»

UDC 334:665.6

Mukhsinova L.Kh., Zhukov P.I.

Orenburg state university, Gazpromdobycha Orenburg, CEO of «Nash Gorodok Ltd.», e-mail: meneg @ mail.osu.ru

THE INTEGRATION OF THE POTENTIAL OF THE OIL-PRODUCING COUNTRIES OF CIS ON THE SPACE OF THE SHELF OF CASPIAN REGION

The purpose of article consists of substantiation and guarantee of institutional conditions, favorable to development integrations of the potential of the companies of the petroleum business of the countries of the CIS on the shelf of Caspian Region, which will have paramount importance in increase in the effectiveness in oil production, retention of its bioresources and ecology.

Key words: natural gas resources, oil service business, integration, institutional, association, business- association, oil service companies, premium- segment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.