Таким образом, андрагогичес-кая компетентность, предполагающая единство теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности в системе постдипломного педагогического образования, способствует организации и осуществлению андрагоги-ческого обеспечения постдипломного педагогического образования. Для повышения андрагогической компетентности специалистов, работающих со взрослыми необходимо:
• создание сети образовательных учреждений, готовящих специалис-тов-андрагогов;
• оформление андрагогики как науки;
• разработка теорий обучения взрослых;
• разработка технологий образования, обучения, социализации, индивидуализации, саморазвития взрослых;
• овладение андрагогом основами теории и практики андрагогики;
• овладение андрагогом системой
ЗУНКов, составляющих андрагоги-ческую компетентность.
Таким образом, деятельность ан-драгога в системе постдипломного педагогического образования опирается на сложную систему компетенций.
Литература:
1. Зязюн И.Я. Педагогическое мастерство. - М.: Сфера, 2007. - 327 с.
2. Калиновский Ю.И. Введение в анд-рагогику. - М.: Сфера, 2000. - 478 с.
3. Кан-Калик В.А., Никандров П.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 246 с.
4. Е.А. Климов. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1983. - № 2.- С.23-27.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Прогресс, 2006. - 254 с.
6. Рабочая книга андрагога // Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.: Айрис-пресс, 2008. -186 с.
7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебн. пособие для студентов пед. учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 286 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Народное образование, 2008. - 345 с.
ИНТЕГРАЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключникова Л. Ф.
В статье излагается интеграция подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации и делается анализ дидактических условий формирования готовности студентов к управлению образовательным процессом.
Ключевые слова: менеджмент, менеджер образования, компетентность
The integration ofpreparation of education managers into the system ofpreparation of organization managers. In article the integration ofpreparation system of
education managers is given and the analysis of didactic conditions of the formation of students’ readiness to govern the educational process is made.
Key words: management, education manager, competence
Существенное влияние на развитие современной системы образования оказывают экономические условия, развитие рынка образовательных услуг. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность на образовательном рынке труда обеспечивается широким спектром профессиональных качеств руководителей образовательных учреждений, включающим определенную управленческую подготовку, результатом которой является готовность управлять коллективом и самим собой.
Интеграция является одним из наиболее часто встречающихся терминов в современной науке об управлении. Интегрированный менеджмент, интегральный менеджер, интегральная концепция логистики, интегрированные инфо-коммуникационные системы - далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время для описания процессов управления организациями разного уровня.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогике и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в трудах многих исследователей в разных аспектах. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского,
Н.Ф. Талызиной рассматриваются воп-102
росы интеграции педагогики с другими науками, Г.Д.Глейзер и В.С.Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. Ключевое место занимают проблемы интеграции в диссертациях, не имеющих своим непосредственным предметом анализ интеграционных процессов (Н.КЧапаев, Ю.С.Тюнников, М.А.Мазниченко). Подходы к определению объективных оснований, факторов и сущностно-ка-тегориальныххарактеристик педагогической интеграции рассмотрены в работах В.И.Загвязинского, Р.Атаханова, Ю.С.Тюнникова, М.А.Мазниченко. Вопросами, связанными с анализом интеграционных процессов, во взаимоотношениях различных субъектов и факторов, занимались В.Н.Кузьмина, А.Н.Стерлингова, В.С.Безрукова.
Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии личности; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках
новой системы. Сущность процесса интеграции - качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему [4]. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами [2]. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность [6]. Таким образом, интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.
Хотя своими корнями деятельность менеджера образования уходит в педагогику, тем не менее она не является чисто педагогической категорией: экономическое образование способствует повышению не только материального и духовного потенциала будущих менеджеров образования, но и создает почву для практической реализации врожденных и приобретенных способностей и талантов каждого индивида.
Деятельность менеджера образования представляется благородным социальным явлением, требующим поощрения его духовно-нравственного содержания, положительной оценки помощи и услуг, которые менеджер образования оказывает людям и обществу; признание универсальности деятельности менеджера образования, ориентированной на успешное развитие образовательного пространства, нравственное изменение организационно-культурной среды образовательных структур; признание важности
влияния личности менеджера образования на культурные ценности, добродетели, формы проявления нравственного поведения; моделирование взаимодействия внутри и вне вуза на основе установок корпоративной культуры [3]. Подготовку менеджера образования целесообразно осуществлять в едином процессе (одновременно) получения высшего профессионального образования, т.е. через содержание всех учебных дисциплин. Высшее экономическое образование (для данного исследования) в сочетании с педагогическим, его практическая направленность служат предметной основой формирования у студентов компетентностей менеджера образования. Студент получает образование по своей специальности и одновременно планомерно осваивает на квалификацион-но-компетентностном уровне систему деятельности менеджера образования.
Термин «менеджер» произошел от английского «manage», что означает «управлять, заведовать, стоять во главе, справляться». В этой связи понятие «менеджер образования» следует понимать, как управляющего процессом обучения, владеющего системой полученных знаний в области педагогики, психологии, различных методик, профессионально подготовленного к управленческой деятельности.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда -слово, язык, речь. Результатом труда
является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта менеджмента) - студентов
[5].
Согласно государственным требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент - в образовании», для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования высшей школы», менеджеру образования необходимо владеть методической, стратегической, социально-психологической, общекультурной и коммуникативной компетентностями, которые мы формируем через сквозное образование, используя дифференцированный, личностно ориентированный и системный подходы [1].
Интеграция специальностей «менеджер организации - менеджер образования» это есть дифференцированный процесс обучения, это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей студентов.
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.
Для реализации модели и обеспечения высокого качества подготовки выпускников к менеджменту в образовании необходим системный подход, концентрирующий передовой опыт в организации теоретического обучения, проведения практических занятий и развивающий общую концепцию подготовки к менеджменту в образовании.
В основу построения структуры обучения и содержания педагогической системы подготовки к менеджменту образования были положены следующие принципы:
1. Принцип непрерывности, предполагающий непрерывное продолжение получения системы знаний, приобретенных в системе высшего образования в блоке общеобразовательных дисциплин, расширение теоретической базы и её адаптации к профильной подготовке и к деятельности менеджера образования, предоставление основы для постоянного совершенствования знаний, умений и навыков в условиях изменений в образовательной сфере.
2. Принцип опережающего образования, который сопровождается с принципом отбора содержания и методики обучения управленческой деятельности менеджера образования обеспечивающей формирование у студентов современных представлений о роли менеджера образования в образовательном процессе.
3. Принцип модульности, позволяющий структурировать содержание обучения на основе единства целей и задач, реализовывать дифференцированное обучение внутри каждого модуля, сохраняя при этом преемственность их содержания и межпредметные связи. Предполагается, что
состав и содержание модулей может варьироваться в зависимости от особенностей конкретного использования курса в том или ином учебном заведении.
4. Принцип инвариантности, который предполагает, что виды, способы, механизмы деятельности менеджера образования не зависят от сферы деятельности. Поэтому при подготовке содержания обучения можно выделить общие интегративные виды деятельности, инвариантные для менеджмента в образования.
Интеграция системы подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации обеспечивается определением целей и задач обучения; проведением горизонтальной и вертикальной интеграции дисциплин; выявлением междисциплинарных связей внутри отдельных блоков и между основными блоками дисциплин; выделением курсов, формирующих основные фундаментальные понятия; их структурированием, составлением сети дисциплин и семантических понятий; определением последовательности обучения на разных уровнях подготовки.
Модель формирования системы подготовки менеджеров образования на основе интеграции разработана и внедрена на экономическом факультете. В процессе интеграции учитываются все дисциплины, входящие в Государственный образовательный стандарт «Менеджмент организации». По дисциплинам разработаны задания и сформулированы требования к умениям навыкам, формирующим подготовленность студентов к управленческой деятельности в сфере образования.
После обобщения полученных данных было определено, что общий уровень профессиональной компетентности в экспериментальной группе значительно возрос, половина экспериментальной группы перешла на высокий уровень профессиональной компетентности, тогда как в контрольной группе высокий уровень выявлен лишь у небольшого числа студентов, что говорит о положительной эффективности интеграции системы подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации.
Для анализа профессиональной подготовленности студентов по каждой дисциплине элективных курсов используется метод научных дискуссий и метод массового обсуждения, по результатам которых заполняются таблицы.
По итогам проведенных исследований была проведена оценка уровней подготовленности студентов к профессиональной деятельности менеджера образования.
На низком уровне подготовленности находились студенты, у которых отсутствовали теоретические знания об образовательном процессе, об основах управления в вузе, у студентов были слабые умения вступать в диалог, вести дискуссии. Студенты с трудом включались в коллективную деятельность. У них наблюдалась эмоциональная неустойчивость в сочетании с неуверенностью в своих силах. Для данного уровня подготовленности характерны следующие показатели: отсутствие знаний по менеджменту образования, слабые умения принятия решений, разработки стратегий, целей, ведения дискуссий, слабое развитие культуры речи, пассивность в кол-
лективных делах, отсутствие гибкости мышления, невнимательность к мнению окружающих, несдержанность, нетактичность, отсутствие знаний в области делового общения, низкий уровень знания иностранного языка.
На среднем уровне подготовленности студентов к управлению образовательным процессом находились студенты, у которых были заметны коммуникативные и организаторские способности, но они носили ситуативный характер. Для этих студентов характерно осознание важности коммуникативной компетентности, её значимости в профессии менеджера образования.
К высокому уровню подготовленности мы отнесли студентов, для которых характерен высокий уровень готовности к менеджерской деятельности, высокий уровень сформирован-ности коммуникативной компетентности, уверенность, решительность при принятии решений, владение деловым стилем общения, умение вступать в контакт, корректно отстаивать свою точку зрения, студентов, для которых характерна творческая мыслительная деятельность, активность, потребность в овладении знаниями по культуре речи, по этической культуре, совершенствование знаний в области иностранного языка, уважение к собеседникам, адекватная самооценка, высокий интеллект и эрудиция.
Формирование компетентностей менеджера образования заключалось в применении таких компонентов, как содержательный (образовательные стандарты), диалоговый (преподаватель - студент, студент - студент, студент - коллектив, преподаватель -коллектив, межличностные отношения в триаде «студент - студент - пре-
подаватель»), технологический (владение субъектами образовательного процесса современными технологиями, элективные курсы).
Большую роль в процессе интеграции подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации играет самообразование. Приобретение сознания будущего управленца в образовательном процессе предполагает установку на добрые дела во благо образовательного процесса, во благо общества, во благо будущего страны в целом.
Модель включает целевой, диагностический, содержательный, процессуальный, аналитический компоненты. Целевой компонент содержит номенклатуру целей и задач процесса интеграции системы подготовки менеджеров образования в систему подготовки менеджеров организации. Диагностический компонент включает блок методик эмпирического исследования реального состояния подготовленности студентов. Содержательный компонент включает содержание учебного материала, структурированного в соответствии с целями и задачами процесса интеграции. Процессуальный компонент включает интерактивные методы обучения, педагогические технологии, подходы обучения, стили учебного взаимодействия студентов и преподавателя, направленные на самообразование, самоактуализацию.
Поэтапный мониторинг осуществлялся с использованием общепринятых и авторских методик, анкетирования, тестирования, наблюдения, экспертных оценок, тренинга, ролевых и деловых игр, который позволил сделать выводы о том, что формирование компетентностей менеджера образования протекает успешнее при гуманис-
тической направленности обучения, в ходе которого происходит становление сознания менеджера образования, осознанность в выборе профессии, её принятие и уважение: важнейшими предпосылками процесса интеграции системы подготовки менеджера образования в систему подготовки менеджера организации являются социокультурные процессы современности, глобализация мирового образования; общемировые тенденции развития профессионального дополнительного образования; модернизация отечественной системы образования; усиление процессов гуманитаризации и гуманизации образования; системное исследование процесса интеграции позволяет рассматривать его как важную, перспективную составляющую профессиональной культуры менеджера; свойство личности интегрировать сознание менеджера организации в сознание менеджера образования и достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности.
Литература:
1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессио-
нальной переподготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в образовании» от 18.06.2004г. регистрационный номер ГТ ППК 18/39.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -208с.
3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап. Учебное пособие для вузов. - Academia, 2008. - 400с.
4. Леднёв В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное. -М.: МГАУ, 2002. - 120с.
5. Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Педагогическая мифология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС, 2004. - 352с.
6. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции 130001 общая педагогика. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Екатеринбург 1998. - 348с.