В статье описывается результат целенаправленного совершенствования содержания и структуры организации интегрированного образовательного процесса, с учетом тенденций и направлений социального заказа, характера и разнообразия предлагаемых основных и дополнительных образовательных услуг, их профильное содержание и культурологическую и художественно-эстетическую направленность.
Трубина Софья Маратовна,
заместитель директора по научно - методической работе Почетный работник общего образования РФ
[email protected] Якубенко Светлана Алексеевна заместитель директора по учебной работе
Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги
Как может быть обеспечен успешный результат образовательной деятельности гимназии?
Ключевые слова: образовательная программа, мониторинг, показатели, содержание образования
Школа как важнейший социальный институт в системе образования отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. Созданная в 2000 году Гимназия г. Лабытнанги ориентирована на: перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социальнокультурных традиций через обучение детей; освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно- исторического процесса. Согласно Закону РФ «Об образовании» следует, что образовательная программа учреждения определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Образовательная программа может быть общеобразовательная (основная
и дополнительная) и профессиональная (основная и дополнительная). Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
С 2001 года по 2010 год Гимназия г. Лабыт-нанги, реализуя образовательную программу учреждения, решала задачу создания целостного непрерывного образовательного пространства через интеграцию основного и дополнительного образования, что позволит эффективно влиять на личностный рост каждого обучающегося, на политику города и региона в области образования.
Гипотеза работы по образовательной программе: если педагогический коллектив Гимназии г. Лабыт-нанги осуществит образовательную деятельность, реализуя политику интеграции основного и дополнительного образования, то:
- окажет действенную помощь участникам образовательного процесса в адаптации к новым социально-экономическим ситуациям в условиях модернизации образования,
- обеспечит их личностно-психологический рост, высокий уровень информированности о различных аспектах рынка образовательных услуг;
- повысит уровень качества образовательных услуг;
- изменится содержание образования;
- усовершенствуются методы обучения;
- оптимизируется организация учебного процесса; произойдет разгрузка обучающихся.
- систематизируется и получит более конкретное направление профессиональная переподготовка учителей;
- сложится система воспитательной работы в гимназии;
- управления Гимназией будет происходить по результатам интегрированного образовательного процесса.
- повысится общий уровень значимости культуры и искусства в общем образовании
Главным результатом реализации образовательной программы станет создание модели интегрированного образовательного пространства, учитывающего направления основного и дополнительного образования. Будет найден способ, как в условиях небольшой Гимназии предоставить возможность для самореализации всем участникам образовательного процесса.
Наименование Уровень образования/ направленность Вид (основная, дополнительная) Нормативный срок освоения
Общеобразовательные программы
Начальное общее образование Общеобразовательный Основная 4 года
Основное общее образование Общеобразовательный Основная 5 лет
Среднее (полное) общее образование Общеобразовательный Основная 2 года
Углубленное изучение английского языка (начальное общее, основное общее образование) Общеобразовательный Основная 8 лет
Углубленное изучение английского языка (среднее (полное) общее образование) Общеобразовательный Основная 2 года
Программы дополнительного образования детей по 20 направлениям
Студия «Росток» социально - педагогической направленности по адаптации дошкольников к условиям обучения в Гимназии.
Довузовская подготовка обучающихся по математике, русскому языку, английскому языку и обществознанию
В 2009-2010 учебном году Гимназия г. Лабытнанги согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности вела образовательную деятельность по следующим образовательным программам:
Приоритетные направления и первоочередные задачи, установленные решением педагогического совета Гимназии г. Лабытнанги на 2009-2010 учебный год:
1. Завершение работы по Программе развития учреждения и образовательной программе.
2. Повышение качества образования, профессионального уровня педагогических работников, введение собственной системы оценки качества.
3. Дальнейшая реализация учителями учебных образовательных программ, направленных на выполнение государственного образовательного стандарта и углубленного изучения английского языка.
4. Развитие новых направлений в работе ресурсного центра и научно-методической службы (лабораторий, проблемных и творческих групп).
Охват образованием детей и подростков, подлежащих обучению в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги, составляет 100%, что свидетельствует о соответствии требованиям законодательства. Установлено, что детей школьного возраста, не обучающихся в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги нет. В Гимназии г. Лабытнанги на 01.06.2010 года 19 классов - комплек-
тов, 402 ученика. За последние три года наблюдается стабильность общей численности обучащихся.
Контингент обучающихся Гимназии г. Лабытнанги складывается из 35% обучающихся 8 микрорайона города, 62 % обучающихся других микрорайонов и 3% обучающихся микрорайона станции Обская. Средний показатель наполняемости классов в Гимназии г. Ла-бытнанги ниже среднего показателя по городу, что объясняется спецификой образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги, предоставляющей образова-
Динамика численности обучающихся за три года
Уч. год
тельные услуги по обучению на повышенном уровне сложности большей части обучающихся Гимназии г. Лабытнанги, а также отдаленностью учреждения от центральных микрорайонов города и 6 - дневной учебной неделей.
Средняя наполняемость классов
2007-2008 2008-2009 2009-2010
2010-2011 Средний по городу в 2009-2010 уч. году.
Уч. год
Число обучающихся на одного учителя
Уч. год
2009-2010 уч. году
Число обучающихся на одного учителя
Показателем эффективности организации образовательного процесса Гимназии г. Лабытнанги служит соотношение числа обучающихся, приходящихся на одного педагога, который в Гимназии г. Лабытнанги неуклонно растет и в настоящее время выше муниципального.
Научно-методический совет Гимназии г. Лабытнанги провел 10 заседаний, рассмотрено свыше 30 вопросов, решая значимые вопросы: о подготовке к методической неделе «Информационная культура учителя для повышения качества образования»; про-
ведение мастер - класса «Профессиональное развитие педагога в системе работы школы»; роль учебных кабинетов в повышении информационной составляющей образовательного процесса; эффективность научно - методической работы кафедр Гимназии в системе повышения качества гимназического образования; информационная культура учителя для повышения качества образования (методическая неделя); работа с одарёнными детьми и качество образования; утверждение материалов по проведению аттестации обучающихся в системе основного и дополнительного обра-
Динамика развития образовательных гуманитарных программ в Гимназии г. Лабытнанги
Классов с углубленным Классы с изучением второго
изучением английского языка (французского ) иностранного
языка
Классы по образовательной системе «Школа 2100»
Перспективная предметно—тематическая модель филологического (иностранных языков) образования в Гимназии г. Лабытнанги, 2010 год
□2007-2008
□2008-2009
□2009-2010
Студия
Росток
| О класс ~1
2 1 ^ 1
Школа России
Иредпроф ильная
III ступень Полная нрофилизаиия
V
_______________________
| 5 классы | 6 классы \ 7 кидж | і
IЖ
Iж
Гулганитарные классы
Общеобразовательные классы
Английским Ачя общения
зования; состояние преподавания английского языка; подготовка к педсовету - круглому столу «Взаимодействие структур образовательного учреждения в контексте повышения качества образования» и др.
Основная задача 2009-2010 года для Гимназии г. Лабытнанги обеспечить приоритетность гуманитарного образования на общем фоне универсальности гимназического образования. Гимназия реализует общеобразовательные программы, среди которых программы углубленного изучения иностранных язы-
ков, программу «Школа России» и « Школа 2100», а также через центр дополнительного образования «Открытие» комплекс образовательных программ дополнительного образования, обеспечивает работу студии «Росток» (37 воспитанников, стабильное ежегодное количество) по адаптации обучающихся дошкольного возраста к условиям гимназического обучения, работу центра довузовской подготовки (не менее 40 слушателей курсов ежегодно) для обучающихся школ города Лабытнанги и Ямало - Ненецкого автономного
Образовательный маршрут
1 -4 классы
5-9 классы
1-11 классы
Федеральный
компонент
Иностранный язык (английский язык) 2 часа 3 часа 3 часа
Региональный
(национально —
региональный)
компонент.
компонент
образовательно
го учреждения
Иностранный язык (английский язык) 1-3 часа 2 часа 3 часа
Второй иностранный (французский язык)
2 часа 2 часа
Ан глийский для общения 1 час
Деловой английский для школы -2 часа
бразовательныи маршрут
1-4
классы
5-9 классы
1-11 классы
Дополнительное
образование
Дополнительные
платные
образовательные
УСЛУГИ
1.Программа «QNCE UPON A
TIME » (Жили — были ) или
Давайте рассказывать истории... (английский язык)
(2 часа)
2. Программа «Немецкий — это не сложно!» (2 часа)
3. Программа «Олимпиада по французскому -это не сложно!» (2 часа)
Довузовская подготовка к ЕГЭ по английскому языку ( 115 часов в год)
разовательнь
маршрут
Всероссийская предметная олимпиада школьникоб по иностранным языкам
Международная олимпиада Уральского Федерального округа по основам наук
Международный конкурс «British bulldog»
«Познание и творчество» МАН «Интеллект будущего» Дистанционные конкурсы
Конкурсы юношеских исследовательских работ им. Академика В.И. Вернадского , научно —
исследовательская конференция «Ступень в будущее) и др.
Международное сотрудничество с Лицеем Бертран де Борн, г. Периге, Франция
округа. Доля классов Гимназии г. Лабытнанги, обучение в которых носит гуманитарно - ориентированный характер неуклонно растет. В 2009-2010 уч. году 100 % классов третьей ступени профильные.
Учебный план для 1-11 классов Гимназии г. Лабытнанги на 2009-2010 учебный год был разработан учреждением самостоятельно. Учебный план предлагал обучающимся Гимназии личност-но - ориентированный образовательный маршрут, при котором происходит оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и, вместе с тем, усиливается роль гуманитарных предметов, особенно в классах с углубленным изучением английского языка на первой и второй ступенях обучения и профильных классах третьей ступени обучения, обеспечивающих успешную социализацию и совершенствование гражданской составляющей образования; обеспечивал гибкую систему перехода от углубленного изучения предметов к профильному обучению. В 2009-2010 уч. году выпускной класс обучался по программе углубленного/ профильного уровня по английскому языку, изучал второй иностранный
(французский) язык, обществознание (на профильном уровне).
По структуре учебный план Гимназии г. Лабытнанги 2009-2010 уч. года включал в себя федеральный, региональный (национально - региональный) компоненты, компонент образовательного учреждения. В учебном плане Гимназии г. Лабытнанги выполнено соотношение между федеральным компонентом (не менее 75%), региональным (национально-региональным) компонентом (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%). Программно - методическое обеспечение учебного плана и перечень используемых учебников и учебных пособий в 2009-2010 уч. году полностью соответствовали приказу Министерства образования и науки РФ. Учебный план Гимназии г. Лабытнанги в 2009- 2010 уч.году направлен на то, что одновременно с базовым образованием повышенного уровня отрабатывалась система специализированной подготовки (углубленного обучения по английскому языку, а также прививалась билингвальная культура ( изучение двух иностранных языков) посредством введения с пятого класса второго иностранного язы-
100%! 80% 60% ^ 40% / 20% 0%
Динамика общей успеваемости и качества в Гиимназии г. Лабытнанги
------------460%-
□ Общая успеваемость
□ Качество
2007-2008 2008-2009 2009-2010
Динамика доли отличников среди обучающихся Гимназии г. Лабытнанги
2007-2008
2008-2009
2009-2010
ка. Содержание образования в гуманитарной области разворачивается последовательно на трех уровнях: на уровне учебного плана (доля классов гуманитарного направления в учебном плане 2009-2010 года в Гимназии г. Лабытнанги составляет 85%); на уровне интеграции учебных дисциплин; на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов. На схеме приведена перспективная модель изучения иностранных языков в Гимназии и образовательный маршрут обучения иностранным языкам в Гимназии. Обучение по основным образовательным программам углубленного изучения английского языка и второго иностранного (французского языка) было обеспечено программами, которые разработаны педагогами Гимназии г. Лабытнанги.
В 2009-2010 учебном году учитель французского языка Гимназии г. Лабытнанги, учитель высшей квалификационной категории Потрубач О.А. руководила международным проектом школьного партнерства «Мастерская перевода». В рамках проведения года Франции в России, группа обучающихся Гимназии в составе 4 человек в весенние каникулы 2 раза посетила лицей Бертран де Борн в г. Перигё (Франция).
Основа для успешной адаптации гимназистов в обществе - целостное образовательное пространство, то есть интегрированное, комплексное, создающее возможности для полноценного развития учащегося во всем разнообразии его запросов и интересов.
Результаты образовательной деятельности Гимназии г. Лабытнанги
В Гимназии г. Лабытнанги разработана и утверждена система оценки качества образования в Гимназии г. Лабытнанги (ВСОКО). Результаты образовательной деятельности Гимназии г. Лабытнанги при анализе соотнесены со средними показателями муниципальной системы образования и показателями, отраженными в приказе № 999 от 27.10.2009 г. «Об утверждении критерий показате-
лей, рассматриваемых при государственной аккредитации общеобразовательных учреждений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а также результатами ЕГЭ в 2010 году. Образовательная деятельность Гимназии г. Лабытнанги соответствует действующему законодательству в области образования, отсутствуют серьезные нарушения в деятельности учреждения. Неуспевающих обучающихся в Гимназии г. Лабытнанги нет в течение 10 лет. В ходе анализа успеваемости и качества ЗУН учащихся Гимназии г. Лабытнанги выявлено повышение по сравнению с предыдущим учебным годом показателя качества знаний обучающихся на 9 %.
За три года увеличился показатель по количеству обучающихся, которые имеют только отличные успехи в учении.
Ежегодно Гимназия г. Лабытнанги выпускает из своих рядов обучающихся получающих документы особого образца: аттестаты об основном общем образовании с отличием, а также награждаются по окончанию среднего (полного) общего образования медалями.
Динамика доли награжденных аттестатами особого образца и медалями за последние три года выпускников представлена на следующей диаграмме:
В 2009-2010 учебном году аттестат об основном общем образовании с отличием в 9 классах получили: Атаян Татьяна, Аглеева Карина, Яковлева Мария, Зер-каль Елена, Куликова Александра. Золотой медалью «За особые успехи в учении» и аттестатом с золотым тиснением награждена выпускница Негру Галина, серебряной медалью «За особые успехи в учении» и аттестатом с серебряным тиснением - Базванова Екатерина.
В начальной школе на конец года обучались 171 обучающийся. Аттестовывались только 2-4 классы - 132 обучающихся. Итоговые результаты проследим по таблице, которая составлена за последние 3 года.
Динамика получения аттестатов особого образца и медалей выпускниками Гимназии г. Лабытнанги за три года
15,0%i
10,0%
5,0%
0,0%
6,60%
11,50% 12,50%
8%
2,80%
□ Аттестат с отличием за 9 класс
□ Награждены золотой и серебряной медалями
2007-2008 2008-2009 2009-2010
Динамика показателя качества знаний обучающихся 2-4 классов Гимназии г. Лабытнанги
76%
80%-| 67% 62% 64% шж
60%- ✓ Г г
40%-
20%-
0%-
2007-2008 2008-2009 2009-2010 По ЯНАО для
гимназий в 2009 .
□ 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010 □ По ЯНАО для гимназий в 2009 .
На диаграмме приведены показатели качества знаний обучающихся 2-4 классов по английскому языку, который изучается по программе углубленного изучения.
По итогам проведения государственной (итоговой) аттестации 75% выпускников 9 классов получили аттестат об основном общем образовании только с отличными и хорошими оценками. По результатам государственной (итоговой) аттестации обучающиеся Гимназии показали лучший в городе результат по качеству знаний по обязательным предметам: русский язык (ГИА), алгебра (учителя: Якубенко С.А., Михайлова В.В., Шульгина Л.В., Клевакина В.П.).
Качественные результаты государственной (итоговой) аттестации 9 классов по английскому языку, истории, обществознании, литературе, химии, биологии, физике и информатике представлены в диаграммах. По всем этим предметам результаты, в основном, выше региональных показателей.
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов повысились в сравнении с итогами 2008-2009 учебного года по следующим предметам: русский язык - (учителя: Якубенко С.А., Михайлова В.В.), алгебра - (учителя: Клевакина В.П.,
Шульгина Л.В.), история России - (учитель: Ужано-ва А.Л.),обществознание (учитель: Ужанова А.Л.), физике (учитель Трубин А.В.), биология (учитель Иванова О.В.). Снижения качества в сравнении с итогами предыдущего учебного года нет ни по одному предмету. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса Гимназии г. Лабытнанги стал традицией. В сравнении все результаты представлены в таблице.
Высший балл по предметам по результатам ЕГЭ в г. Лабытнанги получили следующие обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги: Заварзина Анна (русский язык, английский язык, литература), Варвянский Ростислав (математика, химия, физика).
Общее сравнение лучших результатов приведено в таблице.
Самый высокий средний балл по городу по результатам ЕГЭ выпускники Гимназии г. Лабытнанги набрали по следующим предметам: литература (61 балл ), русский язык (64 балла), английский язык (51 балл), химия (54 балла), физика (55 баллов), математика (45 баллов), Второй показатель по городу по предметам: история (53 балла), обще-
Качество знаний обучающихся Гимназии г. Лабытнанги за курс основного общего образования по русскому языку (ГИА) и алгебре в 2009-2010 уч.
году
Критерии ЯНАО показателей качества при аккредитации
2009-2010
2008-2009
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
90%
□ Алгебра
□ Русский язык (ГИА)
Качество знаний обучающихся Гимназии г. Лабытнанги на государственной (итоговой) аттестации 9 классов в 2009-2010 уч. г.
Критерии ЯНАО показателей качества при аккредитации
2009-2010
2008-2009
0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0% 120,0%
Качество знаний обучающихся 9 классов Гимназии г. Лабытнанги на государственной (итоговой) аттестации в
2009-2010 уч. году
Критерии ЯНАО показателей качества при аккредитации
2009-2010
0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0% 120,0%
Качество знаний обучающихся 9 классов Гимназии г. Лабытнанги при проведении государственной итоговой аттестации в 2009-2010 уч. году
□ Г еометрия
□ Физика
□ Информатика и ИКТ
0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0% 120,0%
Показатели ЯНАО качества при аккредитации
2009-2010
2008-2009
)100,0%
100,0%
100,0%
|72,2%
|88,3%
100,0%
100,0%
□ Химия
□ Биология
142,7%
89,5% % 81,8%
61,5%
100,0%
|90,4%
I 92,3%
□II Литература Обществознание ■ История России
□ Английский язык
Предмет Минимальный балл по РФ/ средний бал по РФ Средний балл по городу Средний балл по ЯНАО Средний балл в Гимназии Лучший балл по городу Лучший балл в Гимназии г. Лабыт-нанги Ф.И. выпускника Учитель
Русский язык 36/57,91 59 56,89 64 84 84 Заварзина Анна Гузеева И.А.
Английский язык 20/55,87 38 52,02 51 85 85 Заварзина Анна Куркова С.В.
История 31/49,47 47 46,06 53 72 68 Базванова Екатерина Ужанова А.Л.
Литература 29/54,59 55 53,45 61 65 65 Заварзина Анна Гузеева И.А.
Обществознание 39 60 55,35 64 78 74 Липкина Виктория, Негру Галина Ужанова А.Л.
Математика 21/43 42 43,24 45 75 75 Варвянский Ростислав Шульгина Л.В.
Химия 33 43 52,66 54 75 75 Варвянский Ростислав Иванова О.В.
Физика 34/51,32 49 51,53 55 75 75 Варвянский Ростислав Трубин А.В.
Биология 36 51 51,86 52 71 65 Суворина Наталья Иванова О.В.
ствознание (64 балла). Результаты государственной (итоговой) аттестации говорят о систематической, планомерной, качественной работе учителей-пред-метников по подготовке выпускников 9, 11 классов к экзаменам. Учителя, подготовившие выпускников 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации: Гузеева И.А., Якубенко С.А., Михайлова В.В., Клевакина В.П., Шульгина Л.В., Ужанова А.Л., Иванова О.В., Трубин А.В., Куркова С.В., Бредихина Т.А., Потрубач О.А.
Дополнительное образование в Гимназии г. Ла-бытнанги в 2009-2010 уч. году сохранило интеграцию базового и дополнительного образования, путем предоставления больших возможностей для расширения и углубления знаний учащихся на всех ступенях обучения - от начальной до старшей; внедрение целевых комплексных программ развития личности ребенка, расширение внеурочной и внеклассной деятельности детей в кружках и объединениях по интересам, социально- значимую проектно - исследовательскую деятельность, деятельность ученических объединений и секций.
Программы дополнительного образования в Гимназии г. Лабытнанги в 2009- 2010 уч. году предлагались детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
В Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году согласно учебному плану и расписанию работали 21 объединение дополнительного образования обучающихся. В организации дополнительного образования используются 23 дополнительные образовательные программы. В 2009-2010 уч. году значительно изменилось численное распределение направлений в пользу научно - технического, т.е. объединения «Эрудит».
Все используемые в Гимназии г. Лабытнанги дополнительные образовательные программы, были рекомендованы городском экспертном советом к реализации в образовательном процессе дополнительного образования. Наполняемость групп объединений составляет не менее 10 человек, кроме объединения НОУ «Гимназист» научно-технической направленности.
Динамика охвата обучающихся Гимназии г. Лабытнанги дополнительным образованием за три года
□ охват учащихся дополнительным образованием
Динамика распределения направлений ДО
12
10
8-
6-
4
2
0-1
и 8
Л*
В
2007-2008
2008-2009
2009-2010
□ Научно - техническая направленность(объединение "Эрудит")
□ Спортивно - техническая направленность
□ Художественно- эстетическая направленность
□ Социально - педагогическая направленность
Занятость обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в объединениях ДО
40%
10%
0%
30%
23%
- 17%
11%
3% 3% 4% 3% 3% 3% 4% 4% 4%
1 1— —1 1 1 1
□ Волейбол □ Баскетбол □ ОФП
□ Настольный теннис □ Спортивно - прикладной туризм □ Оригами
□ Художественое выпиливание □ Умелец □ НОУ "Гимназист"
□ Эрудит □ Школа ТРИЗформашки □ Мой мир сказок
□ Класс гармония
Количество обучающихся, занятых в кружках и секциях составляло - 436, в том числе более 100 человек посещают по 2 кружка и более, поэтому охват обучающихся Гимназии во внеурочной, внеклассной деятельности составляет около 83%.
Интеграция основного и дополнительного образования сопровождалась диагностикой личностного роста обучающихся Гимназии г. Лабытнанги, цель ко-
торой заключалась в определении уровня ценностных отношений обучающихся. .
Впервые в этом учебном году итоговая аттестация обучающихся объединений дополнительного образования детей проводилась в 19 объединениях. По результатам итоговой аттестации обучающихся объединений дополнительного образования детей в Гимназии г. Лабытнанги: 76% обучающихся освоили
уровня ценностных отношений обучающихся.
Ценностные отношения обучающихся Гимназии г. Лабытнанги
70%-| 60% 50% 40%Н 30% 20%-| 10% 0%
□ Отношение к семье
□ Отношение к Отечеству
□ Отношение к Земле (природе)
□ Отношение к миру
Устойчиво - Ситуативно - Ситуативно -позитивное позитивное негативное
программы на высоком уровне , 24% - на среднем, низкий уровень отсутствует. Положительный результат интеграции основного и дополнительного образования, воспитательной работы выражается в росте уровня нравственной воспитанности обучающихся Гимназии г. Лабытнанги.
Динамика уровня нравственной воспитанности
100%-,
80%-
60%-
40%
20%-
0%-
□ 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010
В Гимназии г. Лабытнанги созданы условия для занятий физкультурой и спортом. Охват обучающихся спортивными секциями на базе Гимназии г. Лабытнанги составляет 108 человек (26%). Традиционно призовые места занимают обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги в городской спартакиаде школьников и показывают уверенные результаты в президентских тестах. Физкультурные группы, по которым распределены обучающиеся, утверждаются после проведения ежегодного медицинского осмотра.
Педагогический состав коллектива Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году был относительно стабилен. Всего работников в учреждении 77 человек, из них 41 человек педагогических работников (в том числе 29 учителей) на конец учебного года. Средняя учебная нагрузка учителя к концу учебного года со-Динамика уровня квалификации педагогов
ставляла 23 часа (при норме часов на ставку - 18). За год уволились 3 педагога, были вновь приняты на работу в Гимназию г. Лабытнанги 4 человека. Педагогические работники Гимназии имеют высокий образовательный ценз:
• высшее образование имеют 33 педагогов (80,5%), при аккредитационном среднеокружном показателе (92,86%) (ниже показателя ввиду увольнения ряда сотрудников);
• среднее специальное образование - 8 педагогов (19,5%);
• высшую категорию имеют 16 человек (39%);
• первую категорию имеет 13 человек (31,7%);
• вторую категорию имеет 6 человек (14,6%);
• без категории - 6 человек (14,7%);
• имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» -1 человек (2,4%)
• имеющих отраслевые знаки отличия: «Отличник народного просвещения» - 2 человека (4,8%), «Почетный работник общего образования РФ» - 8 человек (19,5%);
• награжденных Почетной грамотой МО РФ -12 человек (29%).
• средний возраст педагогов - 44 года.
К концу 2009-2010 учебного года произошло небольшое снижение общего процента педагогов с высшей квалификационной категорией (на 1%) и снижение на 9 % общего количества педагогов с первой квалификационной категорией. Это связано с тем, что часть педагогических работников Гимназии г. Лабыт-нанги планируют завершение педагогической работы и участия в аттестации уже не принимали. В соответствии с приказами МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги» и Департамента образования ЯНАО педагогические работники Гимназии г. Лабытнанги являлись экспертами в процессе аттестации педагогических и руководящих работников, по экспертизе различных конкурсных материалов педагогических конкурсов, образовательных программ, Гимназии г. Лабытнанги
45%-
40°%
35%-
30°%
25°%
20%-
15°%
10%-
5%
0%
40% 39%
I 34,30%
41% 35%
41% 42% 40%
60%
Высшая категория
Первая категория
□2002-2003
□2006-2007
]2007-2008
□2008-2009
□2009-2010
□Региональные
аккредитационные
показатели
Управление структурой научно - методической службы в Гимназии г. Лабытнанги
Научно-методический совет
Кафедра предметов Кафедра
гуманитарного цикла воспитательной работы
Кафедра предметов естественно — математического цикла
Методическое объединение учителей начальных классов
Кафедра иностранных языков
Экспертная группа
Творческая группа по предшкольному образованию
Научное общество обучающихся «Гимназист»
Городская экспериментальная площадка по обработке форм и механизма предшкольного образования
Ресурсный центр по повышению профессиональной компетентности работников муниципальной системы образования
программ дополнительного образования, а также проектных и исследовательских работ педагогов и обучающихся. В июне 2010 года деятельность ресурсного центра (РЦ) по повышению профессиональной компетенции работником муниципальной системы образования была представлена на заседании городского экспертного совета МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги», а результаты работы учреждения по образовательной программе на совещании руководителей образовательных учреждений города, где получили высокую оценку.
Высокую оценку получил семинар и методические материалы, представленные педагогами Гимназии г. Лабытнанги при проведении в рамках РЦ семинара «Развитие дистанционной информационно - культурной среды, как основа повышения качества образования». Работа научно - методической службы носила уровневый характер и нацелена была на личностный рост учителя, повышение качества образования, личностный рост гимназиста.
В 2009-2010 учебном году значительное внимание было уделено повышению квалификации педагогических кадров. Причем, в связи с дефицитом финансовых средств часть курсов пройдены в форме дистанционного обучения.
Темы повышения квалификации педагогических работников были непосредственно связаны с политикой общего повышения качества гимназического образования и носили инновационный характер. Для педагогов Гимназии проведены три методические недели «Урок в работе молодого педагога», «Интеграция педагогических технологий и методов обучения в условиях информационного обучения», «Информационная культура учителя для повышения качества образования», сопровождаемые семинарами, выставками и сериями открытых уроков.
Проведение серии открытых уроков в процессе методических дней по темам «Интегрированный урок «Влияние природных факторов на жизнь и здоровье человека в условиях Крайнего Севера» (учитель Заварзина Н.Н.- трижды победитель конкурса лучших учителей и педагогов ДО), разработка и реализация программы ДО, участие в педагогических конкурсах, ведение курсов довузовской подготовки в Гимназии г. Лабытнанги, аттестация педагога на квалификационную категорию, так и элементы включения педагогов в инновационную методическую работу. Педагоги Гимназии г. Лабытнанги успешно руководят городским методическими объединениями, проблемными семинарами, кафедрой по предшкольному образованию.
Динамика курсовой переподготовки
□ Всего обучились на курсах повышения квалификации
□ Из них дистанционно
Динамика количества учебных и дополнительных программ, разработанных педагогическим коллективом Гимназии г. Лабытнанги
Инновационная деятельность педагогического коллектива учреждения нашла свое отражение в работе педагогов по авторским, модифицированным программам, наличии дидактических и методических разработок . Только контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации и итоговой аттестации в системе дополнительного образования разработано свыше 110 видов, все в соответствии с требованиями к необходимому уровню образовательных ( в том числе углубленных) программ.
В ходе анализа проведенных внутри учреждения исследований были сделаны следующие выводы: 95 % учителей Гимназии владеют информацией о современных педагогических технологиях, обеспечивающих повышение качества образования; 70% учителей используют различные технологии полностью или поэлементно их отдельные приемы; в том числе и здоровьесберегающие.
Обобщение опыта работы 21 учителя Гимназии г. Лабытнанги по внедрению педагогических технологий принято в периодическую педагогическую печать к публикации на страницах «Учительской газеты», журналах «Инновации и эксперимент в образовании». Особую гордость представляют 15 материалов на сайте zavuch.ru. О реальном уровне использования информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащенности компьютерной техникой (количество обучающихся на один персональный компьютер в Гимназии составляет 4,1), доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере 100%. Педагоги Гимназии приняли участие во всероссийских и международных конференциях с последующей публикацией материалов из опыта работы. Некоторые из них: 1ХХ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ» («ИТО-2009») ;
• Всероссийская конференция «Инновационные технологии в образовательном процессе», Московская область, г. Троицк, Гимназия им. Пуш-кова;
□ Всего программ
□ Основного образования,
□ Дополнительного образования
• четвертая международная конференция Microsoft «Образование в 21 веке. Трансформация образования в условиях информационного общества», которая прошла 29 апреля 2010 г. в Москве;
• семинар - конференция «Материальное и методическое обеспечение учебно - исследовательской деятельности в рамках проектной деятельности» в рамках Всероссийские юношеские чтения им. академика В.И. Вернадского, 12-17 апреля, Москва.
Активно работают педагоги Гимназии г. Лабытнанги в конференциях и семинарах, проводимых дистанционным образом. Более 15 человек стали участниками методических мастерских на порталах: http:// pedsovet.org , http://zavuch.info, http://www.it-n.ru/( сеть творческих учителей) и т.д.
Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах такова: победителей конкурса лучших учителей, обладателей Премии Президента РФ - 4, обладателей Премии Губернатора ЯНАО - 5 (в 2010 году - Куркова С.В., учитель английского языка), обладателей премии Главы города Лабытнанги - 8, обладатель премии главы города и Губернатора, победитель городского и окружного конкурсов педагогов дополнительного образования - 1( в 2010 году Заварзина Н.Н., учитель географии). В 2009-2010 учебном году результативность участия педагогов в конкурсах ПНПО составила 100%.
В 2009-2010 учебном году расширилось поле сотрудничества учреждения с инновационными, образовательными и общественными организациями Российской Федерации, в том числе участие Гимназии г. Лабытнанги в Международных проектах. Кроме этого значительно увеличилось количество договоров в финансово - хозяйственной сфере деятельности учреждения.
Сотрудничество Гимназии г. Лабытнанги с различными образовательными, общественными организациями, вузами оформлено договорами и соглашениями о совместной работе, обеспечивающей повышение качества образования и приносящей положительный результат.
Число обучающихся с высоким творческим потенциалом и членов НОУ «Гимназист»
140
120
100
80
60
40
20
0
высоким потенциал
Участников НОУ "Гимназист"
□ 2004-2005
□ 2005-2006
□ 2006-2007
□ 2007-2008
□ 2008-2009
□ 2009-2010
Гимназии г. Лабытнанги предоставляет максимально широкое поле возможностей наибольшему числу обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. На протяжении многих лет в Гимназии действует научное общество обучающихся «Гимназист», руководит которым Заварзина Н.Н. учи-
ющиеся Гимназии с удовольствием занимаются интеллектуальным трудом и творчеством и количество желающих развиваться неуклонно растет.
Особая роль отводится Всероссийской предметной олимпиаде школьников, успехи в которой на 25% выше итогов предыдущего года.
Динамика участия обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в интеллектуальных, творческих, исследовательских конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях
Всего
Международный уровень Всероссийский уровень Муниципальный и региональный уровень
1462
I Г
О 2ОО 4ОО 6ОО SOO 1ОО 12О 14О 16О ОООО
Н 2007-2008 ■ 2008-2009 □ 2009-2010
тель географии. Динамика числа обучающихся, обладающих высоким творческим потенциалом и динамика числа членов НОУ «Гимназист» показывает, что обуча-
В 2009-2010 уч. году призером регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады по литературе стала Атаян Татьяна, 9 класс (учитель Якубенко С.А.).
96
1 00 90 80 70 60 50 40 30 20 1 0 0
-35
___28^ Щ_
ЯТЕ
10 13
7 10^^^1 8_
Г Ш^Ш -
всего участников
юбедителеи и призеров муниципальногоэтапа
□ 2006-2007
награжде ны благодарстве нным 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010^ письмом
Обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги приняли участие в региональном этапе олимпиады по английскому и французскому языкам. Результаты: французский язык: Науменко Милена, 9 класс - среди 9 классов по французскому языку - второй результат, общее место в протоколе 5 (учитель Потрубач О.А.). Английский язык: Куликова Александра, 9 класс, Негру Галина,11 класс - среди 10 лучших (учитель Куркова С.В.). Кроме этого, по результатам 2009-2010 года:
V Третье место в международной олимпиаде «Эрудиты планеты» - 2009 - 2010 Команда обучающихся 7 класса (рук. Трубин А.В.).
V Международный чемпионат математических и логических игр - команда 10 класса - победитель полуфинала (Рук. Трубина С.М.).
V В рамках МАН «Интеллект будущего» - 32 лауреата и призеров конкурса « Познание и творчество» Учителя: Фролова Н.Я., Дереполенко М.А., Зырянова В.А.
V Победа обучающейся 11 класса Сувориной Натальи в номинации «Лучший стенд» на Всероссийских юношеских чтениях имени академика В.И. Вернадского , учитель Иванова О.В.
V VI Международная олимпиада УРФО по основам наук, Золотая медаль, Кречмаровская Юлиана, 7 класс, обществознание. Учитель Исаев А.Д.
V VI Международная олимпиада УРФО по основам наук, Серебряная медаль, Луговая Яна, 6 класс, география. Учитель Заварзина Н.Н.
V VI Международная олимпиада УРФО по основам наук, бронзовая медаль, Сайкин Роман, 5 класс, математика. Учитель Клевакина В.П.
Динамика призовых мест обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях
Уч. год
Всероссийский
Международный
Всего
2007-2008
51
147
198
2008-2009
47
188
225
2009-2010
159
152
З11
По результатам анкетирования наблюдается повышение удовлетворенностью внутригимназической жизнью.
Уровень удовлетворенности
70%i
60%-
50%-
40%-
30%-
20%-
10%-
0%-
Мониторинг показал:
• желание обучающихся посещать Гимназию, т.к. в Гимназии благоприятный психологический климат, много уделяется внимания и заботы каждому ученику - 23%, много возможностей в досуговой сфере и организации дополнительного образования -15%, высокий процент поступления в вузы -11,5%, по совокупности мотивов - 39%;
• объем дневной учебной нагрузки на обучающихся
- вполне устраивает 84%.
• активность и заинтересованность школьников (учатся с большим интересом и желанием -39%, с чувством долга - 56%);
• психологическим климатом в педагогическом коллективе удовлетворены 90%;
• вид учеников, выходящих после уроков, и испытывающих удовлетворение - 73% ;
• отношение к Гимназии большинства родителей обучающихся - удовлетворены работой Гимназии - 90%. Заключение:
Гимназия в целом выполнила социальный заказ родителей, обеспечивая высокое качество образования, сохраняя и укрепляя здоровье детей.
Опираясь на понимание качества образования, педагогический коллектив Гимназии г. Лабытнанги ставит перед собой следующие
Задачи на 2010-2011 учебные год:
- развитие практико-ориентированной образовательной среды Гимназии г. Лабытнанги в целях дальнейшего повышения качества образования в условиях подготовки к введению стандартов второго поколения;
- направление образовательного процесса на формирование комплекса качеств и умений (компетентностей), жизненных навыков, необходимых для успешной социализации обучающихся в условиях современного общества;
- считать приоритетом использование методов обучения на основе компетентностного подхода;
- совершенствование профессионализма педагогических кадров;
- дальнейшее управление деятельностью учреждения по качеству получаемых образовательных результатов;
- расширение взаимоотношений с родителями и общественностью.
школьной жизнью 67%
Начальная школа Средняя школа Старшая школа
Литература
1. Егорова B.B., Малютина B.H. Рекомендации по разработке образовательной программы школы. - Ярославль, 2GG2.
2. Исследовательский подход к управлению школой. - М., 1997.
3. Кульневич C.B., Гончарова B.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. М,. 2GG3.
4. Лазарев B.C. Психология принятия стратегических решений. М., 1993
5. ЛедневB.C. Содержание образования: сущность, структура,
6. Методические рекомендации по составлению образовательного пространства учебного заведения. М,. 1995
7. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М,. 1996
8. Поташник М.М. Управление развитием школы. - М,. 1995
9. &ок Т.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 1998
10. Столичное образование III. Городская программа. М,. 2001
11. Типовые положения об образовательных учреждениях. - 2-е изд. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
12. Управление качеством образования Под редакций М.М. Поташкина. М,. 2000
13. ШурковаИ.Е. Новое воспитание. М,. 2000
14. Школа, работающая в режиме полного дня. Инструктивно-методические рекомендации// Отв. редактор Кур-нешова Л.Е. - М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.
15. Будникова B.C. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент . - 2008. - № 4.
16. Будникова B.C., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества пред-профильной подготовки и профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №5.
Автор обращает внимание на использование методов и приемов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе подготовки и проведения интегрированных уроков. Основной целью для автора является: сформированность интеллектуальных умений, лежащих в основе творческого мышления обучающихся, направленных на восприятие мира как единого гармонического целого.
Михайлова Валентина Владимировна
учитель русского языка и литературы Гимназии г. Лабытнанги Почетный работник общего образования РФ
Интеграция школьных дисциплин в процессе преподавания литературы как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся
Ключевые слова: коммуникативная компетентность обучающихся через интеграцию школьных дисциплин (литература, русский язык, история, МХК, музыка и др.);творческий потенциал , творческое мышление с опорой на личную эрудицию , гуманизм, прививать эстетические ценности, целостная картина мира
В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего об-
разования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
В практике обучения и воспитания учащихся доминирует, все-таки, «дробный» подход. Мы расчленили мир, раздробили его на предметы: история и литература, физика и математика, химия и биология и т. д. «Разложив на части человека», мы и «воспитываем» его по частям: эстетическое воспитание, нравственное, идейно-патриотическое, трудовое, экологическое и т.д. У лихорадочно осваивающего знания, умения и навыки подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов своего взаимодействия с миром и человечеством, самопознание, строительство (совершенствование) собственной личности.
Пагубность расчленения мира и человека родила идею интеграции курсов различных школьных дисциплин. А реализуется она, как правило, через форму интегрированных уроков, когда в класс к ребятам приходят два и несколько преподавателей: литературы и истории, биологии и химии и т. п. но в этих формах обучения есть лишь элементы интеграции, например, единый подход к предмету разговора. Интеграция предметов - это не просто соединение раз-