© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020 УДК 378:614 ББК74.58:51
С. Т. Кизатова, Б. Т. Тукбекова, С. Б. Дюсенова, А. А. Исаева, К. С. Тлегенова, Т. А. Кирьянова, Г. А. Сарманкулова, Г. Ш. Рахметова
ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙН И ТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Медицинский университет Караганды (Караганда, Республика Казахстан)
В настоящее время учебным заведениям необходимо ориентироваться на требования и ожидания потребителей, сохраняя при этом установленные Министерством образования и науки нормативы. Результатом предоставляемых услуг является совокупность профессиональных компетенций выпускников вуза, которую впоследствии оценивает работодатель. По мнению авторов статьи, от вузов в настоящее время ожидают большую вовлеченность в жизнь обучающихся, предоставление не только качественно насыщенных по объему информации дисциплин, но и набора образовательных элементов, развивающих студента в личностном и социальном плане. Одним из решений поставленной задачи стали разработка и внедрение современных педагогических технологий, в том числе дистанционного обучения.
Целью представленной статьи было определение эффективности уровня овладения профессиональными компетенциями при блендерном обучении и традиционном обучении студентов медиков. Дистанционное обучение позволило повысить эффективность обучения и качество образовательных услуг, их доступность, развить личность обучаемого и адаптировать его для применения имеющихся знаний, умений и навыков в современных условиях жизни.
Ключевые слова: блендерное обучение, профессиональные навыки, смешанное обучение, гибридное обучение, обучение, поддерживаемое web-технологиями, онлайн обучение
В связи с осознанием важности интеллектуальных ресурсов как фактора конкурентоспособности государства система образования Республики Казахстан поставила цель обеспечить конкурентное преимущество на мировом рынке посредством повышения уровня высшего образования и развития интеллектуальных ресурсов страны.
В связи с ростом конкуренции и экономической ситуацией на рынке труда выросли требования работодателя к выпускникам учебных заведений. Выпускники вузов рассматриваются как интеллектуальный ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность за счет выполнения необходимых рабочих алгоритмов [14, 15].
Повышенные запросы со стороны работодателей отразились на изменении требований потребителей образовательных услуг, которые рассматривают получение образования как ключ к профессиональной карьере и личностному росту.
В связи с подобными трансформациями в обществе перед образовательными структурами возникла необходимость повышения эффективности и качества образования, а также адаптации его к формирующимся требованиям общества [12].
Учебным заведениям необходимо ориентироваться на требования и ожидания потребителей, сохраняя при этом установленные Министерством образования и науки нормативы. Результатом предоставляемых услуг является совокупность профессиональных компетенций вы-
пускников вуза, которую впоследствии оценивает работодатель. Следовательно, от вузов в настоящее время ожидают большую вовлеченность в жизнь обучающихся, предоставление не только качественно насыщенных по объему информации дисциплин, но и набора образовательных элементов, развивающих студента в личностном и социальном плане.
И одним из решений поставленной задачи стали разработка и внедрение современных педагогических технологий, в том числе дистанционного обучения.
Различают три вида технологий дистанционного обучения - кейс-технология, телевизионно-спутниковая технология и сетевая технологи (интернет-обучение). На сегодняшний день дистанционное образование чаще всего может включать в себя все три технологии в разных пропорциях. В настоящее время на первый план выступают универсальные знания, которые помогают прогнозировать и проектировать развитие профессиональной деятельности, в результате чего изменяются методы и формы преподавания, структура преподавания, функции преподавателей и их профессиональная подготовка [12].
Блендерное обучение - образовательная программа, сочетающая в себе стандартные методики обучения и компьютерное управление деятельностью обучающегося. В рамках этой образовательной программы студент получает часть образовательного контента (содержания) и инструкций через онлайн
обеспечение, одновременно имея возможность самостоятельно контролировать время, место, способы и темп работы [18].
Согласно мнению сторонников, эта образовательная стратегия создает более интегрированный (оптимальный) подход как для преподавателей, так и для студентов [16]. В современной литературе используется и взаимозаменяют друг друга термины «смешанное» (blended), «гибридное» (hybrid), «обучение посредством компьютерной технологии» (technology-mediated instruction), «обучение, поддерживаемое web -технологиями» (web-enhanced instruction) и «обучение через смешанные способы» (mixed-mode instruction) [17].
Данная педагогическая модель широко используется США. Используя возможности дистанционного обучения, блендерное обучение может дать дополнительные возможности в качественной и оптимальной подготовке профессионалов в развитии профессиональной компетентности [6, 11]. Учитывая высокую эффективности блендерного обучения, этот метод внедрен в педагогический процесс Медицинского университета Караганды для развития профессиональных компетенций обучающихся.
Цель работы - определение эффективности уровня овладения профессиональными компетенциями при блендерном и традиционном обучении студентов медиков.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С 07.10.2019 г. по 07.12.2019 г. 10 групп интернов 7 курса факультета общей медицины по направлению подготовки «Педиатрия» находились в интернатуре на выезде в ходе изучения дисциплины «Детские болезни». В каждой группе обучаются по 5-6 человек, в общей сложности 57 студентов.
В г. Караганде выездную интернатуру по семейным обстоятельствам проходили 20 интернов (35%) в поликлиниках №1, 3, 4, 5, 8, «Мирас», «Детская поликлика №1» и ТОО МФК «Гиппократ». В Карагандинской области проходили интернатуру 16 человек (28%) - г. Темиртау, центральные районные больницы г. Актаса, Сарани, Абая, Шахтинска, районные центры Осакаровки, Ботакары. Всего по г. Караганде и Карагандинской области обучение проходили 36 интернов, что составило 63% от всех обучающихся.
По месту жительства в выездной интернатуре обучались 19 человек (37%), из них 4 - в Северо-Казахстанской области, 7 - в Туркестанской области, 4 - в Костанайской области, по 1 обучающемуся в городах Талдыкор-гане, Павлодаре, Нур-Султане и Кызылорде.
Выездная интернатура включалав себя ежедневную практическую работу обучающихся на рабочем месте (на уровне ПМСП, ЦРБ) в объеме не менее 0,5 ставки врача под контролем клинических наставников, осуществлялись анализ с оценкой деятельности интернов, оценка теоретической подготовки обучающихся профессорско-преподавательским составом университета на основе использования информационного сервера Moodle.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка обучающегося в выездной интернатуре складывалась из его практической деятельности и теоретической подготовки. Практическая деятельность интернов включала в себя работу врача на приеме, обслуживание активов, вызовов, дежурство 1 раз в неделю. По завершению кредита обучающиеся предоставляли отчет о своей деятельности по заранее разработанным чек-листам (оценочный лист осмотра больного в поликлинике, оценочный лист дневного либо ночного дежурства), высылая его своему ППС на корпоративную почту. В результате переориентации традиционного обучения роль обучающегося изменилась - он стал активным участником образовательного процесса.
Теоретическая подготовка включала в себя выяснение уровня базисной подготовки, текущей подготовки на основе программного комплекса электронного обучения системы управления курсами Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environmen), также известной как виртуальная обучающая среда. Применена методика оценки адаптивного потенциала обучающихся в виде тестовых заданий и электронного кейса [5, 13]. Метод case-study позволил применить теоретические знания к решению практических задач. Сетевой способ дистанционного обучения предоставил обучающемуся доступ к учебно-методическому комплексу дисциплины, размещенному на сайте Медицинского университета Караганды.
В связи с внедрением дистанционного обучения возникла необходимость изменить методы работы преподавателей, особенно в области построения учебного процесса, методов обеспечения качества преподавания и оценки обучения [3, 8, 10]. Важную роль в этом процессе имеет профессионализм и компетентность преподавателя, так как дистанционные методы обучения значительно расширяют и обновляют его роль, делают его наставником, координирующим познавательный процесс, заставляют постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творче-
скую активность, профессиональную компетентность и квалификацию в соответствии с инновационными технологиями обучения [7].
Преподаватель, участвующий в дистанционном обучении, должен не только отвечать за содержание учебно-методических материалов по соответствующей дисциплине, но и осуществлять непосредственное методическое руководство учебным процессом, а именно отвечать на вопросы обучающихся, возникающие у них в процессе освоения материала, проводить проверку усвояемости ими знаний и анализ всего процесса обучения в целом для дальнейшей корректировки учебного процесса.
Преподаватель должен быть готов к формированию обратной связи с обучающимися. Поэтому личные качества преподавателя особенно важны в системе дистанционного образования. Необходимыми компонентами при дистанционном обучении являются поощрение самореализации обучающихся, раскрытие их внутреннего потенциала, систематичность обучения и индивидуальный подход [7, 9].
Кафедрой проведено обучение профессорско-преподавательского состава, в результате за каждой группой из 5-6 интернов был закреплен наставник, который все время был на связи с обучающимися, консультировал при необходимости, регулярно контролировал деятельность обучающихся через Комплексную медицинскую информационную систему (КМИС), контролировал соответствие записей обучающихся протоколам диагностики и лечения Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Электронные средства, используемые при дистанционном обучении, в виде структурированных форм позволили простым и доступным путем решить многие конкретно поставленные образовательные задачи. Создание электронного кейса - одно из перспективных средств дистанционного обучения. Он представляет собой функционально завершенную форму учебно-методического комплекса программы, описанную на электронном носителе информации.
Кроме того, передача информации на электронных носителях по прилагаемым учебно-методическим материалам в порядке самостоятельного освоения материала предоставляет возможность выбирать формы и средства обучения в соответствии с поставленными учебными и практическими целями. При дистанционном обучении обучающиеся сами регламентируют время, необходимое для усвоения учебного материала, тестирования, самостоятельных работ в пределах отведенного
срока обучения. Дистанционное обучение призвано мотивировать обучающихся к самостоятельной и творческой работе. При этом дистанционное управление образовательным процессом со стороны педагога - это ежедневный мониторинг за процессом обучения и его своевременная корректировка. Виды тестового контроля позволяют проводить диагностику исходного уровня знаний и в процессе обучения. Для реализации данной задачи создан банк тестовых вопросов. Данные тестирования фиксируются в электронном журнале преподавателя. Такой подход к обучению полностью исключает возможность формирования «пробелов» при усвоении курса. Доступность новых материалов возможна только после отслеживания преподавателем результатов каждого пройденного раздела. Данные тестирования видимы обучающимся и отражены в электронном журнале преподавателя. Преподаватель, учитывая результаты текущего тестирования, имеет представление о степени подготовленности каждого обучаемого, экзаменационная оценка становится более предсказуемой, уменьшается вероятность случайного результата и появления элементов субъективизма. Если результаты удовлетворительные, то обучающийся, при условии защищенных работ, допускается к защите портфолио.
Практическую часть работы обучающихся составляет решение ситуационных задач. Письменный ответ при блендерной форме обучения является документом, подтверждающим логическое мышление, теоретические знания, коммуникативные навыки, клинические навыки учащегося. Во время изучения материала в онлайн режиме студент должен подробно остановиться на информационном блоке, который ему необходим для аргументации своего мнения. При блендерном обучении происходит процесс изучения той же информации, как и при традиционном обучении, но на более высоком и более сложном уровне взвешенных результатов учебной деятельности.
Большое внимание в процессе повышения профессиональной компетенции придается самостоятельному созданию ситуационных задач с использованием персональных данных из личного опыта, что позволяет делиться имеющимся опытом и совершенствовать навыки критического мышления.
Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевал позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала;
он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Интерактивность достигается путем общения преподавателя и обучающегося как с помощью ресурсов программы дистанционного обучения, так и по электронной почте. Это позволило осуществить постоянный контакт обучающегося и преподавателя. Дистанционное обучение делает оценку знаний объективной и независимой от преподавателя, мотивирует обучающихся к самостоятельному поиску стоящих перед ним задач с использованием интернет-ресурсов, способствует их профессиональной мобильности, расширению кругозора и повышению уровня самосознания. Дистанционное обучение позволяет реализовать для обучающегося индивидуальный тип учебной программы и самостоятельно выбирать последовательность изучения и темп освоения предоставляемого материала.
Результаты анкетных опросов обучающихся показали высокую востребованность «электронного кейса» при дистанционном обучении (75,4%), что дает основание рекомендовать расширенное применение данного средства для обучения и самообучения работников сферы здравоохранения.
Необходимость в выездной интернатуре выразили 93% обучающихся, так 50,8% из них смогли улучшить коммуникативные навыки, 50% - практические навыки, 19,3% - улучшили теоретические знания, 15,8% - смогли оценить свои силы и знания на практике, 15,8% - расширили свое понимание о работе участкового врача и 12,3% - о работе поликлиники, 15,7% - улучшили клиническое мышление, 14% - улучшили свои навыки по оформлению медицинской документации в КМИС, у 12,3% - повысилась уверенность и смелость в своих действиях, 10,5% - получили полное представление о системе здравоохранения республики, 5,2% - осознали ответственность за свои слова и действия, 3,5% -подтвердили выбор профессии. Самостоятельность в принятии решений в ходе ведения пациентов и готовность к самостоятельной работе отметили 82,4% обучающихся.
Среди трудностей обучающиеся отметили проблемы в работе с КМИС, проблемы с коммуникациями с коллегами, родителями, дефицит знаний, нехватку времени, трудности в организации рабочего дня, отсутствие полного контроля со стороны кафедры. Не испытывали трудностей в работе 14% обучающихся.
Среди пожеланий обучающиеся отметили сокращение сроков проведения выездной интернатуры, проведение практических занятий и лекций до и после практики, перенос выездной интернатуры на период летней практики после 6 курса обучения, замену стажировкой после окончания интернатуры, так как интернам не хватало живого общения с преподавателями и теоретической подготовки, возникали трудности при самостоятельном изучении материала.
Отметим, что все виды цифровых технологий не вступают в противоречие с традиционными формами образования. Они дополняют, изменяют его качественно, придают новый вектор развития и формирования инновационных подходов, где возможны и смешанные варианты применения образовательных технологий.
Основной составляющей при обучении с использованием элементов дистанционного обучения является самостоятельная деятельность - это активная познавательная и научно-исследовательская деятельность, в процессе которой обучающиеся выбрали клинический материал для написания статей и тезисов с описанием редких и интересных клинических случаев с публикацией их в рейтинговых журналов, участием в конференциях разного уровня, что также является важным компонентом научной компетентности выпускника медицинского университета.
Практическое здравоохранение положительно оценило внедрение описанного метода в педагогический процесс Медицинского университета Караганды для развития профессиональных компетенций обучающихся, что нашло свое отражение в виде 21 благодарственного письма на имя ректора, 6 - на имя кафедры и 2 - на имя студентов.
Современные образовательные учреждения, использующие дистанционные технологии, в настоящий момент находятся в условиях необходимости установления взаимовыгодного социального взаимодействия, которое будет способствовать достижению стратегических целей. Формирование конструктивных партнерских связей, нацеленных на переориентацию деятельности в соответствии с потребностями субъектов сотрудничества в электронном образовании, позволит сохранить и усилить свои конкурентные преимущества. К выбору современных средств обучения необходимо подходить основательно, так как это важный момент преподавательской деятельности. Применяемая в работе педагогическая технология направлена на решение определенных дидактических задач. Поэтому необходимо обоснован-
но и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и знать, где ее лучше применить.
ВЫВОДЫ
1. Основной составляющей при обучении интернов-медиков с использованием элементов дистанционного обучения является самостоятельная деятельность - это активная познавательная и научно-исследовательская деятельность, требующая самостоятельного поиска ответов на вопросы, которые возникают в ходе повседневной профессиональной деятельности, повышения квалификации, а также анализа собственной врачебной деятельности.
2. При реализации инновационной деятельности меняется характер управления учебным процессом, где рутинное заучивание переходит в форму поисковой мыслительной деятельности, основанной на исследовании и дискуссии под руководством преподавателя для повышения профессиональной подготовки и систематизации имеющегося опыта и знаний.
3. Элементы дистанционного обучения позволили повысить эффективность обучения и качество образовательных услуг, их доступность, развить личность обучаемого и адаптировать его для применения имеющихся знаний, умений и навыков в современных условиях жизни.
4. Динамичность экономических, социальных и культурных процессов в современном обществе предполагает изменения в сфере образования. Развитие информационных технологий создало ряд предпосылок для появления элементов дистанционного обучения без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся, осуществляемого лишь при помощи взаимодействия информационно-компьютерных технологий.
5. Основываясь на методике самостоятельного обучения, дистанционное обучение имеет как преимущества, так и недостатки. Успешность дистанционного обучения зависит от эффективной организации и качества используемых при этом учебно-методических средств и методов. В целом дистанционное обучение является весьма эффективным и перспективным, при его использовании обучающийся поддерживает высокий уровень профессиональных навыков и знаний самодисциплиной и самомотивацией, стремлением познания новых фактов и получения дополнительных знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абдуллаев С. Г. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения /С. Г.
Абдуллаев, С. Э. Абасова //Информационные технологии моделирования и управления. -
2009. - №4(56). - С. 484-492.
2 Аверченко Л. К. Дистанционная педагогика в обучении взрослых //Философия образования. - 2019. - №6 (39). - С. 322-329.
3 Асимов М. Блендерное обучение как интеграция онлайн и традиционного метода обучения коммуникативным навыкам студентов-медиков /М. Асимов, У. В. Ханклоски, А. А. Курбанов //Вестник КазНМУ. - 2013. - №4(2). -С. 15-22.
4 Бакалов В. П. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление /В. П. Бакалов, И. П. Крук, О. Б. Журавлева. - М.: Горячая линия-Телеком, 2008. - 108 с.
5 Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению //Информатика и образование. -2018. - №11. - С. 124-125.
6 Девтерова З. Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением //Гуманизация образования. -
2010. - №1. - С. 58-63.
7 Жаутикова С. Б. Опыт применения инновационных методов обучения в КГМУ /С. Б. Жаутикова, К. М. Жиенбаева, С. М. Аринова // Медицина и экология. - 2016. - №2. - С. 106-108.
8 Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - №8. - С. 10-22.
9 Мусабекова С. А. О роли дистанционного обучения в системе послевузовского медицинского образования /С. А. Мусабекова, О. А. Костылева, Р. Ж. Ныгызбаева //Вестник КарГУ. - 2017. - №3(2). - С. 25-32.
10 Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. -
2011. - №1. - С. 29-32.
11 Сербин В. Технология создания анимационно-мультипликационных проектов и интерактивно-мультимедийных приложений, применяемых при разработке электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе //http: //serbin. kz/pa rt/one/chapter/808 (дата обращения: 22.11.2019 г.)
12 Толстоухова И. В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология //Человек и образование. - 2016. -№2 (47). - С. 98-100.
13 Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие /В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 294 с.
14 Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. The 2012 Revision. WFME Office. - Denmark: University of Copenhagen, 2012. - 46 p.
15 Bell T. Collaborative inquiry learning: Models, tools, and challenges /T. Bell, D. Urhahne, S. Schanze //International Journal of Science. -2010. - V. 3 (1). - P. 349-377.
16 Jacob A. M. Benefits and Barriers to the Hybridization of Schools. Journal of Education Policy //Planning and Administration. - 2011. - V. 1 (1). - P. 61-82.
17 Martyn M. The hybrid online model: Good practice //Educause Quarterly. - 2003. - V. 2. - P. 18-23.
18 Strauss V. Three fears about blended learning //The Washington Post. - 2012. - September, 22.
REFERENCES
1 Abdullaev S. G. Problemy ocenki jef-fektivnosti distancionnogo obuchenija /S. G. Abdullaev, S. Je. Abasova //Informacionnye tehnolo-gii modelirovanija i upravlenija. - 2009. - №4 (56). - S. 484-492.
2 Averchenko L. K. Distancionnaja peda-gogika v obuchenii vzroslyh //Filosofija obra-zovanija. - 2019. - №6 (39). - S. 322-329.
3 Asimov M. Blendernoe obuchenie kak integracija onlajn i tradicionnogo metoda obuchenija kommunikativnym navykam studentov-medikov /M. Asimov, U. V. Hankloski, A. A. Kurbanov //Vestnik KazNMU. - 2013. - №4(2). -S. 15-22.
4 Bakalov V. P. Distancionnoe obuchenie. Koncepcija, soderzhanie, upravlenie /V. P. Bakalov, I. P. Kruk, O. B. Zhuravleva. - M.: Gor-jachaja linija-Telekom, 2008. - 108 s.
5 Bobrova I. I. Metodika ispol'zovanija jelektronnyh uchebno-metodicheskih kompleksov kak sposob perehoda k distancionnomu obucheni-ju //Informatika i obrazovanie. - 2018. - №11. -S. 124-125.
6 Devterova Z. R. Sovremennye podhody k organizacii i upravleniju distancionnym obucheniem //Gumanizacija obrazovanija. -2010. - №1. - S. 58-63.
7 Zhautikova S. B. Opyt primenenija inno-vacionnyh metodov obuchenija v KGMU /S. B.
Zhautikova, K. M. Zhienbaeva, S. M. Arinova // Medicina i jekologija. - 2016. - №2. - S. 106-108.
8 Lebedev V. Je. Opyt ispol'zovanija jel-ektronnogo obrazovatel'nogo resursa po discipline //Distancionnoe i virtual'noe obuchenie. -
2009. - №8. - S. 10-22.
9 Musabekova S. A. O roli distancionnogo obuchenija v sisteme poslevuzovskogo medicins-kogo obrazovanija /S. A. Musabekova, O. A. Ko-styleva, R. Zh. Nygyzbaeva //Vestnik KarGU. -2017. - №3(2). - S. 25-32.
10 Ol'nev A. S. Ispol'zovanie novyh tehno-logij v distancionnom obuchenii //Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. - 2011. - №1. - S. 29-32.
11 Serbin V. Tehnologija sozdanija ani-macionno-mul'tiplikacionnyh proektov i inter-aktivno-mul'timedijnyh prilozhenij, primenjaemyh pri razrabotke jelektronnyh uchebno-metodicheskih kompleksov v uchebnom processe //http: //serbin .kz/pa rt/one/chapter/808 (data obrashhenija: 22.11.2019 g.)
12 Tolstouhova I. V. Distancionnoe obuchenie kak sovremennaja pedagogicheskaja tehnologija //Chelovek i obrazovanie. - 2016. -№2 (47). - S. 98-100.
13 Trajnev V. A. Distancionnoe obuchenie i ego razvitie /V. A. Trajnev, V. F. Gurkin, O. V. Trajnev. - M.: Dashkov i Ko, 2012. - 294 s.
14 Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improvement. The 2012 Revision. WFME Office. - Denmark: University of Copenhagen, 2012. - 46 r.
15 Bell T. Collaborative inquiry learning: Models, tools, and challenges /T. Bell, D. Urhahne, S. Schanze //International Journal of Science. -
2010. - V. 3 (1). - P. 349-377.
16 Jacob A. M. Benefits and Barriers to the Hybridization of Schools. Journal of Education Policy //Planning and Administration. - 2011. - V. 1 (1). - P. 61-82.
17 Martyn M. The hybrid online model: Good practice //Educause Quarterly. - 2003. - V. 2. - P. 18-23.
18 Strauss V. Three fears about blended learning //The Washington Post. - 2012. - September, 22.
Поступила 10.01.2020 г.
S. T Kizatova, B. T. Tukbekova, S. B. Dyussenova, A. A. Isayeva, K S. Tlegenova, T A. Kiryanova, G. A. Sarmankulova, G. Sh. Rakhmetova
INTEGRATION OF ON-LINE AND THE TRADITIONAL METHOD OF TRAINING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN A MEDICAL UNIVERSITY
Karaganda medical university (Karaganda, Repubiic of Kazakhstan)
Currently, educational institutions need to focus on the requirements and expectations of consumers, while maintaining the standards established by the Ministry of education and science. The result of the services provided is
the totality of the professional competencies of university graduates, which is subsequently evaluated by the employer. According to the authors of the article, now universities are expected to be more involved in the life of students, providing not only quality-rich disciplines in terms of information volume, but also a set of educational elements that develop students in personal and social terms. One of the solutions to this problem was the development and implementation of modern pedagogical technologies, including distance learning.
The aim of the study was to determine the effectiveness of the level of mastery of professional competencies in blender training and traditional training of medical students. Distance learning allowed to increase the effectiveness of training and the quality of educational services, their accessibility, to develop the personality of the learner and adapt it to apply existing knowledge, skills in modern living conditions.
Key words: blender training, professional skills, blended training, hybrid training, training supported by web technologies, online training
С. Т Кизатова, Б. Т. Тукбекова, С. Б. Дюсенова, А. Исаева, К. С. Тлегенова, Т. А. Кирьянова, Г. А. Сарманкулова, Г. Ш. Рахметова
МЕДИЦИНАЛЫКЖОО-ДА КЭСПТЛКК,¥ЗЫРЕТПЛ1КТЕРД1 ОК,ЫТУДЫЦ ОНЛАЙНЖЭНЕДЭСТУРЛ1
ЭД1С1Н ИНТЕГРАЦИЯЛАУ
КеАК «КараFандыl медицина университет»
Зерттеудщ максаты медик-студенттердН кэаби дайындык жэне дэстYрлi дайындык барысында кэаби кузыретт^кп менгеру денгешнщ ти1мд1л1г1н аныктау. Кашыктыктан окыту окытудын тшмдтИн жэне б1л1м беру кызме™щ сапасын, олардын кол жепмдшПн арттырура, б1л1м алушынын тулрасын дамытура жэне оны каз1рг1 eмiр CYPУ жардайында бар б1л1мдерд1, юкерл^ер мен дардыларды колданура бе^мдеуге мYмкiндiк бердк
Клт сездер: блендерлк окыту, кэаби дардылар, аралас окыту, гибрид^ тренинг, веб-технологияларды колдайтын тренинг, онлайн-окыту