Научная статья на тему 'Интеграция образовательных систем России и Дагестана XIX века'

Интеграция образовательных систем России и Дагестана XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ШКОЛА / РУССКОЯЗЫЧНАЯ СВЕТСКАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаев Абдулкаир Омарович

С историко-педагогических позиций рассматриваются проблемы интеграции образовательных систем России и Дагестана, развития русскоязычных учебных заведений, которые стали основой светского образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мусаев Абдулкаир Омарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных систем России и Дагестана XIX века»

школьного дела решали не единичные, даже очень эффективные мероприятия, а целостная система взаимосвязанных компонентов, где педагогический коллектив школы и отдельные учителя

обеспечивают развитие образовательной среды школы с учетом сложившихся традиций, используя возможности социокультурного пространства района, города, республики.

Примечания

1. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М. : УРАО, 2000. 2. Гурова В. Я. Развитие творческих способностей детей через взаимодействие школы с социокультурной средой. Барнаул : Изд-во Барн. ГПУ, 1999. 3. Инновационные процессы в школе: организация и управление // Научно-методический сборник. Владимир, 1994. 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. № 2. С. 97-126. 5. Костяшкин Э. Г. Формирование социальной активности школьников во внеурочной работе // Формирование социальной активности школьника в процессе обучения и воспитания. М., 1982.

Статья поступила е редакцию 21.06.2010 г.

УДК 37

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ДАГЕСТАНА XIX ВЕКА

®2010 Мусаев А.О.

Дагестанский государственный педагогический университет

С историко-педагогических позиции рассматриваются проблемы интеграции образовательных систем России и Дагестана, развития русскоязычных учебных заведении, которые стали основой светского образования в регионе.

The integration problems of Dagestan and Russian educational systems, developing the Russian language educational institutions, which have become the base for the secular education in Dagestan, are studied from the historical pedagogical positions.

Ключевые слова: образовательные системы, арабо-мусулъманская школа, русскоязычная светская школа, педагогическая общественность.

Keywords: educational systems, Arabic Moslem school Russian secular school pedagogical community.

Вхождение Дагестана в Российское государство было долгим, трудным и включало военно-политический, административный, экономический и культурно-образовательный этапы. Присоединение к России Дагестана сулило определенные военные, политические и экономические выгоды, связанные с расширением территории в стратегически важном направлении, обеспечением безопасности южных границ империи, свободным судоходством на Каспийском море, постепенным возрастанием и укреплением политического

влияния России на Кавказе и т.д. Несмотря на свои скромные масштабы, территория Дагестана занимала выгодное географическое положение, где сталкивались военно-политические интересы Ирана, Турции и России [3. С. 188].

К началу XIX в. основной формой отношений царизма с дагестанскими владетелями выступало принятие их «под верховное покровительство России, сопровождаемое присягой владетелей на верность ... наградами и присвоение военных званий». Кроме того, начинался

процесс обращения дагестанских ханов и беков, вольных обществ, отдельных селений к императору с прошением о принятии в российское подданство. Так, в 1801 г. к императору Александру I с прошением о подданстве обратились владетели Дербента, Кайтага и Табаса-рана, а в 1808 г. начались обращения представителей разных вольных обществ и больших селений. Гюлистанский договор (1813 г.) между Россией и Ираном окончательно закрепил за Российской империей территорию Дагестана, поскольку в дипломатическом соглашении Иран полностью отказывался от территориальных притязаний. Уже ни Иран, ни Турция не могли вмешиваться в дела Дагестана, так как это уже затрагивало интересы Российской империи [3. С. 194].

Игнорирование же интересов народов Дагестана вылилось в длительную Кавказскую войну, в ходе которой Россия осуществляла военные действия для окончательного закрепления своего политического и экономического господства на военно-политическом этапе присоединения Дагестана к Российской империи.

Россия, более развитая в экономическом отношении, чем Иран и Турция, смогла быстро стимулировать экономическое и культурное развитие Дагестана. После окончания Кавказской войны начинается этап административного устройства ее территории с точки зрения обеспечения российского политического и экономического господства. Для этого создается Дагестанская область, включающая девять округов, формируется народно-административное управление, вследствие чего Дагестан приобретает черты единого целого, поскольку новое административное устройство преодолевает политическую и экономическую раздробленность, укрепляет связи между округами, обеспечивает подвижность населения.

С вхождением в Российское государство меняется модель социально-экономической жизни Дагестана: происходит проникновение в экономику региона капиталистических отношений. При этом начинается вовлечение Дагестана в культурно-образовательное пространство России, становление светских русскоязычных учебных заведений, начало которому было заложено в 1837 г. открытием в городе Дербенте уездного

училища согласно «Уставу гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». Выбор Дербента обосновывался тем, что он являлся самым древним и крупным городом области, центром торгово-экономических и культурно-образовательных связей региона.

В 60-е гг. XIX века в России начинается общественно-педагогическое движение, которое характеризуется поиском «другого метатекста, который позволил бы наполнить образование личностными смыслами, повернуть его к человеку». Поэтому достаточно актуальной становится проблема образования нерусских народов России. Интерес к Дагестану со стороны русской научной и педагогической общественности, гражданской и военной интеллигенции, официальных лиц вылился в произведения научного и описательно-популяризаторского характера о состоянии и путях распространения образования в горном крае [2. С. 220].

Русские ученые (Е. И. Козубский, И. С. Костемировский, П. К. Услар, Н. Ф. Тарасевич, А. П. Скрабе и др.) являлись «первооткрывателями», которые несли светские знания и культуру в горный край, где под непосредственным влиянием русской общественной мысли постепенно начал формироваться новый тип национальной интеллигенции (Г. Ами-ров, Д. Бутаев, Б. Далгат, К. Зулпукаров, А. Черкеевский, М. Хандиев, С. Габиев, А. Селимханов и др.), которая, получив первоначальное образование в мусульманских учебных заведениях, тем не менее выступала за развитие светской направленности в образовании и открытие русскоязычных школ [3. С. 218].

В этот период в Дагестане, где одновременно сосуществовали конфессиональные школы и русскоязычные светские учебные заведения, преобладала арабо-мусульманская школа, которая в течение веков укоренилась в горском обществе. К развивающей, хотя и медленными темпами, русскоязычной светской школе горцы относились с интересом и предубеждением по причине недостаточной доступности большинству населения.

В этих условиях официальная политика царизма была нацелена на создание различных учебных заведений, которые позволили бы постепенно интегрировать

Дагестан в российское образовательное пространство.

Рассматривая культурно-

образовательную ситуацию, сложившуюся во второй половине XIX века в Дагестане, можно отметить одновременную ориентированность национальной просветительской мысли как к российским, так и ближневосточным образовательным традициям. Постепенно доминирующее значение приобретают русскоязычные светские образовательные учреждения, поскольку большинство представителей дагестанской гражданской и военной интеллигенции поддерживали российскую демократическую мысль, участвовали в общественно-политической жизни.

К концу XIX века в соответствии с общим характером реформ создаются условия для развития общественной и частной инициативы в организации образовательных учреждений, вследствие чего появился «весьма полезный деятель на поприще народного образования -Кавказская армия, в свое время оказавшая в этом деле столь же важные услуги этому краю»: для образования юношества создавались школы «при штабах полковых и при линейных батальонах». Школу для горских детей в 1856 г. организовал штаб-лекарь Дагестанского кон-но-регулярного полка И. С. Костемиров-ский [5. С. 373].

В 1859 г. наместник Кавказа, считая целесообразным учредить особые школы для обучения горских детей, поручил главному штабу разработать проект о них, по которому в 1861 г. в городе Те-мир-Хан-Шуре была учреждена особая горская школа с пансионом. Одновременно были открыты школы при воинских подразделениях, дислоцированных в с. Ахты (при линейном батальоне), Дешлагаре (при Самурском пехотном полку), Казикумухе (при Кавказском линейном батальоне), Темир-Хан-Шуре (при Апшеронском полку). Следует отметить, что горцев, желающих отдавать детей в школы при воинских подразделениях, было достаточно, что «очень показательно и свидетельствует о наметившемся сдвиге в сознании горского общества в плане стремления к получению современного образования» [4. С. 70].

Инициаторами создания на общественных началах благотворительных ча-

стных учебных заведений с пансионом в основном были женщины - представительницы русской интеллигенции, которые открыли 10 школ, из них 5 - для девочек. Так, в 1864 г. А. М. Меликова в г. Темир-Хан-Шуре открыла училище для девочек из бедных семей всей сословий, а в г. Дербенте супруга градоначальника Е. Г. Джемурадзе организовала начальное училище для малолетних девочек-мусульманок. Единственной в сельской местности была школа для девочек, открытая в 1871 г. в укреплении Дешлагар С. Я. Петровой, которая пользовалась популярностью, чему свидетельством служит ее посещение около 50 девочек. Такие школы в основном работали в местах пребывания воинских частей, что приводило к их закрытию в связи с передислокацией. Но, открывая в области русскоязычные светские учебные заведения, царское правительство не всегда исходило из запросов местного населения, меры не всегда были последовательными и целесообразными.

Правительство, ставя цель постепенной интеграции Дагестана в культурно-образовательное пространство российской империи, старалось «постоянным стремлением примирить местные умственные, религиозные и бытовые потребности края с общими духовными интересами России и постепенно без насилия, через школу провести в жизнь диких сыновей гор и степей европейско-русские начала образования и истинной гражданственности» [5. С. 364].

Дагестанская национальная интеллигенция в своих выступлениях пропагандировала с учетом особенностей края идеи всеобщего первоначального обучения на родном языке, поднимала вопросы разработки письменности на языках народов Дагестана, выступала за расширение сети русскоязычных светских школ, критиковала официальную школьную политику правительства, которая не всегда соответствовала интересам народов Дагестана.

Конкретный характер и темпы изменений в области образования во многом определялись своеобразием местных условий, особенностями исторического прошлого, географической среды и эт-но культуры.

Согласно статистике к концу XIX века в Дагестане функционировали 26 государственных светских и 862 общест-

венных духовных учебных заведения, которые имели разные цели и задачи. В начале XX века наблюдается интенсивное развитие русскоязычных светских школ и рост контингента учащихся в них в сельской местности, чему свидетельством количество светских русскоязычных школ в области: к началу 1917 г. оно достигло 93 (в том числе в сельской местности - 60), с охватом 6981 учащегося (из них 2360 - в сельской местности).

Следует отметить, что количество школ увеличилось на 67 единиц (72,9%), контингент в них - на 5085 учащихся (72,2%), в том числе городских школ - на 19, контингент в них - на 3218 человек. Темпы роста школьной сети в сельской местности были выше: в селе число школ увеличилось на 48, а контингент учащихся возрос на 1867 человек. Одновременно выросла средняя наполняемость сельской начальной школы, которая была представлена в основном одноклассны-ми начальными училищами со сроком обучения 3-4 года, а также небольшим количеством двухклассных начальных училищ, курс обучения в которых обычно продолжался 5 лет. Перед Октябрьскими событиями 1917 г. двухклассные училища в Ахтах, Дешлагаре и Кумухе были реорганизованы в высшие начальные училища. Одновременно «в начале XX в. возникают школы с профессиональным уклоном» [6. С. 127].

Несмотря на такие темпы роста, школьная сеть не позволяла охватить обучением всех желающих, поскольку русскоязычные светские учебные заведения функционировали в городах, окружных центрах и крупных населенных пунктах. Поскольку пансионов при мно-

Примечания

гих из них не существовало, для большинства родителей обучать и содержать детей в них при ограниченных материальных возможностях было накладно, а более доступная арабо-мусульманская школа была рядом. «Накануне Октябрьской революции в дагестанской области насчитывалось более 740 мусульманских и 20 горско-еврейских школ, охватывавших 7,5 тыс. учащихся» [4. С. 138].

Во второй половине XIX в. были утверждены правила для учебных заведений Кавказского учебного округа на основе общих училищных уставов Министерства народного просвещения России, согласно которым «учебные заведения Кавказского края окончательно были введены в общую семью однородных с ними заведений империи, и с этого времени им суждено было вместе с ними пережить общий и трудный период перерождения», особенно для тех образовательных учреждений, «в которых большинство учащихся, вместе взятых принадлежит к инородческому составу» [5. С. 381]. В XIX в. Дагестан еще не полностью вошел в образовательное пространство России. Этот процесс продолжался и в течение XX в., при советской власти.

История показала, что вхождение Дагестана в российское культурно-образовательное пространство было объективной и исторической необходимостью, в результате чего расширилось взаимовлияние России и Дагестана, возросло количество образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями различных типов для дагестанцев.

1. Абдуллаев М. А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала : Изд-во «Дагучпедгиз», 1986. 176 с. 2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М. : Изд-во ООО «Педагогика», 2006. 464 с. 3. История Дагестана / отв. ред. М. Ш. Шигабудинов. Махачкала : Изд-во «Юпитер», 1997. 398 с. 4. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М. : Наука, 1971. 476 с. 5. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Алетейя, 2000. 496 с. 6. Школьное образование в Дагестане / под ред. Г. Ш. Каймаразова. Махачкала : Изд-во «Дагучпедгиз», 1968. 268 с.

Статья поступила е редакцию 11.07.2010 г.

УДК 371.03(471.67)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СЕМЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.