Научная статья на тему 'Интеграция национальных СМИ с социальными сетями (на примере СМИ республики Татарстан)'

Интеграция национальных СМИ с социальными сетями (на примере СМИ республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1032
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СМИ / МЕДИАРЕСУРС / ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарифуллин Васил Загитович, Закиров Линар Рустамович

На фоне стремительного развития информационных технологий меняется новостная картина, а также восприятие информации в интернете. На сегодняшний день своего рода индикатором интересов общества стали социальные сети. Именно благодаря социальным сетям можно определить, какой информационный продукт предпочитают интернет-пользователи. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать процесс интеграции национальных СМИ Татарстана с наиболее популярными социальными сетями. В качестве основного метода исследования был использован и проведен сравнительный контент-анализ сообществ крупнейших национальных изданий Республики Татарстан в социальных сетях. На основе проведенного анализа мы положительно оценили процесс интеграции национальных СМИ республики с наиболее популярными социальными сетями, а также их адаптацию к новым реалиям. Если выделить основной недостаток, который прослеживается во всех рассмотренных нами национальных СМИ РТ, то для многих из них характерно прямое транслирование контента из сайта в социальные сети. По сути, сайт является единственным источником контента для сообществ в таких социальных сетях, как «Фейсбук», «ВКонтакте», «Твиттер», и лишь в «Инстаграме» наблюдается развитие уникального контента. Основным преимуществом использования социальных сетей традиционными СМИ является неограниченность аудитории. Вторая особенность работы национальных СМИ в социальных сетях более широкие возможности в выражении плюрализма мнений. Анализ комментариев в сообществах национальных изданий в социальных сетях позволяет прийти к выводу, что пользователи имеют возможность почувствовать свою сопричастность в решении актуальных проблем общества. Третья особенность зависимость пользователей от типа издания. Частные издания, по сравнению с государственными, по своей природе имеют меньше ограничений, и аудитория у них охотно идет на общение и легко поддается «провокации» модераторов. Аудитория официальных изданий больше склонна не к обсуждению, а к ознакомлению с информацией, представленной на страницах периодики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the national media with social networks (by the example of mass media of the Republic of Tatarstan)

Social networks today are a kind of indicator of social interest. Thanks to social networks, it is possible to determine what information product Internet users prefer. Against the background of rapid development of information technology the news picture, as well as the perception of information on the Internet is changing. The purpose of the study is to evaluate the process of integration of national mass media of Tatarstan with the most popular social networks. As the main research method the comparative content analysis of communities of the largest national publications of RT in social networks was used. On the basis of the analysis, we positively evaluated the process of integration of national media RT with the most popular social networks, as well as their adaptation to new realities. If we highlight the main flaw, which can be seen in all of the national media of RT, it is that many of them are characterized by the direct broadcast of content from the site to the social networks. In fact, the website is the only source of content for communities in such social networks as “Facebookˮ, “Vkontakteˮ, “Twitterˮ and only in “Instagramˮ one can see the development of the unique content. The main advantage of using social networks by traditional media is the unlimited audience. The second feature of the work of the national media in social networks is greater opportunities to express pluralism of.options. Analysis of comments in the communities of national editions in social networks leads to the conclusion that users have the opportunity to feel their involvement in solving urgent problems of society. The third feature is the dependence of users on the type of publication. Private editions, in comparison with the state ones, have fewer restrictions, and their audience willingly communicates and easily responds to “provocationsˮ of the moderators. Audience of official publications is more inclined not to discuss, but to read the information presented on the pages of periodicals.

Текст научной работы на тему «Интеграция национальных СМИ с социальными сетями (на примере СМИ республики Татарстан)»

УДК 070.23

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-136-145

ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СМИ С СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В. З. Гарифуллин, Л. Р. Закиров

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

На фоне стремительного развития информационных технологий меняется новостная картина, а также восприятие информации в интернете. На сегодняшний день своего рода индикатором интересов общества стали социальные сети. Именно благодаря социальным сетям можно определить, какой информационный продукт предпочитают интернет-пользователи. Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать процесс интеграции национальных СМИ Татарстана с наиболее популярными социальными сетями. В качестве основного метода исследования был использован и проведен сравнительный контент-анализ сообществ крупнейших национальных изданий Республики Татарстан в социальных сетях. На основе проведенного анализа мы положительно оценили процесс интеграции национальных СМИ республики с наиболее популярными социальными сетями, а также их адаптацию к новым реалиям. Если выделить основной недостаток, который прослеживается во всех рассмотренных нами национальных СМИ РТ, то для многих из них характерно прямое транслирование контента из сайта в социальные сети. По сути, сайт является единственным источником контента для сообществ в таких социальных сетях, как «Фейсбук», «ВКонтакте», «Твиттер», и лишь в «Инстаграме» наблюдается развитие уникального контента. Основным преимуществом использования социальных сетей традиционными СМИ является неограниченность аудитории. Вторая особенность работы национальных СМИ в социальных сетях - более широкие возможности в выражении плюрализма мнений. Анализ комментариев в сообществах национальных изданий в социальных сетях позволяет прийти к выводу, что пользователи имеют возможность почувствовать свою сопричастность в решении актуальных проблем общества. Третья особенность - зависимость пользователей от типа издания. Частные издания, по сравнению с государственными, по своей природе имеют меньше ограничений, и аудитория у них охотно идет на общение и легко поддается «провокации» модераторов. Аудитория официальных изданий больше склонна не к обсуждению, а к ознакомлению с информацией, представленной на страницах периодики.

Ключевые слова: социальные сети, национальные СМИ, медиаресурс, гражданская журналистика, интеграция, контент.

INTEGRATION OF THE NATIONAL MEDIA WITH SOCIAL NETWORKS (BY THE EXAMPLE OF MASS MEDIA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

V. Z. Garifullin, L. R. Zakirov

Kazan Federal University, Kazan

Social networks today are a kind of indicator of social interest. Thanks to social networks, it is possible to determine what information product Internet users prefer. Against the background of rapid development of information technology the news picture, as well as the perception of information on the Internet is changing. The purpose of the study is to evaluate the process of integration of national mass media of Tatarstan with the most popular social networks. As the main research method the comparative content analysis of communities of the largest national publications of RT in social networks was used. On the basis of the analysis, we positively evaluated the process of integration of national media RT with the most popular social networks, as well as their adaptation to new realities. If we highlight the main flaw, which can be seen in all of the national media of RT, it is that many of them are characterized by the direct broadcast of content from the site to the social networks. In fact, the website is the only source of content for communities in such social networks as "Facebook", "Vkontakte", "Twitter" and only in "Instagram" one can see the development of the unique content. The main advantage of using social networks by traditional media is the unlimited audience. The second feature of the work of the national media in social networks is greater opportunities to express pluralism of .options. Analysis of comments in the communities of national editions in social networks leads to the conclusion that users have

the opportunity to feel their involvement in solving urgent problems of society. The third feature is the dependence of users on the type of publication. Private editions, in comparison with the state ones, have fewer restrictions, and their audience willingly communicates and easily responds to "provocations" of the moderators. Audience of official publications is more inclined not to discuss, but to read the information presented on the pages of periodicals.

Keywords: social networks, national media, media, civil journalism, integration, content.

Социальные сети, прочно укрепившись в личной жизни практически каждого из нас, являются своего рода индикатором интересов общества. Именно благодаря социальным сетям можно определить, какого «сорта» информационный продукт предпочитают интернет-пользователи.

Как отмечают исследователи Г. Соколов и В. Мансурова, в последнее время наблюдается возрастание роли социальных сетей в оценке релевантности новостей с помощью прямых комментариев активных членов сообществ [5, с. 320]. Таким образом, на фоне стремительного развития социальных сетей меняется и новостная картина. Если в качестве примера рассмотреть ситуацию с падением метеорита в Челябинске, которое произошло в 2013 году, можно заметить, что все телевизионные каналы транслировали видеоматериалы, снятые и впоследствии выложенные очевидцами в социальные сети. Наблюдается характерная тенденция, при которой вначале событие появляется в интернете и только затем со ссылкой на социальные сети преподносится традиционными СМИ. На сегодня для них социальные сети становятся одним из основных источников информации. Таким образом, в результате интеграции традиционных СМИ и социальных сетей формируется новый вид интерактивных медиа-ресурсов, где пользователь, примеряя на себе роль гражданского журналиста, выступает в качестве поставщика информации.

Чтобы не отставать от современного ритма жизни, практически все СМИ имеют собственные сайты. Однако некоторые из них, проявляя к данному процессу формальный подход, лишь дублируют на сайте и сообществах в социальных сетях материалы, опубликованные и вышедшие в эфир в рамках традиционных форм передачи информации. Но более продвинутые редакции создают для своих сайтов совершенно новый контент, либо видоизменяют ранее опубликованные информационные материалы.

Стремительное развитие социальных сетей повлияло на восприятие информации в интернете. Если раньше пользователь отбирал интересные для себя материалы по анонсам и переходил к источнику информации по ссылке, то сейчас, чтобы понять суть новости, ему достаточно прочитать лишь заголовок. Люди сейчас не особо погружаются в содержание текста, для них главное получить ответ на три базовых вопроса -что, где и когда.

Пару лет назад некоторые редакции ведение своих сообществ в социальных сетях воспринимали как формальную необходимость и выкладывали материалы с заметным опозданием. Сейчас ситуация меняется кардинальным образом: зачастую материалы в первую очередь публикуются именно в социальных сетях, где скорость передачи информации между пользователями значительно выше.

Как отмечают исследователи в сфере онлайн-журналистики, благодаря социальным сетям в свободной форме можно распространять информацию, которая по тем или иным причинам осталась вне поле зрения крупных СМИ1. Но для более эффективного использования социальных сетей в качестве источника информации, где информация не структурирована и находится в хаотичном состоянии, необходимо уметь выделять главное от мелочей. Поэтому социальные сети должны восприниматься не как замена СМИ, а лишь в качестве дополнения к ним.

Существуют примеры того, как традиционные СМИ, интегрируя с социальными сетями, в дальнейшем становятся самостоятельным СМИ-сообществом, где разрабатывается уникальный контент. Д. Нестерова и Д. Поляева, анализируя своеобразие лексики интернет-изданий в социальных сетях, отмечают, что официальная страница интернет-газеты «Lenta.ru» в социальной сети «ВКонтакте» в настоящее время

1 Социальные сети в работе СМИ. URL: http://diplomba.ru/ work/80399 (дата обращения 14.12.2017).

функционирует как самостоятельное сообщество «Лентач» [1].

Многие национальные СМИ Республики Татарстан, как государственные, так и частные, заняли свою нишу в интернете, в том числе, и в самых популярных социальных сетях: «Фейсбуке», «Инстаграме», «Вконтакте», «Твиттере» и других. Исследователи объясняют, что, увеличивая аудиторию в социальных сетях, традиционные СМИ компенсируют падение тиражей, а также снижение доходов от рекламы. Национальные СМИ Татарстана в данном процессе не являются исключением. Исследователь Е. Панченко справедливо замечает: «Статистические данные показывают, что Интернет уже обошел по посещаемости печатные СМИ. Россия в этом плане отстает от Запада, но эта тенденция характерна и для отечественных медиа»1. К тому же сообщества в социальных сетях, насчитывающие большое количество подписчиков, приносят неплохие доходы. Предприимчивые пользователи интернета, в том числе и редакции СМИ, монетизиру-ют свои сообщества, используя их в качестве рекламных площадок [5, с. 321].

Социальные сети являются отражением реальной жизни в виртуальном пространстве. Пользователи, так же как и в настоящей жизни, могут дружить, обмениваться информацией, комментировать чужие мысли, суждения [3, с. 227]. Стоит отметить, что социальные сети подвержены постоянным изменениям, которые зачастую направлены на предоставление пользователям все больших возможностей для саморепрезентации. В ряде социальных сетей на сегодняшний день доступна функция видеотрансляции в режиме реального времени. Такой механизм используют как публичные люди, артисты для общения со своими поклонниками, так и обычные пользователями [2, с. 77]. Далее мы рассмотрим и сравним функциональные особенности ряда популярных социальных сетей.

«Фейсбук» - американский интернет-сервис, который является крупнейшей социальной сетью в мире. Он насчитывает до 2 миллиардов активных пользователей в месяц. Сегодня практически каждое крупное региональное и городское издание имеет в данной социальной сети свое сооб-

1 Панченко Е. Интеграция Интернет-СМИ и социальных сетей в Рунете: Новая публичная сфера или пространство контроля? URL: http://www.pr-info.ru/stIntegrinternetsocset31052011.htm (дата обращения 20.12.2017).

щество. Вместе с тем «Фейсбук» имеет ряд своих слабых позиций. Так, в ленте новостей пользователей нарушен хронологический порядок, к тому же, периодически появляется спам, отвлекающий концентрацию и внимание читателей. В сообществах же новости публикуются в хронологическом порядке. В данной социальной сети пользователь может поделиться записью, которую впоследствии увидят все его подписчики - так называемые «друзья».

В отличие от остальных социальных ресурсов, в «Фейсбуке» пользователи создают и выкладывают контент по формату блогов (это небольшие по размеру посты), в которых автор выражает свое мнение по какому-либо случаю.

Популярный татарский блогер Ринат Галиах-метов в интервью изданию KazanFirst отмечает, что в «Фейсбуке» сконцентрирована «умная аудитория». «Там некое сосредоточие экспертного сообщества. В «Фейсбуке» более взрослая и солидная аудитория», - говорит он2.

Социальная сеть «ВКонтакте» создавалась в качестве аналога «Фейсбуку», но со временем она видоизменилась, приобрела иную форму и содержание. Основателем является Павел Дуров, владельцем - Mail.ru Group. Данная сеть является лидером среди всех русскоязычных социальных платформ. Этот фактор играет решающую роль для национальных СМИ на территории России при выборе присутствия в той или иной социальной сети.

Основную аудиторию «ВКонтакте» составляют молодые люди, которые используют данную сеть не только в качестве инструмента общения, но и источника, где можно посмотреть фильмы, послушать музыку.

В социальной сети «ВКонтакте» довольно широко развита система сообществ, которая содержит в себе разностороннюю информацию. В отличие от «Фейсбука», здесь новостная лента построена в хронологической последовательности. В ленте можно увидеть записи друзей, а также тех сообществ, на которые подписан пользователь. Говоря о коммерциализации СМИ в социальных сетях, необходимо отметить важную деталь: в социальной сети «ВКонтакте» реклама дешевле, чем в «Фейсбуке».

2 Ярхамов И. Татарские блогеры: раскрываем тренды и составляем рейтинг самых популярных // Электронное издание KazanFirst. URL: https://kazanfirst.ru/interviews/431726 (дата обращения 15.12.2017).

В числе основных преимуществ еще одного социального ресурса «Твиттера» - моментальная передача информации. Нельзя не отметить, что в последнее время в русскоязычном интернет-пространстве данный сервис теряет свои позиции. Как отмечают исследователи, с 2008 года «Твиттер» начал приобретать социально-политическую направленность. Сегодня люди, которые ведут активную политическую и общественную деятельность, используют возможности «Твиттера» для оперативного комментирования. По сути, данная сеть выступает также платформой для блог-гинга, когда автор высказывает свою позицию, но в более лаконичной форме в силу ограниченности символов. В конце сентября 2017 г. «Твиттер» впервые за все время своего существования увеличил количество символов в одной записи с 140 до 280 знаков.

В интервью «Газете.Ru» редактор по социальным медиа The New York Times Элизабет Херон на вопрос о том, каким интернет-платформам их служба отдает предпочтение, первым делом выделила «Твиттер», назвав его «быстрым и оперативным ресурсом, который больше всего подходит журналистам»1. Кроме того, по ее мнению, новостной контент «Твиттера» основан на принципе оперативности, а «Фейсбук» в большей степени ориентирован на обсуждения и рассуждения. Говоря о том, что любой пользователь социальной сети в нынешних условиях может стать журналистом не только для себя, но и для неограниченной аудитории, Элизабет Херон признает тот факт, что «грань между профессиональной и гражданской журналистикой в последнее время сильно размывается»2.

Во всем мире, кроме того, стремительно развивается фотохостинг «Инстаграм», который ориентирован на работу с фотографиями. Они, как правило, сопровождаются авторскими комментариями. Сергей Светлов, рассуждая о популярности данной социальной сети, среди всех преимуществ отмечает ее «стильность»3. Для наглядности он приводит пример, в котором сравнивает два круп-

1 Елизабет Херон. The New York Times, об эволюции издательского бизнеса. URL: http://mmr. ua/show/elizabet-heron-the-new-york-times-ob-evoljucü-izdatelskogo-bizn/24696#1662539837. 1521442039 (дата обращения 14.12.2017).

2 Там же.

3 Светлов С. 5 причин, почему Инстаграм так популярен?

URL: http://afmedia. ru/blog/5-prichin-pochemu-instagram-tak-populyaren (дата обращения 15.12.2017).

нейших конкурирующих бренда Apple и Microsoft, говоря о том, что основатель Apple Стив Джобс старался добиться того, чтобы его продукт был еще и стильным. Отметим, что «Инстаграм» изначально можно было использовать лишь на гаджетах Apple. «Инстаграм - это не просто «размещалка» фото и видео, а, в первую очередь, очень стильный сервис, позволяющий через фоторедакторы размещать стильные фотографии», - считает Сергей Светлов4.

В социальных сетях для поиска нужной информации используются хештеги, так называемые ключевые слова, но именно в «Инстаграме» они получили окончательный смысл и широкое распространение.

По мнению исследователей А. Пустовалова и М. Ишматова, успешное функционирование СМИ в социальных сетях зависит не столько от количества подписчиков в сообществах, сколько от числа активных пользователей [3, с. 231]. Именно они посредством «лайков», репостов, а также комментариев создают оживленность в сообществах. Для успешной организации работы в социальных сетях, редакции необходимо оперативно реагировать на сообщения пользователей, отвечать на их вопросы и критику. Именно такого рода двусторонний диалог способствует увеличению аудитории.

Для того, чтобы дать объективную оценку интеграции национальных СМИ с социальными сетями, рассмотрим три разных издания на татарском языке: «Ватаным Татарстан» («Моя родина Татарстан»), «Шэхри Казан» («Древняя Казань») и «Акчарлак» («Чайка»).

«Ватаным Татарстан» - общественно-политическая газета на татарском языке. Учредители -Кабинет Министров РТ и Государственный Совет РТ. На страницах издания освещаются социально-экономические и культурные события, происходящие в Татарстане и за ее пределами. Тираж - 20 тысяч экземпляров. Газета издается с 1918 года.

«Ватаным Татарстан» представлен в двух социальных сетях - «Фейсбуке» и «ВКонтакте». На сообщество издания в «Фейсбуке» подписано 1 375 человек. Примечательно, что материалы публикуются раз в день одним блоком. Так, 15 декабря 2017 года 15 постов были выставлены с 12.20 до 12.32. Фактически редакция посвятила работе

4 Там же.

в «Фейсбуке» 12 минут. Такими усилиями, безусловно, успеха ждать особо и не стоит. Принято считать, что основным показателем успеха работы издания в социальных сетях является количество «лайков» и комментариев. Начиная со статьи «Как дела, Рустам Нургалиевич? Мицнниханов встретился с Путиным», где речь идет о встрече Президента Татарстана Рустама Минниханова с Президентом России Владимиром Путиным, и которая является на момент анализа (23 декабря 2017 г.) последней в ленте, лишь в одиннадцатой по счету после нее записи («Новый Год все равно наступит. Как его встречают представители духовенства?») удалось обнаружить один «лайк» и комментарий пользователя. Фатих Хабиб в своей записи рассуждает о том, что Дед Мороз является одним из персонажей славянской религии, и что ни к исламу, ни к татарскому народу он не имеет никакого отношения. Анализируя «лайки» и комментарии в сообществе «Ватаным Татарстан» в «Фейсбуке», необходимо отметить их малое количество. К тому же, в период с 15 ноября по 23 декабря 2017 г. нами не было обнаружено ни одного материала, который вызвал бы дискуссию среди подписчиков. Говоря о контенте сообщества, то в ленте публикуются лиды статей, размещенных на сайте.

В сообществе в сети «ВКонтакте» «Ватаным Татарстан» имеет большее количество подписчиков - 2936. В качестве приветствия посетителей сообщества в статусе написано: «Здесь самые интересные публикации газеты «Ватаным Татарстан». Действительно, в отличие от «Фейс-бука», здесь публикуются выдержи из статей, но оценить это желанием редакции вызвать у пользователей интригу не представляется возможным. Порой вне контекста читателю не совсем понятно, о чем идет речь в представленном отрывке, а иногда вызывают много вопросов фактические моменты. Допустим, в записи от 19 декабря 2017 года, где речь идет о программе строительства фельдшерско-акушерских пунктов на селе, приводится цитата заместителя министра. Но не понятно, о каком именно заместителе министра идет речь. Лишь пройдя по ссылке, можно получить ответ на данный вопрос. Если даже это вызвано желанием создать интригу, то мы оцениваем это как не совсем удачный пример.

Еще один момент, который вызывает недоумение, это фотография записи, на которой изображен белый медведь, хотя речь идет о ФАПах на селе,

где, как правило, белые медведи не водятся. Это также не совсем удачная иллюстрация, которая не раскрывает суть материала. Лишь пройдя на сайт и прочитав материал полностью, пользователь узнает о том, что здесь помимо прочего речь идет об открытии в Казани зоопарка. В случае с сайтом использование фотографии белого медведя уместно, чего не скажешь о посте данной статьи в социальной сети, где использован лишь один небольшой текстовый фрагмент. Данная ситуация наталкивает нас на мысль о том, что в сообществах газеты «Ватаным Татарстан» не используется индивидуальный подход.

Сравнивая с «Фейсбуком», в сообществе в сети «ВКонтакте» мы насчитали большее количество не только «лайк»ов, но и репостов. Так, материал от 15 декабря 2017 года, в которой приводится проповедь имам-хатыйба Юсуфа Давлетшина, набрал 13 «лайк»ов и 4 репоста. Запись, в которой речь идет о победе журналиста издания Гульгены Шигаповой во всероссийском конкурсе «Золотой гонг», «лайк»нуло 40 подписчиков. Одним из самых активных пользователей-комментаторов в данном сообществе является Иль-сур Хасанов, которого в большей степени волнуют вопросы политического характера и проблемы межнациональных отношений.

В социальной сети «ВКонтакте» обращает на себя внимание содержательное наполнение сообщества, где имеются видео и аудиозаписи на татарском языке, указан номер телефона редакции, и группы, на которые подписано сообщество «Ватаным Татарстан».

Газета «Шэхри Казан» - общественно-политическое издание на татарском языке, в котором освещается как городская, так и сельская тематика. Издается с 1990 года. Тираж - 4804 экземпляров. Газета выходит с периодичностью три раза в неделю. Издание представлено во всех популярных социальных сетях, в том числе, в «Одноклассниках», «Ютубе», «Телеграме».

В «Фейсбуке» на сообщество «Шэхри Казан» подписано 532 человека. Записи публикуются в течение всего дня, например, 18 декабря 2017 года в период с 10:30 до 20:03 всего выставлено 19 постов, 7 декабря с 9:42 до 16:54 - 11 постов. «Лайки», комментарии практически отсутствуют. Примечательно, что с марта по сентябрь в сообществе выкладывались видеоанонсы вышедших в свет номеров, каждый из которых в среднем набирал около 40 просмотров. В отличие

от «Ватаным Татарстан», где в социальных сетях используются лиды статей, «Шэхри Казан» публикует ссылки на материалы, где отображается фотография и заголовок материала.

В сообществе в сети «ВКонтакте» у «Шэхри Казан» подписчиков заметно больше - 7972. Здесь материалы выкладываются в течение дня, так же, как и в «Фейсбуке», публикуются заголовок материала, ссылка на сайт и фотография. Некоторые посты сопровождаются аудио- и видеофайлами. Старания модератора не остаются незамеченными со стороны пользователей, так как «лайков» в данной социальной сети намного больше. Запись от 22 декабря с заголовком «Сестра Хании Фархи: «В твоем платье - тепло твоей души, твой вкусный запах и любовь зрителей», в которой речь идет о покойной певице Хании Фархи, набрала 136 «лайков», 31 репост и 5,8 тысяч просмотров. К записи прикреплено 4 аудиозаписи Хании Фархи.

Иногда в ленте сообщества появляются записи на русском языке. В записи от 21 декабря 2017 года, в которой говорится о том, что Президент Татарстана поручил министру финансов РТ в кратчайшие сроки проработать вопрос об увеличении зарплат населения, пользователь Анис Галимзя-нов высказывает свое недовольство тем, почему пост написан не на татарском языке. Администратор сообщества на данное сообщение никак не отреагировал. Пользователь Чингиз Арифул-лин под записью от 5 декабря 2017 года «Полумесячная норма осадков за два дня: это только начало?!» спрашивает, почему новость написана не на языке издания. Комментарий, который поддержан двумя «лайками» пользователей, также остался без ответа.

В «Твиттере» у «Шэхри Казан» насчитывается 802 читателя, 23 тысячи твита. Посты выкладываются по аналогичному принципу: заголовок, ссылка и фотография. Несмотря на то, что общее количество «лайков» составляет 4590, проведенный нами анализ показал, что лишь один из 15-20 записей имеет по одному «лайку» и репосту.

Что касается деятельности в «Инстаграме», где на странице «Шэхри Казан» имеется 544 постов и 6384 фолловеров, то есть подписчиков, чувствуется индивидуальный подход. Здесь акцент делается на то, в каких условиях и каким образом журналисты готовят свои материалы, одним словом, здесь скапливается эксклюзив

издания, которого нет в остальных социальных сетях.

В ходе анализа мы обратили внимание на то, что свои хештеги (ключевые слова) национальные издания активнее всего используют в «Ин-стаграме». Самые популярные хештеги газеты «Шэхри Казан» - #ШахриКазан #ShahriKazan #ШэхриКазан. В продолжение темы стоит отметить интересную находку, которую редакция перенесла из бумажной версии издания в социальные сети. Под хештегом #тормышфэлсэфэсе (философия жизни) публикуются цитаты и изречения из писем читателей, которые, по мнению редакции, обладают глубоким смыслом. В посте от 13 декабря 2017 года читатели могут ознакомиться с мнением бабушки Разии из Сабинского района Татарстана, в котором она говорит, что если женщина хоть в раз в жизни в руки возьмет молоток, то она всю жизнь будет выполнять мужскую работу. Поэтому читательница призывает прекрасную половину человечества не хвататься за этот инструмент.

В «Инстаграме», так же как и в «Фейсбуке», можно найти видеоанонсы вышедших номеров газеты, которые в среднем набрали около 200 просмотров. Комментариев, как и в остальных сообществах газеты, практически нет.

Газета «Акчарлак» - одно из ведущих национальных изданий на территории Татарстана, которое издается с 2001 года. «Акчарлак» освещает политическую, социально-экономическую, культурную, религиозную жизнь республики, страны и мира. Учредитель - народный артист республики Габдельфат Сафин. Газета выходит с периодичностью один раз в неделю. Тираж составляет свыше 40 тысяч экземпляров. «Акчарлак» является многократным обладателем премии «Тираж - рекорд года». Издание ведет свою деятельность в двух социальных сетях - «ВКонтак-те» и «Инстаграме». Количество подписчиков в обеих сетях впечатляет.

В соцсети «ВКонтакте» на сообщество «Ак-чарлак» подписано 18316 человек. Записи выкладываются в течение всего дня, чаще всего используется аналогичный принцип «заголовок, ссылка на сайт, фотография». Тем не менее, этого достаточно для того, чтобы привлечь пользователей к активной дискуссии. Порой модератор прибегает к методу опроса, который набирает много откликов. Так, 19 ноября 2017 года издание обращается к своим подписчикам с вопросом

о том, кто должен отвечать за семейный бюджет. Всего получено 16 ответов, среди которых есть такие, как «у того, у кого голова лучше варит», «карман» должен быть общим», «если мужчина будет отдавать заработанные деньги своей жене, то было бы безопаснее» и т. д. В опросе приняли участие как женщины, так и мужчины.

На вопрос от 9 ноября того же года о том, понравился ли нынешний концерт эстрадных певцов Гузель Уразовой и Ильдара Хакимова, откликнулся 101 пользователь. Кроме того, в летне-осенний период «Акчарлак» интересуется у своих подписчиков тем, кому какой урожай удалось собрать. По итогам журналисты издания выезжают к обладателям самых необычных овощей и фруктов, которые впоследствии становятся героями публикаций. Это ситуация демонстрирует проявление принципа гражданской журналистики, когда аудитория, делясь информацией и фотоматериалами, выступает в роли источника информации.

В фотоальбоме сообщества выложены фотографии сотрудников редакции, во вкладке «видеозаписи» имеются клипы, анонсы концертов учредителя газеты Габдельфата Сафина, а также видео из жизни редакции. Некоторые собственные видео набирают тысячи просмотров.

Еще одна находка, которая вызвала большой интерес среди читателей, связан с конкурсом под хештегом #минемигезэгем (мой близнец), где по условиям необходимо найти человека, максимально похожего на звезду татарской эстрады. Подобные фотографии двойников в ленте публикуются часто, набирают большое количество «лайков» и комментариев, где пользователи обсуждают, похож ли представленный двойник или нет. Пост от 13 ноября, в котором запечатлена девушка из Ростова-на-Дону Екатерина Савран, похожая на певицу Ильсию Бадретдино-ву, набрал 262 «лайка», 52 комментария и 8,9 тысяч просмотров. Пользователи, обсуждая схожесть двух девушек, также разделились во мнениях.

В «Инстаграме» у «Акчарлак» 1813 поста, 30 тысяч фолловеров. Как и в случае с «Шэхри Казан», здесь также используются хештеги #акчарлакгазетасы #казан #татарстан #шоубиз-нес. В «Инстаграме» издание выкладывает те же фотографии, что и во «ВКонтакте», но иногда вносятся дополнения, не смотря на это, все посты набирают большое количество «лайков». Наибольший интерес аудитории, как и в случае

с «ВКонтакте», вызывают материалы по конкурсу двойников.

«Акчарлак» в обеих социальных сетях проводит розыгрыши билетов на концерты. По условиям, которые были объявлены 29 ноября, необходимо сделать репост записи о конкурсе и о предстоящем концерте на свою страницу, затем, зайдя на сайт издания, указать свой порядковый номер. Победители случайным образом определяются генератором чисел. Данный пост о конкурсе в сети «ВКонтакте» набрал 199 «лайк»ов, 66 репостов, 15 тысяч просмотров, в «Инстаграме» - 427 «лай-ков». Благодаря данному методу, можно привлечь внимание аудитории как к сообществам газеты, так и к самому сайту.

Относительно газет «Шэхри Казан» и «Акчар-лак» можно сказать, что работе в социальных сетях уделяется пристальное внимание. На сайте «Шэхри Казан» не удалось найти информацию о сотрудниках редакции, зато на сайте «Акчар-лак» мы узнали о том, что формированием контента сайта, видимо, и сообществ в социальных сетях занимается «контент-менеджер, журналист Румия Сайфуллина».

Сравнивая «Шэхри Казан» и «Акчарлак», необходимо перечислить преимущества газеты «Акчарлак», благодаря чему ей удается приковать к себе столь большое внимание аудитории. Во-первых, данное издание является не государственным, а частным, поэтому контент, минуя определенные барьеры и рамки, формируется при менее регламентированных условиях.

Во-вторых, модератор использует принцип «броских и громких» заголовков. Он не просто копирует заголовки материалов с сайта, но иногда и переделывает, придавая им в социальных сетях «притягательность». В качестве примера приведем статью, заголовок которой дословно переводится как «Недоношенные дети нуждаются в теплоте». В социальной сети модератор использовал другой заголовок. Он использовал из контекста микротекст о том, как одна пенсионерка в рамках проекта «28 петель» занимается оказанием помощи для малышей. В итоге, в дословном переводе получился такой заголовок: «88-летняя Мадина ханум за один присест вяжет 40 пар крошечных носков», к данной записи прикреплена и фотография пенсионерки. Если сравнивать заголовок на сайте и в социальной сети, второй вариант, безусловно, вызывает больший интерес у аудитории своей неординарностью.

Третий фактор, влияющий на активное участие пользователей в работе сообществ издания, связан с розыгрышем подарков, билетов на концерты. Природой так заложено, что большинство людей не упускает возможности безвозмездного получения подарка.

Говоря вообще о роли модераторов сайта и сообществ в социальных сетях, главный редактор газеты «Республика Татарстан» Александр Латышев на круглом столе, посвященном обсуждению перспектив развития печатных изданий, отметил, что вся проблема упирается в кадры1. По его словам, в газете «Республика Татарстан» отсутствуют специалисты, которые грамотно продвигали бы интересы издания в интернете. А если привлекать специалистов со стороны, то это накладно для бюджета. «Возможно, имеет смысл создать в республике некий техноцентр, где проводить обучение нужных кадров», - озвучил свою идею главный редактор.

Главным условием выживаемости газет Александр Латышев видит в конвергенции печатной версии издания и его мультимедийной редакции. Тем не менее, главный редактор выделяет ряд преимуществ, которыми обладают традиционные СМИ. Во-первых, это грамотно написанные и выверенные несколькими уровнями специалистов тексты, во-вторых, тщательно отобранные и проверенные факты. А. Латышев также отмечает тот факт, что для написания эксклюзивных материалов на сайт издания, которые в дальнейшем транслируются в социальных сетях, не предусмотрены гонорары. Он ссылается на то, что в уставе не упоминается электронная версия издания. По мнению Латышева, большая ответственность связана с модерацией комментариев. Председатель Союза журналистов Татарстана Римма Ратникова, поддержав коллегу, предложила на сайте писать о том, что повлечет за собой написание комментариев, которые не отвечают требованиям законодательства2.

Главный редактор журнала «Казань» Юрий Балашов отмечает, что конкуренция традиционных СМИ с интернетом связана не только со скоростью передачи информации, а с тем, что в интернете, в том числе в социальных сетях, события транслируются без какой-либо интерпретации, пользователь сам делает выводы на основе «го-

1 Чеснокова Е. И все-таки они будут // Республика Татарстан. 2017. 25 апр. С. 4.

2 Там же.

лых фактов». «Хуже опасности, чем полуправда, для СМИ вообще и для печатных в особенности нет», - утверждает он3.

Заведующий кафедрой татарской журналистики Казанского федерального университета Васил Гарифуллин обращает внимание на то, что некоторые авторитетные издания имеют не особо презентабельный и не активно функционирую -щий сайт. Учитывая, что люди нового поколения информацию в основном черпают из интернета, в том числе из социальных сетей, авторитетным изданиям не всегда удается донести до интернет-аудитории свой качественный информационный продукт. В качестве положительного примера успешного присутствия в социальных сетях приводится журнал на татарском языке «Сююмби-ке», а также журнал «Казан утлары» («Огни Казани»), на сайте которого известные деятели культуры ведут свои блоги4.

Нельзя сказать, что наличие у СМИ сообщества в социальной сети гарантирует им успех. Для того чтобы добиться внимания аудитории и поддерживать его, редакции необходимо находить эффективные формы коммуникации, а также уметь адаптироваться к динамично развивающимся форматам. Скажем, британский журналист Дэвид Рэндалл, анализируя основные этапы и тенденции развития журналистики, в своей книге «Универсальный журналист» отмечает, что успех в журналистском деле зависит от «удачной адаптации к новым условиям спроса и предложения» [4, с. 215].

Отечественные исследователи также отмечают, что традиционные СМИ в части воздействия на общественное мнение теряют свои позиции. «Пользователи социальных сетей, обладающие большим социальным капиталом, оказываются более весомыми, чем некоторые федеральные медиа, и это реальность, с которой приходится считаться», - констатируют они [6, с. 19].

На основе проведенного нами анализа можно положительно оценить интеграцию национальных СМИ Республики Татарстан с наиболее популярными социальными сетями, а также адаптацию к новым реалиям.

Если перейти к преимуществам социальных сетей перед традиционными СМИ, в первую очередь отметим неограниченность аудитории.

3 Там же.

4 Там же.

Но для привлечения внимания необходимо применять различные меры стимулирования. Одним из подобных удачных примеров можно назвать проведение опросов на самые злободневные темы и актуальные вопросы, волнующие население. Однако проведением опроса не стоит ограничиваться, нужно, чтобы голос пользователей был услышан, тем самым, они почувствуют свою сопричастность в рассмотрении, а может и в решении того или иного вопроса. Это явление можно отнести к активному использованию принципа «гражданской журналистики», когда читатель выступает в роли соавтора журналиста. Еще один пример привлечения аудитории - проведение розыгрышей призов, билетов на концерты. Определение победителей должно проходить в максимально открытой форме, чтобы у пользователей не возникало сомнений.

Вторая особенность работы национальных СМИ в социальных сетях - более широкие возможности свободы слова. В традиционном варианте отзывы и письма читателей проходят процесс редактирования, а в социальных сетях записи пользователей публикуются в неизменном виде. Хотя у модераторов сообществ и нет возможности видоизменять тексты пользователей, но записи, не соответствующие требованиям редакции, могут быть удалены. Проанализировав комментарии в сообществах национальных изданий в социальных сетях, мы пришли к выводу, что пользователи чаще всего откликаются на политические, национальные темы и на события в сфере шоу-бизнеса.

Третья особенность зависит от контента, что напрямую находит отражение в социальных сетях. Частные издания, по сравнению с государственными, по своей природе имеют меньше ограничений, и аудитория у них соответствующая - та, которая охотно идет на общение и легко поддается «провокации» модераторов. Аудитория официальных изданий больше склонна не к обсуждению, а к ознакомлению с информацией, представленной на страницах периодики.

Переходя к недостаткам функционирования традиционных СМИ в социальных сетях, отметим, что для многих из них характерно прямое транслирование контента из сайта в соцсети. По сути, сайт является единственным источником контента для сообществ в таких социальных сетях, как «Фейсбук», «ВКонтакте», «Твиттер», тогда как в «Инстаграме» наблюдается развитие уникального контента.

Литература

1. Нестерова Д. А., Поляева Н. К. Аккаунты интернет-изданий в социальных сетях: своеобразие лексики // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 07 (19). URL: http://naukarastudent.ru/ 19/2832 (дата обращения 20.12.2017).

2. Поварницына М. В. Специфика социальной сети «Фейсбук» как коммуникативной среды // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2017. № 5 (52). С. 76-79.

3. Пустовалов А. В., Ишматов М. Ш. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения // Вестник Пермского университета, Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 4 (24). С. 227-239.

4. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб.: Национальный институт прессы, 1999. 215 с.

5. Соколов Г. А., Мансурова В. Д. Традиционные СМИ: экспансия в социальные сети // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2013. № 10. С. 320-322.

6. Шатина Н. В., Шатин И. Н. Политическое прост -ранство российского сегмента социальной сети «Фейсбук» // Российский государственный гуманитарный университет НПО «Общественный вердикт». 2015. № 11 (54). С. 18-30.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Nesterova D. A., Polyaeva, N. K. Akkaunty internet-izdanij v social'nyh setyah: svoeobrazie leksiki [Accounts of Internet publications in social networks: peculiar vocabulary]. Nauka-rastudent.ru, 2015, no. 07 (19). Available at: http:// naukarastudent.ru/19/2832 (accessed 20.12.2017). (In Russ).

2. Povarnitsyna M. V. Spetsifika sotsial'noj seti «Fejsbuk» kak kommunikativnoj sredy [Specificity of the social network «Facebook» as a communicative environment] // Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGSPU «Grani poznaniya» = Electronic scientific and educational journal of the VSPU "Borders of knowledge", 2017, no. 5 (52), pp. 76-79. (In Russ).

3. Pustovalov A. V., Ishmatov M. Sh. Novosti SMI v sotsi-al'nyh setyah: perspektivy uspeshnogo rasprostraneniya [News of mass media in social networks: prospects of successful dissemination]. Vestnik Permskogo universiteta, Rossijskaya i za-rubezhnaya filologiya = Bulletin of Perm University, Russian and foreign philology, 2013, vol. 4 (24), pp. 227-239. (In Russ).

4. Randall D. Universal'nyj zhurnalist [Universal journalist]. Saint Petersburg: National Press Institute, 1999, 215 p. (In Russ).

5. Sokolov G. A., Mansurova V. D. Traditsionnye SMI: ehk-spansiya v social'nye seti [Traditional mass media: expansion in social networks]. Trudy molodyh uchenyh Altajskogo gosudarst-vennogo universiteta = Proceedings of young scientists of the Altai State University, 2013, no. 10, pp. 320-322. (In Russ).

6. Shatina N. V., Shatin I. N. Politicheskoe prostranstvo ros-sijskogo segmenta sotsial'noj seti «Fejsbuk» [The political world of the Russian segment of the social network «Facebook»]. Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet NPO «Obshchestvennyj verdikt» = Russian State Humanitarian University NGO "Public Verdict", 2015, no. 11 (54), pp. 18-30. (In Russ).

Статья поступила в редакцию 17.04.2018 г.

Submitted 17.04.2018.

Для цитирования: Гарифуллин В. З., Закиров Л. Р. Интеграция национальных СМИ с социальными сетями (на примере СМИ Республики Татарстан) // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 3. С. 136-145. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-136-145

Citation for an article: Garifullin V. Z., Zakirov L. R. Integration of the national media with social networks (by the example of mass media of the Republic of Tatarstan). Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 3, pp. 136-145. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-136-145

Гарифуллин Васил Загитович, доктор филологических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, vasilgarifullin@mail.ru

Закиров Линар Рустамович, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, vasUgarifuUm@maiL ги

Vasil Z. Garifullin, Ph. D. (Philology), professor, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, vasilgarifullin@mail.ru

Linar R. Zakirov, graduate student, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, vasilgarifullin@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.