Научная статья на тему 'Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования в одном учебном заведении - перспективное и эффективное направление дальнейшего развития профессионального образования'

Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования в одном учебном заведении - перспективное и эффективное направление дальнейшего развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худолий Николай Григорьевич

Рассматриваются вопросы интеграции уровней профессионального образования. Отражены концептуальные подходы к организации интегрированного профессионального учебного заведения. Показан опыт Якутского государственного инженерно-технического института по реализации интегрированного многоуровневого профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования в одном учебном заведении - перспективное и эффективное направление дальнейшего развития профессионального образования»

уровень обученности учащихся, устанавливаемый посредством организации итоговых, рубежных, тестовых контрольных работ, определяется учебными стандартами. Уровень ненормируемой деятельности должен устанавливаться специфическими параметрами.

Механизмом оценки качества образования является аттестация качества образования, а основным методом оценки качества образования -мониторинг.

Мониторинг, как управленческая функция, средство оценки, метод отслеживания реальных результатов системы образования, подразумевает обязательное наличие норм, фиксированных целей, стандартов, в сравнении с которыми рассматриваются промежуточные показатели.

Литература

1. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Просвещение, 2001.

2. Мишин В.М. Управление качеством образования. - М., 2000.

3. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. - М., 2000.

4. Концепция управления качеством образования. - Пермь, 1997.

5. Внутришкольное управление: Словарь-справочник / Под ред. A.M. Моисеева, - М, 1998.

6. Шишов С.Е., Калъней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 2000.

7. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалимет-рии. - М.: Изд-во стандартов, 1973.

8. Глычев A.B., Панов В.П., Азгальдов Г.Г. Что такое качество? - М.: Экономика, 1968.

УДК 378

Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования в одном учебном заведении - перспективное и эффективное направление дальнейшего развития профессионального образования

Н.Г. Худолий

Рассматриваются вопросы интеграции уровней профессионального образования. Отражены концептуальные подходы к организации интегрированного профессионального учебного заведения. Показан опыт Якутского государственного инженерно-технического института по реализации интегрированного многоуровневого профессионального образования.

In this article are examined issues of integration of professional education's leves. The article reflects conceptional approaches to organize professional educational institutions. There was shown experience of Yakut State Engineering Technical Institite and implementation of integrational multilevel professional education.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики профессионального образования последних лет утверждает нас в том, что самым перспективным и эффективным направлением дальнейшего развития системы профессионального развития, несомненной мировой тенденцией в XXI веке является непрерывное профессиональное образование на основе интеграции его ступеней и уровней.

ХУДОЛИЙ Николай Григорьевич - к.п.н., ректор ЯГИТИ.

Исходя из этой мировой тенденции, в 2000 г. Указом первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева создано уникальное, единственное по своей сути образовательное учреждение - Якутский государственный инженерно-технический институт (ЯГИТИ), в котором автономно и интегрирование осуществляется подготовка рабочих, техников и инженеров в одном учебном заведении.

Созданию инновационного образовательного учреждения, интегрирующего начальное, среднее и высшее профессиональное образование,

ИНТЕГРАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

предшествовали творческий поиск, включение в научно-исследовательскую работу по проблемам интеграции всего коллектива института. Возглавила эту работу и внесла решающий вклад проректор по научной работе Кирикова Зинаида Захаровна — кандидат педагогических наук.

Изучение и теоретический анализ философской, психологическо-педагогической литературы, касающейся обеспечения непрерывности образовательной системы в целом, помогли нам вычленить наиболее важные положения по проблеме человека, личности, свободы личности, свободы творчества, мотивации, мотивов, интересов, потребности личности, личностно-профессионального становления специалиста, которые считаем необходимыми для решения поставленных перед нами задач. Они составляют наши концептуально-методологические подходы к исследованию общепедагогических, технологических, организационно-управленческих проблем осуществления деятельности интегрированного профессионального учебного заведения, обеспечивающего непрерывность образования и становления личности специалиста.

Во-первых, наш подход к учащемуся и студенту определяется пониманием его как человека целостного, носителя духовного начала, свободного в своих выборах познания и деятельности, наделённого природой на постоянное непрерывное саморазвитие, самостановление на основе самотворчества.

Во-вторых, организуя педагогическую деятельность в интегрированном профессиональном учебном заведении инновационного типа, мы исходим из того, что образовательное пространство в нем должно обеспечивать непрерывность становления будущего специалиста. При этом важно ориентироваться на то, что завтрашний специалист — это не столько простой исполнитель определённой социальной роли, детерминированный внешними условиями, а сколько творческая, созидающая личность. Личность специа-листа-профессионала созидается через развитие и саморазвитие, в процессе которого вызревают личностные качества труженика, новообразования в личности, способствующие творческой самореализации.

В-третьих, на основе философского положения об индивидуально-особенном в человеке, его уникальности, самобытности, неповторимости считаем целесообразным ориентироваться на индивидуально-творческий подход в подготовке специалиста-профессионала. В связи с этим целесообразно в соответствии с законами инте-

грации и непрерывности в обществе модернизировать содержание и технологию учебно-познавательной деятельности, совершенствовать систему воспитательной и организационно-управленческой работы в учебном заведении.

В-четвертых, понимание специалиста как субъекта трудовой деятельности позволяет определить организационно-педагогическое и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении через призму деятельностного подхода, который ориентирован не только на предметный результат труда, но и на созидание самой личности субъекта труда. На основе такого подхода трудовая деятельность в профессиональном учебном заведении нового типа выделяется в качестве структурообразующего элемента развития и саморазвития личности квалифицированного специалиста.

В-пятых, решение ряда вопросов в нашем исследовании определяется на основе осмысления категории свободы личности, что позволяет выдвинуть ряд положений. Прежде всего, свобода человека — не выражение проективно-конструктивного отношения к миру, как это было на практике техногенной цивилизации, когда свобода от внешней зависимости достигается путем овладения окружением с помощью разнообразной инструментальной техники, которая в свою очередь, порабощая человека, лишает его свободы. В данном случае только гуманитаризация образования и гуманизация педагогического процесса могут помочь человеку обрести свободу.

Далее философское положение о том, что гуманистический идеал свободы человека, являющейся основой его творчества и саморазвития, может реализоваться на практике в виде стратегии ненасилия по отношению к человеку и к внешнему миру. Свобода личности, таким образом, основывается на установлении равноправных партнёрских отношений между людьми («ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными») и с тем, что находится вне человека.

В-шестых, мотивация как регулятор деятельности помогает человеку определить иерархию значимых для него ценностей, что является основополагающим в становлении личности рабочего, техника и инженера. Высший уровень мотивации связан с возникновением внутренних мотивов, которые рождаются в процессе самостоятельной творческой деятельности. Наше исследование направлено на поиск рациональ-

ных видов деятельности в процессе учебно-воспитательной работы в профессиональном учебном заведении, которые формируют потребности и внутренние мотивы, обеспечивающие простор для работы и развития активности и творческих сил личности.

Таковы основные концептуальные позиции, которые определяют наши методологические подходы к разработке положений разработанной нами концепции организационно-педагогического обеспечения деятельности интегрированного профессионального учебного заведения нового типа в системе непрерывного образования.

Четырёхлетняя творческая работа коллектива ЯГИТИ внесла весомый вклад в теорию и практику непрерывного профессионального образования, интеграцию разных уровней и ступеней профессионального образования. Нами создано высшее инновационное образовательное учреждение, интегрирующее начальное, среднее и высшее профессиональное образование в одном учебном заведении. Основу его функционирования составляет созданное в нём интегрированное образовательное пространство, в котором в корне изменилось содержание, технология обучения и воспитания и структура управления высшим учебным заведением. На новой основе организован учебный процесс. В этом интегрированном образовательном учреждении:

■ созданы реальные возможности подготовки инженера нового типа - практико-ориентированного, владеющего после окончания вуза 1-2 рабочими специальностями, квалификацией техника, фундаментальными инженерными знаниями, использующего в своей практической деятельности информационные технологии и знающего хотя бы один иностранный язык на профессиональной основе;

■ на базе широкой и глубокой дифференциации и индивидуализации открылись практические возможности для личностно ориентированного обучения и воспитания студентов и учащихся;

■ разработаны и внедрены организационно-педагогические условия создания и функционирования высшего образовательного учреждения, интегрирующего начальное, среднее и высшее профессиональное образование в одном учебном заведении, что является практическим учебно-методическим пособием для других высших учебных заведений;

■ создан и успешно функционирует интегрированный единый коллектив из профессорско-преподавательского состава и инженерно-

педагогических работников, которые объединены единством целей и задач;

■ разработаны и практически использованы научно-методические основы интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования;

■ выявлены и подтверждены на практике бесспорные преимущества инновационного образовательного учреждения (эффективное и рациональное использование учебных площадей, учебно-материальной базы, высокие социальные гарантии и конкурентоспособность выпускников, сокращение сроков обучения, возможность выпускников 9-х классов получать высшее профессиональное образование, хороший морально-психологический климат в ученической и студенческой среде, появление ранней внутренней мотивации на получение соответствующей профессии и т.д.);

■ осуществляется постоянное и эффективное взаимное обогащение ученического и студенческого коллективов, профессорско-преподавательского состава и инженерно-педагогических работников;

■ повысился авторитет и престижность интегрированного образовательного учреждения среди молодёжи и общественности республики. Самый низкий конкурс по одной технической специальности в 2003 г. составил 17 человек на место, а по остальным — не менее 30 человек;

■ разработана и успешно внедрена модель интегрированного специалиста, практико-ориенти-рованного инженера;

■ творческий коллектив продолжает разрабатывать стандарт интегрированного специалиста;

■ институт стал федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации по проблеме «Реализация модели многоуровневого профессионального образования в условиях высшего учебного заведения»;

■ главный итог творческой работы коллектива института - это практическое подтверждение концептуальных теоретических и методологических подходов коллектива по решению проблемы обеспечения непрерывности в сфере профессионального образования, интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования в одном высшем учебном заведении.

Полученные в исследовании результаты в своей совокупности представляют собой решение крупной научной проблемы - организационно-педагогическое обеспечение интегрированных процессов в системе непрерывного профес-

ИНТЕГРАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

сионального образования. Научная новизна исследования определяется следующим:

■ выявлено, что регионализация, обусловленная спецификой социально-экономических, природных, демографических, культурных условий, является одним из важнейших факторов, определяющих рациональные организационно-педагогические основы развития образования в стране, состоящей из территорий, глубоко отличающихся друг от друга по многим таксономическим характеристикам;

■ научно обоснована и опытно-экспериментальным путём проверена оптимальность модели инновационного типа учебного заведения, интегрирующего начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Опытная работа доказала, что в инновационном учебном заведении, интегрирующем три уровня профессионального образования, готовятся специалисты высокой квалификации, прошедшие трудовую школу от рабочего до инженера и способные работать в экстремальных климатических и технологических условиях;

■ разработаны и сформулированы концептуальные подходы, теоретико-методологические положения, раскрывающие организационно-педагогические основы интеграционных процессов в системе непрерывного профессионального образования;

■ обоснованы принципы, на основе которых реализуются интеграционные процессы в системе профессионального образования: преемственность уровней, не только включающая комплексность содержания, технологии обучения и

воспитания, но и углубляющая специализацию на всех ступенях и обеспечивающая кооперацию деятельности всех организационных структур учебного заведения; гибкость и вариативность образовательных программ, реализующая индивидуализацию и дифференциацию обучения в соответствии с общественными потребностями, личными способностями и индивидуальными особенностями каждого и позволяющая учащемуся и студенту проявить свободу и самостоятельность в выборе своей образовательной траектории с учетом не только личностных, но и региональных социальных, экономических и других факторов; единство и целостность обра-зовательно-воспитательного пространства, создающие функционально ориентированную учебную среду для осуществления разнообразных вариантов обучения, для формирования и развития у обучающихся профессиональных, личностных, гражданских качеств, обеспечивая как готовность и способность учащегося к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию, так и деятельность педагога-фасилитатора, стимулирующего и помогающего учащемуся в процессе самообразования и самостановления;

■ обосновано и опытным путем доказано, что рациональность интеграции уровней и ступеней профессионального образования обеспечивается линейной стратегией, которая связана с организационно-структурной перестройкой образовательной системы и реорганизует её, выстраивая вертикальную структуру в учебном заведении, обеспечивающую преемственность, взаимообусловленность, целостность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.