Научная статья на тему 'Интеграция медиаторских судов кабардинцев в правовую систему Российской империи в XIX В. '

Интеграция медиаторских судов кабардинцев в правовую систему Российской империи в XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБАРДИНЦЫ / СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / МЕДИАТОРСКИЙ СУД / СОЦИОНОРМАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / THE KABARDIANS / COURT / JUDICIAL SYSTEM / INTERMEDIARY COURTS / STANDARD CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абазов Алексей Хасанович

В статье исследуются особенности функционирования медиаторских судов у кабардинцев и условия их интеграции в судебную систему Российской империи в XIX в. Устанавливается, что в этот период в системе правосудия Кабарды использовались те элементы традиционной соционормативной культуры кабардинцев, которые не противоречили российским законам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration of intermediary courts of the Kabardians in law system of the Russian Empire in the XIX century

The article investigates the intermediary courts of the Kabardians and their integration into judicial system of the Russian Empire in the XIX century. It claims that during this period the system of justice of Kabarda applied those elements of traditional standard culture of the Kabardians which didn’t contradict the Russian laws.

Текст научной работы на тему «Интеграция медиаторских судов кабардинцев в правовую систему Российской империи в XIX В. »

УДК 39:34

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 4

А. Х. Абазов

ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАТОРСКИХ СУДОВ КАБАРДИНЦЕВ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX в.*

В конце XVIII — XIX в. в Кабарде поэтапно происходило формирование многоуровневой судебной системы. Судебные органы представляли собой сложноподчиненную иерархию, каждое звено которой выполняло строго определенные функции. В ходе интеграции Кабарды в правовое пространство Российской империи власти пытались сохранить основные элементы традиционной соционормативной культуры кабардинцев и вырабатывали определенные модели их функционирования в судах, создаваемых по российскому образцу. В этой системе значимое место занимали меди-аторские (посреднические) суды кабардинцев.

Некоторые аспекты функционирования медиаторских судов кабардинцев рассматривались в трудах Н. Ф. Грабовского [1], В. К. Гарданова [2], И. Л. Бабич [3], Х. М. Ду-манова и Ю. М. Кетова [4], Д. Н. Прасолова [5], А. Х. Абазова [6] и др. Однако до сих пор эта тема не стала предметом специального исследования. Целью настоящей статьи является характеристика основных направлений деятельности медиаторских судов кабардинцев и определение их места в судебной системе Российской империи в XIX в.

Принципы организации медиаторских разбирательств имели схожие черты с традиционными судебными институтами, функционировавшими в Кабарде до включения в состав Российской империи. Большинство исследований о судопроизводстве у кабардинцев в XVII — XVIII вв. основываются на сведениях Ш. Б. Ногмова, который указывал на народное предание о создании в первой половине XVI в. судов «хеезжа» и «хе» («хей») верховным князей Кабарды Бесланом Джанхотовым [7, с. 113]. Он отмечал, что «Беслан (Б. Джанхотов. — А. А.) в продолжение управления своего кабардинским народом желал улучшить и упрочить его благосостояние, и для оказания всякому правосудия первый учредил в своих аулах, в каждом по одному "хеезжа", т. е. третейский суд, в котором разбирались все дела, кроме уголовных, и жалобы местных жителей... Жалобы же на судей, так же и относящиеся до всего народа дела решались под председательством самого князя "хе", т. е. в главном суде, учреждавшемся в постоянном месте жительства князя» [7, с. 113; 8, с. 61]. В последующем некоторые элементы традиционного судопроизводства кабардинцев применялись в различных судах, создаваемых российскими властями в регионе, а именно: родовыми судами и расправами (1793-1807), духовными судами — мехкеме (1807-1822), Кабардинским временным судом (1822-1858), Кабардинским окружным народным судом (1858-1870), Нальчикским горским словесным судом (1870-1917).

В XIX в. медиаторы (судьи, посредники) в своей деятельности руководствовались нормами обычного права кабардинцев и шариата. Кабардинцы для обозначения

* Статья подготовлена в рамках выполнения работ по соглашению, заключенному с Министерством образования и науки РФ по заявке № 2012-1.4-12-000-3001-005 «Актуальные вопросы истории Российской государственности: ГК^^ вв.», мероприятия 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

© А. Х. Абазов, 2012

медиаторских судов применяли специальный термин — мэндэтыр [9, оп. 1, ед. хр. 14, л. 1]. Медиаторский суд, в котором дела разбирались на основе норм шариата, обозначался как шэрихьэт суд [6, с. 268].

Деятельность медиаторских судов в XIX в. не носила постоянного характера. Заседания назначались по мере поступления жалоб или просьб о производстве разбирательств. Заявителями традиционно могли быть как потерпевший и его близкие родственники, так и любое заинтересованное лицо. Состав этого суда также не был постоянным. Для каждого отдельного разбирательства, как правило, назначались по пять медиаторов: по два от каждой стороны — участницы процесса и одноаульца, занимавшего нейтральную позицию [3, с. 80].

Медиаторами избирались наиболее авторитетные жители аула. Кандидатом в медиаторы становились сельчане независимо от их сословной принадлежности. В исторической памяти кабардинцев сохранился специальный термин, который применялся для обозначения этой категории участников судебного процесса. Кандидатов в медиаторы называли л1ы губзыгъэ (букв. умный мужчина) — уважаемые, авторитетные жители аула, которые хорошо знали народные обычаи и традиции. Из их числа в 18691917 гг. избирались сельские судьи и кандидаты в сельские судьи [9, оп. 1, ед. хр. 27, пасп. № 39].

Случалось, что в качестве посредников при разрешении споров выступал аульный эфенди. С середины XIX в. со стороны царской администрации стали вырабатываться определенные формы контроля деятельности духовных лиц, выполнявших в то время некоторые функции регулирования общественных отношений. За подписями высшего начальства в регионе, членов суда и главного эфендия аульным муллам выдавались соответствующие свидетельства на право осуществлять эту деятельность [10, с. 102]. Разбирательство ими споров без такого документа влекло за собой определенные санкции [10, с. 102].

В последней трети XIX в. медиаторами иногда выбирали членов сельского суда [9, оп. 1, ед. хр. 27, пасп. № 25] или членов Нальчикского горского словесного суда [11, оп. 1, ед. хр. 158, л. 6]. В этих случаях стороны давали властям соответствующие расписки.

Решение о передаче дел на медиаторское разбирательство в большинстве случаев оформлялось в письменном виде и предоставлялось в Нальчикский горский словесный суд. Общепринятой считалась форма в виде подписки, составленной представителями спорящих сторон. Основные позиции, которые подлежали отражению в таких документах, как правило, содержали краткую характеристику рассматриваемого дела, реквизиты медиаторов (фамилия, имя, социальный статус, должность, кем назначен на должность медиатора), соглашение сторон о безапелляционности предстоящего разбирательства, подписи [11, оп. 1, ед. хр. 270, л. 10; 11, оп. 1, ед. хр. 244, л. 3].

Суд посредников, как правило, принимал к рассмотрению дела о возмещении ущерба за воровство и причинение телесных повреждений. Были случаи, когда медиаторами назначалась материальная компенсация за убийства («цена крови») [6, с. 259].

С течением времени были выработаны негласные правила, регламентировавшие порядок и процедуру принятия решений медиаторскими судами. Так, прежде чем приступить к разбирательству, медиаторы в устной форме получали от сторон подтверждение согласия на рассмотрение дела и обязательство исполнить постановление суда независимо от его исхода. В большинстве случаев разбирательства в медиаторских судах проходили тайно. Стороны не извещались о времени и месте заседания. Обычно

разбирательство продолжалось в течение одного дня, после чего решения суда посредников подлежали обнародованию [9, оп. 1, ед. хр. 14, пасп. № 13].

Считается, что до включения Кабарды в состав России решения медиаторских судов были безапелляционными и окончательными. Однако в последней трети XIX в. не довольные решением посреднического суда участники процесса подавали жалобы и повторные иски в Нальчикский горский словесный суд или сельские суды [1, с. 19]. В некоторых случаях решения медиаторских судов вступали в законную силу после их официального утверждения в Нальчикском горском словесном суде [11, оп. 1, ед. хр. 402, л. 12].

От медиаторских судов кабардинцев следует отличать сельские (аульные) суды, функционировавшие в последней трети XIX в. В отличие от медиаторских суды в кабардинских аулах представляли собой первичное звено судебной системы региона. Согласно указу «О сельском суде» от 1869 г. эти суды были учреждены в каждом кабардинском ауле [12, с. 198]. В состав сельских судов входили три выборных судьи, один кандидат в судьи (суд къуэдзэ) и один сельский эфенди. Срок полномочий сельского судьи составлял три года с возможностью последующего переизбрания. Выборы проводились на сельском сходе. Сельский старшина не был членом сельского суда, однако судьи находились в его подчинении [9, оп. 1, ед. хр. 27, пасп. № 39]. Члены сельского суда обладали равными правами, в этом учреждении не предусматривалась должность председательствующего [13, с. 43]. Как правило, в состав сельского суда входили два человека — представителя привилегированных сословий кабардинского общества, и один — из простолюдинов [14, оп. 1, ед. хр. 1766, л. 5]. Иногда для разъяснения некоторых положений шариата и для проведения присяги на заседания сельского суда приглашали сельского эфендия. Также он принимал участие в заседаниях в роли делопроизводителя [9, оп. 1, ед. хр. 27, пасп. № 26].

В последней трети XIX в. круг вопросов, относившихся к компетенции сельских судов в Терской и Кубанской областях, был очерчен следующим образом: 1) принятие решений об удалении из селения так называемых «порочных лиц»; 2) право назначения опекунов; 3) рассмотрение имущественных споров, сумма иска по которым не превышает 30 руб.; 4) разбирательство по делам об оскорблениях и драках без применения оружия и сподручных средств; 5) принятие решений о взыскании долгов; 6) дела о кражах имущества на сумму до 10 руб. либо кражах, совершенных впервые [15, оп. 1, ед. хр. 1; 3, с. 102].

В целом в XIX в. роль медиаторских судов в правоприменительной практике кабардинцев постоянно возрастала. В судебном процессе применялись те элементы традиционной соционормативной культуры кабардинцев, которые не противоречили российским законам. Однако медиаторские суды не стали самостоятельным звеном судебной системы Российской империи.

Источники и литература

1. Грабовский Н. Ф. Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // Сборник сведений о кавказских горцев. Вып. IV. Тифлис: Типогр. Главного управления наместника Кавказского, 1870. С. 1-72.

2. Материалы по обычному праву кабардинцев (первая половина XIX века) / сост. и автор предисловия и комментариев В. К. Гарданов. Нальчик: Кабардинское книжн. изд-во, 1956. 428 с.

3. Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов. Москва: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. 238 с.

4. Думанов Х. М., Кетов Ю. М. Адыгэ хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII-XIX века. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2000. 130 с.

5. Прасолов Д. Н. К вопросу о роли института посредничества в социальной практике пореформенной Кабарды // KVKZ. RU. URL: http://kvkz.ru/history/2567-k-voprosu-o-roli-instituta-posrednichestva-v-socialnoy-praktike-poreformennoy-kabardy.html (дата обращения: 25.05.2012).

6. Абазов А.Х. К вопросу о формировании понятийного аппарата юридической антропологии кабардинцев // Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа. Сб. статей к 60-летию В. Х. Кажарова. Нальчик: Изд-во КБИГИ, 2009. С. 244-275.

7. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Напечатана с подлинной, исправленной рукописи и дополнена предисловием, биографией автора, примечаниями и приложениями Ад. П. Берже. Тифлис: Типогр. Главного управления Наместника Кавказского, 1861. 232 с.

8. Кажаров В. Х. Адыгская хаса. Из истории сословно-представительных учреждений феодальной Кабарды. Нальчик: Полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 1992. 160 с.

9. Архив ФГБУН Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (Архив КБИГИ). Ф. 10. Документы и материалы по этнографии кабардинцев и балкарцев.

10. Из истории Кабардинского временного суда (1822-1858). Нальчик: Изд-во «Эль-Фа», 2008. 196 с.

11. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР). Ф. И-22. Нальчикский горский словесный суд.

12. Северный Кавказ в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 460 с.

13. Думанов Х. М., Кушхов Р. С. К вопросу о судоустройстве и судопроизводстве в Кабарде во второй половине XIX — начале XX века // Культура и быт адыгов. Вып. VI. Майкоп: Адыгейский научно-исследовательский институт экономики, языка, литературы и истории, 1986. С. 43-53.

14. ЦГА КБР. Ф. И-2. Управление Кабардинским округом.

15. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 660. Екатериноградский горский словесный суд Кубанской олбласти.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.