В.Т. Кабышев
ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ. ПОСЛЕСЛОВИЕ
В статье подводятся итоги заочного круглого стола «Конституционно-правовые основы интеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: реалии, тенденции развития».
Ключевые слова: Россия, Крым, Севастополь, конституция, конституционный строй, интеграция, конституционализация.
V.T. Kabyshev
INTEGRATION OF THE CRIMEA
AND SEVASTOPOL INTO THE RF. AFTERWORD
The article gives the analysis of the outcome of the in-depth discussion in the framework of the "round table" devoted to the "Constitutional legal basis of the integration of the Crimea and Sevastopol into the Russian Federation: reality, trends".
Keywords: Russia, Crimea, Sevastopol, Constitution, constitutional order, integration, constitutionalism.
Заочный круглый стол «Интеграция Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию» представлен 15-ю статьями, в которых освещается ряд проблем, предложенных кафедрой для обсуждения.
За 3 года нахождения Крыма в составе Российской Федерации была проведена масштабная и трудоемкая работа по интеграции Республики Крым и г. Севастополя в единое правовое, экономическое, социальное пространство России. Как отметил Президент РФ В.В. Путин на пленарном заседании межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Крым» в Ялте 26 октября 2016 г., это оказалось непростой работой. В сжатые сроки сняты вопросы энергетической, водной блокады полуострова, хорошими темпами идет строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Президент РФ выразил надежду, что и подходы к мосту и все объекты сопутствующей инфраструктуры также будут сделаны качественно и сданы в срок.
В реализации этих проектов, решении других насущных вопросов важную роль сыграл оптимистический настрой самих жителей Крыма и Севастополя, их энергия, нацеленность на результат. Понятно, что этого недостаточно. Некоторые проблемы еще не решены. Многие из них копились годами, если не сказать десятилетиями. В первую очередь необходимо сосредоточиться на самых наболевших вопросах: на модернизации социальной инфраструктуры, обновлении транспортной сферы, создании новых рабочих мест. При этом необходимо грамотно распределять финансовые ресурсы, добиваться того, чтобы вложенные средства давали максимальную отдачу. Крайне важно слышать мнение людей, понимать, какие вопросы их больше волнуют, получать обратную связь. Без этого меры по развитию региона не будут в полной мере эффективными1.
© Кабышев Владимир Терентьевич, 2017
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Саратовская государственная юридическая 100 академия)
Интеграционный процесс — это многогранное, многоаспектное явление. Авторы осветили ряд чрезвычайно интересных, актуальных проблем не только для новых субъектов, но и для других субъектов РФ в частности, а также для Российской Федерации в целом.
В статье профессора Т.В. Заметиной (Вестник СГЮА. 2017. № 1 (114)) анализируются конституционно-правовые вопросы интеграции Крыма и Севастополя в социально-экономическую сферу России, правового регулирования и реализации социально-экономических прав граждан, вопросам адаптации экономики новых субъектов в общероссийкую, экономическую и правовую системы.
Анализируя многочисленные правовые акты, принятые новыми субъектами в данной сфере и мониторинг их реализации автор обозначила ряд тенденций, требующих особого внимания как со стороны органов власти Крыма, Севастополя, так и федеральных.
В статье доцента кафедры конституционного и муниципального права МГЮУ имени О.Е. Кутафина С.В. Кабышева «Институт муниципального омбудсмена: зарубежный опыт и его применимость в Республике Крым» (Вестник СГЮА. 2017. № 1 (114)) рассматриваются промежуточные результаты реорганизации системы местного самоуправления в Республике Крым в связи с ее вхождением в состав Российской Федерации. Делается вывод о необходимости поиска дополнительных мер, направленных на повышение эффективности местного самоуправления. В качестве одной из таких мер предлагается рассмотреть возможность использования в Крыму института муниципального омбудсмена. По мнению автора, это позволит установить на муниципальном уровне особый этический режим доверия между органами местного самоуправления и населением с целью повышения i эффективности и качества предоставляемых муниципальных услуг. Форму- и лируются основные принципы организации и деятельности уполномоченного а по защите прав местного самоуправления, которые могли быть закреплены в о соответствующем нормативном акте. к
Доцент И.Н. Плотникова затрагивает весьма интересную проблему особен- о
с
ностей правового регулирования и реализации конституционного права на пред- 1 принимательскую деятельность в Республике Крым и г. Севастополе в связи с в
е
созданием свободной экономической зоны (СЭЗ) на их территориях. о
По мнению автора, создание СЭЗ для Российской Федерации оказалось ю
"О
делом довольно трудным в силу ряда причин исторического и социально- |
экономического характера. Учитывая уникальность рекреационно-курортных к
особенностей и особого геополитического положения Крыма в настоящее время а
чрезвычайно актуальной является разработка различных направлений инве- |
стиционной политики для Республики Крым. ии
В статье И.А. Шестерякова и И.В. Шестеряковой анализируются вопросы № правового регулирования труда в новых субъектах РФ. Авторы раскрывают 1
механизм коллизий применения норм трудового права, действовавших на )
территории Крыма до принятия его в Российскую Федерацию и после вхожде- 7 ния Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также гарантии обеспечения трудовых прав крымчан в современных условиях.
Ю.В. Ким исследует крымскую проблему в аспекте территориальной организации государства в контексте проблем геополитической ситуации, обозначившейся в ходе возвращения в Российскую Федерацию Республики Крым. Он 101
подчеркивает, что данная проблема носит междисциплинарный характер, и затрагивает при этом федеративное устройство России, региональную политику. Особую специфику приобретает функционирование механизмов организационно-управленческого и конституционно-правового обеспечения государственного устройства России.
Большой интерес вызывает статья А.В. Мещерякова, посвященная проблемам российского гражданства и конституционализации статуса личности в Крыму. Ситуация с фактическим признанием Крымского полуострова оказалась неоднозначной. Нестыковки и противоречия в нормативно-правовом аспекте, динамизм миграционных процессов в новых субъектах РФ плюс организационно-кадровые проблемы миграционной службы — все это создает проблемы в обеспечении конституционного статуса личности в Крыму.
Деятельность органов управления в свободной экономической зоне новых субъектов анализирует Е.В. Комбарова.
В статье Н.В. Тупикова (Вестник СГЮА. 2017. № 1 (114)) «Реализация права собственности в конституционном строе Республики Крым и города Севастополя» раскрываются особенности реализации права собственности в различных аспектах конституционного строя Республики Крым и г. Севастополя. Анализируются факторы правовой неопределенности в регулировании собственности на их территории.
Анализ развития институтов гражданского общества Крыма и Севастополя в условиях интеграции их в российское государственное пространство проводит С.А. Сусликов.
й Развитию туристической деятельности и нормативно-правовому регулирова-
ть нию данных отношений в Республике Крым и г. Севастополе посвящена статья 3 Е.А. Отставновой.
» В статье Т.В. Троицкой рассматривается становление избирательного зако-
I нодательства в Республике Крым и г. Севастополе, обозначаются перспективы | его дальнейшего развития.
! И.А Зырянов выдвигает интересные и убедительные аргументы в пользу
§ учреждения Конституционного Суда в Республике Крым.
ф
| В статье Н.П. Сергеевой анализируются конституционно-правовые основы
| взаимодействия Общественных палат Республики Крым и г. Севастополя с 'I органами государственной власти новых субъектов РФ, показано значение экс-| пертной работы палат в законодательном процессе органов публичной власти | данных субъектов РФ, высказываются предложения по развитию институтов гражданского общества.
Л.Г. Берлявский обращает внимание на возрождение концепций национа-§ листической, русофобской направленности в современной Украине, ставящей § цель оказать деструктивное воздействие на процессы интеграции Крыма и Се-1 вастополя в Российскую Федерацию.
| Необходимо отметить, что проблема интеграции Крыма многоплановая и
неоднозначная. Во-первых, главное, как отмечает вице-премьер Республики Крым и постпред при Президенте России Г. Мурадов, это воссоединение Крыма с Россией — историческое событие, ибо исторически Крым — духовный исток России. Но нам (Крыму) сегодня недостает — это консолидированного входа в Крым российских банковских структур и корпораций с государственным уча-102 стием. Крымчане уже привыкли быть российскими. Но есть и разочаровавшиеся
в российском выборе Крыма. В основном разочарованные — это украинские националисты, последователи Степана Бандеры и представители европейского истеблишмента, которые все никак не могут успокоиться. Этот психологический фактор нельзя сбрасывать2.
Во-вторых, что касается вопросов интеграции Крыма в Россию, отметил В.В. Путин на пресс-конференции 23 декабря 2016 г., то ему предоставлены в целом очень льготные, с точки зрения российского законодательства, режимы, свободные экономические зоны. Но оказалось, что и юридически это сложно (быстрая интеграция), и экономически. Денежными средствами, представляемыми Российской Федерацией, нужно еще грамотно распорядиться. Есть проблема для местных властей, им сложно понять, как эти процессы должны вписаться в законодательство РФ, в административные процедуры. Для этого потребуется время3.
В-третьих, одной из причин замедления (или пробуксовки) интеграционных процессов в Крыму является реорганизация системы местного самоуправления. Именно развитие муниципальной демократии в Крыму как первичной базовой формы осуществления населением своей власти будет являться важным направлением интеграции Крыма в Российскую Федерацию4.
В-четвертых, интеграция Крыма зависит в немалой степени от состояния экономики Российской Федерации в целом и от существующего ныне дисбаланса социально-экономического положения регионов. Процесс формирования устойчивой системы федеративных отношений и эффективного самоуправления пока нельзя назвать завершенным. Так, общие доходы пяти самых богатых регионов в 43 раза превышают доходы самых бедных регионов5. ш
К сожалению, ряд проблем, предложенных кафедрой в информационном пись- и ме для обсуждения, остались без внимания, в частности вопросы, касаюш,иеся а свободной экономической зоны на территории Республики Крым и г. Севасто- о
поля. Они ждут своих исследователей. к
й с
1 URL: http://kremlin.ru/events/presidents/news53148 (дата обращения: 12.04.2017). д
2 См.: Зубов М. Три года в составе России // Московский комсомолец. 2017. 16 марта. с
3 URL: http:// kremlin.ru/events/presidents/news53573 (дата обращения: 14.04.2017). в
4 См.: Кабышев С.В. Конституционная социология местного самоуправления в Крыму // Вестник Са- н ратовской государственной юридической академии. 2015. № 5(108). С. 23-29. й
5 См.: Латухина Кира. Территория единства // Российская газета. 2016. 23 сент. р
и
д
а д
ю M
)
2 О 7