(58,75%). В общей сложности насчитывается 100 кабинетов социально-психологической помощи.
Кризисные службы функционируют в 32 субъектах РФ (40%) и представлены следующими видами: «кризисные койки» - в 14 регионах (17,5%), всего 25 служб на указанных территориях; «кризисные отделения» - в 15 регионах (18,75%), всего 15 отделений на указанных территориях; «кризисные центры»- в 3 регионах (3,75%), на территории которых действует 3 Центра.
Анализ имеющихся данных свидетельствует о том, что суицидологические службы функционируют в 7 субъектах РФ (8,7%) и представлены суицидологическими кабинетами - в 3 регионах (3,7%), всего в данных регионах действует 4 кабинета; суицидологическими центрами - в 4 регионах (5%), всего на территории указанных регионов действуют 4 Центра.
Выездные бригады функционируют в 3 субъектах РФ (3,75%). Всего на территории 3 регионов действует 3 бригады.
Интернет-служба психологической помощи функционируют в 4 (5%) субъектах РФ: в Республике Башкортостан (г. Уфе и г. Стерлитама-ке), Республике Татарстан, Хабаровском крае. Всего на территории данных регионов действует 5 служб. Интернет-служба психологической помощи в 4 случаях является структурным подразделением службы «телефон доверия» и функционируют в психиатрических стационарах; в 1 случае данный вид помощи реализуется в «Круглосуточной медицинской службе» входящей в структуру психиатрической больницы.
Таким образом, на основании приведенных данных можно утверждать, что в настоящее время интернет-служба психологической помощи лицам со стрессовыми расстройствами на территории Российской Федерации развита недостаточно. На наш взгляд, развитие службы интернет-консультирования будет способствовать повышению эффективности системы оказания медико-психологической помощи в целом.
ИНТЕГРАЦИЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО
И ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ПСИХОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ С ЭНДОГЕННЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
О.В. Гусева, А.П. Коцюбинский
НИПНИ им. В.М. Бехтерева, г. Санкт-Петербург
Е-mail авторов: [email protected]
Современная ситуация в использовании психотерапевтических методов лечения в психиатрии характеризуется тенденцией создания ин-тегративных подходов, отвечающих запросам конкретных групп больных с психическими расстройствами. Согласно K. Grawe (1998) научно-обоснованная психотерапия должна адресоваться конкретным мишеням и включать определенные техники, способные обеспечить работу всех неспецифических факторов эффективности психотерапии (актуализация, развитие ресурсов; прояснение проблем; перспектива преодоления; перспектива выяснения). Наиболее важный вывод исследований K. Grawe (1998) в том, что позитивный корректирующий опыт возникает только в тех случаях, когда актуализация проблемы сопровождается сильной тенденцией к активизации ресурсов (Холмогорова А.Б. с со-авт., 2010). Этот вывод явился серьезным стимулом для создания интегративных психотерапевтических методов, так как «актуализация проблемы» получает наиболее продуктивное разрешение в рамках психодинамического подхода, а «активизация ресурсов» оказывается более быстрой и действенной с помощью когнитивно-поведенческих методов.
Интегративные процессы в психотерапии обусловлены стремлением к достижению большей эффективности лечения, и строятся либо на принципах теоретической интеграции, либо технического эклектизма, либо на общих неспецифических факторах психотерапии (Карвасарский Б.Д., 1998; Прохазка Дж., Норкросс Дж., 2007; Александров А.А., 2009).
Теоретическая интеграция требует концептуального синтеза различных теоретических систем (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003). Примером теоретической интеграции теории научения и психоаналитической теории является фрустра-ционная концепция агрессивного поведения E. Miller, J. Dollard (1941), а также интегративная психодинамически-поведенческая терапия P. Wachtel (1977). Критики интегративного движения ссылаются на принципиальную несовместимость когнитивно-поведенческого и психоаналитического подходов (Эгги Э., 2001). В обоснование точки зрения о несовместимости этих двух подходов высказывается предположение о возникновении условий, препятствующих развитию переноса и психологической переработке сопротивления. Однако известен пример эффективной интеграции этих направлений немецким психотерапевтом Витманном (Jeaggi E., 2001), который сочетал когнитивные и поведенческие методы с общим психоаналитическим подходом. Еще более успешная интеграция методов, которые
№ 3, 2012 Тюменский медицинский журнал
51
традиционно рассматривались как конкурирующие, осуществлена P. Wachtel (1977), при сочетании систематической десенсибилизации и психоаналитической психотерапии. Автор доказал, что при помощи систематической десенсибилизации можно выявлять комплексы, ответственные за возникновение страха, и путем комбинирования различных методов (вызывая у пациента ассоциации с представлениями, являющимися источником тревоги) помогать пациенту в осознании его ключевых проблем.
Создание интегративной модели психотерапии возможно на основе технического эклектизма. А. Лазарус впервые обосновал необходимость формирования интегративных подходов и разработал новый метод - мультимодальную терапию. Его девизом стало утверждение: «каждому больному своя психотерапия». Технический эклектизм позволяет автору использовать любые доступные техники и приемы, необходимые для решения специфических проблем пациента.
Третья модель интегративного подхода основана на теоретическом представлении о наличии общих, неспецифических факторов психотерапии. В литературе, посвященной изучению сравнительной эффективности различных психотерапевтических направлений, широко дискутируется «эффект ничейного результата». Объяснение этому находят в неспецифических факторах психотерапии, именно этим переменным приписываются самые важные ее эффекты. Сторонники данного направления исходят из предположения, что все психотерапевтические методы содержат определенные общие куративные факторы, хотя они и не занимают центрального места в теоретическом обосновании психотерапевтических изменений, постулируемых в рамках того или иного подхода.
В лечении больных эндогенными психозами наиболее разработанными являются когнитивно-поведенческий и психодинамический подходы; в основе каждого подхода своя теоретическая модель патологии, система вмешательств, однако каждый из них имеет значительные ограничения: при использовании КПТ они обусловлены недостаточной мотивацией и комплаентно-стью пациентов данной группы, ранним прерыванием терапии; ограничения использования психодинамической психотерапии связаны со сниженной возможностью переносить тревогу, недостаточной способностью говорить на языке чувств, недоверием пациентов. Сложность и многоуровневость психических нарушений у данной категории больных требует значительной модификации применяемых классических методов, что на практике приводит к их прагматической интеграции.
В НИПНИ им. В.М. Бехтерева разработан вариант интегративной групповой психотерапии, для больных эндогенными психозами, в виде интенсивной краткосрочной программы (40 психотерапевтических часов) с включением трех блоков: психообразовательного, когнитивно-поведенческого, психодинамического, использованием бригадного метода обслуживания, с проведением статистического контроля и доказательством эффективности психотерапевтической программы. Не вызывает сомнения, что конвергентные тенденции в психотерапии будут расширяться, так как это отвечает запросам клинической практики. В первую очередь это относится к лечению эндогенных психических расстройств.
ОТ ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ И ПРОБЛЕМ К... ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПСИХОТЕРАПИИ
А.Д. Корчинов
Психиатрическая больница
святого Николая Чудотворца, г. Санкт-Петербург Е-mail автора: [email protected]
Не будет преувеличением сказать, что мы (помогающие специалисты в психотерапевтической практике в психиатрической клинике) не имеем достаточной культуры восстановительного процесса в работе с психически больными. Мы не стремимся к восприятию этой культуры уже кем-то созданной, в частности нашими западными коллегами. Не спешим к самостоятельному, экологически обоснованному ее формированию и совершенствованию, не видим в этом особой нужды. Автор тезисов имеет в виду биопсихосоциальный контекст восстановления в психиатрической больнице в целом и психотерапию в частности. Цели, методы, терминологический и понятийный аппарат, язык этого категориального пространства остаются для нас не родной страной. Наш понятийный аппарат и язык груб для отражения психопатологической реальности и работы с ней и, особенно для отражения полярной реальности, которую мы называем нормой и здоровьем. Хотя мы уверены, что он есть и он достаточный. Естественнонаучный, объективный, формальный есть - естественного, натурального, живого, действенного нет.
Конечно, есть попытки изменить ситуацию. Есть даже целенаправленная, последовательная работа, например, отдела новых технологий НИИПНИ им. В.М. Бехтерева под руководством
52
Тюменский медицинский журнал № 3, 2012