ДОРОШКО Виталий Николаевич - аспирант. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. Республика Беларусь. Гомель. E-mail: vetal.doroshko@gmail.
DOROSHKO, Vitaly Nikolaevich - Graduate Student. Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives. Republic of Belarus. Gomel. E-mail: [email protected]
УДК 334.7
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
В.И. Елагин, Н.В. Кудряшова, М.Л. Толстова
Рассмотрены различные формы интеграции потребительских обществ с субъектами агропромышленного комплекса. Предложены виды деятельности, которые существенно влияют на финансовый результат потребительских обществ.
Ключевые слова: интеграция; финансовое состояние; потребительские общества.
V.I. Elagin, N.V. Kudryashova, M.L. Tolstova. INTEGRATION AS A FACTOR IMPROVING FINANCIAL CONDITION OF CONSUMER SOCIETIES
Various forms of consumer societies' integration with agro-industrial enterprises are considered. Types of activity essentially affecting financial result of consumer societies are offered.
Keywords: integration; financial condition; consumer societies.
Анализ современных теоретических и практических источников показал, что вопросы оценки эффективности организации интеграции и повышения финансового состояния хозяйствующих субъектов в целом на сегодняшний момент не имеют удовлетворительного решения. Проблемы управления деятельностью различных организационно-правовых форм предприятий, особенно связанные с разработкой и выбором стратегии развития и конкурентного поведения на местных и региональных рынках, мало изучены. Актуальными в этой связи являются научные и практические исследования в целях разработки рекомендаций по рациональной интеграции экономических субъектов различных форм собственности, способствующих улучшению финансового состояния участников интеграционного процесса.
Отдельные аспекты кооперативного развития рассмотрены в трудах многих учёных:
- результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что при эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов для решения многих вопросов функционирования потребительского общества достигнутые показатели в финансово-хозяйственной деятельности этой организации заметно выше [3];
- достижение эффективной и устойчивой экономики является одной из задач многоотра-
слевых кооперативных организаций. Научное обоснование имеющихся ресурсов и затрат, сопоставление финансовых результатов с размерами рисков считается важным в повышении результативности финансово-хозяйственной деятельности исследуемых объектов, поэтому кооператоры активно используют имеющееся преимущество перед конкурентами на местных и региональных рынках сбыта [4];
- интеграция различных организационно-правовых форм предприятий, особенно многоотраслевых хозяйствующих субъектов, способствует повышению конкурентоспособности кооперативных организаций [1].
Эффективное развитие местных рынков регионов, обслуживаемых потребительскими обществами, может осуществляться путем увеличения предложения. Так, увеличивая объемы заготовительно-производственной и торгово-сбытовой деятельности, а также развивая отрасли общественного питания и сферы услуг, можно расширить перечень товаров и услуг Например, многочисленные магазины потребительских обществ как розничные торговые предприятия, расположенные в основном в сельской местности, активно формируют и покупательный спрос на местных рынках. Поэтому стратегическими направлениями повышения товарооборота являются:
- улучшение деятельности отрасли торгов-
46
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)
ли путём привлечения доходов граждан конкретного административного района;
- расширение перечня продукции собственного производства кооперативных организаций на местных рынках сбыта;
- повышение финансового результата работы сельских магазинов за счет преобразования их торговых предприятий, занимающихся ещё и закупкой сельскохозяйственной продукции и лекарственных трав у населения;
- реализация промышленных товаров различного (бытового, хозяйственного) назначения в счет оплаты за сданные лекарственные травы и сельскохозяйственную продукцию.
Магазины, занимающиеся наряду с торговлей продукцией и закупкой сельскохозяйственной продукции, будут основным звеном потребительского общества. Такие магазины становятся центром организации кооперативной работы по нескольким направлениям деятельности потребительских обществ: торговой, заготовительной и информационно-консультационной.
На формирование конкурентоспособности рынков сбыта влияют и объемы, и ассортимент предлагаемой на этих рынках продукции собственного производства потребительских обществ. В системе потребительской кооперации функционируют около 10 тыс. таких предприятий, выпускающих не только продовольственные товары. Организация работы по активизации данной отрасли, повышению качества и ассортимента продукции позволит сформировать положительный тренд экономического роста отрасли производства. Резервы для этого заключаются в более полной загрузке сырьём имеющихся производственных мощностей. Потенциал материально-технической базы производственной отрасли позволяет значительно увеличить выработку хлебобулочных, кондитерских, колбасных изделий, консервов и безалкогольных напитков.
Для решения перечисленных задач и эффективного развития производственной деятельности сельских потребительских обществ имеются реальные предпосылки: возможность более эффективного использования имеющихся мощностей путем полной их загрузки сырьем, разработка научных рекомендаций силами кооперативных учебных заведений, выпуск качественной продукции благодаря близкому расположению к производителям сельскохозяйственной продукции и сырья, наличие постоянных покупателей и, соответственно, стабильного спроса на товары и услуги потребительских обществ.
Внутренняя интеграция закупочной, перерабатывающей и сбытовой деятельности по-
зволит на конкретной территории создавать производственный комплекс, например, по выпуску безалкогольных напитков, колбасных и хлебобулочных изделий. Такие комплексы лучше удовлетворяют требования покупателей и повышают конкурентоспособность продовольственных товаров на местных рынках сбыта и эффективность деятельности сельских потребительских обществ в целом.
Комплексный подход хозяйствующих субъектов потребительской кооперации к развитию местных рынков, предлагаемый авторами, предусматривает еще и усиление организационно-заготовительной деятельности. Эта отрасль является наиболее социально значимой для сельского населения, поэтому роль кооперативных организаций как важного субъекта по закупке продукции на селе очень высока. Необходимо усилить эту роль, поскольку в наличии имеется материально-техническая база заготовок. Более того, заготовленное сырьё и продукцию сразу можно перерабатывать на производственных предприятиях потребительской кооперации и реализовывать через сеть кооперативных магазинов и предприятий общественного питания, продавать населению того или иного региона.
За второе десятилетие рыночных преобразований потребительские общества значительно активизировали работу кооператоров по решению анализируемой проблемы. Сельскохозяйственная продукция закупается ещё и для федеральных и региональных государственных учреждений. Большие объемы способствуют лучшему использованию потенциала этой отрасли и повышению эффективности развития потребительских обществ. Предприятия и организации потребительской кооперации, на наш взгляд, должны стремиться закупать всю выращенную продукцию в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ). Для эффективного развития закупочной деятельности следует реконструировать технику и технологию заготовительных предприятий в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, активизировать работу магазинов по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья. Большинство магазинов в сельской местности должны быть приемозаготовительными пунктами.
Активное участие могли бы принять республиканские и областные органы потребительской кооперации, отстаивая интересы потребительских обществ на региональном и российском уровнях. Так, участие в проводимых мероприятиях по закупке продукции для государственных нужд - одно из таких. В региональных
союзах потребительских обществ следует создать маркетинговые службы. Наличие в составе служб специалистов-маркетологов способствует успешной реализации закупаемой сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Координация работы специалистов закупочно-сбытовых отраслей позволит эффективнее осуществлять поиск источников сырья и новых рынков сбыта.
Проводимый менеджмент в отраслях заготовок и сбыта сельскохозяйственной продукции направлен на успешное решение нескольких задач:
- определить максимальные объёмы производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах;
- заключить договоры отношений с собственниками продукции;
- совершенствовать процесс закупки, ускорить расчеты с продавцами продукции и сырья, расширять новые рынки закупок.
По нашему мнению, приоритет в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья хозяйствующие субъекты потребительской кооперации должны отдавать ЛПХ и КФХ. Для этого рекомендуется заключить договоры на несколько сельскохозяйственных периодов. В юридическом документе необходимо определить и прописать объемы и параметры качества продукции и их потребительские свойства. Договорные отношения следует установить в конце или в начале календарного года. Со своей стороны кооперативные организации должны гарантировать приемку согласованной
договорами продукции соответствующего качества, произведенной в ЛПХ и КФХ.
Реализуемая программа агропромышленного комплекса (АПК) должна обеспечить создание современных конкурентоспособных сельскохозяйственных производств, что позволит обеспечивать финансовую устойчивость предприятий. Необходимость всемерной поддержки устойчивого развития кооперативного движения в Российской Федерации отмечается и в тексте поздравления Совета Федерации Федерального Собрания РФ членам кооперативных организаций (кооперативов) страны. Следовательно, анализ результатов влияния факторов, в значительной степени определяющих повышение финансового состояния сельских потребительских обществ, имеет существенное научное и практическое значение.
Список литературы
1. Борисова Н.В. Обеспечение финансовой безопасности многоотраслевых хозяйствующих субъектов: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2013.
2. Соколова А.Г. Формирование финансового результата с учётом политики снижения кредитных рисков в кредитных кооперативах // Вестник Российского университета кооперации. 2009. № 1 (3). С. 24-33.
3. Управление финансами в многоотраслевых хозяйствующих субъектах: монография / В.И. Елагин [и др.]. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011.
4. Эффективное управление финансами в хозяйствующих субъектах / Л.М. Корнилова [и др.]. Чебоксары: ЧИЭМ «СПбГПУ», 2014.
ЕЛАГИН Владимир Иссакович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
КУДРЯШОВА Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита. Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ТОЛСТОВА Мария Леонидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ELAGIN, Vladimir Issakovich - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
KUDRYASHOVA, Nadezhda Vladimirovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Monetary Circulation and Statistics. Cheboksary Institute of Economy and Management of the St. Petersburg State Polytechnical University. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
TOLSTOVA, Maria Leonidovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Disciplines. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]