Научная статья на тему 'Интеграция как фактор эффективного развития учащегося в системе дополнительного образования'

Интеграция как фактор эффективного развития учащегося в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МУЗЫКА / MUSIC / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА / EDUCATIONAL INTEREST OF THE CHILD / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пепеляева Людмила Николаевна

В статье рассматриваются проблемы развития интеграционных процессов в системе дополнительного образования. Анализируются разнообразные виды художественной деятельности в контексте применения инновационных технологий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered the problems associated with the development of integration in the system of additional education, are touched upon different types of artistic activity in the context of using their innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Интеграция как фактор эффективного развития учащегося в системе дополнительного образования»

.....

ш

вальное движение из чего-то начинается, развивается, куда-то движется и к чему-то приходит. Его танец должен иметь определенную завершенную форму. По аналогии «движение

- слово, комбинация - предложение», - танец

- рассказ. Фактически, мастер-классы по народно-сценическому танцу стали открытием для многих зарубежных участников конкурса, позволили преподавателям МГАХ - носителям живой художественно-педагогической традиции - непосредственно и без искажений передать ее представителям других школ, раскрыть основы этого аутентичного компонента российской хореографической культуры. Форма проведения описанных мастер-классов явилась достижением организаторов конкурса, сумев-

ших найти наиболее эффективные решения для международного обмена педагогическом опытом в области хореографии.

Естественно, в этой краткой статье невозможно описать все мастер-классы и иные формы занятий, проводившихся в рамках этого праздника танца. Как можно убедиться, конкурс MIDANZA DANCE IDOL стал продуктивным средством международного обмена опытом в области хореографической педагогики в целом и народно-сценического танца в частности. В то же время художественные наработки Московской государственной академии хореографии получили возможности к распространению на широком поле европейской хореографической культуры.

Примечания

1. Национальные ценности образования: история и современность / под ред. З. И. Равкина. - М., 1996.

2. Стуколкина, Н. Уроки характерного танца / Н. Стуколкина. - М.: ВТО, 1972.

3. Троицкий, В. Ю. Пути русской школы / В.Ю. Троицкий. - М.: Свет отечества, 1994.

4. Юрьева, М. Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе / М.Н. Юрьева. - Тамбов, 2001.

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. Н. Пепеляева

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются проблемы развития интеграционных процессов в системе дополнительного образования. Анализируются разнообразные виды художественной деятельности в контексте применения инновационных технологий.

Ключевые слова: интеграция, музыка, дополнительное образование, инновационные технологии, развитие, познавательный интерес ребенка.

In article are considered the problems associated with the development of integration in the system of additional education, are touched upon different types of artistic activity in the context of using their innovative technologies.

Key words: integration, music, additional education, innovation, development, educational interest of the child.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 208-212

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 209

Стремительное развитие современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска новых форм и методов работы в системе образования.

Анализ педагогической литературы (1, 2, 4, 9) свидетельствует о том, что разработка и внедрение инновационных технологий становится характерным явлением для современной школы. Рассмотренный комплекс исследований позволяет констатировать наличие достаточно разработанной теоретико-методологической базы инновационного обучения. Однако в научной литературе недостаточно освещена практика использования различных методов, их достоинства и недостатки. В данной работе излагаются многолетние результаты применения интегрированного урока музыки, который является составной частью Комплексной программы музыкально-эстетического развития детей в системе дополнительного образования.

Образование XXI века ориентировано на человека. Воспитательный идеал нового века - это образ человека культуры, высоконравственной духовной личности, ориентированной на ценности культуры, самореализацию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Современное образование является не только участником зарождения нового сознания мирового сообщества, но на него возлагается особая миссия по обеспечению поступательного развития всего человечества (10). Совершенствование образования на современном этапе развития российского общества предусматривает использование различных способов воспитания и образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной и творческой личности. Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (11) является работа с одаренными детьми, развитие которых возможно в системе дополнительного образования, которая представляет собой гибкую систему, способную быстро реагировать на запросы населения в творческом развитии личности, обеспечивать широту культурного

кругозора и функционирование многоуровневых программ в разных видах деятельности.

Дополнительное образование является неотъемлемой частью непрерывного образования. Оно выходит за рамки государственных образовательных стандартов и создает условия для свободного выбора каждым ребенком видов направления деятельности, личностно-ориентированного характера в образовательном процессе. Опираясь на сотворчество и сотрудничество педагогов и учащихся, дополнительное образование позволяет реализовать идею постоянного развития ребенка, усилить мотивацию к познанию и творчеству.

Концепция дополнительного образования опирается на личностно-ориентирован-ный подход к ребенку, который обеспечивает успех его обучения. Необходимо использовать новые средства определения результативности обучения, которые помогли бы самому ребенку увидеть прогресс собственного развития, стимулировали бы это развитие, а в случае неудачи - не ущемляли бы чувства собственного достоинства. Реализация этого комплекса условий позволяет сформировать музыкальный интерес у детей. В отличие от общеобразовательной и музыкальной школ в системе дополнительного образования имеются определенные преимущества, связанные с наличием широкой концепции музыкально-эстетического развития ребенка. Это дает возможность обновления форм и методов художественного развития детей в процессе их взаимодействия с искусством, в частности в установлении тесной взаимосвязи фортепианно-исполнительского процесса с другими видами художественной деятельности (ИЗО, театр, изучение музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин) с применением инновационных технологий.

Реализация функций дополнительного образования требует разработки Комплексной программы музыкально-эстетического развития детей. Ее основу должны составить

.....

ш

инновационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь различных видов деятельности в процессе обучения школьников игре на фортепиано. Многолетний опыт педагогической деятельности позволил создать программу, опирающуюся на тенденции современного образования. Главное отличие разработанной Комплексной программы «Музыкально-эстетическое развитие детей» от типовых программ состоит в том, что интегрированный урок, использующий информационно-компьютерные технологии (ИКТ), значительно расширяет пространство для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений.

Один из разделов программы называется «Музыкальный салон». Он помогает выстроить систему воспитательной работы и направлен не только на организацию свободного времени детей и подростков, но и позволяет самореализоваться, перейти на новый уровень, актуализирует наиболее важные элементы знаний, содействует успешному приобретению умений и навыков, формирует познавательный интерес, который обеспечивает такое необходимое для успешного процесса обучения встречное движение ученика к учителю.

Достижение положительных результатов требует создания комфортной обстановки, благоприятного микроклимата, атмосферы теплого, дружеского общения между детьми, родителями и педагогами. Наша практика подтвердила теоретические положения, изложенные в работах педагогов-психологов (3, 6, 7, 8): только благоприятный микроклимат способствует формированию умения проводить свой досуг, развитию творчества, фантазии, воображения, раскованности и искренности.

Отличительная особенность тематики «Музыкального салона» состоит в том, что она формируется педагогом дополнительного образования совместно с педагогами общеобразовательной школы. Практика доказала, что качество мероприятий может быть повышено за счет организации эффективно-

го взаимодействия между педагогами общеобразовательных школ и дополнительного образования, детьми и их родителями. Наряду с традиционными и неоднократно апробированными формами (беседы-концерты, проведение календарных праздников, музыкально-театральные постановок, совместные поездки детей и их родителей на концерты, экскурсии и др.) особый интерес представляют интегрированные уроки. По мнению Е.Ю. Сухаревской: «Сущность интеграции заключается в том, что она дает возможность ребенку воспринимать предметы и явления целостно, разнообразнее, системно и эмоционально» (5).

Интегрированный урок с использованием ИКТ, мультимедиа (слайд, презентация), способствует эффективности запоминания учащимся изучаемого материала.

Уроки с ИКТ помогают решить следующие учебные задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать мотивацию к учению в целом и к определенному предмету в частности;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над материалом;

- применять на уроках (ИКТ) наглядные формы работы, что существенно повышает усвоение учебного материала, задействует все каналы восприятия учащегося: зрительный, слуховой, механический, эмоциональный.

Эти занятия позволяют учащимся путешествовать по странам и эпохам, знакомиться с лучшими образцами произведений искусства и с выдающимися исполнителями, изучать разнообразные стили и направления музыки.

В нашей практике широкое применение получил так называемый «метод проектов». Первым этапом реализации этого метода является разработка презентации на определенную тему. Учащиеся, опираясь на помощь педагога, намечают план работы, подбирают

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 211

материал, создают презентацию, представляют и защищают ее на уроке. При построении проекта по теме «Краски и звуки осени» использовались фрагменты музыкальных произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, репродукции картин В.Д Поленова, И.С. Остроухова, И.И. Левитана, произведения А.С. Пушкина, И. Бунина, Ф.И. Тютчева. Учащиеся слушали произведения И. Купре-вича, И. Кореневской, П. Чайковского и др. и в исполнении своих сверстников. Каждый автор по-разному воплощает время года, и ребятам предлагается, при помощи сравнительной характеристики, найти сходства и различия в этих произведениях искусства.

Важной формой работы, предусмотренной нашей Комплексной программой, являются ролевые игры с использованием имитаций. Под имитацией в данном контексте следует понимать использование приема подражания голосом, инструментом и т.д. Учащиеся разделяются на небольшие группы, каждой из которых дается задание изобразить тот или иной звук, иллюстрирующий пение птиц, журчание ручейка, шелест дождя, гром и т.д. Группы по очереди изображают звуки, в результате чего получается мини-спектакль шумового оркестра.

Использование интегрированных уроков

положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Занятия, обогащенные ИКТ, способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у детей, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Такие уроки уменьшают нагрузку на учащихся, стимулируя интеллектуальную активность.

Мультимедиа способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, накоплению фактических знаний, информационной грамотности. Использование современных инновационных технологий на занятиях делает обучение запоминающимся, ярким, интересным для детей любого возраста, обостряет интерес к музыке и искусству в целом, способствует формированию духовных ценностей.

К недостатку рассмотренных методов работы относится исключительная их трудоемкость. Музыкальные и общеобразовательные школы не всегда готовы к совместной реализации Комплексных программ развития детей, в результате чего преподаватели дополнительного образования выполняют повышенную педагогическую нагрузку.

Примечания

1. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Музыка, 2006.

2. Иванова, О. И. Интерактивность и творчество / О.И. Иванова. - СПб., 2002.

3. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / под ред. М.И. Лисиной. - М., 1980.

4. Протасов, И. Н. Интерактивное воспитание для детей младшего школьного возраста / И.Н. Протасов. - М., 2001.

5. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока / Е.Ю. Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

6. Федоренко, Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2003.

7. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993.

8. Цукерман, Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2.

9. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей: [научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений] / Л.В. Школяр. - М.: Флинта-Наука, 1999.

.....

п

10. Культурное разнообразие во имя диалога и развития : [Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, единодушно принятая 185 странами-участницами на Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2001 г., содержит основу новой этики взаимодействия культур] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.unrussia.ru/institutions/unesko.html

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

СТРУКТУРА

МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Т. А. Меркулова

Московский государственный университет культуры и искусств

Данная статья посвящена рассмотрению компонентов структуры межкультурной компетентности иностранных студентов.

Ключевые слова: компетентность, межкультурная компетентность, профессиональная подготовка иностранных студентов.

Given article represents disclosing of the components of structure of intercultural competence of foreign students.

Key words: the competence, intercultural competence, vocational training of foreign students.

Иностранные студенты являются носителями различных культур, что проявляется в поведении, стандартах общения, мировосприятия, усвоенных ими в процессе первичной социализации на родине. Все это способствует возникновению культурных барьеров между иностранными учащимися и гражданами нашей страны.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 212-216

Необходимо учитывать и то, что иностранные учащиеся прибывают из стран с разными политическими системами, разными уровнями развития экономики и степенью интеграции в мировое сообщество, а также то, что в каждой стране существуют собственные национальные образовательные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.