Тянь Тянь
Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам
В эпоху глобализации преподавание иностранных языков вышло на новый уровень. Учитывая тот факт, что на современном этапе развития образования возрастает роль креативного подхода к обучению, передового нетрадиционного мышления преподавателя, который старается внедрять новые идеи в учебно-педагогический процесс, возрастает роль инновационных методов обучения, требующих изменения стиля и методов преподавания.
Об инновационных технологиях впервые заговорили на рубеже XX-XXI веков, когда в образовательный процесс стали внедряться такие методы обучения (в том числе и иностранным языкам), как мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра, деловая игра, метод проектов, дискуссия, метод кейсов и т.д. На том этапе нового подхода к обучающему процессу считались эффективным средством, позволившим разнообразить сферу деятельности обучаемых на занятиях и вызвать живой интерес к изучению иностранного языка. Но в последние годы в образовательную практику активно внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют оптимальному усвоению обучающимися большего количества информации без увеличения учебного времени, что стало возможно за счет специально организованного процесса «погружения» в так называемую «виртуальную реальность», ставшую средой для формирования профессиональных и общих компетенций. Как отмечают И.В. Нужа и Н.В. Смирнова, всеобщая информатизация и цифровизация образовательного процесса привела к тому, что традиционный учебник, который в течение многих десятилетий был основным средством обучения в высшей школе, уступил место электронным учебным пособиям и другим информационно-образовательным ресурсам» [3, с. 230]. В настоящее время инновационные методы уже прочно вошли в образовательный процесс и ни одно занятие не обходится без погружения студентов в виртуальную среду.
В.В. Попова инновационные методы, обуславливающие ориентацию современной системы образования на построение учебного процесса на базе ИКТ, делит на 1) те, которые основаны на интернет технологиях - синхронных, т.е. используемых в режиме реального времени, и асинхронных, имеющих временные рамки, и 2) те, в которых задействованы компьютерные технологии [5]. К первым относятся информационные ресурсы (обучающие программы, тренажеры, видео- и аудиоматериалы, электронные библиотеки, многоязычные словари и глоссарии и т.д.), созданные программистами и выложенные в виртуальную информационную среду, где они распространяются сервером через локальные сети, ко вторым - те же самые информационные продукты, устанавливаемые на автономные компьютеры с программ, записанных на CD ROM / DVD [4].
В начале второго десятилетия нынешнего века инновационные технологии как первого, так и второго типа начали активно интегрироваться в процесс обучения студентов русскому и китайскому языкам. Педагоги и методисты заявляют о преимуществах использования компьютерной техники, всевозможных гаджетов, Интернета, электронных средств обучения в процессе языковой подготовки китайских и русских студентов, которые в будущем собираются связать свою профессиональную деятельность с Китаем и Россией соответственно.
Преподаватели РКИ давно уже отмечают возможности и перспективы внедрения цифровых технологий в процесс обучения и подчеркивают, что с помощью мультимедийных средств обучения и Интернет-ресурсов можно решить многие педагогические и методические задачи (такие, как сочетание в процессе обучения сразу всех четырех видов речевой деятельности, мгновенный переход от одного задания к другому с возможностью вернуться на прежний уровень, широкий доступ к информации и т.п.).
Обращая внимание на широкое внедрение инновационных технологий на базе ИКТ в практику преподавания РКИ, следует отметить, что в рамках данного курса в России выпускается ряд электронных обучающих курсов для изучения иностранными студентами русского языка.
В качестве примера можно привести электронный курс, ставший приложением к новому учебному пособию «Спутник», авторами которого являются преподаватели кафедры русского языка Московского государственного технического университета им. Н. Баумана. У авторов данного курса (С.А. Курбатовой, Е.А. Степановой, Л.В. Пани-
ной и др.) был хороший опыт дистанционного обучения китайских студентов русскому языку в течение нескольких лет. Электронные материалы, которые преподаватели РКИ использовали в учебном процессе, различные презентации, в том числе и самих китайских студентов, видеоуроки, хорошая база собранных преподавателями аудиоматериалов, задания для срезового и контрольного тестирования - все это легло в основу создания электронного курса «Русский язык как иностранный (А1)», запущенного к началу нового 2018-2019 учебного года. Этот курс, размещенный на платформе «Открытый МГТУ», доступен всем студентам данного учебного заведения, имеющим учетную запись. В дальнейшем, как свидетельствуют авторы, он будет доступен студентам других технических университетов [7].
Курс специально разработан для студентов технических вузов подготовительных отделений, что отражено в выборе тем и лексики, затрагивающей учебную, студенческо-бытовую, научно-техническую сферы. Авторы учебника стремились отобрать только самый важный и актуальный материал, исключив из него лишнее, несущественное, чтобы помочь студентам быстрее освоиться в незнакомой лингво-культурной среде и в незнакомой обстановке российской студенческой жизни, а также подготовить их к дальнейшему обучению в бакалавриате и магистратуре в российском вузе, получению образования на русском языке и успешному овладению знаниями по техническим специальностям [7]. Можно сказать, что этот курс является первым курсом, направленным на изучение русского языка как языка профессионального общения.
Онлайн уроки этого курса (всего их 25) имеют следующую структуру: 1) введение новой лексики; 2) тексты с предтекстовыми и после-текстовыми заданиями; 3) введение и объяснение новых грамматических правил, задания на отработку этих правил; 4) коммуникативные задания для развития навыков говорения с учетом уже изученных лексических единиц и грамматических форм; 5) аудирование с контрольными вопросами на понимание диалогической речи; 6) восприятие текста на слух с контрольными заданиями на понимание монологической речи. В структуру каждого онлайн занятия входит видеоурок по теме, записанный несколькими дикторами, что помогает слушателям воспринимать русскоязычную речь, произнесенную в разной манере [7].
На наш взгляд, подобного рода разработки помогают китайским студентам, как и студентам других национальностей, быстрее осво-
ить русский язык, ведь учебный план большинства университетов предусматривает ограниченное количество аудиторных часов русского языка. поэтому новый онлайн-курс может стать большим подспорьем для иностранных студентов.
Инновационные технологии в процессе преподавания русского языка как иностранного затрагивают не только внедрение онлайн курсов в процесс обучения. В практику обучения РКИ в условиях неродственной языковой среды активно входят мобильные приложения. Особенно это касается Китая, где очень распространен мобильный интернет.
Китайским студентам, начинающим изучать русский язык у себя на родине, довольно сложно начать говорить на этом сложном для них языке, потому что недостаточно языковой практики. Тогда преподаватели русского языка, работающие в китайских университетах, предлагают студентам различные онлайн-ресурсы (сайты, группы в социальных сетях и т. п.), помогающие найти языковой обмен. Также существуют хорошие мобильные приложения, через которые можно изучать русский язык вместе с его носителем. для общения с иностранцами и изучения языка с носителем. Так, войдя в программу HelloTalk (https://www.hellotalk.com/), можно выбрать язык, который студент изучает (в нашем случае - русский) и сразу же выбрать носителя этого языка по интересующим критериям: возраст и страна. Данное приложение позволяет совершать бесплатные звонки, писать текстовые сообщения, а также видеть друг друга через камеру. HelloTalk имеет приложения для iPhone и Android [2, с. 313].
Китайский язык в России не так популярен, как русский язык в Китае. Но тем не менее в последние десятилетия в молодежной российской среде наблюдается всплеск интереса к китайской культуре, а значит, и китайскому языку.
Вместе с тем необходимо отметить, что освоение китайского языка русскоязычными студентами, особенно на начальном этапе, сопряжено с неизбежными трудностями. Это сложности, в первую очередь, связаны с освоением иероглифической письменности. Неалфавитная графическая система, большое количество иероглифов, которые трудно запомнить, приводят к тому, что у носителя русского языка пропадает желание изучать китайский язык (исключение составляют лишь студенты, будущая профессия которых связана с Китаем и, соответственно, с китайским языком). Чтобы «подогреть» интерес русскоязычных студентов к изучению китайского языка, на помощь приходят инновационные технологии.
Как правило, ИКТ используются и на занятиях в студенческой аудитории, и в процессе самостоятельной работы (по заданию преподавателя). Мультимедийные программы, различные интернет-сайты и интернет ресурсы сопровождают нестандартные (активные) методы обучения. ИКТ-технологии поддерживают интерес обучающихся, вовлекают их в процесс коммуникации с использованием языка, стимулировать их активную самостоятельную работу с китайским материалом. Так, помогает сделать занятие более увлекательным и интенсивным метод проектов, который немыслим без обращения к Интернет-ресурсам. В процессе подготовки по предложенной теме студенты изучают китайские сайты, делают индивидуальные и коллективные презентации, включаясь в диалог культур с использованием китайского языка как средства межкультурного взаимодействия.
Таким образом, одним из преимуществ проектной методики является то, что при подготовке проекта студенты не только имеют возможность ближе познакомиться с интересующей тематикой, но и зачастую активно используют китайский сегмент Интернета, который поможет со временем начать более тесное общение с носителями китайского языка, приобретая крайне важные навыки межкультурной коммуникации, а также поиска информации в китаеязычных источниках и работы с ней [1, с. 40].
К сожалению, онлайн курса китайского языка для российских учащихся пока еще не существует. Но в работах некоторых российских исследователей (Ю.Ю. Котляренко, С.В. Титовой, М.А. Деминой, Т.В. Семеновой и др.) заложены методические предпосылки проектирования электронных обучающих материалов для повышения эффективности учебного процесса, разработки онлайн-курса китайского языка для языковой подготовки студентов, собирающихся учиться в вузах Китая [6, с. 62].
В число приоритетных задач по созданию такого рода электронного пособия цифрового формата входят:
- выявление специфики применения цифровых технологий для обучения китайскому языку;
- определение особенностей контента при разработке онлайн-курса китайского языка;
- выбор наиболее адекватных инструментов реализации онлайн-курса китайского языка с учетом психолого-педагогической специфики русскоязычной аудитории.
Необходимо отметить, что онлайн-курс может быть результатив-
ным, если учесть:
- международные требования к сдаче стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку (HSK);
- специфику фонетики и письменности китайского языка;
- национальную специфику Китая;
- выбор инструментов и технологий, используемых в онлайн-кур-се, которые должны способствовать развитию навыков говорения, аудирования, чтения, письма [6, с. 62-63].
Мы считаем, что составители электронного курса китайского языка должны использовать опыт авторов электронного курса русского языка для иностранных студентов, но при этом не забывать и о специфике китайского языка, который значительно отличается от европейских языков и считается одним из сложных в мире.
Сегодня инновационные методы обучения иностранному языку, в основе которых лежат ИКТ, очень востребованы в вузах различного профиля. Они расширяют кругозор студентов, повышают мотивацию к изучению языка и, главное, способствуют индивидуализации учебного процесса.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что использование ИКТ в процессе изучения русского и китайских языков как иностранных создает основу для формирования умений и навыков самостоятельного приобретения знаний через организацию преподавателем деятельности студентов в виртуальной среде. Кроме того, обращение к мультимедийным и Интернет-ресурсам становится дополнительным стимулом активизации их познавательной и исследовательской деятельности.
Библиографический список
1. Аликберова А.Р. Роль современных образовательных технологий в процессе обучения китайскому языку и развитии коммуникативных компетенций // Китай: история и современность: материалы XI международной научно-практической конференции - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. С. 37-45.
2. Зарецкая С.А. Инновационные технологии как один из приемов преподавания РКИ в условиях неродственной языковой среды // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых. - Москва: РУДН, 2019. С. 311-316.
3. Нужа И.В., Смирнова Н.В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник трудов. - М.: Издательство МГУ, 2012. С. 230-239.
4. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. - М.: 2008. Вып. 5. 79 с.
5. Попова В.В. Инновационные формы обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 3 (28) // URL: https://naukovedenie.ru/PDF/175PVN315.pdf.
6. Суркова А.Г., Туранова Л.М. Особенности использования цифровых технологий в процессе обучения китайскому языку // Цифровизация как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы: сб. статей. - Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 59-64.
7. Pinevich E.V., Panina L.V., Solianik O.E. A New Methodology for Teaching the Course "Russian as a Foreign Language" in the Digital Environment: Development, Results and Prospects // URL: https://www.itm-conferences.org/articles/itmconf/pdf/2020/05/itmconf_ itee2020_01012.pdf
References
1. Alikberova A.R. The role of modern educational technologies in the process of teaching the Chinese language and the development of communicative competencies // China: history and modernity: materials of the XI international scientific and practical conference - Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2018. P. 37-45.
2. Zaretskaya S.A. Innovative technologies as one of the methods of teaching RFL in an unrelated language environment // Study and teaching of the Russian language in different linguistic and cultural environments: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. - Moscow: RUDN, 2019. P. 311-316.
3. Nuzha I.V., Smirnova N.V. ICT in teaching a foreign language: from a traditional textbook to a virtual learning environment // Modern information technologies and IT education: collection of works. - M.: Moscow State University Publishing House, 2012. P. 230-239.
4. Educational resources on the Internet for basic general and secondary (complete) general education. Catalog. - M.: 2008. Issue. 5. 79 p.
5. Popova V.V. Innovative forms of teaching a foreign language // Internet journal "Nauko-vedenie". 2015. № 3 (28) // URL: https://naukovedenie.ru/PDF/175PVN315.pdf.
6. Surkova A.G., Turanova L.M. Features of the use of digital technologies in the process of teaching the Chinese language // Digitalization as a new development paradigm: challenges, opportunities and prospects: collection. articles. - Petrozavodsk: New Science, 2021. P. 59-64.
7. Pinevich E.V., Panina L.V., Solianik O.E. A New Methodology for Teaching the Course "Russian as a Foreign Language" in the Digital Environment: Development, Results and Prospects // URL: https://www.itm-conferences.org/articles/itmconf/pdf/2020/05/itmconf_ itee2020_01012.pdf