Научная статья на тему 'Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам'

Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
инновационные технологии / ИКТ / Интернет-ресурсы / русский язык как иностранный / китайский язык как иностранный / innovative technologies / ICT / Internet resources / Russian as a foreign language / Chinese as a foreign language

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тянь Тянь

В данной статье речь идет об инновационных методах обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам в высших учебных заведениях. Автор статьи, прежде всего, обращается к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые вошли в нашу жизнь с развитием Интернета и без которых образовательный процесс в современных реалиях времени будет неполным. Анализируя особенности преподавания этих двух языков в иноязычной среде, автор статьи обращает внимание на необходимость создания электронного учебника для обучения русскому и китайскому языкам. Ссылаясь на опыт российских преподавателей, создавших такое пособие, автор статьи выражает надежду, что когда-нибудь появится электронный курс, с помощью которого русские студенты познают красоту китайского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of innovative ICT-technologies in the teaching process Russian and Chinese languages for foreign students

This article deals with innovative methods of teaching Russian and Chinese languages to foreign students in higher educational institutions. The author of the article, first of all, refers to information and communication technologies (ICT), which entered our life with the development of the Internet and without which the educational process in the modern realities of time will be incomplete. Analyzing the peculiarities of teaching these two languages in a foreign-language environment, the author of the article draws attention to the need to create an electronic textbook for teaching Russian and Chinese. Referring to the experience of Russian teachers who have created such a textbook, the author of the article expresses the hope that one day there will be an electronic course with the help of which Russian students will learn the beauty of the Chinese language.

Текст научной работы на тему «Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам»

Тянь Тянь

Магистр, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Интеграция инновационных ИКТ-технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому и китайскому языкам

В эпоху глобализации преподавание иностранных языков вышло на новый уровень. Учитывая тот факт, что на современном этапе развития образования возрастает роль креативного подхода к обучению, передового нетрадиционного мышления преподавателя, который старается внедрять новые идеи в учебно-педагогический процесс, возрастает роль инновационных методов обучения, требующих изменения стиля и методов преподавания.

Об инновационных технологиях впервые заговорили на рубеже XX-XXI веков, когда в образовательный процесс стали внедряться такие методы обучения (в том числе и иностранным языкам), как мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра, деловая игра, метод проектов, дискуссия, метод кейсов и т.д. На том этапе нового подхода к обучающему процессу считались эффективным средством, позволившим разнообразить сферу деятельности обучаемых на занятиях и вызвать живой интерес к изучению иностранного языка. Но в последние годы в образовательную практику активно внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют оптимальному усвоению обучающимися большего количества информации без увеличения учебного времени, что стало возможно за счет специально организованного процесса «погружения» в так называемую «виртуальную реальность», ставшую средой для формирования профессиональных и общих компетенций. Как отмечают И.В. Нужа и Н.В. Смирнова, всеобщая информатизация и цифровизация образовательного процесса привела к тому, что традиционный учебник, который в течение многих десятилетий был основным средством обучения в высшей школе, уступил место электронным учебным пособиям и другим информационно-образовательным ресурсам» [3, с. 230]. В настоящее время инновационные методы уже прочно вошли в образовательный процесс и ни одно занятие не обходится без погружения студентов в виртуальную среду.

В.В. Попова инновационные методы, обуславливающие ориентацию современной системы образования на построение учебного процесса на базе ИКТ, делит на 1) те, которые основаны на интернет технологиях - синхронных, т.е. используемых в режиме реального времени, и асинхронных, имеющих временные рамки, и 2) те, в которых задействованы компьютерные технологии [5]. К первым относятся информационные ресурсы (обучающие программы, тренажеры, видео- и аудиоматериалы, электронные библиотеки, многоязычные словари и глоссарии и т.д.), созданные программистами и выложенные в виртуальную информационную среду, где они распространяются сервером через локальные сети, ко вторым - те же самые информационные продукты, устанавливаемые на автономные компьютеры с программ, записанных на CD ROM / DVD [4].

В начале второго десятилетия нынешнего века инновационные технологии как первого, так и второго типа начали активно интегрироваться в процесс обучения студентов русскому и китайскому языкам. Педагоги и методисты заявляют о преимуществах использования компьютерной техники, всевозможных гаджетов, Интернета, электронных средств обучения в процессе языковой подготовки китайских и русских студентов, которые в будущем собираются связать свою профессиональную деятельность с Китаем и Россией соответственно.

Преподаватели РКИ давно уже отмечают возможности и перспективы внедрения цифровых технологий в процесс обучения и подчеркивают, что с помощью мультимедийных средств обучения и Интернет-ресурсов можно решить многие педагогические и методические задачи (такие, как сочетание в процессе обучения сразу всех четырех видов речевой деятельности, мгновенный переход от одного задания к другому с возможностью вернуться на прежний уровень, широкий доступ к информации и т.п.).

Обращая внимание на широкое внедрение инновационных технологий на базе ИКТ в практику преподавания РКИ, следует отметить, что в рамках данного курса в России выпускается ряд электронных обучающих курсов для изучения иностранными студентами русского языка.

В качестве примера можно привести электронный курс, ставший приложением к новому учебному пособию «Спутник», авторами которого являются преподаватели кафедры русского языка Московского государственного технического университета им. Н. Баумана. У авторов данного курса (С.А. Курбатовой, Е.А. Степановой, Л.В. Пани-

ной и др.) был хороший опыт дистанционного обучения китайских студентов русскому языку в течение нескольких лет. Электронные материалы, которые преподаватели РКИ использовали в учебном процессе, различные презентации, в том числе и самих китайских студентов, видеоуроки, хорошая база собранных преподавателями аудиоматериалов, задания для срезового и контрольного тестирования - все это легло в основу создания электронного курса «Русский язык как иностранный (А1)», запущенного к началу нового 2018-2019 учебного года. Этот курс, размещенный на платформе «Открытый МГТУ», доступен всем студентам данного учебного заведения, имеющим учетную запись. В дальнейшем, как свидетельствуют авторы, он будет доступен студентам других технических университетов [7].

Курс специально разработан для студентов технических вузов подготовительных отделений, что отражено в выборе тем и лексики, затрагивающей учебную, студенческо-бытовую, научно-техническую сферы. Авторы учебника стремились отобрать только самый важный и актуальный материал, исключив из него лишнее, несущественное, чтобы помочь студентам быстрее освоиться в незнакомой лингво-культурной среде и в незнакомой обстановке российской студенческой жизни, а также подготовить их к дальнейшему обучению в бакалавриате и магистратуре в российском вузе, получению образования на русском языке и успешному овладению знаниями по техническим специальностям [7]. Можно сказать, что этот курс является первым курсом, направленным на изучение русского языка как языка профессионального общения.

Онлайн уроки этого курса (всего их 25) имеют следующую структуру: 1) введение новой лексики; 2) тексты с предтекстовыми и после-текстовыми заданиями; 3) введение и объяснение новых грамматических правил, задания на отработку этих правил; 4) коммуникативные задания для развития навыков говорения с учетом уже изученных лексических единиц и грамматических форм; 5) аудирование с контрольными вопросами на понимание диалогической речи; 6) восприятие текста на слух с контрольными заданиями на понимание монологической речи. В структуру каждого онлайн занятия входит видеоурок по теме, записанный несколькими дикторами, что помогает слушателям воспринимать русскоязычную речь, произнесенную в разной манере [7].

На наш взгляд, подобного рода разработки помогают китайским студентам, как и студентам других национальностей, быстрее осво-

ить русский язык, ведь учебный план большинства университетов предусматривает ограниченное количество аудиторных часов русского языка. поэтому новый онлайн-курс может стать большим подспорьем для иностранных студентов.

Инновационные технологии в процессе преподавания русского языка как иностранного затрагивают не только внедрение онлайн курсов в процесс обучения. В практику обучения РКИ в условиях неродственной языковой среды активно входят мобильные приложения. Особенно это касается Китая, где очень распространен мобильный интернет.

Китайским студентам, начинающим изучать русский язык у себя на родине, довольно сложно начать говорить на этом сложном для них языке, потому что недостаточно языковой практики. Тогда преподаватели русского языка, работающие в китайских университетах, предлагают студентам различные онлайн-ресурсы (сайты, группы в социальных сетях и т. п.), помогающие найти языковой обмен. Также существуют хорошие мобильные приложения, через которые можно изучать русский язык вместе с его носителем. для общения с иностранцами и изучения языка с носителем. Так, войдя в программу HelloTalk (https://www.hellotalk.com/), можно выбрать язык, который студент изучает (в нашем случае - русский) и сразу же выбрать носителя этого языка по интересующим критериям: возраст и страна. Данное приложение позволяет совершать бесплатные звонки, писать текстовые сообщения, а также видеть друг друга через камеру. HelloTalk имеет приложения для iPhone и Android [2, с. 313].

Китайский язык в России не так популярен, как русский язык в Китае. Но тем не менее в последние десятилетия в молодежной российской среде наблюдается всплеск интереса к китайской культуре, а значит, и китайскому языку.

Вместе с тем необходимо отметить, что освоение китайского языка русскоязычными студентами, особенно на начальном этапе, сопряжено с неизбежными трудностями. Это сложности, в первую очередь, связаны с освоением иероглифической письменности. Неалфавитная графическая система, большое количество иероглифов, которые трудно запомнить, приводят к тому, что у носителя русского языка пропадает желание изучать китайский язык (исключение составляют лишь студенты, будущая профессия которых связана с Китаем и, соответственно, с китайским языком). Чтобы «подогреть» интерес русскоязычных студентов к изучению китайского языка, на помощь приходят инновационные технологии.

Как правило, ИКТ используются и на занятиях в студенческой аудитории, и в процессе самостоятельной работы (по заданию преподавателя). Мультимедийные программы, различные интернет-сайты и интернет ресурсы сопровождают нестандартные (активные) методы обучения. ИКТ-технологии поддерживают интерес обучающихся, вовлекают их в процесс коммуникации с использованием языка, стимулировать их активную самостоятельную работу с китайским материалом. Так, помогает сделать занятие более увлекательным и интенсивным метод проектов, который немыслим без обращения к Интернет-ресурсам. В процессе подготовки по предложенной теме студенты изучают китайские сайты, делают индивидуальные и коллективные презентации, включаясь в диалог культур с использованием китайского языка как средства межкультурного взаимодействия.

Таким образом, одним из преимуществ проектной методики является то, что при подготовке проекта студенты не только имеют возможность ближе познакомиться с интересующей тематикой, но и зачастую активно используют китайский сегмент Интернета, который поможет со временем начать более тесное общение с носителями китайского языка, приобретая крайне важные навыки межкультурной коммуникации, а также поиска информации в китаеязычных источниках и работы с ней [1, с. 40].

К сожалению, онлайн курса китайского языка для российских учащихся пока еще не существует. Но в работах некоторых российских исследователей (Ю.Ю. Котляренко, С.В. Титовой, М.А. Деминой, Т.В. Семеновой и др.) заложены методические предпосылки проектирования электронных обучающих материалов для повышения эффективности учебного процесса, разработки онлайн-курса китайского языка для языковой подготовки студентов, собирающихся учиться в вузах Китая [6, с. 62].

В число приоритетных задач по созданию такого рода электронного пособия цифрового формата входят:

- выявление специфики применения цифровых технологий для обучения китайскому языку;

- определение особенностей контента при разработке онлайн-курса китайского языка;

- выбор наиболее адекватных инструментов реализации онлайн-курса китайского языка с учетом психолого-педагогической специфики русскоязычной аудитории.

Необходимо отметить, что онлайн-курс может быть результатив-

ным, если учесть:

- международные требования к сдаче стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку (HSK);

- специфику фонетики и письменности китайского языка;

- национальную специфику Китая;

- выбор инструментов и технологий, используемых в онлайн-кур-се, которые должны способствовать развитию навыков говорения, аудирования, чтения, письма [6, с. 62-63].

Мы считаем, что составители электронного курса китайского языка должны использовать опыт авторов электронного курса русского языка для иностранных студентов, но при этом не забывать и о специфике китайского языка, который значительно отличается от европейских языков и считается одним из сложных в мире.

Сегодня инновационные методы обучения иностранному языку, в основе которых лежат ИКТ, очень востребованы в вузах различного профиля. Они расширяют кругозор студентов, повышают мотивацию к изучению языка и, главное, способствуют индивидуализации учебного процесса.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что использование ИКТ в процессе изучения русского и китайских языков как иностранных создает основу для формирования умений и навыков самостоятельного приобретения знаний через организацию преподавателем деятельности студентов в виртуальной среде. Кроме того, обращение к мультимедийным и Интернет-ресурсам становится дополнительным стимулом активизации их познавательной и исследовательской деятельности.

Библиографический список

1. Аликберова А.Р. Роль современных образовательных технологий в процессе обучения китайскому языку и развитии коммуникативных компетенций // Китай: история и современность: материалы XI международной научно-практической конференции - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. С. 37-45.

2. Зарецкая С.А. Инновационные технологии как один из приемов преподавания РКИ в условиях неродственной языковой среды // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сборник статей Международной научно-практической конференции молодых ученых. - Москва: РУДН, 2019. С. 311-316.

3. Нужа И.В., Смирнова Н.В. ИКТ в обучении иностранному языку: от традиционного учебника к виртуальной обучающей среде // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник трудов. - М.: Издательство МГУ, 2012. С. 230-239.

4. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. - М.: 2008. Вып. 5. 79 с.

5. Попова В.В. Инновационные формы обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 3 (28) // URL: https://naukovedenie.ru/PDF/175PVN315.pdf.

6. Суркова А.Г., Туранова Л.М. Особенности использования цифровых технологий в процессе обучения китайскому языку // Цифровизация как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы: сб. статей. - Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 59-64.

7. Pinevich E.V., Panina L.V., Solianik O.E. A New Methodology for Teaching the Course "Russian as a Foreign Language" in the Digital Environment: Development, Results and Prospects // URL: https://www.itm-conferences.org/articles/itmconf/pdf/2020/05/itmconf_ itee2020_01012.pdf

References

1. Alikberova A.R. The role of modern educational technologies in the process of teaching the Chinese language and the development of communicative competencies // China: history and modernity: materials of the XI international scientific and practical conference - Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2018. P. 37-45.

2. Zaretskaya S.A. Innovative technologies as one of the methods of teaching RFL in an unrelated language environment // Study and teaching of the Russian language in different linguistic and cultural environments: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. - Moscow: RUDN, 2019. P. 311-316.

3. Nuzha I.V., Smirnova N.V. ICT in teaching a foreign language: from a traditional textbook to a virtual learning environment // Modern information technologies and IT education: collection of works. - M.: Moscow State University Publishing House, 2012. P. 230-239.

4. Educational resources on the Internet for basic general and secondary (complete) general education. Catalog. - M.: 2008. Issue. 5. 79 p.

5. Popova V.V. Innovative forms of teaching a foreign language // Internet journal "Nauko-vedenie". 2015. № 3 (28) // URL: https://naukovedenie.ru/PDF/175PVN315.pdf.

6. Surkova A.G., Turanova L.M. Features of the use of digital technologies in the process of teaching the Chinese language // Digitalization as a new development paradigm: challenges, opportunities and prospects: collection. articles. - Petrozavodsk: New Science, 2021. P. 59-64.

7. Pinevich E.V., Panina L.V., Solianik O.E. A New Methodology for Teaching the Course "Russian as a Foreign Language" in the Digital Environment: Development, Results and Prospects // URL: https://www.itm-conferences.org/articles/itmconf/pdf/2020/05/itmconf_ itee2020_01012.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.