УДК 004.77+316.77
DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-1 -84-93
ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МАССМЕДИА КРЫМА В РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
INTEGRATION OF CRIMEAN ELECTRONIC MASS MEDIA INTO RUSSIAN
INFORMATION SPACE
А.В. Платонова1, Е.А. Осипова2 A.V. Platonova, Е.А. Оsipova
1) Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия, Республика Крым, г. Симферополь, 295007, проспект академика Вернадского, 4 2)Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36
1) V.I. Vemadsky Crimean Federal University, Taurian Academy, 4, avenue Academician Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea, 295007, Russia
2) Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny lane, Moscow, 117997, Russia
E-mail: njmaxx@mail.ru, prconsult@list.ru
Аннотация
В статье отражены результаты исследования процесса интеграции крымских электронных СМИ (телевидение и радио) в российское информационное пространство после перехода Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Для анализа и оценки интеграционных процессов были использованы такие критерии, как год регистрации, территория вещания, форма собственности, языковая форма подачи информационного контента, локационное размещение редакций по месту регистрации. Анализ показал, что большинство региональных теле- и радиоканалов Крыма успешно прошли регистрацию и интегрировались в российское информационное пространство, чему способствовали упрощенный порядок регистрации и повышение квалификации сотрудников. В настоящее время территория вещания большинства массмедиа не выходит за пределы Республики Крым и города Севастополя, при этом Симферополь и Севастополь выступают как места локализации редакций большинства электронных СМИ. В исследовании установлено минимальное участие государственных и некоммерческих организаций в деятельности электронных массмедиа в качестве собственников. Переход на русскоязычное вещание позитивно сказался на рейтинге электронных СМИ и расширил возможности получения доходов от размещения рекламы. В процессе интеграции крымских электронных СМИ произошел переход на круглосуточное вещание, увеличилось государственное финансирование, расширяется материальная и техническая база телерадиокомпаний. Однако не решены проблемы вещания на государственных каналах на языках крупнейших диаспор, особого внимания требует и качество радио- и телеконтента.
Abstract
This article examines the process of integration of Crimean electronic media (TV and radio) into the Russian information space after the transition of Crimea and Sevastopol into Russian Federation. For the analysis and evaluation of integration processes were used such criteria as year of registration, the broadcasting area, form of ownership, the language form of submission of information content, and the location of editorial offices at the place of registration. The analysis showed that the majority of Crimean regional television and radio channels were successfully registered and integrated into the Russian information space, helped by a simplified procedure of registration and improving the skills of employees. Currently, the broadcasting area of the majority of mass media does not exceed the limits of the Republic of Crimea and city of Sevastopol, while Simferopol and Sevastopol act as localization sites for editorial offices of most electronic media. The study establishes a minimum participation of state and non-profit organizations in the electronic mass media as owners. The transition to Russian-language broadcasting
positively affected the rating of electronic media and expanded the opportunities for receiving income from advertising. In the process of integration of Crimean electronic media, there was a switch to round-the-clock broadcasting, state funding increased, and the material and technical base of TV and radio companies was expanding. However, the problems of broadcasting on state channels in the languages of the largest diasporas have not been resolved, and the quality of radio and television content also demands special attention.
Ключевые слова: интеграция, массмедиа, телеканалы, радиоканалы, электронные СМИ, Крымский полуостров, информационное пространство, языковой аспект.
Keywords: integration, mass media, TV channels, radio channels, electronic media, Crimean peninsula, information space, linguistic aspect.
Введение
В настоящее время повышение влияния медийных институтов на общественные структуры и человеческое сознание признается всеми исследователями, занимающимися изучением современной медиареальности и процессов медиатизации общества. А.В. Полонский, оценивая значимость современных медиа, говорит о том, что они становятся «фактором, определяющим социальную динамику в глобальном масштабе, затрагивающим все сферы жизни и деятельности общества (культурную, религиозную, политическую, экономическую, обыденно-повседневную)» [Полонский, 2015:17]. По мнению исследователя «чрезвычайно разветвленной и многогранной» становится проблематика медиа. [Полонский, 2015:17]. Л.В. Нургалеева видит в медиатизации общества один из наиболее динамичных и наглядных процессов социогенеза, вызывающих функционально-структурные сдвиги и ставящих на повестку дня вопрос о выработке адекватных средств управления изменениями [Нургалеева, 2012:11]. Г.В. Соколова указывает на ключевую роль СМИ в формировании современных систем описания мира [Соколова, 2015:3]. А. Marcus рассматривает медиа, в особенности электронные, как фундаментальные маркеры, характеризующие сдвиги в концептуальной сфере и сфере социокультурного взаимодействия и обмена [Marcus, 2017:25].
В условиях становления цифровой цивилизации ключевыми средствами коммуникации становятся электронные массмедиа, поскольку они представляют собой комплексные средства, служащие для разнопланового представления гетерогенной информации в коммуникационных сетях, и выступают одновременно гибким ресурсом развития всех звеньев и уровней традиционной системы социального управления, поддерживающих идею децентрации информационных потоков [Кравченко, Шувалов, 2014:70]. С.В. Баранова акцентирует внимание на том, что по своей природе электронные СМИ являются «синтетическим продуктом с типологическими признаками традиционных источников информации и современных медийных инструментов» [Баранова, 2015:13].
Важно отметить, что несмотря на стремительное развитие социальных медиа, огромную роль в жизни каждого человека, в том числе каждого жителя России, продолжают играть такие средства электронных медиа, как телевидение и радио. Так, результаты телеизмерений, проведенных компанией Mediascope в 2016 году, показывают, что телевидение смотрит все население России. При этом с увеличением возраста аудитории возрастает как охват среди всех категорий зрителей, так и время телепросмотра [13]. Значительной остается и аудитория радио. Согласно последним комплексным исследованиям, проведенным в конце 2015 года, 64 % населения России слушает радио не менее одного раза в сутки, а 89 % не менее одного раза в неделю. Радиоизмерения свидетельствуют также о том, что высокой остается среднесуточная продолжительность слушания радио. Так, на работе она составляет 5 час. 42 мин., в домашних условиях - 3 час. 28 мин., а в автомобиле - 2 час. 2 мин.
Современные исследователи отмечают активизацию процессов глобализации телевидения и радио, возрастание влияния транснациональных сетей и форматов [Adams,
2014:35]; [Chalaby, 2016:41]; [Evans, 2016:16]. Наряду с этим исследования показывают, что в разных странах существуют национальные особенности новостной культуры, национальных стилей обсуждения новостных форматов [Wessler, Rinke, 2014:52]. Кроме того, как в научном, так и в профессиональном журналистском сообществе существуют различные, а порой и противоположные прогнозы развития регионального теле- и радиовещания. Так, исследователь регионального российского телевидения Ершов Ю.М. отмечает, что одни эксперты «считают местное телевещание погибающим; другие специалисты полагают, что местное ТВ выживет и будет востребовано всегда в силу особой близости к аудитории» [Ершов, 2012:100]. Разделяя мнение последних, авторы исследования считают, что в обозримом будущем востребованность регионального теле- и радиовещания будет оставаться высокой в связи с потребностями жителей каждого региона в региональной самоидентификации и получении региональной новостной информации.
В связи с переходом Крыма в состав Российской Федерации, который обусловил изменения во всех ключевых сферах жизни полуострова, существенным трансформациям подверглось его региональное массмедийное пространство. Поскольку, как отмечалось выше, электронные СМИ (телевидение и радио) в значительной мере определяют коммуникативное пространство, в котором ежедневно функционирует и развивается общество, а также информационный контент, влияющий на восприятие действительности и всех происходящих в обществе процессов, особенно актуальным становится исследование интеграции телевидения и радио Крыма в российское информационное пространство и влияние интеграционных процессов на развитие регионального теле- и радиовещания Крымского полуострова.
Объектом исследования в данной статье выступает информационное пространство Крыма после его вхождения в состав Российской федерации, а предметом - процессы интеграции и трансформации электронных крымских СМИ (радио и телевидение), происходящие на протяжении последних трех лет. Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, являлось определение специфики интеграции электронных массмедиа Крыма в российское информационное пространство и выявление позитивных и негативных тенденций в развитии телевидения и радио Крыма, обусловленных интеграционными процессами.
В качестве методов исследования применялись анализ и систематизация данных об электронных крымских СМИ (радио и телевидение) по таким критериям, как: год регистрации, территория вещания, форма собственности, языковая форма подачи информационного контента, локационное размещение редакций по месту регистрации. Кроме того, для выявления позитивных и негативных тенденций в развитии телевидения и радио Крыма был использован метод углубленного интервью и анализ исследований медиконтента.
Результаты исследования будут полезны как собственникам массмедиа, так и журналистам, политологам, специалистам по рекламе и связям с общественностью и другим представителям смежных специальностей, поскольку помогут более детально ознакомиться с изменениями и перспективами, которые произошли вследствие перехода крымского полуострова в новое информационное и территориальное массмедийное поле.
Основная часть
С 1 апреля 2014 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Российской Федерацией Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов . Данный Договор послужил отправной
точкой для процесса интеграции крымских теле- и радиоканалов в российское медиапространство.
Прежде всего, этот процесс был связан с необходимостью регистрации или перерегистрации крымских телеканалов и радиоканалов в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Согласно решению Государственной Думы РФ от 14 ноября 2014 года переходный период, когда регистрация и перерегистрация осуществлялись по специальному порядку, без взимания государственной пошлины, был продлен до 1 апреля 2015 года. При этом перерегистрацию могли пройти все электронные СМИ, имевшие разрешительные документы, оформленные по украинскому законодательству.
В результате анализа динамики регистрации электронных СМИ (телеканалы, радиоканалы) на территории Крыма в период с 2014 по 2016 год нами были получены следующие данные (см. рис. 1):
Радиоканалы Телеканалы
0
Рис. 1. Динамика регистрации электронных массмедиа Крыма Fig. 1. Dynamics of registration of electronic mass media of Crimea
Анализ динамики регистрации радиоканалов показывает, что в 2014 году начался активный регистрационный процесс (11 радиоканалов), наибольшее количество радиоканалов было зарегистрировано в Крыму в 2015 году (15радиоканалов), а в 2016 году процесс регистрации пошел на спад (2 радиоканала). Всего на территории Крыма зарегистрировано 28 радиоканалов. Так в Севастополе работают четыре радиоканала: «Говорит Крым», «Эра FM Севастополь», «Ди-джей FM Севастополь», «Шансон-Севастополь». В Симферополе зарегистрировано 18 радиоканалов: «Радио Крым», «Радио Море», «Радио Точка», «Изумрудная волна», «Релакс Крым», «Дача», «Дорожное радио», «Шансон-Крым», «Любовь-Крым», «Авторадио», «Эра FM-Крым», «Любимое радио», «Медиаком Крым», «Европа плюс Крым», «Ретро FM-Крым», «Комсомольская правда Крым», «Радио 7 Крым», «Радио интернешнл Крым».
В отношении телеканалов можно отметить, что на протяжении 2014 - 2016 годов процесс регистрации осуществлялся стабильно и равномерно (соответственно 6, 5 и 6 телеканалов). В настоящее время в Симферополе работают шесть телевизионных каналов - телеканал «КТВ», «ТВ 7 Крым», «ИТВ», «Крым-24», «Первый Крымский», «Миллет». В Севастополе осуществляют работу четыре телевизионных канала: телеканал «8 Севастополь Крым», «Народный канал «Севастополь»», «Первый Севастопольский», информационный канал Севастополя «ИКС». Из муниципального бюджета финансируются «ИКС», «Народный канал «Севастополь»», «Крым-24», «Первый Крымский», «Миллет». В Алуште вещание осуществляют телеканал «Бытрадиотехника» («БРТ») и телеканал «555»; в Феодосии - «Крымский канал»; в Евпатории - телеканал «Евпатория»; в Саках -телеканал «Тонус»; в Армянске - телеканал «Северный Крым»; в пгт. Черноморское -телеканал «Контакт».
2014
2015
5 10 15 20 25 30 2016
Важно отметить, что все перечисленные телекомпании Симферополя и Севастополя осуществляют круглосуточное вещание (24 часа в сутки) и работают по принципу полного программирования, поскольку в 2014 году они вошли в состав Крымского регионального мультиплекса цифрового телевидения России.
Однако процесс перерегистрации некоторых крымских электронных СМИ имеет и потенциальные угрозы. Так, Г.Г. Щепилова акцентирует внимание на проблеме правового статуса тех крымских телекомпаний, которым Роскомнадзор выдал свидетельства о регистрации и универсальные лицензии, но при этом они используют вещательные частоты, лицензированные Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Срок действия украинских лицензий на вещание у некоторых телеканалов истекает к концу 2017 года, что должно вызывать опасения в условиях существующего сегодня геополитического противостояния [Щепилова, 2017: 102].
В ходе интервью с генеральным директором телерадиокомпании «Крым» Екатериной Козырь была выявлена еще одна проблема, связанная с существенными отличиями законодательного поля Российской Федерации от законодательного поля Украины. Данная проблема была особенно актуальна в начале процесса интеграции крымских электронных СМИ и для ее решения работникам крымских электронных массмедиа пришлось в сжатые сроки пройти профессиональную переподготовку. Активную помощь крымским медиа оказали телерадиокомпании Российской Федерации -НТВ и «Звезда», консультации которых по вопросам законодательства РФ в области средств массовой информации позволили крымским электронным СМИ достаточно быстро освоиться в новом правовом пространстве.
В качестве положительных тенденций Е. Козырь отметила следующее: переход на круглосуточное вещание, который позволил увеличить количество рабочих мест; значительное увеличение уровня государственного финансирования, который позволил оплачивать обучение и повышение квалификации персонала телекомпаний и радиокомпаний, как в Крыму, так и за его пределами; расширение материальной и технической базы телерадиокомпаний, что при Украине было практически невозможно.
Кроме того, в связи с переходом Крыма в состав Российской федерации телерадиокомпании получили возможность получать доходы от размещения рекламы, которая сегодня транслируется на русском языке, что при Украине было крайне сложно, поскольку все телеканалы работали согласно предписанию от Национального совета Украины, в котором говорилось о запрете размещения русскоязычной рекламы. В результате запрета с крымского эфирного рынка ушла львиная доля рекламодателей, что привело к кризису рекламной отрасли. В качестве еще одной позитивной тенденции Е. Козырь назвала осуществление вещания на русском языке, а не на украинском, который в период нахождения Крыма в составе Украины составлял 80% эфирного времени. Переход на русскоязычное вещание позитивно сказался на рейтинге практически всех крымских телеканалов, а также на рейтинге телерадиокомпании «Крым», которая сегодня, по данным компании «Медиалогия» входит в пятерку ведущих медиаресурсов республики Крым и города Севастополя.
Следующим этапом нашего исследования стал анализ электронных массмедиа Крыма по такому критерию, как территория вещания (см. рис. 2). Результаты анализа показали, что 20 электронных массмедиа имеют территорию вещания только по Республике Крым, из них 9 - радиоканалы и 11 - телеканалы. У 9 массмедиа территорией вещания является Севастополь - город федерального значения в составе Российской Федерации, из них 5 - радиоканалы и 4 - телеканалы.
Территорией вещания 16 электронных массмедиа являются Республика Крым и Севастополь, из них 14 - радиоканалы и 2 - телеканалы. 7 электронных массмедиа имеют территорию вещания по Республике Крым и Российской Федерации, из них 5 -радиоканалы и 2 - телеканалы.
Радиоканалы
Телеканалы
0 5 10 15 20 25 30 35
■ Республика Крым
■ Севастополь
■ Республика Крым и Севастополь
■ Республика Крым и РФ
Рис. 2. Территория вещания электронных массмедиа Крыма Fig. The broadcasting area of electronic mass media of Crimea
В результате анализа форм собственности электронных медиа Крыма были получены следующие данные (см. рис. 3):
Радиоканалы
Телеканалы
ООО
Частные лица
Госуд-е бюджетные учреждения
Автономные некоммерческие организации
10
15
20
25
30
0
5
Рис. 3. Формы собственности электронных массмедиа Крыма Fig. 3. Form of ownership of electronic media of Crimea
Исследование показало, что на территории Крыма обществам с ограниченной ответственностью принадлежит 33 электронных медиа, из них 22 - радиоканалы и 11 -телеканалы. В собственности частных лиц находится 5 электронных медиа, из них 3 -радиоканалы и 2 - телеканалы. Автономные некоммерческие организации владеют 4 электронных медиа, из них 2 - радиоканалы и 2 - телеканалы. Государственным бюджетным учреждением является 1 телеканал, а к муниципальным унитарным предприятиям относится 1 телеканал и 1 радиоканал. Такое разнообразие форм собственности хотя и не становится гарантией, но является одним из ключевых условий обеспечения информационных потребностей телезрителей и радиослушателей с различными социально-демографическими, психологическими и др. характеристиками, с различными политическими взглядами, познавательными, культурными и др. интересами.
Одним из важнейших показателей в анализе интеграции крымских электронных массмедиа в российское информационное пространство является языковой аспект информационного контента (см. рис. 4).
Радиоканалы
Телеканалы
0 10 20 30 40
■ Русский язык
■ Русский и английский язык
■ Русский, крымскотатарский, украинский язык
■ Другие языки
Рис. 4. Язык подачи информационного контента крымскими электронными массмедиа Fig. 4. Language of filing of the information content of the Crimean electronic media
Из данных диаграммы (см. рис. 4) видно, что во всех электронных крымских массмедиа преобладает русский язык, на втором месте находятся медиа, информационный контент которых подается в смешанной форме на таких языках как русский, крымскотатарский и украинский, на третьем месте медиа, подача контента которых осуществляется на языке этнических меньшинств, проживающих на территории крымского полуострова: армянского, болгарского, греческого, немецкого и на четвёртом месте подача информационного контента осуществляется на русском и английском языках. Таким образом, исследование показало, что все жители полуострова, вне зависимости от этнической и языковой принадлежности имеют возможность получать информацию на родном языке. Однако, опираясь на исследование Е.Б. Громовой телеэфира крымских государственных телеканалов «Первый Крымский» и «Крым 24», можно констатировать, что государственное телевидение утратило «вещание на 7 языках - по числу крупнейших диаспор в Крыму», что считалось ранее «достоинством крымского государственного эфира» [Громова, 2017:31].
В качестве еще одного актуального на наш взгляд критерия выступает локационное размещение редакций электронных медиа Крыма (рис. 5).
Радиоканалы
Телеканалы
10
20
30
40
Симфероопль
Севастополь
Евпатория
Саки
Ялта
Алушта
Феодосия
пгт. Ленино
Армянск
пгт. Черноморское
Красноперекопск
Чебоксары
Москва
Иваново
0
Рис. 5. Локационное размещение редакций электронных массмедиа Крыма Fig. 5. Locating the placement of editorial electronic media of Crimea
Как мы видим из данных диаграммы (см. рис. 5), большинство редакций радиоканалов локализировано в г. Симферополь, а в отношении телеканалов лидерами стали г. Симферополь и г. Севастополь. Диаграмма показывает также, что практически во
всех крупных городах Крыма размещены редакции электронных массмедиа, что создает условия для своевременного создания и распространения актуального для региона радио- и телеконтента.
В процессе исследования был также проведен предварительный анализ потенциального социального влияния телевидения и радио Крыма. В настоящее время существуют различные точки зрения на социальное влияние электронных средств массовой информации. Так, по мнению С.В. Барановой, главная цель электронных СМИ - «влиять, воздействовать, властвовать, т.е. управлять общественным сознанием, а не просто информировать» [Баранова, 2015: 13]. Однако во многих отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается не только огромное воздействие телевидения и радио на оценку реальности их зрителями и слушателями[Hetsroni, Tukachinsky, 2006: 61]; Осипова и др., 2014: 99], но и влияние личного опыта и переживаний зрителей и слушателей на восприятие теле- и радиоконтента [Nabi etal, 2006: 29]; [Осипова и др., 2014: 13].
В уже упоминавшемся исследовании Е.Б. Громовой обозначаются не только позитивные изменения, которые произошли в крымском телеэфире в процессе интеграции, среди которых: «успешный проект утреннего эфира, где отмечается «торжество малых форм»; стремление к пониманию менталитета крымской аудитории, выраженное в некоторых программах; качественные познавательные, развлекательные и детские программы» [Громова, 2017: 19].Несмотря на то, что «творческие, стилевые и форматные особенности» выделены исследователем на основе сканирования только двух дней эфира и только двух государственных телеканалов, сами негативные особенности вызывают тревогу. Среди них Е.Б. Громова называет: заштампованность речи ведущих и отраслевую некомпетентность при проведении форматов «ток-шоу» и «интервью в студии»; «блогеровские метафоры» вместо комментариев; сниженную лексику в адрес Украины; агрессивное, крайне неуважительное ведение аналитических проектов и т.п. [Громова, 2017: 33]. Учитывая не только негативный, но и позитивный личный опыт зрителей и слушателей, который объективно формировался в период работы электронных СМИ Крыма до вхождения в Российскую Федерацию, этот опыт может значительно усиливать негативное восприятие названных особенностей. Поэтому для развития интеграционных процессов наряду с дальнейшим развитием позитивных тенденций в теле- и радиовещании полуострова, необходимо проявлять уважительное отношение к позитивному опыту недавнего прошлого, учитывать личный опыт и переживания зрителей и слушателей при формировании теле- и радиоконтента. Важно учитывать и тот факт, что любые общественные и культурные преобразования происходят только при наличии «мотивированного инновацией социального субъекта, неоднородного по своей структуре и дифференцированного по различным параметрам, включая такой параметр, как медиа» [Луман, 2005: 49].
Выводы
В результате анализа процесса интеграции электронных массмедиа крымского региона в российское информационное пространство было выявлено, что к концу 2016 года на территории Крыма было зарегистрировано 45 электронных СМИ: 17 телеканалов и 28 радиоканалов. При этом пик регистрации и перерегистрации данных массмедиа пришелся на 2015 год. Важно отметить, что возможности вхождения в информационное пространство региона открыты для тех электронных СМИ, которые до настоящего времени не прошли перерегистрацию.
Исследование показало, что основными собственниками зарегистрированных массмедиа являются общества с ограниченной ответственностью — им принадлежит 33 массмедиа и частные лица — им принадлежит 5 электронных массмедиа на территории Крыма. Основными регионами вещания электронных СМИ являются Республика Крым и город федерального значения в составе Российской Федерации Севастополь. По локационному размещению редакций электронных СМИ лидерами являются города
Симферополь и Севастополь, однако теле- и радиоредакции находятся и в других крупных городах Крыма, таких как Алушта, Евпатория, Армянск, Феодосия, Саки, Красноперекопск. В настоящее время на территории Крыма преобладает вещание на русском языке, при этом активно развиваются смешанные языковые формы вещания - на русском, украинском и крымскотатарском языках. Тем не менее, региональному крымскому телевидению и радио предстоит большая работа по расширению вещания на языках ключевых диаспор, а также по повышению качества контента.
По итогам проведенного исследования можно сказать, что процесс интеграции электронных массмедиа в новое информационное пространство Российской федерации состоялся. В большинстве своем электронные СМИ (теле и радиоканалы) без существенных изменений продолжили функционировать на территории Крыма, усовершенствовав форму и способы подачи своего информационного контента. Важным достижением в процессе интеграции крымских электронных СМИ стало их вхождение в состав Крымского регионального мультиплекса цифрового телевидения России, которое дало возможность осуществлять круглосуточное вещание, работать по принципу полного программирования и активно развиваться в режиме реальной цифровизации.
Список литературы References
1. Баранова С.В. 2015. Роль электронных масс-медиа в формировании эстетического запроса общественного сознания: расширение границ или утрата самоидентификации? Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 18 (215): 82-86.
Baranova S.V. 2015. Rol' ehlektronnyh mass-media v formirovanii ehsteticheskogo zaprosa obshchestvennogo soznaniya: rasshirenie granic ili utrata samoidentifikacii? [The role of electronic mass media in the formation of the aesthetic request of public consciousness: widening of borders or loss of self-identification?] In: Scientific Bulletin of the Belgorod State University, Humanities, 18 (215): 82-86 (in Russian).
2. Громова Е.Б. 2017. В поисках журналистики в крымском телеэфире. Медиаскоп, 3.
Gromova E.B. 2017. V poiskakh zhurnalistiki v krymskom teleefire. [In search of journalism in
Crimean television]. In : MediaScope, 3 (in Russian).
3. Ершов Ю.М. 2012. Региональное телевидение в российской медиасистеме. Дисс. докт. филол. наук. - М., 2012. - 416 с.
Ershov Y. M. 2012. Regional'noe televidenie v rossijskoj mediasisteme [Regional television in the Russian media system.]. Diss. cand. filol. nauk. Moscow, 416 (in Russian).
4. Кравченко Н.П., Шувалов С.С. 2014. Конвергенция как элемент становления, укрепления и развития перспективной коммерческой модели современных российских региональных СМИ. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Майкоп, 2 (140): 249-253. (in Russian).
Kravchenko N.P., SHuvalov S.S. 2014. Konvergenciya kak ehlement stanovleniya, ukrepleniya i razvitiya perspektivnoj kommercheskoj modeli sovremennyh rossijskih regional'nyh SMI. In: Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe State University]. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. Majkop, 2 (140): 249-253 (in Russian). .
5. Луман Н. 2005. Общество общества. Медиакоммуникации. М. Логос. 232.
Luman N. 2005. Obshchestvo obshchestva. Mediakommunikacii [Society of society. Media Communications]. M. Logos. 232 (in Russian).
6. Нургалеева Л.В. 2012. Электронные медиа: проблема выбора исследовательских подходов. Социосфера. Томск. 17-22.
Nurgaleeva L.V. 2012. EHlektronnye media: problema vybora issledovatel'skih podhodov [Electronic media: the problem of choosing research approaches]. Sociosfera. Tomsk. 17-22 (in Russian).
7. Осипова Е.А., Орлова И.В., Соколова И.В. 2014. Социология массовых коммуникаций. М. Академия. 400.
Osipova E.A., Orlova I.V., Sokolova I.V. 2014. Sociologiya massovyh kommunikacij [Sociology of Mass Communications]. M. Akademiya. 400 (in Russian).
8. Полонский А.В. 2015. Медиа и их текстовая реальность. Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. Белгород, 18 (27): 134-139.
Polonskij A. V. 2015. Media i ih tekstovaya real'nost' [Media and their textual reality]. In: Nauchnye vedomosti BelGU. Gumanitarnye nauki [Scientific bulletins of BelSU. Humanitarian sciences]. Belgorod, 18 (27): 134-139 (in Russian).
9. Соколова Г.В. 2015. Социально-регулятивный аспект рассмотрения роли СМИ в формировании массового сознания. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Майкоп, 4 (168). 137-141.
Sokolova G.V. 2015. Social'no-regulyativnyj aspekt rassmotreniya roli SMI v formirovanii massovogo soznaniya [Socio-regulatory aspect of considering the role of the media in the formation of mass consciousness]. In: Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [Bulletin of the Adyghe State University. Series 2: Philology and Art History.]. Majkop, 4 (168). 137-141 (in Russian).
10. Щепилова Г.Г. 2017. СМИ Крымского полуострова: проблемы интеграции в российское медиапространство. Медиаскоп, 1.
Shchepilova G.G. 2017. SMI Krymskogo poluostrova: problemy integracii v rossijskoe mediaprostranstvo [Mass media of the Crimean peninsula: problems of integration into the Russian media space]. In: Mediaskop [Mediascope], 1 (in Russian).
11. Adams M. 2014. Television in the age of radio: Modernity, imagination, and the making of a medium. In: Journal of communication, 64, 6: E5-E-11 (in English).
12. Chalaby J.K.. 2016. Television and Globalization: The TV Content Global Value Chain. In: Journal of communication, 66, 1: 35-59 (in English).
13. Evans S.K. 2016. Staying Ahead of the Digital Tsunami: The Contributions of an Organizational Communication Approach to Journalism in the Information Age. In: Journal of communication. 66, 2: 280-298 (in English).
14. Hetsroni A., Tukachinsky R.H. 2006.Television-World Estimates, Real-World Estimates, and Television Viewing: A New Scheme for Cultivation. In: Journal of communication. 56, 1: 133-156 (in English).
15. Nabi R.L., Finnerty K., Domschke T., Hull Sh.2006. Does Misery Love Company? Exploring the Therapeutic Effects of TV Viewing on Regretted Experiences. In: Journal of communication. 56, 4: 689-706 (in English).
16. Wessler H., Rinke E.M. 2014. Deliberative Performance of Television News in Three Types of Democracy: Insights from the United States, Germany, and Russia. In:Journal of communication.64, 5: 827-851 (in English).