РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
УДК 37.378.16 DOI: 10.12737/6477
ИНТЕГРАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
Афанасьева Александра Владиславовна, кандидат географических наук, доцент кафедры физической и экономической географии,
Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, [email protected], Днепропетровск, Украина
Дручевская Лариса Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнестехнологий в туризме и гостеприимстве,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Современные реалии развития туризма и образования в России характеризуются высокими требованиями к будущим специалистам в области сервиса и туризма. Поэтому проблемы интеграции дистанционных форм обучения в процесс подготовки кадров в области туризма сегодня наиболее актуальны. В данной статье предлагается методика разработки дистанционного курса «Туристское краеведение», сочетающего элементы дистанционного и электронного (открытого) обучения для подготовки специалистов в сфере туризма. Охарактеризованы этапы создания курса, выявлены особенности факультативных дисциплин в дистанционном обучении, разработана общая схема программы дистанционного курса «Туристское краеведение». Определены и охарактеризованы основные структурные элементы и формы подачи материала: онлайн-лекции и вебинары, электронные лекции, тестовые и профессиональноориентированные онлайн-задания, обсуждения на форуме и т. д. Специфическими формами работы для курса «Туристское краеведение» являются видео- и ЗБ-экскурсии, обеспечивающие наглядность и эффективность усвоения материала. Характерной особенностью дистанционного курса является возможность преобразования всех материалов, созданных слушателями во время изучения курса «Туристское краеведение» (с сохранением авторских прав), в образовательные средства, которые можно будет использовать в качестве иллюстраций, эталонных продуктов или источников информации. Подчеркнута важность внедрения в дистанционное обучение форм самостоятельной работы, а также мотивационных блоков, например «Метафора к курсу», «Интересно знать» и т. п. Рассмотрен опыт создания курса «Краеведение», апробированный в ходе обучения студентов специальности «Рекреационная география и туризм» и определены функции данного курса в подготовке специалистов в сфере туризма. Описан педагогический эксперимент по вовлечению в процесс подготовки специалистов в области туризма дистанционных форм обучения. Выявлено, что внедрение факультативного дистанционного курса «Туристское краеведение» в традиционное обучение повышает качество знаний будущих специалистов по туризму, а также формирует у них навыки самостоятельной научной работы и творческой инициативы.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, туристское краеведение
Введение. Создание дистанционных и открытых онлайн-курсов является актуальным и важным вопросом, потому что традиционные формы обучения постепенно вытесня-
ются информационными ресурсами, обладающими большей доступностью и наглядностью, позволяющими применять средства обучения, недоступные на традиционных за-
68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Интеграция дистанционных курсов обучения...
нятиях. Более того, дистанционное обучение в сравнении с традиционными методами позволяет охватывать значительно больший контингент целевой аудитории.
В мире и в России количество посетителей и слушателей онлайн-курсов, вебинаров и образовательных порталов [7] уже насчитывает миллионы человек, популярность этих форм обучения продолжает расти. К тому же вопросы дистанционного и электронного обучения особенно важны в свете введения новых федеральных государственных образовательных стандартов в российской системе высшего образования.
В то же время вопросы краеведения являются дидактической и научной основой современного обучения, которая играет немаловажную роль в процессе подготовки специалистов по туризму. С помощью краеведения процесс подготовки специалистов в области туризма можно начинать уже в школе. Разнообразные кружки туристскокраеведческой направленности, экскурсии, выездные праздники, туристические походы и экспедиции уже на начальном этапе формируют туристскую культуру школьников и базовые знания о ресурсах отдельных регионов страны. Однако, как показывает опыт, охват учащейся молодежи подобными формами внеклассной туристско-краеведческой работы сравнительно небольшой.
Значение использования методов и технологий дистанционного обучения в факультативных курсах по туристскому краеведению трудно переоценить. С одной стороны, факультативный курс дополняет контент дисциплин, входящих в основную образовательную программу, что дает возможность избежать недостатка «живого общения» в дистанционном обучении, а с другой — грамотно спланированный курс позволит решить не только дидактические, но и практические задачи, в частности, учета и вовлечения в туристско-рекреационную сферу региональных ресурсов, разработки и внедрения новых туристских и экскурсионных маршрутов и пр.
Таким образом, традиционная проблема сочетания аудиторной и факультативной форм обучения сегодня приобретает новое значение в связи с необходимостью интеграции дистанционных курсов для повышения
качества образования в подготовке кадров в области туризма.
Поэтому возникает необходимость создания дистанционного курса «Туристское краеведение», рассчитанного на учащихся младших курсов профильных вузов подготовки специалистов в сфере туризма. Этот курс благодаря доступности и наглядности основных средств обучения как факультативная часть профессиональной туристской подготовки призван углублять знания, полученные во время аудиторных лекционных и практических занятий, формировать самостоятельность и инициативность слушателей, а также расширять и совершенствовать базу данных туристских ресурсов отдельных территорий, что особо актуально в свете государственной важности развития инкамин-гового (въездного) и внутреннего туризма.
Научный инструментарий. Объект данного исследования — интеграция модульной формы дистанционного обучения по дисциплине «Туристское краеведение» для студентов направления «Туризм». Предмет — освещение опыта применения дистанционных форм обучения студентов направления «Туризм» посредством разработки авторского курса «Туристское краеведение», его представления и апробации через технологии образовательной платформы MOODLE. Целью статьи является разработка методики создания дистанционного курса «Туристское краеведение» для повышения качества образования в области туризма.
Вопросам электронного и дистанционного обучения сегодня уделяется большое внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов разных областей научного знания. В частности, проблемы дистанционного обучения в процессе подготовки кадров изучались И.Ф. Аршавой, Т.П. Зайченко, Р.А. Исаевым, И.А. Кузьминой, Л.С. Лисицыной, А.В. Ляминым, Е.М. Малитиковым, Э.Л. Носенко, Л.Н. Рулиене, М.А. Салюк, Е.С. Сахарчук, М.С. Чежиным, Berge Z., Bielaczyc K., McLellan H, McInnerney J., Roberts T, Shea P и др. [1—7, 10—12, 14—18].
Но в основном создание дистанционных и электронных курсов сегодня лежит в сфере интересов педагогического дизайна, уделяющего равнозначное внимание как разработке дидактически эффективного интерфейса, так и образовательного контента. Создание
69
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
курса на базе образовательных платформ позволяет упрощать задачи дистанционного образования.
В частности, предлагаемый курс создается с помощью бесплатной образовательной платформы MOODLE [8], дающей возможность педагогическому сотруднику разрабатывать дистанционные курсы без специальных знаний в области информационных технологий, при этом уделяя большее внимание качеству и структуре образовательного контента.
Создание дистанционного образовательного курса «Туристское краеведение» предполагает выполнение следующего алгоритма (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм создания дистанционного курса «Туристское краеведение» на базе электронной образовательной платформы
Первый этап включает разработку программы факультативного курса согласно требованиям специальности во избежание повторений и перекрытия учебного материала. Так, на аудиторных занятиях студенты получают общетеоретические сведения (например, понятие туристских ресурсов, их классификация) и применяют их практически на факультативном курсе (например, используют методику психолого-эстетической оценки ландшафтов в приложении к целям и задачам туристско-рекреационного планиро-
вания). Подробное содержание программы может меняться в зависимости от особенностей общей подготовки специалистов в области туризма и специфики отдельных регионов, в учебных заведениях которых возможно внедрение курса. Но при этом общая схема программы курса будет единой (таблица 1).
Дистанционный курс включает в себя нетрадиционные для обычных аудиторных и практических занятий педагогические формы. Рассмотрим их подробнее.
Изучение нового материала базируется на использовании технологий онлайн-лекций и вебинаров, электронных лекций, лекций-презентаций, структурированных конспектов лекций, видео- и аудиоматериалов (учебных фильмов, видео- и SD-экскурсий).
Онлайн-лекции и вебинары применяются в тех случаях, когда необходимо непосредственное общение аудитории с лектором (например, при изучении наиболее сложных, проблемных или важных для слушателей тем, когда необходима обратная связь для возможности обсуждения, вопросов от аудитории и т. д.). При этом график онлайн-лекций и вебинаров планируется заранее на весь курс, чтобы слушатели были готовы к получению материала в такой форме. В случае плохого усвоения материала (по результатам контроля знаний) возможно введение дополнительных онлайн-лекций.
Более широко в дистанционных курсах применяются электронные лекции. Они представляют собой презентацию с аудио-и видеосопровождением, которое лектор записывает и загружает на образовательный ресурс самостоятельно. Такие лекции уместно сопровождать структурированными конспектами, которые слушатели самостоятельно распечатывают и заполняют по ходу дистанционного занятия. При этом благодаря работе зрительной (презентация), механической (заполнение структурированного конспекта), слуховой и эмоциональной памяти (аудиозапись лекции), полученная информация усваивается слушателями наиболее эффективно.
Использование видеоматериалов и 3D-экскурсий в дистанционных курсах имеет более широкие возможности по сравнению с традиционными занятиями, прежде всего, благодаря самостоятельности выбора режи-
70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Интеграция дистанционных курсов обучения...
Структура дистанционного курса «Туристское краеведение»
Таблица 1
Название модуля Содержание и формы работы Приобретаемые компетенции
Краеведческая характеристика туристской сферы территории Иф Туристская отрасль региона. Туристские ресурсы Знания об основных туристских ресурсах региона, их популярности и посещаемости, пространственные представления об особенностях их расположения, туринфраструктуре, турпотоках и осях и т. д. Умение характеризовать туристскую отрасль территории
И Графические задания, работа с картой
К Онлайн-тестирование, профессиональноориентированные задания, обсуждения (форум)
Методики изучения известных туристских ресурсов Иф Методика балльной, психолого-эстетической и экспертной оценки, паспортизация, историко-географический анализ, ранжирование, туристское районирование, анкетирование и т. д. Знание методик изучения туристских ресурсов регионального уровня. Умение проводить научные исследования турресурсов, осуществлять их оценку, проводить историко-географический анализ, ранжировать объекты по значимости и посещаемости, проводить туристское районирование территории, выделять признаки и факторы районирования. Умение применять методы социологических исследований в изучении турресурсов
И Апробация методик с помощью онлайн-заданий: заполнение анкет и паспортов объектов, бланков оценки объектов с помощью фото- и видеоматериалов
К Онлайн-тестирование
Методика выявления и анализа потенциальных туристских ресурсов региона Иф / И Потенциальные и нетрадиционные туристские ресурсы. Утраченные объекты как ресурс для туризма. Мифы и легенды как туристический ресурс. Методика выявления потенциальных туристских объектов, принципы их отбора и анализа. Методика историко-краеведческого поиска. Методика сбора туристских легенд Знания о потенциальных туристских ресурсах региона и методах их выявления, учета и анализа. Умение проводить краеведческий поиск возможных туристских объектов и каталогизировать их. Умение применять методики оценки и анализа к потенциальным туристским объектам
И / К Онлайн-задания для работы на местности. Заполнение электронной базы данных
Особенности вовлечения туристских ресурсов в экономическую сферу Иф Проектирование и проведение инновационных маршрутов туристских экскурсий, создание буклетов, подготовка к печати информационно-иллюстративных изданий, создание видеоэкскурсий и т. д. Знание методов и умение проектирования маршрутов туристских походов и экскурсий в традиционном и электронном вариантах, онлайн-буклетов, картосхем и т. д. Умение подбирать наиболее эффективные способы формирования позитивного туристского образа и передачи информации о туристских ресурсах регионального уровня
И / К Онлайн-анализ показательных и создание авторских маршрутов, видеоэкскурсий, буклетов, туристских карто-схем
Самостоятельная работа СО / СК Работа с глоссарием, базой персоналий, видеоматериалами, страничками «Интересно знать», «Список рекомендованной литературы» Мотивация к изучению туристских ресурсов региона, закрепление знаний о туристских возможностях региона и методиках их изучения
*в таблице обозначены режимы обучения: Иф — информирование (изучение нового материала), И — изучение (практическая форма изучения нового материала), К — контроль полученных знаний, СО — самообучение, СК самоконтроль.
мов просмотра и изучения, а также сочетанию с другими видами деятельности (заполнения бланков, паспортов объектов и т. п.).
Повторение пройденного материала осуществляется через обсуждение на форуме (аналог аудиторного семинарского занятия), онлайн-задания (например, оценка объекта по фотографии, карте), профессио-
нально-ориентированные задания. Последние опираются на педагогические методы проектов и кейс-методы и, как правило, представляют собой проблемные вопросы, требующие глубокого анализа и моделирования ситуаций. Например: «В городе существует крупное промышленное предприятие, определяющее специализацию
71
российские и зарубежные новации образования в туризме и сервисе
населенного пункта. Вы представляете институт развития индустриального туризма, хотите проводить на данном предприятии промышленные экскурсии. Охарактеризуйте возможности подобной инициативы и проблемы, которые возникнут при создании промышленной экскурсии на таком предприятии». Форма подачи профессионально-ориентированных заданий выбирается руководителем курса (лектором): задания предлагаются к обсуждению на форуме или даются индивидуально слушателям, которые отправляют описание решения руководителю курса (лектору) в электронном режиме.
Контроль полученных знаний осуществляется через онлайн-тестирование, профессионально-ориентированные задания, индивидуальные задания. Онлайн-тестирование включает разные виды тестов, в том числе графические и картографические, и дает возможность слушателю сразу оценить правильность собственного ответа на задание.
Характерной особенностью дистанционного курса «Туристское краеведение» является возможность выдачи онлайн-заданий для работы на местности: поиск туристских объектов по заданной характеристике, выявление особенностей объектов и их паспортизация, фотографирование, создание видеосюжетов и видеоэкскурсий с последующей их выгрузкой на образовательный ресурс. В последующем все материалы, созданные слушателями во время изучения курса «Туристское краеведение», станут образовательными средствами с сохранением авторских прав, которые можно будет использовать в качестве иллюстраций, эталонных продуктов или источников информации.
Блоки «Глоссарий», «Персоналии», «Метафора к курсу», «Интересно знать» предназначены для повышения эффективности усвоения материала и психологической мотивации к изучению курса. При этом «Метафора к теме» представляет собой высказывания ведущих ученых или любых иных лиц об изучаемой теме, поэтическое описание или интересный пример. К примеру, начать модуль «Особенности вовлечения туристских ресурсов в экономическую сферу» можно цитатой с последующим пояснением: «Не-
хитрое дело попасть ногою в проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, прокладывать путь самому. Несложно использовать существующие маршруты, куда интереснее и прибыльнее разработать новый маршрут самостоятельно».
После того как выбраны основные формы работы в процессе изучения дистанционного курса, необходимо с помощью платформы MOODLE воплотить их в жизнь. Нами был создан пробный дистанционный курс «Краеведение» [11]. Ресурс дает возможность для ознакомления в режиме гостевого доступа или после регистрации. Учет его достоинств и недостатков позволит создать более совершенный факультативный дистанционный курс модельного региона, который будет применимым для любой территории.
Результаты исследований. В 2013—2014 гг. на базе Днепропетровского национального университета им. О. Гончара был проведен педагогический эксперимент с целью изучения эффективности факультативных курсов с элементами дистанционного обучения в процессе подготовки специалистов в области туризма. В экспериментальную группу вошли студенты третьего курса геолого-географического факультета в составе 10 человек (что составило 50% академической группы), ООП подготовки которых включала дисциплины «Основы и техника туризма» и «Краеведение». Участникам экспериментальной группы был предложен факультативный курс «Туристское краеведение», отдельные блоки которого опирались на элементарные формы дистанционного обучения (рассылка заданий и материалов через e-mail и социальные сети, создание опросов и контрольных заданий в тематических группах социальных сетей, использование разработанного дистанционного курса «Краеведение», формирование электронной базы данных результатов краеведческих исследований участников группы и т. д.). В результате уровень успешности экспериментальной группы по дисциплинам «Основы и техника туризма» и «Краеведение» в среднем был на 7% выше, чем у остальных учащихся академической группы. Неожиданным результатом эксперимента стала и более высокая успешность экспериментальной группы при написании и защите
72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
Интеграция дистанционных курсов обучения...
квалификационных работ. Это объясняется тем, что в результате изучения факультативного курса члены экспериментальной группы освоили навыки самостоятельной научной деятельности, выявили личностную творческую инициативу и получили мотивацию к изучению туристских дисциплин. Кроме того, в результате апробации курса студентами были разработаны оригинальные туристские буклеты, туристско-экскурсионные маршруты, базы объектов для использования в туристско-экскурсионной работе региона.
Выводы. Таким образом, создание факультативного дистанционного курса «Туристское краеведение» для студентов специальности «Туризм» имеет немаловажное значение в разрезе развития туристской отрасли и профессионального образования в России и странах СНГ и, как следствие, необходимости повышения качества подготовки специалистов в области туризма, в том числе через формирование у них навыков дистанционного обучения и свободного владения компьютерными технологиями.
Литература
1. Аршава 1.Ф., Носенко Е.Л., Салюк М.А. Гумашзуючий потенщал новггнгх шформацшних технологш в освт. Д.: Акцент ПП, 2013. 172 с.
2. Васильев В.Н., Лямин А.В., Чежин М.С. Система дистанционного обучения второго поколения // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2007. № 11 (45). С. 148—157.
3. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Основные направления развития информационно-образовательной среды вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО // Компьютерные инструменты в образовании. 2012. № 4. С. 62-68.
4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. СПб.: Астерион, 2004. 188 с.
5. Исаев Р.А. Перспективы внедрения дистанционного образования в Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т 8. 2014. № 1 (28) С. 80-84.
6. Кузьмина И.А., Устинов В.А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Информационно-коммуникационные технологии в образовании URL http://ict.edu.ru/ft/004082/kuzmina.pdf (дата обращения: 18.09.2014).
7. Малитиков Е.М. Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. 2000. № 1 (2). С. 42-54.
8. Образовательный портал онлайн-курсов Coursera. URL https://www.coursera.org/ (дата обращения
18.09.2014).
9. Официальный сайт MOODLE. URL https://moodle.org (дата обращения: 18.09.2014).
10. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Network Society- E-technologies for All National Commission of Ukraine for UNESCO, 2003.
11. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 272 с.
12. СахарчукЕ.С. Методика анализа зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 3. С. 78-85.
13. Трощенко А.В. Дистанционный курс «Краеведение». http://courses.dsu.dp.ua/course/view.php?id=153 (дата обращения: 18.09.2014).
14. Berge Z. Characteristics of online teaching in post-secondary, formal education. Educational Technology. 1997. №37 (3). P. 35-47.
15. Byrne R. Seven Free Platforms for Teaching Online Courses // Free technology of teaching. http://www. freetech4teachers.com/2011/02/seven-free-platforms-for-teaching.html#. (дата обращения: 18.09.2014).
16. Bielaczyc K., McLellan H. The Internet as a virtual learning community. Journal of Computing in Higher Education, 1999. №8 (12). P. 92-112.
17. McInnerney J., Roberts T. Online Learning: Social Interaction and the Creation of a Sense of Community Educational Technology Society. 2004. 7 (3). P. 73-81.
18. Shea P., Li C. S., and Pickett A. A study of teaching presence and student sense of learning community in fully online and web-enhanced college courses. Internet and Higher Education. 2006. №9 (3). P. 175-190.
73
РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ
THE INTEGRATION OF DISTANCE LEARNING COURSES AS A SOLUTION FOR THE OBJECTIVE OF EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING IN TOURISM
Afanasyeva Alexandra Vladislavovna, PhD (Candidate of Sciences) in Geography,
Associate Professor at the Department of physical and economic geography,
DnipropetrovskNational University. O.Gonchara, [email protected], Dnepropetrovsk, Ukraine, Druchevskaya Larisa Evgenievna, PhD (Candidate of Sciences) in Economics,
Associate Professor at the Department of business technology in the tourism and hospitality,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
Modern realities of tourism development and education in Russia are characterized by high demands for future professionals in the field of service and tourism. Therefore, the problem of integration of distance learning in the process of training in the field of tourism today is very relevant. In this paper we propose a technique for distance courses «Tourist Regional Studies», combining elements of distance and e (open) courses for the training of specialists in the field of tourism. In the paper the steps of creating the course are identified and characterized, the peculiarities of elective courses in distance learning are established, and a general scheme of the distant course «Tourist Regional Studies» is developed. Fulfilled the task of identification and description of the main structural elements and forms of presentation: online lectures and webinars, electronic lecture, test and professionally oriented online assignments, discussions on forums, etc. Analised are specific forms of work for the course «Tourist Regional Studies» such as video and 3D-guided tours which ensure the visibility and effectiveness of learning. An important feature of the course is the possibility of converting all materials created by the students during the study course «Tourist Regional Studies» (with retaining the copyright) in educational tools that can be used as illustrations of standard products or information sources. The authors highlight the importance of implementing distance learning forms of independent work, as well as motivational blocks, such as «A metaphor for the course», «I wonder», etc. Attention is paid to the experience of creating the course «Tourist Regional Studies», tested in the course of training students of «Recreational geography and tourism» and identified are the functions of this course in the training of specialists in the field of tourism. The authors describe a pedagogical experiment of engaging tourism specialists and practitioners in the process of training in the field of tourism distance learning. Revealed that the introduction of an optional distant course «Tourist Regional Studies» in the traditional training improves the quality of knowledge of future specialists in tourism, as well as provides them with the skills of independent research and creative initiatives.
Keywords: distance learning, distance learning course, tourist regional studies
References
1. Arshava I.F., Nosenko E.L., Saliuk M.A. Gumanizuiuchii potentsial novitnikh informatsiinikh tekhnologii v osviti [Humanistic potential of new information technologies]. D.: Aktsent PP, 2013. 172 p.
2. Vasil’ev V.N., Liamin A.V., Chezhin M.S. Sistema distantsionnogo obucheniia vtorogo pokoleniia [System of distance learning of the second generation] // Nauchno-tekhnicheskii vestnik SPbGU ITMO. 2007. № 11 (45). PP. 148-157.
3. Vasil’ev V.N., Lisitsyna L.S. Osnovnye napravleniia razvitiia informatsionno-obrazovatel’noi sredy vuza v sviazi s perekhodom na FGOS VPO [The main directions of development of information and educational environment of the university in connection with the transition to the GEF VPO] // Komp’iuternye instrumenty v obrazovanii. 2012. № 4. PP. 62-68.
4. Zaichenko T.P. Invariantnaia organizatsionno-didakticheskaia sistema distantsionnogo obucheniia: monografiia [Invariant organizational and didactic system of distance learning: Monograph]. SPb.: Asterion, 2004. 188 p.
5. Isaev R.A. Perspektivy vnedreniia distantsionnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii [Prospects for
74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4
implementation of distance education in the Russian Federation] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T 8. 2014. № 1 (28). PP. 80-84.
6. Kuz’mina I.A., Ustinov V.A. Printsipy i metody sozdaniia kursov distantsionnogo obucheniia [Principles and methods for creating distance learning courses] // Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii URL http://ict.edu.ru/ft/004082/kuzmina.pdf (data obrashcheniia [accessed] 18.09.2014).
7. Malitikov E.M. Karpenko M.P., Kolmogorov V.P. Aktual’nye problemy razvitiia distantsionnogo obrazovaniia v Rossiiskoi Federatsii i stranakh SNG [Actual problems of development of distance education in the Russian Federation and CIS countries] // Pravo i obrazovanie. 2000. № 1 (2). PP. 42-54.
8. Obrazovatel’nyi portal onlain-kursov Coursera. [Educational Portal online courses Coursera] URL https://www. coursera.org/ (data obrashcheniia [accessed] 18.09.2014).
9. Ofitsial’nyi sait MOODLE [MOODLE official site]. URL https://moodle.org (data obrashcheniia [accessed]
18.09.2014).
10. Polat E.S. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniia [Educational technologies for distance learning] / Network Society- E-technologies for All National Commission of Ukraine for UNESCO, 2003.
11. Ruliene L.N. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost’, problemy, perspektivy [Distance learning: the nature, problems and prospects]. Ulan-Ude: Izd-vo Buriatskogo gosuniversiteta, 2010. 272 p.
12. Sakharchuk E.S. Metodika analiza zarubezhnykh modelei podgotovki kadrov dlia sfery turizma [Methods of analysis of foreign models of training for tourism] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T 8. 2014. № 3. PP. 78-85.
13. Trotsenko A.V. Distantsionnyi kurs «Kraevedenie» [Distance Learning Course «Regional Tourism Studies»]. http://courses.dsu.dp.ua/course/view.php?id=153 (data obrashcheniia [accessed] 18.09.2014).
14. Berge Z. Characteristics of online teaching in post-secondary, formal education. Educational Technology. 1997. №37 (3). PP. 35-47.
15. Byrne R. Seven Free Platforms for Teaching Online Courses // free technology of teaching. http://www. freetech4teachers.com/2011/02/seven-free-platforms-for-teaching.html#. (data obrashcheniia: 18.09.2014).
16. Bielaczyc K., McLellan H. The Internet as a virtual learning community. Journal of Computing in Higher Education, 1999. №8 (12). PP. 92-112.
17. McInnerney J., Roberts T. Online Learning: Social Interaction and the Creation of a Sense of Community Educational Technology Society. 2004. 7 (3). PP. 73-81.
18. Shea P., Li C. S., & Pickett A. A study of teaching presence and student sense of learning community in fully online and web-enhanced college courses. Internet and Higher Education. 2006. №9 (3). PP. 175-190.
УДК 378.14 DOI: 10.12737/6478
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
Харитонова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация,
Штремберг Пер, PhD, профессор, [email protected],
Университетский Колледж Телемарк, Норвегия,
Илькевич Сергей Викторович, кандидат экономических наук, доцент, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация,
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма и гостеприимства, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
75