2. Водянова М., Докучаев Д. Проверка на разрыв // The New Times. 2010. № 40.
3. Гудков Л. Государство оказывает избирателям ритуальные услуги // Новая газета. 2010. № 117.
4. Дубинин С., Докучаев Д. «Ослабление рубля не станет вселенской катастрофой» // The New Times. 2010. № 37.
5. Ильичев Г. Антипутинский консенсус // Новая газета. 2011. № 55.
6. Ильичев Г. Свободные люди в несвободной стране // Новая газета. 2010. № 141.
7. Колесников А. Коррупция расцветает к югу и к морю // Новая газета. 2011. № 53.
8. Кричевский Н. Ретроинноград // Новая газета. 2010. № 117.
9. Лапин Н. И. Ценности «сохранение-открытость изменениям» и сетевые инновационные институты // Общественные науки и современность. 2009. № 5. С. 45-50.
10. Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект // Социологические исследования. 2011. № 5.
A.M. Bazhenov, T.M. Martynova
CERTAINS PECULIARITYS MODERNIZATION OF RUSSIAN SOCIETY The article considers a number of factors, influencing the modernization of the Russian society. It enumerates the reasons, which create beneficial conditions for the modernization. Besides, it analyses the hindrances for the process of modernization in the society. It is stressed that modernization is necessitate not only for the economy, but also for political system. It determines national peculiarity of the Russian society modernization.
Key words: modernization, Russian society, economy, democracy, political institutes.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 32:316.422
И.А. Батанина, д-р полит. наук, проф., (4872) 33-23-52, batanina@mail. ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ВЛАСТНЫХ ЭЛИТ ЦФО
На основе сравнительного анализа результатов экспертного и массового опросов определен консолидационныи потенциаларегионалъного сообщества ЦФО.
Ключевые слова: консолидационныи потенциал элитных и массовых групп ЦФО, социальная интеграция, ценностная система, аксиологическая трансформация, ценностный консенсус, ценностные ориентации, интеграционные возможности элитных групп.
В процессе посткоммунистического перехода к демократии Россия столкнулась с рядом проблем, которые характерны для транзитивных
стран (экономическим спадом, высокими социальными издержками преобразований, олигархической формой собственности,
распространением коррупции, нестабильностью демократических институтов и т.д.). Вместе с тем, особенности ее политического развития были связаны не столько с самой ситуацией трансформации политического режима, сколько с построением новой государственности и сложносоставными конфликтами, сопровождавшими этот процесс.
Существенная роль в процессе посткоммунистической трансформации России принадлежала политической элите, изменение ценностных ориентаций представителей которой существенно опережало аналогичные процессы в массовой среде. Исходя из этого адаптивность политической системы повышалась / понижалась в зависимости от того, в какой мере создание новых политических институтов / модификация функционирования прежних структур опирались на неформальную культуру массовых групп.
Показателем успешности посткоммунистической трансформации выступает глубина многоуровневого интеграционного процесса, включающего в себя консолидацию демократии, внутриэлитную консолидацию и консолидацию общества. Консолидация демократии, обеспечивающая необратимость демократических преобразований и формирующаяся развитием ряда других процессов, предполагает достижение процедурного, ценностного и поведенческого уровней консенсуса в обществе.
Дальнейшее демократическое развитие российского общества будет зависеть как от качества ценностной системы (степени ее гомогенности, соотношения аккультурационных / инкультурационных составляющих, специфики адаптационного / инновационного потенциала), так и от преодоления проблем, связанных с формированием политической субъектности масс (ограниченность социального капитала в обществе, дефицит демократических акторов, рассогласование ценностных приоритетов разностатусных групп, выраженность в массовом сознании ориентации на сильного лидера).
Ценностная система задает пределы, границы трансформации институциональной подсистемы и поэтому во многом определяет инновационный потенциал общества. Вместе с тем, результативность трансформационного процесса также зависит от характера и интенсивности изменений ценностной системы общества, которая способна выполнять роль как катализатора, ускоряющего политические процессы, так и барьера, существенно замедляющего их. Игнорирование основных особенностей ценностной системы в частности не только влечет за собой возникновение разного рода институциональных искажений, но и в целом влияет на дисфункциональность результата трансформации.
С целью определения консолидационного потенциала регионального сообщества ЦФО осуществлен сравнительный анализ результатов исследований «Особенности ценностных ориентаций и интеграционных возможностей региональных элит ЦФО» (экспертный опрос) и «Тенденции развития устойчивых и динамичных компонентов ценностной системы общества в контексте политической трансформации» (массовый опрос), проведенных в ЦФО в рамках реализации проекта «Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России» (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2010 гг.; программное мероприятие 1.2.1; шифр лота: 2010-1.2.1-102-015) в 2011 г. на базе лаборатории социально-политических исследований ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет».
В качестве базовых были выделены шесть регионов ЦФО, исходя из географических и социально-экономических показателей их дифференциации: регионы-лидеры (Черноземье: Белгородская и Липецкая области), регионы догоняющего развития (Старопромышленные: Владимирская и Тверская области), регионы стратегического отставания (Приокская группа: Тульская и Брянская области). Результаты
исследования позволили сделать вывод относительно соответствия индексологических значений когнитивного профиля прошлого страны (График 1), что свидетельствует о достижении определенного уровня консолидации элитных и массовых групп при большей однозначности в оценках представителей элиты.
График 1 - Индексологическое значение когнитивного профиля прошлого страны: сравнительный анализ оценок массовых и элитных групп (распределение по субъектам ЦФО)
Для выявления тенденций динамики интеграционных возможностей политических и властных элит были проанализированы ретроспективные установки относительно состояния государства и общества, сформированные в сознании кадрового резерва на примере Тульского региона. Результаты исследования показали, что существуют значительные расхождения в оценках прошлого страны массовых групп и потенциального элитного сообщества (суммарное значение индекса ретроспективной оценки массовых групп составило Иром=-80,0; суммарное значение индекса ретроспективной оценки кадрового резерва -Ирокр=220,0). Таким образом, резкое обновление состава элитных групп может привести к деконсолидации общества на фоне эскалации ценностных конфликтов элиты и массового сообщества региона.
Направленность оценок современного состояния государства и общества тяготеет к позитивному полюсу, при этом мнение экспертов по данному вопросу недостаточно интенсивно. Сравнительный же анализ результатов экспертного и массового опросов продемонстрировал диссонанс актуальных оценок состояния государства и общества, предложенных элитными и массовыми группами (график 2).
I Элитные группы
Ш Массовые группы
График 2 - Индексологическое значение когнитивного профиля настоящего страны: сравнительный анализ оценок массовых и элитных групп (распределение по субъектам ЦФО)
Отмеченная деконсолидация в системе «власть - общество» коррелирует с уровнем социально-экономического развития, с одной стороны, и состоянием элитного сообщества субъекта ЦФО, с другой. Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах стратегического отставания при общей направленности оценок уровень интенсивности негативного мнения элит относительного своей эффективности значительно превышает оценочный показатель населения. В меньшей
степени когерентность ценностных систем элитных и массовых групп наблюдается в регионах-лидерах и регионах догоняющего развития.
Анализ прогноза образа будущего страны показал, что для представителей региональной элиты и местного сообщества ЦФО характерна оптимистическая ориентация. Таким образом, результаты исследований показывают, что практически во всех регионах ЦФО достигнут определенный уровень консенсуса относительно будущего страны. Исключение составляет Липецкая область, политическая элита которой дает неоднозначные прогнозы по поводу политического и социально-экономического развития государства и общества. В большинстве регионов и в элитных, и в массовых группах наблюдается общая направленность перспективных оценок. При этом уровень интенсивности мнения выше у элитного сообщества (график 3). Обращает на себя внимание рассогласованность позиций политической и властной элиты и населения Владимирской и Липецкой областей, однако о характере деконсолидации акторов можно будет судить по результатам проведения повторных исследований.
В Элитные группы
■ Массовые группы
График 3 - Индексологическое значение когнитивного профиля будущего страны: сравнительный анализ оценок массовых и элитных групп (распределение по субъектам ЦФО)
В наибольшей степени однородность ценностных систем элитных и массовых групп различных регионов проявляется при определении когнитивного образа будущего: для значительной части респондентов характерна оптимистическая ориентация (графики 4-9).
Когнитивные типы политических ориентаций элитных и массовых групп регионов ЦФО: графическая интерпретация
Регионы-лидеры (Черноземье)
~ Массовые группы
“Элитные
группы
образ
График 5 - Когнитивный образ политических ориентаций массовых и элитных групп Липецкой области
35 30 25 20 15 10 5 0
График 6 - Когнитивный тип политических ориентаций элитных и массовых групп Владимирской области
Регионы догоняющего развития (Старопромышленные)
60
50
40
30
20
10
0
-10
- Массовы е группы
-Элитные
группы
Ретроспективный Актуальный образ Проективный образ образ
Г рафик 7 - Когнитивный тип политических ориентаций элитных и массовых групп Тверской области
Регионы стратегического
отставания (Приокская группа)
Графическая интерпретация когнитивных типов политических ориентаций не позволяет констатировать когерентность оценок элитных и массовых групп субъектов ЦФО. Так, во Владимирской и Липецкой областях зоной рассогласования установок является восприятие будущего страны, в Тверской и Белгородской областях - отношение к настоящему, в
Тульской области деконсолидация элиты и населения проходит по оси «Когнитивный профиль прошлого страны». Т. е. дифференциация ценностных ориентаций не связана с уровнем социально-экономического развития регионов.
Отсутсвует единая позиция элитных и массовых групп относительно типа оптимальной экономической системы: региональные сообщества в большей степени рыночно ориентированы, чем
представители политической и властной элиты. Данная тенденция проявляется и при анализе переменной «оптимальный способ защиты нуждающихся» (Диаграмма 1).
Сами обездоленные должны объединяться для самопомощи
Оказание поддержки в организации самопомощи
За счет повышения налогов на доходы наиболее состоятельных граждан
Помощь должна оказываться через государственную систему социальной защиты на адресной основе
Помощь должна оказываться через государственную систему социальной защиты на действующей основе
Этим должны заниматься благотворительные организации
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Диаграмма 1 - Оптимальный способ обеспечения нуждающихся: сравнительный анализ оценок массовых и элитных групп
Каков, наВаш взгляд, наиболее оптимальный способ социального обеспечения нуждающихся?, в % от общего массива опрошенных
Таким образом, региональный срез исследования ценностных приоритетов властной элиты современной России демонстрирует то, что, несмотря на наличие постсоветского опыта и относительную дистанцированность от советских идеологем, по своему
профессиональному становлению, ментальности, методам управленческой деятельности современная элита во многом схожа с прежней советской региональной элитой. Это обстоятельство обусловлено тем, что в процессе потскоммунистической трансформации России не была создана ценностная основа, опираясь на которую в классических моделях демократического транзита происходила модификация позиций элит, традиционно присутствующих на политическом рынке и нетрадиционных, появившихся в связи с новыми запросами населения. Вместе с тем, несмотря на незавершенность процесса формирования ценностных типов региональных элит, одной из базовых тенденций, определяющих
Ш Массовые группы
3 Элитные группы
перспективы их развития, является увеличение доли носителей «переходного» ценностного сознания.
I.A. Batanina
INTEGRATION OPPORTUNITIES OF POLITICAL AND POWER ELITE IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
Consolidation potential of the regional society in the Central Federal District is defined based on the comparative analysis of the results of the expert and public surveys.
Key words: consolidation potential of the elite and common groups in the Central Federal District. Social integration, value system, axiological transformation, value consensus, value orientations, integration opportunities of elite groups
Получено 10.10.2011 г.
УДК 32
T.C. Болховитина, канд. полит. наук, доц., (8-4832) 74-96-32, info@bforags.brk.ru (Россия, Брянск, Брянский филиал РАНХ иГС)
ДИСКУРСИВНЫЕ АСПЕКТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Типология многообразных форм политического участия выступает исходным принципом понимания мотивации участия граждан в политической жизни, механизмов детерминации политических действий. В статье приводится авторская классификация политических действий, позволяющая углубить теоретические представления о смысле политического участия.
Ключевые слова: политическое участие, формы политического участия, типология форм политических действий.
В научной литературе отмечается многообразие видов и форм политического участия, хотя в силу многообразия переменных факторов, определяющих политическое участие, не сложилось какой-то единственной классификации политических действий. Традиционно различают индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, активное и пассивное, легитимное и нелегитимное, автономное и мобилизованное политическое участие.
В зависимости от этого Ю.В. Ирхин, например, выделяет следующие виды политического участия: в выборах, в принятии
политических решений (например, на референдумах), в управлении, в избирательных и иных политических кампаниях, в акциях гражданского неповиновения, забастовках, деятельности политических партий и общественных организациях и проч. [1].
Активная форма участия в политике связана, в частности, с руководством государственными и партийными учреждениями, деятельностью депутатов законодательных (представительных) органов, организацией избирательных кампаний. Пассивная форма политического