УДК 327
А. С. Владыцкий
аспирант кафедры Политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: mistervlad19@yandex.ru
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье автор анализирует современное состояние и дальнейшие перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Особое внимание уделено созданию нового интеграционного проекта под названием Евразийский союз. Автор делает вывод о том, что данный проект может служить новой стратегией развития не только для России, но и для остальных стран постсоветского пространства.
Ключевые слова: интеграция; постсоветское пространство; Россия; геостратегия; Евразийский союз; сотрудничество; геополитические перспективы.
Vladytskiy A. S.
Postgraduate Student of MSLU Department of «Political studies» IIR and SPS
INTEGRATION PROJECTS IN THE POST-SOVIET UNION
In the article the author analyzes the modern state and further prospects of the integration processes in the Post-Soviet countries. Special attention is paid to the creation of the Eurasian Union a new integration project. There is also discussed a further development of cooperation between the Post-Soviet countries. The author makes a conclusion that the project can be a new development strategy not only for Russia, but also for other Post-Soviet states.
Key words: integration; former Soviet Union countries; Eurasian union; Russia; cooperation; geopolitical prospects.
Два последних десятилетия в мире происходят события, которые оказывают большое влияние на глобальную геополитическую картину и меняют сформировавшийся за полвека стратегический баланс сил, способствуют возникновению новых вызовов и угроз, в том числе и для России.
Большинство государств основывают свои главные внешнеполитические перспективы в том географическом регионе, где они расположены. Поэтому отношения с соседними странами всегда имеют приоритетное значение. В частности, как отмечено в Концепции
внешней политики Российской Федерации, приоритетным направлением внешнеполитической деятельности нашей страны является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ [5].
После приобретения независимости бывшие советские республики оказались в сфере «переплетения» политических и экономических интересов целого ряда стран, которых привлекают богатые ресурсы региона. Формирование внешней политики государств региона происходило в крайне сложных условиях балансирования между различными центрами силы, преследующими собственные интересы в регионе.
Лидеры постсоветских стран довольно быстро осознали, что произошедшее на постсоветском пространстве размежевание, обусловленное государственно-политическими интересами, совершенно не выгодно по многим причинам. Тем более всем было понятно, что невозможно политическим решением разорвать те экономические, духовные, человеческие, культурные, коммуникационные и многие другие отношения, которые связывали людей, теперь оказавшихся за разными границами.
Кроме того, на постсоветском пространстве по сей день продолжается цивилизационный кризис, вызванный распадом СССР, который Президент России В. В. Путин определил как крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ в. В результате этой катастрофы, по его мнению, началась масштабная деиндустриализация и критическое снижение качества жизни, хаотическая массовая миграция, упадок малых городов и районов и другие негативные процессы, не позволяющие реализовать колоссальный геополитический, геоэкономический, геокультурный и геостратегический потенциал новых независимых государств [2].
Остановимся подробно на анализе интеграционных процессов на постсоветском пространстве, углубление которых является важным геополитическим приоритетом стратегии России и других государств, образовавшихся на территории бывшего СССР.
Процессы интеграции на постсоветском пространстве и раньше не стояли на месте. Вскоре после того, как распался СССР, было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Мы полагаем, что СНГ является своего рода попыткой российской дипломатии сохранить имевшиеся до распада СССР связи между его республиками, в первую очередь экономические
и политические. Факт существования Содружества до настоящего времени, хотя и с учетом наличия ряда изменений, доказывает его несомненную жизнеспособность и заинтересованность в его дальнейшем функционировании всех без исключения подписантов.
В дальнейшем на просторах СНГ сформировались несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:
• Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ);
• Союзное государство России и Белоруссии (СГРБ);
• Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в структуру которого входят Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Таможенный союз (ТС).
Наиболее эффективным интеграционным институтом на сегодняшний день является Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в котором основополагающими структурами являются Единое экономическое пространство (ЕЭП), и Таможенный союз (ТС).
Особо хотелось бы остановиться на перспективах Евразийского союза (ЕАС). Проект евразийской интеграции впервые предложил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в марте 1994 г. Тогда ожидалось, что в Союз войдут пять республик: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. Предполагалось, что в дальнейшем к ним могут присоединиться Армения, Узбекистан, Украина и другие. Однако в начале 90-х гг. прошлого века главы постсоветских государств не были готовы обсуждать предметно этот проект [6]. Однако уже тогда Н. Назарбаев считал, что основным звеном в объединительном процессе должна стать именно Россия, как экономически и геополитически наиболее мощная на постсоветском пространстве. Президент Казахстана констатировал, что республики «вынуждены решать свои экономические и геополитические задачи в одиночку. Слабый же, как известно, не выбирает союзников, а подчиняется тому, кто сильнее» [6].
К идее создания ЕАС в октябре 2011 года обратился В. В. Путин. В статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» он обозначил направление внешней политики страны, а также определил стратегию действий по созданию ЕАС:
- во-первых, ЕАС способен стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом:
- во-вторых, ЕАС послужит своего рода центром дальнейших интеграционных процессов;
- в-третьих, запуск конкретных, понятных, привлекательных инициатив и совместных программ повлечет за собой развитие гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, взаимодействии в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции;
- в-четвертых, ЕАС будет открытым проектом [7].
Артикуляция изложенной официальной позиции дает основание
утверждать, во-первых, что руководство РФ придает огромное значение евразийской интеграции. И, во-вторых, подтверждается, что ЕАС не будет ограничиваться включением в его состав трех наиболее интегрированных государств - России, Белоруссии, Казахстана: он изначально задуман как более широкое объединение заинтересованных стран Европы и Азии. Предполагается, что ЕАС будет создан на рубеже 2015 г.
В отношении перспектив политики евразийского сотрудничества мнения экспертов оптимистичны. Так, по словам Л. Г. Ивашова, проект ЕАС весьма актуален и может иметь большие перспективы, но при его реализации необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, за контроль над евразийским пространством, его ресурсы, инфраструктуру и рынки борются геополитические центры мира -США, Китай, Европа. Во-вторых, в Центральной Азии «сражаются» три ветви исламского мира: Турция, Иран, Саудовская Аравия. Однако Л. Г. Ивашов считает, что первые успехи ЕАС подтолкнут остальные страны Содружества к поиску путей вступления в него [3]. Философ и идеолог евразийства А. Г. Дугин назвал статью В. В. Путина «абсолютно правильной», так как увидел в программе отражение своих идей. По мнению А. Г. Дугина, проект ЕАС отражает евразийское видение, где интеграция постсоветского пространства является лишь одним из элементов более сложной стратегии [2].
Очередным этапом к формированию ЕАС является создание структуры ЕврАзЭС, в том числе и созданные ТС и ЕЭП.
Двигателем проекта создания ЕАС выступала России. В первую очередь непосредственную заинтересованность в участии в проекте выразили Казахстан и Белоруссия, затем к ним присоединилась Армения.
Перспектива образования данного союза обусловлена не только сугубо экономическими детерминантами, но и обстоятельствами
политической, культурной и иной природы, позволяющими реализовать интеграционный проект. Экономическая и политическая жизнеспособность ЕАС стала бы фактором, обусловливающим дальнейшую интеграцию в его рамках и в рамках других государств постсоветского пространства. Участие в деятельности ЕАС было бы выгодно государствам (Армения, Киргизия, Узбекистан), экономическое развитие которых напрямую зависит от РФ.
Для России необходимость интеграции постсоветского пространства связана прежде всего с геополитическими целями и долгосрочными перспективами развития ее экономики. Она заинтересована в сохранении доступа к сырьевым ресурсам Центральной Азии и взаимном товарообмене, а с точки зрения обеспечения военной безопасности - в создании дружественных и партнерских государств по периметру своих границ. При этом, как отмечает В. К. Белозеров, России при участии в интеграционных процессах следует исходить из того, что они должны строиться на основе исторического опыта и с учетом невозможности полного совпадения интересов участников интеграции [1]. В целом же есть основания утверждать, что создание ЕАС позволит укрепить потенциал всех государств, которые войдут в него.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белозёров В. К. Антигитлеровская коалиция: раздор и сотрудничество в стране друзей? // Безопасность Евразии. - 2010. - № 1. - С. 135.
2. Ивашов Л.Г. Евразийский союз: проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1319530440
3. Интервью А. Дугина в «Газете.ги» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2011/10/04/n_2037282.shtml
4. Крупнов Ю. В. Новая большая страна. Евразийский союз - единая цивилизация, много государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km.ru/spetsproekty/2012/09/28/strategii-razvitiya-rossii/693480-novaya-bolshaya-strana-evraziiskii-soyuz-e
5. Концепция внешней политики РФ 2008 г. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^У/президентрф/ acts/785
6. Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/504908
7. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. - 2011 (4 октября).