завершенность действия (т.е. чтения), неконтролируемость и недостаточно полная фиксация изложенной в заявлении информации.
Такое поведение вполне объяснимо, поскольку он, в отличие от И.Сталина и У.Черчилля, недостаточно хорошо знаком с решениями Ялтинской Конференции, он не может аргументированно отстаивать свою точку зрения. Важным фактором является также и то, что Г.Трумэн ждет результатов ядерных испытаний своих военных, и если эти результаты окажутся такими, какие он желает услышать, то заявление польского правительства и решение Мирной конференции не будут значимыми для его дальнейшей политической карьеры. Личностные смыслы, выраженные высказываниями с глаголами ознакомиться, читать и прочитать, отражают идеализированную модель мира каждого из трех политиков, которая не столь стабильна, достоверна и ощутима, как мир реальности или внешняя
референтная ситуация. Наряду с внешней референцией, стабильной при актуализации личностных смыслов в высказываниях каждого из ведущих политических лидеров трех стран-участниц Мирной конференции является цель повлиять на адресата, а через него на весь ход событий.
Анализ рассматриваемого фрагмента из политического романа А.Чаковского «Победа» показывает, что межличностная коммуникация предстает как сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и языковыми единицами из однородного смыслового пространства использовано не только для описания события как такового, но и для выражения личностных смыслов каждого участника общения. А они обусловлены мотивами, слагаемыми из интересов собственной жизнедеятельности и управления деятельностью партнера.
Библиографический список
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Наука, 1983.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999.
3. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1959. 654 с.
4. Глозман Ж.М. Общение: ракурсы рассмотрения // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. С.17-27.
5. Малинович Ю.М. Экспрессия и смысл предложения: проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989.
6. Хантакова В.М. Теория синонимии: опыт интегрального анализа. Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2006.
7. Чаковский А. Победа. Политический роман. Книга вторая. // Роман-газета, 1980. № 18.
УДК 332.135
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л
Д.Д.Цыренов1
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В.
Определено структурное видение региональной системы образования. Выявлены механизмы и последствия интеграционного взаимодействия учреждений региональной системы профессионального образования. Проанализировано современное состояние системы среднего профессионального образования в Республике Бурятия. Ил. 2. Библиограф. 7 назв.
Ключевые слова: интеграционное взаимодействие; региональная система образования.
INTEGRATION OF THE INSTITUTIONS OF A REGIONAL SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM D.D. Tsyrenov
East-Siberian State Technological University, 40B, Kluchevskaya St, Ulan-Ude, 670013.
The structural vision of the regional educational system is determined. The mechanisms and consequences of the integration of the institutions of the regional system of vocational education are revealed. The current state of the system of secondary vocational education in the Buryat Republic is analyzed. 2 figures, 7 sources.
Key words: integration; regional educational system.
Основным противоречием сложившейся системы среднего профессионального образования (СПО) стало то, что ее потенциал более не обеспечивает удовлетворение возрастающих требований работодателей к качеству профессиональной подготовки. Адек-
ватное разрешение данного противоречия предполагает не только резкое увеличение объема инвестиций в сферу СПО (в том числе со стороны заинтересованного бизнеса), но также поиск эффективных организационно-управленческих и институциональных
1Цыренов Даши Дашанимаевич, аспирант, кафедры налогов и налогообложения, тел.: (3012) 213433, e-mail: [email protected]
Tsyrenov Dashi, Postgraduate of the Department of Taxes and Taxation, tel. (3012) 213433, e-mail: [email protected]
механизмов модернизации профессионального образования.
Приоритетным направлением совершенствования управленческих механизмов регулирования сферы СПО становится внедрение разнообразных форм стратегического партнерства учреждений профессионального образования как между собой, так и с организациями других уровней образования и предприятиями-работодателями. Несмотря на появление серьезных исследований по данной проблематике и наличие методических разработок федерального уровня, комплексное методологическое, организационно-управленческое и нормативно-правовое обеспечение формирования эффективно действующего концепта региональной системы образования в сфере среднего профессионального образования остается нерешенной научной задачей.
Согласно представлениям ученых различных научных школ и направлений концепт региональной системы образования определяется разными понятиями: сеть региональных учреждений образования, региональный образовательный кластер, региональный рынок образовательных услуг, региональный рынок образовательных продуктов, региональное образовательное пространство.
Достаточно долго проблемами управления образованием занимались теоретики и практики педагогической науки. В связи с этим происходило выделение только сети образовательных учреждений как участников образовательного процесса. Однако такое понимание концепта образования исчерпало себя и стали появляться понятия, выделяющие другие существенные признаки образовательного процесса.
Согласно работам Д.Ю. Лапыгиной и Г.А. Корецкого, целесообразно выделение регионального образовательного кластера как множества учебных заведений, связанных отношениями поставки «сырья», обмена опытом и образовательными стандартами [4]. При этом «сырьем» является множество объектов образования, потенциальных носителей умений и стремлений к их получению или иных мотивов к их обретению. Отметим, что данное определение выделяет только учебные заведения в качестве элементов и звеньев региональной системы образования.
Многие ученые [2], [1], [3], [5] обосновывают необходимость выделения регионального рынка образовательных услуг, который понимается как система товарного обмена и совокупность продавцов и покупателей, как форма экономических отношений между владельцем образовательной услуги в виде интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате чего происходит продвижение и реализация новых образовательных продуктов во всех сферах экономики. Без учета несущественных отличий под региональным рынком образовательных услуг понимается относительно устойчивая рыночная или квазирыночная структура во взаимодействии с другими участниками экономики региона. Рыночные отношения в функционировании образовательных услуг объективно необ-
ходимы. Они вызваны теми же причинами, которые характерны для существования товарного производства. Это - общественное разделение труда (преподаватели, научные работники и т.д.); экономическая обособленность рыночных субъектов платного образования, вызванная наличием разных форм собственности; тесная связь с рынками мировой интеллектуальной собственности и зарубежными системами образования по интеллектуальному обмену; потребность выхода национальной информационной системы в мировое рыночное экономическое пространство для ее дальнейшего развития. Рыночная инфраструктура в образовательной сфере должна способствовать созданию условий, стимулирующих развитие спроса на подготовку и переподготовку кадров, на получение дополнительного образования и, таким образом, формирование дополнительных источников финансирования сферы образовательных услуг.
Однако такое понимание образовательного процесса подразумевает способность рынка к саморегулированию и возможность достижения баланса без внешнего участия или при минимальном внешнем воздействии. Практика выявила иллюзорность подобных представлений. Возможности саморегулирования рыночных и квазирыночных структур в России оказались крайне ограниченными.
Т.Г. Проценко предлагает понимать под региональным образовательным комплексом субфедеральное образовательное пространство для обеспечения конкурентоспособности учреждений комплекса в условиях локального образовательного пространства [7]. Однако направленность участников комплекса на получение прибыли нивелирует конституционное право человека на образование, предоставляющее ему возможность приобретения знаний, умений, личных качеств, а также приобретение способностей их применять для успешной деятельности в определенной области.
Т.А.Полилова выделяет региональное образовательное пространство на основании совокупности образовательных ресурсов Интернета. Согласно этой теории основные условия формирования образовательного Интернет-пространства - свободный доступ для всех вовлеченных в инфраструктуру специалистов к ресурсам и механизмам инфраструктуры, беспрепятственная коммуникация в Интернет-сообществе. Образовательное Интернет-пространство (как и образование в целом) должно быть «открытым» в смысле свободного соприкосновения с многочисленными контекстами современного общества [6]. Учитывая существующие споры по поводу применения образовательного Интернет-пространства ввиду его педагогической неэффективности, считаем сведение образования только к технической составляющей нецелесообразным.
Учитывая все вышеизложенное, автор предлагает понимать под концептом образования региональную систему образования (РСО), включающую содержательную, организационную и экономическую составляющие (рис. 1).
Рис. 1. Структурное видение региональной системы образования (составлено автором)
С позиции содержательной стороны образование представляет собой совокупность образовательных программ, составляющих единую целостность на основе взаимосвязи и взаимообусловленности теоретических и практических основ обучения. При этом согласованное функционирование элементов образования обусловливается государственными образовательными стандартами и образовательными программами (федеральный уровень).
Экономическая составляющая образования представляет собой совокупность экономических отношений, в том числе между гражданами, образовательными учреждениями, предприятиями и организациями. Взаимодействуя с внешней средой, она позволяет выявить условия взаимовыгодных отношений образовательных учреждений с региональным рынком труда и государством (региональный уровень).
Организационная составляющая образования есть совокупность образовательных учреждений, осуществляющих многоуровневую и многоступенчатую подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов и методов управления (муниципальный уровень).
Согласно административной реформе, начиная с 2003 года установлена компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. В основе сформированной системы разграничения полномочий лежит принцип: каждый уровень власти правомочен в вопросах определения правил, порядка, нормативов и размеров финансирования тех уровней образования, которые входят в его расходные обязательства.
В отношении органов государственной власти регионального уровня такими сферами в области образования выступают следующие институты:
- начальное и среднее профессиональное образование, полностью отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации;
- дошкольное и общее образование, обеспечиваемые субъектами Российской Федерации в части выделения местным бюджетам необходимых финансовых средств.
Особенность системы среднего профессионального образования заключается в том, что она наибо-
лее тесно связана с экономикой. В связи с этим любые изменения в системе производства в наибольшей степени влияют на характер и содержание ее функций, прежде всего экономической функции.
Среднее профессиональное образование располагает значительным интеллектуально-педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на реформирование социально-экономической сферы страны. Однако новые условия жизни общества требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления роли среднего профессионального образования в процессах регионального экономического развития. Это связано с социально-экономическими причинами современного исторического этапа: потребностью населения в социальной защищенности на рынке труда путем приобретения профессии с необходимым уровнем квалификации; изменением существующих и увеличением разнообразия форм занятости населения в условиях развития предприятий различных форм собственности; расширением возможностей самореализации работников в профессиональной деятельности; более ранней мотивацией готовности молодежи к труду на основе определения жизненных целей.
Система среднего профессионального образования выполняет функцию неотъемлемого компонента экономики. Частично компенсировать ее функцию может система подготовки кадров на производстве. Но, имея краткосрочный характер и крайне слабую теоретическую базу, она не способна восполнить экономическую функцию системы среднего профессионального образования по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов. Поэтому можно утверждать, что система среднего профессионального образования является атрибутом (неотъемлемым компонентом) экономики, что и обусловливает ее возрастающую по значению экономическую функцию.
Таким образом, возрастает значимость интеграции учреждений системы СПО как между собой, так и с организациями-работодателями. К основным требованиям эффективной интеграции профессиональной школы, по нашему мнению, следует отнести следующие:
1) интеграционные мероприятия не должны рассматриваться как самоцель, наоборот, они должны адекватно оцениваться руководителями заинтересованных организаций как неотъемлемый элемент общей работы по достижению стратегических конкурентных преимуществ образования (требующий пересмотра организационно-экономического механизма функционирования организаций, взаимодействия с органами власти, привычных управленческих процедур и
др);
2) добровольность и взаимовыгодность деятельности участников, принятие каждым из них определенных (дополнительных) обязательств, выполнение которых объективно необходимо для достижения целевого конечного результата;
3) социально-экономическая обоснованность, которая достигается проведением комплекса аналитических процедур в отношении минимизации рисков будущей совместной деятельности (разработка программы совместной работы, нахождение источников ее финансирования, оценка ожидаемой эффективности затрат);
4) готовность субъектов интеграции к проведению мероприятий по реструктуризации своей деятельности для достижения необходимой степени стратегической совместимости с партнерами; адаптации организаций к новым условиям деятельности после принятия интеграционного решения;
5) юридическая корректность документационного оформления интеграционного взаимодействия.
В сфере российских учреждений СПО должны проявляться совершенно специфические формы и способы интеграционного взаимодействия заинтересованных организаций.
Во-первых, данные учреждения организованы, главным образом, по территориальному признаку, что обуславливает существенную зависимость интеграционных процессов от региональной социально-экономи-
ческой ситуации, состояния бюджета, занятости, платежеспособности конкретных бизнес-структур, заинтересованности и дееспособности органов исполнительной власти на местах. Безусловно, что общий уровень экономики региона во многом является весьма существенным фактором, способствующим активизации деятельности образовательных учреждений, включая интеграционный аспект. Более высокие удельные расходы регионального бюджета на одного обучаемого в подведомственных учреждениях СПО способствуют повышению конкурентоспособности предлагаемых бизнесу образовательных услуг и, тем самым, росту мотивации на сотрудничество с учреждением профобразования. Лучшие параметры состояния преподавательских кадров и материально-технической базы также, безусловно, способствуют привлекательности учреждений СПО для стратегических партнеров.
Во-вторых, учреждения СПО, как правило, не относятся к сфере частного капитала, следствием чего решения об их имущественной интеграции возможны лишь на основе волеизъявления органа исполнительной власти (в основном, регионального уровня) или местного самоуправления.
Вполне очевидно, что в этих условиях оценка эффективности интеграционных действий должна производиться не столько с учетом полезности для единичных участников проекта, сколько с учетом влияния на региональную социально-экономическую ситуацию. Как следствие, с учетом статуса собственника учреждений СПО следует различать следующие типы интеграции учреждений профессиональной школы (рис. 2).
Имущественная интеграция образовательных учреждений федеральной, региональной или муниципальной собственности, при которой происходит объединение активов взаимодействующих структур. В соответствии с Гражданским кодексом (ГК) РФ решения о реорганизации образовательных структур при-
Рис. 2. Интеграционное взаимодействие учреждений региональной системы профессионального образования
(составлено автором)
нимаются их учредителями в таких формах, как слияние и (или) присоединение. В первом случае в результате интеграции образуется новое юридическое лицо, а участвующие в слиянии юридические лица прекращают свое существование. Во втором случае (при присоединении) нового юридического лица не образуется.
При неимущественной интеграции образовательных учреждений системообразующим признаком становится организованная совместная деятельность, при которой сохраняется юридическая автономность сотрудничающих организаций. Данный тип интеграции в сфере СПО характеризуется наличием не объединенного имущества, а общих проектов, обязательства сторон по их выполнению закрепляются в специальных договорах.
Анализ особенностей интеграции учреждений СПО позволяет сделать вывод о том, что наиболее перспективной и универсальной формой организации совместной деятельности образовательных учреждений между собой, а также с предприятиями-потребителями их услуг являются стратегические кластеры (СК), для которых характерным является ориентация на «мягкое», договорное и длительное по времени сотрудничество сторон. В зарубежной и отечественной специальной литературе стратегические кластеры рассматриваются в качестве одного из наиболее перспективных способов интеграции предприятий, в основе которого лежит мотивация на взаимовыгодное перспективное сотрудничество (взамен традиционной конкуренции) в четко определенных направлениях.
По результатам деятельности учреждений СПО в Республике Бурятия сформировано 4 ресурсных центра. За основу каждого ресурсного центра принят метод стратегического кластера. В области агропромышленного направления сформирован центр на базе Бурятского республиканского агротехнического колледжа; в области промышленного направления - на базе Бурятского республиканского индустриального техникума; туристского направления - путем слияния четырех учреждений и создания Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий; строительного направления - путем слияния четырех учреждений и создания Бурятского техникума строительных и промышленных технологий.
В настоящее время учреждениями профессионального образования за счет федерального бюджета и средств государственно-частного партнерства приобретены комплекты оборудования (сварочное, лесопильное, столярное и т.д.) для оснащения ресурсных центров сельскохозяйственного и строительного направления, дорогостоящая техника (автомобили, трактора, комбайны). Из средств республиканского бюджета в 2009 г. было выделено 22 млн рублей для оснащения ресурсных центров сельскохозяйственного и туристического направления.
Отечественная практика демонстрирует многообразие форм интеграционного взаимодействия учреждений СПО с внешними стратегическими партнерами. Часть из них относится к образовательной сфере,
формируя интеграционные связи типа «назад» (к школе, как источнику формирования собственного контингента обучаемых), часть - к сфере производственного потребления рабочей силы (интеграция «вперед»). По своей содержательной значимости интеграция «вперед», к совместной перспективной работе с бизнесом, безусловно, должна иметь приоритет. Именно этот тип интеграции определяет стратегическую направленность учебно-воспитательного процесса в учреждениях СПО. Кроме того, следование данному типу интеграционного взаимодействия предъявляет особо высокие требования к образовательному менеджменту, поскольку именно бизнесу (в настоящее время и в обозримой перспективе) принадлежит ведущая роль «покупателя» образовательной услуги.
Общими принципиальными положениями, определяющими эффективность интеграционного взаимодействия учреждений СПО с внешними стратегическими партнерами, независимо от типа интеграции являются следующие.
Во-первых, интеграционные решения в сфере СПО должны приниматься в интересах собственника и отвечать потребностям «заинтересованных лиц», к числу которых относятся (помимо органа управления образованием как собственника подведомственных учреждений): население региона как социальный заказчик образовательных услуг; предприятия, расположенные на территории, как потребители продукции профессиональной школы; персонал (руководители, специалисты) самих учреждений СПО.
Во-вторых, интеграционное взаимодействие должно быть направлено на решение стратегических и тактических задач деятельности рассматриваемых учреждений при условии, что тактические интеграционные действия должны быть совместимыми с выбранной стратегией развития. Таким образом, проблемно-целевая ориентация интеграционных действий является обязательным условием, предполагающим максимально объективное преодоление сложившихся противоречий в деятельности образовательного учреждения, разрешение которых является необходимым.
В-третьих, перспективные интеграционные решения в сфере регионального профессионального образования должны приниматься с учетом фактора внешней рыночной среды территории. «Точки роста» бизнеса региона являются «зоной притяжения» для профессиональной школы, поскольку обеспечивают не просто гарантированное трудоустройство выпускников, но и относительно лучшие условия оплаты труда, творческого и служебного роста.
Кроме того, тип и динамика кооперационных связей предприятий, расположенных на данной территории, также существенно определяют направленность деятельности региональной образовательной системы и взаимодействие учреждений профессиональной школы. Например, если в регионе сложилась «атоми-зированная» структура бизнеса (когда предприятия функционируют в замкнутом, автономном режиме, без развитой кооперации), то это, естественно, не является стимулом для межотраслевой интеграции учрежде-
ний СПО. И наоборот, развитие вертикально интегрированных производств может быть мощным стимулом интеграционных тенденций для сети региональных учреждений профобразования.
В-четвертых, при любом типе или форме интеграции проблема синергизма совместной деятельности учреждений СПО должна приниматься во внимание. Особенностью реформационных преобразований профессиональной школы в рамках региональной образовательной системы является то, что в качестве важной цели следует рассматривать достижение общесистемного синергизма, т.е. такого позитивного результата для всей профессиональной составляющей региона.
В-пятых, любое интеграционное решение в части образовательных учреждений следует рассматривать как организационно-управленческий проект, подлежащий комплексному социально-экономическому обоснованию, сопровождению и контролю. Последнее предполагает проведение предварительной аналити-
ческой работы (установление критериев и показателей ожидаемой эффективности интеграции). Важнейшее значение имеет проведение комплекса постинтеграционных мероприятий, направленных на поддержку результативности совместной деятельности. Налаживание системы контроля за динамикой показателей эффективности интеграционных преобразований позволяет вносить изменения в план мероприятий и добиться результативности преобразований региональной образовательной системы. Весьма целесообразно использовать кластерный подход в интеграционных преобразованиях региональных сетей учреждений профессиональной школы.
Учет представленных положений повышает эффективность интеграционных процессов в профессиональном образовании (на уровне СПО), а также содействует планированию постинтеграционных мероприятий в целях устойчивого функционирования новых образовательных структур и расчета синергетиче-ского эффекта.
1. Давыдова Е.А. Проблемы российской системы образования в условиях ее трансформации // Вестник Москов. гос. обл. ун-та. Серия Экономика. 2008. №1. С. 7-16.
2. Данилов А.Е. Маркетинговое исследование конъюнктуры российского рынка образовательных услуг. Адаптация маркетинга к изменяющимся условиям экономики России: монография. М., 2006. С. 133-144.
3. Комов А.Н. Содержание и организационные формы партнерства учебных заведений и работодателей // Экономические науки, 2007. №4. С. 324-328
4. Лапыгина Д.Ю.,Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Вестник Владимирского госуниверситета, 2006. №14. С. 52-88
Библиографический список
5. Макеева Т.Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия, социология, право. 2008. Вып. 5. №12 (52). С. 88-93
6. Полилова Т.А. Инфраструктура образовательного Интернет-пространства: препринт М.: Ин-т прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2000. №43. 28 с.
7. Проценко Т.Г. Интеграционные процессы в субфедеральном образовательном пространстве. // Регион: экономика и социология, 2007. №3. С. 151-162.