руется в их внутреннем личностном мире [8, с. 41]. Для включения этих ресурсов в художественную деятельность создается уникальная образовательная среда: свободная, вариативно раз-
Библиографический список
нообразная, обеспеченная возможностями эффективного диалогического общения, возможностями выбора для принятия ответственного решения в различных сферах жизнедеятельности.
1. Указание Президента Российской Федерации от 19 мая 2016 г. № Пр-957.
2. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров. Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития. материалы XVII межд. научно-практической конференции. Санкт-Петербург. ВШНИ, 2012.
3. Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше. учебник. Санкт-Петербург. Издательство СПбГУ, 2006. 107.
4. Аносова Е. Федор Толстой. Москва. Белый город, 2004.
5. Федотова О.В. Современные проблемы профессионального образования в сфере прикладного искусства. Almamater (Вестник высшей школы). Научный журнал. Москва. ИНОИЦ АЛМАВЕСТ, 2011; 11.
6. Максимович В.Ф. Пути обновления профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. Москва. Панорама, 2013; 8.
7. Шаповалова И.А. Основные векторы развития русского языка в современном мире. Вопросы национальных и федеративных отношений. Научный журнал. Москва. Изд. Дом МИСиС, 2015; Выпуск 4 (31).
8. Шамрай Н.Н. Стратегия развития научных школ в Высшей школе народных искусств. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. Москва. Панорама, 2013; 8.
References
1. Ukazanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 maya 2016 g. № Pr-957.
2. Maksimovich V.F. Koncepciya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova kachestva professional'noj podgotovki kadrov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: istoricheskij opyt, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya. materialy XVII mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg. VShNI, 2012.
3. Arhangel'skaya I.Yu. Materialovedenie i tehnologiya hudozhestvennoj rospisi po metallu i pap'e-mashe. uchebnik. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo SPbGU, 2006. 107.
4. Anosova E. Fedor Tolstoj. Moskva. Belyj gorod, 2004.
5. Fedotova O.V. Sovremennye problemy professional'nogo obrazovaniya v sfere prikladnogo iskusstva. Almamater (Vestnik vysshej shkoly). Nauchnyj zhurnal. Moskva. INOIC ALMAVEST, 2011; 11.
6. Maksimovich V.F. Puti obnovleniya professional'nogo obrazovaniya v tradicionnom prikladnom iskusstve. Voprosy kul'turologii. Nauchno-prakticheskij i metodicheskij zhurnal. Moskva. Panorama, 2013; 8.
7. Shapovalova I.A. Osnovnye vektory razvitiya russkogo yazyka v sovremennom mire. Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. Nauchnyj zhurnal. Moskva. Izd. Dom MISiS, 2015; Vypusk 4 (31).
8. Shamraj N.N. Strategiya razvitiya nauchnyh shkol v Vysshej shkole narodnyh iskusstv. Voprosy kul'turologii. Nauchno-prakticheskij i metodicheskij zhurnal. Moskva. Panorama, 2013;
Статья поступила в редакцию 27.03.17
УДК 372.874
Sukharev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Monumental and Decorative Art, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: aist-09 @mail. ru
Pronina N.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Academic Painting and Drawing, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: pronina.n.k@yandex.ru_
INTEGRATION OF SPECIFICS OF PAINTING AT THE INITIAL STAGE OF TEACHIING OF FUTURE ARTISTS-EDUCATORS.
The article deals with a problem of training teachers of fine arts, integrative approach to training sessions to ensure creativity in teaching special subjects, the variability of the process, improvement of the efficiency of the studied material. The work proposes a developed model implemented in a particular educational process on special disciplines. In the article the basic training goals, objectives, subject, reflecting the specificity of the picturesque training future artist-educator for professional activity are specified. The presented material suggests that training of students, integrating with other academic disciplines, which helps enhance the theoretical and practical training at the initial stage.
Key words: painting, professional perception, imagination, still life.
А.И. Сухарев, канд. пед. наук, доц., зав. каф. монументального и декоративного искусства, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: aist-09@mail.ru
Н.К. Пронина, канд. пед. наук, доц. каф. академической живописи и рисунка, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: pronina.n.k@yandex.ru
ИНТЕГРАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА ЖИВОПИСИ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
В статье рассматривается проблема подготовки учителей изобразительного искусства, интегративный подход к организации учебных занятий, позволяющий обеспечить творческий подход в обучении спец. дисциплин, вариативность процесса, повысить эффективность изучаемого материала. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. В статье сформулированы основные учебные цели, задачи учебного предмета, отражающие специфику живописной подготовки будущего художника-педагога к профессиональной деятельности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов живописи в интеграции с другими учебными дисциплинами позволяет повысить теоретическую и практическую подготовку студентов на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: живопись, профессиональное восприятие, творческое воображение, натюрморт, учебное задание.
Живопись - одна из основополагающих учебных дисциплин в системе художественно-педагогического образования. Этот курс формирует и развивает профессиональные компетенции будущего педагога-художника, творческие способности, готовить к самостоятельной педагогической работе в общеобразователь-
ной школе, в системе дополнительного образования и художественному творчеству.
На первых курсах высшего педагогического учебного заведения живопись формирует и развивает у студентов профессиональное восприятие, художественный вкус, понимание цветовой
гармонии, а также позволяет обрести теоретические знания и практические навыки, необходимые будущему художнику-педагогу. Важнейшим условием формирования художественного мировоззрения и приобретения живописных навыков является изучение реалистической живописи.
Целями курса по живописи в системе высшего художественно-педагогического образования на начальном этапе является:
- познание теоретических законов изобразительного искусства (живописи, цветоведения, перспективы, композиции и т. д.);
- развитие профессиональных компетенций, творческого воображения и образного мышления, зрительного восприятия, воспитание эстетической культуры и художественного вкуса;
- отработка будущими художниками-педагогами всех этапов творческого процесса и усвоение методики организации и ведения занятий по живописи;
- овладение технологией живописного процесса.
Из поставленных целей вытекают следующие учебные задачи, которые необходимо решить на начальном этапе обучения в высшем учебном заведении:
- сформировать базу теоретических знаний через систему учебных упражнений;
- научить изображать модель во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением с учетом его цветовых особенностей;
- формировать умение анализировать произведения искусства, развить культуру зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности;
- дать студентам теоретические знания и сформировать практические навыки методического характера, на основе которого строится в дальнейшем курс методики преподавания изобразительного искусства в школе.
Основой формирования и развития живописного мастерства на первых курсах, будущих художников-педагогов, их творческой индивидуальности является работа на академических и самостоятельных занятиях над натурными постановками. Характер постановок, сроки их выполнения, последовательность определяются учебной программой, разработанной на основе Федерального государственного стандарта высшего образования преподавателями профилирующей кафедры, и корректируются ведущим преподавателем в зависимости от уровня подготовленности студентов. Каждое задание должно быть продумано с точки зрения его методической целесообразности в целостной системе подготовки по живописи, которая интегрируется с другими учебными дисциплинами (рисунок, композиция, перспектива, история искусств и т. д.). Очень важно, особенно на первых курсах, чтобы учебные постановки были интересными в композиционном и колористическом отношениях, разнообразными по тематическому содержанию, удовлетворяли высоким эстетическим требованиям. И решали не только учебные, но и творческие задачи [1].
В профессиональной подготовке студентов на 1 - 2 курсах важное место должно занимать овладение технологией работы с живописными материалами (освоить технические приёмы и способы письма, знать инструменты, принадлежности и оборудование рабочего места и уметь ими самостоятельно пользоваться и т. д.). Именно на первых курсах студенты получают широкий набор специальных знаний, необходимых художнику-педагогу.
Специфика живописи особенно на первых курсах, как учебного предмета, заключается в том, что выполнение учебных заданий невозможно без прочного знания смежных учебных дисциплин, таких как рисунок, композиция, цветоведение, перспектива и др. В каждом задании решение учебных задач находится на стыке с другими дисциплинами профессионального модуля и обусловлены учебно-воспитательными целями. К ним относятся в первую очередь:
- поиск и разработка композиции изобразительной плоскости;
- объемно-пластическое, перспективное и тонально-цветовое построение формы и пространства;
- передача материальных качеств натуры, условий освещения и окружения, пространственного положения предмета;
- выявление характерных качеств натуры средствами живописи.
Все эти задачи слиты воедино и составляют изобразительно-выразительный язык живописи. Это основополагающие задачи живописи, с решением которых студенты имеют дело в каждом учебном задании на протяжении всего периода обучения.
На старших курсах эти учебные задачи остаются, расширяются и приобретают творческий характер.
Умение решать учебно-творческие задачи во взаимосвязи, в комплексе определяет в конечном итоге грамотность и профессиональную подготовку будущих художников-педагогов.
Рост профессионального мастерства, культуры живописи обеспечивается только систематической, углубленной работой. Чтобы справиться с поставленной задачей, её недостаточно решить один раз. Только в многократном, целенаправленном повторении можно достигнуть в работе положительных результатов.
На первых курсах занятия по живописи должны вестись с учётом приобретения студентами полноценных знаний по методике ведения учебной работы, её последовательности, умению анализировать, делать выводы, находить ошибки и пути их исправления [2].
На 1 - 2 курсах основным видом учебной работы является многочасовой этюд с натуры (натюрморт), где студенты обретают комплекс профессиональных компетенций. Основное внимание акцентируется на развитии у студентов культуры широкого живописного видения натуры, чувства красоты и гармонии цвета, профессионального восприятия, умения работать отношениями. Далее ставятся задачи развить у студентов умение видеть и передавать цвет в динамике, то есть решать задачи объемно-пластического, цветового построения формы в зависимости от освещения, условий окружения, пространственного положения предметов.
Первые натюрморты должны иметь ограниченное пространство, а по мере приобретения живописного опыта нужно научить студентов связыватьнатюрморт с окружающимпространством (натюрморт т антерьере) с последующим выполнением этюда интерьера (рис. 1, 2).
Рис. 1. Ограниченное пространство в натюрморте. Тёплая цветовая гамма
Необходимо обратить внимание на то, что первые постановки нармрморяза стаенряр изпязнояооо.имеющух превтую форму, ясно выраженную контрастную цветовую окраску (лучше срамлрю). язтвю ртатятвя язстасовми изсрнадметоес преобла-двортм аеплде или холндной цветовою гаммы(рис.3);дслевиз предметов контрастных по цвету (например, может ставиться оадачааднояозватькуасный и меленый, жворыИ и фнззетоеея, синий и оранжевый цвета и т. д.) [3].
Уасротм учтбдымн акодомичоекижаробосрми рторзммой пркдстматрткртися врямяртитмосяоятйлынем таботи стыдрняор (дк50% ттодPтмкяcеинaруытиыс о^Аяет). Caмocйoдыодамaр работaаеyдeнтoв(ДPC)вядадаg с ядлыд зaкpенртрнрyчвУуыx задач и поиска индивидуального пути их решения для каждого ыеyдeнто.Псарoмyуaмocтoяаeленру нaбoтaтодуыaетттудента в решении их индивидуальных проблем.
рспешноа ааетерством жооруысе на пе^ыр
курсэхмозмрдно т^ля^оприряыярнн товоения тяoимтУтнcтои знаний и развития практических умений и навыков по всем раз-дeлaмизобpaасртaPткго аскусатра (кужуодиция, рторнок, уон-спектива, колористика и т. д.). Цель обучения состоит в том, отобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил тнcсуоeнияgоспозидсиуиcыу, ктмытpyктиим формы предметов, подойти к пониманию и решению проблем творческо-(oмocпpиуыия и изoбсaжeнияуоPмды.
Рис. 2. Этюд интерьера
Рис. 4. Этюд с низкой линии горизонта
41
I 1
_г
Рис. 3. Этюд натюрморта в холодной гамме
Натюрморт является наиболее доступным жанром на начальной стадии обучения и позволяет внимательно изучать натуру и различные способы её изображения. Многочасовые и краткосрочные задания над натюрмортом учат студентов методическому ведению работы и решению учебных задач, достижению поставленной цели, видеть и представлять результаты, к которым надо стремиться. В процессе работы над изображением натюрморта студенту приходится решать ряд задач - от выбора точки зрения и размещения предметов на изобразительной плоскости до выявления их характеристики цветом с учетом освещения и среды (рис. 4, 5). Чтобы грамотно выполнить этюд, необходимо определить последовательность в работе от начальной стадии изображения этюда до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает студенту возможность сознательно вести этюд на каждой его стадии. В результате работы над изображением натюрморта у студентов развивается умение композиционно мыслить и организовывать натуру, цельно передавать ее характеристики, воспитывается чувство формы, цвета икрасоты предметов[4].
Рис.5.Этюдсискусственнымосвещением
Учебной программой по живописи предусмотрено выполнение учебных заданий в жанре натюрморта. В зависимости от поставленных целей и задач, задания делятся на длительные и кратковременные этюды. Задачи многочасового задания - глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, линейно-конструктивного построения модели, колористических особенностей, освещения и т. д. В отличие от быстрого кратковременного этюда в длительной работе идет поиск наиболее выразительных средств и приемов исполнения, отбор характерных качеств натуры.
Кратковременный этюд - это быстро выполненное изображение, решающее одну-две задачи по композиционному построению изобразительной плоскости, выявлению живописно-пластических качеств натуры. В краткосрочном этюде ставится задача передать некоторые свойства натуры: пропорции, конструкцию и форму; тонально-цветовые свойства предметов; общий пластический и колористический характер постановки.
При выполнении учебного задания количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапамипринятосчитатьследующие:
1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа (композиция);
2) линейно-конструктивное решение формы предметов с учетом их пропорций, движения и пространственного положения (рисунок);
3) определение общего цветового тона, передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре (цветоведение);
4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы (перспектива);
5) обобщающий этап работы над завершением этюда, выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому (композиция).
Учебная работа студентов регулируется кафедрой и ведущими преподавателями по данной дисциплине. Задача преподавателя заключается в том, чтобы в процессе работы помочь
Библиографический список
студентам найти правильное направление в решении учебных задач, вовремя указать на допущенные ошибки.
Выполненные работы анализируются и ведущим преподавателем в течение семестра и оцениваются кафедрой при их аттестации в конце семестра. Уровень сформированности профессиональных компетенций студентов проверяются в ходе семестровых и курсовых просмотров учебных работ, а также устных ответов во время экзаменов. К итоговым просмотрам предоставляются все работы студентов за отчетный период: академические и самостоятельные работы по живописи (многочасовые работы, краткосрочные этюды). При оценке работ учитывается не только формальное выполнение задания, но и степень решения программных задач согласно критериям оценок.
Из вышесказанного следует, что все задания, первых курсов по живописи, охватывают теоретические и практические задачи других учебных дисциплин.
1. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования, учебное пособие. Москва: МПГУ, 2011.
2. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета. Альбом-монография. Санкт-Петербург - Омск: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад», Издательство ОмГПУ, 2009.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция: учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1981.
4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Москва: Искусство, 1985.
5. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. Москва: Строительство, архитектура и строительные материалы, 1959.
References
1. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya hudozhestvennogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: MPGU, 2011.
2. Medvedev L.G. Zhivopis'. Garmoniya chuvstva, mysli, cveta. Al'bom-monografiya. Sankt-Peterburg - Omsk: ZAO "Mul'tiprint Severo-Zapad", Izdatel'stvo OmGPU, 2009.
3. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty: Risunok, zhivopis', kompoziciya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih institutov 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Prosveschenie, 1981.
4. Volkov N.N. Cvet vzhivopisi. Moskva: Iskusstvo, 1985.
5. Revyakin P.P. Tehnika akvarel'nojzhivopisi. Moskva: Stroitel'stvo, arhitektura i stroitel'nye materialy, 1959.
Статья поступила в редакцию 05.03.17
УДК 159.9.072+159.9.075
Kovalyova Yu.M., Biology teacher (the first qualification category), MBEI Lyceum 185 (Novosibirsk, Russia),
E-mail: iu.covaleva2017@yandex.ru
Zybina L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and History of Psychology, Novosibirsk
State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: lyzybina@yandex.ru
INTERACTIVE METHODS OF TEACHING AS A MEAN OF KEY COMPETENCES' FORMATION IN BIOLOGY CLASSES.
Modern educational standards presuppose the development of students' ability to set goals for their activities, to find ways to solve current problem situations, to argue their choice, and to be able to evaluate the result achieved. Interactive methods of teaching allow developing such skills in natural-cycle lessons, forming interest not only in the subject matter, but also in learning as a whole. Interactive methods of teaching involve the interaction of students not only with the teacher, which allows activating students' thinking and stimulate the development of independence in the search for solving learning problems, which allows developing the ability to orientate in the information space, and critically evaluate information. The possibility of self-constructing the information obtained makes it possible for students to show their creativity and express their individuality. They contribute to the development of the key competences in relation to the requirements of Federal State Educational Standard.
Key words: interactive methods of teaching, project work, competences, communication skills, goal setting, reflection.
Ю.М. Ковалева, учитель биологии первой квалификационной категории муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей 185», Октябрьский район, г. Новосибирск,
E-mail: iu.covaleva2017@yandex.ru
Л.Н. Зыбина, канд. психол. наук, доц. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии,
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: lyzybina@yandex.ru
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Современные образовательные стандарты предполагают развитие у учащихся умения ставить цели своей деятельности, находить пути решения сложившихся проблемных ситуаций, аргументировать свой выбор, а также уметь оценить достигнутый результат. Интерактивные методы обучения позволяют развивать такие умения на уроках естественного цикла, формируют интерес не только к учебному предмету, но и к обучению в целом. Интерактивные методы обучения предполагают взаимодействие учеников не только с учителем, что позволяет активировать мышление учащихся и стимулировать развитие самостоятельности в поиске решения учебных задач, но и также критически оценивать информацию. Возможность самостоятельного конструирование полученной информации даёт возможность учащимся проявить свои творчески способности и выразить свою индивидуальность. Способствуют развитию ключевых компетенций в связи с требованиями ФГООС.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, проектная деятельность, компетенции, коммуникативные навыки, целеполагание, рефлексия.