МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
населения субъекта Российской Федерации. Вышеуказанные показатели эффективности рекомендуется использовать:
- при премировании руководителя и других госслужащих;
- при аттестации государственного служащего на соответствие занимаемой должности;
- при включении в кадровый резерв;
- в качестве морального фактора стимулирования.
Все выплаты и поощрения должны быть увязаны с уровнем удовлетворенности граждан качеством и количеством услуг, который выявляется путем социологических исследований. А именно - методом опроса. В методических рекомендациях также предложена формула для расчета критерия выполнения государственного задания, позволяющего оценить работу руководителя в целом и определяющегося как отношение количества фактически оказанных услуг государственным служащим к объему социальных услуг, планируемых к оказанию за отчетный период согласно государственному заданию, и рассчитывается по следующей формуле:
К1 =
КУфа кт , где:
ку
S п
Кi
ку
факт
ку
план
- коэффициент полноты выполнения государственного задания госслужащим;
- фактическое количество оказанных услуг, ед.;
- плановое количество услуг, ед.
Выше изложенное можно подытожить следующим убеждением - разработка подобных методик и рекомендаций подведомственных государственных и муниципальных учреждений не должна ограничиваться социальной сферой, а разрабатываться и внедряться, постепенно, во все ключевые аспекты политической деятельности, что приведет к количественным и качественным изменениям как в предоставлениях каких - либо государственных услуг, так и к улучшению деятельности государственной системы в целом.
Список используемой литературы:
1. Портал административной реформы [Электронный ресурс]: Оценка эффективности органов власти и государственных служащих; © Министерство экономического развития Российской Федерации - Электрон. Док
© М.А. Коржев,2015
УДК 339.7
М.Д. Костин, А.А. Удалов
студенты 2 курса кафедры «Финансы и кредит» Поволжский государственный университет сервиса г. Тольятти, Российская Федерация
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН БРИКС: МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ВАЛЮТНОФИНАНСОВОГО СОЮЗА
Аннотация
В статье рассматривается необходимость создания новых валютно-финансовых союзов стран, участвующих в международных расчётах и платежах. Исследуются макроэкономические факторы, на основе
118
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
которых были проведены статистический и сравнительный анализы. Сделан вывод о возможностях осуществления интеграционной политики между национальными платёжными системами стран БРИКС и функционировании валютно-финансового союза стран БРИКС на современном этапе.
Ключевые слова
Страны БРИКС, валютно-финансовый союз, новый банк развития, валютный фонд БРИКС, макроэкономические факторы, интеграционная политика платежных систем.
На протяжении последних двухсот лет история развития мировой экономики и валютно-финансовой системы множество раз утверждала, что «доллар США ничуть не хуже золота» и, поэтому, поиск в финансовой системе какой-либо альтернативы не имел смысла. В двадцатом веке, сразу после окончания Первой мировой войны, впервые в международных расчётах и платежах кроме золота стали также участвовать национальные валюты стран, представляющих собой урезанную или полную форму золотого стандарта. Среди таких валют были — доллары США, французские франки и фунты стерлингов. Однако после завершения Второй мировой войны, основной валютой для проведения всех международных расчётов стал доллар, подкреплённый золотым запасом в размере двадцати пяти тысяч тонн.
Не смогло повлиять на позиции доллара как основной валюты в международной валютно-финансовой системе и Ямайское соглашение, принятое в 1976 году. [9] Оно предполагало введение поливалютной системы международных расчётов и полный отказ от золота в международных платежах. В 2002 году произошла ещё одна попытка формирования «валютного конкурента» доллару путём создания евро — новой валюты, используемой во всех странах Европейского Союза. Однако, и это оказалось незначительным противовесом для занимаемых долларом позиций.
Политические и экономические события, к которым привел мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, потребовали от современного мира поиска новых путей выхода из сложившейся ситуации в мировом экономическом пространстве, в том числе в направлении создания различных валютных альтернатив доллару. Первой наиболее заметной попыткой создания альтернативы стал БРИК (БРИКС) — союз стран, состоящий из Бразилии, России, Индии и Китая. Затем, в состав союза вошла Южная Африка. Основной целью деятельности стран БРИКС является расширение границ использования национальных валют, входящих в союз стран при проведении взаимных расчётов и платежей.
В начале 2014 года процесс формирования валютно-финансового союза стран БРИКС заметно ускорился из-за введения США и Европейским Союзом санкций против Российской Федерации. Незадолго до шестого саммита стран БРИКС, проходящего в июле прошлого года в городе Форталезе, Владимир Владимирович Путин — президент Российской Федерации сделал заявление, в котором говорилось о необходимости создания системы мер, позволяющих избежать «травлю» стран, не согласных с политикой США. Переход к международным расчётам с использованием мультивалютного портфеля в единой валютнофинансовой системе позволило бы обойти существующий «долларовый тупик». Странами должен использоваться мультивалютный портфель, в который кроме доллара и евро, также вошли бы и национальные валюты стран БРИКС, то есть — рубли, рупии и юани.
Перспективы создания валютно-финансового союза между странами, входящими в БРИКС, основываются, прежде всего, на макроэкономических факторах, определяющих экономический потенциал этих стран. В настоящее время страны БРИКС в общей сложности занимают 30% всей территории суши, на которых проживают около 3 миллиардов человек или 45% населения мира.[5] В 2013 году ВВП всех стран-участниц союза БРИКС составил 15,75 триллионов долларов или 18% совокупного мирового ВВП. [1] Кроме ВВП к основным макроэкономическим факторам также относятся — доля внешнеторгового оборота страны по отношению к общемировой торговле и уровень инвестиционной активности. Объективность оценки данных макроэкономических показателей зависит, прежде всего, от длительности оцениваемого периода. Временной интервал с 2000 до 2014 гг. является наиболее объективным, потому что имеется возможность рассмотреть экономический рост стран в разные периоды времени, в том числе - в докризисный, кризисный и посткризисный. Кроме статистического анализа изменения основных макроэкономических показателей стран БРИКС проведём сравнительный анализ, сопоставляя показатели экономического развития стран Еврозоны и США [2] (табл. 1).
119
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Таблица 1
Динамика роста ВВП, 2000-2015 гг.
Показатели Годы
2000 2005 2010 2014 Прогноз на 2015
Мировой ВВП, млрд долл. 48563,3 66077,1 87413,4 107921,0 114836,7
Динамика роста по периодам, % - 36,1 32,3 23,4 6,4
БРИКС 9142,1 14523,5 23862,2 32727,0 34995,9
Динамика роста по периодам, % - 58,9 63,4 37,1 6,9
США 10284,8 13093,7 14964,4 17419 18010,8
Динамика роста по периодам, % - 27,3 14,2 16,4 3,4
Еврозона 8512,7 10355,9 11876,9 18526,0 20320,5
Динамика роста по периодам, % - 21,7 14,7 55,9 9,7
При анализе представленных в таблице 1 данных, необходимо отметить, что показатели роста ВВП каждой страны из группы БРИКС неоднородны. Лидером по росту ВВП с 2000 по 2014 гг. является Китай (ВВП вырос на 388%, а доля в общемировом списке стран по ВВП составляет 16,32%), затем идёт Индия (рост ВВП за 14 лет составил 243,4%; 6,84% рост в общемировом списке), третье — Россия (132,9% и 3,3%).
Следующим не менее важным макроэкономическим фактором, позволяющим выразить потенциал национальной валюты в роли средства мировых расчётов является — показатель, выражающий изменения прямых иностранных инвестиций [7] (табл. 2)
Таблица 2
Динамика роста прямых иностранных инвестиций, 2000-2015 гг.
Показатели Годы
2000 2005 2010 2014 Прогноз на 2015
Мировые инвестиции, млрд долл. 7263,1 10236,9 14359,0 19520,0 23612,3
Динамика роста по периодам, % - 40,9 40,3 36,0 21,0
Развитые страны, млрд долл. 5709,2 7345,9 7712,3 9021,0 11053,0
Динамика роста по периодам, % - 28,7 5,0 17,0 22,5
Страны БРИКС, млрд долл. 724,1 1562,1 4219,8 8703,0 9865,3
Динамика роста по периодам, % - 115,7 170,1 106,2 13,4
Страны СНГ 66,0 207,4 414,3 796,0 1207,0
Динамика роста по периодам, % - 214,2 99,8 92,1 51,6
Последним макроэкономическим фактором является доля внешнеторгового оборота страны [10] (табл. 3).
Таблица 3
Доли групп стран в мировом товарообороте, 2000-2015 гг.
Показатель Год
2000 2005 2010 2014 Прогноз на 2015
Развитые страны, % 76,0 69,8 66,0 64,5 63,0
Страны БРИКС, % 6,7 11,1 12,3 13,6 15,5
СНГ, % 1,7 2,7 2,9 3,2 3,4
Основываясь на представленных данных, можно сделать вывод, что товарооборот группы стран БРИКС, на протяжении с 2000 до 2014 увеличился в 2,3 раза и равен 15,5%. Товарооборот развитых стран и стран СНГ за тот же период составил 63% и 3,4% соответственно.
Таким образом, проведя анализ основных макроэкономических факторов, характеризующих экономический рост стран-участниц БРИКС за период с 2000 до 2014 гг., можно придти к заключению, что экономики данных стран являются более динамично-развивающимися и конкурентоспособными, чем ряд
120
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
развитых стран, в том числе США и стран Еврозоны. Кроме того, постепенно растущий экономический потенциал стран БРИКС, является основой для создания валютного-финансового союза между данными странами, и включение их национальных валют в систему международных расчётов.
На данном этапе развития, страны, входящие в состав БРИКС, сталкиваются с различными проблемами при решении экономических или политических вопросов с экономическими развитыми странами, потому что действующая в настоящий момент валютная система фактически соответствует интересам только определённых участников (США и ЕС). Для решения проблем, возникающих при валютной интеграции, необходимо сформировать единую финансово-валютную систему, что позволит избежать давления других стран. Такое решение о создании интегрированных валютно-финансовых организаций БРИКС было принято в сентябре 2013 года в городе Санкт-Петербурге, в котором проходил саммит G20.
Создание валютно-финансового союза между странами, входящими в БРИКС, предполагает его полное финансирование, что в дальнейшем может повлечь за собой достаточно высокие затраты и появление определённой нагрузки на бюджет этих стран. Однако, осуществление валютной интеграции между странами БРИКС также приведёт к значительному подъёму экономических показателей каждой страны-участницы, благодаря решению проблем, возникающих при осуществлении внешнеторговой деятельности в национальных валютах. В свою очередь, это позволит снизить влияние внешних факторов на экономику стран, входящих в союз; усилить роль на международной арене и создать объективные условия для привлечения новых инвестиций.
Первым этапом создания валютно-финансового союза стран-участниц БРИКС может стать соглашение о создании собственного Валютного фонда и Нового банка развития (НБР). Деятельность Валютного фонда БРИКС будет направлена на защиту экономического положения стран союза от возможных валютных колебаний, на укрепление глобальной системы финансовой безопасности и расширение границ сотрудничества между странами БРИКС. Объём Валютного фонда БРИКС (пула условных валютных резервов) составит в общей сложности 100 миллиардов долларов, из которых 41% вкладов будет принадлежать Китаю, по 18% придётся на Россию, Индию и Бразилию, и 5% на Южную Африку. [6]
Функционирование Нового банка развития будет направлено на поддержание устойчивости экономики в странах БРИКС, а также в странах с развивающейся экономикой. Первоначальный капитал НБР составит 10 миллиардов долларов и может быть увеличен до 50 миллиардов. Предполагается, что Штаб-квартира банка будет находиться в городе Шанхае (Китай), а первым председателем правления Нового банка развития БРИКС станет представитель из Индии.
После формирования странами БРИКС Нового банка развития и Валютного фонда последует второй этап организации валютно-финансового интеграционного союза, представляющего собой создание единой международной платёжной системы, которая позволит при проведении взаимных расчётов использовать национальные валюты.
При осуществлении процедуры формирования валютно-финансового союза, страны неизбежно столкнутся с имеющимися различиями. [3] Дело в том, что валютно-финансовые системы России, Южной Африки и Бразилии являются более открытыми, чем у Индии или Китая. Кроме того, у представителей стран имеются разногласия относительно направления использования определённых валют. Например, использование российского рубля при проведении различных операций по расчетам и платежам между странами-участницами БРИКС [8] (табл. 4).
Таблица 4
Различие мнений стран БРИКС к использованию рубля в межнациональных расчётах и платежах
Страна Особенности страны-участницы БРИКС Отношение к использованию российского рубля в международных расчетах
Бразилия Крупный экспортер сельскохозяйственной продукции Положительное
Индия Интеллектуальные ресурсы Положительное
Китай Трудовые ресурсы Отрицательное
Южная Африка Природные ресурсы Положительное
121
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Различаются мнения стран, входящих в БРИКС, не только относительно использования рубля в международных расчётах и платежах, но также и по ряду других важных проблем. Однако, создание Союзом новых валютно-финансовых институтов является значительным противовесом в сложившейся глобальной долларизированной валютно-финансовой системе. И не смотря на то, что процесс формирования валютнофинансового союза странами БРИКС будет постепенным и довольно длительным, - именно этот интеграционный процесс будет первым толчком к реформе всей валютно-финансовой системы.
Список использованной литературы:
1. Брикс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%D0%C8%CA%D1 (Дата обращения: 27.05.2015)
2. ВВП Стран 1980-2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php (Дата обращения: 10.05.2015)
3. Воронин Е.Р. Трансантлантизм и БРИКС: перспективы стратегического сосуществования // Вестник МГИМО . 2013. №2 (29). С.33-37.
4. Звонова Е.А. Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС // Вестник Финансового университета. 2014. №5. С.63-72
5. Офис - группа ШОС БРИКС «Уфа-2015». Об организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufa2015.ru/brics/ (Дата обращения: 18.05.2015).
6. Показатели БРИКС. Глобальный БРИКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bricsglobal.ru/0193-pul-valyutnyih-rezervov/ (Дата обращения: 12.06.2015)
7. Сорокина А.Ю. Прямые иностранные инвестиции стран БРИКС: место и роль России // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С.272-275.
8. Хрысева А. А., Оникова Е. В. Проблемы и перспективы развития Российской экономики в рамках объединения БРИКС // Известия ВолгГТУ . 2013. №11 (114). С.39-43.
9. Янов В.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / В.В. Янов, И.Ю. Бубнова. - М.: КНОРУС, 2014. - 424 с.
10.International Monetary Fund Annual Report, Wash., 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imf.org/external/russian/index.htm (Дата обращения: 17.06.2015)
© М.Д. Костин, А.А. Удалов 2015
УДК 338
К.Г. Круглова
Магистрант
ФБОУ ВПО « Рязанский государственный радиотехнический университет»
г. Рязань. Российская Федерация.
МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ
Аннотация
В статье выделены основные проблемы оценки бюджетной эффективности, рассмотрены методики оценки, а также методики отбора финансирования из бюджетных средств инновационных проектов в регионах.
Ключевые слова
Инновация, бюджетная эффективность, управление затратами, управление результатами.
Переход экономики Российской Федерации к инновационной модели развития начался в 2008 году, с принятием таких документов как: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» и «Стратегия развития России до 2020 года».
122