154
Высшее образование в России • № 8, 2009
• выработка и реализация целей и задач воспитательной системы субъектами воспитательного пространства;
• наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего организацию процесса адаптации студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов;
• ориентация цели, задач, принципов построения воспитательного пространства на субъекта;
• профессиональная компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т.д.);
• осознанное внедрение и развитие механизмов студенческого самоуправления, формирование навыков проектной культуры студенческого актива;
• психолого-педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства [6, с. 146].
Проектирование воспитательного пространства вуза ориентировано на моделирование комфортных человеческих взаимоотношений, на развитие профессиональных
и личностных качеств человека. Этой ориентации целесообразно придерживаться при разработке проектов учебного, вне-учебного и внутреннего компонентов воспитательного пространства вуза.
Литература
1. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Вос-
питательное пространство» как открытая система: Общественные науки и современность. 1998. № 1 . С. 132-134.
2. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудниче-
ства: Путь к успеху. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. 108 с.
3. Генисаретский О.И, Носов Н.А. Самооб-
разы и личностные образцы деятельности // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. С. 44-59.
4. Розин В.М. Проблемы и стратегия нетра-
диционного проектирования // Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. С.60-65.
5. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Куль-
тура. М.: Политиздат, 1991. 525 с.
6. См.: Резниченко М.Г. Условия построения
эргономичного воспитательного пространства вуза// Гуманизация образования. 2007. № 1. С. 47-54.
REZNICHENKO M. G. BUILDING OF THE EDUCATIONAL SPACE The article represents the principles and the technology of building the educational space in higher education institution.
Keywords: education, educational field, educational technology, ergonomic field, pedagogic modeling.
Т.А. СТАРШИНОВА, доцент В.Г. ИВАНОВ, профессор Казанский государственный технологический университет 1
В систему высшего профессионального образования приходят стандарты нового поколения, основанные на компетентност-ном подходе. В связи с этим нужно подчеркнуть, что даже тщательная проработка самой структуры профессиональной компе-
Интегративный подход как основа формирования компетентности
тентности и входящих в нее компетенций, активно осуществляемая в последнее время многими специалистами, сама по себе не позволяет ответить на важнейший вопрос: как именно, с помощью каких механизмов эту компетентность формировать?
Редакционная почта
155
Компетенция как системное новообразование не может возникнуть одномоментно. Необходима длительная работа не только педагога, но и самого обучающегося, связанная не просто с применением знаний на практике, но с преодолением внешних и внутренних барьеров, с осознанием своих особенностей и как личности, и как субъекта профессиональной деятельности. Можно сказать, что формирование профессиональной компетентности специалиста - это прежде всего субъектное присвоение, ин-териоризация предметного знания, переход его в знание личностное, «встроенное » в профессиональное мышление.
Для реализации подобной стратегии важны непрерывность, преемственность, систематичность и интеграция на всех уровнях образования. При этом решение задачи систематизации и интеграции знания в существенной степени зависит от усилий самого обучающегося.
Методпроектов, политехнизм в обучении, связь обучения с производством и производительным трудом, реализация межпредметных связей, взаимосвязь общего и профессионального образования, укрупнение дидактических единиц, технология модульного обучения - все это примеры некоторых значимых направлений реализации идеи интеграции в отечественной педагогической практике. В.С. Безрукова, И.Д. Зверев, К.Ю. Колесина, Н.Ю. Кустов, В.Н. Максимова, Н.К. Чапаев и другие исследователи выделяют различные типы, характеристики, уровни и показатели интеграции. Проблему интеграции в профессиональном образовании подробно разрабатывали А.П. Беляева, М.Н. Берулава, Л.А. Волович, В.В. Кондратьев, А.А. Кирсанов, А.А. Куприянов, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, З.С. Сазонова, Ю.С. Тюн-ников и др. (см.: [1-6]).
В широком смысле под интеграцией обычно понимается процесс объединения разобщенных компонентов в новую целостность. В случае педагогической интеграции это могут быть новые качества, связи и функции педагогической системы и, как
следствие - новые компетенции, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки в рамках данной системы.
Хотя в современных педагогических исследованиях «интегративный подход» часто упоминается как рядоположенный по отношению к «компетентностному», вряд ли это правильно. Скорее можно предположить, что интегративный подход в его разнообразных проявлениях и уровнях применения (интеграция науки, образования и производства, интеграция образования на различных его ступенях, интеграция содержания образования отдельных дисциплин и многое другое) является средством формирования профессиональной компетентности. Компетенции можно рассматривать как новообразования, составляющие квинтэссенцию профессионального мыщления и индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Сказанное относится прежде всего к компетенциям, формируемым при изучении психолого-педагогических дисциплин. В системе непрерывного профессионального образования в техническом вузе они являются основой психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста. Психолого-педагогическая подготовка - один из важнейших факторов формирования трех блоков компетенций: социально-личностного, личностно-деятельностного и когнитивного. Социально-личностные компетенции позволяют в последующей профессиональной деятельности взаимодействовать с людьми и осуществлять руководство. Личностно-деятельностные компетенции делают возможным самопознание, понимание своих сильных и слабых сторон, нахождение эффективных индивидуальных стилей профессиональной деятельности, профессиональное саморазвитие. Когнитивные компетенции необходимы для успешной работы с информацией и самообразования.
В блок социально-личностных компетенций специалиста входят следующие компоненты:
156
Высшее образование в России • № 8, 2009
• знания о человеке как субъекте общения, о закономерностях взаимодействия между людьми в профессиональных группах, коллективах;
• умения, навыки и опыт взаимодействия с людьми в различных ситуациях, готовность брать на себя руководство при решении сложных производственных и социальных проблем;
• рефлексия своих особенностей как субъекта общения и профессионального взаимодействия;
• коммуникативные (позволяющие эффективно осуществлять обмен информацией), перцептивные (позволяющие разбираться в людях и строить успешную тактику взаимодействия с ними) и интерактивные (позволяющие организовывать совместную профессиональную деятельность) способности и качества личности;
• основы индивидуального стиля профессионального общения (использование сильных сторон специалиста);
• опыт общения при выполнении различных профессиональных ролей.
В блок личностно-деятельностных компетенций входят такие компоненты, как:
• знание о сущности и структуре личности и деятельности;
• навыки и опыт самопознания, позволяющие осознать себя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего и индивидуальными особенностями, и важнейшими профессионально значимыми качествами;
• установка на самореализацию;
• понимание сущности процессов самовоспитания, самообразования, дающих возможность профессионального роста;
• сформированность индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности;
• другие качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие.
В блоке когнитивных компетенций можно выделить следующие компоненты:
• понимание сущности и структуры познавательной сферы и ее особенностей, проявляющихся как в учебной, так и в профессиональной деятельности;
• навыки, опыт работы с профессионально значимой информацией;
• способность к самообучению;
• индивидуальный стиль мышления и профессиональной деятельности.
Формирование описанных компетенций в техническом вузе возможно в рамках непрерывной психолого-педагогической подготовки, основанной на интегративном подходе.
Литература
1. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция:
сущность, состав, механизмы реализации //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
2. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования. Казань, 1994.
3. Волович A.A., Артемьева Л.А. Теорети-
ческие основы педагогических технологий гуманитарного образования // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М., 1994.
4. Давыдов В. Н. Интегративно-проектный
подход во внеурочной работе по химии. СПб., 2002.
5. Хисамиева Л.Г., Курамшин И.Я., Иванов
В.Г. и др. Профессионально-направленные междисциплинарные задачи в системе технологической подготовки специалистов. Казань, 2005.
6. Кирсанов A.A., Кондратьев В.В, Гурье Л.И.
и др. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе. М., 2006.
g