DOI: 10.23888/humJ20184718-732
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ
ЛОР - БОЛЕЗНЕЙ
Старкова Л.Н., Пихтилева Н.А.
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация. Данная статья посвящена выработкенавыковздорового образа жизни устудентов 4 курса лечебного, стоматологического и медико-профилактического факультетовна примерепрофилактики некоторыхзаболеваний ЛОР-органов. Отображены возможные последствиявредного воздействияна организм таких факторов как ВИЧ- инфекция, табакокурение, длительное применение сосудосуживающих капель в нос, привычки слушать музыку на высоком уровне громкости [с использованием наушников]. Мы предложили нашим студентам анонимно ответить на несколько вопросов [имеющих непосредственное отношение к учебному циклу ЛОР болезней], таких как: курят ли они, сколько сигарет в день, пользуются ли наушниками, как долго в день, используют ли они сосудосуживающие капли более недели непрерывно. Вопросы задавались дважды в начале учебного цикла и после его окончания. Всего было опрошено 82 старшекурсника. Были получены следующие данные:
Курение было выявлено у 27 студентов (33%), после окончания цикла ЛОР-болезней продолжали курить 23 студента (28%), 4 студента перестали курить, из 23 студентов 18 уменьшили количество выкуриваемых в день сигарет и планируют бросить курение, 5 студентов не изменили своего отношения к курению.
Прослушивание музыки через наушники в течение нескольких часов ежедневно отмечалось у 14 опрошенных (17%), которые не знали о вреде длительно-
го воздействия шума на кортиев орган. После курса ЛОР-болезней все опрошенные ограничили громкость и сократили время прослушивания музыки до 1-2ч в сутки против 3-5 часов до начала курса.
Использование сосудосуживающих капель в течение длительного времени было отмечено у 3 студентов (4%), в 2 случаях потребовалось лечение, в 1 случае удалось отказаться от использования капель.
Ключевые слова: педагогика, образование, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний.
INTEGRAL PEDAGOGICAL METHODS OF FORMING A HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS AT THE DEPARTMENT
OF ENT DISEASES
Starkova L.N., Pihtileva N.A. Ryazan State Medical University
Abstract. This article referred to the issues of healthy lifestyle and habits promotion among 4th grade student of healing, dentistry and preventive health faculties. These issues were studied using an example of certain ENT diseases prevention. The article shows possible negative effects of some factors such as HIV-infection, tobacco smoking, using nasal congestion solution drops for a long period of time, habits of using headphones with high volume level for a longperiod daily on the body.
Our students were asked to answer some related to course question, such as: if they are smoking, how many cigarettes per day, if they are using headphones, how many hours per day, if they are using nasal congestion solution drops for more than one week. This survey was conducted twice before the course started and after the course was completed. A total 82 people were surveyed.
The findings were as follows:
27 students (33%) were smoking before the course started but only 23 (28%) remain smoking after course completion. 4 students quit smoking at all, and 18 students among 23 decreased cigarettes amount per day as they are going to quit. 5 over all haven't changed they position
14 of the people interviewed (17%), who didn't know that prolonged noise has a harmful impact on the organum spirale, admit to music listening in headphones for several hours every day. After the ENT course completion all interviewed students reduced their daily duration of use of headphones to 1-2h per day compared to 3-5h per day before course started.
3 students (4%) said that they were using nasal congestion solution drops for more than one week. Medical treatment was required for 2 of these people, and 1 person was able to avoid using nasal drops completely.
Key words:pedagogy, education, healthy lifestyle, disease prevention.
В Конституции Российской Федерации, (статья 41) закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также приветствуется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Но на самом деле, первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением [5]. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью [2].
Существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни. Мы в своей педагогической деятельности используем медицинское информирование
наших студентов (или когнитивный метод), в основе которого лежит ознакомление с вредным воздействием того или иного фактора на здоровье человека и образовательный метод, оказывая влияние на поведение человека в отношении его здоровья [3,5 ].
Но как создать заинтересованность вести здоровый образ жизни?
Необходимо поставить цель, которая должна быть достигнута. Необходимо выработать установку, направленную на здоровый образ жизни, желание быть хозяином своей судьбы, необходимость сохранения и укрепления здоровья для овладения будущей профессией [5,6].
Все мы знаем, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности. Здоровье - важнейшее условие реализации жизненной программы индивидуума. Сохранение здоровья, как значимый внутренний мотив возникает чаще в период зрелости. Но здоровый образ жизни должен целенаправленно формироваться с раннего детства. Береги здоровье смолоду - гласит народная мудрость. Потому что, даже самые энергичные усилия врачей не смогут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя лечь спать, отказаться от вредных привычек. Наше здоровье и благополучие - дело наших рук. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Мы знаем, что спорт не только помогает улучшать настроение, физическое состояние человека, развивает силу воли, стремление совершенствоваться духовно и физически. Вспомним параолимпийские игры в Сочи 2014 года, в которых принимали участие люди с «неограниченными способностями». Дух любви к жизни, стремление к победе, отважность этих людей заслуживают восхищения и подражания.
Но на сегодняшний день у студентов, как и у большинства населения, преобладает тенденция пренебрежительного и безответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих, низок уровень восприятия проблем здоровья, как личностно значимых. Будущие врачи не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции, как социально опасную проблему, прежде всего для своей жизни. В связи с этим возрастает роль высшей школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни[ 9].
Наша задача - обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику студента, формирующегося в условиях стремительного роста информации, изменения экономических основ общества, стрессов, экологического дисбаланса, создания благоприятной обстановки в образовательном учреждении, при которой обучение и преподавателю и студенту приносит здоровье и радость, а не болезни. Необходимо привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями студентов. Содействовать воспитанию у студентов чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье пациентов, здоровье семьи и общества.
И не следует забывать о том, что стремление современного человека сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые определяются состоянием здоровья человека[1].
Несомненно, что к числу основных факторов, влияющих на здоровье, относят систему питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенических процедур, а также психическое состояние человека.
Заболевание легче предупредить, а не лечить. Поэтому большое внимание должно уделяться профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, для этого необходимо обучать студентов проведению мероприятий, направленных на повышение общей и местной сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. Большую роль в этом играют постепенное закаливание организма к охлаждению и перегреванию, влажности и сухости воздуха. Закаливание нужно проводить систематически в течение всего года в виде спортивных занятий или прогулок на свежем воздухе, водных процедур с целью тренировки терморегулирующей, а также дыхательной, сердечно- сосудистой и других систем организма. Очень важно, чтобы одежда соответствовала погоде в разное время года[7].
Одной из самых злободневных проблем оториноларингологии на сегодняшний день является пагубное воздействие курения на организм молодого человека. О.де Бальзак говорил: «табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».
Сигареты и другие изделия, содержащие табак изготавливают высокотехнологичным способом, они разработаны для создания и поддержки зависимости, многие содержащиеся в них компоненты обладают токсичными мутагенными и канцерогенными свойствами, а зависимость от табака классифицируется в основной международной классификации болезней, как отдельное расстройство. Зависимость от курения сильнее, чем героиновая. Но с другой стороны, считается, что никотиновой зависимости нет, есть психологическая зависимость - необходимость курить при определенных обстоятельствах [4].
Пассивное курение у детей, чьи родители курят, приравнивается к курению вместе с ребенком. Дети курящих родителей в 1,5 раз чаще страдают от астмы, имеют на 57-72% больше риск респираторных заболеваний, вдыхают никотина столько, как если бы они выкуривали 60-150мг в год. А дети, чья мама курила во время беременности, в 2 раза чаще страдают синдромом внезапной смерти ново-
рожденных, и в 1,64 раза чаще болеют инфекцией дыхательных путей. Клиническими последствиями курения у беременной женщины является риск выкидыша, рождение ребенка с низкой массой тела, рождение мертвого ребенка в результате инфаркта плаценты, гипоксии плода, нарушение кровотока, пороки развития сердца (влияние на процесс закладки нервной трубки-энцефалопатии, умственное недоразвитие, волчья пасть, заячья губа, паховая грыжа, косоглазие). У курящих отцов были выявлены морфологические изменения сперматозоидов - триссомия, приводящая к рождению ребенка с болезнью Дауна. Электронные сигареты по своему вреду приравниваются к обычным. Американские ученые обнаружили, что они оказывают негативные воздействия непосредственно на десны и зубы человека. В результате нагревания пара происходят воспалительные изменения полости рта, так как эти ингаляторы для курения содержат большое количество ароматизаторов, никотина и альдегидов[10].
Всемирная Организания Здравоохранения считает курение одной из глобальных угроз здоровью и благополучию населения планеты. Сейчас в России курит каждый третий, что составляет около 55 млн. человек, распространение табакокурения в России самое высокое во всем Мире, и считается нашей национальной катастрофой. По данным ВОЗ, употребление табака было причиной развития рака гортани у 85 % больных. В России 50-60% мужчин - курильщики. В последние десятилетия число курильщиков среди женщин и лиц молодого возраста значительно увеличилось. Курение является основной причиной возникновения злокачественных новообразований губы, полости рта, языка, глотки, гортани, пищевода, трахеи, бронхов и легких, там, где происходит непосредственный контакт сигареты и дыма от нее с окружающими тканями.
Рак гортани занимает первое место среди опухолей головы и шеи и составляет 2,6 % в общей заболеваемости злокачественными образованиями. В зависимости от локализации опухоли в гортани, больной может предъявлять жалобы на охриплость, или чувство инородного тела в горле, ощущение неудобства при гло-
тании, к этим симптомам могут присоединиться боли при глотании, иррадии-рующие в ухо, а также затруднение дыхания на вдохе. Иногда поставить диагноз злокачественного новообразования гортани на ранних сроках затруднительно из-за эндофитного роста опухоли. Или пациенты обращаются поздно, и хирургическое лечение им уже не может быть проведено, для облегчения дыхания проводится трахеотомия. Прогноз неблагоприятный. Пятилетняя выживаемость рака гортани при 3 стадии процесса составляет около 67 %. Особенно злокачественным течением характеризуется рак гортани у молодых людей. [7]. Каждый человек, изучив все факты о вреде курения, может сделать сознательный выбор отказа от курения, так как оно является личным делом отдельно взятого индивидуума.
Своевременный совет преподавателя бросить курить является наиболее экономически выгодным вмешательством, а разъяснение последствий курения, помощь, ободрение, поддержка - все эти факторы увеличивают вероятность отказа от курения. Большинство бросивших курить делают это без обращения к врачу. Организм молодого человека очень быстро очищается от негативных последствий, вызванных курением. Достаточно высокий результат иллюстрирует известный метод Аллена Кара, известный под названием «Легкий способ бросить курить». Работает интернет портал www. tak zdorovo.ru. Существует много медикаментозных методов бросить курить, но самым лучшим, единственно эффективным способом на сегодняшний является акт безоговорочного самостоятельного и непубличного отказа от курения [9].
Другой наиболее часто встречающейся проблемой является медикаментозная зависимость от сосудосуживающих капель в нос. Иногда пациенты используют препараты от насморка необоснованно [7]. На самом деле систематическое использование назальных деконгестантов более 5-7 дней вызывают ряд негативных реакций в виде пареза стенок сосудов слизистой полости носа, медикаментозного ринита, повышения артериального давления. Альтернативой капель в нос по своему действию могут являться ингаляции комплекса эфирных масел, обладающих
бактерицидным и бактериостатическим действием. А также систематические занятия физкультурой и спортом, которые способствуют повышению тонуса сосудов полости носа и активизации их кровообращения, улучшению лимфообращения, снятию местных застойных явлений в полости носа, улучшению дренажной функции носа и в итоге - улучшению носового дыхания естественным образом.
ВИЧ-инфекция - медленно прогрессирующее антропонозное инфекционное заболевание с контактным механизмом передачи, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы с развитием тяжелого приобретенного иммунодефицита (СПИД), который проявляется вторичными инфекциями, возникновением злокачественных новообразований и аутоиммунных процессов, приводящих к гибели человека. Признаками ВИЧ-инфекции в полости рта и глотки могут быть стоматит слизистой оболочки полости рта, некротические поражения десен, слизистой оболочки щек, неба, миндалин, задней стенки глотки, полости носа, генерализованная лимфаденопатия. Характерно частое развитие синуситов, гнойных средних отитов с осложнениями, обострением хронических заболеваний ЛОР - органов [7]. Больные и их родственники зачастую скрывают наличие ВИЧ-инфекции, подвергая опасности весь медицинский персонал при проведении ин-вазивного вмешательства. Поэтому мы должны также научить студентов элементарным мерам неспецифической профилактики ВИЧ-инфекции.
Другая немаловажная проблема, по нашему мнению, это частое использование наушников и привычка слушать громкую музыку, которые могут пагубно влиять на слух и приводить со временем к преждевременной глухоте. Известно, что чувствительность органа слуха к воздействию интенсивного звука особенно проявляется в молодом возрасте. Громкий звук, воздействуя на звуковосприни-мающий аппарат - наружные волосковые клетки Кортиева органа, спиральный ганглий (первый нейрон центрального отдела слухового анализатора) вызывает такие ауральные нарушения, которые классифицируются как сенсоневральная тугоухость. Действующий длительное время громкий звук вначале вызывает утом-
ление наружных волосковых клеток, а затем необратимые дистрофические изменения всей улитки, спирального ганглия с развитием глухоты.
Мы предложили нашим студентам ответить на несколько вопросов таких, как курят ли они, сколько сигарет в день, пользуются ли наушниками, как много раз в день, используют ли они сосудосуживающие капли в нос более недели. Вопросы задавались в начале учебного цикла и в конце. Всего было опрошено 82 старшекурсника. Мы получили следующие данные. Курение было выявлено у 27 студен-тов(33 %), после окончания цикла ЛОР- болезней продолжали курить 23 студен-та(28 %), 4 студента перестали курить, из 23студентов 18 уменьшили количество выкуриваемых сигарет и планируют бросить курение, 5 студентов не изменили своего отношения к курению.
Прослушивание музыки через наушники в течение нескольких часов отмечалось у 14 опрошенных(17 %), которые не знали о вреде длительного воздействия шума на кортиев орган. После курса ЛОР - болезней все опрошенные ограничивали громкость, сократили прослушивание музыки до 1-2 часов в сутки, против 3-5 часов до начала нашего курса.
Использование длительно сосудосуживающих капель в нос отмечено у 3 сту-дентов(4%), в этих случаях потребовалось лечение, в 1 случае удалось отказаться от использования капель в нос.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье является важнейшим условием осуществления жизненной программы индивидуума. Реализация педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у студентов способствует получению ими знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственной установки на здоровый образ жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика здоровья. / Ш.А Амонашвили - М.: Педа-гогика-пресс,2002.-288с.
2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента./ В.А. Бараненко, Л.А. Рапопорт// учебное пособие - 2е изд., перераб.-М.: Аль-фа-М, 2014. - 336с.
3. Безруких Н. А. Установка на здоровой образ жизни в подготовке студентов / Н. А. Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник научных трудов участников Всероссийской конференции с международным участием «Культура и безопасность жизнедеятельности». Ответственныйре-дактор: ТимушкинА.В. 2006 с. 15
4. Динейка К. В., 10 уроков психофизической тренировки / К. В. Динейка -М.: «Физическая культура и спорт», 1987. — 63 с.
5. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека /А. Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. 1982. №4 Том 45, с. 49-58.
6. Мерзляков Ю.А. Путь в страну здоровья: Методы лечебного и профилактического самовоздействия /Ю.А. Мерзляков. -Мн.: Полымя,1988.-143 с.
7. Оториноларингология: национальное руководство / под ред. В.Т. Пальчу-на.-М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 960 с.
8. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания, ориентированного на развитие ценностного мира человека / Н.Л. Худякова // учебное пособие - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2008. - 202с.
9. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон/ Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
10. Калинин Р.Е., Яковлева Н.В., Сочивко Д.В., Фролов А.И., Яковлев В.В., Разживина М.И. Опыт исследования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов [Электронный ресурс] / Р.Е.Калинин, Н.В.Яковлева, Д.В.Сочивко, А.И.Фролов, В.В.Яковлев, М.И.Разживина // Лич-
ность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 4 (11). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=173 (дата обращения: 10.09.2018г.).
REFERENCES:
1. Amonashvili S.A. Pedagogika zdorov'ya [Pedagogy of health]. / S.A Amo-nashvili - M .: Pedagogy-press, 2002.-288с. (in Russian)
2. Baronenko V.A., Rapoport L.A. Zdorov'ye i fizicheskaya kul'tura studenta [Health and physical education of the student]. / V.A. Baranenko, L.A. Rapoport // study guide - 2nd ed., Pererab.-M .: Alfa-M, 2014. - 336s. (in Russian)
3. Bezrukikh N.A. Ustanovka na zdorovoy obraz zhizni v podgotovke studentov [Installation on a healthy lifestyle in preparing students] / N.A. Bezrukikh // Kul'tura zdorov'ya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: sbornik nauchnykh trudov uchastnikov Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem «Kul'tura i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». Otvetstvennyy redaktor: Timushkin A.V. [Culture of health and life safety: a collection of scientific papers of participants of the All-Russian conference with international participation "Culture and Life Safety ". Responsible editor: Timush-kin A.V.] 2006 p.15(inRussian)
4. Dineika K.V.10 urokov psikhofizicheskoy trenirovki [10 lessons of psychophysical training] / K.V. Dineika - M .: Physical culture and sport, 1987. - 63 p. (in Russian)
5. Ivanyushkin A.Ya. Zdorov'ye i bolezn' v sisteme tsennostnykh oriyentatsiy cheloveka [Health and disease in the system of value orientations of a person] / A. Y. Ivanyushkin // Bulletin of the Academy of Medical Sciences of the USSR. 1982. №4 Volume 45, p. 49-58. (in Russian)
6. Merzlyakov Y.A. Put' v stranu zdorov'ya: Metody lechebnogo i profilakti-cheskogo samovozdeystviya [Way to the country of health: Methods of therapeutic and
prophylactic self-action] / Yu.A. Merzlyakov. - Minsk: Polymya, 1988.-143 p. (in Russian)
7. Otorinolaringologiya: natsional'noye rukovodstvo [Otorhinolaryngology: national leadership] / ed. V.T. Palchuna.-M .: GEOTAR - Media, 2009. - 960 p. (in Russian)
8. Khudyakova, N.L. Teoriya i metodika vospitaniya, oriyentirovannogo na raz-vitiye tsennostnogo mira cheloveka [Theory and methods of education, focused on the development of a person's value world]/ N.L. Khudyakova // study guide - Chelyabinsk: ChelSU publishing house, 2008. - 202c. (in Russian)
9. Charlton E. Osnovnyye printsipy obucheniya zdorovomu obrazu zhizni [The basic principles of learning a healthy lifestyle] / E. Charlton / Voprosy psikhologii [Psychology issues]. 1997, No. 2, p. 3-14. (in Russian)
10. Kalinin R.E., Yakovleva N.V., Sochivko D.V., Frolov A.I., Yakovlev V.V., Razzhivina M.I. Opyt issledovaniya napravlennosti lichnosti i zdorovogo obraza zhizni studentov regional'nykh vuzov [The experience of the study of the orientation of the personality and a healthy lifestyle of students of regional universities] [Electronic resource] / R.E. Kalinin, N.V.Yakovleva, D.V.Sochivko, A.I. Frolov, V.V.Yakovlev, M.I. Razzhivina //Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: se-tevoy zhurnal [Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development: The Network Journal] 2015. № 4 (11). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=173 (access date: 10.09.2018). (in Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Старкова Лариса Николаевна-кандидат медицинских наук, доцент кафедры глазных и ЛОР- болезней федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохра-
нения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail: StarkovaLarisal2235@gmail .com
Пихтилева Наталья Алексеевна-аспирант кафедры глазных и ЛОР - болезней федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9, e-mail:[email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Starkova Larisa Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Eye and ENT - Diseasesof the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «I.P. Pavlov Ryazan State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, email : StarkovaLarisal 2235@gmail .com
Pikhtileva Natalia Alekseevna - post-graduate student of the department of eye and ENT - diseasesof the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «I.P. Pavlov Ryazan State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9, e-mail: [email protected]
Дата поступления: 07.12.2018г.
Дата принятия в печать: 24.12.2018г.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Старкова Л.Н., Пихтилева Н.А. Интегративные педагогические приемы формирования здорового образа жизни у студентов на кафедре ЛОР - болез-ней[Электронный ресурс] /Л.Н. Старкова, Н.А. Пихтилева// Личность в меняю-
щемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №4 (23). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=350 (дата обращения: чч.мм.гггг).
REFERENCE FOR CITING:
Starkova L.N., Pikhtileva N.A. Integrativnyye pedagogicheskiye priyemy formiro-vaniya zdorovogo obraza zhizni u studentov na kafedre LOR - bolezney [Integral pedagogical methods of forming a healthy lifestyle among students at the Department of ENT Diseases]/L.N. Starkova, N.A. Pihtileva// Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №4 (23). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=350 (date of reference: hh.mm.yyyy).