75% - ЗМС) - считают, что для осуществления этих планов им понадобится дополнительное образование.
Установлено, что спорт: помог найти место в жизни 44,4% женщинам-КМС; 28,6%
- МС; 24,5% - МСМК и 50% - ЗМС; «открыл» мир (спортсменки побывали во многих странах) для 40,7% женщин-КМС; 34,3% - МС; 32,7% - МСМК и 50% - ЗМС; подарил уверенность в себе и моральное удовлетворение от достигнутого результата для 33,3% женщин-КМС; 20% - МС; 57,1% - МСМК и 81,2% - ЗМС; создал улучшение материального положения для 18,5% спортсменок-КМС; 8,6% - МС; 14,3% - МСМК и 62,5 - ЗМС; стал увлечением на всю жизнь для 7,4% респондентов среди КМС; 5,7% - МС; 10,2% -МСМК и 18,7% - ЗМС; принес известность и популярность, а также гордость за свою страну для 3,7% женщин-КМС; 4,1% - МСМК и 43,7% - ЗМС.
Завершение спортивной карьеры - довольно болезненный для спортсменов вопрос. Большинство опрошенных женщин (48,1% - КМС; 54,3% - МС; 53% - МСМК и 50% - ЗМС) не опасаются завершения своей спортивной карьеры и считают, что адаптация к жизни будет проходить не очень трудно, так как спорт создал большой круг общения и привил качества, необходимые в последующей жизни. Однако 37% респондентов среди КМС, 20% - МС, а также 12,5% среди МСМК и ЗМС считают, что адаптироваться будет сложно, так как жизнь после активных занятий спортом существенно измениться. Несмотря на это, спорт создал в жизни многое, помог выработать твердые позиции и создал легкие условия для адаптации 14,9% - спортсменкам-КМС; 25,7% - МС; 28,6% -МСМК и 37,5% - ЗМС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что основным мотивом занятий спортом во всех группах обследуемых женщин является желание добиться высоких результатов. Большинство высококвалифицированных спортсменок, не желает менять свой вид спорта на другой, так как данная профессиональная деятельность приносит им удовлетворение. Для многих женщин спорт изменил жизнь в лучшую сторону, способствовал самореализации и познанию мира, помог найти достойное место в обществе и оказал положительное влияние на выбор профессии и улучшение материального положения. Большинство спортсменок высокого класса не опасается завершения своей спортивной карьеры и считает, что адаптация к жизни будет проходить не очень трудно, так как спорт создал большой круг общения и привил качества, необходимые в последующей жизни. Однако, следует отметить, что результаты исследования еще не дают основания для широких обобщений, но несомненно помогут в дальнейшем изучении влияния профессиональной спортивной деятельности на образ и качество жизни женщин-спортсменок.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, соискатель, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (ФИНЭК), Юрий Константинович Шубин, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются интегративные функции рейтингового контроля. Обсуждается таксономическая структура интегративной модели рейтингового контроля.
Апробация предложенной интегративной модели рейтингового контроля в учебном процессе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов показала, что она обеспечивает: повышение качества, целостность и гибкость учебного процесса; эффективное использование ресурсов; повышение развивающей направленности физической активности с учетом индивидуальных потребностей и особенностей студентов. Это информационный повод утверждать, что рейтинговый контроль становится рычагом технологизации учебного процесса, связанным с использованием различных организационных форм занятий, технологичных средств контроля и High-Tec достижений, меняющих его содержательную и процессуальную стороны. Модернизация физического воспитания становится ориентированной на новые мировоззренческие и поведенческие стереотипы активности, сформированные путем внедрения в практику более эффективных педагогических технологий.
Ключевые слова: рейтинговый контроль, структура, эндогенный процесс, таксон, компетенция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p50-55
INTEGRATIVE FUNCTIONS OF RATING CONTROL: METHODOLOGICAL
ASPECT
Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Vladimirovich Tajmazov, the candidate of economical sciences, competitor,
The St.-Petersburg State University of Economy and Finance,
Yury Konstantinovich Shubin, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article considered integrative functions of rating control. The taxonomic structure of integrative models of rating control is discussed. Approbation of offered integrative models of RK in educational process of the St.-Petersburg state university of economy and the finance has shown that it provides: improvement of quality, integrity and flexibility of educational process; effective utilization of resources; increase of developing orientation of physical activity taking into account the individual requirements and features of students. It is information occasion to assert that rating control becomes the lever of technolo-gization of the educational process, connected with use of various organizational forms of lessons, technological control devices and High-Tec achievements, changing its substantial and remedial parties. Physical training modernization becomes focused on the new world outlook and behavioral stereotypes of activity, formed by introduction in practice of more effective pedagogical technologies.
Keywords: rating control, structure, endogens process, taxon, competence.
ВВЕДЕНИЕ
Предпосылкой осмысления функций рейтингового контроля (далее РК) в теории и методике физического воспитания является присоединение в 2003 г. системы высшего профессионального образования РФ к Болонскому процессу.
Первые результаты исследования функций РК носят скорее описательный характер, поскольку авторы видят природу контроля в экзогенных факторах - в видах физической активности, уровне физических кондиций [1-3]. Вместе с тем, возможная природа эндогенности факторов, определяющая интегративные функции РК, даже не обсуждается. Эта проблема, безусловно, отражает противоречие между теоретическим и научнотехнологическим потенциалом РК и информационными ресурсами, имеющимися в вузах. Необходимость определения связи РК с предметной областью физического воспитания, с эмпирическим и теоретическим уровнями познания системных механизмов управления учебным процессом, не вызывает сомнения ни у кого из исследователей в этой области.
Осмысление интегративных и системообразующих функций РК предполагает масштабную инвариантность понятия «рейтинговый контроль» во фразеологической компоновке с категориями «диагностика» и «мониторинг», образующая понятийную область объекта исследования и дополнительные смысловые формы.
Несмотря на сходство с используемыми в физическом воспитании видами контроля, структура и функции РК имеют различия. Методологической основой выявления специфики РК является учение о квалиметрии человека и образования, связанной с получением, структурированием и анализом информации о параметрах учебной деятельности студентов.
В ряде современных описываемых академических базисов теории управления сохраняется твердое, практически не обсуждаемое, положение об экзогенности природы РК. Поэтому в кодифицированном виде РК может быть рассмотрен как способ регистрации, формализации и анализа параметров, характеризующих уровень компетенций студентов по физическому воспитанию.
Таксономическая характеристика рейтингового контроля. (Таксономия - от греч. taxis - расположение по порядку + nomos - закон). Рассмотрим некоторые концептуальные положения, характеризующие структуру РК. Эволюционно сложившиеся в системе физического воспитания особенности РК характеризуют определенный тип методов, форм, структур и контрольных функций, позволяющих оценить объем и преимущественную направленность физической активности студентов.
Определяя цели и границы практического использования РК, эндогенной роли в перманентном управлении физическим развитием студентов на П.А. Виноградов (2006) предлагает смысловые таксоны параметров физической активности, потребностей и мотивации студентов в рейтинговых баллах [3]. Автор не просто постулирует функции контроля, а логически объясняет значение многопараметрической регистрации и оценки педагогических и социально-психологических показателей, характеризующих динамику формирования личности студента, оценку его физического развития и подготовленности. Таким образом, с помощью РК определяется уровень компетенций, физического развития и здоровья студентов. Предложенная интегральная оценка отражает эндогенную связь физической активности с физической подготовленностью в бальном эквиваленте, который студент получает по результатам текущего, промежуточного и итогового контроля.
Принимая рассмотренную методологию П.А. Виноградова [3] в качестве базовой методологии РК, рассмотрим четыре ее концептуальных принципа:
- РК обретает системообразующие функции, обеспечивая динамическую причинность и целостность учебного процесса, заложенные в нем самом;
- позволяет видеть стохастическую природу формирования компетенций студентов, их интересов и потребностей, реализация которых предусматривает диверсификацию используемых средств, методов и организационных форм;
- его эффективность обусловлена перманентной цепочкой действий, связанных с созданием информационных ресурсов;
- ориентирует учебный процесс на интеграцию академических и самостоятельных занятий.
Интегративные и системообразующие функции РК. Сама философия интеграции РК связана с управлением информационными ресурсами, программой физической активности студентов и оценкой параметров инфраструктуры физкультурной среды вуза. Это позволяет РК осуществлять системообразующие функции, в том числе:
- структурообразующую, связанную с интеграцией социального, образовательного и человекотворческого процессов;
- ценностно-ориентирующую, придающей физической активности личностный смысл на основе субъектно-объектных связей;
- программирующую, обеспечивающую преемственность высшей школы в освоении ценностей физической культуры;
- дифференцирующую, определяющую приемлемый для студентов «маршрут» обучения, выбор средств, методов и организационных форм физической культуры;
- консолидирующую, формирующую корпоративную культуру студентов.
Используя информационный ресурс Научно-методического совета по физической
культуре вузов, на первом этапе определялась типологическая общность объектов РК и разрабатывались таксономические признаки, в том числе:
- личностно ориентированный выбор средств, методов и форм физической активности, их диверсификация при наборе баллов, необходимых для получения зачета;
- выявление проблемных факторов и аспектов учебного процесса, требующих немедленного улучшения, а также анализ их динамики;
- модельные требования к уровню физической активности;
- самоорганизация занятий, создание конкурентной среды.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что внедрение РК в учебный процесс - естественное и необходимое условие развития физического воспитания в соответствии с динамично меняющимися условиями и потребностями студентов. Способствуя, с одной стороны, сохранению накопленных в этой культурной сфере базовых ценностей, с другой - они несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего.
Как видим, интегративное влияние РК на структуру и организацию физического воспитания проявляется в совокупности сбалансированных показателей, позволяющих отслеживать эндогенные процессы. Выделенные целевой, внешний и структурный признаки выражают связь между категориальным аппаратом и описанием РК, его таксономических групп. Например, динамика развития компетентностного вектора в таксоне ETCS (European Transfer Credit System) позволяет разработать многоуровневые и нелинейные «маршруты» физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов. Это позволяет утверждать, что РК наиболее полно отражает концепцию лич-ностно ориентированного обучения, тем самым расширяя традиционные горизонты физического воспитания. В нем явно ощущается пароксизм достижения физических кондиций, освоения ценностей физической культуры и высоких жизненных стандартов.
Интегративная модель РК. К настоящему времени основные теоретические, и в меньшей степени прикладные результаты, получены для таксономических систем РК, где ключевую роль играет задаваемая модель объекта. Предлагаемая интегративная модель опирается на принцип структурогенеза, который может быть положен в основу процесса изменения дискретных функций физического воспитания, графически выраженной в системе полярных координат (рис. 1).
Рис. 1. Таксономическая структура интегративной модели рейтингового контроля
Таксономическая структура интегративной модели РК выражена как сумма векторов на полярном графическом поле и предполагает формальную практическую реализацию в вопросе прогнозирования изменения компетенций студентов, при множественности педагогических воздействий.
Таксоны видов физической активности (F-вектор) включают подвижные игры, силовую тренировку, программы «Body & Mind», танцевальные программы, элементы восточных единоборств. Их выбор обусловлен когнитивной направленностью занятий, по-
вышающей синергизм эмоционального и вегетативного компонентов физической активности.
8-вектор характеризует результаты мониторинга социально-психологических показателей, характеризующих динамику формирования личности. Уровень технологиза-ции учебного процесса охарактеризован Т-вектором. Таксоны параметров, характеризующих уровень компетенций (К), включают специальные знания, владение методиками спортивной тренировки и самоконтроля.
Модель практически ценна при анализе динамики изменения результирующего вектора, отражающего характер улучшения компетенций студентов. По логике задачи -отражения интегративной функции РК, таксон раскрывает сумму количественно отраженных векторов в модели, а направление измененной функции - по результирующему вектору. Как видим, предлагаемая модель позволяет детализировать на большую глубину (уровни) дифференциальные составляющие таксона, провести анализ глубины и формы интеграции РК. Поскольку формирование таксона через изменение функциональных составляющих физического воспитания является концептуальной основой моделирования, неоднозначность формализуемых составляющих является его слабой частью.
Наиболее интересным результатом моделирования рассматриваемых процессов является возможность технологизации учебного процесса по организационным и информационным ресурсам, формирующей целостность обучения, разносторонность физического развития и регулирующей операционный состав физической активности студентов.
Установлено, что РК преломляет гетерономные воздействия и создает тем самым необходимый баланс потребностей студентов в физической активности, основанных на специфической идентичности. У студентов формируется чувство сопричастности к процессу обучения, их роль в процессе обучения становится более активной. В этом контексте проявляется сравнительная выраженность регулятивного значения сакрального ядра РК.
Реализация интегративных и системообразующих функций РК имеет как прямые, благоприятные последствия для физического развития студентов (к примеру, более эффективное использование междисциплинарных форм обучения, снижение рисков потерь учебного времени, затрат ресурсов), так и косвенные, связанные с пролонгированной нацеленностью физической активности на гармонизацию телесного и духовного развития.
Апробация предложенной интегративной модели РК в учебном процессе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов показала, что она обеспечивает: повышение качества, целостность и гибкость учебного процесса; эффективное использование ресурсов; повышение развивающей направленности физической активности с учетом индивидуальных потребностей и особенностей студентов. Это информационный повод утверждать, что РК становится рычагом технологизации учебного процесса, связанным с использованием различных организационных форм занятий, технологичных средств контроля и Б^И-Тес достижений, меняющих его содержательную и процессуальную стороны. Модернизация физического воспитания становится ориентированной на новые мировоззренческие и поведенческие стереотипы активности, сформированные путем внедрения в практику более эффективных педагогических технологий. Таким образом, формируется новая организационная основа управления физической культурой в вузе, совершенствуется система проводимых мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боброва, Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения / Л.Н. Боброва // Наука и школа. - 2005. - № 6 - С. 2-4.
2. Варенова, Л.И. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения / Л.И. Варенова, В.Ж. Куклин, В.Г. Наводнов. - М. : [б.и.], 1993. - 67 с.
3. Виноградов, П. А. Рейтинговый контроль качества физкультурного образования студентов в технологическом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Виноградов П.А. ; Московский гос. пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - М., 2006. - 20 с.
REFERENCES
1. Bobrova, L.N. (2005), "Ranking system for assessing the quality of education", Science and School, No. 6, pp. 2-4.
2. Varenova, L.I., Kuklin, V.J. and Navodnov, V,G. (1993), Rating modular learning technology intensive, Moscow, Russian Federation.
3. Vinogradov, P.A. (2006), Rating quality of sports education students in technological University: synopsis of diss. cand. ped. Sciences, publishing house of Sholokhov State Moscow Pedagogical University Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.922
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Александр Викторович Гурский, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Исследование и выбор главных параметров технических навыков, прогноз ожидаемого спортивного результата, основанного на образцовых характеристиках в скользящем шаге, дают возможность индивидуализировать процесс совершенствования спортивных навыков, найти рациональные средства и методы приобретения спортивных навыков для каждого спортсмена. Использование специальных методов исследования - динамографической платформы и киносъемки позволяло зарегистрировать динамические и кинематические характеристики высококвалифицированных лыжников-гонщиков во время соревнований и выбрать ведущие параметры скользящего шага. Экспериментально установленный модельный уровень развития ведущих параметров скользящего шага высококвалифицированных лыжников-гонщиков стал основой для управления совершенствованием спортивно-техническим мастерством лыжников-гонщиков, младших разрядов. В результате исследований были разработаны специальные комплексы упражнений, позволяющие эффективно развивать ведущие параметры в скользящем шаге. Повторные исследования позволяют уточнить методику тренировки и внести коррективы в первоначальный план тренировочных занятий.
Ключевые слова: управление спортивно-техническим мастерством, лыжник-гонщик, ведущие характеристики, скользящий шаг, модельный уровень развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p55-58 MANAGEMENT OF PROCESS OF SPORTS-TECHNICAL MASTERY OF SKIERS-RACERS BASED ON MODELING CHARACTERISTICS
Alexander Viktorovich Gursky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
Research and choice of the main parameters of technical skills, the forecast of the expected sports result, based on exemplary characteristics in the sliding step, give the chance to individualize the process of perfection of sports skills, to find rational means and methods of acquisition of sports skills for each athlete. Usage of special methods of research - dynamo-graphics platforms and filming is allowed to register dynamic and kinematic characteristics of highly skilled skiers-racers during competitions and choose leading parameters of sliding step. Experimentally established modeling level of development of leading