НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, Ns2
УДК 373.1.02: 372.8 (571.56)
Интегративно-гуманистический подход в формировании интереса у девочек к физической культуре в условиях аркгической школы Республики Саха (Якутия)*
Н.А. Винокурова
Исследуется одна из актуальных проблем физического воспитания - интегративно-гуманисти-ческий подход в формировании интереса учащихся к физической культуре. Рассматривается игровая традиция малочисленных народов Севера; освещается игра как лпнопедагогическая категория воспитания, как средство формирования интереса к физической культур; обосновывается необходимость создания педагогической модели формирования интереса у девочек.
One of the topical problems of physical development - the integratively humanistic approach in building up the pupils' interest for physical training rises. The game tradition of the small number peoples of the North is considered; the game is lighted up as the ethno-pedagogical category of bringing up, as the means of interest formation to physical culture; the necessity of creation of pedagogical model of building up the girls' interest is based.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Вилен-ский, E.H. Литвинов, Л.И. Лубышсва, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.). Особого внимания заслуживает снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни [7].
Постоянно обновляющиеся технологии обучения требуют поиска новых подходов к учебно-воспитательному процессу по физической культуре. Следовательно, на основании практического опыта мы предлагаем следующие педагогические пути формирования интереса у девочек: во-первых, переход от традиционного обучения к творческому развитию; во-вторых, от репродуктивного действия к личностно-ориснтирован-ному, дифференцированному обучению. Такой подход становится эффективным, поскольку
ВИНОКУРОВА Надежда Алексеевна - доцент Института физической культуры и спорта ЯГУ.
*Статья принята к печати 12 октября 2006 г.
цели и задачи физического образования в условиях арктической школы исходят из положений современной концепции гуманистического образования. В целях реализации этих идей мы выбираем интегрально-гуманистический подход. Интегральный подход к формированию интереса у девочек к физической культуре позволяет педагогам вести индивидуальный подход к образовательному процессу. В данном случае предмет «Физическая культура» в интефации с этнопеда-гогикой становится более эффективным педагогическим условием духовно-гармоничного воспитания здоровой личности.
Научная новизна исследования данной проблемы заключается в том, что в ней сделана попытка разработать интегративно-гуманистический подход в методике формирования интереса к физической культуре, повышающей уровень физической подготовленности и физического здоровья девочек средствами этнопедагогики. Теоретическая значимость исследования состоит в определении организационно-педагогической модели интсгративно-гуманистического подхода и обосновании путей, средств, методов формирования интереса у учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации на основе опытно-экспериментальных работ могут быть использованы в организации учебно-воспитательной работы по физической культуре
ИНТЕГРАТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА
ориентированных в условиях арктических школ Республики Саха (Якутия), в совершенствовании педагогического процесса в формировании интереса у девочек средствами прогрессивных традиций этнопедагогики малочисленных народов Севера.
Главной сутью интегративно-гуманистичес-кого подхода в условиях арктической школы является на основе современных прикладных достижений физического воспитания и этнопедагогики разработать систему формирования интереса. В этой связи возникает проблема феномена «интереса». В энциклопедическом словаре понятие «интерес» имеет два значения: реальная причина социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов; объективное основание, отношение личности к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному.
Следовательно, на основании анализа научных подходов к определениям интереса, к нашему исследованию близка точка зрения Г.И. Щукиной, которая расценивает интерес как «...избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [11]. На основании изучения научных литератур можно выделить следующие категории понятия интереса (А.Г. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо): в зависимости от качественных психологических характеристик; по своему содержанию, принадлежности к различным областям познания и деятельности; объём интересов, количество объектов, указывающих на многосторонность развития личности [3-6, 9].
Таким образом, физическая культура выступает как социальная ценность и снижение интереса девочек к ней является одной из социально-педагогических проблем арктической школы. Физическое воспитание детей у малочисленных народов Севера требует особого учета физиологических и возрастных особенностей девочек. У народов Севера дифференцированное воспитание девочек имеет психологическую, морально-этическую и духовно-практическую основу, связанную не только с религиозно-философскими воззрениями, но и с физическим воспитанием. Возрастная градация (эмньик саас - с года до трех лет, раннее детство, улуиаца хараарыыта - 5-6 лет, первое детство, куорсун хорохой - 8-12 лет, второе детство) имеет большое значение в физической подготовке девочек. Исследователи выделяют подростковый возраст
в различных границах с 10 лет и выше 16 лет, иногда разделяют на две фазы - 11-12 лет и 13-14 лет [ 1-3, 81, 12-15 лет и 15-17 лет (1-3, 5, 10]. Этнопедагогичсские традиции являются одним из эффективных механизмов формирования интереса.
Эвенки сохранили игровые традиции состязания. Большинство детских игр связано с бегом, ходьбой на лыжах, стрельбой из лука, метанием аркана. У эвенов игра с арканом называется оропэвидакун или мавутлактак, гаун'акачак. Во время игры у девочек вырабатываются реакция и координация движения. К числу упражнений с арканом относятся такие игры, как монэкан или муколовын у эвенов. Такие игры обеспечивают всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков девочек.
Таким образом, возрастает роль интегратив-ной этносоциализирующей функции школ в жизни малочисленных народов Севера. По этой проблеме было опрошено 103 учителя физической культуры, среди них 45 тренеров, 18 директоров школ и 20 организаторов массовой физи-ческо-оздоровительной работы. На вопрос «Поддерживаете ли Вы идею обновления интегратив-ной программы физической культуры?» подавляющее число респондентов (96,4 % опрошенных) ответили положительно, это доказывает, что преподавание предмета «Физическая культура» в условиях арктической школы требует инте-гративно-гуманистического подхода. Основной целью являются: практическое приобщение учащихся к национальным традициям, подготовка к жизни с учетом традиционного уклада жизни- эвенов, воспитание на основах этнопедагогики, которое требует особого отношения к предмету «Физическая культура». Учебный год организован в общинах с учетом хозяйственного годового цикла оленеводов и охотников. В таких специфических условиях кочевая школа успешно выполняет задачу практического приобщения детей к физической культуре. К примеру, кочевая эвенкийская школа-сад «Куенэлэкэн» работает при стаде №5 как филиал Харыялахской средней школы Оленскского, общинные школы «Угут», «Амма» Алданского, эвенская начальная кочевая школа при оленеводческом стаде ГУП «Себян» Кобяйского. малокомплектная общинная начальная школа-сад на производственной базе «Улахан-Кюель» Анабарского, начальная школа-сад на базе Чукотской кочевой родовой общины «Нутендли», общинная школа-сад с. Березовка, семейно-кочевая школа-детсад в
ВИНОКУРОВА
общине «Нубаликич» Срсднеколымского улусов работают по специальной программе. Во всех кочевых школах учебно-воспитательная деятельность опирается на трудовые и игровые традиции малочисленных народов Севера с учетом традиций физического воспитания детей в условиях кочевой жизни.
В целях выявления интереса отношения учащихся нами проведено тестирование в 4-6-х
классах. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о росте интереса девочек в динамике. Накопление частот 5-9 позволяет сделать вывод о том, что 70 % обучавшихся в 2004/2005 уч. году имели реальные возможности в освоении интегративных учебных программ. Как видно из рис. 1, по большинству заданий учащиеся 7-х, 9-х классов достигают результатов, превышающих возрастную норму.
2004-2005 гг.
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
номера тестовых заданий
— —7 классы
9 классы
Рис. 1. Динамика интереса повышения у девочек 7-х и 9-х классов по результатам тестирования
По данным второго этапа (2004/2005 уч. год) опытно-экспериментальных работ более 50 % девочек имеют высокий уровень. Высокий и средний уровень интереса к национальным играм (прыжки через нарты, метание аркана) отмечен у 6 до 18,5 % учащихся, такая же картина наблюдается у девочек 8-х классов - 55,4 %, 6-х классов -76 %.
Таким образом, от 66,4 до 92 % учащихся с 4-го по 9-й классы в 2003/2004 уч. году имели реальные возможности в освоении интегративных учебных программ по физической культуре. Результаты исследования (2005 г.) подтверждают и свидетельствуют о достаточно стабильно высоком уровне сформированности интереса у девочек: 79 % (рис. 2).
□ высокий уровень Передний уровень
Рис.2. Уровень сформированности интереса после проведенного второго этапа исследования
При высоком уровне интереса 8 % (37 учащихся) показывают низкий уровень обычного обучения. Налицо разрыв между уровнями (43,2 % имеют высокий и выше среднего уровни). Уровень интереса возрастает по мере обучения: растет число учащихся с высоким уровнем за счет среднего. Показатель низкого уровня остается стабильным независимо от длительности обучения.
Для занятий в условиях арктической школы нами разработана специальная программа обучения с включением национальных игр. Во время эксперимента мы проводили исследование, позволяющее определить уровень интересов девочек: цветовой тест Люшера, позволяющий определить отношение девочек к физической культуре (2002/2003 уч. год), анкета, показывающая эмоциональное состояние девочек на занятиях физической культуры (2003/2004 уч. год). Анализ анкеты показал, что существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей на уроках, на их отношение к физической культуре: 1) воздействие климато-географи-ческого положения общины; 2) содержание предмета физической культуры; 3) знание традиций и народных игр; 4) физические достижения.
Итак, результаты опытно-экспериментальной работы показывают повышение динамики уровня сформированности интереса в средних клас-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
сах, которое вызвано введением специальной интегрированной программы по физической культуре.
Выводы
1. Физическая культура с использованием средств и методов этнопсдагогики. применяемых в различных национальных видах спорта, позволяет не только улучшить отношение девочек к физической культуре, но и поднять на более высокий уровень их физическую подготовленность.
2. Включение в уроки физической культуры элементов национальных игр оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств девочек 12-15 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в показателях общей и силовой выносливости, которые показывают динамику повышения уровня интереса к занятиям.
3. Возрастной период 10-15 лет оптимален для организации целенаправленной физической подготовки. Такая подготовка позволяет в полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма девочек в процессе совершенствования физических качеств и формирования интереса к физической культуре.
Литература
1. Aiaac К., Сабарайкин C.B. Педагогическая система воспитания на народных традициях //Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Вос-
тока: Материалы V межрегион, науч. конф. - Хабаровск, 1997. - С. 3-4.
2. Аксенова А.Н. Особенности формирования физического развития детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия / А.Н. Аксенова, К.С. Седова // Качество подготовки и проблемы повышения конкурентноспособности выпускников педвузов на рынке труда: Mar-лы научно-практической конф. 16-19 декабря 1997 г. - Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1997.-С. 51-52.
3. Арсеньев В.Г. Некоторые проблемы повышения эффективности воспитательной работы с учащимися коренных народов Севера // Просвещение на Крайнем Севере / В помощь учителю Крайнего Севера. - Л.: Просвещение. - 1975. - №15. - С. 147-189.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьника II Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: Сб. науч. работ участников Междун. семинара / Под общ. ред. В.И. Ляха и Л.Б. Кофмана. - М., 1993. - С. 42-50.
5. Кон И.С. Социализация личности. - М.: Питерская литература, 1968. - 367 с.
6. Леегафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М., 1988.
7. Лих В.И. Комплексные программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 167 с.
8. Макснменко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2001.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер. 2003.-720 с.
10. Павлова М.И. Физическое воспитание как средство подготовки школьников к будущей трудовой деятельности. - М.: Академия, 2006. - 144 с.
11. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. - М., 1975.
УДК 371.314.4 (571.56)
Педагогические условия организации обучения по ИУП в разновозрастных профильных группах в сельской малокомплектной школе*
Е.А. Барахсанова, А.К. Винокуров
Рассмотрены возможные пути организации
БАРАХСАНОВА Елизавета Афанасьевна - д. пед. н„ профессор, зав. каф. Педагогического института ЯГУ; ВИНОКУРОВ Александр Кимович - зам. директора Техтюрской СОШ Хангаласского улуса.
*Статья принята к печати 10 ноября 2006 г.
профильного обучения в сельской малокомплектной школе. На методическом уровне раскрыты и разработаны основные практические подходы и условия профильного обучения, реализуемые на идеях развивающего обучения, где интегральная технология выступает как средство активизации познаватель-