УДК 378.14.015.62
ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Н. А. Копылова
Рязанский государственный радиотехнический университет Российская Федерация, 390005, г. Рязань, ул. Гагарина, 59/1 Е-mai: [email protected]
Рассматриваются вопросы, связанные с использованием интегративной технологией смешанного обучения при изучении иностранного языка в вузе.
Ключевые слова: интегративная технология, смешанное обучение, онлайн материалы, коммуникация.
INTEGRATIVE TECHNOLOGY OF BLENDED LEARNING
N. A. Kopylova
Ryazan State Radio Engineering University 59/1, Gagarina Str., Ryazan, 390005, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The questions of blended learning integrative technology usage while learning English language in a higher educational establishment are discussed in the article.
Keywords: an integrative technology, blended learning, online materials, communication.
В современных условиях используются различные подходы, технологии, чтобы сделать педагогический процесс эффективным и направленным на формирование высококачественных специалистов [1, 2].
Смешанное обучение - это один из инновационных подходов, который используется в современных образовательных учреждениях. Оно представляет собой смешение аудиторного обучения и онлайн обучения, синхронных (например, скайп, видеоконференция и т.д.) и асинхронных (например, дискуссионные клубы, блоги, управленческие системы обучения и т.д.) инструментов коммуникации [4].
Согласно исследованиям смешанное обучение, тщательное планирование и интеграция онлайн компонентов и личного контакта очень важны в педагогическом процессе. Garrison и Kanuka полагают, что смешение синхронных и асинхронных инструментов коммуникации и интеграция других инструментов, используемых в курсе, могут улучшить процесс обучения [7].
В курсах по иностранному языку смешанное обучение активно используется, т.к. предоставляет студентам возможность обучаться, где и когда они хотят. В тоже самое время оно позволяет педагогам организовать высококачественные курсы, которые иногда сложно сделать при личном контакте из-за нехватки студентов или оборудования. Преподаватели также могут предложить студентам самостоятельный доступ к онлайн материалам или добавить учебник с дополнительным аутентичным материалом, которые больше всего подходят обучающимся и соответствуют их потребностям. Быстрое реагирование студентов на те или иные новые материалы связано с дизайном курса, используемыми инструментами, методологией, заданиями и видом выбранной формы смешанного обучения. Оно фокусируется на различных аспектах личности обучающегося, таких как стиль изучения, стратегии, интересы и вклад учащегося в обсуждение [3].
Другими словами при обучении иностранному языку преподавателям необходимо использовать гибкий подход, который также является одним из свойств образования в третьем тысяче-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
летии. Collis и Moonen составили список из 5 параметров гибкости обучения: программа, учебно-методический материал, местоположение, формы общения, типы взаимодействия [6]. Смешанное обучение позволяет преподавателям проявлять гибкость во всех этих пяти измерениях.
В качестве дополнительных положительных моментов курсы по иностранному языку, использующие смешанное обучение, помогают учащимся развивать автономность, самостоятельность, самооценку, индивидуальность, самообучение, навыки компьютерной грамотности. Смешанное обучение позволяет обучаться в любом месте и любое время (гибкий график), использует личностный контакт и онлайн взаимодействие, способствует симуляции связанных с будущей профессией ситуаций [5]. Таким образом, интеграция цифровой среды и различных инструментов в обучение с личностным контактом создает оптимальную обучающую среду для обучения иностранному языку.
Помимо достоинств смешанное обучение имеет и ряд недостатков. Например, необходимо инвестировать больше финансовых, человеческих, технических и др. ресурсов. Создание таких онлайн курсов затратное по времени. Преподаватели должны обладать техническими навыками создания курсов и иметь доступ к определенным технологиям. Поэтому до начала использования смешанного обучения и создания онлайн курсов преподавателям и вузам необходимо оценить уровень затрат и возможности педагогов в создании новых курсов.
Преподаватели и вузы, использующие интегративные технологии и в частности смешанное обучение, сталкиваются со следующими проблемами:
- вопросы доступности, полезности и надежности технологии;
- необходимость в обученном преподавателе и студенте, которые постоянно должны совершенствовать свои навыки владения компьютерными технологиями;
- различные уровни технической обученности преподавателей и обучающихся;
- время и ресурсы, необходимые для создания технологических интегральных курсов;
- необходимость в новых способах управления аудиториями, в которых используются такие технологии, включая вопросы, связанные с устранением технических неполадок во время занятия;
- адаптация к изменяющимся ролям преподавателей и учащихся, использующих онлайн-курсы.
Эти вопросы должны быть тщательно обдуманы до успешной интеграции технологии и гарантировать, что преподаватели и студенты примут использование смешанного обучения как ценное дополнение к очному обучению с целью совершенствования навыков владения языком.
В заключение следует отметить, что в современных условиях преподавателям необходимо внедрять различные технологии в образовательный процесс, т.к. они играют важную роль в повседневной профессиональной жизни их учащихся, в которой они должны обладать навыками компьютерной грамотности, коммуникации с представителями разных культур и становиться автономными обучающимися в течение всей жизни, которые будут сталкиваться с разными культурами. Преподавателям важно уметь использовать различные технологии, применять их в своей практике работы со студентами, экспериментировать, т.к. новые эксперименты приводят к новым результатам, которые не всегда плохие.
Библиографические ссылки
1. Колесенков А. Н. Информационная поддержка принятия решений при организации и построении систем дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 5 (107). С. 62-68.
2. Колесенков А. Н. Способ трехмерной визуализации объектов в электронных образовательных ресурсах // Ученые записки ИСГЗ. 2015. № 1. С. 285-288.
3. Копылова Н. А. Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка в вузе // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 335-341.
4. Копылова Н. А. Проектирование инновационных технологий в образовательном процессе вуза // Современное образование: традиции и инновации. 2016. № 2. С. 100-105.
5. Копылова Н. А. Технологии обучения в высшей школе // Новые информационные технологии в научных исследованиях материалы ХХ1 Всероссийской научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов. Рязанский государственный радиотехнический университет. 2016. С. 53-54.
6. Collis, B and Moonen, J (2002) Flexible Learning in a Digital World. Open Learning The Journal of Open and Distance Learning 17/3: 217-230.
7. Garrison, DR and Kanuka, H (2004) Blended Learning: Uncovering its transformative potential in higher education. The Internet and Higher Education 7: 95-105.
© Копылова Н. А., 2017