Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 29(244). Право. Вып. 29. С. 5-7.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Н. Н. Балагурова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Рассматривается с точки зрения конституционного правосознания способность Конституции РФ формировать идентичность сообщества, основанную на сочетании политического и гражданского единства, поддержании культурного и религиозного многообразия.
Ключевые слова: Конституция РФ, конституционное правосознание, конституционализм.
Уровень развития правового мировоззрения во многом определяет степень цивилизационной зрелости личности, социальных общностей, общества в целом. Существенным аспектом правового мировоззрения служит конституционализм — философско-правовое осмысление конституции1. Сегодня, как никогда ранее, актуально звучит определение конституционализма как философии конституционного мировоззрения, закрепления в Основном Законе системы правовых ценностей, обеспечения верховенства конституции, ее приоритетности и реальности, правления в рамках конституции2.
Обычные граждане, в отличие от юристов, должностных лиц и политиков, не слишком часто обращаются к таким документам, как конституция, и имеют, как правило, самое общее представление о ней. Но, вместе с тем, если конституция провозглашает и защищает основные права и свободы личности, гарантирует политическую и экономическую свободу для реализации творческого потенциала личности, она оказывает большое влияние на многие стороны жизни граждан, привносит в их самосознание организующее начало. Конституция страны оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие на поведение человека, участвует в формировании его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентиров и установок, чувств и эмоций. Повышение уровня правовой культуры, последовательное укрепление уважительного отношения граждан к Основному Закону страны невозможно, если люди не будут видеть, ощущать на себе, что на защите их прав и свобод стоит именно конституция. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы, связанные с конституционным правосознанием.
Конституционное правосознание выступает как специфическое проявление общественного и, в частности, правового сознания, как социальный фактор, влияющий на реализацию конституционных норм. Оно включает в себя знание конституционных норм, отношение к ним как признание объективной необходимости конституции и приоритета ее в правовой системе страны либо отрицание этого; поведенческую позицию (осуществление, игнорирование, нарушение)3.
И. А. Кравец под конституционным правосознанием понимает «особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления»4. Развивая свою мысль, автор отмечает, что особенностью данного вида правового сознания является его двойственный характер, так как он «формируется на стыке правового и политического сознания, соединяя их компоненты — идеи о власти, властеотношениях, роли государства в регулировании общественных, в том числе экономических отношений и идеи
о праве, правовом регулировании в единое целое»4. Таким образом, конституционное правосознание, по его мнению, представляет собой определенный сплав политического и правового сознания индивида, социальной группы, общества в целом.
В. В. Никитяева определяет конституционное правосознание как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, включающих взгляды, оценки, установки, представления, отношения личности к целям и принципам конкретного государства и общества,
реальное состояние основных прав и свобод человека, действующей правовой системы, в том числе органов государственной власти, форм и методов их деятельности5. Кроме того, автор исследует конституционное правосознание как необходимый элемент в механизме реализации прав и свобод личности в Российской Федерации: «Конституционное правосознание является самостоятельным элементом механизма эффективной реализации прав личности, основанного на познании и осознании необходимости прямого действия норм Конституции Российской Федерации в формировании правового пространства России и активного участия граждан в правоприменительном процессе»6.
Процесс функционирования конституционного правосознания является субъективным фактором активизации различных групп и сообществ, поэтому необходимо проследить его роль в механизме реализации прав и свобод личности. Повышение эффективности механизма реализации прав и свобод человека связано с тем, что в конституционном праве укрепляется понимание конституционной системы защиты прав человека, в которой стимулирующую роль выполняет правосознание, обеспечивая активизацию разнообразных средств, предусмотренных в законе. Содержание конституционного правосознания реализуется в двух аспектах: как особый отраслевой вид правосознания, основывающийся на реальной потребности реализации требований Конституции РФ, признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, в которой высшей ценностью выступают основные права и свободы человека; как совокупность идеологических и психологических структурных элементов, посредством которых осуществляется оценка конституционно-правовых отношений, конституционного законодательства, способствующая активизации правовой деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по осуществлению прав человека. Как подчеркивает Э. Э. Баринов, «конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на поведение (деятельность) людей важную реализаторскую функцию»7. При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права.
Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Таким образом, конституционное правосознание рассматривается в качестве одного из структурных элементов механизма реализации прав личности, которое опирается на демократические ценности и идеалы прав человека, признание необходимости широкого политического участия граждан в управлении делами государства.
Постсоветский период развития нашего общества и формирование нового российского конституционализма знаменует собой не просто переоценку взглядов о соотношении международных и внутригосударственных норм о правах человека в пользу первых, но и глобальную по своим масштабам рецепцию западной доктрины прав человека в систему российского конституционализма. В данном случае необходимо иметь в виду тот факт, что всякие попытки рецепции новых для общества и государства принципов, ценностей, доктрин обречены на неудачу, если они не опираются на последовательный учет этнокультурных, национальных особенностей правовой системы конкретного государства, которыми определяются сами основы многовекового уклада политической и экономической жизни народа. Ведь, несмотря на признание универсальности прав и свобод человека, правовое положение личности в обществе зависит от существующей в той или иной стране правовой системы, от соответствующего правового регулирования, а также от культурных и религиозных традиций и обычаев народов, населяющих данную страну. И в данном случае правосознанию должна быть присуща некоторая константа, которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип отечественного правового мышления, выступающий основой российской традиции права.
Правосознание и правовая культура народа обеспечивают непрерывность развития правовой традиции, гарантируют правовую преемственность. В теории правосознания такую постоянную составляющую выделил И. А. Ильин, отмечая, что нормальное правосознание еще со времен Платона и Аристотеля утверждало и будет утверждать единство и объективность государственной цели. «По своей основной идее государство есть союз духовно сопринадлежащих людей, племен и наций, объединенных ради ге-
терономного осуществления естественного права. Это означает, что государство имеет единую, объективную и высшую цель и что только свободное, волевое приятие этой цели делает человека воистину гражданином»8. Пожалуй, приведенный тезис как нельзя лучше отражает сущность конституционного правосознания, которая заключается в том, что цель государства и цель гражданина данного государства есть единство двух противоположностей: общественного и индивидуального.
Проблему баланса интересов государства и личности, оптимального взаимодействия публичных и частных начал должно «брать на себя» конституционное правосознание, осуществляющее, прежде всего, интегративную функцию на базе конституции того или иного государства. Конституция должна отражать как универсальные ценности, формирующиеся в процессе интеграции страны в мировое сообщество, так и культурные особенности народа или нации, определяющие их идентичность в мировой культуре. Интегративную функцию конституция может выполнять благодаря тому, что в ней концентрируются, получая особый правовой статус, юридические нормы, питаемые не только правовыми, но и культурными, нравственными и политическими истоками. Еще в советский период государствоведы отмечали, что конституционные нормы, пожалуй, в наибольшей степени по сравнению с другими юридическими нормами концентрируют правовое, политическое и нравственное начало9. Именно поэтому доминантой конституционного правосознания должно стать осмысление интегративной роли конституции. Причем ее потенциал значительно увеличивается, если она содержит программные, целевые положения, реализация которых должна происходить с учетом исторического опыта конституционного строительства. «Конституции способствуют интеграции общества, если они олицетворяют цели, чаяния, ценности и основные убеждения, разделяемые его членами и сплачивающие их»10. Действующая Конституция РФ способна выполнять интегративную функцию при условии формирования в России нации в политическом и гражданском смысле. Немаловажную роль в этом может сыграть постепенное видение в «россиянах» лиц, обладающих российским гражданством и новой
политической и правовой культурой, но продолжающих сохранять свои этнические и религиозные истоки.
Специфика конституционного правосознания заключается в том, как население относится к тем конституционным традициям, идеям и историческим проявлениям их в практике конституционного строительства, которые формируются в течение длительного периода времени. И если общество при оценке своей государственной истории бросается из одной крайности в другую, то мы можем констатировать факт нестабильности, а иногда и отсутствия какого-либо конституционного правосознания. А потеря ориентиров правосознания не менее опасна, чем дезорганизация правореализующей деятельности. Поэтому конституционализм, рассматриваемый как совокупность государственных традиций, порождаемый опытом различных исторических стадий, является основой формирования российского конституционного правосознания, укорененного в сознании и психологии российского народа, в его исторических, юридических, культурных и этнических традициях11.
Примечания
1 См.: Витрук, Н. В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). Очерки теории и практики. М., 2001. С. 154-155.
2 См.: Кабышее, В. Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. № 4. С. 63-64.
3 См.: Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 245.
4 Кравец, И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М., 2002. С. 328.
5 См.: Никитяееа, В. В. Конституционное правосознание: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 4.
6 Там же. С. 9.
7 Баринов, Э. Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2001. С. 17.
8Ильин, И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 110.
9См.: Фарбер, Е. И. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 123.
10 Пройсс, У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе // Полис. 1996. № 4.
С. 127.
11 См.: Мамитова, Н. В. Конституционное правосознание в российском обществе как фактор реализации конституционных идей в России // Конституц. и муницип. право. 2005. № 4.