УДК 378
Е.Г. ГУЦУ, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОПРЕДМЕТНОЙ ВЫПУСКАЮЩЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
E.G. Gutsu
INTEGRATIVE ACTIVITIES OF MULTI-SUBJECT CHAIR OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A WAY ENHANCEMENT TO PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS
В статье обсуждается проблема изменений требований к деятельности преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Рассматривается интегративный подход к организации деятельности многопредметной выпускающей кафедры вуза.
Ключевые слова: компетентностная модель профессионального образования, многопредметная кафедра, внутрикафедральное профессиональное пространство, интегративный подход, профессионально-личностное развитие, декомпозиция компетенций.
The article discusses a problem of the changing of requirements of professional competence of teacher of university connected with transition to a competence model of professional education. The article considers the integrative approach to the organization of the activities of a graduating multi-subject Chair.
Key words: competence model of professional education, multi-subject Chair, inner professional space, integrative approach, professional-personal enhancement, decomposition of competencies.
Реализация ФГОС ВПО третьего поколения связана с переосмыслением показателей качества обучения в вузе [1, 3, 5, 16]. Планируемые результаты обучения и система их оценки приближаются к особенностям формируемой профессиональной деятельности и выражаются в терминах «профессиональная компетентность», «профессиональная компетенция» [2, 4, 6, 17, 20].
Компетенции как ожидаемый результат высшего профессионального образования сложны по структуре и формируются в течение длительного времени. Поэтому их развитие не может быть задачей освоения только одной учебной дисциплины. Это становится общей целью всех преподавателей, работающих с данной группой студентов [13]. Поэтому спецификой организации учебного процесса при компетентностно-ориентированном подходе является то, что его эффективность зависит не только и не столько от деятельности отдельных, даже очень талантливых, преподавателей, сколько от работы целостного педагогического коллектива, «коллективного субъекта педагогической деятельности».
Как показывает ряд исследований, в том числе и наши, оптимальные условия для профессионально-личностного развития студентов создает многопредметная выпускающая кафедра вуза, где преподаватели-разнопредметники (психологи, педагоги, методисты) объединены общим профессиональным «пространством» и единой профессиональной целью (подготовка компетентного специалиста) [7, 8, 9, 11,12,18].
Наиболее существенными специфическими характеристиками полисубъектного профессионального взаимодействия преподавателей многопредметной кафедры вуза являются следующие:
- центрация содержательных компонентов деятельности преподавателей в соответствии с компетентностной моделью выпускника;
- построение интегративного содержания обучения студентов;
- непрерывная коррекция создаваемого проекта образовательной деятельности в соответствии с программами общекафедральных целей;
- соответствие модели деятельности преподавателей и модели ее осуществления особенностям конкретной студенческой группы [10].
Логику построения интегративной деятельности многопредметной выпускающей кафедры вуза над развитием профессиональной компетенции студентов рассмотрим на примере формирования одной из профессиональных компетенций, входящих в модель выпускника по профилю подготовки «Психология и педагогика начального образования» (бакалавриат) - ПКПП-2 - Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи [19].
На начальном этапе преподаватели, вовлеченные в процесс формирования конкретной компетенции, осуществляют ее декомпозицию, выделяя профессионально-деятельностные (когнитивные, интеллектуальные и практические) и профессионально-личностные ее компоненты [14] (таблица 1).
Таблица 1 - Декомпозиция профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов ПКПП-2 - Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие
решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
Компоненты компетенции
Профессионально-деятельностные Профессионально-
Когнитивные Деятельностные личностные
Интеллектуальные Практические
Знает особенности Способен Использует методы и Испытывает
организации психолого- анализировать методики диагностики заинтересованность
педагогических целостный и развития в
исследований и педагогический личностного, исследовательской
коррекционно- процесс как сложную, познавательного и и коррекционно-
развивающих многомерную, коммуникативного развивающей
мероприятий в области постоянно развития детей для деятельности в
начального образования. меняющуюся решения конкретных сфере образования.
Знает диагностические профессиональную профессиональных Осознает
признаки, выявляющие реальность. задач. возможность
индивидуальные Способен Применяет навыки заниматься
особенности детей анализировать психолого- исследованием как
разных возрастов; возможность и педагогической ценность.
основные методы целесообразность диагностики и Проявляет себя как
диагностики и приемы использования коррекционно- грамотный,
развития личности, диагностических развивающей работы в корректный
интеллекта, общения, методик педагогическом исследователь.
межличностных коррекционно- процессе. Понимает и
отношений взрослых и развивающих Умеет адаптировать принимает
детей. мероприятий с точки диагностические этическую и
Понимает зрения их методики к нравственную
профессиональную значимость исследовательского и развивающего подхода в учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов
соответствия исследовательской и профессиональной задаче, возрасту испытуемых, учитывая их совместимость и взаимодополняемость
конкретной
профессиональной
задаче.
Умеет планировать и осуществлять коррекционно-развивающую работу с ребенком на основе данных психолого-педагогической диагностики
сторону
психологического
исследования и
коррекционно-
развивающей
работы в сфере
образования.
Проявляет
гуманистическую
педагогическую
направленность
Вторым шагом является осознание места формируемой компетенции в общей структуре профессиональной подготовки студентов. Поэтому более информативным для преподавателя при составлении учебных и рабочих программ и планировании учебного процесса становится не просто выделение базовых и последующих учебных дисциплин, а выделение базовых компетенций и компетенций, которые будут развиваться на основе данной в последующих курсах. В таблице 2 приведена система развития компетенции ПКПП-2.
Таблица 2 - Система развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов ПКПП-2 - Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
Базовые компетенции Компетенции, формируемые на основе данной
ОПК-1. Способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. ОПК-2. Готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях. ОПК-3. Готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. ОПК-5. Готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую. ОПК-8. Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики. ПКПП-1. Способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития. ПКПП-5. Способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей. ПКПП-6. Способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности. ПКПП-7. Способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка
ПКПП-3. Способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
Третьим шагом при планировании процесса развития профессиональной компетенции в учебном процессе является построение кластеров учебных курсов, в рамках которых осуществляется формирование данной компетенции и составляющих ее компонентов. Преподаватели определяют необходимый уровень их освоения в рамках изучения конкретных предметных дисциплин, обеспечивающий успешность последующих этапов их формирования в последующих учебных курсах.
В таблице 3 представлен кластер учебных курсов, направленных на развитие профессиональной компетенции ПКПП-2.
Таблица 3 - Интегративная система развития отдельных профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов ПКПП-2 в структуре деятельности многопредметной кафедры вуза
ПКПП-2. Готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
Дисциплина К Компоненты компетенции
у Профессионально-деятельностные Профессионал
р Когнитивные Деятельностные ьно-
с Интеллектуальны е Практические личностные
Общая и экспериментальная психология с практикумо м 1 Понимает основные принципы организации психологического исследования. Знает основные категории и понятия психологической науки; классификацию методов психологического исследования Способен анализировать учебную и научную психологическую литературу, достоинства и недостатки основных методов психологическог о исследования Использует стандартные психологические диагностические методики. Применяет простейшие методы обработки и презентации данных эмпирического исследования Заинтересован -но и добросовестно относится к психологическому исследованию. Проявляет познавательну ю мотивацию
Психология развития 1 Понимает основные принципы организации исследования в области психологии развития. Знает классификацию методов Способен анализировать учебную и научную психологическую литературу, достоинства и недостатки основных методов психологии Использует стандартные диагностические методики для изучения особенностей возрастного развития. Применяет простейшие методы Заинтересован -но и добросовестно относится к исследованию в области психологии развития. Проявляет познавательну ю мотивацию
исследования в развития, сферу обработки и учения
области их применения презентации
психологии данных
развития эмпирического исследования
Психология 2 Понимает Способен Использует Заинтересован
детей специфику анализировать адекватные -но относится
дошкольного использования возможности и целям к изучению
, младшего диагностических ограничения исследования возрастных
школьного, методов при диагностических диагностические особенностей
подрост- изучении детей методов и и развивающие детей.
кового разных возрастов. развивающих процедуры. Понимает и
возрастов Знает основные приемов при Применяет принимает
поисковые осуществлении стандартные этическую и
интернет-ресурсы, диагностико- диагностические нравственную
содержащие развивающей методики для сторону
актуальный работы с детьми изучения психологичес-
диагностический разных особенностей кого
и развивающий возрастных групп возрастного исследования.
материал по исходя из развития Проявляет
изучению и требований личности и учебно-
развитию достоверности, интеллекта детей профессионал
личности и объективности, разных ь-ную
интеллекта детей научности и возрастов, мотивацию
разных возрастов эффективности методы обработки и презентации эмпирических данных Умеет подобрать адекватные конкретной задаче развивающие приемы
Социальная 2 Понимает Способен Использует Заинтересован
психология специфику анализировать методы -но относится
использования возможности и социальной к
диагностических ограничения психологии для исследованию
методов при методов решения и
изучении диагностики конкретных осуществлени
общения, общения, диагностических ю
межличностных поведения и задач. развивающее-
отношений межличностных Применяет коррекционно
взрослых и детей. отношений диагностические й работы в
Знает основные взрослых и детей методики, области
методы разных адекватные социальной
диагностики возрастов; исследовательско психологии в
общения, возможности и й задаче и сфере
межличностных специфику возрасту образования.
отношений, использования испытуемых. Понимает и
поведения взрослых и детей. Знает диагностические признаки нарушений в сфере общения и межличностных отношений детей разных возрастов и возможности их коррекции коррекционно-развивающих мероприятий по оптимизации общения и межличностных отношений детей разных возрастов друг с другом и с учителем, детско-родительских отношений Умеет составить простейший диагностический комплекс в соответствии с исследовательско й задачей, спланировать развивающе-коррекционную работу по оптимизации общения детей принимает этическую и нравственную сторону психологического исследования. Проявляет учебно- профессионал ь-ную мотивацию
Педагогическая психология 2 Понимает значимость исследовательског о подхода в педагогической психологии. Знает методы исследования и диагностические признаки нарушений учебной мотивации, учебной деятельности, познавательных процессов детей Способен анализировать диагностические методики с позиции возможности оценки изменений интеллекта и личности ребенка под влиянием обучения, воспитания и развивающее- коррекционной работы Использует теоретические знания по психологии для формулировки диагностических и развивающее- коррекционных целей. Применяет теоретические психологические знания для решения учебно- профессиональн ых задач Заинтересован -но относится к исследованию в области педагогическо й психологии. Проявляет учебно- профессионал ь-ную мотивацию. Формировани е гуманистической педагогическо й направленност и
Психолого-педагогическая диагностика. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследовани й 3 Знает основные количественные и качественные методы психолого- педагогических исследований. Понимает целесообразность применения качественных и количественных методов в психолого- педагогических исследованиях Способен анализировать диагностические процедуры с позиции их точности, объективности, научности, контроля переменных Использует знания по психологии в решении теоретических и профессиональн ых задач. Применяет качественные и количественные методы исследований для решения практических задач образования Заинтересован -но относится к исследованию в области образования. Проявляет учебно- профессионал ь-ную мотивацию. Формировани е гуманистической педагогическо й направленност
и
Методика 4 Знает Способен Использует Заинтересован
начального диагностические анализировать стандартные -но относится
обучения признаки развития предметное методы и к психолого-
русскому мотивации, содержание технологии, педагогичес-
языку и учебных курсов русского направленные на кому
литературно действий, языка и чтения в решение исследованию
му чтению социальных начальной школе диагностических и
действий у детей, (в разных и коррекционно- коррекционно
выявляемые на системах развивающих -развивающей
уроках русского обучения) с задачи на уроках работе в
языка и чтения. точки зрения его русского языка и области
Понимает диагностических чтения в начального
диагностические возможностей и начальной школе образования.
и развивающее- развивающих Применяет Проявляет
коррекционные эффектов стандартные учебно-
возможности методы и профессионал
уроков русского технологии ь-ную
языка и чтения диагностической мотивацию.
и коррекционно- Формировани
развивающей е
работы для гуманистичес-
решения кой
конкретных педагогическо
учебно- й
профессиональн направленност
ых задач и
Методика 4 Знает Способен Использует Заинтересован
начального диагностические анализировать стандартные -но относится
обучения признаки развития предметное методы и к психолого-
математике мотивации, содержание курса технологии, педагогичес-
учебных математики в направленные на кому
действий, начальной школе решение исследованию
социальных (в разных диагностических и
действий у детей, системах и коррекционно- коррекционно
выявляемые на обучения) с развивающих -развивающей
уроках точки зрения его задачи на уроках работе в
математики. диагностических математики в области
Понимает возможностей и начальной школе. начального
диагностические развивающих Применяет образования.
и развивающее- эффектов стандартные Проявляет
коррекционные методы и учебно-
возможности технологии профессионал
уроков диагностической ь-ную
математики в и коррекционно- мотивацию.
начальной школе развивающей Формировани
работы для е
решения гуманистичес-
конкретных кой
учебно- педагогическо
профессиональн й
ых задач направленност и
Методика 4 Знает Способен Использует Заинтересован
преподавани диагностические анализировать стандартные -но относится
я технологии признаки развития предметное методы и к психолого-
в начальной мотивации, содержание курса технологии, педагогичес-
школе с учебных технологии в направленные на кому
практикумо действий, начальной школе решение исследованию
м социальных с точки зрения диагностических и
действий у детей, его и коррекционно- коррекционно
выявляемые на диагностических развивающих -развивающей
уроках возможностей и задачи на уроках работе в
технологии. развивающих технологии в области
Понимает эффектов начальной школе. начального
диагностические Применяет образования.
и развивающее- стандартные Проявляет
коррекционные методы и учебно-
возможности технологии профессионал
уроков диагностической ь-ную
технологии в и коррекционно- мотивацию.
начальной школе развивающей работы для решения конкретных учебно- профессиональн ых задач Формировани е гуманистической педагогическо й направленност и
Моделирова- 4 Знает основные Способен Использует Заинтересован
ние методы анализировать индивидуальные -но относится
образователь диагностики и возможность и и групповые к
-ного коррекции целесообразность формы исследованию
процесса в личности, использования диагностики. в области
начальной интеллекта, диагностических Применяет практической
школе с общения, развивающее- диагностические психологии
практикумо межличностных коррекционных методики, начального
м отношений методик с точки адекватные образования.
взрослых и детей зрения их конкретной Понимает и
разных соответствия профессионально принимает
возрастных групп. конкретной й задаче и этическую и
Понимает профессионально возрасту нравственную
профессиональну й задаче, испытуемых. сторону
ю значимость возрасту Умеет составить психологичес-
исследовательског испытуемых, простейший кого
о подхода в сфере учитывая их диагностический исследования
образования совместимость и взаимодополняемость комплекс в соответствии с исследовательско й и практической профессионально й задачей и коррекционно -развивающей работы. Проявляет учебно-
профессионал
ь-ную
мотивацию и
гуманистичес-
кую
направленност ь
Организация 4 Понимает Способен Использует Заинтересован
подготовки значимость анализировать индивидуальные -но относится
ребенка к диагностики диагностические и групповые к
школе исходного уровня и развивающее- формы исследованию
готовности к коррекционные диагностики и в области
обучению и комплексы и коррекции, практической
динамики системы с точки целостные психологии
развития ее зрения их диагностические образования.
компонентов в теоретических комплексы. Понимает и
ходе развивающей оснований, Применяет принимает
работы. целесообразности диагностические этическую и
Знает основные , оптимальности, и развивающее- нравственную
методы эффективности, коррекционные сторону
диагностики соответствия методики, психологичес-
психологической конкретной адекватные кого
готовности профессионально исследовательско исследования
ребенка к й задаче й и практической и
обучению в профессионально коррекционно
школе, приемы й задаче и -развивающей
развития и возрасту работы в
коррекции испытуемых. сфере
компонентов Умеет начального
готовности к составить образования.
обучению в диагностический Проявляет
процессе и развивающее- учебно-
развивающей коррекционный профессионал
работы комплекс в соответствии с профессионально й задачей, требованиями образовательного учреждения ь-ную мотивацию. Проявление гуманистической педагогическо й направленност и
Исследо- 5 Знает Способен Применяет Заинтересован
вательская особенности анализировать диагностические -но относится
деятельность организации конкретные методики, к
педагога психолого- проблемы и адекватные исследованию
начального педагогических ситуации в конкретной в области
образования исследований в деятельности исследовательско практической
области учителя й и практической психологии
начального начальных профессионально образования.
образования. классов, й задаче в сфере Понимает и
Понимает профессиональну требующие решения начального образования. принимает этическую и
ю значимость диагностических Умеет нравственную
исследовательског и развивающее- составить проект сторону
о подхода в коррекционных исследования и психологическ
деятельности задач развивающее- о-го
учителя начальных классов коррекционной работы в сфере начального образования исследования в сфере образования. Проявляет гуманистическую
педагогическу ю направленност ь
Выстроенная таким образом интегративная система высвечивает перед студентами внутри- и междисциплинарные связи, обеспечивает преемственность развития профессиональных компетенций при изучении разного предметного содержания и целостность образовательного процесса в вузе, необходимого для реализации федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Методические рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В.Борисова, В.Б. Кузов // - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 81 с.
2. Бермус, А.Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса / А.Г. Бермус // Педагогика. - 2005. - № 10. - С. 102-109.
3. Блинов, В.И. Профессиональные стандарты педагогической деятельности / В.И. Блинов // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 46-54.
4. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
5. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1. - С. 22-31.
6. Болотов, В.А. Размышления о педагогическом образовании / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 3-11.
7. Володько, Н.В. Интегративная деятельность психолого-педагогической кафедры вуза / Н.В. Володько, Т.М. Сорокина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4(39). - С.67-69.
8. Володько, Н.В. Психологические аспекты совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях психолого-педагогического пространства / Н.В. Володько // Изв. Южного федерального ун-та. Пед. науки. - 2009. - № 2. - С. 146-152.
9. Гуцу, Е.Г. Диагностика деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 107-112.
10. Гуцу, Е.Г. Система совершенствования профессиональной компетенции преподавателя в структуре деятельности научно-методического семинара многопредметной выпускающей кафедры вуза // Педагогические условия развития личности: теория и практика (книга 2) [монография]. - Москва: Издательство Перо, 2013 г. - 262 с. - С.196 -209.
11. Гуцу, Е.Г. Диагностические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1 (Электронный журнал); URL: http://www.science-education.ru/115-11862 (дата обращения: 28.01.2014)
12. Гуцу, Е.Г. Аналитические действия в структуре деятельностного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Приволжский научный журнал, № 1 (29). Периодическое научное издание. Н. Новгород, ННГАСУ, 2014. - С. 224-227.
13. Гуцу, Е.Г. Научно-методический семинар в повышении профессиональной компетенции преподавателей педагогического вуза / Е.Г. Гуцу, Т.М. Сорокина // Нижегородское образование. 2013. № 2. - С.111-115.
14. Компетентносно-ориентированная стратегия профессиональной подготовки педагога: коллективная монография / под ред. Л.Е. Шапошникова, В.В. Николиной, О.А. Сафоновой. -Н.Новгород: НГПУ, 2011.
15. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций / Ю.В. Сенько. - М., 2000. - 240 с.
16. Сергеев, Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели / Н.К. Сергеев // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 66-73.
17. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. -С.29-37.
18. Сорокина, Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции
учителя начальной школы: Диссертация.....доктора психол. наук. - Н. Новгород, 2002. - 374
с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Режим доступа: osu.ru/docs/fgos/proekt/bak 44.. Дата обращения: 1. 10. 2014
20. Шемет, О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / О.В. Шемет // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 16-22.
© Гуцу Е.Г., 2014