Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНЫ'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная Западная медицина / Восточная холистическая медицина / альтернативная медицина / интеграция альтернативной и научной медицины / интегративная медицина. / scientific Western medicine / Eastern holistic medicine / alternative medicine / integration of alternative and scientific medicine / integrative medicine.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы —

Рассмотрены возможность и актуальность обьединения современной биомедицины (научной, Западной) и многовековый опыт и традиции Восточной медицины, в единую холистическую) медицину, которая интегральную (интегративную, могла бы решать сложнейшие современные проблемы и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRAL IMAGE OF MEDICINE

The article considers the possibility and relevance of combining modern biomedicine (scientific, Western) and centuries-old experience and traditions of Eastern medicine into a single integral (integrative, holistic) medicine that could solve the most complex modern problems and tasks.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНЫ»

The role of medical humanistics in quality training of a doctor

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНЫ

Абдуллох Икромжон угли Максудов

Студент 101 группы ПИМУ стом, факультета Международного

образования, ТГСИ Научный руководитель: д.ф.н. профессор кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтика Мухамедова З.М., ТГСИ

Abdulloh Ikromzhon ugli Maksudov

Student of group 101 of PIMU stoma, faculty of International education, TDSI Scientific supervisor: Doctor of Philosophy, professor of the department of social and humanitarian sciences with a course in bioethics Mukhamedova Z.M.,

TDSI

Рассмотрены возможность и актуальность обьединения современной биомедицины (научной, Западной) и многовековый опыт и традиции Восточной медицины, в единую интегральную (интегративную, холистическую) медицину, которая могла бы решать сложнейшие современные проблемы и задачи.

Ключевые слова: научная Западная медицина, Восточная холистическая медицина, альтернативная медицина, интеграция альтернативной и научной медицины, интегративная медицина.

The article considers the possibility and relevance of combining modern biomedicine (scientific, Western) and centuries-old experience and traditions of Eastern medicine into a single integral (integrative, holistic) medicine that could solve the most complex modern problems and tasks.

Keywords: scientific Western medicine, Eastern holistic medicine, alternative medicine, integration of alternative and scientific medicine, integrative medicine.

INTEGRAL IMAGE OF MEDICINE

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Бурное развитие науки о биоритмах заставляет пересмотреть некогда пренебрежительное отношение к

November 23, 2024

принятым на Востоке принципам назначения медикаментов в определенные фазы астрономического состояния небесных тел. Если анализировать соприкосновение традиционной медицины с современной наукой начала XXI века, то обращают на себя внимание два принципиальных аспекта. Первый аспект это то, что принято называть «evidence based traditional medicine», а именно, доказательство биологических эффектов «традиционных» фармакологических средств с помощью системы доказательств, принятых в современной науке, в том числе тех, которые используются при клинических испытаниях «западных» лекарств (двойной слепой контроль etc).

Второй аспект связан с поиском точек соприкосновения между фундаментальными понятиями современной науки и фундаментальными понятиями традиционной медицины, а именно синтезу «западного» и «восточного» представлений о системах регуляции в человеческом организме. Иммунная система является третьей регулирующей и «интегральной» системой организма. Ее действие также основано на принципе равновесия. Факт наличия клеток с функцией хелперов и клеток с функцией супрессоров является иллюстрацией такого равновесия.[3].

Многовековая практика применения методов древней медицины показала существенные преимущества ее, но вместе с тем поставила перед современными учеными много сложных и неожиданных вопросов. Закономерности, установленные за многовековую историю применения методов восточной медицины, правильны и являются активно действующими рецептами лечения, многократно проверенными врачами многих поколений. Главным достижением древней медицины было рассмотрение человека как системы, как целого, а не как суммы частей в современных медицинских дисциплин, когда человек предстает в мозаичной форме. Системный подход, на котором основана альтернативная медицина, обладает такими преимуществами, как учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей личности человека, использование адекватных методов и средств конкретно для данного пациента. В основе традиционных систем здоровья изначально лежал системный подход. Философской базой медицины было представление о триединстве вселенной, природы и человека. Поэтому в лечебных системах древности, а особенно в Древней Индии, Китае и Греции особым спросом пользовались методы, представляющие все стихии и первоэлементы - хронотерапия, фито-, цвето-, диетотерапия, аэро-, водолечение, лечебная

медитация и др. Древние врачи пользуясь такими методами, как пульсовая диагностика, диетология, физкультура, акупунктура, лечебная медитация, добивались прекрасных результатов в лечении и оздоровлении. Медицина в древности была врачебным искусством, основывалась на эмпирии.

Возможна ли интеграция альтернативной и научной медицины? В настоящее время существует ряд направлений в познавательной деятельности, в основе которых лежат отдельные идеи холизма, и на них строятся методы практического знания. В частности, идея о том, что свойства определенной системы (биологической, химической, социальной, экономической, психической и пр.) не могут быть определены или объяснены через составные части, нашла поддержку в различных областях знаний, где редукционизм может быть применен к ограниченной части объектов и предметов познания, либо не применим вообще.

Представители современной биомедицины (научной, Западной) полагают, что отвечая вызовам времени, многовековый опыт и традиции Восточной медицины, с одной стороны и, достижения современной Западной медицины должны объединиться в единую интегральную (интегративную, холистическую) медицину, которая могла бы решать сложнейшие современные проблемы и задачи. Но не все врачи сегодня разделяют такую позицию, более того, эти системы не признаются медицинскими, их называют магико-мистическими и магико-медицинскими практиками, призывают не допускать их распространения и развития, интегрирования с биомедициной[6].

В.И.Моисеев отмечает, что сегодня мы находимся еще очень далеко от определений интегральной медицины. Более того, специализация и распад медицинского знания и практики все более нарастают, так что сегодня уже практически невозможно найти профессионала, способного более-менее целостно воспринять патологию — хотя бы на уровне организма, а не только его органов или систем, не говоря уже о внутренних или коллективных измерениях человеческого патоса.[1]

Интегральная природа патологии требует интегрального образа медицинского знания и опыта, например, не менее интегральных видов лечения, способных сочетать в себе соматические и психические, индивидуальные и коллективные мероприятия, работу на разных вертикальных уровнях интеграции.[1]

Итак, холистическая (интегративная, интегральная) медицина - это интегральное название всех направлений

современной и древней медицины, в основе которых лежит системный подход. Тема интеграции медицины была озвучена на одном из форумов ВОЗ в 1987 году, - на современном этапе развития медицины важным аспектом является тесная интеграция научной и традиционной медицины, европейской и восточной с целью обеспечения более высокой эффективности укрепления здоровья и лечения заболеваний. [2] Холистическая медицина - это медицина, с одной стороны, целостная, которая учитывает все внутренние и внешние связи живого организма, она оценивает человека с позиций духа, души, энергетики, соматики, социальных и природных условий его пребывания, а с другой -синтетическая, базирующаяся на синтезе всех знаний, которыми владеет современное человечество относительно живых организмов и Вселенной. В некоторых европейских странах данный вид медицины носит название биологической. .[7]

В основе этих современных подходов лежит эффективное сочетание медицинских воззрений древних, например, знания о системе меридианов (каналов) с современных позиций и новых научных знаний в области молекулярной биологии, квантовой механики, теории управления и т.д., что позволяет достаточно полно оценивать состояние человека в любой отрезок времени (например, метод Р. Фолля), или проводить неинвазивное лечение, без введения чужеродных веществ в организм и поэтому без осложнений (например, применение методик биорезонансной и мультирезонансной терапии).

Каковы цели, задачи и перспективы интегративной медицины в контексте философии медицины?

В эволюции медицины прослеживается пять положений, которые можно сформулировать в виде доктрины современной интегративной медицины:

1.Синтез медицины, теологии, философии и социологии.

2.Синтез медицины и физико-математических наук (математика, кибернетика, физика, химия, астрономия).

3.Синтез медико-биологических и клинических наук.

4.Синтез традиционной и научной медицины.

5.Синтез традиционных и новых медицинских технологий.

Известные альтернативные медицинские методы и практика их

применения опубликованы ВОЗ и включают в себя гомеопатию, антропософическую медицину, прикладную кинезиологию, кирлианскую фотографию, рефлексологию,

остеопатию, хиропрактику, ролфинг дыхание, псионику, радиоэстезию, лечение с использованием радиоэлектроники, пирамидную терапию, натуропатию, дианетику, арома- и цветочную терапию, биохимические, ортомолекулярные методы, биоэнергетику и др.

Первый Всемирный конгресс по альтернативной медицине состоялся в 1973 году. На нем был представлен список из 135 существующих методов лечения. В настоящее время количество их продолжает неуклонно расти. В последние годы за рубежом (США) была предпринята попытка классифицировать методы альтернативной медицины. Данная классификация является весьма условной и не позволяет систематизировать все имеющиеся методы.[7].

Задачи формирования и развития интегральной медицины должны будут затронуть все сферы медицинского опыта, в том числе должна быть поставлена задача реорганизации медицинского образования, практики, методологии построения медицинского теоретического знания, системы социальных институтов здравоохранения и социальной медицины, социокультурных детерминант (норм, ценностей, идеалов, философских оснований) медицинского опыта. Cегодня медицинское знание и практика представляют собой «разорванное многообразие», т.е. множество несвязанных между собой направлений и школ — западных, восточных, соматических, психологических, психосоматических и т.д. Одна из важнейших задач философии медицины состоит в том чтобы предвосхищать будущее развитие и пытаться способствовать ее движению в этом направлении, даже когда самим медикам сегодня все это кажется оторванной от жизни идеей. Современная медицина находится на эмпирической стадии развития, где делаются первые обобщения и накапливается обширный фактологический материал. Это знание огромного мало связного качественного многообразия, в которое еще только начинают проникать первые качественные и количественные обобщения. Не имея возможности содержательно опередить развитие конкретной науки, философ хотя бы методологически должен помочь ей осмотреться в более просторной перспективе и пространстве, в котором она находится еще в некоторой очень локальной области, невольно абсолютизируя свое настоящее положение. .[1]

Преимущества целостного многоуровневого и многосекторного подхода к лечебной деятельности при хронических соматических заболеваниях по сравнению с общепринятой в настоящее время биоцентрической медицинской практикой

The role of medical humanistics in quality training of a doctor

обосновываются доктором А.А.Крель, который утверждает, что из множества терапевтических методов в той или иной степени эффективным может быть каждый, если он в руках профессионала и гармоничен духовному и душевному состоянию пациента. Научной концептуальной основой для лечебной деятельности должна являться интегральная антропология человека и интегральная теория и практика Кена Уилбера, а не учение под названием «Общая патология человека», где по существу человека нет, а обсуждается лишь патология организменной телесности.[4]. Холистическая лечебная деятельность реализуется на физическом, биологическом, эмоциональном, умственном и духовном уровнях бытия. Концептуально и методически эта деятельность обеспечивается четырёхсекторной и многоуровневой Интегральной Операционной Системой, последовательно разработанной Кеном Уилбером. [8,9,10,11,12]

1. В.И.Моисеев. Образы интегральной медицины. Философские проблемы биологии и медицины : Выпуск 2 :Междисциплинарные аспекты биомедицины : Сборник. — М.,изд-во «Принтберри», 2008.

2. Мухамедова З.М. Интегративная медицина:перспективы развития. Биоэтика: взгляд из центральной Азии. Материалы первого Центрально-Азиатского симпозиума по биоэтике. Астана 2012. С. 95-107.; Мухамедова З.М.Концепции интеграции в философии и медицине. Научно-практический журнал Интегративная стоматология и челюстно-лицевая хирургия. ТОМ 3 • ВЫПУСК 1(6) • 2024,с.20-28, https://idmfs.scinnovations.uz

3. М.В.Головизнин. .Фундаментальная иммунология и традиционная медицина Востока. Точки соприкосновения и перспективы взаимодействия. Философские проблемы биологии и медицины : Выпуск 4. Сборник. — М.,изд-во «Принтберри», 2010.

4. Крель А.А. В поисках новой парадигмы. Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 1:: сборник. - М.,изд-во «Принтберри»,2007

5. Ильин А.А. Применение интегрального подхода во врачебной практике. Философские проблемы биологии и медицины : Выпуск 4. Сборник. — М.,изд-во «Принтберри», 2010

6. Харитонова В.И. Идеи комплементарной и интегративной медицины в современной России. Философские проблемы

REFERENCES:

November 23, 2024

TSDI & TMA | International Conference | 2024 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

^^^^^^^^^^^The^ole^fmedicalhumanisfo

биологии и медицины : Выпуск 4. Сборник. — М.,изд-во «Принтберри», 2010

7. Верещагин В.Л. К вопросу об истории холизма. Холизм и здоровье №3

8. Уилбер К. Никаких границ: восточные и западные пути личностного роста. -М., 1998

9. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М., 1999

10. Интегральное видение. — М.: Открытый Мир, 2009. ISBN 978-5-97430156-8

11. Wilber K., Patten T., Leonard A., Morelli M. Integral Life Practice. Boston & London, Integral books, 2008

12. Интегральная медицина: ноэтическое прочтение/ Предисловие Кена Уилбера к книге «Consciousness and Healing:Integral Approaches to Mind-Body Medicine»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.