УДК 316.32:004
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
О.В. Марухина, О.Г. Берестнева, Е.Е. Мокина
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» г. Томск, Россия
Аннотация. Исследование «качества жизни» в настоящее время признается одной из самых динамично развивающихся отраслей научного знания. В науке и практике накоплен значительный опыт оценки качества и уровня жизни, но даже самые надёжные системы показателей устаревают с течением времени. В работе показано применение модели Раша в области исследования оценки качества жизни. В качестве исходных данных были использованы результаты социологических опросов населения.
Ключевые слова: качество жизни, анкетирование, обработка данных, логистические модели, информационные технологии.
Введение. В настоящее время термин «качество жизни» стал одной из важнейших научных категорий, используемых в исследовании социально-экономических процессов. Поэтому так важно выяснить, каким потенциалом обладают различные способы оценки уровня и качества жизни населения, и выработать основные методологические требования к содержанию методик оценки уровня и качества жизни населения. С узкой точки зрения оценки качества и уровня жизни показывают, насколько успешно государство распределяет ограниченные ресурсы. В более широких рамках понимания эти оценки должны отражать уровень политического управления государства и развития населения [1—3].
В настоящее время существует значительное число методов оценки уровня и качества жизни населения. Так, например, принято разделять два базовых подхода к процедуре оценки качества жизни: субъективный и объективный. В первом случае имеет место субъективная оценка самими индиви-
дами степени своей собственной удовлетворенности жизнью. Построение индекса качества жизни на основе субъективной самооценки человека в теории и практике оценки качества жизни считается, как правило, более перспективным и более адекватным реальности. Предполагается, что определение самим индивидом степени удовлетворенности своих потребностей, своего жизненного положения даёт наиболее достоверную картину. В объяснительном плане объективный индекс считается менее достоверным (хотя и гораздо более распространенным), т.к. при всей многомерности понимания качества жизни даже очень объемные по числу показателей индексы, рассчитанные на базе официальной государственной статистики, не могут отразить феномен в целом. [3].
Основные методы и подходы к измерению и оценке качества жизни. Можно выделить несколько методологических подходов к исследованию качества жизни населения, наиболее значимыми из которых являются деятельностный и ком-
—--—-
~ 108 ~
плексный подходы. Деятельностный подход к исследованию качества жизни населения представлен в научно-исследовательской программе М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу. Этот подход служит социально-философской основой, способной обеспечить необходимый для синтеза уровень абстракции.
Анализ качества жизни с точки зрения дея-тельностного подхода включает четыре измерения. Первое рассматривает качество жизни с точки зрения взаимного соответствия целей и способов их достижения, т. е. методов и результатов деятельности. Второе анализирует различия между долговременными и краткосрочными результатами. Третье измерение рассматривает социальный потенциал качества жизни и его реализацию. Четвертое измерение различает 4 уровня анализа — индивидуальный, групповой, социальный и мировой. Модель качества жизни при этом подходе определяется из иерархической теории потребностей, сформулированной А. Маслоу.
Комплексный подход к исследованию качества жизни населения использовали многие исследователи: общие исследования уровня и качества жизни населения (И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Бобков, Б.И. Герасимов); на основе всеобъемлющей концепции качества (Б.В. Бойцов, А.И. Субетто); на основе статистических исследований (В.Н. Бобков, О.А. Муханова, Е.Б. Фролова); с позиций общей теории социальных индикаторов (С. А. Айвазян, Ф.М. Бородкин); на внутрирегиональном уровне на основе выборочных обследований населения и статистических данных (В.В. Дробы-шева, Н.И. Зорин, М.А. Исакин, В.Е. Кузнецова, Н.С. Маликов, Т. А. Торговкина); с целью разработки политики управления развитием региона (Ю.В. Донченко, А.В. Евченко, С.С. Железняков); на основе межрегиональной дифференциации качества жизни населения (Ю. Н. Гаврилец, Н. В. Зу-баревич); на основе планирования и прогнозирования уровня жизни в России (И.Б. Колмаков, Л.И. Нестеров, В.Я. Райцин). Особый интерес, на наш взгляд, представляет когнитивная модель формирования показателя качества жизни
(М.Б. Гузаиров, Б.Г. Ильясов, Е.Ш. Закиева, И. Б. Герасимова)
Однако, несмотря на большое количество работ в данной области, проблема построения интегрального показателя качества жизни населения является актуальной. Одним из перспективных подходов, на наш взгляд, является применение модели Раша.
Модель Раша преобразует измерения, сделанные в дихотомических и порядковых шкалах в линейные измерения, в результате качественные данные анализируются с помощью количественных методов. Это позволяет использовать широкий спектр статистических процедур [4; 5]. На сегодняшний день с помощью модели Раша в основном решались задачи, связанные с оценкой качества тестовых заданий [4] и оценки качества обучения [5].
В данном исследовании авторами была сделана попытка применения модели Раша для формирования комплексной оценки качества жизни. В качестве исходных данных были использованы результаты тестирования студентов Томских вузов по методика «Роза качества жизни» [6].
Результаты вычислительного эксперимента. Компьютерная обработка проводилась посредством применения программного продукта Lo-gitModels [6]. На рис. 1 приведен пример представления результатов в LogitModels.
В результате анализа качества показателей теста «Роза качества жизни» с помощью однопа-раметрической модели Раша можно сделать первоначальный вывод о том, что количество показателей, используемых в модели в целом сбалансирован. Практически нет показателей с одинаковым потенциалом. Те показатели, которые не попадают в заданный нами интервал, оказываются бесполезными при дифференциации испытуемых.
Установлено, что такие показатели как «работа» и «дети» не являются информативными для измерения качества жизни для данной группы населения (студентов).
—--—-
~ 109 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4
—--—
Рис. 1. Представления результатов в LogitModels
Заключение. Предложен комплексный подход к оценке качества жизни на основе модели Ра-ша. Приведены результаты применения данной технологии в задаче оценки качества жизни студентов.
Предложенный подход может быть успешно использован при разработке интегральных показателей оценки качества жизни.
Исследование выполнено при частичной финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения научных проектов № 14-06-00026 и № 15-07-08922.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкатов Б.И. Уровень жизни населения // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2: Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. С 686—688.
2. Бобков В.Н., Мстиславский П.С. Качество жизни: сущность и показатели // Журнал научных статей «Человек и труд». 1996. № 6. С. 76—79.
3. Капицын В. М. Качество жизни // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1: Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; главный редактор В.Н. Иванов. М.: Мысль, 2003. С. 427—428.
4. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
5. Марухина О.В. Алгоритмы обработки информации в задачах оценивания качества обучения студентов вуза на основе экспертно-статистических методов: дис. ... канд. техн. наук. Томск, 2003.
6. Гундаров И.А. Роза «Качества жизни» // Журнал научных статей «Сибирское здоровье». 1995. № 1. С. 5—81.
LIFE QUALITY INTEGRATED INDICATORS ASSESSMENT
O. V. Marukhina, O. G. Berestneva, E.E. Mokina
National Research Tomsk Polytechnic University Tomsk, Russia
Annotation. The life quality researches now is recognized as one of the most dynamically developing branches of scientific knowledge. In science and practice, has accumulated considerable experience in assessing the quality and standard of living, but even the most reliable indicators of the system become obsolete over time. The paper shows using of Rasch model in the field of life quality research evaluations. The results of public opinion polls have been used as the data.
Key words: quality of life, questionnaires, data processing, logistic models, information technology.
—--—-
~ 110 ~
REFERENCES
1. Bashkatov B.I. The standard of the population living. Sociological Encyclopedia: Vol. 2. National Science Foundation-social. Head of the scientific project G.U. Semi-gin; Chief editor V.N. Ivanov. Moscow, Mysl, 2003, pp. 686—688 (in Russian).
2. Bobkov V.N., Mstislavsky P.S. Quality of life: nature and indicators. Zhurnal nauchnykh statei «Chelo-vek i trud», 1996, no. 6, pp. 76—79 (in Russian).
3. Kapitsyn V.M. Quality of life. Sociological Encyclopedia. Vol. 1. National Science Foundation-social. Head of the scientific project G.U. Semigin; Chief editor
V.N. Ivanov. Moscow, Mysl, 2003, pp. 427—428 (in Russian).
4. Chelyshkova M.B. Theory and practice of pedagogical tests designing: Textbook. Moscow, Logos, 2002. (in Russian).
5. Marukhina O.V. Algorithms for data processing tasks in evaluating the quality of teaching high school students on the basis of expert and statistical methods: Dis. kand. tehn. nauk. Tomsk, 2003. (in Russian).
6. Gundarov I.A. Rose "Quality of Life". Zhurnal nauchnykh statei «Sibirskoe zdorov'e», 1995, no. 1, рр. 5— 81 (in Russian).