С. С. Кудрявцева
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Ключевые слова: качество жизни, индекс развития человеческого потенциала, индекс качества жизни.
В статье рассматриваются актуальные вопросы оценки качества жизни населения в условиях развития постиндустриальной экономики. Приводится экономико-статистический анализ взаимосвязи индекса качества жизни, индекса развития человеческого потенциала и других социальных показателей в разрезе региональных экономик.
Key words: quality of life, human development index, quality of life index.
The actual problems of evaluation questions of quality of life in the development ofpost-industrial economic are considered in the article. The economics and statistics analysis correlation between quality of life index, human development index and others social data in the context of regional economics are in the article.
Для современной экономики в рамках проводимой социально-экономической политики государства важнейшей задачей становится повышение качества жизни граждан.
Качество жизни населения - это многоаспектная, многогранная, емкая категория, охватывающая практически все сферы жизнедеятельности населения.
Понятие «качество жизни» используется очень широко, но оно не имеет общепризнанной формализованной структуры и стандартного набора индикаторов. Приоритеты зависят от потребностей людей, тесно связанных с уровнем развития стран и регионов, поэтому критерии оценки качества жизни не совпадают для развитых и развивающихся стран. Наиболее полный перечень компонентов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях и национальных оценках постиндустриальных стран, включает следующие блоки:
■ доходы населения;
■ бедность и неравенство;
■ безработица и использование рабочей силы;
■ динамика демографических процессов;
■ образование и обучение;
■ здоровье, продовольствие и питание;
■ состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь;
■ ресурсы и состояние природной среды;
■ культура, социальные связи, семейные ценности;
■ политическая и социальная стабильность (безопасность);
■ политические и гражданские институты (демократия и участие).
Важной особенностью современных подходов к качеству жизни является положение о существовании объективной и субъективной составляющей в оценке качества жизни. Объективная сторона определяется соответствием определенному набору нормативных и статистических характеристик, которые позволяют судить о степени удовлетворения потребностей и интересов людей. Субъективная сторона свидетельствует о том, что интересы конкретных людей всегда индивидуальны и отражаются в субъективных ощущениях и оценках.
Качество жизни имеет двойственный характер: с одной стороны, это расходы на производство благ, составляющих качество жизни населения (здравоохранение, образование, продолжительность жизни и т.д.), с другой стороны - это внешний положительный эффект, который следует ожидать в будущем: увеличение доходов, улучшение образования и других показателей приводит к изменению потребления населения и стимулирует развития экономических сфер [1].
Экономическое развитие и наращивание интенсивных темпов экономического роста в постиндустриальной экономике должны сопровождаться повышением качества жизни населения.
Качество жизни - степень удовлетворения некоторого базового набора материальных и духовных потребностей индивида, характеризуемая, с одной стороны, определенным уровнем благосостояния, с другой - наличием необходимой инфраструктуры и прочих условий для удовлетворения этих потребностей [2].
Качество жизни тесно связано с понятием уровня жизни. Уровень жизни - показатель, отражающий благосостояние населения, сконцентрирован на подсчете объема доходов граждан и степени удовлетворения базовых потребностей (питание, одежда, жилье, лекарства и т.д.). Фактически он является производным показателем экономического развития. В сравнении с ним качество жизни - гораздо более широкий показатель, включающий в себя оценку благосостояния в числе прочих критериев качества жизни, но также учитывающий и еще целый ряд показателей удовлетворения разного рода потребностей (здравоохранение, социальное обеспечение, транспорт, связь и коммуникации, обеспеченность учреждениями культуры и т.д.).
Представляется целесообразным рассмотреть категорию «качество жизни населения» с развитием человеческих ресурсов, поскольку в гуманистически ориентированной социально-
экономической системе, реализация человеческого потенциала находит свое выражение в улучшении качества жизни населения.
Как правило, при анализе качества жизни населения используются обобщающие (интеграль-
ные) показатели, которые при выработке региональной политики и оценке ее эффективности позволяют более корректно сопоставлять территории по уровню социально-экономического развития. Одним из таких показателей является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
ИРЧП разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных Докладах Программы развития ООН с 1990г. Содержательный смысл показателя таков — чем он ближе к единице, тем выше возможности для реализации человеческого потенциала благодаря росту образования, долголетия и дохода.
В российских «Докладах о развитии человеческого потенциала» индексы для субъектов Российской Федерации рассчитываются с 1997г. Расчет данных по ИРЧП в региональном разрезе в России проводит Независимый институт социальной политики.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:
• дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
• образования, определяемого показателями грамотности и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет;
• долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
Последние данные об ИРЧП в разрезе субъектов Российской Федерации опубликованы в докладе «О развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010» за 2008г.
Несмотря на начавшийся кризис, в 2008г. сохранилась позитивная динамика ИРЧП, т.к. воздействие кризиса на российские регионы стало ощутимым только в конце года. Следствием кризиса стало замедление роста значений ИРЧП во многих регионах по сравнению с 2007г. или стагнация показателя (Красноярский край, Мурманская, Камчатская области, Республика Северная Осетия).
С 1997г. Республика Татарстан находится в группе лидеров, занимая 3-4 место в рейтинге регионов Российской Федерации: по данным за 2008г.
- 4 место после г. Москва, Тюменской области, г. Санкт-Петербург. Лидирующие позиции обеспечиваются благодаря взаимосвязанному пропорциональному увеличению всех субиндексов ИРЧП. Самарская область по данным за 2008г. находилась на 8 месте, Республика Башкортостан - на 14 месте, Удмуртская Республика - на 25 месте, Нижегородская область - на 28 месте [3].
При этом значение индекса в Республике Татарстан возросло с 0,834 в 2006г., 0,840 в 2007г. до 0,848 в 2008г., превысив среднероссийский уровень (табл. 1). Основным фактором, повлиявшим на рост ИРЧП, был рост доходов, что связано с конъюнктурой мировых цен на топливо. Показатели ожидаемой продолжительности жизни также выросли, этому способствовали федеральные и регио-
нальные программы по развитию системы здравоохранения, в том числе в рамках национального проекта «Здоровье».
Значение ИРЧП в 2008г. является производной докризисного пика развития, за которым последовал экономический спад. В 2009г. зафиксировано снижение ВВП, что негативно повлияет на значения ИРЧП в российских регионах.
Таблица 1 - Динамика ИРЧП Российской Федерации и Республики Татарстан по данным за 2001-2008гг.
2001 г 2005г 2006г 2007г 2008г
Индекс дохода
Российская Федерация 0,716 0,797 0,816 0,833 0,848
Республика Татарстан 0,748 0,829 0,852 0,867 0,879
Индекс долголетия
Российская Федерация 0,672 0,672 0,693 0,709 0,715
Республика Татарстан 0,711 0,716 0,734 0,741 0,751
Индекс образова- ния
Российская Федерация 0,919 0,907 0,907 0,908 0,913
Республика Татарстан 0,926 0,921 0,917 0,912 0,914
ИРЧП
Российская Федерация 0,769 0,792 0,805 0,817 0,825
Республика Татарстан 0,795 0,822 0,834 0,840 0,848
Сравнительная характеристика регионов ПФО по ИРЧП показала, что Республика Татарстан является в округе лидером по данному показателю. Группу лидеров по ИРЧП замыкают Самарская область (0,817) и Республика Башкортостан (0,815). Наименьшее значение показателя среди регионов ПФО отмечено в Республике Марий Эл (0,769).
Оценка качества жизни населения в регионах Российской Федерации проводилась лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В .Ломоносова по заказу и при содействии Института региональной информации. Расчет индекса качества жизни произведен на основе данных Федеральной службы государственной статистики за 2003-2009гг. Таким образом, исследование отражает динамические процессы в развитии рос-
сийских регионов и определенную степень изменчивости условий качества населения.
Индекс качества жизни отражает, с одной стороны, необходимый уровень благосостояния, а с другой - наличие необходимой инфраструктуры и прочих условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Индекс качества жизни рассчитывался на основе следующих показателей:
^ Качество жилищных условий населения. Это компонентный подиндекс, образующийся путем усреднения трех величин:
• Наличие коммуникаций. В качестве операциональной переменной взят удельный вес общей жилой площади, оборудованной водопроводом.
• Состояние жилищного фонда, измеряемое через удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда. При этом показатель состояния жилищного фонда обратно пропорционален доле ветхого и аварийного жилья.
• Обеспеченность населения жильем, мерой которой выступает общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя.
^ Величина и распределение доходов. Это также компонентный подиндекс, образуемый усреднением нескольких величин:
• Размер индивидуальных доходов, взятое как отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, установленному в регионе.
• Равенство в распределении доходов - величина, обратная индексу концентрации доходов Джини. Данный индекс оценивает близость наблюдаемого распределения доходов среди населения к равномерному. Чем ближе значение индекса к 1 (или 100%), тем менее равномерно распределены доходы и, соответственно, выше уровень социальной дифференциации.
• Отсутствие бедности. Операциональным индикатором данной величины является доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума («за чертой бедности»), взятая в обратной пропорции.
Миграционная привлекательность региона. В основе данного показателя - стандартные коэффициенты миграционного прироста, представляющие собой разность между числом прибывших и убывших на 10 000 человек населения территории. Общая установка состоит в том, что более высокие показатели прироста свидетельствуют о большей привлекательности территории и, соответственно, о более высоком качестве жизни ее населения. В то же время, картина внутренней миграции в России является довольно сложной и обусловлена более широким комплексом факторов. В частности, тру-доизбыточностью северокавказских регионов с высокой рождаемостью и неблагоприятными климатическими условиями ряда северных «сырьевых» территорий, откуда велик отток пенсионеров.
^ Уровень выживаемости детей в возрасте до одного года (обратный смертности в возрасте до одного года). Это один из важнейших и общепризнанных в мире показателей качества жизни, учитывающий сразу две составляющие: качество медицинских услуг и здоровье родителей. Очевидна обратная связь между младенческой смертностью и качеством жизни региона.
^ Безопасность личности. Данный показатель обратно пропорционален такому традиционному индикатору, как уровень преступности - число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения.
Развитость рынков услуг представляет собой объем платных услуг на душу населения (общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем или организацией, в которой он работает, за оказанную ему или членам его семьи услугу, разделенный на численность населения региона). Данный показатель корректируется с учетом индекса физического объема платных услуг населению: этот индекс показывает, во сколько раз увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.
^ Продолжительность жизни. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
^ Доступность рабочих мест. Данный показатель является обратным по отношению к уровню безработицы, рассчитываемому как отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах).
Приведение данных показателей к единообразному виду осуществлялось с помощью линейного масштабирования.
Ранжирование регионов осуществлялось по всем субъектам Российской Федерации, при этом Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, входящие в состав областей, учитывались отдельно. Для целей нашего анализа автономные округа исключены из ранжируемого списка.
Первую пятерку регионов по качеству жизни в 2007-2009гг. составили Москва, Санкт-Петербург, Московская, Белгородская области и Краснодарский край. Пятерку регионов с наиболее низким показателем качества жизни в 2009г. составили Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Алтай и Республика Тыва.
Республика Татарстан в рассматриваемом рейтинге по качеству жизни в 2003-2009гг. занимала 6-9 места: 2004г. - 9 место, 2007-2008гг. - 6 место, в 2009г. - 7 место. Среди регионов ПФО Республика Татарстан по интегральному показателю качества жизни занимала в 2009г. 1 место. Значение индекса в 2003-2009гг. превышало значение в среднем по Российской Федерации: в 2003г. - 63,52 против 60,99; в 2005г. - 64,14 против 61,4; в 2007г. - 67,13 против 64,07; в 2009г. - 68,73 против 65,59 [4].
Помимо абсолютных лидеров и аутсайдеров по качеству жизни, рейтинг позволяет выделить
регионы, где в 2009г., согласно описанным выше расчетам, произошло наиболее заметное изменение качества жизни по сравнению с предыдущими годами. За рассматриваемый период на 10 и более позиций улучшили свои места в рейтинге следующие субъекты: Сахалинская область - на 43 места, Калининградская область - на 25, Архангельская область - на 17, Республика Дагестан - на 17, Омская область - на 16, Камчатский край - на 16, Томская область - на 15, Кабардино-Балкарская Республика - на 14, Карачаево-Черкесская Республика
- на 13, Оренбургская область - на 12, Курская область - на 11.
Наоборот, опустились на 10 и более мест следующие регионы: Республика Саха (Якутия) - на 28 мест, Кемеровская область - на 22, Чувашская Республика - на 22, Нижегородская область - на 20, Республика Карелия - на 18, Удмуртская Республика - на 13, Астраханская область - на 11, Смоленская область - на 10.
Проведенный анализ на основе экономикостатистического моделирования показал, что существует высокая зависимость между индексом качества жизни и индексом развития человеческого потенциала. Кроме того, данные категории являются взаимозависимыми, изменение первой влияет на изменение второй, и наоборот. При этом зависимость является положительной. С высокой степенью вероятности (95% - задана в процессе анализа) был получен результат взаимосвязи индекса качества жизни и индекса развития человеческого потенциала на примере регионов Российской Федерации. Данную взаимозависимость наглядно иллюстрирует диаграмма рассеяния (рис.1).
Корреляция: г = ,75797
Рис. 1 - Диаграмма рассеяния регионов Российской Федерации «индекс качества жизни (ИКЖ) - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)»
С целью позиционирования регионов Российской Федерации по однородным группам на основе двух интегральных индексов - индекса качества жизни и индекса развития человеческого потенциала, был проведен кластерный анализ, а именно, метод «дерево кластеров». Используя данный ана-
лиз, регионы были разбиты на относительно однородные группы, схожие по своему составу. Результаты анализа представлены на дендограмме (рис.2).
Санкт-Петербург
Тюменская обл. Республика Татарстан Сахалинская обл. Краснодарский край Камчатский край Белгородская обл. Липецкая обл.
Свердловская обл. Самарская обл. Тамбовская обл. Респ. Башкорт. Ленинградская обл.
Мурманская обл. Республика Адыгея Воронежская обл. МРагоасдтаонвссккааяя ообблл.. Калиниградская обл. Ярославская обл.
Пензенская обл. Респ. Сев-Осетия Омская обл. Республика Саха Новгородская обл. Калужская обл. Челябинская обл.
Рязанская обл. Кемеровская обл. Владимирская обл. Республика Коми Томская обл. Курская обл. Ставроп. край Республика Мордовия Хабаровский край Нижегородская обл.
Саратовская обл. Архангельская обл. Волгоградская обл. Орловская обл. Республика Дагестан Оренбургская обл.
Брянская обл. Чувашская Республика Республика Карелия Тверская обл. Кировская обл. Астраханская обл. Новосибирская обл.
Костромская обл. Вологодская обл.
Псковская обл. Смоленская обл. Красноярский край Приморский край Пермский край Республика Марий Эл Республика Хакасия
Рис. 2 - Дендрограмма - кластерный анализ («дерево кластеров») регионов Российской Федерации по интегральным индексам качества жизни и развития человеческого потенциала
Данные представленной дендрограммы показывают, что Республика Татарстан по оцениваемым интегральным показателям входит в один кластер с Тюменской областью, а при более крупной кластеризации - в кластер с Московской областью, г. Санкт-Петербург и г. Москва. Следовательно, качество жизни и развитие человеческого потенциала
- две взаимосвязанные категории и регионы, занимающие лидирующую позицию по данным показателям, образуют кластер регионов-лидеров социального развития.
Таким образом, качество жизни населения в целом и отдельные компоненты этой категории представляют собой основу социальноэкономического развития республики.
Как известно, ситуация на рынке человеческого капитала служит одним из основных индикаторов степени социальной напряженности в обществе, определяет характер и направленность развития человеческого капитала. Развитие рыночных отношений принесло и такое негативное явление, как деактуализация человеческого капитала, проявляющаяся в безработице и дифференциации населения по уровню дохода. Обостряется ситуация и тем, что во многих регионах рост ИРЧП происходит на фоне ухудшения социальных показателей.
Проследить наличие связи между ИРЧП и социальными показателями позволяет корреляцион-
дистанция объединения
ный анализ. Статистическая база исследования включала в себя данные по регионам Российской Федерации по следующим показателям: ИРЧП, коэффициент фондов и уровень регистрируемой безработицы.
Корреляционный анализ применяется для выявления взаимосвязи между переменными величинами с помощью коэффициента корреляции. Взаимосвязь изучаемых величин может быть полной, когда коэффициент корреляции равен единице (+1, если переменные одновременно возрастают или убывают), и -1, если при возрастании одной переменной другая убывает). В том случае, когда взаимосвязь совсем отсутствует, коэффициент корреляции равен нулю. Значение коэффициента корреляции варьируется по модулю от 0 до 1. Чем ближе к единице коэффициент корреляции, тем теснее связь между изучаемыми показателями.
Результаты проведенного корреляционного анализа и диаграмм рассеяния свидетельствуют о наличии прямой положительной связи ИРЧП и коэффициента фондов - коэффициент корреляции между показателями составил 0,74 (при р-значении
0,05), т.е. более высокие значения ИРЧП в регионе совпадают с высоким уровнем дифференциации населения по уровню денежных доходов. Вместе с тем, анализ не позволил выявить наличие связи между ИРЧП и уровнем регистрируемой безработицы (рис. 3,4).
Рис. 3 - Диаграмма рассеяния регионов Российской Федерации: «ИРЧП - коэффициент фондов»
Таким образом, повышение уровня человеческого потенциала не должно ограничиваться исключительно количественными параметрами. С одной стороны, государственная политика должна быть направлена на развитие человеческих ресурсов с целью достижения высоких показателей экономического развития, с другой стороны, - негативное влияние социальной поляризации населения по уровню дохода, вследствие неравномерности разви-
тия территорий, должно смягчаться масштабной социальной политикой.
Рис. 4 - Диаграмма рассеяния регионов Российской Федерации: «ИРЧП - уровень регистрируемой безработицы»
***
На современном этапе развития национальных систем человек является одним из основных экономических ресурсов. Знания и способности человека превращаются в движущуюся силу общественного развития вследствие формирования нового качества его роли и места в современной системе экономических отношений. Знания, навыки, умения человека в форме определенной ценности образуют человеческий капитал, который является центром постиндустриальной экономики. Поэтому исследование процессов накопления и развития человеческого потенциала приобретает все большую актуальность.
Одним из основных интегральных показателей, оценивающих эффективность национальных и региональных социально-экономических систем, является индекс развития человеческого потенциала и индекс качества жизни. Республика Татарстан находится в группе лидеров по ИРЧП и ИКЖ среди регионов Российской Федерации. Значение индексов превышает показатель в среднем по Российской Федерации.
Однако в целом в аспекте повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала, обеспечения сбалансированности его развития необходимо преодолеть ряд негативных тенденций. Актуальными для республики остаются вопросы сокращения дифференциации населения по уровню денежных доходов, снижение напряженности на рынке труда, увеличение продолжительности жизни, формирование эффективной образовательной среды. Задача регулирования и развития человеческого потенциала является стратегически значимой функцией государства, в том числе, как на федеральном, так и на региональном уровне.
коэффициент фондов, раз I родительный интервал
Литература
1. Фахрутдинова, Е. В. Качество жизни населения в системе социально-экономических отношений: институциональный подход.: дис. ... д-р экон. наук: 08.00.01: защищена 6.09.10 / Фахрутдинова Елена Валерьевна. -Казань, 2010.
2. Краснов, А.В. Проблемы оценки качества жизни сельского населения в Республике Татарстан / А.В. Краснов, А.И. Зиганшин / Вестник КГТУ. - 2011. - №20, - С. 229237.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009
(http://www.undp.ru/documents/NHDR_2009_Russian.pdf).
4. Регионы России: рейтинг качества жизни: по данным расчетов лаборатории математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова по заказу и при содействии Института региональной информации (http://www.regnum.ru /news/economy/1305966.html).
© С. С. Кудрявцева - канд. экон. наук, ст. препод. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, sveta516@yandex.ru.