ИНТЕГРАЛЬНЫЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНОВ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА В РАЗНОСИСТЕМНЫХ ЯЗЫКАХ Хамидов М.М.
Хамидов Мирмухсин Миролимович — старший преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приведены термины «селекция и семеноводство» на немецком языке. Рассказывается об особенностях этих терминов в языках. Ключевые слова: селекция, семеноводство, язык, особенность.
На занятиях по немецкому языку в аграрном вузе важно добиваться того, чтобы студенты знали особенности межкультурной коммуникации в научно-образовательном сообществе; методы и технологии научной коммуникации; стилистические особенности научных текстов; умели следовать нормам, принятым в научном общении; анализировали информацию из иноязычных информационных источников; владели навыками ведения научной дискуссии на иностранном языке; навыками анализа научных текстов; навыками представления полученной информации [1, c. 4].
Приведём некоторые примеры из практики работы со студентами:
1) Biology: normalizing selection, selection;
2) Military: isolation, pickout, separation;
3) Engineering: discrimination;
4) Agriculture: breeding;
5) Chemistry: filtering;
6) Linguistics: choice;
7) Forestry: breeding, improvement;
8) Information technology: gating; 1) gener. Züchtung,
2) biol. Auslese, Selektion;
3) eng. Wahl;
4) electr. Auswahl, Ausblenden, Ausblendung;
5) IT. Auswählen;
6) food.ind. Zuchtarbeit;
7) microel. Selektieren, Selektierung, Torsteuerung;
1) breeding;
2) selection;
3) normalizing selection.
Но в процессе знакомства студентов с терминами селекция и семеноводство на немецком языке или других языках важно им знать, что семена являются носителями биологических, морфологических и хозяйственных признаков и свойств растений. Именно поэтому от качества семян зависят в значительной степени урожайность культур и их качество.
Селекция - это наука о выведении новых и улучшении существующих сортов сельскохозяйственных растений. Селекция начинается с отбора и изучения исходного материала. Современные селекционеры не ограничиваются отбором существующих форм. Они используют метод направленного воздействия на растения, в результате которого создаются новые ценные сорта, обладающие необходимыми свойствами. Теоретической базой селекции является наука о наследственности и изменчивости - генетика и активно развивающаяся в настоящее время генная инженерия.
Важнейшая задача селекции - получить новые сорта со свойствами, превосходящими предыдущее поколение семян.
Сорт - это группа культурных растений одного вида, которые обладают определенными хозяйственно-биологическими свойствами и морфологическими признаками. Причем новый сорт должен обеспечить максимальную урожайность и высокое его качество применительно к определенным почвам и климату. Именно биологический фактор является одним из наименее ресурсоемких и наиболее эффективных направлений интенсификации хозяйства, поскольку потенциал сорта способствует более рациональному использованию почвенно-климатических ресурсов, через него опосредуются современные достижения химизации, мелиорации, комплексной механизации. При этом биологические комбинации создания, внедрения и применения новых сортов и гибридов культур менее ограничены, чем другие направления интенсификации хозяйства, имеющие
оптимальные параметры, за пределами которых их развитие экономически нецелесообразно. Интегральные и дифференциальные особенности терминов «селекция» и «семеноводство», внедрение в производство сортов, специфически ориентированных на благоприятные погодные условия или на их вероятное ухудшение, способствует расширению посевов под сортами, устойчивыми к вредителям и болезням, существенно снижает опасность загрязнения окружающей среды, сокращает потери урожая и издержки производства.
Семеноводство - это отрасль сельскохозяйственного производства, основой которой является массовое размножение сортовых семян при сохранении биологических и урожайных качеств.
Семеноводство решает две важнейшие задачи: размножение высококачественных сортовых семян новых, вводимых в производство сортов до объемов, определяемых потребностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, входящих в зону районирования данного сорта.
Список литературы
1. Новикова Е.В., Абдылъманова РХ. Методические указания по освоению дисциплины Б1.Б2 Иностранный язык: направление обучения «Селекция и семеноводство сельскохозяйственных растений. Омск, 2017. 15 с.
МЕТОД ПРОЕКТОВ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЁМ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА Каримова Н.Х.
Каримова Нилуфар Хабибуллаевна — старший преподаватель, кафедра теории и практики французского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: использование метода проектов в обучении французского языка позволяет повысить качество знаний у студентов. Метод проектов позволяет правильно направить способности и возможности обучающихся.
Ключевые слова: французский язык, вуз, студент, преподаватель.
Сегодня само время требует иного подхода к обучению студентов французскому языку, так как мир стремительно меняется. В традиционном обучении данному языку как иностранному в вузе студент вначале получает знания, а затем применяет их. В современном личностно ориентированном обучении студент изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и технологию своей деятельности. Поэтому он должен не только воспроизводить культурные традиции народа изучаемого языка, но и создавать новое, иными словами, творить, поскольку именно в творчестве возможно всестороннее развитие личности. Значит, творчество - это, прежде всего, воплощение индивидуальности, форма самореализации личности и возможность выразить своё неповторимое отношение к миру. Образовательной средой творческого типа можно назвать среду, в наибольшей степени обеспечивающую развитие свободы и активности студента, дающую максимум возможностей для приобретения обучаемыми жизненного социального опыта. Система работы в этом направлении предполагает несколько принципов, положенных в основу методической концепции, разработанной А.В.Хуторским [1, с. 28]. Одним из основополагающих принципов, применяемых в соответствии с данной технологией, является принцип личностного целеполагания обучающегося на учебном занятии, который предусматривает необходимость осознания целей творческой работы, как студентом, так и преподавателем. Именно творческий педагог помогает студенту сформулировать цель и достичь её. Одним из эффективных технологий является метод проектов, который даёт обучающимся возможность ставить и достигать собственных целей, когда новая информация вводится на занятии не через передачу готового знания, а через «открытие», постижение её студентами. По словарю, метод (греч. шеШоЛ^ - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - это способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности [2, с. 499], а проект (лат. ргсуейш -выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта [2, с. 699]. Значит использование метода проектов в обучении и развитии студентов нацелено на достижение результата с помощью выполнения некоторого набора действий. Метод проектов позволяет правильно направить свои способности и возможности, мотивировать потребность обучающихся в знаниях и позволяет развить
41