УДК 911.3
Р.А. Мустафин, Г.Н. Булатова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ*
Данная статья посвящена разработке и применению геоинформационных систем, позволяющих потенциальным инвесторам осуществлять объективную оценку инвестиционной привлекательности отдельных территорий, проводить анализ и прогноз развития того или иного бизнеса на территории отдельного региона, города или района со всеми необходимыми условиями, наиболее оптимальными для ведения данного вида деятельности и размещения производительных сил. Актуальность данного вопроса связана с отсутствием в регионах России реального инструмента привлечения инвестиций и повышения их конкурентоспособности. Целью проведенного исследования является определение территориальных различий инвестиционного потенциала муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан и механизмов его повышения. Объектом исследования является территория Республики Татарстан с ее уникальными физико-географическими характеристиками и социально-экономическим положением. Использованы традиционные географические методы: картографический (базирующийся на методологических основах тематического и комплексного картографирования, на достижениях в области геоинформационных технологий), сравнительно-описательный, метод пространственного анализа, статистический. В результате проведенного исследования разработана методика отраслевых и интегральной оценок инвестиционной привлекательности районов и городских округов Республики Татарстан с использованием геоинформационных технологий. По данным статистической отчетности за 2013 года данная методика позволила ранжировать районы и городские округа республики, сгруппировать их по степени инвестиционной привлекательности. Также предложено создание специализированной геоинформационной системы «Инвестиционный портал Республики Татарстан», позволяющей эффективно осуществлять презентацию инвестиционного потенциала Республики Татарстан российским и западным инвесторам.
Ключевые слова: инвестиции, инвестор, конкурентоспособность, геоинформационная система, инвестиционная карта, электронное правительство, пространственные данные.
Одной из важнейших задач инвестиционной политики региона является формирование в нем благоприятного инвестиционного климата, который создает предпосылки для наилучшего использования общественно-экономических отношений, материальных средств и научно-технического обновления производительных сил через активную инвестиционную деятельность.
Современные информационные технологии (в частности, географические информационные системы) открывают новые возможности и инструменты в оценке инвестиционной привлекательности, позволяют получить представление об инвестиционных возможностях региона, привлечь внимание к ранее не привлекательным с данной точки зрения территориям. Современные геоинформационные технологии позволяют эффективно осуществлять поиск, обработку и распространение больших массивов данных, на их основе создавать различные информационные системы, содержащие банки данных и знаний.
В связи этим предлагается использовать специально разработанную методику по отраслевой и интегральной оценке инвестиционной привлекательности с применением геоинформационных технологий на примере районов и городских округов Республики Татарстан. Результаты оценки инвестиционной привлекательности предлагается проводить ежегодно и размещать их в открытом доступе для получения оперативной и достоверной информации потенциальными инвесторами.
Источниками информации отраслевых и интегральной оценок инвестиционной привлекательности районов и городских округов Республики Татарстан служили:
- комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан» за январь-декабрь 2013 года [1];
- электронный ресурс территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат) [2];
- электронный ресурс Министерства экономики Республики Татарстан [3].
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-12-16010.
2014. Вып. 2 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Оценка инвестиционной привлекательности производилась в два этапа. На первом этапе составлялся рейтинг муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан по видам экономической деятельности, в том числе:
- в промышленности;
- в сельском хозяйстве;
- в сфере торговли и общественного питания.
На втором этапе производилась интегральная оценка инвестиционной привлекательности муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан на основе комплекса показателей социально-экономического развития региона, в том числе используемых на первом этапе. Для оценки инвестиционной привлекательности районов Республики Татарстан выбраны показатели экспертным путем. В качестве экспертов по отбору показателей выступили представители Министерства экономики Республики Татарстан и Управления экономики и финансов Аппарата Кабинета министров Республики Татарстан.
Для оценки инвестиционной привлекательности в промышленности использовались следующие показатели:
- выпуск товаров и услуг, тыс. рублей;
- темп роста (снижения) выпуска товаров и услуг, в % к предыдущему году;
- промежуточное потребление, тыс. рублей;
- темп роста (снижения) промежуточного потребления, в % к предыдущему году;
- добавленная стоимость, тыс. рублей;
- темп роста (снижения) добавленной стоимости, в % к предыдущему году;
- отношение добавленной стоимости к выпуску товаров и услуг, в %;
- индекс промышленного производства, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Для оценки инвестиционной привлекательности в сельском хозяйстве используются следующие показатели:
- производство продукции животноводства в крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, тыс. рублей;
- темп роста (снижения) производства продукции животноводства в крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, в % к предыдущему году;
- численность скота в крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей;
- темп роста (снижения) численности скота в крупных и средних крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей, в % к предыдущему году;
- валовая продукция сельского хозяйства, тыс. рублей;
- валовая продукция сельского хозяйства на душу, тыс. рублей.
Для оценки инвестиционной привлекательности в сфере торговли и общественного питания используются следующие показатели:
- оборот розничной торговли, тыс. рублей;
- оборот розничной торговли на душу, тыс. рублей;
- оборот розничной торговли на душу, в % к предыдущему году;
- оборот общественного питания, тыс. рублей;
- оборот общественного питания на душу, тыс. рублей;
- оборот общественного питания, в % к предыдущему году;
- общий объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, тыс. рублей.
Для формирования интегральной оценки инвестиционной привлекательности районов и городских округов Республики Татарстан использовался комплекс абсолютных и относительных показателей социально-экономического развития региона, которые позволяют ранжировать и группировать муниципальные районы и городские округа Республики Татарстан по уровню инвестиционной привлекательности, в том числе:
- покупательская способность заработной платы (соотношение средней начисленной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету), раз;
- уровень зарегистрированной безработицы, %;
- объем добавленной стоимости предприятий, тыс. рублей;
- объем добавленной стоимости предприятий на душу населения, тыс. рублей;
- инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения, тыс. рублей;
- инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств), тыс. рублей;
- общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию на душу населения, кв. м;
- общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию, кв. м;
- налоговые и неналоговые доходы на душу населения, рублей;
- налоговые и неналоговые доходы, рублей;
- отгружено товаров собственного производства по чистым видам экономической деятельности на душу населения, тыс. рублей;
- отгружено товаров по видам экономической деятельности, тыс. рублей;
- валовая продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. рублей;
- валовая продукция сельского хозяйства, тыс. рублей;
Показателям, которые имеют абсолютное и относительное значения, присвоены равные значения удельного веса - 0,5, что в итоге позволяет производить интегральную оценку по восьми основным параметрам развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.
Оценка инвестиционной привлекательности строится путем ранжирования муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в порядке убывания по значениям интегральных индексов, которые рассчитываются следующим образом.
1. Числовые значения прямых показателей (положительная динамика определяется увеличением значения показателя) переводятся в отнормированные значения (Хнорм):
Х^норм (Xi Xmin)/ (Xmax XmmX
где:
Xi - значение показателя муниципального района (городского округа) Республики Татарстан;
Xmin - минимальное значение показателя среди всех муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по группе муниципальных образований);
Xmax - максимальное значение показателя среди всех муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по группе муниципальных образований).
2. Числовые значения обратных показателей (положительная динамика определяется уменьшением значения показателя) переводятся в отнормированные значения (Хнорм):
Хнорм (Х Xmax)/(Xmin Xmax)
3. Определяется сумма отнормированных значений показателей, имеющих абсолютные и относительные значения, по каждому муниципальному району (городскому округу) Республики Татарстан.
Ы _ (yin + yim ) /2
^ норм норм норм^2^
где:
Х"норм - отнормированное абсолютное значение показателя;
Хтнорм - отнормированное относительное значение показателя;
4. Суммируются отнормированные показатели без абсолютных значений с отнормированны-ми показателями, обладающими абсолютными и относительными значениями (Ы норм):
норм = Ж норм норм
где:
Х\орм - отнормированный показатель без абсолютного значения;
Ынорм - сумма отнормированных значений абсолютных и относительных показателей;
5. Определяется сводный индекс (Ii):
I = ^норм /9 (для муниципальных районы) * 100 %,
1 = ^норм/8 (для городских округов) *100 %,
где:
^норм - сумма отнормированных значений показателей.
Необходимо отметить, что в данной методике не применяется технология взвешивания показателей по их значимости в связи с тем, что экспертным путем установлено, что все показателям имеют равноценное влияние на результирующие оценки инвестиционной привлекательности районов Республики Татарстан.
По сводному индексу проводится ранжирование, муниципальному району (городскому округу) Республики Татарстан с наилучшим значением индекса (наибольшее значение в рассматриваемом ряду) присваивается первое место, а муниципальному району (городскому округу) Республики Татарстан с наихудшим значением присваивается последнее место.
После проведения математических расчетов оценок инвестиционной привлекательности ведется построение картографической схемы с делением по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан. Для наиболее иллюстрационного представления производится дифференцированная окраска муниципальных районов в зависимости от степени инвестиционной привлекательной в той или иной сфере. Разделение происходит условно на три группы: черным цветом выделяются территориальные единицы с наиболее высокой степенью инвестиционной привлекательности; серым цветом - со средним уровнем инвестиционной привлекательности; белым цветом - с низким уровнем инвестиционной привлекательности в соответствующей категории.
В первую группу с высокой степенью инвестиционной привлекательности в промышленности вошли Альметьевский, Камско-Устьинский, Нурлатский, Кукморский, Бавлинский, Чистопольский, Пестречинский, Азнакаевский, Кайбицкий, Мензелинский районы, а также г. Казань (рис. 1).
Основной причиной высокой степени инвестиционной привлекательности в большинстве указанных районов является то, что на данных территориях расположены запасы полезных ископаемых, таких как нефть, гипс, торф и другие.
Как показывает анализ, общий объем выпуска товаров и услуг за первое полугодие 2013 г. предприятий и организаций первой группы районов составляет 421,5 млрд рублей, что составляет 42,1 % от общего объема выпуска товаров и услуг за этот же период по всей Республике Татарстан.
Добавленная стоимость за первое полугодие 2013 г предприятий и организаций первой группы районов составляет 358,1 млрд рублей, что составляет 54,2 % от общего объем выпуска товаров и услуг за этот же период по всей Республике Татарстан.
Средний индекс промышленного производства в первом полугодии 2013 г. предприятий и организаций первой группы районов составляет 121,2 %, в то время как по всей Республике Татарстан указанный индекс составляет 101,6 %.
В третью группу с наиболее низкой степенью инвестиционной привлекательности, которые на карте выделены белым цветом, вошли такие районы, как Тукаевский, Высокогорский, Лаишевский, Алькеевский, Агрызский, Алексеевский, Рыбно-Слободский, Нижнекамский, Тюлячинский, Балтасинский.
Бапгасинский
Актанышский
Рис. 1. Оценка инвестиционной привлекательности в промышленности
Эти районы характеризуются развитой сельскохозяйственной инфраструктурой. В данных районах республики формируются максимально комфортные условия для развития сельского хозяйства, в том числе уделяется серьезное внимание экологии. В связи с этим является нецелесообразным развивать в данных районах промышленность, способствующую загрязнению окружающей среды.
Как показывает анализ, общий объем выпуска товаров и услуг за первое полугодие 2013 г. предприятий и организаций третьей группы районов составляет 19,4 млрд рублей, что составляет 2,02 % от общего объема выпуска товаров и услуг за этот же период по всей Республике Татарстан (рис. 2).
Первая группа; 43,75%
Вторая группа; 54,23%
Третья группа; 2,02%
Рис. 2. Доли общего объем выпуска товаров и услуг по группам районов Республики Татарстан
Добавленная стоимость за первое полугодие 2013 г. предприятий и организаций третьей группы районов составляет 6,1 млрд рублей, что составляет 1,72 % от общего объем добавленной стоимости за этот же период по всей Республике Татарстан. Средний индекс промышленного производства в первом полугодии 2013 г. предприятий и организаций третьей группы районов составляет 80,37 %, в то время как по всей Республике Татарстан указанный индекс составляет 101,6 % (рис. 3).
Таким образом, можно сделать выводы о том, что руководителям органов местного самоуправления третьей группы районов Республики Татарстан следует обратить особое внимание на развитие отраслей промышленности в своих районах с целью дальнейшего привлечения инвестиционных ресурсов.
Рис. 3. Индексы промышленного производства по группам районов Республики Татарстан
156 Р.А. Мустафин, Г.Н. Булатова
2014. Вып. 2 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
В результате проведения оценки инвестиционной привлекательности в сельском хозяйстве получены следующие результаты (рис. 4).
В первую группу с высокой степенью инвестиционной привлекательности в сельском хозяйстве вошли Тукаевский, Пестречинский, Лаишевский, Черемшанский, Тюлячинский, Муслюмовский, Сабинский, Спасский, Мензелинский, Новошешминский районы. Указанные районы характеризуются не только благоприятными природными условиями и плодородной почвой, но и положительной динамикой развития сельского хозяйства. Руководством районов создаются максимально комфортные условия для развития малых и средних сельскохозяйственных предприятий.
балтасинский
Атнинекий
Высокая Средняя Низкая
Бавлинский
Рис. 4. Оценка инвестиционной привлекательности в сельском хозяйстве
Общий объем производства продукции животноводства первой группы районов Республики Татарстан составляет 953 062 центнеров, что составляет 55,87 % от общего объема произведенной продукции животноводства по всем районам Республики Татарстан. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства первой группы районов Республики Татарстан составляет 98,88 млрд рублей, что составляет 42,64 % от общего объема валовой продукции сельского хозяйства по всем районам Республики Татарстан. Валовая продукция сельского хозяйства на душу первой группы районов Республики Татарстан составляет 16,5 тыс. рублей, в то время как средняя валовая продукции сельского хозяйства по всем районам Республики Татарстан составляет 11,57 тыс. рублей.
Республика Татарстан имеет значительную территорию, располагающую разнообразными природными условиями и ресурсами, она неоднородно заселена и освоена с точки зрения развития агропромышленного комплекса. Поэтому в пределах республики можно условно выделить следующие регионы, характеризующиеся определенной специализацией хозяйств территории и специфическим его размещением: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Предволжье, Предкамье, Закамье.
Северо-Западный регион находится на северо-западе республики, занимая право- и левобережье Волги, площадь 10,8 тыс. км2. Это всего 16 % территории Татарстана. В его составе его семь административных районов - Зеленодольский, Верхне-Услонский, Лаишевский, Пестречинский, Высокогорский, Атнинский и Арский.
Северо-Западный регион имеет разветвленную транспортную систему, представленную всеми видами транспорта, за исключением морского. Через этот район проходят железные, автомобильные, трубопроводные, водные и воздушные пути по всем направлениям, но основное - запад-восток.
Северо-Восточный регион занимает северо-восточную часть республики по обеим берегам реки Камы площадью 16,27 тыс. км2 (24 % Татарстана). В его состав входят десять административных районов - Тукаевский, Нижнекамский, Заинский, Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Мензе-линский, Актанышский, Муслюмовский, Сармановский. Регион находится в лесной и лесостепной зонах, имеет плодородные почвы, умеренно континентальный климат с достаточно теплым летом, располагает лесными, водными и минеральными ресурсами (нефть, попутные газы, строительные материалы, минеральные воды). Наиболее плотно заселены Тукаевский и Нижнекамский районы, располагающие основными промышленными мощностями северо-востока.
Юго-Восточный район занимает территорию в бассейнах рек Зай и Ик площадью 9,97 тыс. км2 (14,7 % территории Республики Татарстан), и в него входят шесть административных районов - Аль-метьевский, Бугульминский, Лениногорский, Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский.
Закамский регион находится на юге Западного Закамья, занимает площадь 14,1 тыс. км2 (20,8 % республики). В состав региона входят восемь административных районов - Чистопольский, Алексе-евский, Алькеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Спасский, Нурлатский и Черемшанский.
Предкамье занимает среднее положение на севере Татарстана между Северо-Западным и Северо-Восточным индустриальными регионами, расположено в пределах правобережья Камы к западу от Вятки и имеет площадь 9,17 тыс. км2 (13,5 % территории республики). В него входят шесть административных районов - Балтасинский, Кукморский, Сабинский, Тюлячинский, Мамадышский и Рыбно-Слободский.
Предволжье расположено в пределах Приволжской возвышенности, его площадь 7,45 тыс. км2 (11 % территории республики). В район входят 6 административных районов - Апастовский, Буин-ский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский и Тетюшский.
Анализ по каждому региону показывает, что муниципальные районы первой группы имеются в Закамском регионе (3), Предкамье (2), Северо-Восточном (3), Северо-Западном (2) регионах.
В третью группу с наиболее низкой степенью инвестиционной привлекательности в сельском хозяйстве вошли такие районы, как Аксубаевский, Высокогорский, Бавлинский, Бугульминский, Ела-бужский, Заинский, Балтасинский, Актанышский, Альметьевский, Азнакаевский, Арский.
Как показано на рис. 5, доля производства продукции животноводства третьей группой районов составляет 8,7 %.
третья группа;
8,69% \
вторая группа;
35,44%
первая группа;
55,87%
Рис. 5. Доля производства продукции животноводства группами районов Республики Татарстан
Доля валовой продукции сельского хозяйства третьей группы районов Республики Татарстан 15,71 % (рис. 6).
Средняя валовая продукция сельского хозяйства на душу по третьей группе районов Республики Татарстан составляет 7,66 центнеров, в то время как средний уровень по республике составляет 11,57 центнеров (рис. 7).
Необходимо отметить, что среди указанных районов есть районы, которые специализируются в основном только на сельскохозяйственном производстве, это такие районы, как Высокогорский, Бав-линский, Балтасинский, Актанышский, Арский. Попадание данных районов в третью категорию по инвестиционной привлекательности в сельском хозяйстве говорит о недостаточной слаженно работе их руководителей по развитию наиболее важного направления.
Рис. 6. Доля валовой продукции сельского хозяйства по группам районов Республики Татарстан
Средняя по РТ первая группа вторая группа третья группа
Рис. 7. Валовая продукция сельского хозяйства на душу по группам районов Республики Татарстан
В результате проведения оценки инвестиционной привлекательности в сфере торговли и общественного питания получены следующие результаты (рис. 8).
В первую группу с высокой степенью инвестиционной привлекательности в сфере торговли и общественного питания вошли города Казань и Набережные Челны, а также Спасский, Нижнекамский, Альметьевский, Нурлатский, Лаишевский, Кукморский, Агрызский, Зеленодольский районы.
Высокая степень инвестиционной привлекательности в сфере торговли и общественного питания в городах Казани и Набережные Челны связана с развитой социальной инфраструктурой и большим количеством проживающего в этих городах населения. Учитывая, что Нижнекамск, Альметьевск и Зеленодольск являются крупными городами Республики Татарстан, районы с указанными районными центрами вошли в первую группу. Из-за положительной динамики развития сферы торговли и общественного питания в первую группу также вошли Спасский, Нурлатский, Лаишевский, Кукморский, Агрызский районы.
В группу с наиболее низкой степенью инвестиционной привлекательности в сфере торговли и общественного питания вошли такие районы, как Камско-Устьинский, Кайбицкий, Аксубаевский, Заинский, Дрожжановский, Мензелинский, Ютазинский, Алькеевский, Атнинский, Балтасинский, Новошешминский.
В большинстве указанных районов райцентрами являются относительно небольшие города либо поселки городского типа. Однако в эту группу вошел Заинский район с районным центром в г. За-инске с численностью населения более 58 тыс. человек. Это сигнал о том, что в этом городе уделяют недостаточное внимание развитию предпринимательства в сфере торговли и общественного питания.
балтасинский
Атнинский
Арский
южогорский Сабинский'
Казань
ш&ский ] Пестречинский
Тюлячинский
Менделеевски
Берхнеусл»некий
Кайбицкий
Апастовский
Камско-Устьинский,
Елабужский
Мамадышскии Набережные Челны
Менэелинскцй
Рыбно-Спободской
Тукаевский
буинский
Дрожжановский
Тетюшски!
■ ■
■ т
Чистопольский
Алексеевский ЖвоШеш]
Алькеееск^'
Высокая Средняя Низкая
Актанышский
вошешшноп
субаевски|
Черемшанский
Муслюмовский Сармановский
Альметьевский Азнакаевский
Лениногорский
Ютазинский
Бугульми
Бавлинский
Рис. 8. Оценка инвестиционной привлекательности в сфере торговли и общественного питания
В данном исследовании проведена комплексная интегральная оценка инвестиционной привлекательности районов и городских округов Республики Татарстан (рис. 9).
Зеленодольский
Верхнеуслонский
Кайбицкий
Апастовский
Камско-Устьинский
Балтасинский
Атнинский
Арский
} Сабинский
ячинский
Кукморсхий
^ Менделеев
Агрызский
вский
Мамадышскии Рыбно-Спободской
.Елабужский
Набережны елны
ЧИСТОПОЛЬСКИЙ] Алексеевский
Буинский Дрожжановский Тетюшский
Спасский
Алькеевскиь
Актанышский
Мензелинский
Муслюмовский Сармановский
Аксубаевски!
Черемшански
Альметьевский Азнакаевский
мЛШмВШ
Нурлатский
Высокая Средняя Низкая
Ютазинский
Лениногорский
Бугульминскии
"«■я
Бавлинский
Рис. 9. Интегральная оценка инвестиционной привлекательности районов и городских округов
Республики Татарстан
2014. Вып. 2 БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
В первую группу вошли города Казань, Набережные Челны, а также Альметьевский, Лаишев-ский, Нижнекамский, Тукаевский, Новошешминский, Пестречинский, Тюлячинский, Менделеевский, Елабужский районы.
Инвестиционная привлекательность указанных городов и районов Республики Татарстан обоснована наличием республиканских институтов развития. В состав республиканских институтов развития входят Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», Технополис «Химград», пять индустриальных парков, девять технопарков, пять инвестиционных и венчурных фондов.
В настоящее время назрел вопрос о создании информационно-аналитических ресурсов, позволяющих потенциальным инвесторам объективно и быстро оценить потенциал будущих проектов, предоставляющих аналитическую информацию об объектах инвестирования и возможностях развития территорий.
Система должна позволять получить актуальные данные, необходимые для оценки доходности вложения средств и конкурентного окружения, потенциального спроса на объект, перспективного развития территории, а также информацию о технической возможности реализации проекта.
В данной работе подготовлены предложения по созданию специализированной геоинформационной системы «Инвестиционный портал Республики Татарстан», позволяющей эффективно осуществлять презентацию инвестиционного потенциала Республики Татарстан российским и западным инвесторам с целью привлечения инвестиций в республику. Работы по созданию указанного ресурса были начаты в 2011 г., рабочее название - «Инвестиционная карта Республики Татарстан» [4]. В настоящее время Министерством информатизации и связи Республики Татарстан осуществляются техническая разработка и внедрение системы в органах государственного управления Республики Татарстан. Указанная геоинформационная система должна стать центральным информационным ресурсом Татарстана в инвестиционной сфере и площадкой для встреч представителей власти, инвесторов и инициаторов инвестиционных проектов.
Для оперативного управления органам государственной власти любого уровня требуется привлечение в сжатые сроки очень разнородной (геологической, экологической, экономической и т. п.) информации, в том числе координатно привязанной. Эта информация представляется в удобной для анализа форме и обеспечивает принятие наиболее оптимальных управленческих решений. Именно с помощью геоинформационных систем сегодня создаются базы пространственных данных, сочетающие в себе графическое и атрибутивное представление разнородной информации, а также обеспечивающие возможность пространственного анализа данных и представление его результатов в наиболее привычной для пользователей форме (в виде графиков, диаграмм, таблиц, карт) [5].
Таким образом, после проведения математических расчетов оценок инвестиционной привлекательности построены картографические схемы с делением по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан для наиболее иллюстративного представления степени их инвестиционной привлекательности. Интегральная оценка показала, что в первую группу с наиболее высокой степенью инвестиционной привлекательности вошли города Казань, Набережные Челны, а также Альметьевский, Лаишевский, Нижнекамский, Тукаевский, Новошешминский, Пестречинский, Тюля-чинский, Менделеевский, Елабужский районы. Кроме того, в целях эффективного взаимодействия органов государственного и муниципального управления с потенциальными инвесторами необходимо внедрение современных информационных технологий. В данной работе предложено создание специализированного интернет-ресурса «Инвестиционный портал Республики Татарстан». В среднесрочной перспективе результаты внедрения проектов на базе современных геоинформационных технологий внесут весомый вклад в социально-экономическое развитие республики, повысят качество жизни граждан и найдут отражение в показателях оценки инвестиционного климата региона. Создание и внедрение «Инвестиционного портала Республики Татарстан» позволит снять информационные барьеры на пути внешних инвестиций в республику и, как следствие, улучшат инвестиционный климат республики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан» за январь-декабрь 2013 года. Казань: Изд. центр Татарстанстат, 2014.
2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстат). Электрон. дан. РТ.-2014. URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/publications/ official_publications/electr/
3. Министерство экономики Республики Татарстан. Электрон. дан. РТ.-2014. URL: http://mert.tatarstan.ru/rus/ info.php?id=544609/
4. Сафиуллин Р.З., Рубцов В.А., Мустафин Р.А., Сидоров В.П. Формирование единой геоинформационной системы органов государственной власти в рамках электронного правительства как инструмента повышения конкурентоспособности Республики Татарстан (часть 1) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2011. Вып. 4. С. 132-139.
5. Мустафин Р.А., Рубцов В.А. О развитии геоинформационных технологий в органах государственной власти Республики Татарстан // Экологический консалтинг. 2011. № 1. С. 16-25.
Поступила в редакцию 09.04.14
R.A. Mustafin, G.N. Bulatova
INTEGRAL ASSESSMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGIONS
AND URBAN DISTRICTS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN USING GIS TECHNOLOGIES
This article is dedicated to the development and application of geoinformation systems which enable potential investors to make an objective assessment of investment attractiveness of individual territories, to analyze and forecast the development of business on the territory of a particular region, city or area with all the necessary conditions which are optimal for conducting this type of activity and allocation of productive forces. The urgency of this question is connected with the absence of the real tool of attraction of investments and the increase of their competitiveness in Russian regions. The purpose of the study is the definition of territorial differences of investment potential of municipal regions and city districts of the Republic Tatarstan and the mechanisms for its improvement. The object of research is the territory of the Republic of Tatarstan with its unique physical-geographical characteristics and socio-economic status. In the present work we use the following traditional geographic methods: a map (based on the methodological foundations of thematic and integrated mapping, the achievements in the field of geoinformation technologies), the comparative descriptive method of spatial analysis, statistics. In the study we developed the method of sectorial and integral estimations of the investment appeal of regions and city districts in the Republic Tatarstan with the use of GIS technologies. According to statistical reports for 2013 this technique made it possible to arrange districts and urban areas of the republic and to group them in terms of investment attractiveness. We also proposed the establishment of the specialized geoinformation system "Investment portal of the Republic of Tatarstan" which permits to effectively present the investment potential of the Republic of Tatarstan to Russian and Western investors.
Keywords: investments, investor, geoinformation system, competitiveness, investment map, e-government, spatial data.
Мустафин Рафаил Анварович, ассистент кафедры географии и картографии Института экологии и географии
ФГАОУ ВПО «Казанский федеральный университет», 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 E-mail: Rafail.Mustafin@tatar.ru
Булатова Гульнара Нуровна, кандидат географических наук
ФГУП «ЦНИИгеолнеруд»
420097, Россия, г. Казань, ул. Зинина, 4
E-mail: Vladimir.Rubtzov@ksu.ru
Rafail A.M., Assistant of Department of Geography and Cartography Institute of Ecology and Geography
Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya st., 18, Kazan, Russia, 420008 E-mail: Rafail.Mustafin@tatar.ru
Bulatova G.N., Candidate of Geography
CRIgeolnerud
Zinina st., 4, Kazan, Russia, 420097 E-mail: Vladimir.Rubtzov@ksu.ru