ИНТЕГРАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Слепов Владимир Александрович
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Арсланов Альберт Фаитович
кандидат экономических наук,
главный специалист
Первого Чешско-Российского банка.
Адрес: Первый Чешско-Российский
банк, 119454, Москва,
ул. Лобачевского, д. 27.
E-mail: [email protected]
В статье впервые в российской экономической литературе дается интегральная трактовка понятия «национальная финансовая политика». Такой подход позволяет рассматривать ее как многокомпонентную, комплексную, взаимосвязанную систему, включающую денежно-кредитную политику, бюджетную политику и политику мегарегулятора финансового рынка. Это обеспечивает гармонизацию разработки и реализации государственных мер в денежно-кредитной, бюджетной сферах и на финансовом рынке. Исследованы предпосылки формирования особенностей финансовой политики в условиях экономической глобализации и нарастания макроэкономической неопределенности. Основные из них -уровень развития национальной эко-
INTEGRATED NATIONAL FINANCIAL POLICY AND ITS CHARACTERISTICS UNDER MODERN CONDITIONS
Slepov, Vladimir A.
Doctor of Economic, Professor, Head of the Department for Finance and Prices of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Arslanov, Albert F.
RhD, the Chief specialist of the
First Czech-Russian Bank.
Address: The First Check-Russian Bank,
27 Lobachevskiy Str., Moscow, 119454,
Russian Federstion.
E-mail: [email protected]
For the first time in Russian economics literature the article provides the integral interpretation of the notion 'national finance policy'. This approach gives an opportunity to perceive it as a multi-component, comprehensive, interconnected system, which includes monetary and credit policy, budget policy and policy of finance market mega-regulator. It could ensure harmonization of the development and implementation of state measures in monetary - credit and budget fields and on finance market. The authors investigate the pre-requisites of shaping the specific features of finance policy in conditions of economic globalization and growing macro-economic uncertainty. The key factors: the level of national economy development and its sectoral structure, the interrelation of
номики и специфика ее отраслевой структуры, взаимосвязь финансовой политики ведущих стран. Особое внимание уделяется взаимодействию государственной финансовой политики с финансовой политикой бизнес-структур. Целенаправленное, позитивное воздействие государственной финансовой политики на финансы бизнес-структур является одним из важнейших критериев ее эффективности.
Ключевые слова: национальная финансовая политика, факторы финансовой политики, риски финансовой политики, особенности финансовой политики.
В настоящее время в массовом экономическом сознании сложилось представление о самостоятельности и обособленности денежно-кредитной политики, бюджетной политики, политики управления финансовым рынком. Между тем стремительное развитие экономической и финансовой глобализации все чаще натыкается на несостыковки и даже противоречия в проведении мер в денежно-кредитной, бюджетной и рыночных сферах. Экономика стран мира вплотную подошла к необходимости их координации для достижения синергетического эффекта. Созрела идея об интеграционном подходе к пониманию сути категории «национальная финансовая политика».
Под национальной государственной финансовой политикой понимается система мер, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти в денежно-кредитной и бюджетных сферах, на финансовом рынке. Соответственно, реализация финансовой политики в ее интегральной трактовке обеспечивается центральным банком, министерством финансов, мегарегулятором финансового рынка. Их деятельность должна быть направлена на развитие национальной экономики, повышение эффективности финансовой системы и финансового рынка.
Интегральный подход к трактовке финансовой политики означает, что она включает три основных элемента: денежно-кредитную политику, бюджетную политику и политику в сфере регулирования финансового рынка. Каждый из указанных элементов имеет собственную структуру (рисунок). Например, денежно-кредитная политика включает политику формирования денежной базы, использующую специ-
finance policy of leading countries. Serious attention is paid to interaction of state finance policy and finance policy of business structures. Determined, positive impact on the part of state finance policy on business structures' finance is one of the most important criteria of its effectiveness.
Keywords: national finance policy, factors of finance policy, risks of finance policy, features of finance policy.
фический набор методов и инструментов; кредитную политику, включающую методы и инструменты предоставления кредитных ресурсов коммерческим банкам, а также процентную и валютную политику, политику управления золотовалютными резервами.
Денежно-кредитная политика
- политика денежного предложения кредитная политика
- валютная политика
- политика управления международными резервами
Бюджетная политика
политика расходов политика доходов
политика управления бюджетным дефицитом политика управления государственным долгом
Политика мегарегулятора финансового рынка
политика регулирования рынка акций и облигаций
- политика регулирования рынка деривативов
- политика регулирования рынка структурированных инструментов
Рис. Структура финансовой политики
Все элементы финансовой политики связаны между собой и нуждаются в координации. При этом учитываются предпосылки для их формирования:
- объективные основы формирования особенностей национальной финансовой политики;
- значение субъективного фактора в проявлении особенностей финансовой политики;
- методы выявления особенностей финансовой политики;
- взаимосвязи особенностей финансовой политики с состоянием реального сектора экономики;
- учет состояния финансового сектора при проведении финансовой политики;
- структура финансовой политики;
- взаимодействие государственной финансовой политики с финансовой политикой бизнес-структур;
Государственная финансовая политика
- временной интервал проявления конкретных особенностей финансовой политики;
- влияние на разработку и реализацию национальной финансовой политики состояния мировой экономики;
- координация финансовой политики ведущих стран.
Объективные основы формирования особенностей национальной финансовой политики определяются спецификой исторического развития экономики в целом и финансовой сферы в частности. В свою очередь, специфика исторического развития национальной экономики зависит от наличия природных ресурсов, в том числе являющихся предметом экспорта, а также от уровня развития национальной промышленности и емкости внутреннего рынка. Указанные факторы определяют интенсивность и устойчивость денежных потоков в национальной экономике. Для целей макроэкономического анализа особое значение имеет специфика денежных потоков, формирующихся в национальной экономике и поступающих из международной экономической системы.
Основой формирования денежных потоков в национальной экономике является создаваемая в ней добавленная стоимость. Ее рост предполагает повышение интенсивности денежных потоков и, как следствие, увеличение денежного предложения со стороны центрального банка. Динамика доходов домашних хозяйств и корпораций обусловливает особенности национальной бюджетной политики как элемента финансовой политики. Высокие темпы роста доходов хозяйствующих субъектов позволяют повышать гибкость бюджетной политики, в частности, путем снижения государственного и муниципального долга и получения экономии за счет минимизации процентных платежей. Но при проявлении макроэкономической нестабильности перед регулирующими органами возникает задача увеличения бюджетных расходов, в том числе за счет роста государственного долга. Его повышение может быть также связано с необходимостью снижения налогов с доходов домашних хозяйств и компаний для стимулирования платежеспособного спроса.
Таким образом, формирование денежных потоков в национальной экономике в силу объективных причин не является устойчивым процессом и находится под сильным воздействием хозяйственной конъюнктуры, определяемой комплексом факторов. Колебания формирующихся в экономике денежных потоков оказывают непосредственное воздействие на такие показатели, как инфляция, процентная ставка, валютный курс, и тем самым предопределяют использование в целях регулирования макроэкономической ситуации мер финансовой политики.
Спецификой конкретных стран является степень стабильности денежных потоков, предопределяемая, в свою очередь, способностью
экономической системы противостоять внешним и внутренним шокам, проявляющимся как на стороне совокупного спроса, так и на стороне совокупного предложения. Очевидно, что воздействие таких шоков на макроэкономическую ситуацию в целом и на интенсивность денежных потоков в частности минимально в странах с диверсифицированной экономикой. Для такой экономики характерен высокий уровень потребления домашних хозяйств и значительный инвестиционный спрос со стороны корпораций.
Иная ситуация складывается в странах с сырьевой экономикой. В таких странах интенсивность денежных потоков зависит не столько от динамики доходов, генерируемых непосредственно в национальной экономике, сколько от доходов, получаемых от экспорта. Соответственно, эти доходы складываются под непосредственным влиянием мировых цен, в частности, цены нефти. Поэтому экономика стран с сырьевым экспортом находится под воздействием конъюнктуры мировых рынков. Для таких стран актуальна задача минимизации влияния мировой конъюнктуры на состояние их хозяйственных систем. В данном случае речь идет об эффективном противодействии переносу флуктуации мировых сырьевых рынков на макроэкономические показатели этих стран.
Одним из инструментов национальной финансовой политики, используемых для достижения этой цели, является создание резервных фондов, аккумулирующих дополнительные доходы при высоких мировых ценах на ресурсы. Еще одним инструментом является регулирование валютного курса, обеспечивающее выравнивание торгового баланса при значительных изменениях мировых цен на сырьевые товары. В условиях сырьевой экономики проявляется противоречивость целей финансовой политики. В частности, приток в страну иностранной валюты приводит к удорожанию национальной валюты и тем самым сдерживает экспорт.
При значительном притоке иностранной валюты центральный банк вынужден регулировать валютный курс путем ее скупки и соответственно эмиссии национальных денег. Это создает угрозу инфляционного процесса. Кроме того, в такой ситуации центральный банк не в состоянии использовать процентную ставку как инструмент политики. Следовательно, сокращается число каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Как считается в современной макроэкономической теории, волатильность процессов, происходящих в хозяйственной системе, является основным источником циклических колебаний.
Значение субъективного фактора в проявлении особенностей финансовой политики состоит в обоснованности ее целей и задач, правильности выбора конкретных методов и инструментов, эффективности задейст-
вованных механизмов и каналов влияния на реальный и финансовый секторы экономики.
Особенностью проявления субъективного фактора при разработке и реализации финансовой политики является ее обоснованность современными теоретическими представлениями о характере процессов, протекающих в финансовой сфере, о взаимосвязях между конкретными элементами экономических механизмов, о взаимодействии денежного, кредитного, валютного и фондового рынков. Субъективный фактор проявляется в конкретных решениях рыночных регуляторов: центральных банков, министерств финансов и мегарегуляторов финансовых рынков. Специфика решений каждого из них может определяться выбором конкретных информационных каналов для воздействия на рациональные ожидания хозяйствующих субъектов и их решения в операционной, инвестиционной, финансовой сферах деятельности.
Согласованность действий управленческих структур зависит от степени рациональности хозяйствующих субъектов и эффективности рынков. Принятие согласованных решений позволяет разрабатывать и реализовывать скоординированную финансовую политику. В ее рамках возможно обеспечение эффективного взаимодействия мер денежно-кредитной и бюджетной политики, а также мероприятий по регулированию финансового рынка. Однако в условиях макроэкономической нестабильности проведение скоординированной политики регуляторов сталкивается со значительными трудностями. Они связаны прежде всего с проявлениями нерациональности в поведении хозяйствующих субъектов. Такие нарушения, на наш взгляд, вызваны резкими изменениями в состоянии макроэкономической среды, противоречивостью и недостаточностью информации, поступающей на рынки в кризисных условиях. Эти же причины порождают проявления неэффективности рынков при формировании цен и котировок ценных бумаг. Их результатом становятся такие рыночные явления, как эффект толпы.
Финансовая политика, адекватная условиям макроэкономической нестабильности, должна учитывать два возможных эффекта, способных проявляться в кризисных условиях: нерационального поведения хозяйствующих субъектов и неэффективности рынков. В рамках такой политики необходимо принимать во внимание не только широкий перечень факторов формирования макроэкономической среды, но и разнонаправленность их действия.
Методы выявления особенностей финансовой политики позволяют определять специфику разработки и реализации этой политики в условиях макроэкономической политики по сравнению с ее разработкой и реализацией при относительно стабильной хозяйственной конъюнктуре. Кроме того, эти методы дают возможность выявлять специфику
национальной финансовой политики по сравнению с аналогичной политикой других стран.
К таким методам относятся:
- сопоставление теоретических основ реализуемой концепции финансовой политики;
- сравнительный анализ целей, задач, показателей реализуемой политики;
- анализ специфики используемого трансмиссионного механизма и его приоритетных каналов;
- сравнение роли рыночных регуляторов в реализации финансовой политики;
- оценка используемых инструментов;
- анализ взаимодействия и координации денежно-кредитной и бюджетной политики, а также политики в сфере регулирования финансового рынка;
- сопоставление структурных элементов денежно-кредитной политики в конкретных условиях макроэкономической среды и в конкретных странах, в том числе политики в сфере денежного предложения, инфляции, процентных ставок, валютного курса;
- сравнительный анализ структурных элементов бюджетной политики в конкретных условиях макроэкономической среды и в конкретных странах, в том числе политики доходов, включая налоговую политику, а также политики расходов, долговой политики;
- сопоставление структурных элементов политики в сфере регулирования финансового рынка, в том числе политики регулирования фондового рынка, рынков производных и структурированных финансовых инструментов.
Комплексное использование методов выявления особенностей финансовой политики позволяет раскрыть ее эволюцию в условиях меняющейся макроэкономической среды, в том числе при возникновении макроэкономической нестабильности.
Взаимосвязи особенностей финансовой политики с состоянием реального сектора экономики имеют особое значение для разработки и реализации действенных мер, направленных на стимулирование платежеспособного спроса в целях преодоления макроэкономической нестабильности.
Связи между состоянием реального сектора и реализуемой финансовой политикой являются как прямыми, так и обратными. Это вызвано тем, что макроэкономическая нестабильность непосредственно проявляется в реальном секторе экономики, в инфляционных тенденциях, снижении ВВП, безработице, неустойчивости платежного баланса, высоких процентных ставках, падении курса национальной валюты.
Традиционной мерой воздействия в рамках финансовой политики на состояние реального сектора является снижение процентной ставки в целях увеличения объема кредитования и расширения на этой основе совокупного платежеспособного спроса. Как показывает практика реализации финансовой политики в развитых странах, эта мера далеко не всегда бывает эффективной. В частности, ее использование в Японии в 90-е гг. ХХ в. и в США, Великобритании и еврозоне в первом десятилетии XXI в. не привело к ожидаемым результатам. Очевидно, что снижение процентной ставки как мера стимулирования платежеспособного спроса недостаточно действенна в условиях экономики с высоким уровнем потребления домашних хозяйств. Неэффективность этой меры стимулирования в развитых странах также связана с переносом крупными компаниями производств из указанных стран в Юго-Восточную Азию в целях минимизации затрат на рабочую силу.
Важным каналом взаимодействия финансовой политики и реального сектора является курсообразование. Экспансионистская денежно-кредитная политика как элемент финансовой политики приводит к росту денежного предложения и, соответственно, снижению курса национальной валюты, тем самым расширяя экспортные возможности реального сектора.
Обратные связи обеспечивают воздействие реального сектора на финансовую политику. Так, развитие инновационных производств обеспечивает рост экспортной выручки, а ее поступление на национальный рынок влияет на курс валюты и объем золотовалютных резервов. Устойчивое развитие компаний реального сектора также является условием повышательной динамики фондового рынка и притока иностранных инвестиций.
Учет состояния финансового сектора при проведении финансовой политики позволяет выявить характерные особенности финансовой политики и направления ее совершенствования, адекватные условиям макроэкономической нестабильности. В частности, расширение этого сектора является важным фактором увеличения денежного предложения. В свою очередь такое расширение способно оказать заметное влияние на динамику процентной ставки.
В большинстве развитых стран финансовый сектор находится под управляющим воздействием мегарегуляторов финансового рынка. Эти структуры уполномочены издавать нормативные документы по регулированию конкретных сегментов рынка. Создание мегарегулято-ров предопределено интеграционными процессами между секторами финансового рынка, в результате которых появились сложные инструменты. Сделки с такими инструментами могут проводиться в нескольких сегментах финансового рынка.
Деятельность мегарегуляторов внесла упорядоченность в регулирование отдельных сегментов рынка. Проводимая данными структурами политика стала важным элементом общей финансовой политики. Однако, как показал глобальный кризис, большое значение для устойчивости финансового рынка имеют меры, реализуемые центральными банками. В этом состоит существенная особенность финансовой политики в условиях макроэкономической нестабильности. В частности, при расширении кризисных явлений центральные банки предпринимают меры по обеспечению поддержки национальных финансовых рынков, резко увеличивая денежное предложение. Такая поддержка позволяет стабилизировать динамику биржевых котировок, обеспечить функционирование конкретных сегментов финансового рынка, на которых в кризисных условиях происходит резкое снижение операций.
В условиях глобального кризиса центральные банки проявили себя как основные элементы финансового сектора, от действий которых в значительной степени зависит его устойчивое функционирование. Тем не менее важно учитывать, что взаимодействие политики, проводимой центральными банками, бюджетными ведомствами и ме-гарегуляторами, имеет как прямые, так и обратные связи с финансовым сектором. Повышательная динамика объема операций в этом секторе является важным показателем роста потребности в денежной ликвидности. Кроме того, налоги, выплачиваемые структурами финансового сектора, составляют важный источник доходных поступлений бюджетной системы.
Учет состояния финансового сектора при разработке и реализации финансовой политики предопределяет ее существенные особенности, проявляющиеся на конкретных фазах экономического цикла. В частности, переход экономики от фазы подъема к фазам кризиса и депрессии предполагает смену моделей финансовой политики, т. е. переход в общем случае от рестрикционной политики к экспансионистской (стимулирующей).
Структура финансовой политики, сложившаяся в большинстве стран, в том числе в России, отражает развитие национальных хозяйственных систем в условиях открытой экономики. Основными элементами финансовой политики являются денежно-кредитная, бюджетная, а также политика мегарегулятора финансового рынка. В свою очередь к составным сегментам денежно-кредитной политики относятся политика денежного предложения (в том числе формирование денежной базы), кредитная, процентная, валютная, политика управления золотовалютными резервами.
Элементами бюджетной политики являются политика доходов (включающая налоговую политику и политику управления доходами от государственной собственности), политика расходов, политика
управления бюджетным дефицитом (профицитом) и государственным долгом. Политика мегарегулятора финансового рынка включает политику регулирования рынка акций и рынка облигаций (в том числе государственных), рынка деривативов, рынка структурированных финансовых инструментов, рынка кредитных дефолтных свопов. Специфика регулирования этих рынков предопределяется конкретными фазами экономического цикла.
Следует отметить наличие прямых и обратных связей между основными элементами финансовой политики. В частности, политика денежного предложения тесно связана с политикой управления государственным долгом, поскольку скупка центральным банком правительственных облигаций выступает одним из методов денежной эмиссии. Операции центральных банков с этими облигациями также воздействуют на процентную ставку. Соответственно, последствия таких операций должны согласовываться с процентной политикой.
Таким образом, структура финансовой политики и взаимодействие между ее элементами способны предопределять важные особенности финансовой политики отдельных стран.
Взаимодействие государственной финансовой политики с финансовой политикой бизнес-структур представляет большой интерес для исследования особенностей финансовой политики, поскольку позволяет выявить последствия реализованной политики, оказывающие непосредственное воздействие на бизнес-структуры. Анализ таких взаимодействий дает возможность выявлять особенности финансовой политики, направленной на повышение конкурентоспособности национального бизнеса. Ее специфика состоит в обеспечении доступности кредитных ресурсов, процентных ставках, адекватных уровню рентабельности, валютной политике, учитывающей интересы экспортеров и импортеров. Государственная финансовая политика способна создавать необходимые условия для международной экспансии национального капитала, его активного участия в слияниях и поглощениях.
Целенаправленное воздействие государственной финансовой политики на финансы бизнес-структур представляет собой одно из важнейших критериев ее эффективности. Направленность на решение этой задачи - характерная особенность финансовой политики, осуществляемой в условиях макроэкономической неустойчивости. Стабилизация финансов бизнес-структур мерами финансовой политики является важнейшим условием преодоления кризисных явлений и выхода на траекторию экономического роста.
Следует заключить, что анализ взаимодействия государственной финансовой политики с финансовой политикой бизнес-структур позволяет выявить специфические особенности государственной политики и обеспечить преодоление макроэкономической нестабильности.
Временной интервал проявления конкретных особенностей финансовой политики связан с дискретностью реализуемых мер и последствий их влияния на макроэкономические показатели. Такие последствия могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Анализ временного интервала реализуемых мер особенно важен при разработке финансовой политики для условий значительных циклических колебаний. В этой связи следует отметить, что конкретные особенности финансовой политики определяются спецификой циклического развития хозяйственной системы. Изменения в протекании экономического цикла предопределяют своевременную смену модели финансовой политики. Изменения ее режимов и учет временных интервалов мер, реализуемых при ее осуществлении, особенно актуальны для сырьевых экономик. Колебания мировых цен на энергоносители предопределяют необходимость оперативной корректировки применяемых мер финансовой политики. При этом особое значение имеет учет интервала, на котором проявляются последствия таких мер, т. е. их воздействие на макроэкономические показатели.
Влияние на разработку и реализацию национальной финансовой политики состояния мировой экономики имеет особое значение в условиях финансовой глобализации и транснационализации бизнес-структур. Это обстоятельство предопределяет существенные особенности национальной финансовой политики. Открытость экономики резко снижает эффективность мер по стимулированию платежеспособного спроса, поскольку может приводить не к увеличению производства национальных компаний, а к росту импорта. Эта ситуация вызывает необходимость существенной корректировки национальной финансовой политики, обеспечения ее направленности на решение проблем национальной хозяйственной системы. Изучение специфики национальной финансовой политики в условиях открытой экономики позволяет выявить ее существенные особенности, состоящие, в частности, в тесной координации основных элементов, направленности на взаимодействие с национальными бизнес-структурами.
Координация финансовой политики ведущих стран, осуществляемая, в частности, в рамках «Группы двадцати», позволяет избегать использования протекционистских мер в условиях кризисных явлений. Обязательства, взятые странами - членами этой группы, направлены на упорядочение мер, осуществляемых в рамках финансовой политики, на предотвращение угрозы валютных войн. Соответственно, анализ как решений «Группы двадцати», так и их исполнения позволяет выявить специфические особенности финансовой политики, реализуемой в условиях макроэкономической нестабильности.
Список литературы
1. Клейнер Г. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. - 2013. -№ 6.
2. Колесов А. С. О сущности эффективности финансовой политики // Финансы. - 2012. - № 9.
3. Осадчая И. Эволюция современной макроэкономической теории // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. -№ 2.
4. Рыбаков Р. О типологии экономической политики // Экономист. - 2013. - № 11.
5. Сенчагов В. К. Модернизация финансовой сферы // Вопросы экономики. - 2011. - № 3.
6. Слепов В. А. Генезис теории и практики экономических механизмов // Наука и практика. - 2012. - № 1.
7. Солянникова С. Управление государственными финансами: заявленные принципы и реальность / / Экономист. - 2014. - № 4.
References
1. Kleyner G. Sistemnaya ekonomika kak platforma razvitiya sovremennoy ekonomicheskoy teorii [Systemic Economics as a Base for the Modern Economic Theory Development], Voprosy ekonomiki, 2013, No. 6. (In Russ.).
2. Kolesov A. S. O sushchnosti effektivnosti finansovoy politiki [On the Essence of Effective Financial Policy], Finansy [Finance], 2012, No. 9. (In Russ.).
3. Osadchaya I. Evolyutsiya sovremennoy makroekonomicheskoy teorii [Evolution of Modern Macroeconomic Theory], Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2008, No. 2. (In Russ.).
4. Rybakov R. O tipologii ekonomicheskoy politiki [On Typology of Economic Policy], Ekonomist, 2013, No. 11. (In Russ.).
5. Senchagov V. K. Modernizatsiya finansovoy sfery [Modernization of Financial Sphere], Voprosy ekonomiki, 2011, No. 3. (In Russ.).
6. Slepov V. A. Genezis teorii i praktiki ekonomicheskikh mekhanizmov [Theory and Practice of Economic Mechanisms Genesis], Nauka i praktika [Science and Practice], 2012, No. 1. (In Russ.).
7. Solyannikova S. Upravlenie gosudarstvennymi finansami: zayavlennye printsipy i real'nost' [Government Finance Management: Declared Principles and Reality], Ekonomist [The Economist], 2014, No. 4. (In Russ.).