Klemasheva Elena Igorevna
THE TOOLS OF REPRODUCTION ..
economic sceinces
УДК 330.341.12
ИНСТРУМЕНТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА И СТИМУЛИРОВАНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В НОВУЮ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ
© 2018
Клемашева Елена Игоревна, лаборант Международной научно-образовательной лаборатории технологий улучшения благополучия пожилых людей Национальный исследовательский Томский политехнический университет (634004, Россия, Томск, улица Белинского, 55, e-mail: eik15@tpu.ru)
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена дисбалансом в действующей российской социально-экономической системе. Существующий дисбаланс является отрицательными экстерналиями рыночной трансформации и требует скорейшей корректировки модели роста и развития экономики в условиях, когда структурная устойчивость и научно-технологическое развитие индустриально развитых экономик связаны с выдвижением индустриальной базы на позицию определяющего фактора при кардинальном изменении роли человеческого капитала в процессе индустриального развития экономики. Целью данной работы является формирование комплекса инструментов активизации вовлечения человеческого капитала в процесс новой индустриализации экономики, направленный на формирование и развитие инновационных компонент человеческого потенциала с последующей их капитализацией в научно-технологической сфере экономики. Новая индустриализация рассматривается как процесс структуро-образования, направленный на увеличение удельного веса индустриального комплекса в структуре экономики. В результате проведенного исследования сформулированы ключевые инструменты воспроизводства и вовлечения человеческого капитала в новую индустриализацию. Методы, применяемые в исследовании: экспликация, с помощью которого уточнены основные понятия исследования, научная абстракция и сравнительный анализ. Практическая значимость исследования: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной деятельности при рассмотрении вопросов структуро-образования современной экономики.
Ключевые слова: вовлечение, человеческий капитал, новая индустриализация, инструмент, воспроизводство, образование, компетенции, потребительское поведение, цифровизация, виртуализация, социальные отрасли.
THE TOOLS OF REPRODUCTION AND STIMULATION OF THE ENGAGEMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE NEW INDUSTRIALIZATION
© 2018
Klemasheva Elena Igorevna, laboratory assistant of the International Scientific Educational Laboratory for the Improvement of Wellbeing Technologies of Older Adults National Research Tomsk Polytechnic University (634004, Russia, Tomsk, streetBelinsky, 55, e-mail: eik15@tpu.ru)
Abstract. The relevance of the article is due to the imbalance in the current Russian socio-economic system. The existing imbalance is the negative externalities of the market transformation and requires an early adjustment of the growth model and development of the economy in conditions when the structural stability and scientific and technological development of industrialized economies are associated with the promotion of the industrial base to the position of a determining factor in a radical change in the role of human capital in the process of industrial development of the economy. The main idea of the article is the formation of a set of tools to increase the engagement of human capital in the process of a new industrialization of the economy, aimed at the formation and development of innovative components of human potential with their subsequent capitalization in the scientific and technological sphere of the economy. The new industrialization is seen as a process of structure-formation, aimed at increasing the proportion of the industrial complex in the structure of the economy. As a result of the conducted research, key tools for the reproduction and engagement of human capital in new industrialization have been formulated. Methods used in the study: explication, through which the basic concepts of research, scientific abstraction and comparative analysis are refined. Practical significance of the research: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific activity when considering the issues of the structure-formation of the modern economy.
Keywords: engagement, human capital, new industrialization, tool, reproduction, education, competencies, consumer behavior, digitalization, virtualization, social industries.
Постановка проблемы в общем виде. В современный период структурная устойчивость индустриально развитых экономик связана с выдвижением индустриальной базы на позицию определяющего фактора в условиях становления конкурентных преимуществ нового типа, основанных на знаниях, умениях и компетенциях людей, что формирует кардинальное изменение роли человеческого капитала в процессе индустриального развития экономики. Изменение места и роли человека, превращение его интеллекта в ключевой фактор научно-технологического прогресса, усиление гуманизации экономических отношений объективизируют необходимость изучения процессов капитализации человеческого потенциала и выбора инструментов воспроизводства и стимулирования вовлечения человеческого капитала в научно-производственную сферу экономики. Сегодня данный процесс актуализировался в исследованиях таких авторов как: С.Д. Бодрунова [1], О.П. Недоспасовой [2], Е.В. Неходы [3], Т.Л. Смирновой [4], Ю.В. Гунякова [5], А.В. Корицкого [6] и др. [7-12].
Капитализация человеческого потенциала в научно-производственной сфере возможна в рамках развертывания новой индустриализации, как процесса структу-ро-образования, направленного на преодоление дисбаланса современной российской экономики посредствам
увеличения удельного веса индустриального комплекса в структуре экономики и формирования новых экономических отношений, основанных на выходе человеческого капитала на роль ключевого фактора инновационного развития.
Процесс выбора инструментов воспроизводства и стимулирования вовлечения человеческого капитала в новую индустриализацию необходимо базируется на двух основных этапах воспроизводства и капитализации человеческого потенциала:
1. Формирование и развитие инновационных компонент человеческого потенциала, таких как: креативное мышление и кросс-функциональность, умение работать с большим объемом информации, генерировать новые знания и внедрять их в повседневные практики, адаптироваться к новым технологиям и интегрироваться с ними.
2. Формирование среды капитализации инновационных компонент человеческого потенциала в рамках научно-технологической деятельности.
Инструменты воспроизводства и стимулирования вовлечения человеческого капитала в новую индустриализацию.
Этапы воспроизводства и капитализации человеческого потенциала предопределяют выбор совокупности
116
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Клемашева Елена Игоревна ИНСТРУМЕНТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ...
базовых инструментов:
1. Совершенствование инструмента «образование» в рамках траектории ново-индустриального развития:
1.1. Закрепление в образовательных стандартах высшего образования в части общекультурных компетенций: формирование способности у обучающихся к образованию (самообразованию), как образу жизни; в современных условиях постоянного ускорения жизненных перемен [13] формировать компетенции инновационной культуры потребления - «зеленого» потребления, как способности к сокращению неблагоприятного воздействия от потребления инновационных товаров или услуг на самого человека и окружающую среду; формирование навыка активного использования информации (назовем это информационное любопытство), которое предполагает поиск и синтез информационных источников с последующей генерацией инновационных идей [14], что будет способствовать выходу на рынок труда конкурентоспособных специалистов. Данные специалисты способны быстро (применяя прилагательное «быстро», автор исследования акцентируют внимание на необходимости повышения скорости обновления человеческого капитала в соответствии со скоростью развития научно-технического прогресса и нуждами развития экономики) и самостоятельно повышать профессиональную квалификацию.
1.2. Закрепление в образовательных стандартах высшего образования в части профессиональных компетенций компетенции по развитию новаторских способностей - умение продуцировать новое научное знание, и инноваторских - умение предугадать в новшестве экономическую выгоду и целесообразность практического использования, а так же умение мотивировано аргументировать правильность принятого решения по вопросам коммерциализации инновационных разработок.
1.3. В рамках деятельности Федеральных и Опорных университетов, которые получают государственную поддержку необходимо внести требование по реализации образовательных программ профессий будущего, как критерия получения особого статуса университета. Список профессий будущего должен быть сформирован и опубликован Министерством науки и высшего образования РФ в срок, позволяющий осуществить подготовку и начать реализацию по подготовки в рамках новой образовательной программы университетом. На современном этапе в данный список следует включить следующие профессии: дизайнер виртуальной реальности, что позволит создать комфортную виртуальную среду рабочих офисов, музеев, медицинских и других муниципальных учреждений, в которой в скором времени люди будут проводить большую часть времени; разработчик робото-этики для создания этических норм существования роботов среди людей; виртуальные экскурсоводы; проектировщик умного города и экологически чистого города; аналитик «Интернета вещей», как аналитик и разработчик новых методов интеграции бытовых приборов в единые системы для «умных домов»; куратор персональных данных, основная задача которого будет аккумулировать воспоминания, планы, мысли людей, адаптировать их и распространять в общем информационном потоке социальных сетей; сити-фермер, специалист, способный организовать производство фермерской продукции в условиях мегаполиса; специалист по восстановлению экосистем; специалист по рециклингу, как разработчик новых экологичных и дешевых технологий.
1.4. Внедрение блока гуманитарных дисциплин в учебные планы всех направлений подготовки, в частности таких курсов, как «Человек и его потребности» с целью формирования у будущего специалиста знания и понимания о природе человека, его потребностях и условиях эффективного существования и развития в рамках общества. Это позволит сформировать мультипликативный эффект развития науки и технологий не ради науки
и производства, а науки для человека и производства для человека, с целью недопущения ситуации подобной сложившейся в 1990 г., когда «чрезмерное развитие тяжелой индустрии и оборонного сектора происходило в ущерб производства товаров народного потребления» [15]. Данное преобразование позволит когнитивные знания в условиях формирования функциональных связей в науке производить и концентрировать в формате их дальнейшего прикладного применения, тем самым формируя предпосылки коллективного инновационного процесса [16].
1.5. Необходимо формировать систему интенсивного обучения человека по средствам массовой переквалификации, как за счет личных ресурсов человека, так и за счет социальных инвестиций бизнес-групп в условиях характера систематической сбалансированности [17] за счет развития системы корпоративных институтов, что позволит сформировать непрерывный процесс - «образование, как образ жизни».
2. В вопросе воспроизводства человеческого капитала в рамках реализации социальных программ в российской экономики необходимо отметить, что сокращение объема социальной активности российских компаний во время рыночных реформ привело к сокращению числа социальных программ и нестабильной позиции социальной инфраструктуры предприятий. На уровне бизнес-групп необходимо внедрить разработку программ адресной поддержки молодых ученых и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках долгосрочных инвестиционных проектов, например, по примеру стипендиального обеспечения аспирантов [18], и в условиях государственной поддержки по средствам введения налоговых льгот или же в рамках реализации проектов с государственным участием, когда заявленная цель достигается за счет использования механизма многоканального финансирования.
3. В качестве движущей силы воспроизводства и вовлечения человеческого капитала в экономические отношения выступает внутреннее противоречие его сторон - потребностей и способностей. Потребности и способности в ново-индустриальной экономике формируют друг друга и выступают не только в качестве цели функционирования экономической системы, но и в качестве её средства. Расширенное воспроизводство человеческого капитала (возвышение потребностей и способностей) представляет собой процесс трансформации и формирования потребностей и способностей и отражает особенности функционирования институциональных сфер социально-экономической системы.
«Развитие человеческого сообщества, хотим мы того или нет, происходит ради достижения единой объективно заданной конечной цели - удовлетворить весь круг потребностей каждого конкретного человека вплоть до высшего ее проявления - стать совершенным в физическом, интеллектуальном, духовном плане и с высоким уровнем сознания» [19, с. 239]. «В секторе домашних хозяйств опорой сценария «человеческий капитал - драйвер роста» будет группа населения, охватывающая, как отмечалось в докладе, около 40% населения, с потребительской моделью широкого выбора, ориентированного на саморазвитие. Она отличается высоким уровнем образования, а объем ее доходов позволяет тратить на удовлетворение неотложных нужд только треть всех доходов, что позволяет иметь возможность потребительского и инвестиционного выбора» [20, с. 53].
Условием качественной характеристики изменения приоритетов и направления структурных преобразований является формирование модели активного потребительского поведения (далее - МАПП), как высшей социокультурной формы жизнедеятельности, включающей способность удовлетворять материальные потребности на достойном уровне, удовлетворять когнитивные и социальные потребности в условиях сформированных
Klemasheva Elena Igorevna economic
THE TOOLS OF REPRODUCTION ... sceinces
способностей «зеленого» потребления. МАПП способствует формированию условий к самореализации и саморазвитию человека и формирует ключевой двигатель инноваций - спрос на товар или услугу, так как, любой продукт будет востребованным на рынке, только если будет заинтересованность в нем со стороны конечного потребителя.
4. Барьером вовлечения бизнес-структур в новую индустриализацию является разрыв между созданием инновационных технологий и продукции и потребителем. Следовательно, предлагается разработка механизма гарантированной закупки на этапе выхода на рынок инновационной технологии или продукции (под «инновационным» в данном пункте понимается ранее не апробированный или же впервые выпущенный на рынок отечественным производителем - прим. автора) местными органами власти.
5. Государственная структурная политика, ее принципиальная модификация, должна себя найти в опережающем росте развития социальных отраслей, так как их сужение в годы рыночных реформ привело к сокращению высокоинтеллектуальных производительных сил и перетоку человеческого капитала в сферы, характеризующиеся формированием низкой величины добавленной стоимости. Институты, регулирующие социальные отрасли, необходимо трансформировать с применением принципа социального структурализма, который предполагает выдвижение на ключевое место диалектическое понимание человеческого капитала как ресурсно-целевой основы и источника структуро-образования. В частности увеличение ожидаемой продолжительности жизни в ведущих странах приводит к появлению спроса на инновационные технологии, которые способствуют активному долголетию и трудоустройству людей третьего возраста, продуктов и услуг высокотехнологичной медицинской помощи и формированию персонализированного характера социальных отраслей. Самостоятельно обозначение культурной компоненты человеческого капитала предполагает формирование социальных институтов в области социокультурной деятельности, что создает возможность полной мобилизации человека и предприятия. В условиях нарастания темпов гаджетизации и диджи-тализации экономических отношений в рамках развертывания политики новой индустриализации необходимо интенсифицировать процесс цифровизации и виртуализации отраслей социальной сферы.
Выводы исследования.
В результате исследования новой индустриализации сквозь призму приоритетности воспроизводства и вовлечения в индустриальные экономические отношения человеческого капитала экономики следует отметить:
- совершенствование инструмента «образование» приведет к формированию более высокого уровня добавленной стоимости, улучшит качество жизни населения путем создания потребностей более высокого уровня, так как в процессе новой индустриализации основным инструментом повышения производительности труда, уровня и качества жизни населения является воспроизводимый интеллектуальный капитал, включающий творческое, инновационное мышление и способности обеспечить креативные способы решения социальных проблем;
- результатом формирования модели активного потребительского поведения станет положительная интегральная оценка человеком достигнутого уровня и качества жизни с непрерывным трендом, который предполагает не фрагментарное достижение человеком благополучия, а характеристика их непрерывности при возрастном или статусном изменении, а так же непрерывность географической аллокации благополучного населения;
- внедрение инструмента госзакупки инновационной отечественной продукции приведет к частичному возмещению затрат бизнеса на НИОКР, а так же нивелированию сомнений потенциальных потребителей отно-118
сительно качественно-функциональных характеристик;
- процесс цифровизации и виртуализации отраслей социальной сферы, что приведет к свободной социализации и адаптации всех социальных групп населения и их активному вовлечению в экономические отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бодрунов С.Д. К новому качеству материального производства: будущее России в евразийском пространстве //Экономическое возрождение России. - 2016. - №. 3. - С. 118-123.
2. Бодрунов С.Д. О некоторых вопросах эволюции экономико-социального устройства индустриального общества новой генерации // Экономическое возрождение России. - 2016. № 3 (49). - С. 5-18.
3. Многосубъектный подход к обеспечению благополучия: взгляд с позиций теории человеческого капитала. Монография // Недоспасова О.П., Барышева Г.А., Таран Е.А. Томск: Издательский Дом Томского Государственного университета, 2015. - 290 с.
4. Нехода Е.В. Ограничения теории человеческого капитала // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2015. - №. 6. - С. 183-190.
5. Смирнова Т.Л. Развитие рынка рабочей силы в условиях инновационно-технологической трансформации российской экономики: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.01 / Смирнова Татьяна Леонидовна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. унт]. - Томск, 2015. - 42 с.
6. Гуняков Ю.В., Подопригора В. Г. Человеческий капитал как фактор развития экономики // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2015. - №. 2. - С. 27-32
7. Шестакова И.Г. Человеческий капитал как ресурс // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 37-42.
8. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Методика оценки величины человеческого капитала сельскохозяйственных организаций на основе данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 167-171.
9. Линёв А.И. Формирование структуры человеческого капитала предприятия для целей учета и анализа // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 14-17.
10. Прихач А.Ю., Попова Н.В., Казымов Ф.А. Человеческий капитал и научно-технический прогресс: взаимовлияние и развитие // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 372-379.
11. Артемьев А.В., Аксенова Н.А. Роль новых форм и методов государственного управления в сохранении и развитии человеческого капитала как основы роста современной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 77-83.
12. Терзи Н.В. Конкурентоспособность рабочей силы как экономическая категория // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 261-264.
13. Корицкий А.В. Велика ли отдача человеческого капитала в России? // ЭКО. - 2018. - №. 2. - С. 35-47.
14. Тоффлер Э. Шок будущего. Пер. с англ. - М.: Издательство ACT, 2002. - 557 с.
15. Куимов В.В., Толстой Д. А., Куимов А. О. Новая политехническая школа - методологические ориентиры и возможности // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 26-1. - С. 49-54.
16. Федотова В.Г. Академическая и (или) постакадемическая наука? // Вопросы философии. - 2014. - № 8. - С. 44-54.
17. Каячев Г.Ф. Корпоративная социальная ответственность в стратегии российского бизнеса в образовательной сфере // Траектория реформирования российской экономики: материалы Международного экономического симпозиума, посвященного 50-летию экономи-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Клемашева Елена Игоревна ИНСТРУМЕНТЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ...
ческого факультета ТГУ. Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет. - 2014. - С. 257-261
18. Приказ Минобрнауки РФ от 24.08.2012 N 654 "Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6000 рублей и 10000 рублей соответственно". [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/3487 (дата обращения: 03.02.2017)
19. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. M.: ИЭ РАН, 2015.
- 344 с.
20. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада [Текст]: докл. К ХУПАпр. междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 19-22 апр. 2016 г. / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
- М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. - 76 с.
Статья поступила в редакцию 28.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018