<Тешетневс^ие чтения. 2016
Библиографические ссылки
1. Смирнов В. А. Совершенствование деятельности лаборатории по обеспечению стойкости спутников : ВКР / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2003. 60 с.
2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://m.m.wikipedia/org/wiki/Космичес-кий-мусор (дата обращения: 08.09.2016).
3. Косенко В., Чеботарев В. Основы проектирования космических аппаратов информационного обеспечения. Красноярск, 2011. 488 с.
4. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/biznes/ podhody-k-upravleniyu.html (дата обращения: 08.09.2016).
5. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpms.ru/General_info/Process_ approach.htm (дата обращения: 08.09.2016).
References
1. Smirnov V. A. Sovershenstvovanie deiatelnosti laboratorii po obespecheniyu stoikosti sputnikov. VKR. [Improving laboratory activities to ensure durability satellites. vkr]. Krasnoyarsk : Siberian State Aerospace University Press, 2003, 60 p.
2. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://ru.m.wikipedia/org/wiki/Space-debris (accessed 08.09.2016).
3. Kosenko V., Chebotarev V. Osnovy proyektiro-vaniya kosmicheskikh apparatov informatsionnogo obe-spechenia [Fundamentals of spacecraft dataware]. Krasnoyarsk, 2011, 488 p.
4. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://www.grandars.ru/college/biznes/podhody k-uprav-leniyu.html (accessed: 08.09.2016).
5. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://www.kpms.ru/General_info/Process_approach.html (accessed: 08.09.2016).
© ErameBa C. M., ^.BHPHMH r. B., 2016
УДК 338.45
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Г. Я. Белякова, Д. А. Фокина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Экспортный потенциал предприятия аэрокосмического комплекса, являющегося открытой экономической системой, с одной стороны, обладает способностью к развитию внутри предприятия, с другой - характеризуется существенной зависимостью от влияния различных факторов внешней среды. Управление развитием экспортного потенциала предприятия аэрокосмического комплекса рассматривается как совокупность субъекта и объекта управления, взаимодействующих на основе управляющего воздействия и обратной связи в целях обеспечения определенных качественных и количественных параметров, характеризующих процессы изменения в промышленности. Для управлении развитием экспортного потенциала предприятия аэрокосмического комплекса необходимо использовать инструменты, способствующе превращению всех имеющихся ресурсов в целостную общность, для обеспечения поставленных целей развития предпиятия.
Ключевые слова: экспортный потенциал предприятия аэрокосмического комплекса, инструменты управления развитием экспортного потенциала.
INSTRUMENTS OF DEVELOPMENT EXPORT POTENTIAL OF AEROSPACE
COMPLEX ENTERPRISES
G. Y. Belyakova, D. A. Fokina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Enterprise export potential in aerospace complex is an open economic system. From one hand it obtains the ability to develop inside an enterprise, from the other hand it is characterized with its significant dependence of impact of various external factors. Managing the development of aerospace enterprise export potential is viewed as management subject-object integrity cooperating on the basis of management influence and feedback to provide the qualitative and quantitative parameters characterizing the processes of changes at the industry. To manage the development of export
Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве
potential of aerospace enterprise it is necessary to use tools contributing to transformation of all resources into cohesive solidarity to provide the achievement of enterprise development goals.
Keywords: export potential of the aerospace industry, the development of management export tools.
Управление развитием экспортного потенциала предприятия рассматривается как подсистема управления развитием промышленного сектора экономики региона и страны в целом, связанная как с объектом управления, так и с внешним миром [1]. Информационные потоки, которые отражают прямые и обратные коммуникационные связи, обеспечивают поступление в систему управления информации о состоянии объектов управления и окружающей среды, информации от вышестоящей системы, а также доведение до объектов управления управляющих воздействий. Задача обратной связи - поставлять в систему управления информацию о результатах функционирования объектов управления, т. е. данные о характере и результатах развития экспортного потенциала предприятия машиностроения.
Стратегия управления развитием - это долгосрочное определение направления развития предприятия, приводящее его к поставленным целям, таким как рост экспорта продукции или расширение номенклатуры экспортируемой продукции, географии международных поставок [2]. Стратегия связана со всеми сторонами деятельности предприятия: производство, средства и форма деятельности, система взаимоотно-
шений внутри предприятия, позиции в окружающей среде.
Уровень развития экспортного потенциала свидетельствует об уровне конкурентоспособности продукции, предприятия на международном рынке. Следовательно, существует прямо пропорциональная связь конкурентоспособности продукции производимой предприятием, на международных рынках и его экспортным потенциалом.
С учетом выбранной стратегии развития должно происходить и управление развитием экспортного потенциала предприятия. Предприятие, выбравшее определенное направление своего стратегического развития, может использовать определенные наборы инструментов для достижения намеченных целей развития. Варианты инструментов, которые могут применяться при различных стратегиях, представлены в таблице.
Предприятия, реализующие различные стратегии развития, могут использовать различные инструменты развития своего экспортного потенциала. В зависимости от выбранной стратегии предприятию предлагается система инструментов развития его экспортного потенциала.
Характерные особенности Фиксация сегмента рынка и концентрация усилий на нем Специализация в производстве продукции
Бизнес-стратегия Ориентирована на специальных потребителей Одинакова для всех потребителей
Цель развития Вывод на международный рынок продукции для конкретного потребителя Вывод на международный рынок унифицированной продукции
Территориальные предпочтения В соответствии с размещением потребителя Ориентация на большинство стран
Ассортимент Учитываются потребности конкретных потребителей Международная стандартизация и унификация продукции
Производственное развитие Тщательная проработка потребностей потребителей Оптимальное соотношение между адаптацией и стандартизацией
Размещение производства Производство в отдельной стране В соответствии с достижением конкурентных преимуществ
Поставка материалов и комплектующих Предпочтение поставщикам, имеющим определенные параметры (системы стандартизации и т. д.) Экономически выгодные поставщики (соотношение затрат и качества)
Способы сбыта продукции Соответствуют желаниям потребителей Соответствуют требованиями международного рынка
Конкурентные преимущества продукции Зависят от национальных особенностей выбранного рынка Одинаковы для всех рынков, тесно взаимосвязаны
Особенности маркетинга Разрабатываются под каждого конкретного потребителя Общие технологии, знания, инновации на рынках разных стран
Дополнительные виды экспорта Подразумевает использование предоставления пакета услуг Возможно применение «проектного экспорта»
Способы экспорта Прямой экспорт продукции Широкий набор косвенных способов экспорта продукции
Стратегические преимущества Потребители привязаны к конкретной продукции Формирование конкурентных преимуществ
Недостатки Сложно распространить опыт за пределы одной страны Препятствует созданию единых конкурентных преимуществ и компетенций Сложность учета и управления всеми особенностями международного рынка
Особенности стратегий развития предприятий аэрокосмического комплекса
Решетневс^ие чтения. 2016
Стратегии развития имеют общие принципы, на основе которых руководители предприятия принимают решения, обеспечивающие достижение поставленных целей в долгосрочном периоде. Наиболее распространенные стратегии развития предприятия аэрокосмического комплекса представлены в таблице [3]. Они отражают различные подходы к развитию уровня экспортного потенциала и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, положение внутри отрасли, технология.
Выбранная стратегия напрямую влияет на развитие экспортного потенциала, определяя выбор инструментов воздействия, особенности, приоритеты, формы реализации и другие характеристики [4]. В исследовании представлена сравнительная характеристика особенностей инструментов управления развитием экспортного потенциала в зависимости от выбранной стратегии развития предприятия аэрокосмического комплекса.
Инструменты управления развитием экспортного потенциала предприятия аэрокосмического комплекса - это определенные методы, средства и приемы, которые применяются при выработке управляющих решений, при сборе информации, её анализе и обработке [5; 6]. Инструменты управления экспортным потенциалом предприятия аэрокосмического комплекса это средства, методы, приемы и действия, направленные на наращивание данного потенциала предприятия, способствующие успешному выводу производимой продукции на международные рынки. Выбор инструментов управления развитием экспортного потенциала, используемого предприятием зависит от стратегии его развития.
Библиографические ссылки
1. Сидоренко А. В. Теоретические и методические основы управления развитием экспортного потенциала Российских промышленных предприятий // Вестник Самар. гос. экон. ун-та [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q= &esrc=s&source=web&cd=7&cad=rja&uact=8&ved=0ah UKEwiEwbHn_aHPAhXEPBoKHZ2vB 1gQFgg_MAY& url=http%3A%2F%2Fvestnik.sseu.ru%2Fview_pdf.php% 3Fpdf%3D3108&usg=AFQjCNFvBzp0yv91 -vdOGee6D aHeWmUmqg&sig2=dpmH2_QhyjZEBWBepYSyIA (дата обращения: 10.09.2016).
2. Беломестнов В. Г., Егоров М. М. Управление потенциалом промышленного предприятия // Российское предпринимательство. [Электронный ресурс]. 2011. № 4. С. 74-78. URL: http://www.creativeconomy.ru/artic-les/11 (дата обращения: 10.09.2016).
3. Полежаева Н. В. Инновационная активность предприятий ракетно-космической промышленности:
сущность понятия, методические подходы к оценке [Электронный ресурс] // Отраслевая экономика. 2016. № 9. URL: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/ item/ 4072-2016-09-07-08-28-18 (дата обращения: 10.09.2016).
4. Волкодавова Е. В. Международные экономические миссии как фактор повышения экспортного потенциала промышленных предприятий : моногр. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 102 с.
5. Белякова Г. Я., Фокина Д. А. Классификационный анализ инструментов развития экспортного потенциала машиностроительного предприятия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 56-60.
6. Fokina D. Non-financial instruments of the state support of an export potential of engineering enterprises // European J. of Natural History. 2014. № 6.
References
1. Sidorenko A. V. Theoretical and methodical bases of management of development of export potential of Russian industrial enterprises // Vestnik Samara State University of Economics. 2010 [Electronic resource]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=7&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKE wiEwbHn_aHPAhXEPBoKHZ2vB 1gQFgg_MAY&url= http%3A%2F%2Fvestnik.sseu.ru%2Fview_pdf.php%3F pdf%3D3108&usg=AFQjCNFvBzp0yv91-vd0Gee6DaHe WmUmqg& sig2=dpmH2_Qhyj ZEB WBep Y SyI A (reference date: 09.10.2016).
2. Belomestnov V. G., Egorov M. M. Industrial potential of the enterprise management // Russian Entrepreneurship. 2011. № 4. S. 74-78 [Electronic resource]. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/11 (reference date: 09.10.2016).
3. Polezhaeva N. V. Innovation activity of enterprises of rocket-space industry: the essence of the concepts, methodological approaches to the assessment // Sectoral Economics. 2016. № 9 [Electronic resource]. URL: /http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/4072-2016-09-07-08-28-18 (reference date: 10.09.2016).
4. Volkodavova E. V. International economic mission as a factor in increasing the export potential of industrial enterprises : a monograph. Saratov : Publishing House of Saratov University. 2002. 102 p.
5. Belyakova G. Y., Fokina D. A. Classification analysis tool for development of export potential of the machine-building enterprises // Modern problems of science and education. 2014. № 3. S. 56-60.
6. Fokina D. Non-financial instruments of the state support of an export potential of engineering enterprises. European J. of Natural History. 2014. № 6.
© Белякова Г. Я., Фокина Д. А., 2016